Цифровой автомобиль

Первый навигатор на SiRFatlasV

⇣ Содержание

С тех пор, как Centrality Communications вошла в состав SiRF Technology (в 2007 году), маркетинг в объединённой компании перевернулся с ног на голову. Общественность уже успела привыкнуть к тому, что навигационные процессоры Atlas (ARM+GPS) были проще и дешевле связки «приёмник SiRFstarIII – внешний процессор», не поражали точностью, но вполне годились для применения в портативных навигаторах. Тогда казалось, что комбинированные чипы Atlas 3 полностью вытеснят SiRF в лоу-кост сегменте – в дешёвых PND и треккерах. Если, конечно, SiRF Technology не «почешется» и не сделает аналогичного предложения по цене и возможностям. И SiRF его сделал, просто купив производителя Atlas! Закономерно было предположить, что бренды SiRF и Atlas останутся в своих нишах и пересекаться не будут – ан нет. Неожиданно пошло смешение: Atlas 4 уже превзошёл SiRFstarIII по цене и возможностям (но не по точности!), а многообещающий SiRFprima с поддержкой Galileo и 3D-графики интереса у навигаторостроителей не вызвал и, по сути, «провалился» , да так, что CSR вынуждена была существенно сбросить цену. И вот теперь на рынок выходит AtlasV. Следует ждать от него превосходства перед SiRF по всем направлениям, в том числе и по цене? И да, и нет.

#Навигационный процессор SiRFatlasV

SiRFatlasV (пишется именно так, в одно слово) – сделан в русле тенденций интеграции. Помимо ARM-процессора (500 либо 664 МГц), здесь собраны SD/MMC/MMC+ и NAND-контроллеры памяти, контроллер сенсорной панели дисплея LCD, акселератор пост-обработки видео, USB 2.0 и другие интерфейсы, приёмник Navstar/Galileo. По сути – всё то же, что мы видели и в SiRFatlasIV. За исключением того, что АЦП стал 12-битным (был – 10-ти) и появилась поддерржка памяти DDR2, серьёзно ускоряющая работу всего этого «аппаратно-программного комплекса». Собственно говоря, DDR2 было бы достаточно для объявления SiRFatlasV чипом нового поколения. А он ещё и существенно (на 10%) меньше энергии потребляет, что тоже соответствует нынешнему тренду. Энергоэкономия, кстати, достигнута за счёт частичного перехода с 90 нм техпроцесса на 65 нм.

Но SiRFatlasV – для производителей навигаторов пока что «терра инкогнита», мало кто успел сделать PND на этом процессоре. Из трёх больших заводов в Китае, работающих с SiRFatlasV, только один смог, к примеру, полноценно организовать поддержку HD-видео и Bluetooth. Производители пока осторожничают, не имея достаточных оснований «ломать» производственные процессы, «заточенные» под SiRFatlasIV. Важным и серьёзным основанием могла быть поддержка этим чипом навигации ГЛОНАСС, и такая модификация вполне могла появится. По слухам, основатель SiRF Technology Канвар Чадхи анонсировал ГЛОНАСС для SiRFatlas ещё минувшей весной, причём для обеих моделей (IV и V), но что-то не срослось, «не договорился, с кем надо из наших чиновников и военных». Если это правда – то жаль, CSR могла «в одно касание» выиграть борьбу за российский рынок у неповоротливых «Геоса» и «Нависа».

