⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Обзор камеры Fujifilm X-T1: водостойкая «беззеркалка»
⇡#Дисплей, видоискатель и интерфейсВ камере используется довольно крупная матрица видоискателя с диагональю 0,5 дюйма, причём это не ЖК-матрица, а OLED, к тому же с огромным разрешением — 2 360 тыс. точек. В общем, тут Fujifilm X-T1 ничуть не уступает топовым камерам Sony, где также используется OLED-видоискатель со схожим разрешением. Однозначно можно сказать, что отдельные точки заметить невозможно в принципе, поэтому цифровую натуру видоискателя выдает только динамический диапазон системы в целом, а также промахи баланса белого при освещении лампами с низкой цветовой температурой. А вот мерцание при освещении флуоресцентными лампами, которое иногда заметно в OLED-видоискателях камер Sony, в случае тестируемой камеры обнаружено не было. В общем, работать с таким видоискателем одно удовольствие. Конечно, тут трудно не вспомнить, что X-Pro 1 оборудован потрясающе удобным гибридным видоискателем, с которым даже самой хорошей матрице конкурировать сложно. Также стоит отметить наличие датчика приближения, который инициирует автоматическое переключение между экраном и видоискателем, что минимизирует риск ослепления дисплеем, да и удобно это, в конце концов. Fujifilm X-T1 оборудована 3-дюймовым наклонным дисплеем с разрешением 1040 тыс. точек. Стоит напомнить, что у Olympus O-MD E-M1 размер и разрешение дисплея схожие, да и конструкция наклонная, но вдобавок к этому экран основного конкурента ещё и сенсорный, тогда как у тестируемой камеры он не чувствителен к нажатию. В остальном дисплеи приблизительно схожи — огромные углы обзора, хорошая цветопередача, высокая контрастность, да и запас яркости высок. Примечательно, что даже при использовании среднего уровня яркости подсветки дисплей легко читается под прямыми солнечными лучами. Защита экрана очень толстая и прочная. Правда, даже при давлении по центру защита контактирует с ЖК-матрицей по периметру, где и появляются радужные разводы. Нельзя сказать, что это плюс, но всё же нагрузка распределяется равномерно, что снижает риск повреждения матрицы. Меню X-T1 вполне типично для камер Fujifilm и состоит из главного окна, быстрого меню и основного меню. В главном окне предусмотрено несколько режимов отображения служебной информации, в том числе не только путём наложения данных на кадр, но и отдельное отображение исключительно служебной информации. В данном случае визирование осуществляется лишь при помощи видоискателя. Быстрое меню представляет собой матрицу (4х4) ячеек с различными параметрами. Быстрый доступ к 16 параметрам — это здорово, но при его выводе визирование невозможно ни при помощи дисплея, ни при помощи видоискателя. Основное меню вполне стандартное для камер Fujifilm, чего-то экстраординарного в нём нет. Анимация в нём есть, и пусть её немного, но она неотключаема. К счастью, анимация очень быстрая и плавная, поэтому совершенно не отвлекает от процесса съёмки. Ниже для ознакомления с графическим интерфейсом камеры приведено несколько снимков экрана. ⇡#Особенности камерыОдним из важных отличий Fujifilm X-T1 от большинства «беззеркалок» является надёжная пылебрызгозащитная конструкция. Магниевый корпус камеры имеет около 80 герметичных соединений, предотвращающих попадание внутрь пыли и влаги. Кроме того, благодаря особой конструкции X-T1 может нормально работать при температурах до –10 градусов Цельсия. В камере используется новый двухъядерный процессор EXR II, который, по заверениям производителя, стал вдвое быстрее предыдущего процессора. Fujifilm X-T1 действительно быстра. Например, скорость фокусировки заявлена на уровне 0,08 секунды. Результат, прямо скажем, впечатляющий, но это мы ещё проверим по нашей стандартной тестовой методике. Матрица X-Trans CMOS II отличается оригинальным цветовым фильтром с нерегулярной структурой расположения пикселей, что устраняет необходимость в использовании оптического низкочастотного фильтра. Эти фильтры применяются в обычных системах для устранения муара, но значительно снижают разрешение. Матрица X-Trans CMOS II улавливает нефильтрованный свет от объектива и запечатлевает изображение с более высоким