Фото и видео

Nikon Coolpix P330: Эволюция? Революция!

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В Nikon P330 используется привычная 3-дюймовая матрица с разрешением 921 тыс. точек. Точно такой же дисплей мы встречали не только в ее предшественнице, но и во многих других камерах Nikon, включая зеркалки и гибридные камеры. Он уже давно зарекомендовал себя благодаря большим углам обзора, приличному запасу яркости и высокой контрастности, да и цвета он отображает весьма неплохо. Конечно, это не лучший дисплей, но и он весьма хорош. Благодаря наличию антибликового слоя с камерой удобно работать даже при падении на экран прямых солнечных лучей. Фактически недостатков у дисплея всего пара. Первый — это тонкая защита, которая легко продавливается вплоть до соприкосновения с матрицей. Вторым же недостатком является невысокая устойчивость антибликового слоя к механическим воздействиям. В общем, носить камеру желательно в чехле или специальной сумочке, иначе антибликовый слой быстро покроется мелкими потёртостями и царапинами.

Иерархия меню осталась прежней. А вот сглаживание графических элементов и начертание пиктограмм было слегка доработано. Отличия незначительные, но благодаря им меню смотрится свежее и современнее. Анимации меню немного, но и та слегка притормаживает, а отключить её никак нельзя. Кроме того, реакции на нажатие не мгновенные — имеет место небольшая задержка. Её длительность мизерна, и ничего страшного в этом нет, но всё же она бросается в глаза. Для ознакомления с интерфейсом камеры ниже приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Фотоаппараты с сенсором размером порядка 1/1,7-2/3 дюйма и светосильным объективом постепенно выделились в отдельный сегмент максимально продвинутых ультракомпактов. Игроков в данном сегменте немного, и у большинства это одна камера. В случае Nikon в модельном ряду имеется сразу два таких фотоаппарата — это Nikon P7700 и P330. Нельзя сказать, что объектив впечатляет характеристиками, но всё же на широком угле раскрытие диафрагмы довольно велико — ƒ/1,8, что позволяет снимать при слабом освещении без необходимости задирать уровень чувствительности. На длинном конце объективу особо выделиться нечем — ƒ/5,6. Конечно, есть камеры с более светосильным объективом, например Panasonic DMC-LX7 и Olympus XZ-2 iHS, но они и существенно дороже.

Использование КМОП-сенсора уже успело стать стандартом для камер стоимостью чуть выше средней, поэтому никого не удивишь такими функциями, как съёмка скоростной серии с максимально возможным разрешением либо съёмка видео с высокой скоростью потока кадров. Но перечислить их стоит. Скоростная видеозапись ограничена режимом 100 кадров/с при разрешении VGA. Съёмка фото с максимальным разрешением возможна со скоростью 10 кадров/с, что на 3 кадра/с больше, чем у предка. Ну и это ещё не все улучшения. Длительность серии также больше — 10 кадров против 5, но, как и у предка, она жёстко ограничена ёмкостью буфера. Глобальный рост является следствием не только увеличения размера буфера, но и уменьшения разрешения снимков (с 16 до 12 Мп), а следовательно — и размера файла. По-хорошему, разрешение снимков вполне можно было бы уменьшить и до 10 Мп, параллельно увеличив длительность серии, но даже снижение до 12 Мп — уже большой шаг навстречу потребителю, а не маркетингу.

Съёмка автоматических панорам в камерах Nikon имеется уже давно, но по качеству склейки панорам, а также их разрешению они уступали камерам Sony, которые тут являются безоговорочным лидером. В новинке и разрешение, и качество склейки весьма достойное. P330, как и предок, умеет снимать 180- и 360-градусные панорамы, причём как при ландшафтной, так и при портретной ориентации камеры. По удобству использования данной функции Nikon P330 обходит многие фотоаппараты, в том числе и Sony, ведь направление поворота определяется автоматически и его не приходится указывать вручную, а требования к равномерности поворота и выдержке линии горизонта чрезвычайно мягкие. Вот только разрешение панорам ниже, чем у камер Sony, — при портретной ориентации разрешение круговой панорамы составляет 9600х1536 точек. Но в любом случае это прогресс, ведь у предка высота панорамы не превышала 1024 точек. Стоит отметить, что качество склейки также заметно возросло.

