Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Видеокарты

MSI Radeon HD3650 – новейшие технологии по доступной цене

⇣ Содержание
Последнее время мы уделяли внимание преимущественно дорогим видеокартам, относящимся к hi-end сегменту, поэтому сегодняшнее знакомство с бюджетной видеокартой будет своего рода разрядкой. Ведь если в дорогих видеокартах мы ищем, как правило, минусы, то в дешёвых нам придется искать плюсы, поскольку минусы в них предопределены. И, как ни странно, таких плюсов находится немало, если даже не больше, чем у дорогих видеокарт. Ведь, согласитесь, очень приятно, когда потратил мало, а получил много. Впрочем, от общих лозунгов перейдём к конкретике. Итак, видеокарты AMD Radeon HD3650 пришли на смену видеокартам AMD Radeon HD2600Pro и AMD Radeon HD2600XT, сохранив при этом старый порядок цен. Основными отличиями от предшественников стали более тонкий техпроцесс, поддержка DirectX 10.1, поддержка интерфейса Display Port и шины PCI-express 2.0. Отдельным пунктом отметим поддержку видеокартами AMD Radeon 3650 обновлённой технологии ATI CrossFire X, позволяющей объединить в связку более двух видеокарт. Приведём основные характеристики рассматриваемых видеокарт в таблице ниже:
Наименование характеристики MSI Radeon R3650-T2D512 Radeon HD2600Pro Radeon HD2600XT
Графический процессор (GPU) RV635 RV630 RV630
Количество видеопамяти, Мб 512 256/512 256/512
Ширина шины памяти, бит 128 128 128
Тип используемой видеопамяти DDR3 DDR2/DDR3 DDR3/DDR4
Тактовая частота GPU, МГц 750 (рекомендованное значение – 725) 600 800
Эффективная частота видеопамяти, МГц 1600 800 для DDR2
1400 для DDR3
2200 для DDR4
1400-1600 для DDR3
Количество потоковых процессоров 120 120 120
Количество текстурных блоков 8 8 8
Количество блоков ROP 8 8 8
Возможности обработки видео и звука силами GPU H.264 / AVC, VC-1, MPEG1, MPEG2, DivX. Поддержка Full HD
Встроенный звуковой контроллер для передачи звука по интерфейсу HDMI
Возможность объединения нескольких видеокарт ATI CrossFire X ATI CrossFire
Технологии энергосбережения ATI PowerPlay
Интерфейсы PCI-Express 2.0 x16 / 2xDVI / HDMI / S-Video / Display Port PCI-Express x16 / 2xDVI / HDMI / S-Video
Отметим, что новые видеокарты, как и более дорогие Radeon HD38x0, в полной мере поддерживают технологию ATI AVIVO HD. Напомним, что она включает в себя технологию UVD (Unified Video Decoder), которая значительно облегчает обработку видео высокой чёткости, такого как Blue-Ray и HD-DVD. Таким образом, такая видеокарта станет отличной заготовкой для домашнего кинотеатра. Вроде бы, все особенности новинки мы перечислили, поэтому перейдём к рассмотрению конкретной видеокарты – MSI R3650-T2D512.
 MSI Radeon HD3650 BOX
Видеокарта MSI R3650-T2D512 поставляется в небольшой картонной коробке. Несмотря на скромные размеры, лицевая сторона коробки содержит довольно много информации, в том числе и ключевые характеристики видеокарты. Подобная картина характерна для компании MSI.
 MSI Radeon HD3650 BOX
На обратнойстороне коробки информации также много, в том числе, здесь имеется и упоминание о поддержке видеокартой технологии ATI CrossFire X. Напомним, что данная технология позволяет объединить в связку более двух видеокарт.
 Complect.jpg
Комплектация видеокарты содержит всё необходимое:
  • переходник S-video > S-video + композитный выход (тюльпан);
  • переходник S-video > Component out;
  • кабель S-video с двумя разъёмами типа «папа»;
  • переходник DVI > D-sub;
  • CD с драйверами;
  • инструкция по установке видеокарты.
 VGA_under_corner.jpg
 VGA_front.jpg
Видеокарта MSI R3650-T2D512 вышла небольшого размера, что по достоинству оценят владельцы тесных корпусов. Впрочем, дизайн платы очень близок к эталонному. Кстати, видеокарта подверглась заводскому разгону на 25 МГц для графического процессора. Смешно, конечно, но это позволило MSI сделать приписку “OC” в конце маркировки видеокарты.
 VGA_rear.jpg
Обратная сторона видеокарты содержит четыре чипа памяти, которые формируют половину объёма видеопамяти, установленного на видеокарту. Другая часть памяти размещена на лицевой стороне видеокарты. Также обратим своё внимание на крестовину, которая является частью крепления системы охлаждения, и польза от которой в данном случае под вопросом. Дело в том, что, с одной стороны, такие крестовины должны обеспечивать жесткость плате и, в идеале, давить на плату напротив места расположения кристалла графического процессора, тем самым обеспечивая его надёжный контакт с системой охлаждения и предотвращая её перекос. С другой стороны, жесткости печатной платы вполне хватило бы для удержания столь лёгкой системы охлаждения, а крестовина не контактирует с местом напротив расположения кристалла графического процессора. Поэтому к наличию такого «бонуса» следует относиться скорее как к украшению, нежели как к необходимости.
 PCB_and_cooler.jpg
Система охлаждения видеокарты небольшого размера. Этого оказалось вполне достаточно благодаря невысокому тепловыделению нового графического процессора RV635.
 PCB_front.jpg
Похожая печатная плата уже применялась компанией MSI в её предыдущих продуктах. Возле графического процессора стоят уголком четыре чипа видеопамяти, формирующие 256 Мб. Остальные 256 Мб расположены на обратной стороне видеокарты.
 VRAM_chip.jpg
Чипы памяти произведены компанией Qimonda и имеют время выборки 1,0 нс, что соответствует частоте 2000 МГц. Реальная же скорость работы видеопамяти меньше – 1600 МГц.
 Cooler.jpg
Радиатор системы охлаждения полностью окрашен в золотистый цвет и контактирует с графическим чипом при помощи вязкой теплопроводной массы серого цвета, именуемой в народе «терможвачкой».

