Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Аналитика

Центр медицины катастроф - связь спасает жизни

⇣ Содержание

Душный летний день - пятница, кажется, асфальт плавится под ногами. Но на территории клинического института им. М. Владимирского ("Моники") рядом с проспектом Мира в Москве идет обычная работа. В тени небольшого парка, с первого этажа тринадцатого корпуса, небольшого двухэтажного здания загадочной формы, дежурные врачи-реаниматологи и диспетчеры держат связь с четырнадцатью машинами класса "С". Это мощные магистральные автомобили реанимационного класса, которые выезжают на самые сложные случаи - от жестких ДТП до крушения транспорта, техногенных катастроф и взрывов. Мы находимся в оперативно-диспетчерском отделе территориального Центра медицины катастроф Московской области - именно отсюда контролируют все федеральные трассы, которые находятся за МКАД. Скоро весь автотранспорт этого подразделения будет оснащен новой системой ВКС и сбора информации о дежурных экипажах.

#Схема работы

Центр медицины катастроф Московской области - полузакрытая организация - работает совсем не так, как "обычная" скорая помощь. Две бригады специалистов находятся в столице и еще двенадцать расположены на территории области - они контролируют федеральные трассы. Еще несколько машин, включая тяжелый КамАЗ с пунктом управления, в резерве и используются в самых кризисных ситуациях. Дежурство - круглосуточное. Их приоритеты - техногенные катастрофы, массовые мероприятия и уличные митинги (в качестве "горячего" резерва и для оказания помощи на месте, при необходимости), автоаварии.

Машины Центра медицины катастроф на боевом дежурстве.

Магистральные автомобили реанимационного класса выезжают на самые сложные случаи: от ДТП до техногенных катастроф

Большинство детей, которых машины Центра медицины катастроф забирают к себе "на борт" в приоритетном порядке, прямиком отправляется в Детскую городскую клиническую больницу № 9 им. Г. Н. Сперанского. Если же обычная "скорая помощь" доставляет их в ближайшее ЛПУ, где нет возможности оказать специальную помощь, то именно машины ЦМК перевозят их в Москву.

Основная связь осуществляется как по сотовому телефону, так и с использованием транковой подвижной радиосвязи, развернутой и используемой в интересах МЧС. В отличие от "сотовиков", это закрытая система двусторонней подвижной радиосвязи, которая использует диапазон ультракоротких волн.

Для связи машин с диспетчерской используют транковую связь.

В отличие от "обычных" скорых, все машины ЦМК - реанимационного класса.

Правда, на практике она устроена аналогично сотовой: пользовательские терминалы и базовые станции (БС), оборудование для увеличения дальности связи - ретрансляторы и контроллер, который управляет работой станции, коммутирует каналы ретрансляторов и обеспечивает выход на городскую телефонную сеть. Кроме того, обеспечить сеанс телемедицины сотрудникам ЦМК для разбора ситуации или оперативного медицинского вмешательства на месте чрезвычайной ситуации можно с помощью спутниковой связи. Это могут осуществить два спецавтомобиля (поставлены в рамках проекта ФЦМК "Защита") - микроавтобус и КамАЗ со спутниковым оборудованием на борту.

Идеальный вариант телемедицинского комплекса - что-то в этом роде есть и у российского МЧС.

Сверху на мобильном спутниковом комплексе смонтированы спутниковые антенны с автоматической системой наведения, оснащенные компасом и GPS-приемником, включающие контроллер и программное обеспечение. Кроме того, в салоне размещается спутниковый модем iNet Vu от C-COM Satelite Systems. Такие автомобили могут служить как командным центром, так и мобильной операционной, где работают реаниматологи: главное - стабилизировать состояние больного для перевозки его в стационар. Подобный комплекс может быть развернут уже через 15 минут после прибытия на место аварии или катастрофы. Правда, работать эта "связка" может только в неподвижном состоянии, когда есть возможность развернуть антенну и "прицелиться" на спутник связи.

