⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор Fujifilm X-E2: новая камера в старом корпусе
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсЕщё одно отличие X-E2 от предшественницы — это новый дисплей. Он не стал поворотным или наклонным, ему не добавили сенсорный слой, но разрешение выросло — 1040 тыс. против 460 тыс. точек у X-E1, а диагональ увеличилась до привычных 3 дюймов. К сожалению, предшественница на тестирование к нам так и не попала, поэтому сравнить дисплеи сложно. Но всё же можно отметить, что углы обзора экрана новинки очень большие, запас яркости приличный, контрастность высокая, да и цветопередача хороша. А вот защита экрана довольно тонкая — и вдобавок бликует. Но все жё, несмотря на указанные недостатки, работать с камерой удобно, в том числе и на ярком солнце. Видоискатель камеры остался таким же, как и у модели X-E1, — 100-процентный охват и 2 360 000 точек разрешения, то есть по этим параметрам он практически не уступает лучшим видоискателям класса. Что радует, так это полное отсутствие в видоискателе мерцания при освещении лампами дневного света, чем грешили, например, многие камеры производства Sony. Передача цвета также ласкает глаз. В общем, матрица хороша, но вот резиновый наглазник подкачал — по удобству он уступает наглазникам всех конкурентов. Что поделаешь — схожесть с классическими камерами требует жертв. Графический интерфейс не особо изменился. В первые минуты он может показаться немного неудобным, однако на самом деле он не столько неудобный, сколько непривычный — после пары дней работы с камерой затруднений с поиском той или иной функции не возникает. Немного странно, пожалуй, то, что управление соединением по Wi-Fi и настройка Wi-Fi-соединения размещены в разных разделах меню — куда логичнее было бы их объединить. Кроме того, в режиме протяжки пропала не только серийная съёмка и брекетинг, но и режим создания панорам, мультиэкспозиции, различных цветовых фильтров и даже режим видео. А так как отдельной видеоклавиши у камеры нет, подобный способ перехода в режим видеосъёмки нельзя назвать удобным. Не менее странным является расположение меню, где можно изменить предназначение разъёма подключения микрофона и проводного пульта ДУ. Логично было бы расположить данный пункт в системных настройках. Но нет — он находится в основных настройках режима видеосъёмки, в который, как было сказано выше, ещё и попасть не так-то просто. Кроме того, есть огрехи и с локализацией. Например, в меню настройки чистки сенсора пункты обозначены как «во включенном состоянии» и «в выключенном состоянии», что обозначает чистку сенсора во время включения и во время выключения питания соответственно. Впрочем, это как раз таки не особо мешает работе. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана. ⇡#Особенности камерыВ Fujifilm X-E2 используется новый двухъядерный процессор EXR II, который, по заверениям производителя, стал вдвое быстрее обычного EXR. К тому же и камера стала довольно шустрой. Например, скорость фокусировки заявлена на уровне 0,08 секунды. Показатель, прямо скажем, впечатляющий, но это мы ещё проверим по нашей стандартной тестовой методике. Разумеется, одна из главных особенностей камеры — это сенсор X-Trans CMOS II. На данный момент явно заметна тенденция повального отказа от оптических низкочастотных фильтров. В некоторых камерах с недостатками, вызванными отсутствием низкочастотных фильтров, а именно муаром, не борются вовсе, оставляя постобработку на откуп пользователю, в некоторых используется активная программная обработка, в некоторых осуществляются микровибрации матрицы во время экспозиции. Но в Fujifilm пошли своим путём, что, впрочем, для данной компании является привычным делом. Сенсор X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что вовсе устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. В общем, проблема муара решена, наверное, наиболее изящным и эффективным способом. Инновационная технология оптимизации модуляции света (LMO), использованная в FUJIFILM X-E2, появилась в результате совместной разработки объектива, матрицы и процессора. Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и диафрагмы каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съёмке с малым раскрытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. Однако работать функция будет только с новейшими объективами, и то лишь после обновления их прошивки. Ещё одна важная и популярная нынче особенность — это наличие модуля Wi-Fi. Однако фактически он используется лишь для загрузки отснятого материала на смартфон/планшет или же ПК. Передача на смартфон организована весьма удобно — для этого достаточно загрузить бесплатное ПО (FUJIFILM Camera Application, FUJIFILM Photo Receiver), подключить смартфон к камере и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только делать это собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно то, что для работы данной функции внешний GPS-модуль не требуется — да его для X-E2 попросту и не предусмотрели. