Фото и видео

Обзор компактной камеры Fujifilm X100T: разумная эволюция

⇣ Содержание

#Видоискатель, дисплей и интерфейс

Как уже отмечалось, видоискатель — это уникальная «фишка» камер Fujifilm, ведь он не простой, а гибридный. В оптический видоискатель встроена ЖК-матрица с разрешением 2 360 тыс. точек, причём она может работать как в режиме цифрового видоискателя, так и в режиме наложения информации на изображение в оптическом видоискателе (кадрирующая сетка, электронный уровень, различные параметры съёмки). Нечто подобное предусмотрено, например, в Canon EOS 7D, но количество отображаемых параметров у него меньше. Хотя стоит отметить, что в случае Canon EOS 7D высвечиваемые красными буквами данные читаются гораздо проще, чем белые буквы, которые едва заметны при съёмке светлых кадров, в случае камер Fujifilm. Из недостатков стоит отметить и не особо удобный наглазник. В режиме электронного видоискателя, несмотря на высокое разрешение, придраться всё же есть к чему — точность цветопередачи не лучшая, а при освещении лампами дневного света в видоискателе заметно мерцание (хотя тут стоит отметить, что замечают его не все), тогда как на дисплее мерцание не ощущается. В общем, несмотря на инновационную конструкцию, которая действительно здорово облегчает работу с камерой, видоискатель хорош, но всё же не идеален.

А вот дисплею можно петь исключительно хвалебные оды. В случае X100S и первенца серии X100 диагональ дисплея составляет всего 2,8 дюйма, а разрешение вовсе смехотворно мало для такой недешёвой камеры — лишь 460 тыс. точек. В новинке же установлен 3-дюймовый дисплей с разрешением 1040 тыс. точек. Не рекорд, но уже на уровне с конкурентами из того же ценового диапазона. Он характеризуется огромными углами обзора в обеих плоскостях: даже при взгляде под максимально острым углом изображение практически не теряет контрастность. В сумме с отличной цветопередачей экран новинки можно назвать одним из лучших. В качестве приятного бонуса идёт прочнейшая защита дисплея, которую довольно сложно продавить до соприкосновения с матрицей, да и царапин она практически не боится. Жаль, нет олеофобного покрытия.

Меню большинства фотоаппаратов разных производителей похожи — если есть опыт общения с одной камерой, то ознакомление с интерфейсом почти любого другого фотоаппарата займёт 5–10 минут. Плюс пару дней на привыкание и доведение движений пальцев до автоматизма. Но камеры Fujifilm иные: даже опытным пользователям, мигрирующим с фотоаппаратов других производителей, требуется значительно больше времени для привыкания к меню, и X100T в этом плане не является исключением. Однако после прохождения периода адаптации, пусть и длительного, проблем с управлением не возникает.

Меню состоит из главного окна, основного меню и быстрого меню. Последнее представляет из себя матрицу иконок 4 × 4, то есть 16 параметров, причём любой из пунктов быстрого меню можно в несколько движений заменить другим. Нечто подобное предусмотрено в продвинутых камерах Panasonic, которые и являются основными конкурентами нашего сегодняшнего подопытного. Помимо программирования быстрого меню, предусмотрена настройка семи клавиш, четыре из которых — клавиши навигации. Всё это добро производитель подсластил семью отсеками сохранения пользовательских настроек. Описывать все пункты меню смысла нет, поэтому ниже для ознакомления приведено несколько снимков экрана.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

#Особенности камеры

Цифровые камеры Fujifilm достаточно самобытны и в определённой степени уникальны, ведь в них используется не обычный КМОП-сенсор, а X-Trans CMOS II. Собственно, матрица такая же, как и у топовой камеры Fujifilm X-T1. Уникальность матрицы заключается даже не во встроенных фазовых датчиках (этим сейчас трудно кого-то удивить), а в своеобразной структуре светочувствительных элементов и отсутствии низкочастотного фильтра, благодаря чему повышается чёткость снимка. Уникальной «фишкой» камеры является возможность вывода фрагмента изображения на электронном видоискателе при использовании оптического во время ручной фокусировки. То есть весь кадр оценивается посредством оптического видоискателя, а увеличенная область фокусировки накладывается при помощи встроенного прозрачного ЖК-дисплея. «Фишка» не только уникальна, но ещё и чрезвычайно интересна.

