Сегодня 19 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Материнские платы

ASUS AT3IONT-I - основа медиацентра на базе Atom + ION

⇣ Содержание

Мы уже неоднократно рассматривали продукты на базе платформы Intel Atom, которые используют как "штатный" чипсет Intel 945GC, так и NVIDIA ION. В этот раз мы рассмотрим еще одно решение, которое использует связку из процессора Intel Atom и чипсета NVIDIA ION. Но, помимо обусловленных возможностями "железа" характеристик, у платы ASUS AT3IONT-I есть и другие преимущества.

#Технические характеристики

Процессор Intel Atom 330, 1.6 ГГц, два ядра
Кэш-память L2 2 x 512 Кб
Чипсет NVIDIA ION
Память Два 240-контактных слота DDR3 SDRAM DIMM; поддерживается память DDR3-800/1066
максимальный суммарный объем 4 Гб
двухканальный доступ к памяти;
Графика NVIDIA ION, частоты 450/1200 МГц
разрешение на аналоговом выходе - до 2048x1536, 75 Гц
разрешение на HDMI-выходе - до 1920x1080, 60 Гц
поддержка CUDA и PhysX
Возможности расширения 1 слот PCI-E x16
10 портов USB 2.0 (6 - на задней панели, 4 - с помощью планок)
звук - Realtek ALC887, 6-канальный
Дисковая подсистема 4 порта SATA 3 Gb/s
поддержка AHCI-режима, RAID 0, 1
Разъемы задней панели 1 x D-Sub (VGA)
1 x PS/2 Keyboard
1 x HDMI
1 x S/PDIF Out (оптический)
1 x LAN-порт (RJ45)
6 x USB 2.0/1.1
3 х аудиоразъема (5.1-канальный звук)
1 x BlueTooth
2 x аудиоразъема типа "тюльпан"
1 x разъем антенны Wi-Fi 802.11b/g/n
1 x разъем питания
Внутренние разъемы 2 x USB (4 порта)
1 x COM
1 x CPU Fan (управляемый)
1 x Chassis Fan (управляемый)
1 x Power Fan
1 x High Definition Front Panel Audio
BIOS 8 Mb AMI BIOS
Фирменный технологии ASUS CrashFree BIOS 3
EZ Flash 2
MyLogo 3
Express Gate
Home Theater Gate
ASUS Q-FAN
Stack Cool3+
AI NET2
Форм-фактор, размеры mini-ITX, 17.1 x 17.1 см (6.75" x 6.75")

Несмотря на то, что сама материнская плата довольно компактна, поскольку выполнена в форм-факторе mini-ITX, она поставляется в приличных размеров коробке. Впрочем, увеличена только ее высота, поскольку необходимо место для размещения различных аксессуаров, о которых мы расскажем чуть ниже.

Плата ASUS AT3IONT-I позиционируется производителем как "домашний развлекательный центр", что отражено и в оформлении коробки. В отличие от множества других материнских плат ASUS, на упаковке этой модели указаны не подробные технические характеристики, а возможности платы, которые получит пользователь - бесшумную работу, поддержку Wi-Fi и воспроизведение видео в формате Full HD.

Обратная сторона упаковки (вернее, ее нижняя сторона), содержит только две ключевые характеристики платформы - процессор Intel Atom 330 и чипсет NVIDIA ION. Здесь же присутствует изображение материнской платы, но посмотрите в какой "обвязке" - с подключенной Wi-Fi антенной и ИК-приемником с разъемом USB. Разумеется, рядом нашлось место и для пульта ДУ.

Комплектация ASUS AT3IONT-I не сказать чтобы очень богата, но все необходимое присутствует. К плате прилагается внешний блок питания мощностью 90 Вт (19 В, 4.74 А). Зачем в комплекте идут две заглушки на заднюю панель, остается только догадываться, а про пульт ДУ и ИК-приемник с разъемом USB уже говорилось выше, как и про Wi-Fi-антенну. Поскольку питание подается на плату, остальные устройства будут питаться от нее. Для этого в комплекте идет кабель-переходник с разъема Molex на три разъема питания SATA-устройств. Собственно SATA-кабель в комплекте один, но докупить дополнительные не проблема.

Также в комплекте идет подробное руководство пользователя на английском языке, и краткое руководство на нескольких языках, включая русский. На компакт-диске записаны драйверы для материнской платы и фирменные утилиты ASUS, среди которых есть весьма интересные, но об этом позже.

