⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Сервисы дорожной навигации - выбираем маршрут без пробок
Очень модно ругать погоду и особенно дорожные пробки. Иногда кажется, что в большом городе нет никакой возможности избежать дорожных затруднений, если отправиться в центр на автомобиле в будний день. Между тем, с помощью специальных информационных сервисов дорожной навигации все-таки есть шанс спланировать маршрут таким образом, что удастся если не полностью объехать все возможные пробки, то, как минимум, существенно снизить их влияние на скорость движения. Чтобы понять, как это все работает, мы побывали в компании "Яндекс", где существует и развивается аналитический центр "Яндекс.Пробки", известный практически каждому автолюбителю в России. Он был основан в июле 2008 года на базе Информационного агентства "Смилинк", которое много лет до этого занималось сбором, обработкой и предоставлением информации о пробках на дорогах страны.
Следующая страница →
⇡#Схема сбора данных Яркий пример того, как меняется загрузка столичных дорог в течение суток.
Число пользователей у системы значительно. Сервисом " Яндекс.Карты " через интернет регулярно пользуются как минимум 1,5 млн человек, из них слой "Пробки" активирует как минимум половина. Именно для них недавно был создан даже специальный клуб пользователей мобильными картами "Яндекса". Число абонентов, которые работают с системой с помощью смартфонов и коммуникаторов, а также некоторых моделей мобильных навигаторов со встроенными модемами для сотовых сетей, немного меньше. Здесь речь идет о чуть больше 100 тыс. пользователей большинство из них находится, конечно, в Москве и Санкт-Петербурге, а также Киеве, Новосибирске и т.д. Но и это вполне хороший показатель, все-таки для использования этого сервиса нужен не только современный смартфон (часто - со встроенным GPS-приемником), но и знания для инсталляции необходимого ПО на свое мобильное устройство. Ну и, разумеется, еще необходим автомобиль - без него информация о пробках в оперативном режиме вряд ли пригодится.
Центральное окно системы " Яндекс.Карты " с включенным слоем "Пробки".
Как показывает практика, сервис, предоставляющий информацию о пробках, имеет смысл только в мегаполисах и крупных городах с развитой дорожной сетью. Если в городе есть лишь два-три места с постоянными затруднениями, например, как мосты в Твери или Нижнем Новгороде, или ситуация "здесь в город только одна дорога", то эффективность подобной системы, конечно, будет невысокой. Однако сервис "Яндекс.Пробки" в "боевом" режиме представлен в двенадцати городах, где его можно посмотреть через " Яндекс.Карты " в виде специального слоя, и в тридцати городах - в виде приложения для смартфонов. В России такими городами являются Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Краснодар, Нижний Новгород, Новосибирск, Орел, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Тула, Уфа и Челябинск. На Украине - Киев, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Львов, Одесса и Харьков. Впрочем, этот список не окончательный.
В системе со включенным слоем "Пробки" всегда видна общая оценка загрузки дорог, и по каждой магистрали можно получить среднюю скорость движения на каждом ее участке.
Интересно, что мобильный вариант доступа (через ПО для мобильных телефонов) всегда самый первый, и именно с него начинается освоение того или иного региона для полноценного запуска сервиса информации о дорожных пробках. Дело в том, что подобные программы-клиенты позволяют абоненту отдавать в "Яндекс.Пробки" информацию о своем передвижении, которая и является основой системы информирования о дорожных затруднениях. Для формирования глобальной статистики же необходимо время. Фактически, "Яндекс.Пробки" работает по принципу глобального обмена - данные своего GPS-трекера абоненты "меняют" на общую картинку по городу. С учетом того, что у системы нет никакой абонентской платы и копия ПО раздается бесплатно, а надо платить только за трафик, это вполне равноценный обмен.
Схема работы с данными, которые поступают от пользователей с помощью GPS-трекеров.
Обычно этап набора пользователей для сбора оперативной информации (так называемых треков) в новых регионах занимает до полугода. По прошествии этого времени можно сказать, что сервис начинает получать более-менее стабильные результаты на значительной выборке автомобилистов. Для небольшого города с численностью населения порядка сотни тысяч жителей, в каждый момент времени нужно не меньше нескольких сотен или даже тысяч водителей с включенными терминалами, где присутствует копия клиентского ПО, которая учитывает скорость и направление их движения. Для мегаполисов, например, Москвы, минимальное число "поставщиков информации" выше и составляет уже несколько десятков тысяч. Но в столице такое количество активных пользователей уже есть.
Правда, кроме количества важно и качество этой аудитории. Например, профессиональный водитель, который находится в постоянном движении, для "Яндекс.Пробок" гораздо более важен, чем абонент, основная поездка которого состоит из движения на работу и обратно, с заездом в торговые центры. Эта информация, конечно, тоже полезна, но имеет ограниченную ценность. В этой связи "Яндекс" развивает партнерские программы с логистическими компаниями, службами такси, с компаниями по доставке продуктов питания на дом, автопарк которых выполняет разнообразные и постоянные задачи по доставке людей и грузов в крупных городах страны. В настоящий момент у компании десятки таких проектов в разных регионах страны. Данное сотрудничество чем-то похоже на работу с частниками - "Яндекс" получает треки от автотранспорта через диспетчерские службы компаний, а диспетчеры получают актуальную информацию о пробках и могут учитывать ситуацию на дорогах при построении оптимальных маршрутов.
