Сегодня 22 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

«Беззеркалка» Fujifilm X-M1 — не такая, как все

⇣ Содержание

#Дисплей и интерфейс

В камере установлена 3-дюймовая ЖК-матрица с разрешением 920 тыс. точек — такое нынче очень популярно среди производителей камер. Конечно, это не 1 230 тыс. точек, как у гораздо более дорогой X-Pro1, но все же вдвое больше, чем у X-E1. К тому же дисплей у X-M1 наклонный, чем остальные системные камеры Fuji похвастаться не могут. Степеней свободы две, но, в отличие от большинства камер с наклонной конструкцией, у X-M1 угол раскрытия дисплея вниз довольно большой — 90 градусов, а вверх — стандартные 85. Цветопередача у дисплея весьма неплохая, углы обзора огромные, запас яркости велик, но и с половинным уровнем яркости экран легко читается даже при падении прямых солнечных лучей. В общем, дисплей хорош, придраться не к чему.

Меню у камер Fujifilm всегда было исключительно самостийным. Такое впечатление, что разработчикам под страхом смертной казни не дают ознакомиться с интерфейсом конкурентов, чтоб не скопировали, не дай бог. В общем, это своя, отдельная вселенная, поэтому пользователю, который впервые сталкивается с камерами Fujifilm, потребуется сколько-то времени на адаптацию. Однако меню нельзя назвать неудобным — скорее оно просто непривычное. Фактически серьёзный недостаток у него один: как и у большинства конкурентов, меню разбито на две части — основное и быстрое, но, к сожалению, быстрое меню не накладывается на изображение, а полностью его замещает, поэтому отследить в реальном времени влияние настроек на изображение не получится. Чуть менее значимый недостаток — это подтормаживание анимации, которой в меню сравнительно много. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

«Беззеркалки» Sony нас уже приучили к тому, что продвинутые фотокамеры с большим сенсором и сменной оптикой попросту обязаны уметь создавать автоматические панорамы с высоким разрешением и снимать серии с огромной скоростью. Однако скорость серийной съёмки у X-M1 невысока — всего 5,6 кадров/с, что обеспечивают даже сравнительно недорогие зеркалки Pentax. Возможность автоматического создания панорам вовсе не предусмотрена, хотя в некоторых компактах компании данная функция имеется. Нет и режима создания HDR-снимков. Фактически единственная популярная фишка — это мультиэкспозиция. Однако и тут всё довольно просто: можно лишь склеить два кадра.

Но камере всё же есть чем похвастаться. В Fujifilm без оглядки на остальных производителей проектируют не только меню, но и матрицы, которые нередко отличаются от привычных сенсоров размером (уникальные типоразмеры Fujifilm особенно часто использует при создании компактов), а также структурой пикселей. Нередко благодаря этим особенностям камеры Fujifilm существенно обходят конкурентов. В X-M1 без особенностей также не обошлось. В основе сенсора лежит архитектура X-Trans CMOS, в которой используется оригинальный цветной фильтр Fujifilm, а оптический фильтр низких частот (который используется для минимизации муара, однако его применение понижает разрешающую способность) отсутствует. В общем, в X-M1 установлен тот же сенсор, что и в гораздо более дорогом X-Pro1, что не может не радовать.

Ещё одна важная и популярная нынче особенность — это наличие модуля Wi-Fi. Однако используется он лишь для загрузки отснятого материала на смартфон/планшет или же ПК. Передача на мобильные устройства организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатный софт FUJIFILM Camera Application, подсоединить смартфон к камере и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможность масштабирования, но без сохранения в памяти мобильного гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона и записывать их в метатеги снимка. Собственно, других функций у Wi-Fi-модуля нет: даже отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона. Напомним, некоторые конкуренты способны не только отправлять снимки в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и прикладывать их к электронным письмам. Кроме того, большинство беззеркальных камер с Wi-Fi на борту позволяют организовать удалённое управление при помощи смартфона или планшета, тогда как у X-M1 такой функции нет.

X-M1 в отличие от того же X-Pro1, который ориентирован на опытных фотографов, разрабатывался с прицелом на начинающих, поэтому тут предусмотрены не только сюжетные программы, но и автоматическое распознавание 58 типов сцен. В общем, если вы хотели кнопку «Шедевр», то достаточно просто перевести селектор режимов в положение SR+, и автоматика всё сделает самостоятельно. Также в камере предусмотрен режим выбора сюжетных программ, которых у старших моделей попросту нет.

