Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

Спасут ли электромобили автомобильную индустрию?

⇣ Содержание

Эпоха электромобилей

Специалисты из Toyota посчитали, что даже если "подключаемые" гибридные автомобили, ресурс работы электродвигателя которых от одного заряда составляет пока в среднем всего 20 миль (36 км), заменят все автомобили в США, выхлоп CO2 в атмосферу снизится более чем на 20%. Что уж там говорить о тех временах, когда электромобили станут доминирующим видом транспорта на дорогах планеты. К сожалению, до этого светлого времени еще далеко. Это не мой личный пессимизм, об этом говорят данные многочисленных исследований. Начать с того, что движение электромобиля традиционных габаритов на большие дистанции требует применения аккумуляторов с емкостью, значительно превышающей сегодняшние возможности индустрии. Считается, что для более-менее заметного изменения ситуации потребуется как минимум трех-пяти кратное увеличение плотности энергии автомобильных аккумуляторов. Считается, что такая цель в конце концов окажется значительно сложнее задачи по разработке эффективных топливных элементов, а уж о цене новых аккумуляторов и говорить пока не хочется, неприличные цифры. И все же некоторые значительные успехи в области производства электромобилей, действительно мощных и пригодных для длительных поездок, уже есть. Выше, в разделе, посвященным разработкам аккумуляторов для гибридных автомобилей, мы отметили, что многие "аккумуляторные проекты" японских компаний имеют конечной целью переход от выпуска гибридов к производству полноценных электромобилей. Однако уже сейчас – сегодня, ряд производителей автомобилей предлагает приобрести вполне практичные электромобили, а уже в следующем году число таких предложений обещает вырасти значительным образом. В качестве наиболее показательного примера можно привести опыт калифорнийского стартапа Tesla Motors, начавшего поставки своей первой модели спортивного электромобиля еще в прошлом году. Любопытно отметить, что цена автомобиля, изначально установленная на уровне $ 92 тыс., в последствии была поднята до $98 тыс., не в последнюю очередь благодаря повышенному спросу на эту модель.
 tesla1.jpg
 tesla2.jpg
 tesla3.jpg
Новые родстеры Tesla EV образца 2008 года на ионно-литиевых аккумуляторных батареях уже способны разгоняться до 100 км/ч всего за 3,9 с, максимальная скорость составляет 210 км/ч, при этом мощность двигателя 248 л.с., а дальность хода без перезарядки достигает 350-400 км.
 tesla239
 tesla
Успешные продажи позволили компании уже в мае 2008 открыть первый дилерский центр Tesla Motors в Лос-Анджелесе, а также объявить о пополнении линейки моделей электрическим седаном Model S и даже работой над электромобилем по цене менее $30 тысяч. Более того, новые автомобили Tesla Motors пришлись по душе многим политикам и бизнесменам, получили высокую оценку Кондолизы Райс, а губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер и вовсе пообещал свое покровительство проектам компании на территории штата.
 tesla7.jpg
По некоторым данным, литий-ионные технологии Tesla заинтересовали Daimler AG, и вполне возможно, что немецкий концерн примет решение о закупке аккумуляторов для своих гибридных и электромобилей у Tesla Motors. Буквально на днях, в первых числах августа, компания Nissan Motor представила собственный прототип электромобиля. Новинка третьего по величине японского автопроизводителя представляет собой переднеприводную конструкцию с электродвигателем мощностью 80 кВт с совершенно новым дизайном кузова, при этом новые литий-ионные аккумуляторы для экономии места устанавливаются под кузовом.
 nissan
Новые многослойные батареи, плод сотрудничества с инженерами NEC, обладают вдвое большей емкостью, нежели традиционные никелевые металлогибридные аккумуляторы того же объема, применяемые в современных гибридных и электрических автомобилях. Ожидается, что новые электромобили Nissan появятся на дорогах США и Японии уже в 2010 году, в остальных странах – ближе к 2012. Близится к внедрению и электрический проект компании Mitsubishi Motors, которая еще в 2007 году создала совместное предприятие Lithium Energy Japan с родственным концерном Mitsubishi и производителем аккумуляторов GS Yuasa.
 Mitsubishi iMiEV
 Mitsubishi iMiEV
Цель новоиспеченной компании – разработка и производство улучшенных литий-ионных аккумуляторов для электромобилей, при этом первые анонсы новой продукции совместного предприятия ожидаются уже в ближайшее время, а в 2009 году ожидается появление первых электромобилей Mitsubishi iMiEV с этими батареями.  Lightning Car Company В июле, в рамках British International Motor Show, был представлен электромобиль Lightning производства британской компании Lightning Car Company. Необычность проекта выражается во всем: в стремительной спортивной форме автомобиля, не совсем привычной для моделей с электрическим двигателем, в использовании совершенно нового типа аккумуляторов – литий-титановых, способных заряжаться с невероятной скоростью. Компания Lightning Car Company была основана сравнительно недавно – всего лишь в 2006 году, однако в ряды ее разработчиков влились имена, известные ранее в Rolls Royce и Bentley. Основа конструкции нового электромобиля - 30 батарей NanoSafe, разработанных американской компанией Altairnano, в которых традиционный графит заменен наночастицами титанатов, что делает такие батареи более термостабильными и менее токсичными.
 Lightning
Суммарная емкость блока батарей – 36 кВт, комплект NanoSafe может эксплуатироваться на протяжении более 12 лет, при этом даже после 15 тысяч циклов заряда-разряда сохраняется до 85% первоначальной емкости. Такие батареи уже применяются, например, в Sport Utility Truck от Phoenix Motorcars. В электромобиле применены двигатели Hi-Pa Drive производства британской PML Flightlink Ltd., мощностью 120 кВт каждый, по двигателю на каждое колесо. Согласно заявлению представителей компании, Lightning способен разгоняться до скорости 60 миль в час всего лишь за 4 секунды и проезжать на одном заряде батарей до 200 миль.
 Lightning
Самое, пожалуй, интересное заключается в том, что при наличии 3-фазной сети весь комплект батарей Lightning можно зарядить всего за 10 минут – чуть больше, чем уходит на заправку бензобака обычного автомобиля, при этом порядок расходов на "топливо" гораздо меньше. Увы, цена Lightning пока кусается и явно не массовая – что-то порядка 120 тысяч фунтов стерлингов. Примеров удачных разработок электромобилей, уже продающихся или готовящихся вот-вот появиться в рознице, можно насчитать великое множество, но объединяет их в большинстве случаев одно свойство – габариты, привычные для классических авто. А что если воспользоваться преимуществами компактности электродвигателей и аккумуляторов, и придать электромобилю совершенно новые формы? Именно по этому пути пошла японская компания Topia, представившая в июне на выставке Design Engineering & Manufacturing Solutions Expo свой прототип одноместного электромобиля HUVO весом всего 150 кг.
 Topia HUVO
Представители "престижных" профессий, где жажда ничто, а имидж все, разумеется, вряд ли заинтересуются таким скромным и на первый взгляд, даже потешным предложением, однако тем, кто уже привык к городским малолитражкам класса A и вполне согласен покупать авто именно ради езды, HUVO может показаться вполне интересным.
 Topia HUVO
По словам представителей Topia, вес автомобиля вроде HUVO, собранного из традиционных материалов, составил бы примерно 300 кг. Применение шасси из высокопрочной стали, дверей и элементов задней части конструкции из легкого алюминиевого сплава, а также крыши из пластика, армированного графитовой нитью (carbon fiber reinforced plastic, CFRP), плюс окон из поликарбоната и внутренней отделки и колес из специальной резины. Как знать, возможно, именно такие компактные электромобили будут составлять львиную долю транспорта на дорогах будущего – для тех, кому лень крутить педали еще более компактных (и экономичных!) велосипедов. Пока что не на всех дорогах ситуация складывается в пользу электромобилей. Мало того, что их практически нет, в некоторых странах их уже успели запретить! Речь идет о Канаде, где, по последним данным, федеральными и рядом провинциальных законов запрещено использование электромобилей на большинстве канадских дорог. Транспортное министерство Канады вводит запрет на том основании, что автомобили, сделанные из легковесных металлов и пластиков, не представляют достаточной безопасности для водителей и пассажиров, и представляют серьезную угрозу их жизни в результате столкновения. В настоящее время канадские власти сертифицировали всего пять моделей электромобилей, две из которых, по иронии судьбы, уже сняты с производства, однако и эти законы в большинстве случаев не указ властям на местах, так как в большинстве провинций Канады имеется собственная юрисдикция по вопросам безопасности эксплуатации дорог. Разве что в провинции Британская Колумбия разрешены низкоскоростные электромобили для использования на городских дорогах. Дошло до того, что канадская компания Zenn Motor, производящая электромобили в Квебеке и экспортирующая их в США, не может использовать эти средства передвижения даже для своих сотрудников. В результате чего последовало предсказуемое решение: теперь производство Zenn Motor переносится в Карачи, Пакистан. А ведь Zenn Motor занимается не только легкими электромобилями, в течение ближайших трех лет компания планирует начать производство электрического грузовика Nemo...

