⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Nikon Coolpix P500 — широкоугольный и дальнобойный
Гонка мегапикселей уже никого не удивляет, да и не радует, в общем-то, поэтому различные производители пытаются обойти друг друга по другим направления развития, и одно из них — кратность оптического трансфокатора, причём тут воюют не только ультразумы, но и ультракомпактные модели. Но всё же основной фронт — это ультразумы, где кратность трансфокатора уже достигла огромных значений. Например, тестируемый фотоаппарат, Nikon Coolpix P500, может похвастаться очень широким диапазоном фокусных расстояний — 22,5–810 мм в эквиваленте для 35 мм камер, то есть 36-кратным зумом! Это рекорд. Конечно, можно вспомнить камеру Canon PowerShot SX30 IS, которая «бьёт» ещё дальше — максимальное фокусное расстояние у нее составляет 840 мм, но всё же кратность у трансфокатора Canon ниже, ведь минимальное фокусное расстояние составляет 24 мм, то есть зум 35-кратный. Кроме того, Canon построен на базе ПЗС-сенсора и в соперники тестируемой камере не годится. Конкуренты, которые тоже оборудованы КМОП-сенсором, это камеры FujiFilm FinePix HS20/22 EXR, Sony Cybershot DSC-HX100V, а также не совсем прямой, но всё же соперник Kodak EasyShare Z990. Однако все эти камеры могут похвастаться лишь 30-кратной трансфокацией, так что как ни крути, а Nikon в данном сегменте по кратности впереди всех. Но всё же кратность зума — это лишь один из аргументов, а вот как камера показывает себя в работе, мы и попробуем выяснить. ⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
⇡#Комплект поставки и опцииВ комплекте с камерой можно найти следующий набор аксессуаров:
⇡#Внешний вид и удобство использованияКамера Nikon Coolpix P100 внешне отличалась от своей предшественницы, модели P90, совсем немного, а в тестируемой камере, которая пришла на смену «сотке», новшеств ещё меньше — чуть-чуть изменено расположение системного динамика, на верхней поверхности рядом с клавишей спуска затвора появилась клавиша выбора режима протяжки, а на левой боковой поверхности теперь имеется продолговатый рычажок управления трансфокатором, который позволяет уменьшить вибрации и шевеленку при изменении фокусного расстояния в видеорежиме. Точно такой же дополнительный рычажок управления трансфокацией есть и у бюджетной альтернативы тестируемой камеры — модели Nikon Coolpix L120. В остальном камера — практически копия предшественницы. Материалы корпуса также не изменились — это добротный толстый пластик со слегка шероховатой поверхностью. Поверхность здорово скрывает отпечатки, да и царапин корпус не боится. К качеству сборки, как и в случае модели P100, замечаний нет. При попытках скручивания и сдавливания корпус не поддаётся и не издаёт никаких звуков. Спереди находится объектив, а также лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического спуска затвора. Сзади установлен экран, поворот которого возможен лишь по одной оси, но в двух местах. Данную конструкцию существенно проще реализовать, чем поворотную с возможностью переворачивания экрана в сложенном состоянии (что было бы далеко не лишним, ведь у камеры есть видоискатель), но тем не менее со своими задачами она справляется. Над дисплеем находится видоискатель с регулятором диоптрий на левой боковой поверхности, а также пара клавиш — выбора режима отображения и переключения экран/видоискатель. Замечание к видоискателю традиционное для большинства современных гиперзумов — резинового наглазника нет, поэтому при визировании посредством видоискателя возможна боковая засветка, что немного мешает работе. Кроме того, корпус наглазника угловатый, так что к нему можно здорово приложиться бровью. В общем, резиновый наглазник был бы тут весьма кстати сразу по нескольким причинам. Правее экрана находится уже привычный набор органов управления — видеоклавиша с рычажком выбора режима видеосъёмки, диск управления, кнопка перехода в режим просмотра, круглая многофункциональная клавиша с кнопкой ввода по центру, а также клавиши входа в основное меню и удаления. Сверху находится подъёмная вспышка, пара микрофонов, крупный круглый селектор режимов съёмки, а также клавиши питания, выбора режима протяжки и спуска затвора, причем последняя дополнена рычажком управления трансфокацией. Снизу доступен разъём установки на штатив, а также отсек установки аккумулятора и карт памяти. Слева находятся динамик и резиновая заглушка, скрывающая разъёмы подключения HDMI и USB/AV-кабеля (microUSB) и дополнительный рычажок трансфокации, а вот правая боковая поверхность пустует. ⇡#Дисплей и интерфейсВ камере установлена 3-дюймовая матрица с высоким разрешением — 921 тыс. точек. Она уже довольно