Материнские платы

ASUS AT3IONT-I - основа медиацентра на базе Atom + ION

⇣ Содержание

#Тестирование

Наши постоянные читатели уже знакомы с характеристиками и возможностями процессора Intel Atom 330, устройства на базе которого мы неоднократно рассматривали. Тем не менее, приведем основные характеристики процессора, чипсета NVIDIA ION и встроенного в него графического ядра еще раз.

Процессор Intel Atom 330 содержит два физических ядра и поддерживает технологию Intel HyperThreading, то есть в сумме четыре вычислительных потока. Рабочая частота процессора равна 1,6 ГГц, а частота шины FSB - 133 МГц (533 МГц QDR).

Удивительно, но утилита CPU-Z решила, что материнская плата ASUS AT3IONT-I не имеет графического интерфейса, хотя, как мы могли в этом ранее убедиться, это не так - на плате имеется полноценный слот PCI-Express 2.0 16x.

Чипсет NVIDIA ION поддерживает оперативную память до режима DDR3-1066 включительно. Как видите, автоматически установилась именно эта частота, причем тайминги памяти были выставлены согласно информации, записанной в SPD-модуле:

Что касается встроенного в чипсет графического ядра, то здесь тоже без изменений:

Имеется 16 универсальных шейдерных процессоров и 4 блока ROP, поддерживается 64-битный интерфейс работы с оперативной памятью, выделяемой на нужды графического ядра. Частотная формула имеет вид 450/1100/1066 МГц для ядра, шейдеров и памяти, соответственно. Отметим, что поддержка технологии NVIDIA Physx не заявлена. Впрочем, большой беды в этом нет, потому что на этом интегрированном ядре если и получится играть в современные игры, то только в режимах минимального качества графики.

#Температурный режим

Как уже отмечалось, материнская плата ASUS AT3IONT-I использует полностью пассивное охлаждение, поэтому было очень интересно было посмотреть, как радиатор справится с температурами компонентов. Поскольку процессор Intel Atom 330 отличается невысоким энергопотреблением, основное внимание было приковано к чипсету, температуру которого мы снимали с помощью утилиты GPU-Z.

Как видите, в режиме рабочего стола частота видеядра сбрасывается до уровня 200 МГц, однако это не помешало чипсету прогреться до 60°С. Конечно, отчасти в этом виновата небывалая жара, но и результат вполне ожидаемый. Теперь давайте посмотрим что будет, если попытаться "прогреть" видеядро с помощью утилиты MSI Kombuster.

Под нагрузкой частота GPU поднялась до положенных ей 450 МГц, а температура видеоядра достигла 70°С. Впрочем, при повседневной эксплуатации видеядро вряд ли будет испытывать такие стрессовые нагрузки. Отметим, что мы получили эти результаты при тестировании на открытом стенде, когда не было ни малейшего дуновения в сторону материнской платы.

Разумно будет предположить, что при помещении материнской платы в корпус ситуация с температурами компонентов может усугубиться, но это только в том случае, если корпус не оборудован ни единым кулером. Даже небольшой обдув радиатора приводит к резкому понижению температуры чипсета, что показывает эффективность его конструкции. Достаточно было положить на радиатор тихоходный кулер со скоростью вращения 1300 об/мин, после чего температуры процессора и чипсета не поднимались выше 40°С.

Дальнейшее тестирование проводилось именно в таком режиме. Кстати, благодаря дополнительному охлаждению удалось немного разогнать как процессор, так и графическое ядро. Возможности BIOS в плане разгона невелики, но они есть - в таблице ниже указаны диапазон и шаг изменения доступных параметров.

Параметр Диапазон изменения (шаг)
Частота шины FSB 133 - 500 МГц (1 МГц)
Частота памяти 400 - 1800 МГц DDR (1 МГц)
Частота GPU 450 - 999 МГц (1 МГц)
Частота шейдерного блока 1200 - 2000 МГц (1 МГц)
   
Напряжение на памяти 1.21 - 2.47 В (0.02 В)
Напряжение на чипсете 1.0 - 1.1 В (0.05 В)
Напряжение CPU Vcore 1.1 - 1.2 В (0.05 В)
Напряжение CPU VTT 1.1 - 1.15 В (0.05 В)

Как видите, диапазон регулировки напряжений очень мал, буквально одна-две ступени, и не превышает 10%. По этой причине мы выкрутили все напряжения на максимум, а частоту оперативной памяти вручную установили как DDR3-1066, благо чипсет NVIDIA ION допускает асинхронный режим работы.

