Прошло почти два месяца с момента публикации нашего первого обзорного материала по тематике автомобильной электроники -
Автомобильная электроника: все самое интересное за последнее время, и сегодня можно сказать с уверенностью, что открытие раздела "Цифровой автомобиль" на сайте 3DNews.ru оказалось как никогда своевременным. Огромное количество откликов с отзывами о содержательности наших публикаций и многочисленными пожеланиями на будущее говорит о повышенном интересе наших читателей к темам на стыке гигантских индустрий нашего времени - автомобильной и полупроводниковой.
Сегодня в нашем обзоре событий прошедшего лета пойдет речь о наиболее интересных и значимых событиях отрасли с условным названием "цифровой автомобиль". Впервые вашему вниманию будут представлены разделы с наиболее часто встречающимися в практике автолюбителей электронными устройствами для отображения аудио/видео информации и всем, что с этим связано.
Умный автомобиль
За лето и за обозримое начало осени произошло множество любопытных событий в автомобильной индустрии, касающихся глобальных стратегических изменений в электронной оснастке автомобиля. Самое интересное, на мой взгляд, заключается в том, что производители автомобилей с упоением продолжают искать концепцию интегрированной компьютерной системы, которая станет наиболее рациональной, удобной в пользовании, безопасной и, как следствие, популярной у покупателей - на зависть конкурентам и в пример для подражания. Зачастую дело по-прежнему ограничивается частичными изменениями электронной "начинки" автомобиля, но все чаще и чаще речь идет о платформах, на базе которых в дальнейшем возможно появление совершенно уникальных цифровых автомобилей.
Чего стоит одно только заявление компании General Motors о том, что к 2008 году на улицы будет выпущен автомобиль серии Opel Vectra с автопилотом! Все вспомнили анекдот про слепого лётчика? Так вот, заявление General Motors - отнюдь не шутка: представьте себе, что встроенная в авто электронная система Traffic Assist сможет самостоятельно управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч! Это не какая-то автоматизированная система парковки, так, глядишь, дело дойдет до отмены экзаменов на сдачу прав в ГИБДД и появление слепых за рулем. Хотя, судя по количеству аварий в мире, плохо видящих за рулем автомобиля и сейчас предостаточно.
Однако, шутки в сторону: для обеспечения автоматической навигации в системе Traffic Assist будут применены лазеры и видео камеры, контролируемые мощным бортовым компьютером. Автомобиль сможет распознавать повороты, препятствия и дорожные знаки.
Заявление о выпуске автомобилей с автопилотом звучит сейчас фантастически, равно как и цена системы Traffic Assist, которая составит примерно половину от стоимости нового Opel Vectra. Не думаю, что производителю таких машин удастся так просто получить разрешение на эксплуатацию автопилотов в любой стране с более-менее плотным дорожным трафиком. Однако на нашем веку были и более крутые потрясения. Кто знает, не станет ли требование о наличии такой автоматической системы
обязательным требованием для автомобилей через какой-то десяток лет...
Впрочем, первые серьезные шаги по "интеллектуализации" автомобиля в General Motors сделаны уже сейчас. Совсем недавно компания объявила, что отныне все автомобили ее производства будут автоматически производить самодиагностику.
Все новые машины компании имеют систему коммуникации OnStar, которая работает через спутник. С ее помощью автомобили могут проходить плановые ежемесячные тесты, а также в любое время выполнять диагностику по требованию водителя.
После завершения тестирования автомобиль будет отсылать своему владельцу сообщение на указанный электронный адрес. В нем будет содержаться информация о состоянии двигателя, коробки передач, противоугонной системы, подушках безопасности и т.д. В своих письмах автомобиль также будет напоминать о необходимости смены масла, регулярном техосмотре.
Между прочим, будущее автомобилей, по мнению специалистов, не только за умной электронной начинкой, но также за усовершенствованием современных сервисных систем обслуживания и диагностики. Более того, судя по последним сообщениям компании IBM, в будущем системы диагностики станут... профилактическими.
Дело в том, что разработанная в IBM поисковая система Unstructured Information Management Architecture (UIMA) со временем сможет помочь автопроизводителям снизить расходы на гарантийное обслуживание автомобилей за счет превентивного обнаружения недовольных. Программный продукт, который будет распространяться среди автопроизводителей под названием "IBM Quality Insight for Automotive", позволит компаниям осуществлять поиск по множеству страниц в Сети и постоянно получать информацию от потребителей о недостатках и проблемах, которые у них возникают с автомобилями. Соответственно, это поможет компаниям быстрее обнаруживать проблемы и исправлять их, экономя при этом деньги на гарантийном обслуживании.