давно используется в камерах Nikon и успела хорошо себя зарекомендовать. Дисплей у камеры поворотный, но необходимость в подстройке возникает нечасто, потому как углы обзора очень большие, причём как горизонтальные, так и вертикальные. Кроме того, экрану не страшны и прямые солнечные лучи, ведь даже в таких условиях он остаётся читаемым. Не стоит забывать и про антибликовый слой, который также облегчает работу с камерой. Хороша у дисплея и цветопередача. Недостаток у него фактически один — очень тонкая защита, которая при давлении по центру прогибается вплоть до соприкосновения с матрицей, к тому же ее довольно легко поцарапать. Интерфейс камеры почти такой же, как и у других моделей линейки Coolpix, и разница заключается лишь в наличии или отсутствии некоторых пунктов меню. В общем, пользователям камер Nikon привыкать не придётся, да и у новичков при освоении функционала P500 проблем не возникнет, ведь меню продуманно и интуитивно понятно. Ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана. ⇡#Особенности камерыУ камеры есть масса современных функций вроде определения лиц и моргания, стабилизатора, выбора лучшего кадра из серии, но всё же эти «фишки» уже привычны и ими трудно кого-то удивить. Основные особенности камеры — это, конечно же, зум-объектив и КМОП-сенсор, который позволил реализовать множество дополнительных функций. Объектив, как уже упоминалось выше, имеет рекордную в классе кратность трансфокатора — 36х, однако самым дальнобойным он не является. Столь высокая кратность достигнута благодаря рекордно широкоугольному объективу — всего 22,5 мм (в эквиваленте для 35-мм камер), это позволяет с лёгкостью снимать общие планы даже в очень тесных помещениях либо крупные объекты, например здания, с небольших расстояний, что оценят любители путешествовать. Примечательно и то, что геометрические искажения при съёмке в ШУ-положении объектива сравнительно невелики. Однако есть и недостаток — объектив в ШУ-положении довольно тёмный — ƒ/3,4, тогда как у основных конкурентов, а также у предшествующей модели на широком угле диафрагма распускается до ƒ/2,8. КМОП-матрица в большинстве современных компактов подразумевает наличие сразу нескольких дополнительных «фишек»: съёмку Full HD-видео, роликов с высокой скоростью потока кадров, а также высокоскоростных серий снимков и автоматическое создание панорам. Последняя функция встречается не во всех камерах — с нее и начнём. P500 способна снимать панорамы с высоким разрешением в классическом режиме, где необходимо вручную по полупрозрачному изображению прошлого кадра совмещать края на маленьком дисплее, что весьма неудобно, однако в камере предусмотрен и упомянутый выше автоматический режим, который существенно облегчает съёмку панорам, причём возможна съёмка панорам на 180 и 360 градусов. Достаточно лишь выбрать соответствующий режим, нажать единожды клавишу затвора и поворачивать камеру. Что примечательно, необходимости в повороте с более или менее постоянной скоростью нет, можно и вовсе остановиться. Особых требований к стабильности положения камеры при повороте также не предъявляется — для получения корректно склеенной панорамы достаточно небрежной проводки. В процессе поворота на экране отображается полоска прогресса. Недостаток фактически лишь один — невысокое разрешение автоматических панорам — максимальная высота панорамного снимка составляет всего 1024 точки, тогда как в камерах Sony Cyber-shot с функцией Panorama Sweep при съёмке панорам в автоматическом режиме минимальная высота снимка составляет 1080 точек, а максимальная достигает 4096 точек. С серийной съёмкой не всё гладко. В стандартном режиме камера способна снимать со скоростью всего 1,8 кадра/с, причём теоретически серия ограничена 24 кадрами (заявлено производителем), а на практике при максимальном разрешении снимка камера прекращала съёмку на 17 кадре. При скоростной съёмке P500 снимает меньше чем за секунду 5 кадров в максимальном разрешении. Также возможна съёмка со скоростью 60 и 120 кадров/с, но длительность серии ограничена одной секундой, а разрешение — 2 Мп. Из недостатков серийной съёмки стоит отметить и длительную запись из буфера на карту памяти. ⇡#Съёмка и впечатления от работыЕсли предшественница по времени подготовки к работе с результатом 1,48 секунды оказалась самой быстрой среди гиперзумов, то тестируемая модель показала средний результат — 2,01 секунды, то есть почти вписалась в 2-секундный норматив (0,01 секунды можно вообще списать на погрешность измерений). Зум-объектив совершенно новый и теперь состоит не из двух, а из одного выдвигающегося сегмента, впрочем, пользователю это совсем не важно. Важнее то, что теперь для перемещения трансфокатора от края к краю независимо от направления перемещения требуется ровно 3 секунды, тогда как предшественнице требовалась 1,1 секунды. При половинном нажатии рычажка управления трансфокацией скорость зума падает практически вдвое, и на перемещение от края к краю требуется 5,34 секунды. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Замер был произведён в ШУ-положении объектива с расстояния до объекта съёмки в 30 см и с 220 см в телеположении объектива. В первом случае на фокусировку потребовалось 0,61 секунды и 1,95 секунды — в телеположении: довольно медленно, и даже существенно медленнее предшественницы. Вариантов выбора зон фокусировки стало на один больше — кроме автоматического выбора, фокусировки по центральной зоне, ручного выбора одной из 99 зон, а также приоритета на лицах, появился режим ведения объекта. Последняя функция становится всё более популярной среди производителей камер, но ее реализация не всегда хороша, и Nikon Coolpix P500, к сожалению, тому пример. Во-первых, камера не всегда ловит тот объект, который находится в рамке «прицела», во-вторых, при быстром перемещении цели она зачастую теряется, и в-третьих, при выходе объекта за пределы кадра по возвращении он не подхватывается. Кроме автоматической фокусировки, предусмотрен и ручной режим, но, как и в моделях P90 и P100, шкала фокусировки короткая, а градуировка включает лишь три значения: минимальное, 1 метр и бесконечность. Для удобства работы в ручном режиме при подстройке центральная часть кадра увеличивается вдвое. Экспозамер работает в трёх традиционных режимах (точечном, центрально-взвешенном, матричном), а также в режиме точечной зоны АФ. Последний встречается весьма редко, но всё же он весьма полезен, ведь фактически этот тот же точечный режим, но опирается он на точку фокусировки, которая может быть выбрана как автоматически, так и вручную. Предусмотрен и автоматический, и ручной режим установки экспозиции, а также полуавтоматические режимы приоритета выдержки и приоритета диафрагмы. Кроме того, пользователю дана возможность введения экспокоррекции в диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в 1/3. Но и это ещё не весь арсенал — также возможна съёмка с автоматическим брекетингом экспозиции с шагом в 1/3, 2/3 и 1 ступень. Однако пользоваться этими функциями приходится нечасто, ведь автоматика в целом стала более точной, чем у предшественницы, — в лабораторных условиях при освещении лампами дневного света ошибка не превышала 0,2 ступени, тогда как P100 в аналогичных условиях допускает ошибку до 0,3 ступени. Но больше впечатляет то, что в основном ошибка составляет 0,02-0,04 ступени, а изредка и вовсе отсутствует. При освещении лампами накаливания ошибка колеблется в пределах -0,12… -0,33 ступени. Настройки баланса белого стандартны для компактных камер Nikon — предусмотрено пять пресетов (дневной свет, лампа накаливания, лампа дневного света, облачно, вспышка), а также автоматический и ручной режимы определения. Любой из пресетов можно подстроить в диапазоне +/-3 ступени. При естественном освещении автоматика справляется весьма неплохо как при ярком солнечном свете, так и в тени или при облачной погоде, а вот при использовании искусственного освещения всё не так гладко. При освещении лампами накаливания ошибка столь велика, что без пресета либо ручного режима никак не обойтись. При освещении флуоресцентными лампами она значительно меньше и иногда практически незаметна невооружённым глазом, но всё же промахи достаточно велики и даже немного больше, чем у предшествующей модели. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах]. Камера подключается к ПК в режимах PTP, UMS (USB Mass Storage) и прямой печати. Измерение скорости передачи данных осуществлялось в режиме UMS при использовании карт памяти SDHC Class 10. Средняя скорость передачи данных составила 4,8 Мбайт/с. ⇡#ФототестыШумы Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен по белому листу. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 160 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте. В качестве оппонентов были выбраны следующие камеры:
* для Nikon Coolpix P100 и Nikon Coolpix P500 ISO160 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/13 c, ISO 160 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/15 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/30 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/60 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/125 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/250 c, ISO 3200 Также со всеми доступными значениями чувствительности была отснята тестовая таблица Munsell ColorChecker 24.
