Прошло почти два месяца с момента публикации нашего первого обзорного материала по тематике автомобильной электроники -
Автомобильная электроника: все самое интересное за последнее время, и сегодня можно сказать с уверенностью, что открытие раздела "Цифровой автомобиль" на сайте 3DNews.ru оказалось как никогда своевременным. Огромное количество откликов с отзывами о содержательности наших публикаций и многочисленными пожеланиями на будущее говорит о повышенном интересе наших читателей к темам на стыке гигантских индустрий нашего времени - автомобильной и полупроводниковой.
Сегодня в нашем обзоре событий прошедшего лета пойдет речь о наиболее интересных и значимых событиях отрасли с условным названием "цифровой автомобиль". Впервые вашему вниманию будут представлены разделы с наиболее часто встречающимися в практике автолюбителей электронными устройствами для отображения аудио/видео информации и всем, что с этим связано.
Умный автомобиль
За лето и за обозримое начало осени произошло множество любопытных событий в автомобильной индустрии, касающихся глобальных стратегических изменений в электронной оснастке автомобиля. Самое интересное, на мой взгляд, заключается в том, что производители автомобилей с упоением продолжают искать концепцию интегрированной компьютерной системы, которая станет наиболее рациональной, удобной в пользовании, безопасной и, как следствие, популярной у покупателей - на зависть конкурентам и в пример для подражания. Зачастую дело по-прежнему ограничивается частичными изменениями электронной "начинки" автомобиля, но все чаще и чаще речь идет о платформах, на базе которых в дальнейшем возможно появление совершенно уникальных цифровых автомобилей.
Чего стоит одно только заявление компании General Motors о том, что к 2008 году на улицы будет выпущен автомобиль серии Opel Vectra с автопилотом! Все вспомнили анекдот про слепого лётчика? Так вот, заявление General Motors - отнюдь не шутка: представьте себе, что встроенная в авто электронная система Traffic Assist сможет самостоятельно управлять автомобилем на скорости до 60 км/ч! Это не какая-то автоматизированная система парковки, так, глядишь, дело дойдет до отмены экзаменов на сдачу прав в ГИБДД и появление слепых за рулем. Хотя, судя по количеству аварий в мире, плохо видящих за рулем автомобиля и сейчас предостаточно.
Однако, шутки в сторону: для обеспечения автоматической навигации в системе Traffic Assist будут применены лазеры и видео камеры, контролируемые мощным бортовым компьютером. Автомобиль сможет распознавать повороты, препятствия и дорожные знаки.
Заявление о выпуске автомобилей с автопилотом звучит сейчас фантастически, равно как и цена системы Traffic Assist, которая составит примерно половину от стоимости нового Opel Vectra. Не думаю, что производителю таких машин удастся так просто получить разрешение на эксплуатацию автопилотов в любой стране с более-менее плотным дорожным трафиком. Однако на нашем веку были и более крутые потрясения. Кто знает, не станет ли требование о наличии такой автоматической системы
обязательным требованием для автомобилей через какой-то десяток лет...
Впрочем, первые серьезные шаги по "интеллектуализации" автомобиля в General Motors сделаны уже сейчас. Совсем недавно компания объявила, что отныне все автомобили ее производства будут автоматически производить самодиагностику.
Все новые машины компании имеют систему коммуникации OnStar, которая работает через спутник. С ее помощью автомобили могут проходить плановые ежемесячные тесты, а также в любое время выполнять диагностику по требованию водителя.
После завершения тестирования автомобиль будет отсылать своему владельцу сообщение на указанный электронный адрес. В нем будет содержаться информация о состоянии двигателя, коробки передач, противоугонной системы, подушках безопасности и т.д. В своих письмах автомобиль также будет напоминать о необходимости смены масла, регулярном техосмотре.
Между прочим, будущее автомобилей, по мнению специалистов, не только за умной электронной начинкой, но также за усовершенствованием современных сервисных систем обслуживания и диагностики. Более того, судя по последним сообщениям компании IBM, в будущем системы диагностики станут... профилактическими.
Дело в том, что разработанная в IBM поисковая система Unstructured Information Management Architecture (UIMA) со временем сможет помочь автопроизводителям снизить расходы на гарантийное обслуживание автомобилей за счет превентивного обнаружения недовольных. Программный продукт, который будет распространяться среди автопроизводителей под названием "IBM Quality Insight for Automotive", позволит компаниям осуществлять поиск по множеству страниц в Сети и постоянно получать информацию от потребителей о недостатках и проблемах, которые у них возникают с автомобилями. Соответственно, это поможет компаниям быстрее обнаруживать проблемы и исправлять их, экономя при этом деньги на гарантийном обслуживании.