Стоит особенно отметить, что помимо официальных сайтов с откликами, новый программный продукт сможет аккумулировать информацию с многочисленных блогов и форумов по автомобильной тематике. Может статься, что и ваш вопль о помощи в нашем форуме так или иначе будет услышан "наверху" незамедлительно. Так что не стесняйтесь, если что...
Современной электроникой вооружаются не только автолюбители. Да будет вам известно, что автоматический автомобильный комплекс Toughbook-Arbitrator, представленный в начале сентября компанией Panasonic, предназначен для мониторинга ситуации на дороге и вряд ли позволит безнаказанно "расслабиться" водителю, появись он в поле зрения этой системы. По крайней мере, в США, где по слухам, такие системы начнут эксплуатироваться в ближайшее время.
Дело в том, что комплексная автомобильная система мониторинга Toughbook-Arbitrator состоит из цифрового магнитофона, пишущего видео в формате MPEG4 с разрешением QVGA @ 30 fps, специальной широкоугольной цифровой видеокамеры с 22x оптическим зумом и автофокусом, работающем в обычном и ИК режимах съемки, а также ноутбука в защищенном корпусе.
Запись видео производится на уникальные защищенные флэш-накопители P2 емкостью 4 Гб каждый на базе технологии Secure Digital. Все элементы системы имеют повышенный ресурс и устойчивость к перепаду температур, вибрациям и ударам. Словом, этакий передвижной пост ГИБДД в автоматической ипостаси.
Из последних "светских" новостей автомобильной индустрии стоит отметить недавно объявленные планы компании Motorola о возможной продаже бизнеса по выпуску компонентов телематики.
Как рассказал The Wall Street Journal, компания Motorola уже заручилась поддержкой консалтингового агентства J.P. Morgan Chase & Co. на предмет продажи подразделения по производству компонентов для автомобильной промышленности. До сих пор трудно угадать имя возможного покупателя, хотя в таком ценном приобретении заинтересовано множество частных компаний, несмотря на огромную цену предполагаемой сделки, что-то вроде 1 - 2 млрд. долл.
Трудно понять, с чем связано решение о продаже прибыльного бизнеса Motorola, тем более, что по итогам прошлого года подразделение принесло компании порядка 1,68 млрд. долл. продаж, то есть, 5% всех годовых доходов. Не исключено, что Motorola планирует остаться производителем исключительно устройств для мобильной связи.
Пока суть да дело, производители электронных компонентов успели за последние месяцы представить множество интересных чипов и платформ, нацеленных на рост производительности встраиваемых компьютерных систем. Встраиваемых, в том числе, и в автомобили. Так, на прошедшем в конце августа Форуме Intel для разработчиков компания Intel представила наследника семейства встраиваемых чипов Bulverde (XScale PXA27x), новый мобильный процессор под кодовым названием Monahan.
Представленный на Форуме образец ядра Monahan работал с тактовой частотой 1,24 ГГц и был способен декодировать и воспроизводить HD-видео с разрешением 640 x 480. Ядро Monahan будет обладать на 25% большей производительностью, чем Bulverde и при этом потреблять меньше энергии. Одновременно с Monahan будет выпущен графический сопроцессор Stanwood - наследник спутника Bulverde, чипа Marathon. Не исключено, что именно эта связка станет основой множества автомобильных аудио/видео/навигационных систем образца 2006-2007 года.
Безопасность на дорогах
Огромное количество новостей последних месяцев так или иначе связано с безопасностью водителей, пешеходов. Немалое количество сообщений по традиции связывается с надежностью и безопасностью функционирования автомобильных компьютеров. Представьте себе, что угроза заражения вирусами, доселе типичная лишь для ПК и совсем недавно перекинувшаяся на мобильные телефоны, в ближайшее время может добраться и до автомобилей.
Ничего удивительного в этом нет, поскольку растущее количество возможностей по беспроводному соединению автомобилей так или иначе должно было привести к такой тенденции. С одной стороны производители автомобилей всячески приспосабливают авто для обмена информацией с MP3 плеерами и мобильными телефонами, с другой стороны делают автомобили более уязвимыми для вирусов, которые можно передать по Bluetooth. Худшее что может произойти в такой ситуации – отказ системы управления двигателем и выхлопными газами, системы навигации и развлекательных систем, что потребует поездки в автосервис или перезагрузки системы.
