Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Программное обеспечение

Итоги 2013 года: мобильные приложения

⇣ Содержание

Мобильные устройства в 2013 году стали по-настоящему массовыми, в то время как продажи настольных компьютеров продолжают падать. Компания Gartner уже успела назвать уходящий год «годом самого большого спада использования персональных компьютеров за всю их историю». Почему это произошло? Аналитики компании отмечают, что до недавнего времени компьютеры были единственным типом устройств, подключенным к Интернету. В 2013 году все изменилось, и у пользователей теперь есть выбор — использовать для серфинга ПК, планшет или смартфон.

Согласно ноябрьскому исследованию Gartner, за год в мире было продано около 322 млн компьютеров и 185 млн планшетов. Аналитики компании предполагают, что в следующем году продажи планшетов вырастут примерно до 263 млн. Многие из тех, кто не мог позволить себе современный аппарат ранее, купили его в минувшем году, ведь мобильные устройства за год стали намного доступнее.

Всемирная «мобилизация» идет полным ходом, и число загрузок популярных приложений в Google Play и App Store уже измеряется сотнями миллионов. Данные о том, какая система популярнее, очень противоречивы — разные агентства приводят разную информацию. Согласно данным компании NetMarketShare, iOS продолжает удерживать лидерство на рынке мобильных платформ, однако Android постоянно наращивает обороты. Последние исследования NetMarketShare показывают, что iOS занимает около 55% рынка, в то время как Android используется примерно на трети всех мобильных устройств. Если же принимать во внимание только смартфоны, то Android по популярности уже обошел iOS: более половины смартфонов работают под управлением операционной системы от Google и лишь около 40% используют iOS.

Как правило, разработчики мобильного софта ориентируются на обе платформы и стараются делать свои приложения доступными как для пользователей iOS, так и для поклонников Android. Поэтому неудивительно, что самые популярные мобильные приложения года работают на обеих платформах.

#Instagram

За прошедший год Instagram, который начинался несколько лет назад как мобильное приложение с некоторыми социальными функциями, стал настоящей социальной сетью, доступной не только с популярных мобильных устройств, но и через веб-интерфейс.

Впрочем, начало 2013 года было для сервиса не слишком удачным — в период с середины декабря 2012-го и до середины января 2013-го он потерял примерно половину активных пользователей. Причиной этому послужили изменения в пользовательском соглашении. Согласно новой редакции этого документа, Instagram оставлял за собой право продавать третьим лицам фотографии, размещенные пользователями сервиса, без каких-либо уведомлений и выплат. Кроме этого, владельцы Instagram могли передавать рекламодателям полную информацию о своих пользователях. Новые правила должны были вступить в силу 16 января, однако после массового оттока пользователей и критики со стороны многих известных компаний администрация сервиса пошла на попятную. Создатель Instagram Кевин Систром (Kevin Systrom) прямо сообщил, что никому продавать пользовательский контент не собирается, а фотографии принадлежат только самим пользователям. Разделы пользовательского соглашения, имеющие отношение к рекламе, были снова обновлены и возвращены к исходному виду.

После этого пользователи остыли и начали потихоньку возвращаться. К октябрю число активных инстаграммеров, использующих сервис по крайней мере раз в месяц, достигло 150 миллионов, а общее число опубликованных фотографий перевалило за 16 миллиардов. Ежедневно на Instagram публикуется более 55 миллионов новых фотографий, и каждую секунду пользователи сервиса ставят фотографиям друзей 8500 лайков.

Весь год создатели Instagram не почивали на лаврах, а продолжали совершенствовать сервис и добавлять новые функции. В феврале просматривать фотографии стало возможным не только с экранов мобильных устройств, но и через браузер — на сайте instagram.com.

Из браузера можно просматривать свою ленту, лайкать и комментировать фотографии, но публиковать новые нельзя — такая возможность противоречит идее публикации снимков «на ходу».

В мае появилась функция «Фото c вами», благодаря которой пользователи получили возможность отмечать на фотографиях людей, а также разнообразные организации и места. Отметка может содержать как имя человека, так и его ник в Instagram. Во втором случае он получает уведомление о появлении фотографии, на которой присутствует.

Июнь ознаменовался добавлением еще одной востребованной функции — пользователи Instagram смогли делиться видеороликами. За первые сутки после появления этой возможности на сервис было загружено более пяти миллионов роликов. Их максимальная продолжительность — 15 секунд. К видео можно применять специальные фильтры и выбирать кадр для представления в ленте. Само собой, доступны (и активно используются) возможности кросспостинга роликов на Facebook и в Twitter.

