Достаточно часто в комментариях к нашим публикациям на тему 3D-технологий приходится читать сетования наших читателей – мол, всё это действительно интересно, но цена пока кусается. Сегодня создание домашней стереоскопической 3D-системы привлекает многих, однако далеко не каждый готов выложить за это кругленькую сумму. Тем более что нет никакой гарантии, что полученные в результате возможности просмотра 3D действительно придутся по вкусу и не будут забыты после нескольких дней экспериментов.
Кроме того, за последние годы вокруг 3D-тематики сложилось множество стойких отрицательных стереотипов, развеять которые порой очень даже непросто. Взять, к примеру, проблему дефицита контента. Ещё год назад смотреть в 3D было практически нечего – так, полтора десятка роликов, несколько фильмов, разве что 3D-игрушек хватало.
Многие до сих пор считают, что смотреть нечего, но это неправда. Уже сейчас доступны десятки 3D-фильмов на дисках Blu-ray 3D, на торрентах их количество просто зашкаливает, да и на YouTube есть что посмотреть. Новые потрясающие игрушки с 3D-режимом появляются каждый месяц, а с осени нас ожидает просто завал нового 3D-контента, при этом скорость появления новинок будет расти как снежный ком – например к Рождеству число доступных 3D-фильмов по сравнению с нынешним количеством может запросто удвоиться.
Второе предубеждение против 3D основано на стереотипе: 3D-контент якобы может нанести вред здоровью, в частности зрению. В планах редколлегии 3DNews стоит подробная статья на эту тему. Но если вкратце, подразумевая современные средства просмотра вроде активно-затворных или поляризационных 3D-очков, разговоры о вреде 3D для здоровья — это полная чушь. Читатели постарше, вероятно, ещё помнят, как по мере распространения чёрно-белых телевизоров говорили об их вреде для здоровья, а после появления цветных телевизоров тема поднималась вновь. Существовали даже специальные рекомендации по выбору правильного расстояния до экрана телевизора. Разговоры о вреде компьютерных мониторов для зрения помнят не только читатели старшего возраста, а теперь пришла очередь 3D-дисплеев.
На самом деле, всё же гораздо корректнее говорить не о вреде для здоровья, а об эффекте утомления глаз, которое, при регулярном и неумеренном просиживании за дисплеем, действительно может привести к снижению зрения. Но тут ещё большой вопрос, на чём быстрее "сломаются" глаза – на мелком шрифте гаджетов и телефонов или на современных дисплеях с диагональю более 20 дюймов, с поддержкой 3D или без.
Влияние 3D-дисплеев на более быструю утомляемость глаз действительно имеет место, и происходит это, как правило, по двум основным причинам. Во-первых, глаза быстро устают от работы с низкокачественной техникой при неподходящих условиях освещения. Все эти мерцания экрана, паразитные боковые засветки и фантомные двоения картинки очень быстро утомляют.
Во-вторых, дело зачастую в никудышном 3D-контенте, снятом или изготовленном неопытными дилетантами (а таковых, поверьте, нынче завались даже в Голливуде!). Представьте себе видео, в котором ради пущего эффекта вам на протяжении половины фильма "тыкают" под нос то мечом, то пикой, а то и вовсе что-то вылетает из плоскости экрана и пролетает у вас между глаз. Мозг не привык к таким ракурсам. Попробуйте ради эксперимента пялиться на кончик собственного носа – надолго терпения не хватит, устанут глаза, а в неудачных фильмах – даже не кончик носа, а зоны обзора, в реальной жизни вовсе недоступные. Зрение перестаёт справляться с такой нагрузкой, мозг, не привыкший "обсчитывать" такие углы обзора программно, пытается делать это аппаратно, в обход, в результате чего утомление может показаться цветочками, а ягодками будут тошнота и головокружение.