По словам специалистов Symantec, скорее всего в случае заражения автоэлектроники вирусами возможность управлять зараженной машиной все же останется, хотя, все зависит от конкретного случая. На сегодняшний день жалоб о заражении автомобилей еще не поступало, но и это не показатель, поскольку в свое время, например, телефоны тоже считались не подверженными такой напасти. Исследования подтверждают, что заразить авто непросто, но автопроизводители относятся к этому риску очень серьезно. Представители BMW уже заявляют, что теоретически не исключает возможности заражения автомобилей. Так или иначе, все сходятся в одном: пока не будет массового заражения, интереса к антивирусным технологиям для автомобилей не возникнет.
Впрочем, все это - теория, а на практике необходимо бороться с уже известными угрозами. Вроде невнимательности водителя, что приводит к множеству аварий. Отличных успехов в этом направлении добилась компания Toyota, которая объявила об успешной разработке расширенной системы предотвращения ДТП - Pre-crash Safety System, предназначенной для заблаговременного предупреждения водителя о возможности столкновения.
По сравнению с первой реализацией этой системы двухгодичной давности, в новой версии добавлена функция слежения за положением головы водителя. Если система решает, что опасность столкновения велика, а водитель не следит за дорогой, то предупреждает его об этом световыми и звуковыми сигналами, а если столкновение становится практически неизбежным, то, при отсутствии адекватных действий водителя, автоматически включаются тормоза и натягиваются ремни безопасности.
Как и в прежних реализациях, для обнаружения приближающихся объектов используется радар, работающий в диапазоне миллиметровых радиоволн, и видеоинформация, получаемая со встроенной камеры. Премьера новой системы состоится в Японии весной 2006 года, новая версия Pre-crash Safety System будет устанавливаться на некоторые модели автомобилей Lexus.
Ещё один способ предупредить невнимательного водителя о возможности столкновения - как следует толкнуть его самого. Что-то подобное разработали ученые Оксфордского университета совместно с одним из неназванных японских производителей автомобилей.
Принцип работы новой системы безопасности схож с виброзвонком мобильного телефона. С помощью специальных вибраторов, встроенных в сиденье, ремень безопасности, руль и педали, водитель получит сигнал об опасности до реакции на нее бортового компьютера. Что-то вроде жены на пассажирском сиденье, которая в нужный и ненужный момент толкает водителя со словами "Осторожно, сейчас разобьемся!" Предполагается, что первые автомобили с вибросистемой раннего предупреждения появятся на рынке ближе к 2015 году.
Более радикальное и значительно менее дорогое средство против усталости водителя имеется на рынке уже сейчас. Новинка под названием Drive Alert Master по цене всего $ 30 поможет решить серьезную проблему засыпания за рулем из-за усталости и монотонности дороги.
Крохотное устройство вроде наушника, прикрепленное к уху водителя, подастся резкий звуковой сигнал в случае засыпания и "клевания носом". Устройство отслеживает "неправильный" наклон головы и верещит по этому поводу что есть мочи, гарантируя пробуждение практически при любой степени усталости. Главное, не забыть Drive Alert Master дома.
Столь же полезной штуковиной в дороге может оказаться новая разработка компании Motorola. Оригинальный мобильник Motorola будет использовать программное обеспечение, которое позволит определить, припаркована ли машина или несется на большой скорости. В зависимости от этого телефон будет вести себя по-разному. Если машина стоит, телефон будет принимать все звонки и переводить их в режим спикерфона. Если же она несется по скоростной дороге, телефон будет отвечать только на звонки, поступающие от важных абонентов (их список можно заранее определить). Все остальные звонки будут передаваться на голосовую почту.
В случае если телефон будет определять, что машина часто тормозит, а водитель – постоянно выкручивает руль, он переведет все звонки на голосовую почту. Наконец, если мобильник поймет, что в машине открылись подушки безопасности, он сам позвонит в службу спасения и сообщит о месте происшествия несчастного случая.
Пока вводятся отдельные меры по обеспечению безопасности автолюбителей, в странах Евросоюза намечается запуск общей системы eCall, которая в ручном или автоматическом режиме сможет оповещать спасательные службы об аварийной ситуации.