При выигрыше в стоимости и энергопотреблении, в обработке видео SiRFatlasV пока своему предшественнику проигрывает. Поэтому, думается, оба процессора обречены долгое время сосуществовать на рынке, не отбивая покупателей друг у друга. «Четвёрка» останется для MID-ов и навигаторов с высоким разрешением экрана, а «пятёрка» - для PND низшего ценового сегмента. Там, где до сих пор можно встретить модели на SiRFstarIII. В сравнении с ним SiRFatlasV более быстр в работе с тяжёлыми навигационными программами (это такое имманентное свойство отечественного ПО!) и быстрее стартует (благодаря аппаратной поддержке технологи быстрого поиска спутников SiRF InstantFix II). И, что интересно, SiRFatlasV дешевле своего предшественника! Если оперировать ценами крупнооптовых закупок, то SiRFatlasV стоит $11,5 против $13 за SiRFatlasIV. Возможно, это и будет решающим аргументом в выборе процессора производителями дешёвых устройств. Поэтому неудивительно, что первым навигатором на российском рынке, построенным на SiRFatlasV, стал texet TN-507 с дисплеем 4,3 дюйма, продающийся всего за 4000 руб. Причём сама модель texet TN-507 не изменилась, поменялась только процессорная «начинка». Был SiRFatlasIV, стал SiRFatlasV.

#Навигатор TN-507

Мы не так давно тестировали навигатор teXet, это была модель TN-705. Похвалы качеству изготовления «семисотпятого» можно адресовать и модели TN-507, очевидно, что они делаются на одной фабрике. Как TN-705 претендует на лидерство по толщине среди «пятидюймовок» (13,5 мм), так и TN-507 является одним из самых тонких апаратов в классе 4,3 дюйма – 12 мм.

КПД использования пространства лицевой панели невелико, между дисплеем и срезами корпуса навигатора остаётся значительное пространство, примерно по сантиметру с каждой стороны. На это можно было бы не обращать внимания (чай, не iPhone), но скверно, что полоски незадействованного пространства по бокам, сверху и снизу имеют разную толщину, то есть дисплей находится не по центру, а со смещением вверх. Это сбивает с толку – аппарат кажется неровным, диспропорциональным.

Почти все аппаратные интерфейсы «пятисотседьмого» сосредоточен на левом торце, тут находится гнездо для наушников (3,5 мм), слот для карты памяти (microSD) и порт mini-USB. На верхнем торце – лишь кнопка включения, да на тыльной грани – утопленная заподлицо кнопочка перезагрузки. Карточный слот предназначен для расширения возможностей, в навигации он незадействован – вся информация хранится во встроенной памяти емкостью 2 Гбайт.

#Комплектация - минимальна

Комплектный стилус у texet TN-507 – пластмассовый, нераздвижной. Размера он нормального, полноценного, но из-за приплюснотости пользоваться им не очень удобно. Зато в гнезде он сидит, как влитой, не потеряешь.

Кронштейн крепления очень компактен, с «язычковым» управлением присоской, то есть к удобству крепления нет и не будет никаких претензий. Регулировочный шарнир один, и диапазоны его смещения невелики. Если прилепить навигатор дальше центра лобового стекла, то регулировки угла по горизонтали может и не хватить. Фиксация в кредле, опять же, происходит без каких-либо проблем. Шнур питания прямой и не витой, и это жирный минус маркетологам. Витой шнур дороже на исчезающе малую величину, и экономить на спичках уже совершенно неприлично.

Кроме этого, в коробочке находятся пара инструкций, гарантийный талон и USB-кабель для компютера. Всё. Торжество минимализма.

#Аппаратные возможности

Мы уже отмечали буйство фантази дизайнеров экранного интерфейса texet с их анимированными символами и странными сочетаниями цветов (достаточно сказать, что основная колористика решена в коричнево-голубых тонах, не сочетающихся друг с другом в принципе). Сомнительной с точки зрения понятности находкой является и принцип организации основного меню. Шесть символов, заключённых в кружочки – это не панель доступа к основным функциям, это всего лишь список функций. Касание одного из «кружочков» не приведёт к переходу в нужный раздел, а всего лишь обозначит намерение - в правом верхнем углу замигает символ выбранного режима, и для перехода кликать нужно будет уже по нему. Какой смысл, кроме дизайнерского, снабжать меню дополнительным препятствием – непонятно.