Схема работы мобильного узла связи на базе автотранспорта

Между тем, основная задача, которую сложно обеспечить через спутник, - непрерывность видеосигнала и общения бригады реаниматологов во время перевозки пациента в стационар. Спутниковая связь по VSAT работает только во время остановки, да и стоит дорого. "Инмарсат BGAN" может работать во время движения, но его стоимость еще дороже. Хотя некоторые организации могут себе позволить такие решения - к примеру, система на базе автомобилей Mercedes Sprinter была внедрена в ведомственной системе здравоохранения компании "Российские железные дороги" с использованием системы ВКС Tandberg Tactical II и двух самонаводящихся спутниковых терминалов подвижной спутниковой связи системы "Инмарсат NERA World Communicator Voyager".

Спутниковая связь с помощью VSAT работает только во время остановки.

Но для Центра медицины катастроф подошло совсем другое, более доступное по цене решение - передача информации через сотовую сеть. Правда, в приоритетном режиме, с использованием подсети "Конфиденциальная сотовая связь", где обеспечивается дополнительное шифрование данных и расширенный исходящий канал, что важно для ВКС. Кроме того, связь двухсторонняя - можно осуществить как вызов с мобильного ПК, так и "позвонить" на этот номер по вполне конкретному IP. Оператором для подобного проекта ЦМК стала компания "МегаФон".

Примерно так выглядит функционал мобильного телемедицинского комплекса; камера, правда, стоит внутри салона фиксировано - удаленно управлять ей пока нельзя.

Кстати, прежде чем был выбран оператор связи, бригады в течение месяца тестировали связь от "Скай Линк" и "МегаФон" в Московской области - выбирались места наиболее частых вызовов, нестандартные пути движения по проселочным дорогам и т.д. То есть старались определить максимально возможную зону приема сигнала. Тестирование было достаточно простым - включалась ВКС и замерялось время без обрыва связи. Победил представитель "Большой тройки", с которым и был заключен контракт.

#Медицинский "мобильный офис"

Основа будущей системы - нетбуки со встроенными мобильными модемами. Они будут упакованы в ударопрочные футляры, которые можно будет переносить. В "походном" режиме оборудование извлекается из футляра и монтируется на рабочем месте врача. Нетбук будет установлен в специальный "держатель", чтобы не вылетел на крутом вираже. Обычно он подзаряжается от гнезда прикуривателя на торпеде в кабине микроавтобуса - редко в каких моделях машин есть вывод гнезда для питания техники в задний салон. По USB-кабелю к нему будут подключаться различные внешние устройства. Самый минимум - две видеокамеры (одна в салоне, вторая - на "торпеде" машины), а также приемник GPS. Кроме общей картинки пострадавшего и записи всех действий и реплик врача, компьютер записывает в память и передает в диспетчерскую телеметрическую информацию с подключенных медицинских систем, а также дозировку вводимых лекарств.

Нетбук Lenovo - основа медицинского "мобильного офиса" для Центра медицины катастроф.

Работа в полевых условиях - мобильный ПК упакован в ударопрочный футляр.

Встроенной камеры обычно не хватает для обзора местности - подключают внешнюю.

Благодаря этому при транспортировке пострадавшего в диспетчерском центре дежурный реаниматолог сможет наблюдать каждую машину и, при необходимости, дать врачу "на месте" совет или уточнить ситуацию по состоянию пациента. Кроме того, рядом с "картинкой" на большом дисплее будут видны все показатели жизнедеятельности (электрокардиограмма, экспресс-анализы и другая информация), а также дозы и названия всех препаратов, которые были введены пациенту во время перевозки.

Перед перевозкой больного фиксируют и подключают к медицинской технике - ее показатели передаются в диспетчерскую ЦМК.

В идеальном варианте, мобильный ПК будет подключен к медицинской технике и с его помощью можно будет установить связь по ВКС.

Врач, сидя рядом с больным, вполне может дотянуться как до приборов, так и до клавиатуры компьютера.

МФУ и кабельная разводка устанавливаются в небольшом шкафчике.

