⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Уроки правоведения. Обзор мобильных приложений социально-государственного характера
Если кто запамятовал, напомним, что ответственным исполнителем утвержденной Правительством России программы «Информационное общество» является Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Рассчитанный на 2011–2020 годы масштабный проект охватывает все отрасли и сферы деятельности государства. Его реализация призвана упростить взаимодействие граждан и бизнеса с органами власти федерального, регионального и муниципального уровней, повысить доступность государственных электронных услуг для всех слоев населения и его юридическую грамотность, обеспечить прозрачность и управляемость сервисов, а также устойчивость и конкурентоспособность экономики в целом. В рамках упомянутой программы ведутся работы в разных направлениях, в том числе по созданию электронного правительства, преодолению цифрового неравенства, развитию новых технологий связи, а также по решению прочих задач, с полным списком которых можно ознакомиться на сайте курирующего проект ведомства по приведенной выше ссылке. Но одно дело — изучать поставленные Правительством России благородные цели и начинания, и совсем другое — представленные на софтверном рынке приложения социально-государственного характера, написанные различными разработчиками и приносящие реальную, ощутимую пользу людям уже сейчас. Обзору таких продуктов для мобильных платформ и посвящена данная заметка. ⇡#«Госуслуги»
Клиентское приложение для одноименного портала Gosuslugi.ru, представляющего собой единую точку доступа к государственным и муниципальным услугам через Интернет и являющегося одним из ключевых элементов проекта «Электронное правительство». Разработчиком и оператором инфраструктуры «Госуслуг» выступает телекоммуникационная компания «Ростелеком». «Госуслуги» реализуют основные пользовательские функции портала Gosuslugi.ru в мобильном формате и позволяют владельцам смартфонов и планшетов получать сведения об оказываемых государственных услугах, выставленных счетах и проведенных платежах, а также формировать заявки на получение наиболее востребованных услуг и просматривать места их предоставления на карте. С помощью программы не составит труда оплатить штрафы ГИБДД, проверить налоговую задолженность и состояние индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде, подать заявление на получение или замену водительского удостоверения или воспользоваться другими популярными сервисами. В числе прочих особенностей продукта фигурируют настройки получения уведомлений об исполнении заявок, а также возможность получать сведения о местонахождении инфоматов, центров продаж и обслуживания клиентов ОАО «Ростелеком». Портал госуслуг был запущен 15 декабря 2009 года. Ежемесячно его посещают свыше 1,5 миллиона жителей России, почти 400 тысяч из которых используют для этого мобильные средства доступа. Количество авторизованных пользователей площадки составляет свыше трех миллионов. Все они имеют доступ почти к четырем тысячам электронных сервисов, а также справочной информации о предоставлении прочих услуг органами государственной власти разных уровней. Немаловажной особенностью проекта является не так давно появившаяся возможность оплаты жилищно-коммунальных услуг в режиме реального времени с помощью банковской карты. При оплате счетов через портал госуслуг подтверждение платежа приходит мгновенно, а вся информация о выставленных и оплаченных счетах хранится в личном кабинете пользователя. В компании «Ростелеком» планируют и впредь расширять функциональность сервиса. ⇡#«Московский портал госуслуг»
Приложение, функционирующее в паре с порталом государственных и муниципальных услуг города Москвы, который был развернут в рамках проекта технического переоснащения столицы «Информационный город». Сродни вышеупомянутому решению, мобильная программа обеспечивает гражданам и предприятиям свободный доступ к информации об услугах органов исполнительной власти столицы и городских организаций, а также позволяет получать государственные услуги в электронном виде. Установив приложение в память смартфона или планшетного компьютера, пользователи могут осуществлять проверку начислений ЖКХ, получать сведения о наложенных штрафах ГИБДД и данные об эвакуации автомобиля, выполнять поиск открытых вакансий в Москве и различной информации справочного характера. Для пущего удобства в программе «Московский портал госуслуг» предусмотрена интерактивная карта, позволяющая быстро найти ближайшие многофункциональные центры (МФЦ), органы исполнительной власти (ОИВ), платные парковки и остановки общественного транспорта. Преимущества дистанционного общения с органами власти уже успели оценить 600 тысяч москвичей, зарегистрированных на городском портале госуслуг. По словам столичного градоначальника Сергея Собянина, внедрение электронных сервисов остается одним из приоритетов московского правительства. В наступившем году пользователи портала смогут дистанционно оформить различные пособия и выплаты, в том числе по рождению ребенка. Появятся первые электронные услуги для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Многие сервисы станут доступными не только через Интернет и портативные устройства, но и через телевизоры нового поколения. Отдельно следует подчеркнуть, что в мобильном варианте представлен не только московский портал госуслуг. Схожие по оформлению и возможностям разработки доступны жителям Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Республики Татарстан. Дистрибутивы программ можно без труда найти в онлайновых магазинах приложений. ⇡#«Мобильная приемная Правительства Москвы»