Поскольку коэффициент умножения процессора Intel Atom 330 фиксирован, изменить его частоту можно только с помощью частоты системной шины. В принципе, плата запускалась и при частоте CPU равной 2,4 ГГц, и даже пру раз смогла загрузить Windows, но стабильности, разумеется, не было. В итоге, частота CPU, на которой удалось пройти тесты, составила 2,25 ГГц. Давайте посмотрим, как это сказывается на производительности системы. Ну а насчет разгона графического ядра и его дополнительных возможностей мы поговорим чуточку позже.

#Производительность

Сначала, по традиции, приведем результаты тестирования в синтетическом пакете Everest Ultimate.

Как известно, процессор Intel Atom представляет собой до предела урезанное решение, по сравнению с обычными "собратьями". Причем часть ограничений введена искусственно, чтобы избежать конкуренции с наименее производительными продуктами собственного модельного ряда компании. Одним из таких ограничений является низкая частота FSB - всего 133 МГц. Первый же тест показывает, что ее увеличение очень положительно сказывается на производительности подсистемы памяти.

Разумеется, заметно уменьшается и латентность подсистемы памяти.

Тест Everest PhotoWorxx также чувствителен к скорости работы с оперативкой, поэтому и здесь наблюдается почти полуторакратный прирост результатов.

Далее идет ряд тестов, которые в наибольшей степени зависят от скорости CPU, поэтому везде наблюдается закономерное увеличение результатов. Отметим, что мы тестировали с активированной технологией HyperThreading.

 

А вот встроенный тест архиватора WinRar довольно слабо реагирует на увеличение частоты процессора и системной шины - всего 10% прироста производительности, по сравнению с 40% в предыдущих тестах.

Теперь посмотрим, что дает разгон интегрированного в чипсет NVIDIA ION графического ядра. Как уже говорилось, штатные частоты составляют 450/1200 МГц для основных блоков и шейдеров, соответственно. Объем оперативной памяти, резервируемый для нужд графики, по умолчанию равен 256 Мб. Нам удалось разогнать встроенное видеоядро до частот 700/1400 МГц, что довольно неплохо. Также мы вручную увеличили количество "видеопамяти" - до 512 Мб.

Отметим, что при разгоне графического ядра процессор работал на штатной частоте 1,6 ГГц, хотя, из-за его слабости, это может стать фактором, ограничивающим производительность графической подсистемы. Впрочем, это легко будет увидеть - в таком случае разгон видеоядра не изменит результатов тестов.

Тем не менее, прирост производительности очевиден - около 25%.

Конечно, игра Crysis является чрезмерно тяжелым приложением для такой системы и даже на самых "легких" настройках качества графики комфортный FPS недостижим. Одако в защиту платформы NVIDIA ION в целом и материнской платы ASUS AT3IONT-I в частности, скажем, что игры "попроще" шли, в общем, нормально. Например, в Counter Strike Condition Zero при игре на интернет-сервере с 20-ю другими игроками не наблюдалось каких-либо лагов, фризов и тому подобных неприятностей, способных повлиять на рост ваших фрагов.

Мы намеренно взяли эти крайние случаи - Crysis и первый Counter Strike, и не стали тестировать в других играх. Уровень производительности встроенного видеоядра и без того вполне понятен, а разгон не приносит каких-то особых откровений. Основное предназначение платформы ASUS AT3IONT-I - не игры, а домашний медиацентр. И здесь возможность аппаратного декодирования видео, включая Full HD, будет как нельзя кстати.