Стоит особенно отметить, что помимо официальных сайтов с откликами, новый программный продукт сможет аккумулировать информацию с многочисленных блогов и форумов по автомобильной тематике. Может статься, что и ваш вопль о помощи в нашем форуме так или иначе будет услышан "наверху" незамедлительно. Так что не стесняйтесь, если что...
Современной электроникой вооружаются не только автолюбители. Да будет вам известно, что автоматический автомобильный комплекс Toughbook-Arbitrator, представленный в начале сентября компанией Panasonic, предназначен для мониторинга ситуации на дороге и вряд ли позволит безнаказанно "расслабиться" водителю, появись он в поле зрения этой системы. По крайней мере, в США, где по слухам, такие системы начнут эксплуатироваться в ближайшее время.
Дело в том, что комплексная автомобильная система мониторинга Toughbook-Arbitrator состоит из цифрового магнитофона, пишущего видео в формате MPEG4 с разрешением QVGA @ 30 fps, специальной широкоугольной цифровой видеокамеры с 22x оптическим зумом и автофокусом, работающем в обычном и ИК режимах съемки, а также ноутбука в защищенном корпусе.
Запись видео производится на уникальные защищенные флэш-накопители P2 емкостью 4 Гб каждый на базе технологии Secure Digital. Все элементы системы имеют повышенный ресурс и устойчивость к перепаду температур, вибрациям и ударам. Словом, этакий передвижной пост ГИБДД в автоматической ипостаси.
Из последних "светских" новостей автомобильной индустрии стоит отметить недавно объявленные планы компании Motorola о возможной продаже бизнеса по выпуску компонентов телематики.
Как рассказал The Wall Street Journal, компания Motorola уже заручилась поддержкой консалтингового агентства J.P. Morgan Chase & Co. на предмет продажи подразделения по производству компонентов для автомобильной промышленности. До сих пор трудно угадать имя возможного покупателя, хотя в таком ценном приобретении заинтересовано множество частных компаний, несмотря на огромную цену предполагаемой сделки, что-то вроде 1 - 2 млрд. долл.
Трудно понять, с чем связано решение о продаже прибыльного бизнеса Motorola, тем более, что по итогам прошлого года подразделение принесло компании порядка 1,68 млрд. долл. продаж, то есть, 5% всех годовых доходов. Не исключено, что Motorola планирует остаться производителем исключительно устройств для мобильной связи.
Пока суть да дело, производители электронных компонентов успели за последние месяцы представить множество интересных чипов и платформ, нацеленных на рост производительности встраиваемых компьютерных систем. Встраиваемых, в том числе, и в автомобили. Так, на прошедшем в конце августа Форуме Intel для разработчиков компания Intel представила наследника семейства встраиваемых чипов Bulverde (XScale PXA27x), новый мобильный процессор под кодовым названием Monahan.
Представленный на Форуме образец ядра Monahan работал с тактовой частотой 1,24 ГГц и был способен декодировать и воспроизводить HD-видео с разрешением 640 x 480. Ядро Monahan будет обладать на 25% большей производительностью, чем Bulverde и при этом потреблять меньше энергии. Одновременно с Monahan будет выпущен графический сопроцессор Stanwood - наследник спутника Bulverde, чипа Marathon. Не исключено, что именно эта связка станет основой множества автомобильных аудио/видео/навигационных систем образца 2006-2007 года.
Безопасность на дорогах
Огромное количество новостей последних месяцев так или иначе связано с безопасностью водителей, пешеходов. Немалое количество сообщений по традиции связывается с надежностью и безопасностью функционирования автомобильных компьютеров. Представьте себе, что угроза заражения вирусами, доселе типичная лишь для ПК и совсем недавно перекинувшаяся на мобильные телефоны, в ближайшее время может добраться и до автомобилей.
Ничего удивительного в этом нет, поскольку растущее количество возможностей по беспроводному соединению автомобилей так или иначе должно было привести к такой тенденции. С одной стороны производители автомобилей всячески приспосабливают авто для обмена информацией с MP3 плеерами и мобильными телефонами, с другой стороны делают автомобили более уязвимыми для вирусов, которые можно передать по Bluetooth. Худшее что может произойти в такой ситуации – отказ системы управления двигателем и выхлопными газами, системы навигации и развлекательных систем, что потребует поездки в автосервис или перезагрузки системы.
По словам специалистов Symantec, скорее всего в случае заражения автоэлектроники вирусами возможность управлять зараженной машиной все же останется, хотя, все зависит от конкретного случая. На сегодняшний день жалоб о заражении автомобилей еще не поступало, но и это не показатель, поскольку в свое время, например, телефоны тоже считались не подверженными такой напасти. Исследования подтверждают, что заразить авто непросто, но автопроизводители относятся к этому риску очень серьезно. Представители BMW уже заявляют, что теоретически не исключает возможности заражения автомобилей. Так или иначе, все сходятся в одном: пока не будет массового заражения, интереса к антивирусным технологиям для автомобилей не возникнет.
