Цифровой автомобиль

Автодайджест №61

⇣ Содержание

#Автомобильные технологии

Многообразие современных компьютерных устройств приучило нас постоянно подстраиваться под меняющийся алгоритм взаимодействия с электронным помощником. Разные операционные системы, меняющиеся интерфейсы. Но есть и некоторые непоколебимые вещи - раскладка клавиатуры, например. В автомобилях еще проще: на протяжении почти всего прошлого века основные управляющие элементы претерпели лишь косметические изменения. Варьироваться может лишь количество педалей да вариант селектора режима трансмиссии, но и эти изменения незначительны, принцип управления транспортным средством сохраняется. Конечно, это очень хорошо, ведь сменив автомобиль не требуется заново учиться им управлять. Но у такого проверенного временем решения можно найти и отрицательные качества. Несмотря на привычность интерфейса, даже опытные водители могут попросту перепутать педали в критической ситуации, а последствиями может стать не только поврежденный бампер. Базирующийся в Японии Институт дорожных происшествий приводит ужасающую статистику: из-за простой потери ориентации в педалях автомобиля произошло около 6700 столкновений, в результате которых погибло 37 человек, еще 9500 получили повреждения разной тяжести. И это только в Японии и только за 2009 год! Чтобы снизить количество подобных инцидентов, японский инвестор Масуюки Нарусе планирует запустить в серийное производство принципиально новый вид педалей, в котором при панике будет просто невозможно надавить на акселератор.

Принцип безошибочного вождения на редкость прост: нет педали газа – нет и внезапных ускорений. И как Toyota во время отзыва 8,5 миллионов автомобилей по всему миру до этого не додумалась? Давайте посмотрим, как 74-летний японец хочет перевернуть всю автомобильную промышленность. Он предлагает использовать всего одну педаль – педаль тормоза. Получается, что даже надавив на нее с перепугу, водитель просто остановит свой автомобиль. Ускоряться предполагается при помощи рычага, прикрепленного к педали справа. Его отклонение дублирует функцию привычной педали газа.

Похоже, мистер Нарусе настроен серьезно. По территории Японии уже колесят 130 автомобилей с совмещенной педалью. Участниками эксперимента являются друзья Масуюки Нарусе и работники его компании. Несмотря на достаточную простоту нового устройства и оптимистичный настрой разработчиков, вряд ли двойная педаль найдет серьезное применение в автомобилестроении. Во-первых, нажимать ступней намного проще и естественней, чем поворачивать ее, к тому же на строго определенный градус. Во-вторых, вряд ли даже ярые поклонники хайтека захотят переучиваться на новую систему управления автомобилем.

Только две недели назад мы писали об альянсе GENIVI, который занимается разработкой единой платформы для автомобильных мультимедийных систем – In-Vehicle Infotainment. Выбранная операционная система MeeGo все еще оставляет очень много вопросов. Разрабатываемая компаниями Intel и Nokia платформа уже на этапе разработки разделена по направлениям: мобильные телефоны, планшеты и нетбуки, автомобильные устройства. Создается ощущение, что разработкой каждой ветки MeeGo занимаются отдельные команды, ведь имеющиеся в глобальной сети визуализации существенно друг от друга отличаются, да и даты выхода новинок никак не синхронизированы. Если операционная система для нетбуков уже готова и примерить ее может каждый, то смартфон и автомобильная мультимедийная система известны только по видеороликам. Обратим свое внимание на In-Vehicle Infotainment, которую удалось заснять.

Во время четырехминутного ролика автор успел показать не так уж много. Продемонстрирована структура главного меню, показана кинетическая прокрутка его элементов. Для перехода на следующий уровень или запуск приложения система требует двойного щелчка, если элемент не активен, и одного нажатия в ином случае. На экране все время виден курсор, хотя его функция остается под вопросом. Кроме ориентирования по меню автор показал работу навигационного приложения и Firefox Fennec – мобильной версии популярного браузера Mozilla Firefox. Ничего революционного устройство не содержит. Возможно, до выхода финальной версии разработчики смогут существенно доработать функционал автомобильной MeeGo. Пока существенным достоинством операционной системы является поддержка библиотек Qt, что позволяет создавать приложения на языке программирования C++ и ряде других. На данный момент производитель ничего не сообщает о совместимости с другими версиями MeeGo и возможности появления свободного рынка приложений по образу Android Market или AppStore.