Fujifilm — это один из крупнейших производителей фотоплёнки. Однако плёнка своё уже отжила, и только редкие энтузиасты всё ещё упорно предпочитают именно аналог, а не цифру. Именно для таких матёрых ретроградов — в хорошем смысле этого слова — производитель предусмотрел режимы имитации плёнки, разумеется, производства Fujifilm. Также стоит отметить фирменную особенность камер Fujifilm — программное расширение динамического диапазона, которое доступно не только в продвинутых камерах с большим сенсором, но и в компактах. В настройках предусмотрено четыре режима его работы: DR100%, DR200%, DR400% и автоматический режим. Однако работают данные режимы не всегда. Например, DR200% можно активировать при ISO 400 и выше, а DR400% — начиная с ISO 800. Конечно, воспринимать проценты буквально и ожидать расширения ДД вчетверо не стоит, но всё же толк от применения данной функции есть, что особенно заметно при съёмке объектов на фоне неба в пасмурный день либо на закате/восходе.

Фотоаппарат способен снимать автоматические панорамы с разрешением до 2160  × 9600 точек при вертикальном положении камеры и до 9600 × 1440 точек при горизонтальном. В процессе съёмки панорамы не приходится удерживать нажатой клавишу спуска, а на экране отображается не только строка прогресса, но и уровень, который позволяет получить панорамы с корректной линией горизонта. Кроме того, камера совершенно нетребовательна к скорости и равномерности поворота, поэтому даже при небрежной проводке качество склейки будет весьма достойным. При съёмке автоматических панорам важно не только удобство самого процесса, но и точность склейки, и тут многое зависит от процессора, корректности алгоритмов обработки полученных изображений и скорости серийной съёмки. Судя по всему, со всем перечисленным в камере полный порядок. Конечно, в плане создания автоматических панорам тестируемая камера — пока не ровня конкурентам от Sony с функцией PanoramaSweep, но всё же результат вполне достойный.

Конечно же, не стоит забывать и о встроенном модуле Wi-Fi, наличие которого уже успело стать правилом хорошего тона для фотоаппарата дороже $600. Передача данных на смартфон организована весьма удобно. Для этого достаточно загрузить бесплатное ПО, подключить смартфон к камере — и просматривать отснятый материал на большом экране, причём с возможностью масштабирования, но без сохранения в память гаджета. При необходимости возможно одновременное копирование на смартфон до 30 фото. Также Wi-Fi-модуль позволяет получать данные о местоположении от смартфона, записывая их в метатеги снимка. Отправка снимков в социальные сети осуществляется при помощи смартфона, тогда как некоторые конкуренты способны не только отправлять фото в соцсети собственными силами (для чего необходима поддержка работы в режиме инфраструктуры), но и посылать электронные письма. Также стоит отметить функцию геотегинга. Примечательно, что для её работы внешний GPS-модуль не требуется. Данная функция работает только при подключении камеры к смартфону, оборудованному GPS-приёмником, с которого и снимаются данные. Подход весьма интересный, но не уникальный, ведь к подобной хитрости прибегла не только Fujifilm. Кроме того, предусмотрена и функция управления съёмкой при помощи смартфона, причём возможна не только фото-, но и видеосъёмка.

#Съёмка и впечатления от работы

Для большинства компактов скорость подготовки к работе — ахиллесова пята, поэтому, например, в нашей методике для прохождения данного теста компакт должен уложиться в две секунды от момента нажатия на клавишу питания до начала спуска затвора. Немало компактов не вписываются и в столь мягкие нормы, лишь изредка преодолевая рубеж в 1 секунду. А вот подавляющее число «беззеркалок», с которыми ввиду цены и размера сенсора стоит сравнивать Fujifilm X100T, укладываются в 0,3–0,5 секунды. Для нашего подопытного как раз и заявлено 0,5 секунды, однако по факту первый снимок удаётся сделать лишь через 1,3 секунды. Слабый результат для столь недешёвого решения. Однако пенять на тип камеры тут не приходится, ведь и «беззеркалки» Fujifilm готовятся к работе более секунды. Процессор в недостаточной производительности тоже сложно обвинить, поэтому остаётся кивать лишь на несовершенство алгоритмов микропрограммы управления.

