⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Тарифные планы мобильной связи - особенности и ловушки
До начала финансового кризиса в прошлом году фактор стоимости мобильной связи был для пользователей не таким уж и значимым показателем. Согласно общемировой тенденции, цены падали минимум на 10% в год, а в регионах стоимость вызовов была действительно минимальной. Причем рынок каждый раз падал с приходом нового оператора связи, который начинал работу с ценового обвала. Но в настоящий момент все происходит с точностью до наоборот - падение цен прекратилось и они стабилизировались. При этом за последние три квартала операторы даже "затянули гайки", прекратив действие наиболее интересных тарифных предложений и существенно подтянув ARPU абонентов.
Немаловажный показатель при выборе оператора связи - общая стоимость услуг связи. Каждый пользователь может самостоятельно определить свой профиль потребления, основываясь на методе сравнительной стоимости услуг сотовой связи в странах, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Для этого необходимо хотя бы примерно представить себе свой уровень потребления и определить его по Таблице №1.
Следующая страница →
Таблица №1. Объем потребления услуг сотовой связи согласно методологии расчета "мобильной корзины" ОЭСР
Выбрать тарифный план можно самостоятельно с помощью web-сайтов операторов связи.
Значительная часть тарифных планов сегментирована по типу потребления - есть тарифы для разговорчивых, для общения внутри региона и одного тарифного плана и т.д. Более подробно разобраться в этой классификации можно с помощью различных online-калькуляторов, которые размещены на web-сайтах операторов связи .
Но наш материал будет не об этом. В этот раз мы рассмотрим те особенности, которые часто скрываются в тарифных планах и могут влиять на его эффективное использование.
Внутрисетевое общение - "малая корзина"Наиболее интересные тарифные планы, присутствующие на российском рынке, предполагают общение внутри тарифного плана. Они подходят мало говорящим абонентам, которые львиную долю вызовов совершают своим друзьям, близким и знакомым. Похоже, давно терзавший многих пользователей вопрос о реальной стоимости внутрисетевой минуты у операторов связи определился. Если раньше позвонить на мобильный своего оператора связи стоило около одного рубля, то с начала 2009 года была зафиксирована цена в 5 копеек за минуту голосового вызова, то есть одна шестая цента по текущему курсу ЦБ РФ. И это, без сомнения, с прибылью для оператора связи. При выборе подобного тарифа стоит иметь в виду, что их немного - по одному у каждого оператора "Большой тройки":
" Просто для общения " - проект столичной сети "МегаФон".
Первый вариант - бесплатное время для общения между пользователями (примерно 15 минут) и компенсация этого времени на 16-й минуте, которая стоит сразу 90 копеек. В среднем получается примерно 5,6 копеек за минуту общения. Этот вариант используется в тарифе " А-Мобайл ", который распространяется в торговых комплексах "Ашан".
Второй вариант - тарификация "в лоб" без какого-либо бесплатного времени вызова - сразу 5 копеек за минуту общения, причем без каких-либо ограничений по продолжительности разговора. Его используют в тарифном предложении " Просто для общения " от "МегаФон". Эти два тарифа - локальные столичные, предназначенные только для московской лицензионной зоны.
Третий вариант - высокая даже по столичным меркам стоимость вызова внутри ТП - 3,95 руб. и резкое снижение со второй по 11-ю минуты - 5 копеек. А дальше идет вновь повышение до 1,75 руб. за каждую минуту общения. Средняя стоимость минуты при разговоре длительностью пятнадцать минут составляет 76 копеек, что значительно выше, чем у конкурентов. Такой вариант тарификации реализуется в ТП "Монстр Общения" у "ВымпелКом" (с подключенной услугой "Клуб").
" А-Мобайл " - проект столичной сети МТС.