В прошлом выпуске автодайджеста мы рассказали о попытке американских энтузиастов наладить жизнь в Детройте. Выставка Maker Faire Detroit 2010 вряд ли в перспективе будет иметь значимое влияние на экономику города, однако несколько смелых и достаточно интересных проектов привлекли свое внимание. Вот очередной – BigDog. Это не первая подобная работа команды во главе с Томом Уилсоном. До этого в ноябре 2008 года был создан большой велосипед-квадроцикл DogSled. Вторая версия не сильно изменила общую конструкцию, но внесла определенные коррективы в требования. Сухой вес DogSled составлял полтонны, поэтому перемещаться на нем было весьма проблематично, так как транспортное средство приводится в движение мускульной силой человека. Поэтому Том Уилсон постарался сделать BigDog максимально легким. Инженерной задачей стало сохранение прочности и жесткости конструкции. В итоге пространственный каркас позволил сделать достаточное надежное средство передвижения, а его вес при этом составляет всего 223 килограмма – вдвое меньше, чем у DogSled!

Стоит уточнить, что идея создания большого квадробайка не оригинальна: Том Уилсон увидел похожее устройство на фестивале Burning Man несколько лет назад. С тех пор он просто заболел мечтой создать нечто подобное. Почему обязательно путешествовать на тяжелых и вредных для окружающей среды автомобилях, если можно с гораздо большим удовольствием и пользой для здоровья управлять совершенно иным транспортным средством?

Для изготовления BigDog Том использовал большое число металлических трубок, которые и стали основой каркаса. Некоторые детали пришлось покупать в велосипедных магазинах. Но есть в «Большой собаке» и автомобильные корни: гидравлическая тормозная система, например, досталась от картинга. Тормоза – дисковые, что должно положительно сказаться на отрицательной динамике транспортного средства. Подвеска снабжена гидравлическими амортизаторами и пружинами, так что даже на неровной дороге позвоночник путешествующих останется в покое. Задние колеса имеют двускатную ошиновку, что обусловлено задним приводом. Четыре пары педалей позволяют равномерно распределить нагрузку между всеми пассажирами, участвующими в движении. Руль расположен между двумя передними ездоками, поэтому роль водителя может переходить.

Путешествовать на таком велосипеде – одно удовольствие. Высокая посадка позволит все прекрасно рассмотреть, а необходимость крутить педали поднимет тонус и улучшит физическое состояние. Но с велосипедом все предельно ясно: конструкция проста, изобретать ничего не надо. А как же высокие технологии? Например, усиленно развиваемые в России достижения на наноуровне. Они уже начали понемногу проникать в автомобили, хотя обнаружить их очень сложно: они ведь маленькие. Давайте попробуем окинуть взглядом примеры использования нанотехнологий в автомобилях и оценить их вклад. Немецкая химическая компания Lanxess планирует приступить к производству резины, структура которой изменена с помощью нанотехнологий. Изготовленная с использованием такой резины покрышка должна иметь лучшие показатели на дороге и большую устойчивость к износу. Какой из производителей шин будет использовать наработки компании Lanxess, пока не сообщается.

Некоторые производители используют нанотехнологии намного ближе к сердцу автомобиля – его двигателю. Топливный фильтр последних дизельных моделей BMW имеет дополнительный слой из углеродных нанотрубок. Они позволяют очищать топливо на молекулярном уровне, задерживая до 99% примесей. Другой немецкий производитель, Mercedes-Benz в кооперации с компанией PPG, создал нанотехнологичную краску для кузова автомобилей, которая в три раза более стойка к царапинам и прочим внешним воздействиям.

Однако не все так просто. Нанотехнологии – относительно новая отрасль науки и промышленности, и никто не может с уверенностью отвечать за надежность и долговечность новых деталей и элементов, использованных в автомобилях. Американские экологи и вовсе бьют тревогу: мало ли, насколько для окружающей среды будет вреден нанотехнологичный бампер, когда бывший владелец выкинет его на свалку. Но и это не самое страшное. Научный сотрудник Национального института гигиены окружающей среды США Салли Тинкл уверен, что доверять свое здоровье новым технологиям нельзя. Мельчайшие частицы, которые и являются предметом изучения нанонтехнологий, могут взаимодействовать с кожным покровом человека. Или того хуже – проникать в легкие, кровь и даже мозг! Тут уже не до шуток. Хотя наверняка проблема отчасти надуманная, «зеленые» любят бить тревогу попусту. Как бы ни было на самом деле, можно с уверенностью ждать все большего проникновения нанотехнологий в нашу повседневную жизнь, в частности, в наши автомобили.