Впрочем, все это - теория, а на практике необходимо бороться с уже известными угрозами. Вроде невнимательности водителя, что приводит к множеству аварий. Отличных успехов в этом направлении добилась компания Toyota, которая объявила об успешной разработке расширенной системы предотвращения ДТП - Pre-crash Safety System, предназначенной для заблаговременного предупреждения водителя о возможности столкновения.
По сравнению с первой реализацией этой системы двухгодичной давности, в новой версии добавлена функция слежения за положением головы водителя. Если система решает, что опасность столкновения велика, а водитель не следит за дорогой, то предупреждает его об этом световыми и звуковыми сигналами, а если столкновение становится практически неизбежным, то, при отсутствии адекватных действий водителя, автоматически включаются тормоза и натягиваются ремни безопасности.
Как и в прежних реализациях, для обнаружения приближающихся объектов используется радар, работающий в диапазоне миллиметровых радиоволн, и видеоинформация, получаемая со встроенной камеры. Премьера новой системы состоится в Японии весной 2006 года, новая версия Pre-crash Safety System будет устанавливаться на некоторые модели автомобилей Lexus.
Ещё один способ предупредить невнимательного водителя о возможности столкновения - как следует толкнуть его самого. Что-то подобное разработали ученые Оксфордского университета совместно с одним из неназванных японских производителей автомобилей.
Принцип работы новой системы безопасности схож с виброзвонком мобильного телефона. С помощью специальных вибраторов, встроенных в сиденье, ремень безопасности, руль и педали, водитель получит сигнал об опасности до реакции на нее бортового компьютера. Что-то вроде жены на пассажирском сиденье, которая в нужный и ненужный момент толкает водителя со словами "Осторожно, сейчас разобьемся!" Предполагается, что первые автомобили с вибросистемой раннего предупреждения появятся на рынке ближе к 2015 году.
Более радикальное и значительно менее дорогое средство против усталости водителя имеется на рынке уже сейчас. Новинка под названием Drive Alert Master по цене всего $ 30 поможет решить серьезную проблему засыпания за рулем из-за усталости и монотонности дороги.
Крохотное устройство вроде наушника, прикрепленное к уху водителя, подастся резкий звуковой сигнал в случае засыпания и "клевания носом". Устройство отслеживает "неправильный" наклон головы и верещит по этому поводу что есть мочи, гарантируя пробуждение практически при любой степени усталости. Главное, не забыть Drive Alert Master дома.
Столь же полезной штуковиной в дороге может оказаться новая разработка компании Motorola. Оригинальный мобильник Motorola будет использовать программное обеспечение, которое позволит определить, припаркована ли машина или несется на большой скорости. В зависимости от этого телефон будет вести себя по-разному. Если машина стоит, телефон будет принимать все звонки и переводить их в режим спикерфона. Если же она несется по скоростной дороге, телефон будет отвечать только на звонки, поступающие от важных абонентов (их список можно заранее определить). Все остальные звонки будут передаваться на голосовую почту.
В случае если телефон будет определять, что машина часто тормозит, а водитель – постоянно выкручивает руль, он переведет все звонки на голосовую почту. Наконец, если мобильник поймет, что в машине открылись подушки безопасности, он сам позвонит в службу спасения и сообщит о месте происшествия несчастного случая.
Пока вводятся отдельные меры по обеспечению безопасности автолюбителей, в странах Евросоюза намечается запуск общей системы eCall, которая в ручном или автоматическом режиме сможет оповещать спасательные службы об аварийной ситуации.
Предполагается, что к 2009 году все новые автомобили в Евросоюзе будут оснащаться мобильными модулями eCall, при необходимости способными позвонить по номеру 112 (общеевропейская служба спасения) и передать информацию о месте происшествия.
Европейские автопроизводители поддерживают запуск этой системы в полной мере, а сложности ее развертывания заключаются в необходимости создания соответствующей стационарной инфраструктуры, включая отработку некоторых организационных моментов, на что правительства стран EU реагируют пока довольно вяло.
Глобальность таких проектов не мешает появлению менее масштабных, но более действенных мер контроля за зарвавшимся водителем. Например, если этот водитель - ваш ребёнок, уже набравший годков для получения прав, но которого совсем не лишне было бы время от времени контролировать.
Не вопрос: система SkyGuard от американской компании SkyTel с помощью технологии GPS ценой всего 350 долл. позволяет определить направление движения машины, скорость и ее местоположение. Зафиксированные данные каждые 10 минут передаются на сайт SkyGuard, что позволяет родителям указать умному прибору, в какие места машина не должна ехать, а также в какое время она должна быть припаркована возле школы.
Если SkyGuard зафиксирует какое-либо из запрещенных действий, родители будут уведомлены об этом посредством SMS или по электронной почте. В случае непослушания родители могут просто заблокировать двери автомобиля или же стартер.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.