⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор 4K-монитора ASUS PQ321QE: суперфлагман
⇡#Методика тестированияТестирование мониторов в лаборатории 3DNews проводится с помощью колориметра Spyder4. Для большинства измерений используется ПО Spyder4Elite для ОС Windows (версия на момент данного тестирования — 4.5.4). В настоящий момент для измерения в тестовой лаборатории 3DNews доступны следующие параметры изображения:
Примечание: внимательный читатель наверняка заметит, что показатели максимальной яркости в процессе различных измерений немного различаются. Разумеется, ничего критичного в этом нет: разброс значений — это естественное явление, поскольку даже если провести два последовательных измерения одного и того же параметра с сохранением всех остальных условий, его значения будут, как правило, немного отличаться друг от друга. Зная это свойство измерительных приборов, испытатели обычно приводят все результаты вместе с погрешностью, однако в нашем случае такой возможности нет: калибратор Spyder4Elite выдает лишь среднее значение. ⇡#Результаты тестированияИнженеры оснастили монитор всего тремя профильными режимами обработки изображения: «Стандартно», «Цветность» и sRGB. Согласны, звучит не так гладко, как хотелось бы, но мы приводим названия так, как они выводятся в меню. Эти предустановки с параметрами по умолчанию мы и изучим в первую очередь. По итогам измерений ширины яркостного диапазона наш сегодняшний гость продемонстрировал просто великолепные результаты. Максимальный уровень точки белого составил целых 413,9 кд/м2. Отлично! Наш опыт подсказывает, что лучше — 416 кд/м2 — выступила лишь профессиональная модель NEC PA241W. Если не считать пиковой величины контрастности, равной 3900:1, в самом начале диапазона, то максимальное значение — 730:1 — достигается при 75% от наивысшей светимости. Стоит отметить, что этот уровень лишь немногим меньше заявленного значения 800:1. Кроме того, такой результат можно назвать отличным, ведь он выше показателей любых IPS-мониторов, побывавших у нас на тестировании. По итогам анализа результатов измеренных значений яркости выяснилось, что лучшим в это категории измерений стал режим «Стандартно» Его показатель уровня белого составил рекордные 416,9 кд/м2. Великолепно! Профессиональный NEC PA241W отныне лишь на втором месте. Вслед за пресетом «Стандартно» — буквально ноздря в ноздрю — следует предустановка sRGB, результат которой составил 416 кд/м2. Превосходный показатель. Кстати, обычно режим с таким названием не может похвастаться выдающимися достижениями в этой категории. И замыкает тройку пресет «Цветность». Его уровень светимости — 414,8 кд/м2, что также с уверенностью можно считать замечательным результатом. В категории измеренной контрастности все режимы выступили одинаково, причем одинаково великолепно. Поскольку показатели яркости всех пресетов весьма близки, а уровень черного не менялся во время проведения измерений, то усредненное соотношение светимости белого и черного всех предустановок оказалось равным 780:1. Стоит отметить, что это не только отличный показатель в абсолютном значении, особенно в сравнении с показателями IPS-мониторов, но и — впервые за долгое время — результат, очень близкий к заявленному уровню. Что касается цветовой температуры, то и здесь нас ждал весьма неожиданный результат. Абсолютно все режимы продемонстрировали одинаковое значение точки белого — 7200 К. Стоит отметить, что такие показатели можно назвать удовлетворительными по сравнению с эталонным значением цветовой температуры — 6500 К. По всей видимости, это смещение можно будет исправить при помощи калибровки. В ходе исследований выяснилось, что разработчики предусмотрели огромное количество предустановок цветовой температуры. Так, пользователь может выбрать готовое значение точки белого от 3000 до 10000 К, отрегулировать цветовую температуру путем поканальной регулировки контраста и смещения базовых цветов, а также отключить всю цветовую обработку сигнала, демонстрируя картинку «как есть». Мы не стали исследовать все возможные варианты, а лишь измерили показатели пресетов «Установка» со значением 6500 К, «Пользователь» и «Прямой». Итак, как и в случае с предустановками изображения, показатели пресетов цветовой температуры оказались весьма близкими. Тем не менее лидером в категории измеренной яркости стала предустановка «Прямой». Ее уровень яркости составил 415,9 кд/м2. Далее следует пресет «Установка» — 414,4 кд/м2. И замыкает список предустановка «Пользователь». Ее измеренная яркость составила 414 кд/м2. Уровень черного снизился только во время измерений параметров пресета «Пользователь», и именно это определило его лидерство в категории измеренного контраста. Результат — 760:1. Отлично! Две другие предустановки разделили следующую строчку в списке, поскольку их соотношение уровней белого и черного составило 730:1, что также можно считать хорошим показателем, который совсем немного отстал от паспортных 800:1. В категории цветовой температуры примерно такая же ситуация, однако места здесь распределились иным образом. Пресеты «Установка» и «Пользователь» выступили одинаково — с результатом 7400 К, а предустановка «Прямой» продемонстрировала температуру порядка 7500 К. Все эти результаты довольно далеки от эталонных 6500 К. Честно говоря, все предыдущие измерения наводили на мысль, что предустановленные режимы ничем не отличаются друг от друга. Однако это не так — именно на этапе измерения гамма-кривой основные различия между предустановками и проявляются наиболее наглядно. Лучше всех выступил режим sRGB — его график практически совпал с референсной кривой. Чуть хуже проявил себя пресет «Стандартно», на третьем месте оказалась предустановка «Цветность». Что касается стабильности цветовой температуры, то здесь, напротив, хорошо показал себя режим «Цветность». Его разброс значений составил всего 160 К, что можно назвать просто превосходным результатом. Остальные две предустановки продемонстрировали стабильность точки белого на уровне 300 К, что также является отличным показателем. Разработчики предоставили пользователям выбор из пяти коэффициентов передаточной функции — «стандарт», «1.8», «2.0», «2.2» и «2.4» — и нам придется исследовать их все. После проведения анализов результатов выяснилось, что лучше всего эталонному графику соответствуют кривые предустановок «2.2» и «2.4». Неточности, разумеется, присутствуют, однако любую из кривых можно использовать как для работы, так и для калибровки. Для дальнейших измерений мы остановимся на значении «2.2», поскольку в этом случае разброс цветовой температуры меньше. Анализ выявил практически полную идентичность результатов измерений цветовых охватов всех режимов. Например, пресеты «Стандартно» и «Цветность» продемонстрировали множества оттенков, соответствующие 94% от цветового пространства sRGB и 73% от AdobeRGB, а цветовой охват предустановки sRGB составил 94% от цветового пространства sRGB и 72% от AdobeRGB. Это хорошие результаты. Разброс значений в категории точности отображения отдельных цветовых оттенков получился весьма значительным. Лучше всех проявил себя режим sRGB. Его среднее отклонение составило всего 1,87. Это отличный показатель. Далее следует пресет «Стандартно». Его результат составил 5,79, что можно назвать удовлетворительным уровнем. И замыкает список предустановка «Цветность», ΔE которой оказалось на уровне 10,01. Это уже многовато.