* для Nikon Coolpix P100 и Nikon Coolpix P500 ISO160 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/6 c, ISO 160 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/6 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/13 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/30 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/60 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=22,5 мм, ƒ/3,4, 1/100 c, ISO 3200 ⇡#МакроПроизводителем заявлено, что камера способна фокусироваться с расстояния всего 1 см, что, в принципе, является нормой для гиперзумов. Но камера смогла навестись на миниатюры лишь с расстояния 3,5 см, поэтому тестовые снимки были сделаны именно с этого расстояния, а также, для возможности сравнения с другими камерами, с 10 см. ⇡#ВспышкаВ камере предусмотрено введение компенсации вспышки в пределах от -2 до +2 EV, с шагом в треть ступени. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые во всем доступном диапазоне компенсации. Съёмка тестового шаблона велась с 50 см — минимальной рекомендуемой дистанции при работе вспышки. ⇡#Съёмка при недостаточной освещённостиДля оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме. ⇡#Примеры снимковСъёмка с высокими значениями чувствительности ⇡#Режим видеосъёмкиКамера оборудована CMOS-матрицей, что автоматически подразумевает съёмку Full HD-видео. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Во-первых, нет поддержки AVCHD, а во-вторых, что, правда, совсем не столь фатально, запись ведётся со скоростью 30 кадров/с. Во время съемки возможна работа как автофокуса, так и оптического трансфокатора, что, впрочем, является стандартом для гиперзумов дороже $300. Из настроек доступен только выбор пресета баланса белого. Стабилизация видео в камере есть, но лишь электронная, толку от которой немного. А вот режим подавления шума ветра со своей задачей справляется неплохо, да и в целом встроенные стереомикрофоны оказались весьма качественными. К сожалению, кроме необходимых звуков, камера заодно отчётливо записывает шум моторчика объектива. Пример записи с разрешением 1920х1080 точек. ⇡#Источники питания и автономная работаВ камере установлен аккумулятор EN-EL5 (4,07 Вт*ч), такой же, как и в моделях P90 и P100. Производителем заявлено, что Nikon P500 способна продержаться 220 кадров, что на 30 меньше, чем у предшественницы, — сказалось использование нового дисплея и объектива. Разумеется, результаты, заявленные производителем, были получены при тестировании по методологии CIPA, а наши испытания проводились в обычном, повседневном режиме использования. Однако при первом тестировании нас ждал неприятный сюрприз — полежав немного выключенной, камера полностью разрядилась. Оказалось, «баг» этот уже известный, и для его ликвидации достаточно лишь обновить прошивку с версии 1.00 до 1.1. После этого на одном заряде камера смогла отснять 208 кадров при использовании для визирования дисплея. Зарядка аккумулятора возможна как от зарядного устройства, так и от USB-шины. Длительность зарядки довольно велика — около 5 часов. ⇡#ВыводыЕсли P100 после P90 была фактически новой моделью, то P500 — это лишь лёгкое обновление предшественницы, поэтому владельцам P100 пока и думать не стоит об апгрейде. Недостатки модели остались прежними: неудобный наглазник видоискателя, ошибки определения баланса белого при искусственном освещении, несоответствие реальной и заявленной дистанций фокусировки при макросъемке. Появились и новые недостатки — вместе с возросшей кратностью трансфокатора существенно уменьшилась скорость автофокусировки, в ШУ-положении упала светосила объектива. К достоинствам же новинки относительно модели P100 стоит отнести дополнительный боковой рычажок управления трансфокацией, отличный новый дисплей и более точную работу экспозамера. Выражаем благодарность украинскому представительству компании Nikon за фотокамеру, предоставленную для тестирования.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|