Нельзя не отметить и фирменную фишку камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работает все это удовольствие не всегда. Например, DR200% включается при ISO 400 и выше, а DR400% срабатывает начиная с ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции расширения динамического диапазона.

DR100%

DR200%

DR400%

#Съёмка и впечатления от работы

При ознакомлении с характеристиками камеры на сайте компании трудно не заметить вынесенный отдельно пункт Start-up time. Если бы скорость включения составляла, допустим, пятую часть секунды, то такой акцент ещё можно было бы понять, но полсекунды — это средний по современным меркам показатель, ведь многие камеры тут укладываются вовсе в треть секунды. Однако рядом со значением 0,5 секунды стоит еще и пометка-звездочка, что подразумевает определённые оговорки. На самом же деле камера способна не включаться полностью, а засыпать — и вот из режима сна она выходит за 0,5 секунды, что и было подтверждено на практике. Что же при полной подготовке к работе? Первый замер показал удручающий результат — 1,83 секунды. Однако если отключить чистку сенсора, то скорость включения увеличивается — камера готова работать уже через 1,25 секунды, что близко к одной секунде, заявленной производителем. В общем, X-M1 в любом случае проигрывает большинству «беззеркалок» за редким исключением. И пусть проигрыш не глобален, но всё же досадно.

Заявленная скорость серийной съёмки далеко не самая высокая в классе — 5,6 кадров/с, тогда как «нексы» отстреливают по 10 кадров в секунду, а топовые «пены» — по 9. Однако у Fujifilm X-M1 есть козырной туз в рукаве — это длительность серии. В формате RAW камера способна отснять на максимальной скорости 10 кадров, а в JPEG — впечатляющие 30 кадров. Серьёзную конкуренцию тут могут составить лишь камеры Nikon 1, оборудованные значительно меньшим сенсором с меньшим разрешением, а также громадным буфером.

Скорость и длительность серийной съемки замерялась в трех режимах — съемка в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из доступных карт памяти (SDHC Class 10), фокусировка переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Тестирование полностью подтвердило заявленные характеристики. Примечательно, что в режиме съёмки RAW+JPEG длительность съёмки серии с максимально возможной скоростью составила те же 10 кадров, что и при съемке только в RAW.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле камера смогла навестись на объект съёмки за 0,38 секунды, а в телеположении на ту же процедуру было затрачено 0,47 секунды. В общем, результаты средненькие, до лидеров довольно далеко. Разумеется, при использовании объектива с фиксированным фокусным расстоянием, коих в линейке Fujinon большинство, камера будет шустрее.

Доступно четыре режима автофокуса: мульти, по кадру (ручной выбор одной из 49 зон), обычный режим слежения, а также режим ведения объекта. Начнём с последнего. Он не работает, вот прямо совсем не работает, причём даже в идеализированных условиях. В некоторых ситуациях не слишком хорошо себя показал мультизонный режим, который при освещённости ниже 10 люкс без использования встроенного светодиода подсветки только через раз смог навестись на тестовый шаблон, используемый при оценке уровня шумов. А ведь большинство зеркалок и «беззеркалок», особенно с интегрированными фазовыми датчиками, с этой задачей справляются без проблем. При освещённости 20 люкс (подобный уровень освещённости можно наблюдать в полдень... в море, на глубине 50 метров) и выше камера без проблем фокусируется в мультизонном режиме даже в весьма сложных условиях. И уж если автоматика не справилась, то всегда можно воспользоваться ручным режимом выбора зоны. Ручная фокусировка требуется только в особенных случаях, где необходимо достижение определённого эффекта. Помощь при ручной фокусировке вполне стандартная — доступны шкала дистанций и режим подсветки граней резкости. Шкала проградуирована довольно подробно (0,1 м, 0,5 м, 1 м, 1,5 м, 2,0 м, 3 м, 5 м, 10 м и бесконечность). Но не это главное, ведь шкала дополнена индикатором глубины резкости, что чрезвычайно удобно и позволяет обойтись без калькулятора ГРИП на смартфоне. Немного расстраивает то, что такой полезный индикатор недоступен при автоматической фокусировке. Режим «пикинга» позволяет выбрать один из двух уровней активности, а вот возможности выбора цвета подсветки нет — приходится обходиться белым, который не особо удобен при съёмке светлых объектов. Отдельно стоит отметить режим определения лиц. Он есть, и уж он-то работает, причём весьма точно и быстро, но каких-либо дополнительных функций вроде определения улыбки, звукового подтверждения захвата (что удобно при съёмке автопортрета) или же создания списка избранных лиц не предусмотрено.

