Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Цифровой автомобиль

Texet TN-515DVR: навигатор-гибрид ужа и ежа

Общение с этим аппаратом как-то сразу не заладилось. То, что он шлёпнулся мне под ноги ровно через полторы минуты после крепления на стекле, можно было бы счесть случайностью, недоразумением. Но Texet TN-515DVR продолжал исправно падать и после второй попытки, и после третьей… Присоска откровенно манкировала своими обязанностями и отказывалась держать навигатор на стекле. Добро бы он падал от большой тряски или от ещё какого-нибудь воздействия — так ведь нет, он падал без видимой причины, просто так.

Естественно, нормально протестировать аппарат, падающий с крепления каждые полторы минуты, очень сложно, пришлось звать добровольного помощника. Вот так вдвоём мы и ездили: один рулит, другой придерживает присоску навигатора пальцем. Не расслабишься!

Texet TN-515DVR представлен на российском рынке как первый навигатор, в который встроена видеокамера и который, соответственно, может выполнять функции видеорегистратора. Это почти правда: реально первый навигатор с камерой — Blaupunkt TravelPilot 700 — в России хоть и показали несколько лет тому назад, но продавать раздумали.

А дешёвые китайские аналоги всё как-то не находили своих дистрибьюторов. Протестированный нами полтора года назад Pocket Navigator PN-K70 вообще был больше смартфоном, чем навигатором…

Так что Texet действительно первым решился вывести на наш рынок столь неоднозначный гаджет.

Прежде чем рассказывать о неоднозначности, остановимся вкратце на общих характеристиках навигатора.

Texet TN-515DVR — классический пятидюймовый PND на Windows CE, с разрешением экрана 480х272 пикселей. Как сейчас модно, навигатор тонкий — всего 14 мм, но и это измерено по выступающей камере, сам же корпус тоньше на полтора-два миллиметра. Собран Texet, скажем так, в меру качественно: пластик хорош, почти безупречен, но при деформациях корпуса между его половинками появляются видимые зазоры, что говорит о недостаточности количества точек фиксации.

Схемотехника построена на процессоре MTK с тактовой частотой 468 МГц, сейчас такое решение набирает популярность в сегменте недорогих PND, вытесняя Atlas и SirfStar. Памяти стандартное количество — 128 Мбайт SDRAM и 32 Мбайт Flash ROM, но есть ещё некая «накопительная память» (NAND) в количестве 2 Гбайт, в которую записана навигационная программа «Навител Навигатор 5» (точнее, 5.0.0.1663). К сожалению, получить доступ к встроенному эрзац-SSD не получилось, доступ к нему не открывается ни через USB-порт (Texet вообще не определяется как внешний накопитель, что немножечко нонсенс), ни через меню. Вероятно, у программистов «Тексета» есть свои хитрости…

TN-515DVR имеет два слота для карт памяти, один работает с навигацией и сторонними медиафайлами, другой предназначен исключительно для записи информации со встроенной камеры. Сама камера довольно скромна как по размерам, так и по характеристикам. Заявлено, что разрешение её матрицы составляет 1,3 Мп, угол обзора 75 градусов (это по материалам сайта, а на коробке написано 72 градуса, причём нет указания на то, в каком это указано измерении — по горизонтали или по диагонали), чувствительность 500 люкс. Фокусное расстояние и светосила объектива вообще указываются редко, и «Тексет» не стал исключением.

Теперь про неоднозначность. Дело в том, что большинство водителей привыкли «лепить» навигатор примерно в середину лобового стекла, с разворотом к себе. Это не совсем правильно, так как перекрывает часть обзора вперёд, однако так навигатором проще управлять (всё под правой рукой) и шнур питания не мешает рулению. Для минимизации перекрытия опытные пользователи монтируют навигатор как можно ниже, чтобы его кромка почти лежала на «торпеде». Более правильный способ монтажа — внизу, близ левой передней стойки — хоть и не влияет на обзор (почти), но связан с неудобством управления и подключения. Так что абсолютное большинство выбирает первый вариант.