Предполагается, что к 2009 году все новые автомобили в Евросоюзе будут оснащаться мобильными модулями eCall, при необходимости способными позвонить по номеру 112 (общеевропейская служба спасения) и передать информацию о месте происшествия.
Европейские автопроизводители поддерживают запуск этой системы в полной мере, а сложности ее развертывания заключаются в необходимости создания соответствующей стационарной инфраструктуры, включая отработку некоторых организационных моментов, на что правительства стран EU реагируют пока довольно вяло.
Глобальность таких проектов не мешает появлению менее масштабных, но более действенных мер контроля за зарвавшимся водителем. Например, если этот водитель - ваш ребёнок, уже набравший годков для получения прав, но которого совсем не лишне было бы время от времени контролировать.
Не вопрос: система SkyGuard от американской компании SkyTel с помощью технологии GPS ценой всего 350 долл. позволяет определить направление движения машины, скорость и ее местоположение. Зафиксированные данные каждые 10 минут передаются на сайт SkyGuard, что позволяет родителям указать умному прибору, в какие места машина не должна ехать, а также в какое время она должна быть припаркована возле школы.
Если SkyGuard зафиксирует какое-либо из запрещенных действий, родители будут уведомлены об этом посредством SMS или по электронной почте. В случае непослушания родители могут просто заблокировать двери автомобиля или же стартер.
Автомобиль - с проводами али без? YES!
Пока индустрия смакует в той или иной степени переход на новые стандарты беспроводной связи, к которым относятся все современные технологии - от Bluetooth до Wi-Fi и WiMAX, не стоит на месте старый добрый инфракрасный протокол обмена данными. Неправы окажутся те, кто намерен списывать его со счетов в ближайшее время, поскольку некоммерческая индустриальная организация Infrared Data Association (IrDA) на днях одобрила совершенно новый протокол обмена данными с использованием инфракрасного диапазона - IrSimple, который обеспечит скорость обмена данными до 100 Мбит/с, что чуть ли не в 25 раз быстрее современных IrDA интерфейсов.
Различные
IrDA протоколы
Передача 2-Мп снимка объемом порядка 500 Кб |
Протокол |
IrSimple-4M |
IrDA-4M |
IrDA-115K |
Физический уровень |
FIR (Fast IrDA), 4 Мбит/с |
FIR (Fast IrDA), 4 Мбит/с |
SIR (Serial Infrared), 115.2 Кбит/с |
Средняя скорость |
1 с |
4 - 11 с |
50 - 100 с |
В настоящий момент опытные версии интерфейсов IrSimple уже показывают скорость до 16 Мбит/с, что удалось достичь благодаря снижению задержек приемно-передающей пары, имевшихся в процессе подготовки интерфейса к обмену. Стоит отметить, что поддержка протокола IrSimple может быть реализована в существующих ныне IrDA устройствах путем апгрейда программной части. Стандарт IrSimple также обратно совместим с нынешним поколением IrDA интерфейсов и запросто может использоваться с любым современным мобильным устройством с IrDA портом.
Нынешняя стадия развития IrSimple, позволяющая достичь скорости обмена данными до 16 Мбит/с, получила наименование "режим VFIR" (Very Fast Infrared), в то время как грядущая 100 Мбит/с версия носит название "режим UFIR" (Ultra-Fast IR). Как знать, возможно, что именно IrSimple со временем станет наиболее удобным интерфейсом в масштабах салона автомобиля. Тем более, что это, похоже, совсем недорого...
Из других интересных "беспроводных" событий на рынке автомобильной техники стоит отметить выпуск оригинального автомобильного радара CALIBRE от компании компания K40 Electronics на любой случай жизни.
Представьте себе, новая Bluetooth-система CALIBRE мгновенно фиксирует сигнал полицейского сканера, в каком бы диапазоне он не работал. Система состоит из двух устанавливаемых в передний и задний бамперы ресиверов. В компании K40 утверждают, что радар улавливает сигналы практически всех сканеров скорости (X, K, Ka Superwide, VG-2 Stealth Guard, VG-2 Gun), в том числе и цифровых DSP Ka. Можно порадовать отечественных автолюбителей: система CALIBRE актуальна как в Европе в целом, так и в России в частности.