Шесть кнопок – это «В путь» (навигация, стало быть), «Медиа (аудио/видеоплейер, фоторамка и «читалка» для текстов), «Игры» (Othello, Tetris, PocketLian), «Утилиты» (калькулятор и конвертер величин), «Установки» (настройка громкости, яркости подсветки, выбор языка, дата/время и пр.) и «GPS-info» (информация о принимаемых сигналах со спутников).

Отдадим должное навигатору - он совершенно не «тормозит» при переходе между разделами, открывая их практически мгновенно. Трудно сказать, заслуга ли это нового процессора, новой версии ПО, или же создатели доработали сенсорную подложку дисплея, но факт - в сравнении с моделью TN-705 навигатор не проявил никакой задумчивости. О том, чтобы он не отработал в разумное время какую-то команду, не идёт и речи, всё происходит чётко. Однако стоит отметить неравномерную чувствительность экрана – по центру она больше, чем по краям.

Тестовые видеофрагменты TN-507 воспроизводил отлично, вплоть до разрешения 480Х576. Проблемы начались на файлах .avi и .mp4 с разрешением 720х576. Но это были не привычные подёргивания или полная остановка, как на других PND. Видеоускоритель «пятого Атласа» как мог сглаживал «неровности» воспроизведения и картинка оставалась плавной, вот только за сменой кадров начинал тянуться видимый шлейф. Чем быстрее сменялись кадры – тем больше был шлейф, но поток всё равно оставался равномерным! И только на разрешении HD (1280х720) SiRFatlasV сдался окончательно, сведя показ кино к воспроизведению звуковой дорожки. Навигаторы на SiRFatlasIV обычно справляются с разрешением 720х576, но иначе: шлейфа нет, а вот «дёрганность» иногда проявляется.

Игры, в отличие от плееров, не адаптированы - надписи остались англоязычными. То же относится и к калькулятору с конвертером. Сложно сказать, насколько они вообще нужны в навигаторе (если бесплатно, то пусть будут, чего уж), но конвертер неплохо бы дополнить способностью пересчитывать валюты (по некоему среднему курсу). Так же в разделе «Утилиты» вполне могли бы располагаться разные информационные материалы: достопримечательности городов, текстовые файлы с ПДД и КОАП... Ресурсов они не требуют, а на дороге востребованность их всяко больше, чем игр типа Othello...

И непременно следует отметить высокую чувствительность навигационного приёмника. Формально, он тот же – GRF3i+, но ещё ни разу PND на чипах SiRFatlas не поймали ни одного спутника на 13-м этаже 14-ти этажного дома, в трёх метрах от ближайшего окна (где пишутся эти строки). TN-507 стабильно ловил один-два, иногда три (редко – четыре) спутника, правильно определял координаты и показывал абсолютно точное спутниковое время!

#Навигация

TN-507 может комплектоваться одной из двух навигационных программ – «Навител Навигатор» или «Сити Гайд». Разрешена установка и другого ПО, работающего под оболочкой Win CE, при этом придётся указать путь к новой программе. В инструкции сказано, что дополнительное ПО может устанавливаться только на карточку, но не будет ничего страшного и при записи его во встроенную память, всё заработает. Главное, не повредить штатные системные файлы при всех этих перезаписываниях.

Тестовый образец TN-507 был укомплектован «Навителом» версии 3.2.6.4914, что довольно странно. 22 июля «ЦНТ» (производитель «Навитела) объявила о выпуске версии 3.5.0 для Texet, и удивительно, что это обновление не попало в свежайший навигатор на пятом «Атласе». Но и наша версия «Навитела» тоже была «с изюминками»: в сравнении с тестом полугодичной давности навигационная программа предложила доработанную графику карты и несколько новых функций. Главная особенность - «Навител» вполне корректно отображает камеры видеофиксации нарушений скоростного режима. Он предупреждает о них характерным звуковым сигналом, при этом на экране появляется значок с разрешённой на этом участке скоростью. Сигнал звучит только при превышении скорости на заданную величину (известно, что «плюс 20» являются допустимым нарушением и «писем счастья» с таким показателем практически не присылают), которая задаётся в настройках. Предупреждение осуществляется достаточно превентивно, чтоб успеть сбросить скорость до появления в объективе. Однако пару камер на Дмитровском шоссе «Навител» пропустил, не предупредив (он о них ничего не знал, возможно, их смонтировали недавно), а в одном месте заверещал дурным голосом, но камеры в наличии не оказалось.