Ещё одна особенность камеры — это съёмка 3D-фото. Впрочем, реализацию данного режима в тестируемой камере нельзя назвать идеальной. Конечно, в однообъективной системе трудно сделать абсолютно всё автоматически, но если в камерах Panasonic и Sony можно обойтись небрежной проводкой, то в случае с камерами Nikon, в том числе и c P330, всё несколько сложнее — сначала производится съёмка первого кадра, затем фантомное изображение первого кадра совмещается с изображением на экране, а автоматика уже самостоятельно делает второй снимок. Конечно, особо прицеливаться для совмещения кадров не приходится, но всё же куда удобнее просто провести камеру по горизонтали.

Но это ещё не все особенности. Из мелочей стоит отметить функцию интервальной съёмки. К сожалению, у данного режима масса ограничений. Например, нельзя вручную ввести длительность интервала и приходится выбирать всего из 4 значений (30 секунд, а также 1, 5 и 10 минут), не предусмотрена и возможность указания времени начала и завершения интервальной съёмки, к тому же камера не уходит в режим сна при длительных интервалах, поэтому заряда аккумулятора хватит ненадолго. В общем, функция есть, и она работает, но для комфортной работы настроек ей явно недостаточно. Нельзя не отметить и режим многокадрового шумоподавления — замечаний к качеству склейки кадров нет. К сожалению, данная функция доступна только в сюжетных программах «пейзаж» и «макросъёмка». Данное ограничение не позволяет управлять параметрами экспопары, баланса белого и даже чувствительности, и за все настройки отвечает автоматика. А жаль. Впрочем, у прямых конкурентов нет и этой функции. Аналогичное ограничение наложено и на режим HDR, который также доступен только в сюжетной программе «освещение сзади». Однако в данном режиме предусмотрена возможность выбора активности функции (1, 2 или 3 ступени), что в ультракомпактах встречается крайне редко.

Одна из главных особенностей новинки — это, конечно же, GPS-модуль, которого у прямых конкурентов, да и у предка, нет. Старт GPS-приёмника происходит довольно быстро. Кроме основной функции, записи геотегов, модуль позволяет создавать журналы длительностью 6, 12 и 24 часа с периодичностью отметок 15, 30 и 60 секунд. Функция весьма интересная, но питается не святым духом, поэтому при длительном использовании камеры вдали от розетки желательно иметь под рукой любую автономную зарядку (например, внешний аккумулятор или солнечную зарядку с разъёмом USB).

#Съёмка и впечатления от работы

По скорости включения компакты Nikon — в целом самые шустрые. Конечно, бывают и огрехи, но это касается только первых версий прошивок. В этот раз на тестирование попала камера с прошивкой 1.00. То бишь самая первая коммерческая, с которой камера и пошла в продажу. Стало быть, результаты у нашей камеры будут такие же, как у фотоаппаратов с прилавков. Итак, первый снимок можно сделать через 1,79 секунды. Показатель не рекордный, ведь Panasonic DMC-LX7 уложился в 1,34 секунды. Но для компакта и это неплохо, а главное, тестируемая камера включается гораздо быстрее более дорогих конкурентов в лице Olympus XZ-2 iHS и Samsung EX2F.

Но всё же на комфортность работы с камерой куда больше влияет скорость фокусировки, ведь наводиться на объект съёмки требуется значительно чаще. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении флуоресцентными лампами (5500 К, освещённость в зоне объекта съёмки порядка 1000 лк), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. Результаты тестирования получились весьма неоднозначными. Сам процесс фокусировки на широком угле не особо медленный — 0,37 секунды. Но даже после прекращения ёрзания линзы до срабатывания затвора проходит ещё 0,12 секунды. В телеположении ситуация ещё хуже. Непосредственно процесс фокусировки на длинном конце занимает 0,87 секунды, что само по себе уже достаточно медленно, ведь P330 — это не ультразум, которому простительно наведение на объект за секунду. Но тут и пауза между завершением фокусировки и срабатыванием затвора составляет 0,61 секунды. То есть суммарно получаем 1,48 секунды! А это уже слишком медленно для камеры подобного класса. В общем, с первыми версиями прошивок у Nikon опять не всё гладко. Даже если исключить паузы перед срабатыванием затвора, фокусировка всё равно ощутимо медленнее, чем у Panasonic DMC-LX7, Olympus XZ-2 iHS и Samsung EX2F. При освещённости менее 30 лк P330 на широком угле едва укладывается в полторы секунды, а в телеположении в таких условиях автоматика нередко поднимает белый флаг в виде красного прицела, информирующего о некорректном завершении процесса фокусировки.