Эффективность системы охлаждения

Проверять эффективность системы охлаждения мы традиционно будем при помощи игры Oblivion, настроенной на максимальное качество, и программы Riva Tuner.
 RT_temp.jpg
При измерении температуры значения менялись скачкообразно, достигнув, в итоге, 57 градусов. Очень неплохо, хотя и предсказуемо для столь «холодного» чипа. Однако стоит отметить тот факт, что система охлаждения была отнюдь не бесшумная, хотя и громкой её не назовёшь, так что это - небольшой минус новинке. Также отметим отличную работу технологии энергосбережения ATI PowerPlay, которая в моменты низкой нагрузки на видеокарту снижает её частоты до 110 / 800 МГц для графического процессора и видеопамяти соответственно. Вроде бы, всё, давайте теперь перейдём к самому интересному – обсуждению методики и непосредственно самому тестированию.

Подробности о методике тестирования

Согласитесь, было бы глупо тестировать бюджетную видеокарту на тех настройках, которые мы используем для тестирования дорогих высокопроизводительных видеокарт. Да и просто занижать настройки лишь для того, чтобы только протестировать и отчитаться, тоже не дело. Остаётся один выход – подойти к вопросу творчески и понизить те настройки, которые дадут максимальный прирост скорости и минимально повлияют на качество изображения. Итак, дорогие видеокарты мы тестируем на максимальных настройках качества в играх, поэтому перечислим лишь те параметры, которые мы изменяли. Игра Call of Duty 4:
Shadows: no
Soften Smoke Edges: no
Этого оказалось вполне достаточно для того, чтобы поднять скорость в игре более чем до комфортного уровня «геймплея». Игра Call of Juarez
Качество теней: среднее
Размер теней: 1024
Качество материала: среднее
Качество текстур: среднее
Качество листвы: среднее
Enchanted quality: off (доступно только в DX10 режиме)
Игра Need for Speed Carbon
Car reflection update: off
Motion blur: off
Игра Need for Speed Pro Street Racing
Тени на трассе: среднее
Эффекты трассы: минимально
Эффекты автомобилей: отключено
Дым: отключено
В игре Crysis мы использовали средние настройки качества, в игре Oblivion – также понизили настройки качества до средних, но оставили включенными «фичи», характерные для более качественных режимов, например, HDR (динамическое освещение). Настройки качества в игре Prey мы не меняли, поскольку эта игра «по зубам» практически всем современным видеокартам. Кстати, совсем вылетело из головы, тестирование в игре Crysis мы провели при помощи встроенного теста, а не утилиты SmrtFPS.com, как ранее. Нам пришлось так поступить потому, что утилита SmartFPS.com заменяет настройки игры на собственные, что, конечно же, для нас неприемлемо. Теперь - пару слов о конкурентах и о том, как мы их выбирали. Итак, в качестве конкурентов видеокарте MSI R3650-T2D512 мы взяли видеокарту Radeon HD2600XT с 256 Мб видеопамяти класса DDR4 и GeForce 8600GT с 256 Мб видеопамяти класса DDR3. Наш выбор объясняется розничными ценами видеокарт – все три платы стоят примерно одинаково. Хватит ли им 256 Мб видеопамяти, спросите вы? Мы ответим, точнее, продемонстрируем на примере игры Crysis со средними настройками:
 VMem_util.jpg
Игре Crysis под управлением Windows XP потребовалось 209 Мб видеопамяти, так что 256 Мб набортной видеопамяти оказалось вполне достаточно. Что же, давайте посмотрим на результаты тестов!