Очевидно, что разворот дисплея в сторону водителя несовместим с видеорегистрацией, камера будет «отвёрнута» от того, что ей надлежит фиксировать. Значит, пользователям добавляется ещё одно неудобство — управлять навигатором через дисплей, не имеющий наклона в горизонтальной плоскости. Либо, как уже было сказано, ставить навигатор около левой стойки, но и тут оптимальное положение с точки зрения видеокамеры не будет таковым с точки зрения управления. Куда ни кинь — сплошь необходимость чем-то жертвовать. Этого можно было бы избежать, сделав объектив подвижно-регулируемым, но технически это нетривиальная задача — перемещать придётся весь блок, вместе с матрицей. Такое решение, если и возможно, будет явно недешёвым. Что противоречит концепции дешёвого комбинированного устройства. Мы ставили навигатор всё-таки в центр стекла, без поворота к водителю — это показалось наименьшим из неудобств. Благо дисплей «Тексета» отличается хорошими углами обзора.

Включается навигатор правой частью качающейся клавиши, расположенной на верхнем торце. Другая её часть отвечает за прямое включение видеокамеры (разумеется, при работающем аппарате). Защита от случайного включения здесь превосходная, кнопка утоплена именно на такую глубину, чтоб не срабатывать почём зря и не доставлять при этом неудобств при пользовании по назначению. Редкое свойство для современных навигаторов, да. Регистратор можно включить и через меню.

Экранный интерфейс сравнительно прост: кнопка выбора режима фиксации (фото или видео), кнопка просмотра и клавиши управления цифровым зумом. Контроль изображения осуществляется, что называется, в реальном времени, однако дисплей ощутимо ухудшает изображение, делая его практически монохромным и очень крупнозернистым. На экране компьютера картинка выглядит много лучше.

Впрочем, много ли? При разрешении фотографий 1600х1200 точек вылезает очевидный недостаток разрешающей способности оптики. Вот как выглядят фотографии с навигатора, снятые в разных условиях освещённости.

Если при дневном свете ещё можно говорить о какой-то детальности, то в сумерках получается набор разнородных пятен, в которых действительность лишь угадывается.

И объектив у «Тексета» плоховат, и заявленное разрешение получено путём интерполяции (примерно полуторакратной, о чём свидетельствует сопоставление разрешений матрицы и снимка). Однако размер файла вовсе не характерен для приведённого разрешения — для первого дневного снимка это всего 291 килобайт. Значит, изображение подвергнуто субдискретизации, с целенаправленным уменьшением плотности.

Впрочем, бог с ними, с фотографиями, это не основной режим работы регистратора. Видео же «Тексет» снимает с разрешением 640х480 при 24 кадрах в секунду (заявлено 30 кадров). Видеофайлы сохраняются в «контейнере» .avi, при этом используется алгоритм сжатия Motion JPEG. MJPEG при известных проблемах с качеством потокового видео даёт хорошую картинку на стоп-кадре, что для регистратора едва ли не важнее. Фактически это не «поток», а череда JPEG-картинок, выхватывать можно любую — и она не будет «смазанной». Ниже приведены примеры стоп-кадров: как видно, вычленение из потока не сказалось на их качестве.

Теперь главное — запись видео. Инструкция гласит, что она возможна в двух вариантах: просто в режиме видеокамеры и циклически, роликами ограниченной продолжительности. В циклическом режиме работает принцип вытеснения, когда старые ролики на карте памяти периодически вытесняются новыми. Так вот, инструкция лукавит: как ни включай видеозапись, ролики получаются трёхминутными (хотя обещаны пятиминутные!). Вообще с инструкцией к «Тексету» беда: кажется, её составляли наспех. Помимо очевидных ошибок, в ней есть прямо-таки «засады», например, символ камеры, окрашенный в жёлтый цвет, по мнению составителей текста, «светящийся», а кнопка, известная всему миру как «свернуть», тут проходит под названием «фоновый режим». Поди догадайся…

Итак, запускаем видеозапись, включаем «фоновый режим» — и выходим в главное меню.

На верхней панели инструментов индикатор видеокамеры окрашен жёлтым, значит, запись идёт. Запускаем программу навигации и… И полностью лишаемся контроля над процессом видеозаписи. Из интерфейса «Навитела» совершенно непонятно, продолжается ли съёмка, на это нет никаких указаний. Сделать специальный значок в панели инструментов «Навитела» было не так уж сложно, но почему-то и этого не сделали. По-хорошему, нужен не только значок, но и таймер с отображением порядкового номера файла, чтоб уж наверняка знать, что делает видеокамера. Понятно, что «тексетовцы» сэкономили — такая модернизация «Навитела» будет отнюдь не бесплатной, и ещё непонятно, окупится ли она. Но как же быть пользователю, оставленному экономными «тексетовцами» фактически с «завязанными глазами»? Думается, это самый большой прокол, самое большое неудобство этого аппарата.