В ноябре Instagram стал доступен пользователям платформы Windows Phone. На момент подготовки статьи это пока что бета-версия, но в ней уже есть возможность добавлять видеоролики и отмечать людей, так что начало завоеванию новой для Instagram платформы положено.

Последнее значимое событие года для Instagram — появление возможности прямого обмена контентом между пользователями. Функция Instagram Direct позволяет отправлять фотографии и видеоролики как отдельным пользователям, так и группам численностью до 15 человек. Таким образом, некоторые снимки теперь можно скрывать от посторонних глаз, делая их доступными лишь ограниченному кругу людей.

#Vine

В рейтинге самых быстрорастущих мобильных приложений, составленном маркетинговой компанией GlobalWebIndex, Vine уверенно занимает первое место, опережая ближайшего конкурента по темпам роста в 2,7 раза. Представленному в январе 2013 года приложению Vine удалось получить более 23 миллионов пользователей менее чем за год. Потенциал Vine для рекламы уже оценили многие бренды, например Lexus представил на сервисе два своих новых автомобиля.

Vine был задуман как Instagram для видеороликов, и именно благодаря этому приложению в Instagram появилась возможность загрузки видео. Оригинальная идея Vine состоит в том, чтобы дать мобильным пользователям возможность делиться короткими видеороликами продолжительностью до шести секунд, выкладывая их в своей ленте, а также отправляя в ленту Twitter и Facebook. Видео в Vine зациклено и проигрывается бесконечно. Сам ролик не обязательно должен быть отснят за один раз — он может содержать несколько коротких фрагментов, сведенных воедино.

Компания Vine пополнила команду разработчиков Twitter в конце прошлого года, а уже в январе было выпущено первое мобильное приложение — для iOS. Версия для Android была представлена летом, а осенью Vine смогли использовать и владельцы аппаратов с Windows Phone 8. В ноябре Twitter сообщила о том, что около 80 процентов пользователей сервиса проживают за пределами США и выпустила международные версии приложений. Они теперь доступны, в частности, и на русском.

Авторизация в приложении может происходить по учетной записи Twitter, и если пользователь выбирает эту возможность, то в аккаунт Vine переносятся все его данные. Совсем недавно у пользователей приложения появилась возможность получать для своей ленты адрес вида vine.co/имя_пользователя, причем для тех, кто хочет использовать такое же имя, как и в Twitter, соответствующие ссылки уже автоматически зарезервированы.

#Google Hangouts

О Google Hangouts пользователи впервые узнали в 2011 году, когда была представлена социальная сеть Google+. Функция «ВидеоВстречи» (Hangouts), встроенная в соцсеть, с первого дня появления Google+ давала возможность организовывать видеоконференции, в которых могло одновременно принимать участие до десяти человек.

В 2013-м у Hangouts появилось иное значение. В мае Google представила новую платформу для обмена мгновенными сообщениями и видеочата. Изначально известная под кодовым названием Babel, платформа в конечном итоге получила название Hangouts. Она заменила сразу три продукта для общения между пользователями, которые разрабатывались Google: упомянутую выше функцию «ВидеоВстречи» в Google+, мессенджер в Google+, а также мобильное приложение Google Talk для iOS и Android.

Google Hangouts обеспечивает одновременное общение между двумя и более людьми. При этом некоторые из них могут использовать мобильные приложения, а другие — встроенные функции на сервисах Gmail, Google+ или же соответствующее расширение для браузера Chrome. В отличие от Google Talk, новое приложение Hangouts не использует открытый протокол XMPP. Поэтому большинство приложений для работы с Google Talk, созданных сторонними разработчиками, не работают с Hangouts.

В новом Hangouts был предложен нестандартный подход к интерфейсу: вместо списка контактов тут отображаются последние диалоги. Их можно при желании превратить в видеовстречу, в которой может принимать участие до десяти человек. Каждый диалог имеет свое название, а история переписки сохраняется в облаке и потому доступна с любого устройства. В диалогах пользователи могут передавать друг другу фотографии, которые автоматически загружаются в приватный альбом на Google+.

В Android 4.4 Hangouts стало стандартным приложением для работы с SMS. Пользователи устройств с более ранними версиями Android тоже с недавнего времени могут выбрать его как основной инструмент для чтения коротких сообщений и ответа на них.