Тестирование и выводы

Прежде, чем знакомится с результатами тестов, давайте взглянем на конфигурацию нашего тестового стенда и на версии использованных драйверов:
Тестовый стенд
Процессор

Материнская плата

Оперативная память

Операционная система

Windows XP+SP2+DirectX 9.0c / Windows Vista для DX10 тестов

Блок питания

750 Вт

Для видеокарт Radeon были использованы драйверы Catalyst 8.3 для обеих операционных систем, а для видеокарты GeForce 8600GT - драйверы ForceWare 169.21 и ForceWare 169.25 для Windows XP и Windows Vista соответственно. Знакомиться с результатами мы, традиционно, начнем с тестов 3DMark:
 3DMark.png
В тестах 3DMark05 и 3DMark 06 видеокарта MSI R3650-T2D512 заняла второе и последнее место соответственно. С одной стороны, это выглядит как проигрыш новинки, с другой – разница слишком мала, чтобы судить однозначно. Поэтому давайте ознакомимся с результатами игровых тестов, которые, кстати, мы производили с 16-кратной анизотропной фильтрацией. Благо, её включение слабо повлияло на скорость видеокарт.
 COD4.png
В игре Call of Duty 4 видеокарта MSI R3650-T2D512 заняла второе место, предшественница Radeon HD2600XT всё же оказалась быстрее. Впрочем, ничего удивительного в этом нет, поскольку у Radeon HD2600XT заметно более высокие частоты, чем у MSI R3650-T2D512.
 COJ_DX9.png
В игре Call of Juarez видеокарта MSI R3650-T2D512 вновь заняла второе место, однако все же чуть-чуть уступила видеокарте GeForce 8600GT при разрешении 1600x1200, но это несущественно.
 COJ_DX10_MQ.png
При переходе в режим DirectX 10 видеокарты Radeon значительно потеряли в скорости, а вперёд вырвалась GeForce 8600GT. Впрочем, это единственная игра, где видеокарта от NVIDIA стала лидером, поэтому не будем заострять на этом внимание. Согласитесь, что скорость игры оставляет желать лучшего, поэтому почему бы нам не понизить настройки ещё?
 COJ_DX10_LQ.png
Лучше, но всё же недостаточно. Хотя, скажем вам, при разрешении 1024x768 вполне можно играть и при такой скорости, причем получать от этого удовольствие.
 Crysis.png
В игре Crysis новинка от MSI (или от AMD – как вам больше нравится) вновь заняла второе место.
 Crysis_DX10_MQ.png
При переходе в режим DirectX 10 у игры Crysis возрастают аппетиты, в результате чего быстродействия всех участниц тестирования оказывается недостаточно. А давайте посмотрим на показатели быстродействия в режиме с низким качеством (low quality)!
 Crysis_DX10_LQ.png
Совсем другое дело! Конечно, игра растеряла большую часть своих красот и стала похожа на старый добрый Far Cry, но зато у нас появилась возможность с комфортом в неё поиграть.
 NFS_C.png
В игре Need for Speed Carbon только GeForce 8600GT смотрится не очень, а обе видеокарты Radeon демонстрируют весьма неплохие результаты. Видеокарта MSI R3650-T2D512 вновь заняла второе место.
 NFS_PS.png
В игре Need for Speed Pro Street Racing видеокарта MSI R3650-T2D512 идет примерно на том же уровне, что и GeForce 8600GT, а первое место заняла Radeon HD2600XT, которой благоприятствуют высокие тактовые частоты.
 Oblivion.png
В игре Oblivion видеокарта MSI R3650-T2D512 немного уступила GeForce 8600GT, но разница столь мала, что это не стоит рассматривать как победу последней. По большому счёту, все видеокарты в этой игре демонстрируют почти одинаковые результаты.
 Prey.png
В игре Prey видеокарта MSI R3650-T2D512 проигрывает видеокарте GeForce 8600GT, но лишь в разрешении 1024x768. По мере роста разрешения видеокарта от NVIDIA сдаёт свои позиции, и новинка MSI занимает второе место.

Выводы

Сегодняшнее тестирование показало, что новые видеокарты Radeon HD3650 удались. Конечно, они немного медленнее, чем Radeon HD2600XT с памятью GDDR4, но зато потребляют меньше энергии и, соответственно, выделяют меньше тепла, что стало возможным благодаря более тонкому 55 нм техпроцессу. К тому же, не будем забывать про поддержку новыми видеокартами DirectX 10.1 и интерфейса Display Port, что, в будущем, может быть востребовано. В общем, AMD Radeon HD3650 и конкретно MSI R3650-T2D512 - недорогие и довольно функциональные видеокарты, которые подойдут тем, кто готов пойти на компромиссы в плане настроек в играх. Плюсы:
  • низкое энергопотребление и тепловыделение;
  • эффективная система охлаждения.
Минусы:
  • заметен шум от системы охлаждения.
- Обсудить материал в конференции


 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Министр торговли США признала, что санкции против Китая неэффективны 2 ч.
Apple запустила разработку умного дверного звонка с Face ID 2 ч.
AirPods научатся измерять пульс, температуру и «множество физиологических показателей» 3 ч.
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 8 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 8 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 10 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 15 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 15 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 16 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 23 ч.