В этом месте необходимо уточнить, что существует ещё один способ просмотра 3D, с помощью анаглифических очков – тех самых, где стёклышки для каждого глаза разного цвета, чаще всего красного и синего. Способ этот на самом деле недорогой, а то и вовсе бесплатный: можно заплатить 20 рублей за готовые картонные очки с цветными пластиковыми фильтрами, можно изготовить их самостоятельно, раскрасив пластик фломастерами или красками. Но именно от этого способа можно ожидать наиболее неприятных специфических проблем для здоровья. Статистика гласит, что у некоторых людей при длительном использовании анаглифических очков (раньше были модны такие кинотеатры) наблюдались временные – до часа – искажения восприятия цветовой гаммы, а в нескольких единичных случаях, говорят, люди после этого оставались дальтониками на всю жизнь. Ручаться за 100%-ю достоверность этих ужасов мы не будем, но назвать такой способ просмотра 3D современным язык не повернётся. Поэтому сегодня мы его вовсе не рассматриваем.
Столкнувшись с неприятными ощущениями, совершенно необязательно бежать на форумы с воплями о том, как нас дурачат с этим отстойным 3D. Чаще всего достаточно изменить условия просмотра или просто отказаться от неприятного 3D-контента — и будет вам счастье. Другое дело, что некоторая часть человечества вовсе не может видеть 3D или воспринимает его болезненно по определению. Происходит это по многим причинам. Например, если один глаз видит хуже. Или в случае проблем с восприятием стереоскопии, связанных с индивидуальными особенностями развития мозга в детстве (по мнению врачей, формирование механизма восприятия 3D мозгом ребёнка заканчивается ещё в дошкольном возрасте). Причин много, но факт остаётся фактом – по статистике, от 8 до 15 процентов населения 3D не воспринимает или воспринимает с трудом. Тут уже ничего не поделаешь.
Итак, с ситуацию с наличием контента мы выяснили, со здоровьем тоже разобрались. Осталась последняя проблема – доступность 3D-оборудования.
Сегодня желающим приобщиться к 3D доступен полный спектр решений – от мобильных игрушек до домашних кинотеатров. В продаже уже сейчас имеются смартфоны (LG Optimus 3D, HTC EVO 3D), карманные видеоплееры (Cowon 3D) и даже игровые консоли (Nintendo 3DS) с автостереоскопическими 3D-экранами, не требующими использования очков. Возможно, именно таким будет ваше первое устройство для просмотра 3D, но хотелось бы деликатно отметить, что стереоэффект на небольшом экране будет специфическим. Одно дело – гейпмлей 3D-игрушки, написанной и специально оптимизированной под диагональ в несколько дюймов, и совсем другое – просмотр фильма, созданного под многометровые экраны. Кстати, даже голливудские специалисты по мультфильмам, отвечающие за финальное производство 3D-лент, отмечают, что при сведении версии для Blu-ray 3D им приходится выставлять несколько иные настройки глубины изображения, нежели в версиях для кинозалов с многометровыми экранами. Вот и сравните, где экран телевизора, а где экран смартфона. Эффект, конечно, будет, но потом не говорите, что мы не предупреждали.
Самым простым, логичным и эффективным шагом выглядит покупка 3D-телевизора или 3D-проектора. И это действительно так: 3D-эффект на большом экране достигается легко, все модели поддерживают множество форматов, а те, что нынче принято называть "умными телевизорами" (Smart TV), вдобавок умудряются находить 3D-контент в Интернете. В конце концов, даже если не понравится 3D, в утешение вам останется превосходный современный телевизор/проектор с полным набором 2D-функций.
К сожалению, этот путь не самый доступный, цены на бытовую 3D-технику по-прежнему кусаются. О методике выбора ТВ и проекторов для просмотра 3D у нас также готовится отдельная статья, но если вы уже являетесь обладателем недавно купленного Full HD-телевизора и не планируете в ближайшее время менять его специально из-за отсутствия поддержки 3D, гораздо логичнее и, главное, дешевле начать знакомство со стереоскопическим контентом с переоборудования своего домашнего компьютера. Тем более что к нему впоследствии без проблем можно подключить 3D-телевизор в качестве огромного дополнительного монитора.
Если вы являетесь владельцем ПК с современной графической картой, считайте, полдела уже сделано. Кратчайший и наименее затратный путь для превращения современного настольного или мобильного компьютера (и даже некоторых неттопов) в Full HD стерео 3D-систему – это покупка дополнительного 3D-монитора с частотой развёртки 120 Гц, и активно-затворных 3D-очков или даже готового набора из этих компонентов. Разумеется, доступны и другие технологии, но, как правило, это или мало распространённая экзотика с шаманским бубном для настройки, или милое надувательство с уменьшенным вдвое количеством строк — в любом случае это вряд ли будет существенно дешевле.