Сама плата выглядит очень компактно, поскольку выполнена в форм-факторе mini-ITX, а большой радиатор, накрывающий одновременно процессор и чипсет, только усиливает это впечатление. На плате установлено два слота для модулей памяти DDR3, поддерживается двухканальный режим обращения к памяти, а ее максимальный объем может достигать 4 Гб. Также имеется четыре порта SATA 3 Гбит/с, причем заявлена и поддержка RAID-массивов. Такой малютке это может и не понадобится, но возможность создать действительно объемную домашнюю медиатеку, да еще с резервированием, это хорошо. Если по каким-то причинам вас не устроят возможности интегрированного в чипсет видеоядра, можно установить полноценную видеокарту, благо разъем PCI-Express 16x на плате имеется. Однако следует иметь ввиду, что действительно мощные решения блок питания не потянет, поскольку рассчитан лишь на 90 Вт, да и дополнительного разъема питания PCI-E для видеокарты не предусмотрено. Беспроводной модуль Wi-Fi 802.11b/g/n расположился рядом с радиатором, а антенна выведена на заднюю панель платы. Нашлось место и для COM-порта, но соответствующей планки в комплекте нет, хотя вряд ли это кого-то огорчит, когда на плате имеется 10 портов USB 2.0.

Между радиатором и задней панелью скрываются три разъема для подключения вентиляторов, а также разъемы USB-портов, подключаемых к передней панели корпуса или выносным планкам.

Задняя панель платы довольно насыщена. Здесь размещены: разъемы подключения питания и антенны Wi-Fi-адаптера, шесть портов USB 2.0 разъем PS/2 для мышки или клавиатуры, видеовыходы D-Sub и HDMI, LAN-порт, три стандартных аудиоразъема, обеспечивающих аналоговое подключение шестиканальной аудиосистемы, два "тюльпана" для подключения к стерео-аппаратуре, а также цифровой оптический аудиовыход. А за синенькой пластмасской скрывается Bluetoth модуль.

#BIOS

Теперь рассмотрим возможности BIOS материнской платы ASUS AT3IONT-I. BIOS по современным меркам невелик - его объем всего 8 Мбит, но возможностей у него достаточно.

На плате установлен двухъядерный процессор Intel Atom 330, поддерживающий технологию HyperThreading.

Особой необходимости в разгоне компактных интегрированных решений нет, но инженеры ASUS не стали себя ограничивать и добавили такие возможности в свою систему.

Разгон процессора возможен только с помощью увеличения системной шины, при этом допускается как синхронный разгон оперативной памяти (Linked), так и задание частоты ее работы в ручную (Unlinked). Также можно выбрать готовый профиль увеличения частоты системной шины.

Можно вручную задавать и тайминги памяти. Конечно, их набор не так широк, как в типичных настольных решениях, но для такой малютки вполне достаточен.

Встроенное в чипсет видеоядро тоже можно разогнать, причем частоты основных и шейдерных блоков GPU задаются независимо.

Максимальный объем оперативки, выделяемый под видеопамять, может быть равен 512 Мб, а по умолчанию он составляет 256 Мб.

Модуль мониторинга отслеживает температуру процессора и чипсета, скорость вращения всех трех доступных вентиляторов, а также ключевые напряжения системы. Скоростью вращения двух вентиляторов можно управлять с помощью функции Q-Fan.

Настройка периферийных устройств проста до безобразия - их можно просто включить (по умолчанию), или выключить.

Как и у полноразмерных собратьев, у ASUS AT3IONT-I имеется встроенная утилита для обновления прошивки. Также поддерживается технология Express Gate, которая позволяет выйти в интернет пообщаться с друзьями и посмотреть новости еще до загрузки операционной системы.

Но, разумеется, все возможности материнской платы ASUS AT3IONT-I раскрываются при работе с полноценной операционной системой.

#Тестирование

Наши постоянные читатели уже знакомы с характеристиками и возможностями процессора Intel Atom 330, устройства на базе которого мы неоднократно рассматривали. Тем не менее, приведем основные характеристики процессора, чипсета NVIDIA ION и встроенного в него графического ядра еще раз.

Процессор Intel Atom 330 содержит два физических ядра и поддерживает технологию Intel HyperThreading, то есть в сумме четыре вычислительных потока. Рабочая частота процессора равна 1,6 ГГц, а частота шины FSB - 133 МГц (533 МГц QDR).

Удивительно, но утилита CPU-Z решила, что материнская плата ASUS AT3IONT-I не имеет графического интерфейса, хотя, как мы могли в этом ранее убедиться, это не так - на плате имеется полноценный слот PCI-Express 2.0 16x.