Вариантов зон фокусировки предусмотрено довольно много. Это режим приоритета лица с функцией обнаружения моргания, ручной выбор зоны, центральная зона, широкая центральная зона, режим ведения, а также автоматический режим и режим АФ с обнаружением объекта. Постоянные режимы выбора зон ничем примечательным не выделяются, поэтому не будем на них заострять внимания. Начнём с режима обнаружения объекта, который фактически является эволюционным развитием обычного автоматического режима, но, как сейчас модно говорить, он интеллектуальный. Здесь форма и размер зон могут меняться в зависимости от условий съёмки, поэтому работает данный режим корректнее, чем просто автоматический. Режим определения лиц также быстр и точен, но только при съёмке анфас, а вот подхватывать лица при съёмке в профиль камера не умеет вовсе. Режим ведения в 330-й вообще не понятно, зачем заявлен, ведь он совершенно неработоспособен и не в состоянии удержать даже контрастный крупный и медленно движущийся объект. В общем, огрехи прошивки снова дают о себе знать. Предусмотрен в камере и режим ручной фокусировки. Помощников тут немного — это увеличение зоны фокусировки, а также шкала дистанций с крупной градуировкой (макро, 0,3 метра и бесконечность). С учетом малой ГРИП компактов, алгоритм ручной фокусировки продуман весьма неплохо — от бесконечности до 30 см всего два полных оборота вращающейся клавиши. До режима макро (индикатор дистанции из белого перекрашивается в зелёный) ещё один оборот, а сам он занимает 7 полных оборотов. Кроме того, в любой момент в процессе ручной настройки можно в два касания переключиться в автоматический режим для разового срабатывания автофокуса, что весьма удобно.

Экспозамер работает в трёх стандартных режимах: матричном, точечном и центрально-взвешенном. Установка экспопары возможна в автоматическом, программном и ручном режимах, а также в режимах приоритета диафрагмы и выдержки. К слову, управление диафрагмой в P330 не ограничено двумя шагами, как это нередко бывает в случае ультракомпактов. Тут, как и у старших камер, ее можно менять с шагом в треть ступени. Разве что зажать диафрагму можно лишь до ƒ/8, причём независимо от фокусного расстояния, с ростом которого максимальное раскрытие диафрагмы, разумеется, уменьшается. Впрочем, сильно закрывать диафрагму в случае компактов и не нужно, так как глубина резкости из-за небольшого размера сенсора тут куда больше, чем у зеркалок и прочих камер с большими матрицами. Пользователю также дана возможность введения экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 ступеней с шагом в треть ступени. Ну и на закуску — съёмка с автоматическим брекетингом по экспозиции с шагом 1/3, 2/3 и 1 ступень. Также стоит отметить встроенный ND-фильтр, который позволяет выиграть до 3 ступеней. Немного, но хорошо, что такая возможность вообще есть, особенно при максимальном раскрытии диафрагмы ƒ/1,8. В общем, потенциал весьма неплохой, если учитывать, что P330 — это ультракомпакт. В идеализированных условиях автоматика показала себя неплохо. Ошибка экспозамера при флуоресцентном освещении не превышает 0,09 ступени, а при освещении лампами накаливания — не более -0,24 ступени, что является сравнительно неплохим результатом. К сожалению, в реальных условиях ошибки экспозиции — далеко не редкость, в особенности при наличии в кадре существенно различающихся по яркости зон. Впрочем, даже при съёмке в тени автоматика нередко передерживает, пытаясь вытянуть тёмные участки. А ведь P310 во время тестирования в аналогичных ситуациях показал себя весьма неплохо.

Настройки баланса белого стандартны для компактных камер Nikon — предусмотрено 7 пресетов (дневной, лампа накаливания, 3 варианта ламп дневного света, облачно, вспышка), и любой из них можно подстроить по шкалам A-B/M-G (по 12 позиций). Кроме того, предусмотрен ручной режим и два автоматических: обычный (AUTO1) и с сохранением тёплых цветов (AUTO2). Также есть возможность ручной установки цветовой температуры в диапазоне 2500-10000 K. Со съемкой при естественном освещении автоматика справляется весьма неплохо, а вот искусственное даётся ей с трудом. Лампы накаливания, как и у подавляющего большинства компактов, требуют использования соответствующего пресета либо ручного режима, но к этому не привыкать. Больше расстраивает то, что ошибка автоматического баланса белого при флуоресцентном освещении достигает 680 K. Схожее поведение автоматики было замечено и за P310.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