Сложно представить, что оператор связи будет работать себе в убыток или даже "в ноль". Именно поэтому на рынок выводятся только математически просчитанные предложения, и никакой "халявы" здесь не просматривается. Основных ограничений несколько. Во-первых, для таких ТП выгодная цена на звонки - только внутри одного тарифного плана. Это существенно упрощает биллинг и заставляет клиентов переходить на новые ТП (переход, конечно, платный) или приобретать новые SIM-карты (формальный рост числа абонентов - полезный показатель для биржевых котировок и акционеров). Во-вторых, низкая стоимость вызовов обычно устанавливается только на какой-то период, как правило - квартал. По окончании периода стоимость услуг может существенно возрасти, а может остаться прежней, здесь не угадаешь, это как лотерея. К примеру, у ТП " Просто для общения " этот период почти закончился - теперь для продолжения работы по льготным расценкам придется "выговаривать" минимум 250 руб. в месяц. Раньше этих денег хватало на три месяца неспешного общения. Если абонент не будет выполнять это условие, то стоимость внутрисетевых звонков составит уже 45 копеек за минуту. В-третьих, в таком тарифе выгодная цена распространяется только на один-два типа услуг, все остальные тарифицируются гораздо больше и, временами, чуть дороже, чем в остальных тарифах. Поэтому, приобретая такой комплект, надо помнить, что его можно выгодно использовать только в очень ограниченных рамках. Идеальный вариант - иметь такой ТП как дополнительный к основному номеру, поскольку выгодные тарифы "долго не живут". И, наконец, в-четвертых, все подобные "вкусные" цены действительны только в домашнем регионе при звонке на те мобильные, которые зарегистрированы там же. В роуминге, пусть даже внутрисетевом, все это перестает действовать и пользователь платит уже "по полной", то есть значительно дороже.
Есть в подобных ТП и свои "тарифные ловушки". Самая первая - локальная цена на SMS. В тарифах " Просто для общения " и "Монстр общения" SMS стоит 5 копеек, но исключительно при отправке сообщений абонентам того же тарифного плана в домашнем регионе. Дальше все дороже - к примеру, у "ВымпелКома" короткие текстовые сообщения на телефоны российских операторов стоят 1,75 руб., у "МегаФона" - 2 руб. В ТП " А-Мобайл " все еще круче - 80 копеек внутри тарифа и 1,6 руб. на телефоны МТС по всей России, а при отправке сообщения на номера других сотовых операторов придется заплатить от 1,95 руб.
"Монстр Общения" с опцией "Клуб" - запоздалый ответ столичной сети "ВымпелКом".
Аналогичная ситуация и с услугой передачи данных. К примеру, разрекламированный пятикопеечный пакет GPRS-трафика у "ВымпелКома" тоже не очень выгоден - в эту сумму входит всего-то 20 Кб трафика, а 1 Мб стоит уже вполне стандартные 2,56 руб. Ради справедливости, отметим, что это выгодная цена - без тарифных опций такой же объем данных у МТС стоит 7 руб., а в ТП " Просто для общения " передачи данных просто нет как отдельной услуги.
Еще один сравнительно честный способ отъема денег - стоимость голосовых вызовов на телефоны "домашнего" оператора связи в "родном" регионе: она уже не минимальна, а максимальна. В принципе, смысл этого понятен - одна минута звонка абоненту, который находится "не в тарифе", и вуаля, 10-20 минут дешевых разговоров для оператора уже "отбились". А совершать такие звонки пользователь будет довольно часто. Смотрим цифры. В ТП " Просто для общения " при звонках на федеральные номера мобильных операторов Московского региона, а также номера местной фиксированной связи Москвы и Московской области, стоимость минуты разговора равна 2,5 руб. Это соответствует целым 50 минутам общения по цене "внутри тарифа". У МТС цены чуть менее гуманны - 3 руб. по аналогичным направлениям, то есть 53 минуты общения по средненормативному для этой категории вызовов ТП. Для "ВымпелКома" разница меньше - 3,25 руб. за первую минуту и 1,75 руб. за все последующие (в среднем, за пятиминутный разговор - 2,05 руб. против 76 копеек при звонках внутри тарифа).
Судя по недавнему исследованию аналитиков ComNews Research "Стоимость услуг сотовой связи в регионах РФ", наиболее дешевым оператором России является компания Теле2. Средняя стоимость "малой корзины" по предложениям этого оператора во всех регионах его присутствия (20 из 83 субъектов федерации) составляет 54,83 руб., что на 43% ниже, чем в среднем по России (График 1). Не намного дороже "малая корзина" оператора НСС (Волга-Телеком), работающего в шести субъектах федерации - 57,26 руб., что на 41% ниже среднего показателя по России.