Официальное приложение столичного руководства, предназначенное для обработки электронных обращений горожан. Созданное городскими властями программное решение позволяет москвичам отправлять различного рода жалобы, прикрепляя к ним фотографии проблемных участков в мегаполисе. Посредством мобильного инструментария можно сообщить о фактах незаконного строительства, брошенных автомобилях и плохом качестве связи, а также обратить внимание городских служб на состояние дорожного покрытия и остановок общественного транспорта, неудовлетворительную расчистку улиц от снега и мусора, неработающие светофоры и уличные фонари. Всего доступно 14 типовых форм обращений, их перечень постоянно обновляется. Чтобы начать пользоваться приложением, необходимо пройти процедуру создания учетной записи и подтвердить ее по e-mail. Сразу после этого пользователь получает возможность отправлять сообщения, которые попадают во внутренние информационные системы города и не требуют дублирования по почте. Статус заявок можно отслеживать непосредственно в окне программы или в почтовом ящике, указанном при регистрации. С целью обеспечения слаженной работы "Мобильной приемной" в работе сервиса задействована служба модерации, которая в зависимости от тематики заявления оперативно перенаправляет жалобы в объединения административно-технических инспекций (ОАТИ) либо префектуры. Как сообщается на сайте Департамента информационных технологий города Москвы, более 50% москвичей, которые активно участвуют в жизни города, сообщая о проблемах на улицах и во дворах, делают это через мобильные приложения. В 2012 году пользователи «Мобильной приемной» подали свыше 25 тысяч жалоб, что свидетельствует об актуальности софтверной разработки и стремлении столичных жителей принимать активное участие в жизни мегаполиса и делать его лучше. Справедливости ради отметим, что аналогичные городские продукты имеются в арсенале администраций Тулы и Самары. Соответствующие программные решения также распространяются бесплатно и доступны для скачивания в магазинах приложений. ⇡#ЕMИАС
Немало в активе Департамента информационных технологий города Москвы представлено других мобильных приложений, созданных партнерскими организациями. Из наиболее интересных и полезных в практическом плане решений можно выделить программу с замысловатым названием EMИAC, расшифровывающимся как «Единая медицинская информационно-аналитическая система». EMИAC позволяет при помощи гаджета на базе Android или Apple iOS записываться на прием к врачу в государственные учреждения здравоохранения Москвы. Программа имеет встроенный календарь, подсвечивающий даты и время работы выбранных специалистов, позволяет просматривать ранее сформированные записи к врачу и направления, а также умеет напоминать пользователю о запланированных визитах в поликлинику. Перед началом работы с приложением необходимо определить поликлинику, в которой предполагается обслуживаться, и осуществить прикрепление к ней страхового полиса. Прикрепление означает, что в поликлинике заведена медицинская карта пользователя и уточнен адрес проживания для вызова врача на дом. Это первый важный момент, есть и второй: «Единая медицинская информационно-аналитическая система» ведет скрупулезный учет пользователей программы и берет на карандаш прогульщиков — тех, кто регистрируется, но впоследствии забывает о своем визите в медицинское учреждение. Если пациент записался к врачу и не пришел на прием более пяти раз за год, действие сервиса будет ограниченным, и далее услуга будет предоставляться только при личной явке в регистратуру поликлиники. Утверждается, что такие суровые правила созданы для удобства и призваны упорядочить использование электронных сервисов. ⇡#«Консультант Плюс: основные документы»
Известно, что незнание закона не освобождает от ответственности, а изучение, напротив, помогает в разруливании сложных жизненных ситуаций и решении юридических проблем. Чтобы быть во всеоружии и с легкостью ориентироваться в комплексе своих прав и обязанностей, мы рекомендуем взять на заметку приложение «Консультант Плюс: основные документы». Разработанный отечественными программистами инструментарий предоставляет оперативный доступ к кодексам РФ, основным правовым актам федерального законодательства, а также обзорам новых документов. В программе содержатся сведения по налоговым льготам и вычетам, штрафам за административные правонарушения, защите трудовых прав и прочим актуальным для многих граждан вопросам. Специалисты найдут в приложении календарь бухгалтера, производственный календарь, ставки налогов, расчетные индикаторы и другую важную информацию. Программное решение функционирует в связке с онлайновой системой «Консультант Плюс», содержащей огромный массив справочной правовой информации. Для работы с приложением без подключения к Cети пользователь может сохранить в меню «Избранное» до 100 необходимых документов. В настройках продукта можно подкорректировать размер шрифта, включить уведомления об обновлениях, выбрать сервер с документами и произвести прочие манипуляции с параметрами мобильного справочника. ⇡#«Гарант. Все кодексы РФ»
Для выстраивания правовой самообороны сгодится также приложение «Гарант. Все кодексы РФ», полноценная работа с которым возможна без подключения к ресурсам глобальной сети. Программа представляет собой справочно-правовую систему по законодательству Российской Федерации и позволяет находить ответы на важные вопросы, требующие оперативного решения. Для удобства работы с огромным объемом информации в приложении предусмотрены поиск, механизм перехода к нужной части кодексов с помощью оглавлений и возможность ставить закладки на часто используемые статьи. Для поддержания актуальности данных в продукте задействована система обновлений, воспользоваться которой можно в любой момент, когда есть доступ к Интернету. Программа «Гарант. Все кодексы РФ» может пригодиться широкому кругу пользователей, работа которых связана с применением законодательства и юридических норм. Это бухгалтеры, юристы, финансисты, аудиторы и адвокаты. Добрую службу разработка сослужит руководителям организаций, специалистам государственных органов и ведомств, ученым, студентам и, конечно же, рядовым гражданам, привыкшим неукоснительно исполнять законы родного отечества. Взглянув еще раз на перечисленные продукты (а мы включили в обзор далеко не все доступные для скачивания программы правовой направленности), можно смело сказать, что лед тронулся. Российские государственные ведомства пусть и неспешно, но начали потихоньку переходить на электронный формат взаимодействия с населением, и сей факт не может не вселять оптимизм. Пока в силу развитой инфраструктуры, финансовых и технических возможностей в данной сфере с внушительным отрывом лидирует Московский регион, вслед за которым уже подтягиваются другие субъекты Российской Федерации. Не отстают от наметившихся тенденций и сторонние разработчики, внедряющие свои собственные информационные системы. Все течет, все изменяется, и радует, что наметившиеся перемены уже приносят пользу гражданам, бизнесу и всему обществу.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|