Тем временем, в Китае заняты проблемами другого масштаба - макротехнологиями. Большие мегаполисы Поднебесной очень плотно населены, что сильно нагружает их транспортные артерии. Сложных дорожных развязок и метро уже недостаточно: в Китае совсем скоро появится наземный транспорт второго уровня. Проект предложен компанией Shenzhen Hashi Future Parking Equipment Co., Ltd. Вот как выглядит ее решение проблемы уличных пробок: необходимо создать новый вид общественного транспорта, который совершенно не будет мешать и затруднять движение легковым и малым грузовым автомобилям. Это возможно сделать единственным образом: поднять пассажирский отсек над землей, позволив другим участникам движения проезжать под автобусом.

Высота такого транспорта должна составить 4-4,5 метра. Максимальная скорость – 60 км/ч, однако средняя не превысит 40 км/ч. Огромные автобусы будут иметь действительно выдающиеся размеры: единовременно один состав позволит перевозить до 1200-1400 человек. Разработчик сравнивает новый вид транспорта с метро. В этом есть логика, ведь метро пролегает под землей, не мешая уличному движению, а автобусы станут третьим уровнем. При этом подобный надземный общественный транспорт во многом выгоднее. Постройка 40-километрового отрезка пути обойдется в 500 миллионов юаней, что составляет всего 10% от суммы, необходимой для прокладки подземного тоннеля аналогичной длины. При этом удастся сэкономить и время: один год против трех. По завершении масштабного строительства разработчик планирует сократить количество пробок на 20-30%.

Автобусы будут полностью электрическими. Для движения будут задействованы огромные аккумуляторные батареи и энергия солнца. Строительство первой ветки надземного транспорта будет начато уже в конце текущего года, а ее протяженность составит 186 км.

На минуту вернемся к проблемам экологии. Автомобильные производители по всему миру изо дня в день корпят над созданием самого экономичного, самого «зеленого» транспортного средства. Иногда это заходит настолько далеко, что становится откровенным абсурдом. Например, задача по созданию автомобиля, который потреблял бы 1 литр стандартного топлива на 100 км. Компания VW уже приблизилась к этому, однако практической пользы затея не принесла. Кузов автомобиля пришлось сделать экстремально узким и низким, о пригодности к серийному производству речи не идет. Да и 1 литр на 100 км – лишь цифра на бумаге. Зачем же тратить огромные суммы на показательные разработки, если всего этого можно добиться в собственном гараже? Не верите? Аллерт Джэйкобс докажет вам обратное.

Запечатленное на снимке транспортное средство – вовсе не сверхдорогой суперсовременный электрокар. Это всего лишь стандартный мопед Honda ANF125i Innova. Чем-то инновационным он не выделяется. Расход стандартной модели составляет 2 литра на 100 км. Изобретатель-самоучка  Аллерт Джэйкобс поставил перед собой цель максимально снизить потребление топлива. Для этого он сделал кокон из стекловолокна, в который одел свой мопед Honda. Никаких изменений в технической части не последовало. В результате, теперь на 1 литре бензина Аллерт может проехать 97,8 км. Другими словами, потребление топлива снизились практически до 1 литра на 100 км. Оптимизация аэродинамики в действии.

В конце выпуска хотелось бы уделить внимание часто обсуждаемой в прессе российской спутниковой системе навигации Глонасс. Правительство не устает убеждать электорат в светлом будущем этой технологии, а практика тем временем далека от этого. В полной мере система Глонасс заработает лишь в 2014 году, как нам это обещают. В текущем году планируется запустить шесть дополнительных космических спутников, в результате чего их общее количество достигнет 24. А уже с 2012 года все производимые в стране автомобили будут комплектоваться системой навигации Глонасс на заводе.

Если стоимость российской навигации в иномарке класса C и D будет незаметна, то ценник бюджетных отечественных моделей может существенно потяжелеть. Тут на помощь придет государство, которое возьмет на себя все затраты. К 2014 году планируется оснастить приемниками Глонасс весь водный и железнодорожный транспорт РФ. Однако преследуются не только учетно-статистические цели, но и обеспечение безопасности: в случае ДТП навигационная система автоматически должна вызвать Скорую медицинскую помощь. Перспектив Глонасс более чем предостаточно, вопрос только в реализации. Что определенно удается делать нашему правительству, так это повышать заградительные пошлины на импорт. Поэтому навигаторы на основе GPS в скором времени могут существенно подорожать.

 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