Заметим, что из меню программы следует, что предупреждения будут звучать всякий раз при превышении скорости. На самом деле это не так – предупреждения «завязаны» именно на камеры. И это, в общем, правильно.

Карта «Навитела» пополнилась пунктирными линиями, символизирующими препятствия для проезда – заборы, прежде всего. Кроме того, на односторонних улицах появились стрелочки-указатели направления движения.

Отрадно, что и Олонецкий проезд ныне указан как односторонний - лучше поздно, чем никогда! В общем, при таком обилии поставщиков картографической информации, «Навител» просто обязан рано или поздно стать безупречным!

Появились в «Навителе» и новые скины (правда из новых – всего один).

И возможность отключать некоторые элементы экранного меню.

#Междворовые проезды

В принципе, «Навител» осведомлён о наличии большинства московских междворовых проездов и не чурается «срезать» маршрут. А при включении в настройках способа прокладки под названием «короткий», «Навител» пользуется всяким поводом продемонстрировать знание подробностей московской географии. Только вот качество этого знания иногда «хромает».

Например, на улице Тихомирова «Навител» запутался сразу, заметавшись в противоречиях между картой и реальностью. Дома 12 и 14 уже больше года как снесли, построив на их месте новые высотки с новой же конфигурацией проездов между ними. А навигатор, ориентируясь на устаревшие данные, считал, что сквозь здания проехать невозможно и выплеснул целый ушат противоречивых рекомендаций. Не лучше дело обстояло и на экране: в поисках несуществующего дома №14-2, «Навител» выстраивал сверхсложные и невыполнимые маршруты:

Не менее замысловатым образом вёл он и через другие дворы:

А в некоторых случаях – удивлял знанием оптимальной траектории:

В общем, качество голосового ведения в стеснённых условиях у «Навитела» «хромает». Навигатор пародоксально часто путается, суетится и противоречит сам себе. Приказывает свернуть там, где это невозможно, развернуться, держаться левее... В одну секунду, без паузы он может заявить, что «мы ушли с маршрута» и что «мы прибыли к месту назначения». Если слушать все рекомендации «барышни», то приехать куда-либо вообще затруднительно. Поэтому голосовое ведение во дворах лучше вовсе отключить или, хотя бы, не обращать на него внимания.

Маршрут Прокладка маршрута Наличие на карте информации о конечном пункте
От ул. Молодцова 2-4 до пр. Шокальского 22 да да
От пр. Шокальского 27-1 до пр. Шокальского 29-4 нет нет
От Заревого пр. 2 до ул. Грекова 3-3 нет нет
От Широкой ул. 18 до пр. Шокальского д 61-1 да да
От Студёного пр.10 до Широкой ул. 5-1 да нет
От ул. Широкая, 12 до Заревого пр. 5-1 нет да
От ул. Менжинского 28-1 до Староватутинского пр. 7 да да
От Староватутинского пр. 7 до Л.Бабушкина 31 да да
От Осташковской ул. 15 до Осташковской ул 7-4 нет нет
От ул.Коминтерна 16 до Анадырского пр. 17 да нет

Как видно из таблицы, количество ошибок на тестовом маршруте составляет 40%. Это неплохой результат, но он мог бы быть заметно лучше, если бы «навителовцы» в свои регулярные объезды столичных улиц включали и междворовые проезды.

