⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
"Я вам писал тире и точкой...". История телеграфа
Телеграммы в крупных городах давно заменила электронная почта, телексы - современные компьютеры, а на смену стрекоту телетайпов пришел тихий гул современных серверов. А ведь на протяжении десятков лет точки и тире азбуки Морзе передавали информацию о самых важных событиях в жизни людей. Данный материал - краткая история телеграфной связи России, которая полностью представлена в специальном ведомственном музее компании "Центральный телеграф".
Следующая страница →
История развитияКороткие текстовые сообщения появились гораздо раньше, чем телефонная связь. Если "копать" совсем глубоко, то можно вспомнить сигнальные костры, мерцавшие на вершинах холмов в античные времена, которыми пользовались для передачи военной информации, а также различные модели семафоров, которые использовались и в Старом, и в Новом Свете.Макеты семафорных телеграфов систем Шато (слева) и Шаппа (справа).
Самой эффективной системой семафорного типа до сих пор остается телеграф французского изобретателя Пьера Шато. Это была оптическая система из башен-семафоров, находившихся в прямой визуальной связи друг с другом, расположенных на расстоянии обычно 10-20 км. На каждой из них была установлена перекладина длиной около трех метров, на концах которой прикреплялись подвижные линейки. При помощи тяги линейки могли складываться в 196 фигур. Изначально ее изобретателем был, конечно, Клод Шапп, который выбрал 76 наиболее четких и отличающихся друг от друга фигур, каждая из которых обозначала определенную букву, цифру или знак. Границы линеек оснащались фонарями, что позволяло передавать сообщения и в темное время суток. Только во Франции к середине XIX века протяженность оптических телеграфных линий составляла 4828 километров. Но Шато систему усовершенствовал - вместо отдельных букв и знаков каждая комбинация в его интерпретации стала обозначать фразу или конкретный приказ. Разумеется, свои кодовые таблицы тут же появились у полиции, органов госвласти и армии.
Пример зашифрованного донесения, которое надо было отправить с помощью семафорного телеграфа.
В 1833 году линия семафорного телеграфа Шато соединила Санкт-Петербург с Кронштадтом. Главная телеграфная станция находилась, как ни странно, прямо на крыше Зимнего дворца императора. В 1839 году линия правительственного телеграфа была продлена до Королевского замка в Варшаве на расстояние 1200 километров. На всем пути было построено 149 ретрансляционных станций с вышками до 20 метров высотой. На вышках круглосуточно дежурили наблюдатели с подзорными трубами. В темное время на концах семафоров зажигали фонари. Линию обслуживало свыше 1000 человек. Просуществовала она до 1854 года.
Все нормативы для передачи информации регламентировались специальными инструкциями.
Но настоящий прорыв произошел только в сентябре 1837 года, когда в Нью-Йоркском университете Сэмюэл Морзе продемонстрировал просвещенной публике свои ранние проекты электрических телеграфов - разборчивый сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов. Сейчас бы это назвали презентацией перед потенциальными инвесторами, но тогда для Морзе, который по образованию был, вообще-то, не инженером, а художником, это был последний шанс получить финансирование для своих разработок. На его счастье, в зале присутствовал преуспевающий промышленник из Нью-Джерси Стефен Вейл, который и согласился пожертвовать две тысячи долларов (по тем временам - огромные деньги) и предоставить помещение для опытов при условии, что Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Морзе согласился, и это был самый удачный шаг в его жизни. Альфред Вейл обладал не только настоящей изобретательностью, но и острым практическим чутьем. В течение последующих лет Вейл во многом способствовал разработке окончательной формы азбуки Морзе, введению телеграфного ключа вместо соединительного стержня и уменьшению размеров аппарата до компактной модели, которая стала общепринятой. Он изобрел также печатающий телеграф, который был запатентован на имя Морзе, в соответствии с условиями контракта Вейла и Морзе.
Раритетный аппарат Морзе - демонстрация работы и описание функционала.
Один из первых вариантов аппарата Морзе.
Одна из первых фраз, которую Морзе передал с помощью своего аппарата - "Дивны дела Твои, Господи!"