⇡#Аппаратная калибровкаИтак, на первом этапе исследований мы изучили все предустановленные режимы монитора с параметрами по умолчанию, а затем дополнительно измерили все варианты предустановок цветовой температуры и показателей гамма-кривой в пользовательском пресете. По итогам этих исследований мы выбрали сочетание настроек, которое будем использовать для дальнейших измерений и калибровки: режим «Стандартно», пресет цветовой температуры «Пользователь» и предустановка передаточной функции «2.2». Анализ процесса калибровки позволяет отметить, что результаты получились замечательными. Например, ΔE удалось снизить с 5,79 до 0,77. Отлично! Таким образом, наш сегодняшний гость может по праву считаться профессиональным средством отображения. Точка белого практически точно совпала с референсным значением 6500 К. Показатель гамма-кривой вплотную приблизился к эталону: 2,22 против 2,09 до калибровки. Цветовой охват не изменился: 94% от цветового пространства sRGB и 73% от AdobeRGB. Яркость незначительно просела — с 416 до 408,1 кд/м2. При этом запас светимости по сравнению с заявленным значением все еще очень высок. Поскольку уровень черного не изменился, то контрастность вслед за яркостью также немного уменьшилась — с 770,4:1 до 755,7:1. Все эти результаты еще раз подтверждают правильность выбора режима для калибровки, ведь мы смогли привести в порядок цветопередачу за счет незначительного снижения яркости и контрастности.
⇡#Равномерность подсветки экранаРазброс яркости по полю экрана в зависимости от уровня подсветки составил от 15 до 16%. С учетом технологии изготовления источников света — это многовато. Анализ двумерных графиков распределения светимости позволяет сделать вывод о том, что самая яркая точка находится внизу, в центре, а самая темная — в правом верхнем углу. ⇡#ВыводыВ начале статьи мы упомянули самые заметные и значимые достоинства нашего сегодняшнего гостя: огромную матрицу, выполненную по технологии IGZO, не менее огромное разрешение 3840х2160 и конструкцию, отвечающую наивысшим требованиям среди профессиональных моделей. Разумеется, такие характеристики позволяли ожидать от монитора столь же великолепных результатов, и в первую очередь — высококачественного изображения. Справился ли наш сегодняшний гость со столь серьезной задачей? На наш взгляд — вполне. В процессе измерений дисплей показал высочайшую, иногда даже рекордную яркость, замечательную контрастность, которая превышает показатели IPS-моделей, точное соответствие графика передаточной функции эталону, высокую стабильность цветовой температуры, а также хороший цветовой охват. Кроме того, великолепная конструкция монитора позволяет точно настроить положение панели для комфортной работы в течение длительного времени. Недостатки, однако, тоже есть: цветовая температура точки белого, которая все же далековата от эталонных 6500 К, и не самая впечатляющая точность отображения отдельных цветовых оттенков. Впрочем, эти два недочета были легко исправлены в процессе калибровки, причем настолько хорошо, что ASUS PQ321QE заслуженно получил звание профессионального средства отображения. Наш сегодняшний гость напоминает скорее инженерный образец для тестов, эдакую демонстрацию возможностей. Однако, даже с учетом всех этих шероховатостей, все, что можно сказать о первом мониторе с разрешением 3840х2160 одним словом, — это впечатляюще! Да, есть еще определенные трудности с поддержкой со стороны производителей видеокарт и разработчиков игрового программного обеспечения, но, мы уверены, все это лишь потому, что модель ASUS PQ321QE фактически опережает время. А это значит, что прогресс не остановить. Лет через пять такие мониторы обязательно станут массовым продуктом и завоюют популярность, тем более что все предпосылки к этому имеются. И у нас есть возможность прикоснуться к будущему уже сейчас. Разумеется, оценивать все достоинства модели потенциальный покупатель будет лишь с учетом розничной цены. А она весьма немалая — в среднем около 140 тысяч рублей. Сейчас это плата за эксклюзивность — просто время таких мониторов еще впереди. Появятся новые модели, снизится цена — тогда можно и задуматься о покупке. Преимущества:
Недостатки:
С файлового сервера 3DNews можно скачать цветовой профиль для этого монитора, предназначенный для использования с настройками, которые описаны в разделе «Аппаратная калибровка».
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|