Автомобильные мобильники
От событий глобальных понемногу переходим к вещам прикладного плана, например, что новенького выпущено производителями мобильников или что интересное планируется в ближайшее время. Лидером среди необычных мобильных/автомобильных новостей последних дней по праву можно назвать сообщение компании Motorola, работающей над выпуском "вежливого" телефона для водителей.
В настоящее время специалисты Motorola проводят испытания телефона, задуманного для анализа ситуации на дороге и способного в зависимости от этого "фильтровать" звонки.
Когда двигатель автомобиля выключен, все входящие принимаются без ограничений и водитель может общаться через громкую связь либо с помощью гарнитуры. Обычный дорожный трафик позволит принимать звонки только из VIP-списка, в то время как все второстепенные вызовы направляются на голосовую почту.
В случае сложной дорожной ситуации - когда происходит активное вращение руля и многократное нажатие педали тормоза, все без исключения звонки уходят на голосовую почту. Наконец, аварийная ситуация со срабатыванием подушки безопасности ведет к автоматическому набору предустановленного номера и передаче записанного сообщения о происшествии с указанием места катастрофы.
Совсем скоро появятся подробности о первых испытаниях этой Bluetooth-системы Motorola, тогда же станут известны подробности, например, можно ли болтать по телефону в пробке или обязательно нужно припарковаться к бордюру. О сроках коммерциализации системы данных также пока нет.
Пока количество телефонов, специально разработанных для применения в автомобилях, невелико, различные компании предлагают всевозможные вспомогательные устройства для использования любимых мобильников в дороге. Так, для обеспечения водителей мобильной связью в автомобилях Audi A6 и A8 образца 2006 года был выбран популярный смартфон Palm Treo 650. Почему? В Audi на этот вопрос ответили очень просто: обе компании имеют схожую демографическую ориентацию, обе являются лидерами в области дизайна, технологий и степени лояльности бренду у своих пользователей.
По предварительным данным, владельцам новых Audi A6 или A8 не потребуется приобретать дополнительных аксессуаров для обеспечения совместной работы смартфона Palm Treo 650 и встроенной в автомобиль коммуникационной системы, ибо связь между ними обеспечит Bluetooth, а управление функциями будет возможно через пульт на руле, органы управления мультимедийного интерфейса или голосовыми командами.
В 2006 Audi A3, 2006 Audi A4, седанах S4 и Avants установка подобной коммуникационной системы будет доступна в виде опции. Кроме этого, Audi представила специальную док-станцию для Treo 650, обеспечивающую подключение к внешней автомобильной антенне и подзарядку.
Автомобильная навигация как способ сэкономить время, деньги и нервы
Чего-чего, а новых систем навигации для автомобилей выпускается в последнее время просто невообразимое множество. Даже диву даёшься, как автомобиль просуществовал без GPS-приемников более ста лет и как без него обходится большинство нынешних водителей. Уж не очередной ли это массовый PR-психоз, побуждающий покупать хорошо разрекламированные, но не совсем полезные в быту вещи?
Нет, случай с навигацией действительно стоит особняком, поскольку удобства от таких систем неоспоримы. Тем не менее, в рамках этого обзорного материала, мне бы не хотелось углубляться в перечисление характеристик всех систем, выпущенных за последнюю пару месяцев. Пожалуй, будет достаточным остановиться на новых технологиях для навигации да на самых интересных новинках.
Всем известно, что de facto стандартом для навигационных систем в настоящее время является применение GPS-приемника с последующей сверкой и отображением загруженной в устройство карты. В компании Samsung Electronics, являющейся в последнее время наиболее рьяным адептом мобильного DMB-вещания, решили, что не GPS единым живы навигационные системы и в рамках выставки IFA 2005 представили концепт системы навигации TPEG для автомобилей, выполненной с использованием DMB-каналов доставки информации.
Система TPEG от Samsung интересна тем, что наряду с привычными сервисами позволяет передавать информацию о дорожной обстановке в реальном времени. Технология, по данным печати, впечатлила на выставке многих производителей автомобилей, так что не исключено появление подобного сервиса, например, в будущих автомобилях компании Volkswagen.
Еще одна необычная система была представлена совсем недавно японским оператором NTT DoCoMo и компанией Alpine Electronics на выставке PDA/Mobile Solution Fair 2005. Уникальность концептуальной разработки NTT DoCoMo заключается в применении бесконтактной технологии FeliCa, позволяющей с использованием мобильного телефона докупать карты для автомобильной навигационной системы по мере востребованности.