Чипсет NVIDIA ION поддерживает оперативную память до режима DDR3-1066 включительно. Как видите, автоматически установилась именно эта частота, причем тайминги памяти были выставлены согласно информации, записанной в SPD-модуле:

Что касается встроенного в чипсет графического ядра, то здесь тоже без изменений:

Имеется 16 универсальных шейдерных процессоров и 4 блока ROP, поддерживается 64-битный интерфейс работы с оперативной памятью, выделяемой на нужды графического ядра. Частотная формула имеет вид 450/1100/1066 МГц для ядра, шейдеров и памяти, соответственно. Отметим, что поддержка технологии NVIDIA Physx не заявлена. Впрочем, большой беды в этом нет, потому что на этом интегрированном ядре если и получится играть в современные игры, то только в режимах минимального качества графики.

#Температурный режим

Как уже отмечалось, материнская плата ASUS AT3IONT-I использует полностью пассивное охлаждение, поэтому было очень интересно было посмотреть, как радиатор справится с температурами компонентов. Поскольку процессор Intel Atom 330 отличается невысоким энергопотреблением, основное внимание было приковано к чипсету, температуру которого мы снимали с помощью утилиты GPU-Z.

Как видите, в режиме рабочего стола частота видеядра сбрасывается до уровня 200 МГц, однако это не помешало чипсету прогреться до 60°С. Конечно, отчасти в этом виновата небывалая жара, но и результат вполне ожидаемый. Теперь давайте посмотрим что будет, если попытаться "прогреть" видеядро с помощью утилиты MSI Kombuster.

Под нагрузкой частота GPU поднялась до положенных ей 450 МГц, а температура видеоядра достигла 70°С. Впрочем, при повседневной эксплуатации видеядро вряд ли будет испытывать такие стрессовые нагрузки. Отметим, что мы получили эти результаты при тестировании на открытом стенде, когда не было ни малейшего дуновения в сторону материнской платы.

Разумно будет предположить, что при помещении материнской платы в корпус ситуация с температурами компонентов может усугубиться, но это только в том случае, если корпус не оборудован ни единым кулером. Даже небольшой обдув радиатора приводит к резкому понижению температуры чипсета, что показывает эффективность его конструкции. Достаточно было положить на радиатор тихоходный кулер со скоростью вращения 1300 об/мин, после чего температуры процессора и чипсета не поднимались выше 40°С.

Дальнейшее тестирование проводилось именно в таком режиме. Кстати, благодаря дополнительному охлаждению удалось немного разогнать как процессор, так и графическое ядро. Возможности BIOS в плане разгона невелики, но они есть - в таблице ниже указаны диапазон и шаг изменения доступных параметров.

Параметр Диапазон изменения (шаг)
Частота шины FSB 133 - 500 МГц (1 МГц)
Частота памяти 400 - 1800 МГц DDR (1 МГц)
Частота GPU 450 - 999 МГц (1 МГц)
Частота шейдерного блока 1200 - 2000 МГц (1 МГц)
Напряжение на памяти 1.21 - 2.47 В (0.02 В)
Напряжение на чипсете 1.0 - 1.1 В (0.05 В)
Напряжение CPU Vcore 1.1 - 1.2 В (0.05 В)
Напряжение CPU VTT 1.1 - 1.15 В (0.05 В)

Как видите, диапазон регулировки напряжений очень мал, буквально одна-две ступени, и не превышает 10%. По этой причине мы выкрутили все напряжения на максимум, а частоту оперативной памяти вручную установили как DDR3-1066, благо чипсет NVIDIA ION допускает асинхронный режим работы.

Поскольку коэффициент умножения процессора Intel Atom 330 фиксирован, изменить его частоту можно только с помощью частоты системной шины. В принципе, плата запускалась и при частоте CPU равной 2,4 ГГц, и даже пру раз смогла загрузить Windows, но стабильности, разумеется, не было. В итоге, частота CPU, на которой удалось пройти тесты, составила 2,25 ГГц. Давайте посмотрим, как это сказывается на производительности системы. Ну а насчет разгона графического ядра и его дополнительных возможностей мы поговорим чуточку позже.

#Производительность

Сначала, по традиции, приведем результаты тестирования в синтетическом пакете Everest Ultimate.

Как известно, процессор Intel Atom представляет собой до предела урезанное решение, по сравнению с обычными "собратьями". Причем часть ограничений введена искусственно, чтобы избежать конкуренции с наименее производительными продуктами собственного модельного ряда компании. Одним из таких ограничений является низкая частота FSB - всего 133 МГц. Первый же тест показывает, что ее увеличение очень положительно сказывается на производительности подсистемы памяти.