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. К сожалению, одна из наиболее интересных функций Wi-Fi-модуля — беспроводное управление при помощи смартфона — в тестируемой камере пока не реализовано, а программа FUJIFILM Camera Remote из «беззеркаклок» Fujiflm пока что поддерживает только новейшую FUJIFILM X-T1. Также стоит отметить фирменную «фишку» камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работает это всё не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% работает начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-плёночники, скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки. Fujifilm X-E2 способна снимать панорамы с довольно высоким разрешением — до 2160х9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600х1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования камера тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота — даже если провести её в обратном направлении, то съёмке это не навредит, а «прогресс-бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. В общем, казалось бы, X-E2 превосходит Sony с её режимом PanoramaSweep. Но в автоматической съёмке панорам важно не только разрешение и удобство, но и корректность склейки. И тут многое зависит как от корректности работы программных алгоритмов, так и от скорости серийной съёмки, ведь при быстром повороте камера попросту не успевает сделать несколько снимков одного и того же объекта — следовательно, панорама получается «рваной». Радует лишь то, что снимать панораму дозволено чрезвычайно долго, поэтому поворачивать камеру можно довольно медленно. Это не так удобно, как быстрая проводка в случае камер Sony, но всё же позволяет получить приемлемый результат. Также в очередной раз стоит отметить не слишком логичное расположение режима съёмки панорам, ведь он спрятан в меню выбора режима протяжки. Ниже приведён пример панорамы, отснятой при вертикальном положении камеры. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПроизводитель заявляет, что камера стала гораздо быстрее во всём, в том числе и в скорости подготовки к работе при включении питания. Заявлено 0,5 секунды при использовании объектива XF27 мм F2,8. Разумеется, «фиксы» нередко оказываются шустрее как по скорости фокусировки, так и в плане времени включения. Однако нам на тестирование был предоставлен комплектный (хотя вполне качественный и довольно светосильный) зум-объектив 18-55 мм, который был анонсирован вместе с предшественницей тестируемой камеры. Перед замером фокусировка была переведена в ручной режим, а чистка матрицы при включении была деактивирована. Первая попытка оказалась неудачной: после поворота рычажка питания нельзя просто зажать и держать клавишу спуска затвора — её нужно нажать только после того, как камера окажется готовой к съёмке. А как это понять и отреагировать с точностью до десятых долей секунды? Фактически это невозможно, ведь время реакции, согласно исследованиям, у среднестатистического человека не менее 0,15 секунды — это если, например, к руке приложить раскалённую кочергу. А вот распознание зрительных образов требует и вовсе не менее 0,4 секунды. В общем, для проведения эксперимента было решено с максимальной частотой нажимать клавишу спуска, одновременно поворачивая рычажок питания. К сожалению, лучший результат далёк от заявленного — 1,09 секунды. Впрочем, даже заявленные 0,5 секунды не являются чем-то экстраординарным, ведь многие «беззеркалки», в том числе и гораздо более доступные, вписываются в треть секунды, причём не на бумаге, а на практике. Скорость серийной съёмки относительно предшествующей камеры возросла до 7 кадров в секунду, но всё же в среднем по классу показатели немного выше. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, а выдержка составляла 1/1000 секунды, различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 13 кадров, в RAW и RAW+JPEG по 9 кадров. Результат средненький, к тому же хуже, чем у предшественницы. Видимо, буфер изображений остался таким же, а размер файлов вырос из-за использования 14-битного RAW. В плане скорости фокусировки производитель снова желает впечатлить пользователя. Более того, заявлено, что в 2013 году — на момент исследований — автофокус был самым быстрым среди камер с сенсором 4/3 и более, ведь камера способна сфокусироваться за 0,08 секунды. Неплохо, однако имеются оговорки — подобный результат возможен при тестировании по методике CIPA с объективом XF14 мм F2,8 R. Ну а как иначе? Лучшие результаты зачастую достигаются именно при использовании объективов с фиксированным фокусным расстоянием. Мы же тестирование проводили с комплектным «зумом». Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 люкс в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Результат измерений, прямо скажем, не впечатлил. На «длинном конце» — 0,32 секунды, а на широком — 0,34. Показатель средний по классу, но не более того. Также при аналогичном освещении было решено измерить скорость фокусировки при наведении на слабоконтрастные объекты. И тут результаты оказались ещё хуже — 0,48 и 0,52 секунды соответственно, причём иногда автоматика попросту промахивалась и проводила подстройку по второму кругу. Тем не менее при слабом освещении автофокус работает неплохо, и на тестовом шаблоне камера способна навестись при освещённости 1,5-2 лк, а на особо контрастных объектах иногда удаётся навестись даже при освещённости менее 1,5 лк. Впрочем, «удаётся» не означает, что срабатывание будет корректным всегда, и периодически при слабом освещении камера всё же ошибается. Что касается удобства работы с Fujifilm X-E2 во время фокусировки, то тут всё доведено почти до совершенства. Например, имеется отдельный рычаг переключения режимов (ручной, покадровый, постоянный), что свойственно продвинутым зеркалкам, а в «беззеркалках» встречается крайне редко. Режимов работы фокусировки немного — по выбранной точке, мультизонный, а также режим определения лиц, без которого сейчас не обходятся даже камеры, ориентированные на профессиональных фотографов. А вот режима ведения объекта нет. Впрочем, невелика потеря, ведь зачастую алгоритмы его работы далеки от идеала и редко годятся для постоянного применения. Производитель позаботился и о любителях старой мануальной оптики. Разумеется, предусмотрена шкала дистанций с отображением глубины резкости, увеличение зоны фокусировки с двухуровневой подсветкой зон резкости, или же так называемы «пикинг». Кроме того, имеется своеобразный аналог клиньев Додена, именуемый «разделением экрана». В случае зеркалок для реализации клиньев достаточно заменить фокусировочный экран, после чего работа с мануальной оптикой превращается в сплошное удовольствие. Вот только электронный аналог далёк от прообраза по удобству работы, а уж при слабом освещении помощи от данной функции, как, впрочем, и от «пикинга», немного. Примечательно, что даже в ручном режиме фокусировки возможна быстрая автофокусировка по нажатии клавиши AF-L, что бывает весьма удобно. TTL-экспозамер по современным меркам довольно скромный — лишь 256-зонный, но, забегая вперёд, стоит отметить, что в плане корректности работы в различных условиях он оставил далеко позади многих именитых конкурентов из числа как «беззеркалок», так и зеркалок. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — многозонном, центрально-взвешенном и точечном. Как уже отмечалось, коррекция экспозиции производится при помощи выделенного диска, а пределы измерений в новинке на две ступени больше, чем у предка, — от -3 до +3 ступеней против -2…+2 EV у камеры X-E1. Также предусмотрена съёмка с автоматическим брекетингом экспозиции, однако богатство настроек тут особо не радует, ведь возможна съёмка только трёх кадров, а эксповилка составляет 1/3, 2/3 или 1 ступень. И если с максимальной вилков одну ступень можно смириться, то количество кадров можно было бы сделать и побольше. В камере нет разнообразных сюжетных режимов, поэтому параметры экспопары устанавливаются только в стандартных режимах PASM. Однако не всё так просто. Во-первых, лицевой диск управления находится на объективе, а во-вторых, выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от 1/4 до 1/4000 секунды с шагом в 1 ступень. Исключением является только значение 1/180 секунды, которого не было у X-E1. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом — «180x». Если шага в одну ступень недостаточно, то изменение возможно и с более привычным шагом в треть ступени — при выборе любого из значений на диске доступна корректировка в обе стороны на 1/3 и 2/3 ступени, благодаря чему одну и ту же выдержку можно установить в двух положениях диска. С первого взгляда подобный подход кажется данью стилю ретро — и ни чем больше. Но на самом деле это чрезвычайно удобно, ведь при необходимости существенного изменения длительности выдержки достаточно немного переместить основной диск и провести коррекцию тыльным диском в одну-две трети ступени, если это потребуется, — вместо того, чтобы неистово крутить обычный диск управления. В плане точности работы при естественном освещении экспозамер приятно удивил в любых, даже очень сложных условиях съёмки. Конечно, ошибки случаются, и даже существенные, но чаще всего тянуться к диску экспокоррекции не приходится. Автоматика прекрасно показала себя при съёмке в пасмурную погоду, которая нередко приводит экспозамер камер в замешательство, не составила труда для X-E2 и съёмка сильно затенённых объектов. В лабораторных условиях при искусственном освещении ошибки экспозамера оказались не рекордно малыми, но результат стоит признать отличным. При освещении лампами накаливания ошибка не превышала -0,15 EV, а при освещении флуоресцентными лампами — -0,13 EV. В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, из которых три — это различные варианты ламп дневного света, и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Наличие последнего пресета совершенно непонятно, ведь подводного бокса для данной камеры в перечне опций нет. Кроме того, предусмотрен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K в диапазоне 2500–3000 K и до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется предусмотрен автоматический и ручной режим, причём для последнего имеется только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер предусмотрено два контейнера и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, предусмотрена тонкая регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемым клавишам. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|