Суть задумки такова: диск DVD с картами и музыкой дается в нагрузку к автомобильной навигационной системе, а подключенный к ней кардридер FeliCa и телефон с помощью сервиса i-appli позволят оплатить часть лицензии в случае, если понадобилась новая карта. Повторюсь: все это пока лишь концепт, и приживется ли он где-то в мире помимо Японии - очень сомнительно. Взломают-с...
Среди новинок GPS-навигации хотелось бы упомянуть специальный GPS-крепеж для смартфонов - Car Mount, от компании Arkon, позволяющей крепко зафиксировать телефон, плюс, обладающий встроенным GPS-ресивером.
Представьте себе, уже обладая таким продвинутым смартфоном как Audiovox SMT5600, Orange SPV C500, i-mate SP3 или SP3i, для обеспечения GPS-навигации вам будет достаточно приобрести Arkon Car Mount, который обеспечит передачу данных через интерфейс Bluetooth. Вещь, необходимая в большинстве случаев исключительно при езде в авто, поскольку в обычной жизни городскому пешеходу вряд ли нужен GPS для передвижения по знакомым улицам.
Всё для автолюбителей вне дороги
Наш раздел об игрушках для взрослых, скучающих вне салона автомобиля и готовых тратиться на всякие забавные штучки, традиционно откроем серией о новых "автомобильных мобильниках". Вроде представленного недавно Siemens S65 в версии Siemens S65 R32 и выполненного в соответствии с дизайном автомобиля Volkswagen Golf R32.
Разумеется, никаких существенных изменений характеристик модели S65 не произошло, как обычно, дело коснулось только заставок, изображений с Volkswagen Golf R32 и звуков сигнала клаксона и работающего двигателя. Еще один бонус для любителей - предустановленная игра R32 Street Racing.
Не остались без своих игрушек и любители Formula 1. Правда, в этот раз наряду с ноутбуками Ferrari от компании Acer появились мобильники Ferrari от компании Sharp - Sharp GX25 Ferrari Edition.
Специальный выпуск UMTS-телефона GX25 с характерной окраской и фирменным логотипом сочетается с соответствующей подброкой меню, фотографий и заставок.
Еще одну новинку псевдоавтоиндустрии очень хотелось отнести к разделу обзора о выходках фриков - "Из жизни авто-вело-мото-инопланетян". Но игрушка оказалась настолько трогательной, что пожалуй, ей самое место именно тут.
Речь идет о радиоуправляемой модели Real Driver, оснащенной спидометром с максимумом 186 миль в час (около 300 км/ч)! Понятно, что, скорость модели реализована "в масштабе" и составляет в реальности не более 30 км/ч, однако в плане ускорения и работы тормозов производитель обещает, что стирание шин о паркет будет столь же впечатляющим, как и на бешеной скорости "у взрослых".
Подобно взрослым собратьям, Real Driver также имеет переключатель скоростей, правда, их всего 3, плюс реверсная. Защитить болид от последствий мини-ДТП должны мощные бамперы, выполненные из пористого материала. Всё это счастье с пультом ДУ доступно нынче по цене около 110 долл.
Автомобильное аудио
Честное слово, даже боязно начинать рассказ о столь широком классе автомобильной электроники, коим являются аудиоустройства. Ибо столько интересного появляется здесь буквально ежедневно и так просто не заметить что-то действительно уникальное. Так что не обижайтесь, если что-то прикольное в результате осталось за бортом, лучше пишите, какие подробности вам были бы интересны в следующем обзоре.
Самым, пожалуй, распространенным классом автомобильных аудио новинок этого лета можно назвать просто безумное количество устройств для установки плееров Apple iPod в различные типы автомобилей. Стороннему наблюдателю, не обладающему плеером iPod, такая активность может даже показаться в какой-то степени истерией. Впрочем, судя по неимоверным многомиллионным объемам продаж плееров iPod во всем мире, возможно, что истерия и есть, просто продленная в автомобильных масштабах.
Не берусь даже примерно перечислить все автомобильные устройства для iPod, да и не думаю, что в этом есть смысл. Пришлось бы составлять огромную фото-галерею с перечнем iPod-совместимых автомобильных систем, выпущенных за последние месяцы. Скорее всего, мы будем вспоминать наиболее интересные из них в наших новостях.