Теперь – некоторые уточнения по системным требованиям к ПК. Если вы твёрдо намерены использовать компьютер с графической картой на чипах AMD, будьте готовы к дополнительным сложностям. Для начала вам придётся поискать на российском сайте компании страничку о соответствующей 3D-технологии — AMD HD3D Technology. Каюсь, виновен, лично мне найти описание HD3D удалось только на американском зеркале сайта AMD.
Справка для ясности: технология AMD HD3D поддерживается оборудованием сторонних компаний, сама AMD для этих целей выпускает только видеокарты, драйверы и SDK HD3D.
Заглянем в список продуктов, поддерживаемых HD3D. Три ноутбука, графика серий ATI Mobility Radeon HD5ххх и ATI Radeon HD5ххх – HD6ххх, несколько мониторов, три десятка телевизоров и примерно столько же проекторов, более чем скромный список очков. Есть и страничка со списком поддерживаемых 3D-игр, но список этот также подозрительно короткий.
Я лично знаком с людьми, которые слышали о людях, лично читавших в Интернете о счастливчиках, заставивших всё это работать. Но если серьёзно, без ёрничества, компании AMD всё же стоит приложить немножко больше усилий для того, чтобы её технологию HD3D начали воспринимать всерьёз, а уж для коммерческого успеха придётся ещё поработать как следует.
Вердикт: сыровато всё это пока.
Совершенно другое дело – подход NVIDIA, которая изначально не стала пускать дело на самотёк и милость третьих компаний, наладив собственное производство компьютерных 3D-комплектов 3D Vision, принимая активное участие в разработке и оптимизации 3D-игр и софта для просмотра и редактирования 3D-видео. Вот вам прямые ссылки по теме на странички российского зеркала компании:
- Всё о технологии 3D Vision для настольных и портативных систем
- Список продукции, совместимой с 3D Vision. Обратите внимание: 3D Vision поддерживают даже доисторические видеокарты GeForce, которые сейчас встретишь разве что в коллекциях. Кстати, список поддерживаемого оборудования далеко не полный. Видимо, сейчас, когда счёт пошёл на десятки совместимых дисплеев и сотни совместимых телевизоров, перечислять их уже нет особого смысла, потому что…
- …появилась технология NVIDIA 3DTV Play для подключения компьютера к современному 3D-телевизору или 3D-проектору
- А здесь — внушительный список техники, поддерживающей NVIDIA 3DTV Play
- Список источников 3D-контента, включая сотни совместимых игр, фотовидеотехнику, видеоролики, онлайновое потоковое 3D-видео и так далее
- Описание беспроводных 3D-очков с активным затвором
- Описание проводных 3D-очков с активным затвором
- Список демозон в различных городах России и стран СНГ, где можно оценить на практике возможности комплекта 3D Vision
- Описание профессионального комплекта NVIDIA 3D Vision Pro для работы с графикой класса NVIDIA Quadro
Замечаете разницу в подходе? Технология 3D Vision явно придумана не для красивой надписи на заборе, а для зарабатывания денег на массовом продукте, что и подтверждается сотнями тысяч (а может, уже и миллионов) проданных по всему миру 3D-комплектов. Можно сколько угодно любить или не любить эту компанию, но не надо недооценивать гигантский вклад NVIDIA в развитие и продвижение стерео 3D-технологий в компьютерах. Тем более что ближайших аналогов как бы и не наблюдается.
Подробно комплект NVIDIA 3D Vision описан в нашей статье «Стереоочки NVIDIA GeForce 3D Vision — да здравствует объем!» ещё в апреле 2009 года. С тех пор вышла новая, улучшенная версия очков, значительно расширилась поддержка продукта и, главное, снизились цены.
Теперь – о самом интересном, об обещанных ценах. Полный комплект NVIDIA 3D Vision Kit, включающий в себя пару активных 3D-очков с инфракрасным интерфейсом и USB-трансмиттер, можно купить сегодня по цене от 4 700 рублей, и это примерно соответствует американской цене $149 (без учёта налогов, конечно). Отдельно беспроводные 3D-очки NVIDIA обойдутся примерно в 4 400 рублей.