#Знание условий проезда

Здесь процент «попаданий в точку» у «Навитела» меньше – всего 40%. Причём в большинстве случаев навигатор «спотыкался» о достаточно древние картографические препятствия.

Например, вот такой манёвр в этом месте не был разрешён никогда:

А вот эта предложенная траектория достойна быть занесённой в анналы абсурда - дороги через сквер в этом месте нет даже для пешеходов!

Зато с адресной базой у «Навитела» в большинстве случаев всё в порядке, он знает и корпуса, и строения и уверенно отличает одно от другого.

Маршрут Прохождение теста Описание затруднения "Знание" конечной точки маршрута
От Енисейской ул. 2 стр. 2 до Уржумской ул. 3-1 нет Поворот налево на Уржумскую запрещён да
От Староватутинского пр. 15 до пр. Дежнёва, да знак «Въезд воспрещён» на Олонецком проезде да
От Уржумской ул. 3-1 до пр. Серебрякова, 20 да поворот налево на ул Амундсена запрещён – одностороннее движение да
От ул. Вешних Вод 8-1 до Ярославского ш. 42 нет знак «Въезд воспрещён» в середине ул. В.Вод да
От Радужной ул. 5-1 до ул. Лётчика Бабушкина, 12 нет Поворот налево с Радужной запрещён да
От ул. Изумрудная, 44 до ул Малыгина, 8 нет прямой проезд разрешён – убрали знак «Въезд воспрещён" да
От ул. Лётчика Бабушкина, 11 до ул. Коминтерна 12 нет поворот налево с Л.Бабушкина запрещён да
От Ватутинского пер. до Осташковской ул 10 нет Поворот налево с Ватутинского запрещён да
От Заревого пр, 4 до ул Тихомирова 14-2 да Поворот налево с Заревого разрешили нет
От Анадырского, 17 до Менжинского 32 да полоса только для общественного транспорта по ул. Менжинского да

Напомним, что мы предлагаем нашим тестовым навигаторам рафинированный набор испытаний, иезуитский, можно сказать. Полностью с этими «засадами» не справился ещё никто, поэтому и о «Навителе» нельзя судить как о провалившем испытыния. Вопрос – в степени соответствия возложенным задачам. Например, «Навител» на texet TN-507 просто замечательно показал себя в поездке во Владимир, где он ни разу не ошибся за все 180 км (в одну сторону). А «предупреждалка» о видеофиксации помогла сэкономить на штрафах не одну сотню рублей. Дальние поездки, по области или между городами – вот его конёк, тем более, что картографическое покрытие России у «Навитела» - традиционно очень сильное. Но в Москве он путается – факт. Причём, как уже говорилось, в стеснённых условиях он путается чаще. Иногда бывает проще посмотреть расположение нужного дома на «навителовской» же карте, а ведение выключить вообще. Это, кстати, может служить универсальной рекомендацией: как только навигатор начинает давать противоречивые советы – выключайте ведение по маршруту и двигайтесь дальше в режиме слежения. На нормальных дорогах «Навител» ведёт себя вполне достойно, а во дворах все маршруты исчисляются сотнями метров.

Навигатор texet TN-507 как аппарат произвёл очень хорошее впечатление, здесь как раз воплотилась гармония соответствия между ценой и возможностями. Он не выглядит как дешёвый аппарат, а работает так, что многим существенно более дорогим моделям даст приличную фору. В «развлекательных» приложениях особого всплеска работоспособности по сравнению с четвёртым «Атласом», возможно, и нет, а вот навигационное ПО работает вообще безо всяких задержек. Ушла «задумчивость» при наборе адресной информации, исчезла рассогласованность между звуковым подтверждением «клика» и выполнением операции, отмеченные на другом «Тексете» - texet TN-600 Voice. Можно сказать, что появление процессора SiRFatlasV и навигаторов на его базе – это шаг в правильном направлении. В котором «дёшево» не означает «плохо». Этому «Тексету» ещё бы дизайн меню доработать немного...

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