Думаете, на этом дело успокоится? Как бы не так: выпущенные в начале сентября новые 2 Гб и 4 Гб флэш-плееры Apple iPod nano с цветным экраном обязательно добавят этой истории значительный хвост продолжений. Вероятно, следующий выпуск также не обойдется без iPod-новинок, правда, уже под iPod nano.
В целом трудно отметить новые аудио системы для автомобилей, которые имели бы действительно революционные технологические усовершенствования по сравнению с уже представленными на рынке. Усовершенствования, чаще всего, касаются добавления типичных функций, а также изменения внешнего дизайна. Впрочем, за последние месяцы не обошлось без появления очень интересной новинки. MP3-плеер Hyundai HAM-1010 интересен тем, что выполнен в виде съемного модуля, который можно использовать вне автомобиля в автономном режиме.
Помимо этого, HAM-1010 позволяет воспроизводить CD-аудио диски и принимать передачи радиостанций в FM-диапазоне, причем есть возможность "на лету" записать звук из любого источника в MP3-плеер. Автономный ресурс модуля MP3-плеера – 12 часов, подзарядка начинается автоматически при установке в док головного устройства. Производитель готовит к выпуску версию модуля MP3-плеера с 512 Мб встроенной памяти.
Полагаю, что все интересующиеся отличным звуком в автомобиле, с удовольствием ознакомятся с нашей подборкой материалов по этой теме:
Говорит и показывает автомобиль
Оснащение автомобилей устройствами визуального контроля, слежения и развлечений стало делом достаточно привычным. Если нынче не сложно найти мобильник с телерадиоприемником и воспроизведением видео, то что уж говорить о доме на колесах, которому на роду написано быть комфортным и универсальным!
Нынешние визуальные автомобильные системы делятся на множество различных подклассов. Это могут быть и скромные портативные видео плееры, для которых в комплекте поставки предусмотрен специальный автомобильный держатель и питание от прикуривателя; это может быть мощная аудио/видео система встраиваемая куда угодно - от торпедо до багажника. Наконец, нынче в продаже можно обнаружить множество комплектующих - встраиваемых ПК и мониторов, DVD-плееров, ресиверов и акустики, с помощью которых можно собрать автомобильную AV систему на любой вкус. Классифицировать все это разнообразие очень трудно, описать - просто невозможно. Поэтому остановимся на том, что показалось мне наиболее интересным за последние месяцы.
Наиболее революционным можно пока назвать цифровое спутниковое телевидение для автомобиля. Благодаря энергично развивающемуся стандарту DMB большие и дорогостоящие специализированные спутниковые антенны больше не нужны. Так, южнокорейская Hyundai Digital Technology представила автомобильный S-DMB-ресивер HDMB-1000, позволяющий смотреть MPGE-4 AVC (H.264) передачи и слушать музыку высокого качества (NTSC, MPGE-2 AAC + SBR) в автомобиле на любой скорости передвижения при минимальных затратах.
Система HDMB-1000, запросто устанавливаемая в бардачок или под переднее сиденье, также работает в качестве обычного MP3 плеера, для чего предусмотрен слот расширения под карты Secure Digital. Ресивер имеет два разъема для подключения антенн и порт RS-232C для обновления прошивки.
Оригинальным способом обеспечения заднего обзора можно назвать ЖК-дисплей от компании GT Electronics. Оригинальная TFT новинка NRM-5100 с диагональю 5 дюймов и разрешением 320 x 234 пикселей позволяет не только вывести информацию от GPS-системы, но также посмотреть фильм, а в сочетании с цифровой камерой - обеспечить просмотр заднего вида, при необходимости - управляя с пульта ДУ.
Возможно, это самое практичное применение ЖК-панелей, какое только можно придумать в автомобиле. Кстати, кое-что подобное, но уже доступное на российском рынке, подробно рассмотрено в нашей статье
Автомобильные камеры заднего вида от Prology: AVC-1, AVC-2 и RVC.
В последнее время достаточно часто выпускаются автомобильные ЖК-панели с уже интегрированными тюнерами различных каналов вещания. Один из наглядных примеров этой тенденции - цветной ЖК-дисплей dvb-t02 от Dynatek Innovations, оснащенный встроенным тюнером CATV и крепящийся к крыше салона автомобиля. Что интересно, опционально в комплектации дисплея доступен вариант с поддержкой стандарта SECAM, а в выборе экранного меню есть русский язык.