В России, кстати, обошлись и без изобретения Морзе - телеграф русского изобретателя Шиллинга уже действовал, правда, единственная линия в Петербурге была проложена по распоряжению Николая I, она связывала его канцелярию в Зимнем дворце с приемными кабинетов Правительства - видимо, чтобы министры быстрее шевелились с отчетностью для монарха. Тогда же был реализован проект по соединению телеграфом Петергофа и Кронштадта, для чего специальный изолированный электрический кабель проложили по дну Финского залива. Кстати, это один из первых примеров использования телеграфа в военных целях.
Схема первых линий электрического телеграфа в России.
К середине XIX века в мире было несколько телеграфных линий связи, которые постоянно совершенствовались. После испытаний обычная проволока была отвергнута, и ее вытеснил плетеный кабель. Интересно, что одной из замечательных идей, подтолкнувших развитие телеграфной связи в США, стало желание переводить деньги по всей стране. Для организации такой системы была организована компания "Вестерн Юнион", здравствующая и поныне.
"Шапка" имперской телеграммы.
В России же телеграфная связь развивалась одновременно со строительством железных дорог и поначалу использовалась исключительно для военных и государственных нужд. С 1847 года на первых телеграфных линиях в России применялись устройства Сименса, в том числе горизонтальный стрелочный аппарат с клавиатурой. Самая первая телеграфная станция начала действовать с 1 октября 1852 года в здании Николаевского вокзала (теперь Ленинградский и Московский вокзалы в Санкт-Петербурге и Москве, соответственно). Теперь телеграмму в Москву или Санкт-Петербург мог отправить любой человек, при этом доставка осуществлялась специальными почтальонами на бричках и велосипедах - все понимали, что это не письмо и передать информацию надо быстро. Стоимость отправки сообщения по городу составляла 15 копеек за факт отправки сообщения и сверх этого - по копейке за слово (по тем временам, тариф значительный - как сейчас пара минут разговора по спутниковой связи).
Октябрь 1852 г. - начал действовать первый Московский телеграф на Николаевском вокзале в Москве.
Если сообщение было междугородним, то применялась уже дополнительная тарификация. Причем сервис был высокоинтеллектуальный - тексты принимали как на русском, так и на французском и немецком языках (попробуйте сейчас отправить сообщение из районного телеграфа хотя бы на английском!).
Телеграф из здания вокзала переводится в одно из зданий Московского Кремля.
Правда, работать там было не особенно удобно, и в мае 1856 года телеграф из здания вокзала переводится в одно из зданий Московского Кремля (там впоследствии будет оборудован коммуникационный центр). На вокзале остался только телеграфный аппарат для нужд железной дороги - уверяем, он не простаивал. Во время пребывания Императора в Москве прием частных депеш осуществлялся в одном из помещений при Троицкой башне Кремля.
Список телеграфных линий середины XIX века.
Кстати, локальные телеграфные линии были установлены в стране еще в 1841 году - они соединяли Главный штаб и Зимний дворец, Царское село и Главное управление путей сообщения, станцию "Санкт-Петербург" Николаевской железной дороги и село Александровское. С тех времен и до середины XX века применялись чернопишущие аппараты Морзе фирмы "Сименс и Гальске". Аппараты имели широкое распространение и большое количество модификаций, лучшей из которых был вариант братьев Динье. А буквопечатающий аппарат Юза, изобретенный в 1855 году, применялся в России с 1865 года до Великой Отечественной войны 1941 года.
Проверка правильности хода часов была установлена специальным указом.
К концу 1855 года телеграфные линии уже соединили города по всей Центральной России и потянулись в Европу (к Варшаве), Крым, Молдову. Наличие скоростных каналов передачи данных упрощало управление государственными органами власти и войсками. Тогда же началось внедрение телеграфа для работы дипломатических представительств и полиции. В среднем, донесение размером с одну страницу А4 "проскакивало" из Европы в Санкт-Петербург за час - фантастический результат по тем временам. Чуть позже с помощью телеграфных станций был организован еще один полезный сервис - точная установка времени. До атомных часов на спутниках связи было еще далеко, поэтому с помощью телеграфных станций, находившихся к концу XIX века почти во всех крупных городах Российской Империи, производилась установка единого времени по хронометру Главного штаба. Каждое утро для телеграфистов всей страны начиналось с сигнала "Слушай" с Зимнего Дворца, через пять минут передавалась команда "Часы" и "ходики" по всей стране стартовали одновременно.