Разумеется, заметно уменьшается и латентность подсистемы памяти.

Тест Everest PhotoWorxx также чувствителен к скорости работы с оперативкой, поэтому и здесь наблюдается почти полуторакратный прирост результатов.

Далее идет ряд тестов, которые в наибольшей степени зависят от скорости CPU, поэтому везде наблюдается закономерное увеличение результатов. Отметим, что мы тестировали с активированной технологией HyperThreading.

А вот встроенный тест архиватора WinRar довольно слабо реагирует на увеличение частоты процессора и системной шины - всего 10% прироста производительности, по сравнению с 40% в предыдущих тестах.

Теперь посмотрим, что дает разгон интегрированного в чипсет NVIDIA ION графического ядра. Как уже говорилось, штатные частоты составляют 450/1200 МГц для основных блоков и шейдеров, соответственно. Объем оперативной памяти, резервируемый для нужд графики, по умолчанию равен 256 Мб. Нам удалось разогнать встроенное видеоядро до частот 700/1400 МГц, что довольно неплохо. Также мы вручную увеличили количество "видеопамяти" - до 512 Мб.

Отметим, что при разгоне графического ядра процессор работал на штатной частоте 1,6 ГГц, хотя, из-за его слабости, это может стать фактором, ограничивающим производительность графической подсистемы. Впрочем, это легко будет увидеть - в таком случае разгон видеоядра не изменит результатов тестов.

Тем не менее, прирост производительности очевиден - около 25%.

Конечно, игра Crysis является чрезмерно тяжелым приложением для такой системы и даже на самых "легких" настройках качества графики комфортный FPS недостижим. Одако в защиту платформы NVIDIA ION в целом и материнской платы ASUS AT3IONT-I в частности, скажем, что игры "попроще" шли, в общем, нормально. Например, в Counter Strike Condition Zero при игре на интернет-сервере с 20-ю другими игроками не наблюдалось каких-либо лагов, фризов и тому подобных неприятностей, способных повлиять на рост ваших фрагов.

Мы намеренно взяли эти крайние случаи - Crysis и первый Counter Strike, и не стали тестировать в других играх. Уровень производительности встроенного видеоядра и без того вполне понятен, а разгон не приносит каких-то особых откровений. Основное предназначение платформы ASUS AT3IONT-I - не игры, а домашний медиацентр. И здесь возможность аппаратного декодирования видео, включая Full HD, будет как нельзя кстати.

На диаграмме ниже приведен процент загрузки процессора при воспроизведении видеофильмов, записанных в различных форматах и с помощью разных видеокодеков. Тестирование проводилось с помощью последней версии пакета кодеков K-Lite и проигрывателя Media Player Classic, идущего в комплекте. Для сравнения приведены результаты как с использованием аппаратного декодирования, так и без него.

Как видите, при воспроизведении фильмов, записанных в формате DVD и XviD, особой разницы нет. Однако уже при воспроизведении ролика, сжатого с помощью кодека x264, наблюдается значительное снижение процента загрузки процессора при включении аппаратного декодирования видео с помощью встроенного видеоядра. С воспроизведением Full HD-рипов процессор Intel Atom просто не справился, поскольку даже при 100%-й загрузке частота кадров была примерно вдвое меньше нормальной. При этом включение аппаратного декодирования резко снизило загрузку CPU, а видео воспроизводилось совершенно гладко, без пропусков и дрожания кадров.

Отметим, что в этом тесте технология HyperThreading была отключена, чтобы избежать искажения результатов, поскольку при декодировании "тяжелого" видеоконтента силами CPU от дополнительных виртуальных вычислительных потоков пользы совершенно не было, и процент загрузки был завышен. В то же время, при декодировании "легкого" видеоконтента результаты оказывались заниженными.

Но это еще не все. Пока мы тестировали, Adobe Flash Player успел обновиться до версии 10.1, и теперь при воспроизведении flash-видеороликов поддерживается аппаратное ускорение воспроизведения с помощью GPU. В случае рассматриваемой платформы это может оказаться весьма актуальным. Давайте проверим.

В качестве образца мы использовали ролик "Asteroid Impact (HD)". На момент тестирования его можно было посмотреть в следующих форматах - 360p, 720p и 1080p. При воспроизведении в этих трех режимах качества мы и измеряли процент загрузки центрального процессора. Отметим, что замеры проводились как при активации технологии Hyper Threading, так и без нее. Аналогично и для аппаратного декодирования с помощью GPU.

