Сегодня 25 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор Nikon D5300: большое обновление за большую цену

⇣ Содержание

#Дисплей, видоискатель и интерфейс

Как уже отмечалось, у видоискателя теперь новый, уменьшенный резиновый наглазник, который в работе не столь удобен. И если для «беззеркалки» или компакта с цифровым видоискателем это не столь важно, то для зеркалки удобство наглазника сложно переоценить. Охват видоискателя не изменился — он составляет 95% кадра. У конкурента от Canon — 700D — охват аналогичный, а вот соперники в лице камер Pentax могут похвастаться охватом в 100%. Увеличение немного выросло — 0,82х против 0,78x. Печально то, что в камере нет датчика приближения. Из-за данной особенности при съёмке в темноте пользователь рискует быть ослеплённым дисплеем, если он активировал вывод информации на него, а не в видоискатель.

А вот собственно к дисплею нет ни единого замечания. Во-первых, он стал больше — 3,2 против 3 дюймов. Во-вторых, увеличилось и его разрешение — с 921 до 1037 тыс. точек (720х480х3). К тому же дисплей стал чуть ярче, теперь он лучше противостоит бликам, поэтому на солнце читать его проще, чем в случае D5200. В общем, экран стал лучше фактически по всем параметрам. Поворотная конструкция с двумя степенями свободы (180 и 270 градусов) позволяет снимать автопортреты, но при съёмке с пола либо на вытянутых вверх руках наклонная конструкция всё же удобнее. Однако кроме съёмки автопортретов, у поворотной конструкции есть ещё одно преимущество — возможность поворота дисплея матрицей к камере, что предотвращает возможность повреждения защитной панели при транспортировке без чехла. Что касается графического интерфейса, то его отличие от меню предшествующей камеры ещё меньше, чем различия между меню D5200 и D5100. Они заключаются лишь в наличии пунктов настройки работы Wi-Fi и GPS. В остальном всё как прежде — минимум анимации, отсутствие подтормаживаний и мгновенная реакция на нажатие клавиш. Ниже для возможности ознакомления с меню камеры приведено несколько снимков экрана.

#Особенности камеры

Из привычных особенностей стоит отметить режимы коррекции искажений и расширения динамического диапазона. Последних традиционно предусмотрено два — программный и режим сведения нескольких кадров с различной экспозицией. В случае программной обработки D-Lighting доступно пять уровней активности функции, а также автоматический режим. При сведении кадров с различной экспозицией (HDR) пользователю предлагается всего четыре варианта активности функции и автоматический режим. К сожалению, более удобного и понятного для фотографа режима выбора активности (вилки экспозиции) в ступенях не предусмотрено. При съёмке в режиме HDR есть всего два ограничения — невозможно использовать вспышку и формат RAW. Впрочем, производить HDR-съёмку в RAW умеют даже далеко не все более продвинутые решения, поэтому к недостаткам приписывать это не будем. А вот скорость склейки HDR-кадра — это большой плюс режима: она занимает менее секунды. Для сравнения: Penax K-50 склеивает HDR-снимок целых 13 секунд. В общем, тут более мощный процессор раскрывается во всей красе.

Также можно отметить возможность записи данных о местоположении в EXIF-метаданные снимка, но, в отличие от D5200, в D5300 для этого не нужно подключать довольно дорогой фирменный модуль GP-1 (впрочем, существуют и гораздо более доступные аналоги GPS-модуля родом из Поднебесной), ведь GPS-чип здесь интегрированный. Весьма приятная особенность, поскольку внешний GPS-модуль и стоит недёшево, и «горячий башмак» занимает. Модуль не только даёт возможность записи геотегов, но и позволяет создавать журналы длительностью 6, 12 и 24 часа с шагом записи 15, 30 и 60 секунд. Также возможна подстройка встроенных часов по спутнику.