#WhatsApp

Приложения для коммуникации между пользователями стабильно занимают самые высокие строки рейтингов популярности, ведь, как ни крути, а основное предназначение телефона — это общение с близкими людьми.

В 2013 году в лидеры среди подобных приложений вырвался WhatsApp. В середине декабря число активных ежемесячных пользователей сервиса превысило 400 млн человек, причем последние 100 млн присоединились к аудитории WhatsApp всего лишь за четыре месяца. Каждый день пользователи WhatsApp по всему миру обмениваются 10 миллиардами сообщений.

Один из козырей WhatsApp — кроссплатформенность. Кроме Android, iOS и Windows Phone, мессенджер также работает на BlackBerry, Nokia S40 и Symbian, то есть охвачены даже не очень популярные, дешевые и просто старые телефоны.

Отправка текстовых сообщений при помощи сервиса стоит всего лишь $1 в год. Пересылка мультимедийных данных в сообщениях тоже поддерживается: аудиофайл, видеоролик или изображение загружаются на сервер, после чего получателю отправляется ссылка для загрузки.

#Facebook Home

Facebook Home фигурирует в нашем обзоре не в числе самых популярных мобильных приложений. Это — победитель в номинации «Провал года». За первый месяц после презентации в апреле количество загрузок Facebook Home из Google Play составило около 1 млн и с тех пор почти не увеличилось. Если учесть, что у мобильного приложения Facebook около 200 млн активных пользователей, этот показатель более чем скромен. Большая часть людей, скачавших Facebook Home, разочаровалась в нем. Среди оценок приложения больше всего единиц.

Facebook Home задумывался как оболочка, помогающая упростить общение с друзьями в социальной сети. После его установки все основные события на Facebook (обновление ленты, статусов, получение новых сообщений, появление фотографий) становятся доступными прямо на главном экране устройства, а обмениваться сообщениями в чате Facebook можно при работе с любыми приложениями.

Однако, как оказалось, людям не понравилось, что Facebook Home полностью заменила все привычные настройки Android-аппарата. Мало кто использует смартфон лишь для общения в социальных сетях, а новая навязчивая оболочка как бы ограничивает сферу его применения. Единственный смартфон, на котором была предустановлена Facebook Home, — HTC First — продержался на рынке чуть менее трех месяцев. За это время оператору AT&T, продававшему телефон в США, удалось реализовать всего лишь 15 тысяч аппаратов. И это — несмотря на то, что в HTC First была предусмотрена возможность отключения Facebook Home в пользу стандартной оболочки Android.

В конце декабря стала доступна обновленная версия Facebook Home, однако ее выход мало кто заметил. И сложно сказать, какой редизайн оболочки нужно сделать, чтобы пользователи захотели попробовать установить ее снова. Наверное, проще разработать и запустить новый продукт.

#Развитие мобильных угроз

Давно прошли те времена, когда упоминания о том, что мобильным телефонам могут угрожать вредоносные программы, вызывали улыбку. Первые заметные угрозы для портативных устройств появились еще в 2011 году, а минувший год можно смело считать годом их зрелости. В 2013-м не только увеличивалось их число, но и наблюдался качественный рост. Мобильные угрозы стали все больше и больше напоминать угрозы для компьютеров: киберпреступники начали применять практически все те же методы и технологии, преследуя главную цель — заработать побольше денег.

Согласно декабрьскому отчету о безопасности от «Лаборатории Касперского», выявлено уже свыше 148 тысяч модификаций мобильных вредоносных программ, которые образуют более 750 семейств. Только в октябре появилось 19 966 модификаций — половина того количества, которое «Лаборатория Касперского» обнаружила за весь 2012 год. Подавляющее большинство мобильных зловредов пишется для операционной системы Android. Ее привлекательность для вирусописателей объясняется несколькими факторами: легкая разработка приложений, популярность среди пользователей, возможность загрузки программ из любых источников.

Среди мобильного вредоносного ПО лидируют SMS-троянцы, хотя также пользуются популярностью бэкдоры, троянцы и троянцы-шпионы. В 2013 году впервые появились мобильные ботнеты. По сравнению с ботнетами, созданными на базе компьютеров, мобильные гораздо более стабильны (ведь телефоны почти никогда не выключаются) и потому выгодны для киберпреступников. В основном ботнеты используются для массовой рассылки спама, проведения DDoS-атак и массового отслеживания личной информации пользователей.