Совсем скоро стартуют продажи проводной версии очков, NVIDIA 3D Vision Wired. Особенность этого решения в том, что для его работы не нужен инфракрасный USB-трансмиттер, потому что очки подключаются к ПК непосредственно по интерфейсу USB.
Разумеется, в этом случае поддержки технологии NVIDIA 3DTV Play для подключения ПК к 3D-ТВ не будет, поскольку вышеупомянутый трансмиттер из беспроводного комплекта 3D Vision по совместительству как раз исполняет функции USB-ключа для 3DTV Play. Зато в плюсе – очевидная доступность проводного решения: в США такие очки стоят всего $99, и можно рассчитывать, что в России цены будут примерно сравнимы.
На этом месте тему компьютерных 3D-очков можно было бы смело закрыть и перейти к ценам на 3D-мониторы, но… мы с самого начала обещали рассказать о самых доступных решениях. И слово сдержим.
Повышенный спрос на комплекты 3D Vision, обильно подкреплённый ценовым вопросом, породил, как это традиционно водится на компьютерном рынке, появление дополнительного предложения. Да-да, в виде так называемых "совместимых решений", со сравнимыми функциями, но с меньшей ценой.
Мы решили опробовать типичное предложение с заведомо меньшей ценой, для чего на компьютерном рынке "Савёловский" был приобретён "совместимый с 3D Vision" комплект Palmexx 3D PX-203 KIT за 3 680 рублей.
Справедливости ради сразу стоит уточнить, что очки из этого комплекта не будут работать с USB-эмиттером NVIDIA. Дело в том, что в комплекте Palmexx используется не инфракрасный, а радиочастотный интерфейс. Хотя, если как следует пройтись по рынку, можно найти и ИК-варианты.
Комплект достаточно прост и функционален: 2,4-ГГц трансмиттер, парочка USB-кабелей, три сменных насадки-наносника, салфетка, диск с драйверами и руководством пользователя, инструкция и собственно очки.
Принцип работы очков в целом схож с 3D Vision: трансмиттер подключается к системе через USB, зарядка очков тоже производится через разъём miniUSB. Трансмиттер также оснащён гнездом синхронизации для DLP-телевизоров.
Основная разница заключается в том, что управление глубиной картинки комплекта Palmexx обеспечивается не колёсиком на трансмиттере, как это сделано в 3D Vision, а кнопками на очках. Кроме того, при первом подключении очки требуют синхронизации с трансмиттером, для этого приспособлена большая светящаяся кнопка на верхней плоскости трансмиттера.
Трудно сказать, как ведёт себя комплект при установке драйверов GeForce с нуля, мы подключили комплект Palmexx 3D PX-203 к уже готовой системе, к которой ранее был подсоединен комплект NVIDIA 3D Vision. Система из вежливости что-то там у себя поискала, потом светодиод на трансмиттере Palmexx сообщил о готовности к синхронизации. Через несколько секунд комплект был полностью готов к работе.
Надо ли удивляться, что оба комплекта – и NVIDIA, и Palmexx – умудряются работать одновременно, управляя каждый своими очками, интерфейсы-то разные. Касательно качества очков Palmexx можно отметить, что переключение происходит безупречно, картинка получается достаточно светлая, без мерцаний. Разве что изображение принимает едва заметный, более тёплый оттенок, который можно было бы охарактеризовать как "жёлтый", если бы он действительно серьёзно влиял на гамму картинки.
Подводя промежуточный итог, скажем так: кое-что можно сэкономить и здесь, если не боитесь рискнуть и довериться стороннему производителю.
Наконец, о сегодняшних розничных ценах на компьютерные 3D-мониторы. В поисках цен на модели с 120-Гц развёрткой и маркировкой 3D Ready мы исследовали предложения на нашем Маркете, а также в прайс-листах крупных московских розничных продавцов компьютерной техники.
Результаты таковы: самой доступной моделью по-прежнему остаётся 22-дюймовый монитор Viewsonic VX2268wm, его средняя цена составляет сейчас порядка 8 тысяч рублей. Если из спортивного интереса есть желание действительно "ужаться" в минимальную цену и не обращать внимания на максимальное разрешение 1680x1050 пикселей, тогда, пожалуй, это ваш выбор.