На борту имеется не только GPS-модуль, но и Wi-Fi. Куда уж без него в наше-то время? К сожалению, он работает только в режиме прямого подключения — режим инфраструктуры не поддерживается. Неудобство заключается в том, что для работы с камерой, которая выступает в роли точки доступа, приходится отключаться от маршрутизатора, раздающего Интернет. Кроме того, нет возможности отправки материала на ПК — как при съёмке, так и после неё. Для передачи данных на смартфон или планшет используется фирменное приложение WirelessMobileUtility, доступное бесплатно в App Store и Google Play. Это же приложение используется и для управления съёмкой камеры. Разумеется, удалённое управление возможно только в режиме LiveView. Тут нас ждал не особо приятный сюрприз — когда от заряда аккумулятора камеры остается треть, программа управления сообщает о невозможности работы в режиме LiveView из-за недостаточного уровня заряда. Однако при этом активировать данный режим непосредственно в камере можно — вплоть до полного опустошения заряда батареи. В остальном проблем с программой управления не возникает. Вот только настроек нет вовсе, а на экране смартфона отображаются лишь значения выдержки, раскрытия диафрагмы и уровень заряда аккумулятора, причём последний — в отличие от того, как это происходит в интерфейсе самого D5300, — в процентах. В общем, WirelessMobileUtility является не более чем пультом дистанционного управления с возможностью выбора зоны фокусировки и установки таймера.

Ещё одной довольно необычной особенностью является матрица, точнее отсутствие на ней низкочастотного фильтра, что повышает резкость снимка. Последнее время выпуск версий камер без оптического фильтра становится вполне обыденным явлением, но вот среди любительских зеркалок D5300 в этом плане пионер, как, впрочем, и в плане интеграции GPS и Wi-Fi. С муаром при съёмке в JPEG (как не крути, а большинство начинающих пользователей используют именно данный формат) без проблем справляется электроника, а при съёмке в RAW опытный пользователь от него сможет избавиться в графическом пакете. Но вот беда, получить хоть какие-то бонусы — то есть резкость, которую даёт отказ от низкочастотного фильтра, можно только при наличии хорошего объектива. С комплектным же объективом разница с D5200 практически незаметна, а как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев начинающие пользователи снимают исключительно «китом» вплоть до миграции на более продвинутую «тушку».

#Съёмка и впечатления от работы

Обычно подготовка к работе у классической зеркалки происходит столь быстро, что заметить её невозможно, однако в случае D5300 едва заметная пауза всё же имеется. Измерения показали, что после поворота рычажка питания спуск затвора происходит через 0,08 секунды. В общем, задержка есть, и заметить её можно, но только если очень сильно этого хотеть.

Скорость серийной съёмки замерялась в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в форматах RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка при тестировании составляла 1/1000 секунды. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с, также для сравнения была использована обычная карта Transcend SD Class 10. Коррекция искажений (дисторсии), программное расширение динамического диапазона и шумоподавление были отключены. Для начала — о скорости. Производителем заявлено, что камера способна отстреливать до 5 кадров в секунду и до 4 кадров в секунду при использовании RAW 14 бит. Первый подход к снаряду — камера честно щёлкает серии с заявленной скоростью, причём что в JPEG, что в RAW/RAW+JPEG. Второй цикл измерений проводился уже при использовании 14-битного RAW — как с параллельной записью JPEG, так и без неё. В отличие от старших камер, в D5300 разнообразные варианты сжатия RAW не предусмотрены, поэтому файлы оказываются весьма увесистыми. С данными настройками скорость просела до заявленных 4 кадров в секунду. Однако от битности RAW зависела не только скорость серийной съёмки, но и длительность серии. При съёмке с сохранением только в RAW — 5 кадров при 14 бит и 7 кадров при 12 бит, при использовании RAW+JPEG — 5 и 6 кадров соответственно.