Электромобиль по-прежнему остается автомобилем будущего?

К сожалению, пока что на этот вопрос есть только один ответ, и он утвердительный. Увы, нынешним полнофункциональным электромобилям с ценой около сотни тысяч долларов так же далекиот массового потребителя, как космический туризм с $20 млн. билетом. И мечты о том, что электромобиль станет столь же доступным явлением как сотовый телефон пока придется отложить – по крайней мере, на ближайший пяток-десяток лет. И все же собранная и приведенная выше информация дает ясно понять, что в перспективе не все так плохо. Как только ведущие мировые автомобильные концерны смогут освоить поточные технологии производства емких, легких и безопасных аккумуляторов, ситуация должна измениться радикально, поскольку вслед за массовостью всегда приходит резкое снижение цены. Проводя аналогию с мобильниками, можно сказать, что в данный момент электромобили представляют собой такую же редкую и дорогую штуку, как первые дорогущие многокилограммовые сотовые телефоны, для переноски которых требовалась специальная крепкая ручка. Пройдет совсем немного времени, и электромобиль, а также "заправочные" розетки вдоль дорог станут таким же привычным явлением, как мобильный телефон и привычные бензоколонки. Вот в этом точно можно не сомневаться. Так что на поставленный в заголовке статьи вопрос "Спасут ли электромобили автомобильную индустрию?" уже сегодня мы твердо можем ответить: да, спасут. Но не завтра.
Ресурсы для дополнительного чтения по теме:
- Обсудить материал в конференции

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