Октябрь 1869 г. - Телеграфная станция на Мясницкой улице.
В связи с устройством сети городского телеграфа Москвы (сети городских телеграфных станций), телеграфная станция из Кремля была перенесена сначала в Газетный переулок, а потом - в специально приспособленное здание на Мясницкой улице, рядом с Почтамтом. С 1880-х годов на станции стали применяться аппараты Бодо, Сименса, Клопфер, Крида, а также телетайпы. В декабре 1898 г. в здании Московской центральной телеграфной станции оборудуется переговорный пункт первой, наиболее протяженной в России, междугородной телефонной линии С.-Петербург-Москва.
Пример перфорированной ленты.
Тогда же, в середине XIX века Ч. Уитстон разработал устройство с перфорированием ленты, что увеличило скорость телеграфа до 1500 знаков в минуту - на специальных машинках операторы набирали сообщения, которые затем печатались на ленте. И именно ее потом заряжали в телеграф для отправки по каналам связи. Так было гораздо удобнее и экономичнее - одна телеграфная линия могла работать практически круглосуточно (позже, в 70-х годах XX века по такому же принципу работали шифромашины спецназа ГРУ, "выплевывающие" шифровальное сообщение за доли секунды). Чуть раньше, в 1850 году русский ученый Б. Якоби создал буквопечатающий аппарат, который довел до совершенства американец Д. Юз в 1855 году.
Рабочее место телеграфиста на аппарате Бодо-дуплекс - для печати на пяти клавишах он использовал две руки - два пальца на левой руке и три на правой, комбинации надо было нажимать одновременно и быстро.
Аппарат Бодо работает в дуплексном режиме (всего можно было подключать к одному передатчику до шести рабочих постов) - ответные данные печатались на бумажной ленте, которую надо было обрезать и наклеить на бланк.
Передатчик аппарата Бодо.
Пункт усиления телеграфного сигнала для аппарата Бодо - ставился на расстоянии 600-800 км от передающего центра, чтобы "прогнать" сигнал дальше: для работы требовалось синхронизировать электричество в двух каналах и тщательно следить за параметрами передачи информации.
Контрольная панель пункта усиления телеграфного сигнала для аппарата Бодо.
Демонстрация работы аппарата Бодо.
Очередное ускорение технической мысли случилось в 1872 году, когда француз Э. Бодо создал аппарат, позволяющий по одной линии вести передачу нескольких телеграмм одновременно, причем получение данных происходило уже не в виде точек и тире (до того все подобные системы базировались на азбуке Морзе), а в виде букв латинского и русского (после тщательной доработки отечественными специалистами) языка. Аппарат Бодо и созданные по его принципу получили название стартстопных. Кроме того, Бодо создал весьма удачный телеграфный код (Код Бодо), который впоследствии был воспринят повсеместно и получил наименование Международный телеграфный код № 1 (ITA1). Модифицированная версия кода получила название ITA2. В СССР на основе ITA2 был разработан телеграфный код МТК-2. Дальнейшие модификации конструкции стартстопного телеграфного аппарата, предложенного Бодо, привели к созданию телепринтеров (телетайпов). В честь Бодо была названа единица скорости передачи информации - бод.