Ценность треков состоит в том, что маршруты у водителей обычно весьма разнообразны, и на линии каждый день находится как минимум несколько десятков машин. Причем оборудование у компаний в этих проектах свое (могут быть как GPS, так и ГЛОНАСС-навигаторы, на качество измерений это не влияет), обмен происходит только данными. А вот сотрудничество с маршрутным городским автотранспортом менее интересно, поскольку позволяет охватить далеко не все улицы и требует сложных поправочных коэффициентов, поскольку автобусы и троллейбусы двигаются с небольшой скоростью и регулярно останавливаются на остановках для посадки и высадки пассажиров. Кроме того, обычно они неповоротливы и "застревают" в пробках там, где вполне спокойно может пройти легковой автомобиль. Впрочем, с маршрутными такси (небольшие микроавтобусы на 13-25 человек) сотрудничество вполне перспективно - у "Яндекс.Пробок" подобный проект есть в Екатеринбурге. Также не всегда подходят данные, которые можно получить с навигаторов, установленных на транспорт коммунальных служб, ведь они работают по расписанию и двигаются с небольшой скоростью, порядка 5-20 км/час. Не подходят и машины "скорой помощи", поскольку их средняя скорость движения обычно выше потока и не отражает ситуацию на дорогах. Хотя, наверное, специальный сервис для обладателей "мигалок" пользовался бы ограниченной популярностью.
Камеры, доступные для наблюдения за дорожной ситуацией с пользовательских компьютеров.
Схема работы с данными, которые поступают с видеокамер.
Немаловажными являются и другие источники получения информации. Еще с того момента, когда сбором данных для "Яндекс.Пробок" занимались в "Смилинк" (впоследствии компания была приобретена "Яндексом"), неторопливо, но все-таки развивается система видеокамер, которые в той же Москве устанавливаются на перекрестках, рядом с крупными транспортными магистралями и на пересечении радиальных трасс и МКАД. Раньше их трансляция была доступна только операторам сервиса, теперь же - всем желающим. Обычно подобные камеры ставят "кустами", подключая в одной точке несколько разнонаправленных устройств или одно поворотное, которое поочередно "смотрит" в разных направлениях. Сейчас активных камер в сервисе "Яндекс.Пробки" уже около ста, из которых 80 запущены на "боевое дежурство", а еще порядка двадцати находятся в процессе тестовых испытаний.
В каждой точке наблюдения используют несколько разнонаправленных устройств или одно поворотное.
Конечно, картинка с них далеко не всегда идеальна. Например, в снегопад, да еще при сильном ветре, многие из них банально "слепнут", поскольку располагаются на высотных зданиях и бывают завалены снегом (не спасает никакой подогрев стекла во всепогодном кожухе). Но в остальное время это вполне качественное средство объективного контроля. Развивается сеть подобных камер по двум основным направлениям - как собственными силами, так и с помощью партнеров (например, компании "Акадо"). Поскольку видеоконтент обычно "тяжелый", то все камеры подключены по фиксированным линиям связи ("беспроводка" от ArtCommunications по preWiMAX используется только на нескольких объектов, находящихся за МКАД). Данные поступают на специальный видеосервер, где обрабатываются и выдаются как операторам системы для визуального контроля, так и пользователям - в плане общей информации. А вот к камерам ГИБДД, которых в городе куда как больше, ни у одной коммерческой компании доступа нет, хотя у органов власти в столице есть несколько дублирующих систем наблюдения с тысячами камер.
Часто камер из проекта "Акадо.Пробки" доступна пользователям " Яндекс.Карты ".
Есть и еще один вид устройств для получения оперативной дорожной информации. Это видеодетекторы, установленные на МКАД и некоторых участках Третьего транспортного кольца еще при его строительстве (часть из них позволяют передачу видеоизображения, часть - нет). На вид это небольшие коробочки, которые занимаются подсчетом проехавших мимо них автомобилей, с учетом их скорости и времени суток. Данные, как и с камер, передаются в автоматическом режиме, но уже по беспроводным сетям в центр управления услугой "Яндекс.Пробки". Причем зоны охвата видеодетектеров обычно "перекрывают" все полосы ТТК или МКАД, включая обочины, и позволяют считать трафик достаточно оперативно, выделяя габариты автомобилей даже при плотном движении во время пробок. В настоящий момент в Москве установлено 116 таких детекторов, число которых особенно не увеличивается, поскольку все ключевые точки уже "пристреляны".
Схема работы с данными, которые поступают от видеорегистраторов.
Другой вариант информирования о пробках или затруднениях в дорожном движении, один из основных использовавшихся ранее, постепенно сходит на нет. Речь идет об опросах так называемых корреспондентов, обычно ими выступали профессиональные водители, которые опрашивались диспетчером тогда еще "Смилинка" (по рации или телефону) о том, насколько загружены те магистрали, по которым они едут в данный момент. Для такой оценки была создана специальная шкала, но все остальное (особенно размер затруднения или пробки) осуществлялось "на глазок". Есть и фрагментарные системы получения информации. Например, "Авто-радио" регулярно собирает информацию о пробках с помощью своего проекта "Автомонитор", хотя там также используется ПО от "Яндекса".
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|