разрешением, чем система с оптическим фильтром. Также стоит отметить технологию оптимизации модуляции света (LMO), которая появилась в результате совместной разработки объектива, матрицы и процессора. Высокоточная обработка параметров фокусного расстояния и диафрагмы каждого устанавливаемого объектива и данных со всей площади кадра позволяет системе исправлять дифракционное смазывание при съёмке с малым раскрытием диафрагмы и компенсировать небольшую размытость изображения на периферии объектива. Однако работать функция будет только с новейшими объективами и только после обновления их прошивки. Также стоит отметить фирменную «фишку» камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работают данные режимы не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% — начиная со значений чувствительности ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе. Матёрые фотографы-«плёночники», скорее всего, оценят режим моделирования плёнок Fujifilm. Примечательно, что в настройках предусмотрен режим брекетинга функции моделирования плёнки. Нельзя не отметить возможность камеры снимать панорамы с довольно высоким разрешением — до 2160х9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600х1440 точек при горизонтальном. В плане удобства использования Fujifilm X-T1 тоже хороша, ведь, во-первых, в процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а во-вторых, на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота: даже если провести её в обратном направлении, съёмке это не навредит, а «прогресс-бар» при обратном движении будет попросту стоять на месте. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство процесса съёмки, но и точность склейки, и тут многое зависит от процессора, корректности алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам тестируемая камера пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но всё же результат вполне достойный. Ещё одна важная и популярная нынче особенность — это наличие модуля Wi-Fi. Передача данных на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатное ПО, подключить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона, записывая их в метатеги снимка. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только отправлять фото в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно, что для её работы внешний GPS-модуль не требуется. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. Кроме того, предусмотрена и функция управления съёмкой при помощи смартфона, причём возможна не только фото-, но и видеосъёмка. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПроизводитель заявляет, что камера готовится к работе полсекунды при использовании объектива XF27 F2,8. Разумеется, объективы с фиксированным фокусным расстоянием нередко шустрее «зумов», тем более комплектных, причём не только в плане скорости фокусировки, но и в плане скорости подготовки к работе. В нашем же случае использовался комплектный зум-объектив. К сожалению, у Fujifilm X-T1 не получилось подтвердить заявленные производителем результаты — камера смогла сделать снимок лишь через 0,97 секунды. Для сравнения: схожая по начинке E-X2 при том же заявленном времени подготовки к работе смогла сделать первый снимок через 1,09 секунды. Впрочем, даже это небольшое преимущество перед сородичем не меняет того факта, что это крайне медленно и соизмеримо с показателями «беззеркалок» первой волны, тогда как современные конкуренты зачастую укладываются в треть секунды. Скорость серийной съёмки Fujifilm X-T1 составляет 8 кадров в секунду (при фокусировке по первому кадру), но и этот высокий показатель — не лучший среди конкурентов. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. Тут стоит отметить, что Fujifilm X-T1 может похвастаться поддержкой карт класса UHS-II. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 36 кадров, в RAW и RAW+JPEG — по 22 кадра. Результат весьма неплохой, особенно с учётом довольно высокой скорости серийной съёмки, но всё же не рекордный. Olympus OM-D E-M1 при использовании той же карты памяти смог отснять со скоростью 9 кадров в секунду серии длительностью 40, 35 и 33 кадра соответственно. Скорость записи серии на карту памяти зависит исключительно от скорости карты памяти. В нашем случае даже при записи RAW+JPEG ждать приходится буквально несколько секунд. Да, собственно, и ждать особого смысла нет, ведь органы управления при этом не блокируются. В плане скорости фокусировки камера в теории должна показать чуть ли не безупречный результат, ведь производителем заявлено 0,08 секунды. Подобный результат возможен при тестировании по методике CIPA с объективом XF14 мм F2,8 R. «Фиксы» зачастую быстрее зум-объективов, но именно «зум» нам и был предоставлен, причём штатный, пусть и весьма качественный. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см в широкоугольном положении и с 100 см в телеположении. Тут стоит отметить, что X-E2, у которой также заявлен результат в 0,08 секунды, смогла сфокусироваться лишь за 0,32 секунды на широком угле и за 0,34 секунды в телеположении. Наш подопытный оборудован тем же объективом, что и E-X2 (в пресс-парке Fujifilm один и тот же объектив Fujinion Super EBC XF 18-55 mm 1:2.8-4,0 R LM OIS кочует от камеры к камере, поэтому на данный момент он выглядит весьма потрёпанным), благодаря чему результаты сравнить ещё интереснее. В телеположении результат, прямо скажем, не то что не впечатлил, а разочаровал — 0,52 секунды. Однако на ШУ камера смогла уложиться в 0,09 секунды! В общем, отличный результат. Тут стоит отметить, что Olympus OM-D E-M1 потребовалось 0,1 секунды. Примечательно и то, что тестируемая камера легко фокусируется на контрастных объектах при освещённости 0,6-0,8 лк, тогда как X-E2, будучи оборудованной таким же процессором и сенсором, как и наш подопытный, смогла сфокусироваться на тестовом шаблоне при освещённости лишь 1,5 лк, что, впрочем, также является отличным показателем. В плане настроек и удобства работы с камерой во время фокусировки придраться особо не к чему. Для выбора режима работы фокусировки (постоянный, покадровый и ручной) не нужно бродить по меню, ведь для этого предусмотрен отдельный рычаг в лицевой части камеры, что весьма удобно. Режимов выбора зоны фокусировки немного, точнее, их всего два — мультивыбор и ручной выбор зоны фокусировки, причём вызов функции выбора зоны фокусировки можно завязать на одну из программируемых клавиш, поэтому в меню заходить не приходится. Отдельно стоит отметить режим определения лиц. Он работает, причём работает отлично, и как лица определяются только лица, в том числе людей в солнцезащитных очках. Более того, лица замечательно удерживаются даже при активном движении. Но работает функция только при съёмке в фас, а вот в профиль автоматика лица не распознает. К тому же в X-T1 нет ни списка избранных лиц, ни режима определения улыбки, что учитывая позиционирование камеры, нельзя отнести к недостаткам. Впрочем, не только автоматическая фокусировка заслуживает похвалы, ведь ручному режиму тоже есть чем похвастаться. Для начала стоит отметить оригинальную шкалу дистанций, на которой отображается не только непосредственно дистанция, но и приблизительная глубина резкости, что весьма удобно. Во-вторых, при помощи клавиши Focus Assist можно увеличить выбранную зону фокусировки с двумя вариантами масштаба. В-третьих, предусмотрена подсветка зон резкости, или же так называемый «пикинг». Но главное отличие от конкурентов — это своеобразный аналог клиньев Додена, именуемый «разделением экрана». В случае зеркалок для реализации клиньев достаточно заменить фокусировочный экран, после чего работа с мануальной оптикой превращается в сплошное удовольствие. Вот только электронный аналог далёк от прообраза по удобству работы, а уж при слабом освещении помощи от данной функции, как, впрочем, и от «пикинга» немного. Однако при достаточном уровне освещения функция весьма интересна и удобна в работе. В Fujifilm X-T1 используется TTL-экспозамер, который по современным меркам может показаться не особо продвинутым, ведь зон немного — 256. Впрочем, сразу стоит отметить, что экспозамер тестируемой камеры один из самых точных — если не самый точный — среди всех протестированных нами камер, причём не только в лабораторных, но и в обычных, полевых условиях. Fujifilm X-T1 без проблем способна снимать сильно затенённые объекты, при этом совершенно не «вытягивая» тени, чем грешит большинство современных