⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Советы по ремонту «мобильника»
Скрытая система ремонтаОбычно в нормальных сервис-центрах все посты унифицированы, и на них можно производить три вида ремонта - от самого простого до сложного. Первый уровень - это замена софта (всем известных "прошивок"), батарей (временами они тоже выходят из строя), а также отдельных элементов без вскрытия корпуса. Второй уровень - замена элементов со вскрытием корпуса, но без пайки. Третий - пайка и замена неисправных процессоров (брак сборки или падение аппаратов), плат. Есть на каждом рабочем месте и специальный тестер для проверки энергопотребления телефона - временами некоторые параметры не настроены еще при сходе с конвейера, что дает неприятный результат в виде быстро садящихся батарей. Кстати, с батареями может быть и еще один неприятный момент - взрыв в момент пикового энергопотребления (к примеру, входящий звонок при зарядке через электрическую сеть) или в процессе долгого разговора он сильно нагревался, в результате чего клинило системы управления. Но при наличии такого тестера это тоже можно отследить.Ремонт дисплея сотового телефона - наиболее распространенная поломка, которая устраняется достаточно быстро.
Демонтаж внутренней платы телефона: на ее место установят другую, и телефон будет снова работоспособен.
Паяльная станция и держатель, лампа со стеклом увеличения - стандартное рабочее место сервис-инженера.
GSM-тестер - крайне дорогой, но функциональный прибор для диагностики неполадок в любых сотовых телефонах стандарта GSM.
GSM&CDMA тестер - он позволяет проверить телефон по всем возможным параметрам, так как он имитирует работу сотовой сети и может замерять десятки параметров, одновременно сравнивая их со средненормативными - отклонения сразу видны.
Паяльная станция - ее основное назначение состоит в работе с мелкими БГА-компонентами - небольшими модулями, по размеру в несколько раз меньше 10-копеечной монеты, которые монтируются на печатную плату сотового телефона: такие компоненты отвечают за встроенную память телефона, за логическую часть и за радиочасть телефона.
В современном сотовом телефоне столько мелких деталей, что большая часть ремонта может быть выполнена только с помощью увеличительного стекла.
"Просушка" телефона после попадания влаги.
Аппарат для измерения электрического сопротивления.
Кроме того, в сервис-центре есть устройства-программаторы. По сути, они используются для модификации ПО сотовых телефонов - но доступ к официальным программаторам сервис-центр может получить только после получения авторизации. Все остальные используют "не родные" программаторы, которые имеют специфические функции - к примеру, возможность разблокировки SimLock, смена серийного номера IMEI и т.д.
Есть особенности и с запасными деталями для ремонта. К примеру, авторизованный сервисный центр может заказать такие детали напрямую у производителя - это будет стоить умеренных денег, но заказ дойдет не ранее, чем через несколько дней или недель (в зависимости от того, с какого склада это поставляется). Правда, учитывая требования вендоров, в авторизованном центре постоянно должен быть определенный запас запчастей для самых частых поломок. Все остальные используют или "аналоги" (их производят где угодно), или настоящие запасные части (обычно их в массовом порядке производят в Китае, откуда просто воруют с заводов). Кстати, можно получить хорошие детали и иначе - в эту категорию входят детали, которые продают авторизованные сервис-центры из категории "добавленных ремонтов", банальное завышение отчетности, которое достаточно сложно проконтролировать.
А вот прошивки (специальные сервисные программы для определенных моделей сотовых телефонов) и мануалы (техническую иллюстрированную документацию по определению неисправностей в мобильном телефоне) можно получить почти бесплатно - как на специализированных форумах, так и на сайтах компаний-производителей. Правда, на сайтах производителей вся сервисная информация имеет гриф Confidential, и к ней имеет доступ только авторизованный сервис-партнер, причем за ее разглашение он может лишиться контракта. Известно несколько случаев, когда именно этот момент использовался для отзыва контракта у "неугодных партнеров".
Маршрут инженера в сервисе достаточно простой - берется аппарат из шкафа, внимательно изучается сопроводительный лист, где указаны жалобы пользователя. Далее - многофункциональный тест аппарата, чтобы понять его техническое состояние (часто пользовательские жалобы - только вершина айсберга), если нужны запасные части, то их выписывают со склада, производит замену запчастей, снова проводят тест, заполняется технологическая карточка ремонта (все в электронном виде) и аппарат доставляется в шкаф выдачи. Чаще всего в сервисах отдельно ведется статистика по повторному ремонту - пока не организован выходной контроль уже отремонтированной продукции, но если повреждения не были устранены с первого раза, это повод для более тщательного контроля за работой того или иного инженера, который допустил такую ситуацию.