Ни скорость, ни длительность серии при использовании формата RAW не зависит от типа используемых карт памяти, и, собственно говоря, упирается всё в ёмкость буфера. В общем, длительность серий особенно не радует, что вполне нормально для бюджетной зеркалки. При использовании обычных карт памяти SD Class 10 при съёмке в формате JPEG камера снова фактически упёрлась в ёмкость буфера — 12 кадров. А вот при использовании карт SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I длительность серии составила внушительные 100 кадров. Однако стоит напомнить, что тестирование проводилось при отключенных коррекции и автоматической обработке. Наименьший вклад в уменьшение длительности серии вносит режим программного расширения динамического диапазона, точнее, он на неё практически не влияет. Шумоподавление сокращает длительность серии на 1 кадр при использовании RAW и RAW+JPEG, а в JPEG камера при данных настройках способна отщёлкать всё те же 100 кадров. Катастрофически сильно влияет на длительность серии коррекция искажений, при активировании которой камера способна отснять лишь 5 кадров в формате JPEG или 3 кадра в форматах RAW и RAW+JPEG — независимо от битности RAW. В общем, при необходимости съёмки серий всё же стоит использовать исключительно JPEG, причём функцию коррекции дисторсии отключать в обязательном порядке, а править изображение уже в графических пакетах, ведь большинство специализированных приложений производят подобную обработку быстро и легко, поэтому нет смысла терять в длительности серии.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. В Nikon D5300 используется автофокусировочный модуль Nikon Multi-CAM 4800DX. Аналогичный модуль использовался и в D5200, поэтому прирост скорости если и ожидался, то только в режиме LiveView, ведь в новинке используется более мощный процессор EXPEED 4. На практике в обычном режиме фокусировки камера чуть ли не с точностью до сотых секунды повторила результаты D5200 и — в зависимости от фокусного расстояния и удалённости объекта съёмки — фокусировалась за 0,35—0,45 секунды. Результат, прямо скажем, не впечатляющий, но при использовании более продвинутого объектива вместо «китового» камера вполне может быть шустрее. Удивительно, но при наличии более мощного процессора в режиме LiveView D5300 оказалась даже медленнее предшественницы. В среднем — в зависимости от фокусного расстояния — на фокусировку требовалось 0,73—1,09 секунды, тогда как D5200 в аналогичных условиях укладывалась в 0,87 секунды. В общем, алгоритмы работы под новый процессор нужно ещё дорабатывать, ведь даже совсем бюджетные зеркалки способны фокусироваться гораздо быстрее. Вспомнить хотя бы зеркальную камеру Pentax K-50, которая в режиме LiveView в аналогичных условиях съёмки во время тестирования фокусировалась в среднем за вдвое меньшее время.

В новинке доступно 39 точек фокусировки и 9 крестообразных датчиков. В настройках также можно указать режим выбора по 11 точкам. В камере предусмотрено несколько режимов автофокусировки — покадровый следящий (AF-S), непрерывный следящий (AF-C), автоматический следящий режим (AF-А), а также ручная фокусировка. Автофокус при использовании фазового метода оказался довольно цепким в любых условиях съёмки, но уже при освещённости 5-10 люкс он становится практически беспомощным — способным сфокусироваться только на очень контрастных объектах с резкими границами. Поэтому в подобных условиях приходится активировать подсветку автофокуса, которая в зеркальных камерах Nikon традиционно светит весьма ярко.

В режиме LiveView точек фокусировки значительно больше, причём покрывается весь кадр, а благодаря 8-позиционной клавише навигации перемещать зону фокусировки чрезвычайно удобно. Выбор зоны в режиме LiveView предусматривает несколько способов — широкая область, нормальная область, режим приоритета на лицах, а также режим ведения объекта. Последний довольно неплохо работал и в предшествующей камере, а в новинке стал ещё лучше. D5300 легко цепляется за любые объекты, причём отлично их удерживает даже при быстром и хаотическом перемещении. Конечно, если фон слабоконтрастный, то режим работает значительно хуже, но всё же прогресс существенный. В общем, работа явно была проведена немалая, да и использование нового процессора тоже сказывается. В режиме определения лиц автоматика снова работает отлично, и как лица определяются только собственно лица либо портреты/фото. Вот только режим корректно работает либо при съёмке анфас, либо при видимости хотя бы края второго глаза, но стоит ему скрыться за переносицей, как автоматика тут же теряет лица.