Режимы экспозамера стандартные: точечный, средневзвешенный и мультизонный. Предусмотрены два диска управления, что чрезвычайно удобно не только в полностью ручном режиме, но и в режимах приоритета выдержки или диафрагмы. К сожалению, верхний диск управления обладает довольно мягким ходом, поэтому его можно случайно сдвинуть на одну-две позиции. В этом не было бы ничего страшного, если бы на диске управления была нанесена градуировка, но её нет, а шкала экспосдвига на экране довольно невыразительная. В результате подобную случайную коррекцию можно не заметить, особенно в солнечный день, когда оценивать корректность установки экспозиции по экрану довольно сложно. К слову, диапазон регулировок довольно скромный — от -2 до +2 ступеней, тогда как большинство «беззеркалок» позволяют вводить коррекцию до 3 ступеней, а некоторые — до 5, что, впрочем, требуется крайне редко. Режим автоматического брекетинга также не балует богатством настроек: съёмка доступна только с вилкой на 1/3, 2/3 или 1 ступень. Впрочем, это всё не так важно, ведь при естественном освещении экспозамер практически безупречен: автоматика прекрасно выполняет свои задачи даже в очень сложных случаях, например когда в кадре имеются зоны с большой разностью яркостей. Примечательно, что X-M1 неплохо справляется и с искусственным освещением, и ещё более удивительно то, что при освещении лампами накаливания, как и в случае естественного освещения, автоматика радует практически безупречной работой, тогда как большинству камер такой свет даётся намного сложнее. В лабораторных условиях ошибка экспозамера не превышала -0,21 ступени при флуоресцентном освещении и -0,03 ступени при освещении лампами накаливания. Последний результат очень и очень впечатляет.

Отдельно стоит коснуться возможности выбора уровня чувствительности. Предусмотрено два диапазона — обычный (ISO 200 — ISO 6400) и расширенный (ISO 100 — ISO 25600), но последний недоступен при съёмке в формате RAW. Особый интерес вызывают настройки автоматического режима выбора уровня чувствительности. В отличие от большинства беззеркалок конкурентов, X-M1 позволяет выбрать не только границы чувствительности (как верхнюю, так и нижнюю), но и максимальную выдержку в диапазоне от 1/4 до 1/125 секунды (по умолчанию 1/60) с шагом в треть ступени.

Пресетов баланса белого немного: солнечно, единый пресет тень/облака, лампа накаливания, а также три варианта флуоресцентных ламп. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы. К сожалению, ячейка для хранения ручных настроек всего лишь одна, тогда как сейчас многие продвинутые камеры имеют по 2-4 ячейки, что удобно при частой смене типа освещения. Также предусмотрена тонкая настройка, причём не только пресетов, но и автоматического режима. В целом автоматика чаще всего весьма неплохо справляется самостоятельно, без необходимости внесения корректировок, причём как при естественном освещении, так и при освещении лампами дневного света с цветовой температурой 4100 K и выше. Более тёплые флуоресцентные лампы, а также лампы накаливания уже требуют использования либо ручной настройки, либо соответствующего пресета.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5 500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5 500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
AirPods научатся измерять пульс, температуру и «множество физиологических показателей» 48 мин.
Саудовская Аравия привлечёт роботов для строительства футуристического мегаполиса в пустыне 2 ч.
Облако Vultr привлекло на развитие $333 млн при оценке $3,5 млрд 6 ч.
Разработчик керамических накопителей Cerabyte получил поддержку от Европейского совета по инновациям 6 ч.
Вышел первый настольный компьютер Copilot+PC — Asus NUC 14 Pro AI на чипе Intel Core Ultra 9 8 ч.
Foxconn немного охладела к покупке Nissan, но вернётся к этой теме, если слияние с Honda не состоится 13 ч.
В следующем году выйдет умная колонка Apple HomePod с 7-дюймовым дисплеем и поддержкой ИИ 13 ч.
Продажи AirPods превысили выручку Nintendo, они могут стать третьим по прибыльности продуктом Apple 14 ч.
Прорывы в науке, сделанные ИИ в 2024 году: археологические находки, разговоры с кашалотами и сворачивание белков 21 ч.
Arm будет добиваться повторного разбирательства нарушений лицензий компанией Qualcomm 21-12 18:37