Взаимоотношения сервисного центра и вендора - отдельная история. Дело в том, что все испорченные компоненты, которые невозможно отремонтировать, просто меняются, но не утилизируются, а возвращаются производителю - на тестирование. Корпуса и дисплеи никого не интересуют - спектр проблем, которые могут возникнуть, там известен, а вот "мозги" телефона и печатные платы - это интересно. Обычно раз в квартал сервис-центр отсылает вендору средних размеров сумку, набитую такими "мертвыми по софту" аппаратами. Вендор платит за ремонты по сервисным договорам, которые он заключат с сервис-центрами. Каждый месяц с 25-го по 30-е число центры отчитываются о ремонтах, предоставляя документы специальной формы, где указано, что, как, где было исправлено - указывается количество использованных деталей, причина ремонта и сложность выполняемых операций. Причем все возможные операции, которые теоретически возможно произвести с этим аппаратом, указаны в специальном приложении к сервисному договору - поэтому остается только пометить галочками нужные пункты. Если сервис-центр закупал детали заранее, то ему компенсируются эти затраты, а также деньги за ремонт по установленным расценкам. У каждого производителя существует и своя "сервисная полиция" - конечно, это подразделение проще организовать, если у вендора есть представительство в России. Если нет - больше внимания уделяется бумагам, по которым происходит четкий анализ соответствия ремонта тем повреждениям, которые были заявлены пользователем и имели место на самом деле.
Отметим, что гарантийными являются случаи, когда неисправность оборудования не явилась следствием неаккуратного обращения абонента (жесткие механические воздействия, коррозия, повреждения компонентов и печати на печатных платах). Например, повреждение компаунда, фиксирующего микропроцессор и микросхему памяти, почти всегда свидетельствует о том, что системный блок был поврежден в результате удара, перегиба или скручивания телефона. В то же время, сгоревшие контакты или микросхемы говорят об использовании нештатных аксессуаров (аккумуляторов, кабелей передачи данных, зарядных устройств). Это же касается и самих неисправных аксессуаров. При этом если неисправность не была вызвана внешними причинами, то аксессуары заменяются в период гарантийного срока, который составляет один месяц со дня покупки, бесплатно. В случае отказа абонента от ремонта (как платного, так и гарантийного), составляется акт проверки параметров с указанием всех механических повреждений корпусных элементов и компонентов схемы и т.д. Ремонт в таких случаях не выполняется.
В качестве дополнительных услуг в несертифицированных сервис-центрах вам могут предложить "загрузку в ваш телефон мелодий, логотипов и заставок в любом количестве". Обычно это идет как бонус - то есть бесплатно. Однако надо однозначно представлять себе, что такие условия обычно указывают на пиратское происхождение контента. Для ориентировки, приведем некоторые цены (без стоимости запасных частей), на которые стоит ориентироваться при сдаче телефона в платный ремонт. Восстановление мобильного телефона после попадания воды будет стоить от 600-800 руб., восстановление пайки БИС, включая регулировку и восстановление радиоблока, замена дискретных электронных компонентов, аналоговой и цифровой части платы трансивера - от 650 руб. А вот замена корпусных деталей, промывка и очистка внешних контактов, тренировка аккумулятора, замена уплотнительных элементов, полировка стекол обойдется в 350-600 руб. Заменить микросхемы радиоблока, аналоговые и цифровые части платы трансивера, восстановить проводники печатной платы - от 700 руб. Ну а поменять электромеханические и механические элементы (микрофоны, динамики, предохранители и пр.), отрегулировать трансивер, восстановить пайку дискретных компонентов - от 450 руб. Смена и обновление программного обеспечения мобильного телефона, русификация, снятия блоков телефона - от 300-700 руб.
Оперативная утилизация"Мобильники", которые нельзя починить, восстановить или разобрать на запасные детали, утилизируют. Мало кто знает, как это происходит на самом деле: ведь организовывать такое производство надо с соблюдением всех нормы безопасности - используемые в "мобильниках" микросхемы содержат такие токсичные материалы, как мышьяк, свинец, ртуть и т.д., которые активно выделяются в атмосферу при горении на обычных городских свалках. Наиболее профессионально с ними справляются на одном из предприятий МГУП "Промотходы", где этим занимается подразделение " Экоцентр ". Вообще, с помощью современной техники можно изничтожить практически любую технику - от плазменных панелей до обычных компьютеров. До сих пор "мобильники" уничтожают в первом корпусе на участке переработки отходов и лома электронной техники: по сути, это бывший гараж, который был переоборудован в производственный корпус.Первый корпус - здесь находят свой "последний приют" старые мобильники.
Первый этап утилизации мобильных телефонов - это банальная сортировка. Обычно аппараты привозят в огромных коробках, и навалены они туда без всякого разбора. Кстати, персональный рекорд центра - единовременная поставка 20 тонн старых мобильников; для их переработки пришлось даже нанимать дополнительный штат временных сотрудников. Здесь же, кстати, "резали" контрафактные (как некоторое время считало следствие) трубки Motorola, изъятые у "Евросети".