Таким образом, врач в лечебном учреждении сможет наблюдать динамику пострадавшего и быть осведомленным о том, какие лекарства и в каком количестве ему вводились. Все действия специалистов в салоне реанимационного автомобиля регистрируются и могут быть записаны в специальный архив - туда же, к слову, отправляются и записи видеозвонков. Все это позволяет провести необходимую предоперационную подготовку, а также визуально оценить состояние пациента задолго до его попадания в приемный покой ЛПУ. Кроме того, доступ к таким записям будут получать и правоохранительные органы - машины ЦМК часто перевозят неизвестных (документы в ДТП, при катастрофах или взрывах, особенно у человека без сознания, никто не спрашивает), которые иногда умирают в приемном покое, не приходя в создание. Вдобавок, это фактологический материал для разбора возможных жалоб.

В ударопрочных футлярах пока находятся обычные ноутбуки, но скоро сюда установят нетбуки с встроенными мобильными модемами.

В загруженном спецтехникой и предельно функциональном салоне реанимобиля есть место только для миниатюрного компьютера.

Внешние модемы, несмотря на их простоту крепления, при оперативной работе в кабине скоростного автомобиля могут просто "вылететь" из гнезда.

В целом, нетбуки заменят устаревшие коммуникаторы HР, которые раньше служили абонентскими устройствами для системы отслеживания вызовов АНСУ - они компактны и у них больше возможностей не просто для отслеживания ситуации, а создания полноценной системы электронного документооборота и видеосвязи. Таким образом, общая система управления и связи приводится в ЦМК к общему знаменателю - из разрозненных решений она становится целостной и единообразной. Полноценный ввод в эксплуатацию ожидается до конца июля 2010 года.

Мобильный и многофункциональный медицинский комплекс.

Понятное дело, что в составе более чем 300 сотрудников центра, среди которых водители, фельдшеры и врачи-реаниматологи, есть только продвинутые пользователи компьютеров, но нет программистов и "технарей". Поэтому такие решения будут простыми, "коробочными" и работать максимально надежно - во время оперативной работы никто не будет тратить время на установление связи, все должно работать постоянно и в одно касание.

Установка связи через 3G - достаточно стандартная процедура.

Для видеосвязи используется решение Polycom.

В идеале, информация по беспроводной сети будет приниматься по нескольким каналам. Основное - это "обратная связь" от GPS-навигатора о маршруте движения машины скорой помощи и расчетном времени прибытия в стационар. Кроме того, на нетбук будет приходить вся информация по каждому конкретному вызову. Предполагается, что можно будет осуществлять групповой вызов, разговор "каждый с каждым", при этом диспетчерский центр может одновременно вызвать на связь все свои бригады реаниматологов и наблюдать ситуацию в салоне автомобилей. В электронный вид будет переведена и карта вызова - сейчас это четырехстраничный документ, который надо заполнять от руки: с помощью нетбука и специального клиентского ПО это будет автоматизировано, и вместе со "сдачей" пострадавшего в приемное отделение клиники, врач будет представлять отпечатанный на мобильном МФУ, установленном прямо в салоне автомобиля, документ, куда ему поставят подпись представителя "принимающей" стороны и печать: отчетность и здесь накладывает специфические требования к подобным системам. Именно таким образом ЦМК обходит необходимость получения электронной подписи, которая, по сути, не очень-то им и нужна.

В недалеком будущем подобная система, кроме всего прочего, позволит полностью отказаться от заполнения бумажного журнала вызовов. Вдобавок, введение этой системы позволит полностью автоматизировать подготовку сводки происшествий, которая готовится диспетчерами ЦМК четыре раза в сутки - достаточно будет только дать задачу автоматизированному мастеру сбора информации и распечатать несколько страниц бумаги: их должен подписать старший врач, а отправлять в вышестоящие инстанции их все равно придется по факсу. По крайней мере, пока.

#Всевидящее око

Стационарная часть IТ-системы Центра медицины катастроф Московской области - специальная диспетчерская, где постоянно идет работа. Вызовы сюда поступают по рации и сотовой связи: диспетчер отправляет бригаду на место происшествия и уточняет, в какое ЛПУ будет осуществлена транспортировка пострадавших.