График №1. Стоимость наиболее дешевых предложений операторов связи (категория тарифов с низкой стоимостью услуг) в среднем по России (только федеральные и межрегиональные компании), руб., июнь 2009
График №2. Количество субъектов федерации, в которых оператор предлагает наиболее дешевый тарифный план (категория тарифов с низкой стоимостью услуг)
Основная группа ТП - "средняя корзина"Наиболее распространенные тарифные предложения - для общения с семьей и друзьями. Здесь базовая цена минуты подстраивается с помощью максимального числа тарифных модификаторов и специальных предложений. Но стоит обратить внимание, что по сниженной стоимости вызовов возможно общаться далеко не со всеми абонентами, а только с выделенной группой (обычно 5-7 пользователей), ограниченным числом любимых номеров (чаще всего их 3-5) или льготных городских номеров (обычно 1-2, не больше). Причем формальное отсутствие абонентской платы - только рекламная уловка, поскольку все тарифные модификаторы, с которыми этот ТП имеет смысл, предполагают ежемесячную оплату. Без них он слишком дорог для обычного использования. К примеру, типичный разрыв между звонками на телефоны "домашнего" оператора связи с модификатором и без него может составлять 2-3 раза (около 1,2-1,5 руб. и 3-4 руб. соответственно). Не лишним будет отметить, что и любимые номера, на которые можно звонить со скидкой в 30-50% от базовой цены, могут быть только от "домашнего" оператора связи и должны быть "прописаны" в одном регионе с вызывающим абонентом.Тарифные планы сети "ВымпелКом" - основной акцент на средний уровень потребления
Внимательно отслеживайте стоимость подключения дополнительных модификаторов и опций. Их подключение может стоить отдельных денег (15-30-50 руб. единовременно), а обслуживание включать абонентскую плату, которую взимают не помесячно, а каждые сутки. Обычно абонентская плата списывается второго числа каждого календарного месяца в полном объеме, независимо от количества средств на счете. Если на момент списания номер заблокирован, плата будет списана в момент выхода из блокировки за текущий месяц, в котором произошла отмена блокировки. Если абонентская плата взимается ежесуточно, баланс лицевого счета абонента будет изменятся в ноль часов.
Часто ТП предполагает регрессивную шкалу снижения стоимости минуты, в зависимости от уровня ежедневного трафика или продолжительности разговора. Но может оказаться так, что даже нулевая стоимость нескольких минут никак не компенсирует завышенную стоимость первой минуты разговора, которая обычно максимальна. Яркий пример - тариф "Расчетливый" от МТС. Здесь первая минута вызова стоит 6 рублей, вторая и третья минуты в день - бесплатно, а далее - по 5 рублей за минуту. То есть, экономия отсутствует в принципе - стоимость каждой минуты из первых трех получается по 2 руб., что соответствует средней цене на звонки по столичному региону. Еще один пример "новационной" тарификации - в столичной сети "МегаФон" каждая четная минута разговора бесплатна для тарифа "Вызов L" и аналогичных. Стоимость минуты здесь будет составлять не менее 1,5-1,75 руб. при поминутной тарификации. Третий пример - ТП "Удивительные вещи", где стоимость первых 5 минут за все местные исходящие вызовы составляет аж 5,95 руб., а остальные минуты - уже по 60 копеек. То есть, чтобы получить выгодную цену за минуту надо говорить как минимум час в день. Кстати, в таком тарифе есть ограничения. К примеру, стоимость звонка на местные телефоны с 241 минуты в день составляет уже 1,25 руб. Все подобные предложения стимулируют абонентов говорить больше, творчески обыгрывая базовую стоимость минуты.
Все тарифные планы столичной сети "МегаФон".
Кстати, в категорию ТП среднего уровня попадают и некоторые спецтарифы. Еще пару лет назад, в попытке "вычерпать" весь рынок сотовой связи, операторы обратили внимание на пользователей, приезжающих в крупные города только на время. Например, на рабочий день - для них придуманы различные варианты областных ТП. Или на более длительное время - для таких приезжих есть тарифные планы, которые позволяют значительно уменьшить расходы на мобильные переговоры с регионами России и странами СНГ. Приводить цены ТП этой категории бессмысленно, их можно найти на сайтах операторов связи. Стоит только отметить, что использовать такие ТП для местной связи будет дороговато - и в "Гостевом" и в "Теплый прием" и в "Добро пожаловать" средняя стоимость общения с абонентами домашнего региона в полтора выше, чем цены на аналогичные услуги в других ТП. Только недавно столичная сеть "МегаФон" позволила абонентам ТП "Теплый прием" общаться друг с другом по 50 копеек со второй минуты разговора. Остальные операторы таких новаций не организовали. Кроме того, у ТП "Добро пожаловать" от "ВымпелКома" есть сроки действия платежей - в среднем, чтобы спокойно разговаривать в течение месяца, надо платить 300 руб. Что поделать, это обратная сторона недорогих по мобильным меркам (5,5-6 руб. в минуту) вызовов в страны СНГ. Кстати, в подобных тарифах надо крайне внимательно смотреть на стоимость отправки SMS - низкая цена только для операторов в странах СНГ, а для дальнего зарубежья она не меньше, чем у остальных ТП начального уровня и здесь никакой экономии не возникает.
Основное количество ТП от МТС - для общения с семьей и друзьями
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|