На диаграмме ниже приведен процент загрузки процессора при воспроизведении видеофильмов, записанных в различных форматах и с помощью разных видеокодеков. Тестирование проводилось с помощью последней версии пакета кодеков K-Lite и проигрывателя Media Player Classic, идущего в комплекте. Для сравнения приведены результаты как с использованием аппаратного декодирования, так и без него.

Как видите, при воспроизведении фильмов, записанных в формате DVD и XviD, особой разницы нет. Однако уже при воспроизведении ролика, сжатого с помощью кодека x264, наблюдается значительное снижение процента загрузки процессора при включении аппаратного декодирования видео с помощью встроенного видеоядра. С воспроизведением Full HD-рипов процессор Intel Atom просто не справился, поскольку даже при 100%-й загрузке частота кадров была примерно вдвое меньше нормальной. При этом включение аппаратного декодирования резко снизило загрузку CPU, а видео воспроизводилось совершенно гладко, без пропусков и дрожания кадров.

Отметим, что в этом тесте технология HyperThreading была отключена, чтобы избежать искажения результатов, поскольку при декодировании "тяжелого" видеоконтента силами CPU от дополнительных виртуальных вычислительных потоков пользы совершенно не было, и процент загрузки был завышен. В то же время, при декодировании "легкого" видеоконтента результаты оказывались заниженными.

Но это еще не все. Пока мы тестировали, Adobe Flash Player успел обновиться до версии 10.1, и теперь при воспроизведении flash-видеороликов поддерживается аппаратное ускорение воспроизведения с помощью GPU. В случае рассматриваемой платформы это может оказаться весьма актуальным. Давайте проверим.

В качестве образца мы использовали ролик "Asteroid Impact (HD)". На момент тестирования его можно было посмотреть в следующих форматах - 360p, 720p и 1080p. При воспроизведении в этих трех режимах качества мы и измеряли процент загрузки центрального процессора. Отметим, что замеры проводились как при активации технологии Hyper Threading, так и без нее. Аналогично и для аппаратного декодирования с помощью GPU. 

Как видно из диаграммы, собственными силами процессор Intel Atom 330 успешно справляется с воспроизведением видеороликов до формата 720р включительно. С роликами в формате 1080р загрузка CPU достигает 100%, однако изображение дергается и подтормаживает, не спасают ни два физических ядра, ни два дополнительных вычислительных потока, обусловленные наличием HyperThreading. Помощь приходит в виде аппаратного декодирования видеопотока с помощью GPU, интегрированного в чипсет - в этом случае загрузка центрального процессора составляет максимум 20%, а значит у него остается достаточно ресурсов для более быстрого отклика на действия пользователя.

#Выводы

Сама по себе материнская плата ASUS AT3IONT-I очень похожа на другие подобные решения, основанные на платформе Intel Atom + NVIDIA ION. Но если рассматривать комплект в целом, то инженерам ASUS удалось сделать действительно удобный и законченный продукт, при этом оставив потенциальному покупателю возможность создать собственную уникальную конфигурацию, отвечающую его требованиям.  Фактически, к ASUS AT3IONT-I остается только добавить оперативную память и жесткий диск нужного объема, а также подобрать корпус, который впишется именно в вашу домашнюю обстановку. Набор драйверов позволит без труда настроить систему, а идущие в комплекте фирменные утилиты позволят создать медиацентр, способный воспроизводить видео любого формата в самом высоком качестве. Берите в руки пульт ДУ, прилагаемый в комплекте, и поудобнее устраивайтесь на диване, бегать к компьютеру, чтобы нажать на паузу, например, больше нет никакой необходимости.

Согласно Яндекс.Маркет, цена материнской платы ASUS AT3IONT-I находится в диапазоне от 4300 до 5300 рублей. Много это или мало, решать вам. В принципе, за эту же цену можно купить недорогую материнскую плату с интегрированной в чипсет графикой и какой-нибудь младший процессор в линейке. По производительности такая связка наверняка обойдет Intel Atom, но получится ли в итоге такое же компактное и бесшумное решение - еще вопрос. Для версии Deluxe, включающей пульт ДУ, нашлось лишь одно предложение по цене около 7000 рублей, что уже довольно дорого.

 
← Предыдущая страница
3DNews рекомендует!
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