Как видно из диаграммы, собственными силами процессор Intel Atom 330 успешно справляется с воспроизведением видеороликов до формата 720р включительно. С роликами в формате 1080р загрузка CPU достигает 100%, однако изображение дергается и подтормаживает, не спасают ни два физических ядра, ни два дополнительных вычислительных потока, обусловленные наличием HyperThreading. Помощь приходит в виде аппаратного декодирования видеопотока с помощью GPU, интегрированного в чипсет - в этом случае загрузка центрального процессора составляет максимум 20%, а значит у него остается достаточно ресурсов для более быстрого отклика на действия пользователя.

#Выводы

Сама по себе материнская плата ASUS AT3IONT-I очень похожа на другие подобные решения, основанные на платформе Intel Atom + NVIDIA ION. Но если рассматривать комплект в целом, то инженерам ASUS удалось сделать действительно удобный и законченный продукт, при этом оставив потенциальному покупателю возможность создать собственную уникальную конфигурацию, отвечающую его требованиям. Фактически, к ASUS AT3IONT-I остается только добавить оперативную память и жесткий диск нужного объема, а также подобрать корпус, который впишется именно в вашу домашнюю обстановку. Набор драйверов позволит без труда настроить систему, а идущие в комплекте фирменные утилиты позволят создать медиацентр, способный воспроизводить видео любого формата в самом высоком качестве. Берите в руки пульт ДУ, прилагаемый в комплекте, и поудобнее устраивайтесь на диване, бегать к компьютеру, чтобы нажать на паузу, например, больше нет никакой необходимости.

Согласно Яндекс.Маркет, цена материнской платы ASUS AT3IONT-I находится в диапазоне от 4300 до 5300 рублей. Много это или мало, решать вам. В принципе, за эту же цену можно купить недорогую материнскую плату с интегрированной в чипсет графикой и какой-нибудь младший процессор в линейке. По производительности такая связка наверняка обойдет Intel Atom, но получится ли в итоге такое же компактное и бесшумное решение - еще вопрос. Для версии Deluxe, включающей пульт ДУ, нашлось лишь одно предложение по цене около 7000 рублей, что уже довольно дорого.

 
 
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
ИИ-стартап Stability AI сократит 10 % персонала из-за усиления конкуренции 2 ч.
Сказочная стратегия Fabledom покинет королевство раннего доступа Steam уже совсем скоро — дата выхода 1.0 и анонс консольных версий 2 ч.
Оно живое: спустя полгода молчания Telltale показала четыре новых скриншота The Wolf Among Us 2 3 ч.
У GPT-4 обнаружили способность эксплуатировать уязвимости по их описаниям 3 ч.
«Лаборатория Касперского» показала прототип магазина приложений для KasperskyOS 3 ч.
Apple удалила Telegram и WhatsApp из китайского App Store 3 ч.
Paradox перенесла релиз крупного дополнения Sphere of Influence к Victoria 3, чтобы не повторять ошибок прошлого 4 ч.
Авторы Cities: Skylines II признали провал — скандальный DLC сняли с продажи, а деньги за него вернут (но не всем) 6 ч.
«Нам не терпится подорвать мир снова»: Amazon продлила сериал Fallout на второй сезон 6 ч.
OpenAI отключила генератор изображений DALL-E 2 — его место займёт более продвинутый DALL-E 3 7 ч.
Galax выпустила полностью белую низкопрофильную GeForce RTX 4060 с крошечным заводским разгоном 30 мин.
Razer представила игровые контроллеры Kishi Ultra и Kishi V2 для смартфонов, планшетов и ПК 34 мин.
5 ГВт уже есть, ещё 2,5 ГВт на подходе: Microsoft стремительно наращивает ёмкость ЦОД и скупает ИИ-ускорители 47 мин.
На пути к квантовому интернету учёные впервые смогли записать и считать квантовую информацию в состояниях фотонов 2 ч.
Ulefone покажет на выставке «Связь-2024» новейшие смартфоны, планшеты и аксессуары 3 ч.
HPE обвинила китайскую Inspur в нарушении серверных патентов и обходе санкций США 3 ч.
Китайский автопроизводитель FAW начнёт выпускать премиальные смартфоны 4 ч.
Истребители под управлением ИИ и живого человека впервые сошлись в учебном воздушном бою в США 5 ч.
Boeing намерена запустить летающие беспилотные такси в Азии к 2030 году 5 ч.
Google объединила подразделения Android, Chrome и устройств 5 ч.