Рабочие помещения.
Последние поступления - обычно сотовые телефоны приходят от разных заказчиков, поэтому о какой-либо унификации поставок говорить не приходится.
Трубки отделяют по производителям и моделям, чтобы было удобнее работать дальше. По стеночке в цехе стоят пластиковые контейнеры с аккуратно отсортированным "мобильным мусором". Производители телефонов позиционируют свои аппараты как "самые маленькие" и "самые легкие", но для деструктора-утилизатора мобильный телефон - не просто трубка. Это еще и зарядное устройство, а также упаковочная коробка - но на завод редко поступают комплектные трубки. Чаще просто телефон со стертым корпусом и разбитым экраном - отправитель старается, чтобы трубки нельзя было пустить во вторичную продажу.
Отделение печатных плат - цветного металла немного, но он все-таки есть.
Второй этап - это "разборка" мобильника - отделение батарей, печатных плат и корпуса - все кидается в разные пластиковые контейнеры. Электронные платы разбирают в отдельном помещении - выковыривают из них и аккуратно сортируют микросхемы, на специальной гильотине отрезают золотосодержащие контакты и разъемы. Кстати, встречаются в мусоре передние панели и печатные платы мобильных телефонов - все в целлофане: их так и не использовали при ремонте и целехонькими отправили в утиль, модель уже давно снята с производства, и компоненты дешевле уничтожить, чем хранить. Батареи здесь не перерабатывают, а отвозят на специальные заводы, которые занимаются их захоронением - обычно это самая вредная часть сотового телефона. Корпуса идут в дробильную машину, платы (после отделения контактов из драгоценных металлов) - туда же.
По понятной причине, сегменты с содержанием серебра и золота вызывают наибольший интерес. Между тем, ни о каких слитках говорить не приходится. В печатной плате содержатся сотые, а то и тысячные доли грамма золота. А кило серебра получается из нескольких кубометров "ценной" смеси. Дальнейшая судьба драгметаллов, добытых электролизным методом из тонн сотового утиля, такова: их переправляют на аффинажное предприятие, затем следует дополнительная очистка и сдача в Гохран.
Роторная дробилка - громко работающий "пожиратель" сотовых терминалов.
Третий этап - размельчение корпусов и плат, создание из них однородного концентрата. Здесь уж смешиваются всевозможные "мобильники" различных производителей без всякого разбора. Производится это в небольшом помещении, где стоит достаточно шумный, огромный агрегат - рабочие называют его "пожиратель" или "челюсти". Через специальный лоток сотовые телефоны засыпают в роторную дробилку - здесь их раздирают на мелкие куски размером от 2,5 до 5 мм, а потом молотковая дробилка разбивает их в пыль.
Молотковая дробилка - довершает уничтожение "мобильников" .
Специальный вибростол.
После этого воздушным потоком легкая пластмассовая фракция отделяется от металлического порошка - она, в свою очередь, также разделяется по весовым категориям на специальном вибростоле. Мокрая пластмассовая стружка после этого уходит на другие заводы, где используется как компонент для дорожного покрытия, а также пластиковых "отбойников" на дорогах. А из порошка, опять-таки, на других заводах, извлекают драгметаллы и полезные компоненты (каждая трубка разделяется на десять и более компонентов) - в итоге, можно использовать примерно 98-99% переработанного телефона. Управляют этой чудо-машиной всего два человека - она может переработать до 100 кг телефонов в час. При работе шум стоит оглушающий, поэтому каждому полагаются защитные наушники. Ручной труд при такой работе не используется вовсе - весь процесс, кроме засыпания телефонов в дробилку, автоматизирован, надо его только контролировать.
Конечный результат - металлический порошок, здесь примерно пара кубометров мобильных телефонов.
В целом, каждый месяц МГУП "Промотходы" перерабатывает около двух-трех тонн неисправных сотовых аппаратов, и это отнюдь не предел - мощности позволяют делать большее. Но если верить столичным экологам, по адресу сегодня попадает не более половины ломаных трубок. Обычно их просто выбрасывают или, когда речь идет о значительном количестве, сбывают как некондиционный товар мелким ремонтным мастерским.
ВыводыПоломка нового мобильного телефона - вещь редкая, но неприятная. Для того, чтобы избежать проблем, связанных со сдачей такого телефона в гарантийный ремонт, стоит внимательно оформлять сопутствующие покупке бумаги, благо сделать это не сложно. Для простого ремонта "мобильника", особенно с истекшим гарантийным сроком, проще выбирать самый обычный сервис-центр, ориентируясь на стоимость работы и запчастей, а также скорость исполнения заказа. Любой гарантийный ремонт обычно укладывается в сроки, жестко закрепленные в Законе "О защите прав потребителей" - рекомендуем изучить этот интересный документ: знание статей поможет отстоять свои права.- Обсудить материал в конференции
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|