фотоаппаратов независимо от типа и класса. Кроме того, камера прекрасно снимает, даже если яркое солнце светит прямо в лоб. На приведённом ниже снимке представлен один из таких случаев — с солнцем в кадре. В подобных условиях большинство камер попросту поднимут белый флаг — им потребуется вмешательство пользователя, а X-T1 пусть не идеально, но всё же вытянула кадр в программном режиме установки экспопары без ручного вмешательства. Следующий пример также отснят в программном режиме без ручного вмешательства. Как видим, Fujifilm X-T1 смогла сделать корректный снимок в условиях, где большинство камер здорово осветлили бы весь кадр, дабы вытянуть большой затенённый участок, что потребовало бы введения отрицательной коррекции экспозиции. Из настроек пользователю доступен выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера, причём для этого не обязательно идти в меню, так как предусмотрен отдельный рычаг, что весьма удобно. Конечно, подобный рычаг есть даже у некоторых ультразумов (кстати, большая часть из них — именно производства Fujifilm), но среди «беззеркалок» это всё же большой плюс. Разумеется, предусмотрено и введение коррекции экспозиции, причём тоже механическим регулятором. Вот только диапазон коррекции для столь недешёвой камеры довольно скромный — от -3 до +3 EV с шагом в треть ступени. А ведь можно было предусмотреть коррекцию и в чуть большем диапазоне, но, например, в меню. В плане настроек брекетинга камера разочаровала, ведь предусмотрена съёмка только с вилками 1/3, 2/3 и 1 ступень, да и количество кадров ограничено всего-навсего тремя, что по силам всем ультракомпактам с функцией брекетинга. Но всё же стоит напомнить, что экспозамер в камере работает отлично, и уж больно большой разбег при съёмке с брекетингом ей особо не нужен (исключением является лишь подготовка к созданию HDR-снимков). Выбор выдержек осуществляется при помощи диска в пределах от 1 до 1/4000 секунды с шагом в одну ступень. Исключением является только значение 1/180 секунды. Дело в том, что скорость синхронизации вспышки как раз и составляет 1/180 секунды, поэтому на диске выдержек данное значение даже отмечено особым образом — 180x. Если шага в одну ступень недостаточно, то изменение возможно и с более привычным шагом в треть ступени — при выборе любого из значений на диске возможна корректировка в обе стороны на 1/3 или 2/3 ступени, благодаря чему одну и ту же выдержку можно установить в двух положениях диска. В общем, управление весьма удобно, и расстраивает только минимальная выдержка в 1/4000 секунды, тогда как у главных конкурентов доступен вариант вдвое меньше. Тут же стоит напомнить и о минимальной чувствительности в 200 единиц (значение ISO 100 из расширенного диапазона доступно только при съёмке в формате JPEG), что при использовании светосильного объектива в солнечный день потребует наличия ND-фильтров. В лабораторных условиях камера показала буквально чудеса. При освещении лампами дневного света ошибка не превышала 0,03 EV, а при использовании ламп накаливания — -0,03 EV. Это абсолютный рекорд среди всех протестированных нами камер. После «полевых» испытаний хороший результат был вполне ожидаем, но столь мизерную ошибку мы увидеть не рассчитывали. В общем, браво, Fujifilm! В настройках баланса белого предусмотрено семь пресетов, в том числе три для различных вариантов ламп дневного света и по одному для ламп накаливания, тени, дневного света, а также подводной съёмки. Кроме того, доступен ручной выбор цветовой температуры в диапазоне от 2500 до 10000 K с постепенным увеличением шага от 50 K в начале диапазона и до 900 K на трёх последних значениях. Разумеется, предусмотрены автоматический и ручной режимы, причём для последнего имеется только один контейнер, хотя у большинства продвинутых камер предусмотрено 2-3 контейнера и более. Для любой из настроек, включая ручной и автоматический режимы, есть тонкая регулировка по шкале m/g-a/b (по 9 значений). Отдельной клавиши для баланса белого нет, но данное меню можно привязать к программируемым кнопкам, например к одной из клавиш навигации. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Майредах].
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|