Еще одно важное событие в мире мобильных угроз — появление мобильных банковских троянцев. Они крадут информацию о кредитных картах, могут проверять баланс счёта жертвы, переводить деньги с банковских карт на счёт мобильного телефона, а оттуда — в кошелек QIWI и так далее.

Подводя итоги года, мы просто не можем пройти и мимо зловреда Backdoor.AndroidOS.Obad, который считается самым сложным вредоносным приложением для мобильных платформ. В его состав входят три эксплойта, бэкдор, SMS-троянец, бот и прочее. После установки на портативное устройство жертвы Obad может отправлять SMS-сообщения на платные номера, загружать и устанавливать иные вредоносные программы, заражать другие устройства через Bluetooth, удаленно выполнять команды с консоли. Благодаря тому, что Obad использует три уязвимости, неизвестные ранее, он может получить на устройстве расширенные права администратора, но при этом не попасть в список приложений, у которых есть такие привилегии. Управление вредоносным приложением осуществляется через командный сервер, на который Obad отправляет основные данные с устройства: его MAC-адрес, номер IMEI, баланс счета, местное время и информацию о том, удалось ли ему получить права администратора.

Несмотря на взрывной рост числа и сложности вредоносных программ для мобильных устройств, пока что очень немногие пользователи защищают свои смартфоны и планшеты. Согласно данным ноябрьского опроса, проведенного компанией ESET, только 8% пользователей позаботились об установке полноценного антивируса на свое устройство. Более половины опрошенных признались, что никак не защищают свои смартфоны, около 20% респондентов затруднились ответить на вопрос, а 17% сообщили, что используют встроенные средства защиты.

Однако есть все основания предполагать, что с ростом мобильных угроз спрос на приложения для обеспечения безопасности будет расти. Уже сегодня в Google Play есть около четырехсот подобных приложений, среди которых большой популярностью пользуются бесплатные продукты Mobile Security & Antivirus от Avast! и «Бесплатный антивирус» от AVG Mobile, коммерческие приложения «Антивирус (antivirus) Lookout» и Kaspersky Internet Security. Одним словом, очень многие компании, которые хорошо известны пользователям как разработчики антивирусных программ для настольных систем, вышли на мобильный рынок и за минувший год завоевали популярность в этом сегменте.

#Заключение

Рынок мобильного программного обеспечения в 2013 году развивался настолько стремительно, что лучше всего его можно описать цитатой из Льюиса Кэрролла: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!» Число приложений увеличивается пропорционально росту продаж мобильных устройств. Уже в июле в Google Play было более одного миллиона приложений, а в App Store о преодолении отметки в миллион было объявлено в октябре. Приложения, о которых еще в начале года никто не знал, к декабрю были установлены на аппаратах десятков миллионов пользователей. А некоторые из программ, которые появились в магазинах Google Play и App Store два года назад, уже считают своих пользователей сотнями миллионов.

В 2014 году распространение мобильного ПО продолжится. Наверняка мы познакомимся со многими новыми интересными проектами. Но прежде чем устанавливать на свой смартфон свеженький APK, обязательно вспомните о том, что рост мобильных угроз в 2014 году тоже не прекратится. Киберпреступники, которые в минувшем году уже успели опробовать технологии вроде фишинга и ботнетов на мобильных платформах, вряд ли сбавят обороты.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 2 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 3 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 4 ч.
NVIDIA и Siemens внедрят генеративный ИИ в промышленное проектирование и производство 4 ч.
SAP и NVIDIA ускорят внедрение генеративного ИИ в корпоративные приложения 5 ч.
Microsoft проведёт в мае презентацию, которая положит начало году ИИ-компьютеров 5 ч.
Амбициозная ролевая игра Wyrdsong от бывших разработчиков Fallout: New Vegas и Skyrim в опасности — в студии прошли массовые увольнения 6 ч.
THQ Nordic раскрыла системные требования Alone in the Dark на все случаи жизни — для игры на «ультра» понадобится RTX 4070 Ti 6 ч.
Сливать игры до релиза станет опаснее — создатели Denuvo рассказали о технологии TraceMark for Games 7 ч.
Календарь релизов 18–24 марта: Dragon's Dogma 2, Rise of the Ronin, Horizon Forbidden West на ПК 8 ч.