Несколько видеовходов позволяют организовать коммутируемый вывод на дисплей из нескольких источников – например, с DVD-плеера и устанавливаемой в районе заднего бампера камеры.
Из универсальных DVD проигрывателей можно отметить интересные модели Sony MV-700HR и MV-650STR, которые можно использовать в машине, дома, на природе. Особенностью модели MV-700HR является конструкция, в которой совмещен 7-дюймовый дисплей и плеер. Специальное крепление позволяет устанавливать устройство на уровне подголовника, не прибегая к каким-то сложным монтажным операциям.
Модель Sony MV-650STR также позиционируется для использования в автомобиле, но в несколько ином форм-факторе. Новинка устанавливается на подголовники или второй бардачок между передними сиденьями. Диагональ экрана этой модели составляет 6,5 дюйма, а проигрыватель поддерживает диски DVD±R/RW, CD-R/RW, форматы MP3, WMA и DVD Video.
Из жизни авто-вело-мото-инопланетян (удивительное - рядом)
Не уверен, что такое название раздела о всевозможных курьезных случаях, необычных происшествиях и поучительных историях приживется в будущем. Больно разнокалиберный материал просится в этот раздел. Сами посудите, куда ещё отнести страшные австралийские суеверия о взрывающихся от мобильника бензоколонках или SMS стоимостью 7000 долл.? Возможно, со временем название раздела изменится, хотя, не уверен, что курьезов со временем станет меньше. Только не в нашем сумасшедшем мире...
Так вот, про SMS ценой до $ 7000. Именно во столько, согласно сообщению The Newspaper, может обойтись пересылка SMS в Англии по новым дорожным правилам, если полиция застукает вас за набором текстового сообщения на мобильнике во время движения.
Печатать - это вам не болтать, некоторые в процессе набора SMS даже высовывают язык (сам видел не раз), что уж там говорить о внимании на дорогу. Поговаривают, что отныне полиция будет останавливать каждого, кто опускает взгляд ниже рулевой колонки. Штраф в размере от 30 до 1000 фунтов стерлингов (что-то вроде 1815 долл.) неминуем, плюс, также будет увеличена страховка, если водитель будет оформлен как нарушитель пункта правил "вождение без должного внимания". Прибавьте к максимальному штрафу максимальный размер страховки - 2500 фунтов стерлингов (4725 долл.) и проникнитесь уважением к строгости к нарушителям правил дорожного движения в Британии. Хотя, может быть, это только к лучшему...
От пугалок переходим к вещицам, достойным лишь уважения к их изобретателям. Вот такой элемент дизайна - TireTagz, был придуман недавно двумя любителями моддинга автомобилей.
TireTagz встраивается в колеса автомобиля и во время езды отображает рисунки, слова и даже анимацию. Устройство надежно фиксируется в центре колеса, а на клещи тормозной ленты прикрепляется небольшая полоска-отражатель. Устройство начинает свою работу при достижении скорости 16 км/час, каждый раз при прохождении через полоску-отражатель начинают мигать 15 светодиодов. По умолчанию в TireTagz встроено 16 изображений, среди которых китайские иероглифы и черепа, но благодаря поддержке USB устройство запросто перепрограммировать. Интересно, что мигание на колесах предусмотрено только во время движения, благодаря чему такой автомобиль не привлекает внимание, когда стоит на месте.
И в завершение нашего сегодняшнего обзора - ещё одно напоминание о выше упомянутых любителях плеера iPod. Если вы не согласились с моим определением этого явления как массовой истерии, то смотрите сюда: перед вами - motoPod, который... заводится от касания iPod!
Жуть, но настоящая правда. Любитель моддинга Майкл Ценг (Michael Tseng) собрал скутер Mopah с зажиганием, срабатывающим только при правильном серийном номере установленного в док плеера iPod. Стоит ли упоминать о том, что в скутер также встроена стереосистема. Не поверите, но изобретатель планирует запатентовать это чудо. В нашем сумасшедшем мире совсем не удивлюсь, если это ему удастся.
Вот и все, что хотелось рассказать в очередном выпуске обзора новинок автомобильной электроники. Пишите ваши рекомендации, мы с удовольствием учтем ваши пожелания в следующих выпусках обзоров!
Все вопросы, замечания и пожелания можно и нужно задавать в
конференции
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.