Телеграф в Российской Империи и СССРНачало XX века для телеграфной связи в России можно считать полноценным Золотым веком. Спустя полвека после открытия первого телеграфа, в Москве и Санкт-Петербурге, а также других крупных городах Империи, открывается множество телеграфных отделений, распределенных по территориальному признаку. У СМИ появляется возможность выпускать оперативные новости, которые передают корреспонденты с мест событий. Для центрального телеграфа, размещенного здесь с 1870 года, надстраивают отдельный этаж в здании почты на Мясницкой и подтягивают туда около 300 линий связи со всей страны - сейчас там помещается Главпочтамт г. Москвы. Связь между отделом приема телеграмм и машинным залом с выставленными там телеграфными аппаратами осуществлялась с помощью курьеров - бегать по несколько часов между этажами с телеграфными бланками приходилось мальчикам лет 10-12.Главный рабочий зал телеграфа на Мясницкой в Москве.
Во время Первой мировой войны в Российской армии хорошо себя проявили недавно созданные подразделения связи, которые занимались налаживанием телефонных и телеграфных линий. К началу войны, в 1914 году, наивысшей войсковой инженерной единицей являлся батальон - в русской армии один саперный батальон приходился на пехотный или кавалерийский корпус. Причем, из четырех рот батальона одна была телеграфная. В конце 1916 г. русское верховное главнокомандование создает при каждом корпусе уже целый инженерный полк из двух батальонов - саперного (две саперные роты и одна дорожно-мостовая) и технического (две телеграфные роты и одна прожекторная), а также полевого инженерного парка. Пехотные дивизии получили по инженерной роте, состоявшей из двух полурот, телеграфного отделения и паркового взвода.
Раритетный портативный телеграф - такие модели использовались в боевых частях еще со времен Русско-Японской войны 1905 года.
Все устройства имели персональный номер и дату выпуска; в данном случае - 1904 год.
Практика работы портативного полевого телеграфа на основе азбуки Морзе.
С установлением на территории страны Советской власти, значительная часть телеграфных линий связи была отдана партийным органам, НКВД, армии и наркоматам. Кроме того, верхушка Наркомата связи была укомплектована сотрудниками госбезопасности - связь и в мирное время была стратегическим направлением, которое требовалось оберегать и контролировать. Именно поэтому на седьмой год Советской власти ЦК было принято решение о строительстве специального здания для телеграфа. Оно должно было располагаться недалеко от Кремля и Первого дома Наркомата обороны (для военной связи там был построен специальный 4-этажный корпус), вмещать в себя станцию междугородней связи (по тем временам - очень большая ценность), полностью весь Наркомат связи, а также центральную телеграфную станцию. Так и возникло историческое здание "Центрального телеграфа", занимающее целый городской квартал на Тверской, 7 (раньше это была улица Горького).
Памятная доска о строительстве здания "Центрального телеграфа".
Громада "Центрального телеграфа", 1948 год.
Современный вид "Центрального телеграфа" спустя 82 года после начала строительства.
Схема работы пневмопочты для сортировки телеграфных сообщений.
Здание было возведено с большим запасом прочности (особое внимание было уделено защите линий связи в подземных коммуникациях) и в рекордно короткие сроки - строительство заняло полтора года и закончилось в 1927 году. Стилистика постройки имеет различные трактовки, но одна из самых распространенных - это переход от модерна к конструктивизму. Общая площадь помещений - 60 тыс. кв. м. Около двух лет телеграф оснащали различным оборудованием, шло обустройство рабочих помещений (только одних систем внутренней почты было смонтировано четыре, включая пневмопочту). Официально новое здание на Тверской именовалось "Дом связи имени В. Н. Подбельского", но подчас оно проигрывало неофициальному - "Механизированный дворец". Здесь начинается применение буквопечатающих аппаратов А. Ф. Шорина и Л. И. Тремля, а с 1937 г. начинает внедряться отечественный буквопечатающий аппарат СТ-35.
Отечественный буквопечатающий аппарат СТ-35 ("советский телеграф").
Примерный вид телеграмм того времени.
Сообщения печатались на бумажной ленте - чтобы наклеить ее красиво, уголки отрезали с помощью специальных приспособлений.
Работа на буквопечатающем аппарате СТ-35.
Мало кто знает, но именно в этом здании в 1930-х гг. размещались дикторские кабины Всесоюзного радио, отсюда 22 июня 1941 года было передано сообщение о начале войны и здесь до 1945 года в четвертой студии работал диктор Левитан.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|