Основная рабочая среда для диспетчерской - "самописная" система АНСУ, которая "заточена" для решения узкоспециализированных задач Центра медицины катастроф - здесь хранится архив всех вызовов. В будущем к каждому событию будут "подвязываться" навигационные треки автомобиля скорой помощи, видеозаписи эфира (при их наличии), а также показания приборов телеметрии. Сейчас при поступлении вызова в АНСУ заводится карточка выезда, куда вносятся все полезные данные - от точки назначения до контактных лиц "смежников": к примеру, из правоохранительных органов, которые координируют ситуацию на месте.

Диспетчерский центр.

Центральный пульт оперативно-диспетчерского центра.

ЦБшники и коммуникационное оборудование.

Сбоку - сканер для передачи рентгеновских снимков.

Система ВКС - огромный дисплей и поворотная камера. Главная задача видеосвязи - полноценный визуальный контроль со стороны диспетчера и дежурного врача.

Руководителю, который находится на суточном дежурстве, по каждому выезду приходят SMS-уведомления, бригадам - информация в электронном виде на смартфоны, а в будущем на нетбуки будет приходить полноценный наряд в электронном виде. В каждый момент времени учитывается текущий статус реанимационных бригад ("ожидание", "транспортировка" и т.д.), который меняется автоматически - автоинформация по GPS осуществляется с помощью SMS каждые три минуты. На каждом этапе перевозки бригада отмечается - "прибытие на место", "подготовка к транспортировке", "прибытие в приемный покой" и т.д., то есть всегда можно сказать, сколько ушло времени на каждый этап и где в настоящий момент находится машина с пострадавшим и врачами. Каждый сотрудник при выходе на работу вводит в коммуникатор свой персональный код, отмечая тем самым начало своей смены.

Рабочее место оператора системы АНСУ.

На левом экране - сама система АНСУ (диспетчерский интерфейс), справа - карта с метками экипажей.

Дислокация экипажей по территории Московской области.

Диспетчерский центр состоит из двух основных помещений - в одном находится один или два (в зависимости от времени суток) диспетчера, работающих с системой АНСУ, во втором - стационарная часть телемедицинского комплекса. Здесь есть и несколько компьютеров, и видеосистема с громадным экраном, куда приходит информация с реанимобилей и где можно осуществлять видеомосты с той же девятой городской больницей. Действия реаниматологов "на местах" корректирует и направляет старший врач, работающий в круглосуточном режиме.

Внедрение подобной системы взаимодействия между мобильными бригадами и стационарным "центром", кроме всего прочего, позволяет полностью автоматизировать документооборот Центра медицины катастроф - большинство документов переведено в электронный вид и представлено в компьютерах врачей в виде web-форм, которые надо заполнить и распечатать для отчетности. Параллельно они сохраняются на базовом сервере в удаленном режиме.

#Заключение

Системы ВКС и передачи телеметрической информации - совсем не игрушки и не дань моде по примеру иностранных коллег. Это функциональные решения, призванные повысить эффективность работы врачей-реаниматологов во время самого ответственного этапа спасения человека - транспортировки до лечебного учреждения. Как показывает практика, с помощью видеосвязи "вести" пациента могут старший врач Центра медицины катастроф и консультант из конкретного ЛПУ - экономится много времени на выяснение текущей ситуации, да и нет необходимости дважды повторять все, что было сделано во время транспортировки - в приемном покое об этом уже знают.

Обучение работе с новой системой будет проходить без отрыва от производства - все равно бригады ЦМК заезжают в 13-й корпус центра "Моники" достаточно регулярно: получают медикаменты, оформляют документацию. Здесь же и будет организовано знакомство с новой системой, а также передача и установка в машины новых комплектов оборудования. Ее полноценное внедрение не за горами - до конца лета подобная техника уже поступит "на вооружение".

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 2 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 3 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 4 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 9 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 10 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 10 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 18 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 22 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 24 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 21-12 15:47