Скорость серийной съёмки Fujifilm X100Т составляет шесть кадров в секунду, что весьма немало по меркам великосенсорных компактов. Например, Nikon Coolpix A и Ricoh GR способны выдать лишь по четыре кадра в секунду. Измерение скорости и длительности серии проводилось в трёх режимах: в формате JPEG с наименьшим сжатием, в формате RAW, а также в RAW+JPEG с наименьшим сжатием. Для всех форматов было установлено максимально доступное разрешение. Фокусировка была переведена в ручной режим, выдержка составляла 1/1000 секунды, а различные программные обработки были отключены. Для минимизации влияния различных сторонних факторов была выбрана наиболее быстрая из карт памяти, имеющихся в наличии, — SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I с заявленной скоростью записи до 90 Мбайт/с. В формате JPEG камера смогла отснять на максимальной скорости 39 кадров, тогда как ёмкость буфера составляет 25 кадров. Но интереснее то, что камера и дальше способна снимать со скоростью 5 кадров в секунду вплоть до заполнения памяти. В RAW и RAW+JPEG результаты не столь радужные — камера отсняла 7 и 6 кадров соответственно.

Скорость фокусировки производитель чуть ли не для каждой модели — как для «беззеркалок», так и для продвинутых компактов —  заявляет впечатляющую: 0,08 секунды. Но столь точного соответствия результатов у нескольких моделей быть не может, даже с учётом того, что используются одинаковые процессоры и одинаковые матрицы со встроенными фазовыми датчиками (гибридная система автофокусировки). Кстати, стоит отметить, что именно Fujifilm первой выпустила фотоаппарат с гибридным автофокусом, но оседлала волну популярности данной технологии Sony. В любом случае её применение технологии позволяет повысить точность работы в том числе и при слабой освещённости. При этом, разумеется, повышается и скорость.

Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении (1000 лк в контрольной точке по центру шаблона), в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность, съёмка производилась с расстояния 50 см. Итог — 0,18 секунды, что довольно далеко от заявленного, но всё же данный результат стоит признать отличным, ведь большинство зеркалок с «китовыми» объективами фокусируются на широком угле 0,3–0,6 секунды. Однако важна не только скорость, но и корректность работы автофокуса при слабом освещении. А тут у многих пользователей предшествующей модели, X100S, были замечания. Не очень уверенная работа в темноте ожидалась и от X100T, ведь объектив, процессор и матрица у новинки идентичные. Но не тут-то было. Fujifilm X100T поставил рекорд, причём абсолютный среди абсолютно всех протестированных нами камер, и смог навестись на тестовом шаблоне по центральной зоне при освещённости всего 0,18 лк. При столь слабом освещении зрение уже не позволяет корректно сфокусироваться вручную, а от контрастного метода фокусировки, на основе которого работает режим подсветки граней резкости, толку вовсе нет.

Выбор зоны автофокуса довольно прост — это либо мультизонный, либо однозонный режим с возможностью выбора зоны (матрица 7 × 7). Разумеется, предусмотрели в камере и режим определения лиц, который работает весьма корректно. Стоит отметить, что в X100T предусмотрен фильтр отснятых материалов по количеству лиц — один человек, пара и группа (то есть больше двух человек). В большинстве ситуаций автоматика ведет себя корректно, однако не стоит ждать от неё чуда: если сцена сложная, то всё равно приходится прибегать к ручной фокусировке. Благо переключение между режимами проще простого, ведь для этого есть отдельный рычажок. К тому же производитель предусмотрел автоматический перевод видоискателя в цифровой режим при переходе на ручную фокусировку. Из помощников доступен уже привычный «пикинг» (три цвета с возможностью выбора уровня активности функции), а также шкала расстояний, которая в дополнение к текущему положению регулятора отображает ещё и глубину резкости. Также возможно увеличение зоны фокусировки. Ещё один интересный помощник — это так называемое цифровое разделение. Фактически это электронная имитация фокусировочных экранов с клиньями Додена. Разумеется, данная функция, как и «пикинг», основана на контрастном методе автофокусировки (ведь это имитация, а не фокусировочный экран с клиньями), поэтому при крайне слабом освещении толку от неё нет. Отдельно стоит отметить режим макро, который позволяет производить съёмку уже с 10 см от объекта, что бывает весьма удобно при съёмке небольших предметов, мелких зверушек и насекомых, ведь зума у камеры нет.