В случае ручной фокусировки точность и удобство работы серьёзно зависят от используемого объектива и, главное, от фокусировочного экрана, поэтому в начальной комплектации со стандартным фокусировочным экраном и малым ходом настройки «китового» объектива наводиться вручную не так и просто. При визировании через видоискатель немного помогает встроенный дальномер, который отображается в строке экспозиции во всех режимах установки экспопары, кроме полностью ручного, однако при слабом освещении дальномер поднимает белый флаг. Но выход всё же есть — режим LiveView. К сожалению, подсветка зон резкости в нём отсутствует, поэтому приходится полагаться исключительно на увеличение зоны фокусировки, а оно весьма серьёзное. Разумеется, увеличение зоны производится не путём интерполяции, а передачей изображения напрямую с матрицы, что существенно облегчает настройку, да и клавиши масштабирования всегда под рукой. В общем, сфокусироваться вручную в режиме LiveView можно, причём даже при достаточно слабом освещении.

В Nikon D5300 используется датчик экспозиции на 2016 точек. Точно такой же, как, например, в полнокадровой D610. Режимы установки экспозиции, а также режимы экспозамера стандартны. Коррекция экспозиции производится в тех же пределах, что и в случае D5200, — от -5 до +5 ступеней с шагом 1/3 и 1/2 ступени. Настройка съёмки с автоматическим брекетингом также не отличается — возможна съёмка с шагом 0,3, 0,7, 1,0, 1,3, 1,7 и 2,0 ступени. При естественном освещении вне помещения автоматика ведёт себя неплохо, причём как в солнечный день, так и при серьёзной облачности. Конечно, ошибки случаются, но D5200 в пасмурную погоду промахивался существеннее. Значительно корректнее автоматика новинки работает и при искусственном освещении. В лабораторных условиях при освещении лампами накаливания ошибка обычно не превышает -0,15 EV. А ведь D5200 в аналогичных условиях допускал промахи до -0,62 EV! При освещении лампами дневного света автоматика оказалась не столь точной, но всё же лучше, чем в случае предшествующей камеры, — до -0,34 EV, тогда как D5200 промахивался и на -0,48 EV. В общем, результаты весьма неплохие, но всё же не рекордные.

Настройки баланса белого включают, само собой, не только автоматический и ручной режимы, но и шесть основных предустановленных настроек — солнечно, облачно, тень, вспышка, лампа накаливания и флуоресцентная лампа, причём последний пункт объединяет ещё семь подпунктов, оптимизированных для ламп дневного света с различной цветовой температурой. Также в камере предусмотрена точная подстройка «пресетов» (A-B, G-M). Кроме того, имеется возможность съёмки с брекетингом баланса белого (3 кадра с усилением янтарного и синего цветов). А вот ручной установки цветовой температуры, которая встречается даже в некоторых продвинутых компактах, нет. Автоматика работает весьма неплохо при естественном освещении, но при искусственном допускает промахи, и если при освещении флуоресцентными лампами они по большому счёту незначительны, то в случае ламп накаливания стоит использовать либо соответствующий пресет, либо ручной режим.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

 Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

 Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Еврокомиссия вынудила TikTok приостановить программу вознаграждения за просмотр видео в Lite-версии приложения 5 ч.
«Будьте уверены — мы никуда не денемся», — TikTok прокомментировал закон о своём запрете в США 9 ч.
Apple представила малые языковые модели OpenELM, которые работают локально на смартфонах и ноутбуках 9 ч.
NVIDIA приобрела за $700 млн платформу оркестрации ИИ-нагрузок Run:ai 9 ч.
В ранний доступ Steam ворвался стильный кооперативный роглайк Rotwood от создателей Don’t Starve 10 ч.
Британские антимонопольщики заинтересовались инвестициями Microsoft и Amazon в ИИ-стартапы 10 ч.
NetEase раскрыла, когда начнётся закрытая «альфа» командного шутера Marvel Rivals в духе Overwatch 10 ч.
Не помешал бы Dark Souls: ведущий разработчик No Rest for the Wicked встал на защиту раннего доступа 11 ч.
Байден подписал закон о запрете TikTok в США, если ByteDance его не продаст 12 ч.
Вышла новая версия системы резервного копирования «Кибер Бэкап Облачный» с расширенной поддержкой Linux-платформ 13 ч.