Естественно, параллельно видеодорожке пишется и звук, хоть и в моноварианте, но с «понтовыми» 24 бита/192 кГц. Однако цифры эти мало о чём говорят, микрофончик у навигатора довольно малочувствительный, голос в салоне автомобиля записывается с низким уровнем громкости и очень большими искажениями. Конечно, записываются и голосовые подсказки навигатора, равно как и сигналы подтверждения нажатий — от этого, увы, никуда не деться.

При дневном свете качество видеокартинки с натяжкой можно назвать приемлемым. Читаемость конкретного элемента изображения сильно зависит от угла зрения камеры на него. Допустим, номера машин, снятые «в лоб», читаются на стоп-кадре отлично, а машин, едущих в соседней полосе, — не читаются вовсе.

Ночью качество закономерно ухудшается. Здесь нет инфракрасного режима, и камера старательно ловит слабые световые потоки, превращая их в «жирные» пятна на стоп-кадрах. Но, как ни странно, детализация остаётся приемлемой: если не лупить фарами в номерной знак попутного автомобиля (номера имеют световозвращающий эффект), а встать чуть под углом, то номер прочтётся отлично.

С разметкой и дорожными знаками немного хуже, но в целом приемлемо.

А вот цифровым увеличением пользоваться не стоит вовсе: что днём, что ночью изображение превращается в полную ерунду:

Мы много раз писали, что разрешение регистратора в видеорежиме, если оно меньше HD, — уже несовременно и не может дать возможности детализировать сколь-нибудь удалённые объекты. Остаётся лишь повторить эту грустную максиму: никакая постобработка не компенсирует низкого исходного разрешения. Поэтому первый и главный совет «тексетовцам»: надо бы увеличить разрешение матрицы хотя бы до трёх мегапикселей. Другие советы вытекают из вышенаписанного: доработать инструкцию, дать пользователю возможность выбора длительности файла и алгоритма сжатия видео.

Неплохо бы поработать над качеством комплектующих, той же присоски. В один из моментов, когда нам показалось, что присоска нормально закрепилась на стекле, мой помощник отпустил пальчик и… И через минуту машина наехала на вполне безобидную неровность и навигатор улетел аж в заднюю часть салона. Попутно сломался сам кронштейн. Кроме того, «Тексет» неожиданно и без повода перестал «видеть» одну из карт памяти, ту, что отвечает за видео.

Навигационные свойства Texet TN-515DVR определяются «Навителом», и тут вряд ли можно что-то добавить к многочисленным тестам навигаторов с этим ПО. Мы неоднократно тестировали «Тексеты» с «Навителом», любопытные могут посмотреть хотя бы вот эту публикацию. За исключением некоторых интерфейсно-функциональных мелочей, в «Навителе» всё осталось тем же самым, и маршруты Texet TN-515DVR прокладывает ровно так же, как любой из навигаторов с «Навителом».

#Выводы

В общем, если Texet TN-515DVR и стоит на «краю прогресса», то явно не на переднем. Современные возможности микроэлектроники позволяют сделать несоизмеримо более совершенный комбинированный аппарат, особенно в его видеорегистрационной части. Texet TN-515DVR — это просто опыт, во многом негативный и, безусловно, поучительный для его создателей. Будем считать это «первым блином», после которого последуют другие, более удачные. И не забудем, что свой «первый блин» «Тексет» «испёк» в самой насыщенной ценовой нише — до 5 000 руб., именно столько стоит Texet TN-515DVR в интернет-магазинах (минимальная цена, по данным «Маркет 3DNews»: 4 185 руб.). За такую цену почти невозможно сделать видеорегистратор радикально лучше. Вероятно, теперь нужно выпустить модель чуть более дорогую и более продуманную. Тогда у потребителя появится выбор, и наличие модели с откровенно посредственным регистратором не будет восприниматься грязным пятном на неплохой, в общем-то, репутации питерской фирмы.

 
 
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 2 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 2 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 3 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 11 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 15 ч.
Поставки гарнитур VR/MR достигнут почти 10 млн в 2024 году, но Apple Vision Pro занимает лишь 5 % рынка 17 ч.
Первая частная космическая станция появится на два года раньше, но летать на неё будет нельзя 18 ч.
В США выпущены федеральные нормы для автомобилей без руля и педалей 19 ч.
Для невыпущенного суперчипа Tachyum Prodigy выпустили 1600-страничное руководство по оптимизации производительности 20 ч.
Зонд NASA «Паркер» пошёл на рекордное сближение с Солнцем 21 ч.