Однако если финансы всё же позволяют совершить манёвр в пределах 2-3 дополнительных тысяч рублей, советуем обратить внимание на более новые 23- и 24-дюймовые модели 3D-мониторов. Все они без исключения обладают разрешением Full HD (1920х1080), что гораздо приятнее как для 2D-, так и для 3D-режима работы. Например, отлично известный игровой 3D-монитор Acer GD245HQbid, который совсем недавно стоил более 15 тысяч рублей, сегодня можно купить дешевле чем за 12 тысяч.
В ценовом диапазоне до 15 тысяч рублей можно найти с десяток разных вариантов, при этом, что интересно, сюда же попадает несколько интересных моделей с LED-подсветкой. А при бюджете чуть выше 20 тысяч рублей можно попытать счастья в поисках 27-дюймового 3D-монитора, и оно, поверьте, того стоит.
Существует ещё один способ создания 3D-системы, полностью исключающий затраты на монитор, мы расскажем о нём, но рекомендовать не будем – разве что, в качестве временного, для самых нетерпеливых. И сейчас вы сами поймёте почему.
Далеко не все знают, что активно-затворный комплект NVIDIA 3D Vision поддерживает... старинные мониторы на электронно-лучевой трубке (CRT). Время отклика у таких дисплеев как у "плазмы", исчезающе мало, и по этому параметру все такие дисплеи можно считать 3D Ready по определению. Проблема в другом: даже если вы найдёте профессиональную CRT-модель с поддержкой 120-Гц кадровой развёртки, совсем не факт, что современная Windows 7 определит его правильно и позволит задействовать такую развёртку, чаще всего приходится довольствоваться настройками "универсального монитора" с 85-Гц "потолком".
Именно такими были мои первые эксперименты с 3D: старенький громоздкий 20-дюймовый ЭЛТ-монитор Sony перекочевал с антресоли на стол, и затем, после безуспешных попыток запуска 120-Гц развёртки, был задействован с 85-Гц кадровой развёрткой, что на практике означает срабатывание фильтров очков для правого и левого глаза со скоростью 42,5 переключений в секунду для каждого (штатный режим при работе с современными дисплеями - 60 переключений в секунду для каждого глаза). Этого вполне достаточно для того, чтобы оценить возможности домашнего 3D, но совершенно недостаточно для постоянной работы, и даже в качестве временного средства такой комплект требует тщательного избегания посторонней засветки, в идеале лучше использовать его в максимально затемнённом помещении.
Подводя итог сегодняшним изысканиям, получаем следующее: для приобщения к прелестям стерео 3D на компьютере, сегодня достаточно иметь бюджет примерно от $400, а ещё лучше – от $500-600. И тогда всё у вас получится.
⇡#3D без очков, за бесплатно
Посмотрите на снимок ниже. Сумасшедший на фотографии – это известный экспериментатор в области цифровых киноэффектов Франсуа Фогель (François Vogel).
А теперь посмотрите видеоролик ниже. Где-то через 40 секунд после начала, закрепив на чувствительных зонах лица специальные разрядники, Франсуа начинает долбать себя током, поочерёдно подавая напряжение на зону у каждого глаза, от чего его веки начинают попеременно моргать с жуткой скоростью. Таким образом якобы имитируется эффект, обычно достигаемый с помощью активно-затворных 3D-очков.
Ну, как, всё ещё хочется бесплатного 3D без очков? Хотя, если честно, в какой-то момент смотреть на это самоиздевательство становится жутковато. Надеюсь, вы правильно оценили поучительный подтекст этого шуточного фейка, который можно выразить и более традиционной фразой: "Бесплатный сыр бывает только в мышеловке".
Понятное дело, далеко не каждый готов выкатить кругленькую сумму за то, что в конце концов может ему не понравиться. Такие случаи встречаются: кому-то объёмная картинка претит в силу индивидуальной физиологии, кто-то просто на дух не переносит очков. Но чаще всего человек попросту ещё не сталкивался с 3D в своей жизни или начал знакомство со стереоскопическим контентом с неудачного фильма или игры.
Но как узнать, стоит ли замахиваться на покупку 3D-телевизора, проектора, если вообще не пробовать? Многие начинают именно так, с малого, приобретая сначала какое-то бюджетное решение для ПК, и затем, войдя во вкус и разобравшись с предпочтениями, выбирают более дорогостоящую технику с поддержкой 3D.