В камере применён 256-зонный экспозамер. Точно такой же используется и во всех современных «беззеркалках» Fujifilm, которые в плане корректности работы экспозамера нередко показывают весьма выдающиеся результаты. Из настроек пользователю доступен выбор одного из трёх стандартных режимов экспозамера, но, к сожалению, отдельного рычага для данной функции нет, поэтому для выбора приходится заходить в меню. Примечательно то, что теперь возможна привязка зоны экспозамера к точке фокусировки, что бывает весьма удобно. Внимательные читатели уже заметили, что на диске выдержек шаг градуировки — одна ступень. Однако это не означает, что шаг в треть ступени недоступен. Промежуточные положения можно выбрать при помощи тыльного диска управления. Эти манипуляции могут показаться избыточно сложными, но на практике это весьма удобно. Например, при необходимости быстрого и значительного изменения длительности выдержки приходится прокручивать весь диапазон с шагом не 1/3 EV, а 1 EV с последующей коррекцией с шагом в треть ступени, если это необходимо.

Отличительной особенностью X100T является наличие электронного затвора, который позволяет снимать на выдержках вплоть до 1/32000 с. Вопрос, зачем же тогда нужен нейтрально-серый фильтр, для опытного фотографа не стоит, а начинающим стоит ознакомиться со следующими снимками движущихся автомобилей, на которых чётко видны искажения, связанные с особенностями считывания данных с сенсора при использовании электронного затвора. Но зато с электронным затвором статичные объекты можно снимать на максимально открытой диафрагме в солнечную погоду на пляже или на снегу. Также доступен гибридный режим — механический/электронный затвор, но уровень чувствительности в данном режиме ограничен диапазоном ISO 200–6400 единиц. Впрочем, в последнем нет ничего страшного, ведь трудно представить себе ситуацию, в которой может потребоваться максимально открытая диафрагма и максимальная чувствительность при минимальной выдержке.

Механический затвор

Механический затвор

Электронный затвор

Электронный затвор

Коррекция экспозиции осуществляется при помощи отдельного диска. Это не уникальная особенность, причём в некоторых камерах она реализована лучше. В частности, некоторые производители добавляют светодиодный индикатор, который активируется при наличии коррекции. Брекетинг экспозиции особым богатством настроек порадовать не может — доступна съёмка лишь трёх кадров с шагом в 0,3, 0,7 и 1 EV. Зато имеется встроенный нейтрально-серый фильтр, который позволяет выиграть три ступени, что бывает весьма актуально при съёмке на открытой диафрагме в солнечный день. В целом при естественном освещении независимо от погодных условий автоматика отрабатывает весьма корректно, но всё же до точности Fujifilm X-T1, в котором используются аналогичный сенсор и процессор, подопытный всё же немного недотягивает. В лабораторных условиях автоматика также отработала на отлично. При освещении лампами дневного света ошибка не превышала -0,06 EV, а при использовании ламп накаливания не выходила за пределы -0,09 EV, что также является очень хорошим результатом.

Настройки баланса белого включают семь предустановок (три совершенно бесполезные настройки для флуоресцентных ламп, солнечный свет, облачно, лампа накаливания, под водой). Также предусмотрен выбор цветовой температуры в диапазоне 2500…10000 K, автоматический и ручной режимы. Для последнего предусмотрен лишь один контейнер, тогда как и менее продвинутым компактам достаётся по 2–4 ячейки для хранения ручных настроек. Для любого из пресетов и режимов предусмотрена тонкая настройка по шкале a-b/g-m. В целом же при естественном освещении независимо от погодных условий работа автоматики только радует. Неплохо она себя показывает и при освещении лампами дневного света, а вот при использовании ламп накаливания пасует. Но это и не удивительно, ведь лампы данного типа заставляют ошибаться практически все камеры, причём в большинстве случаев чрезвычайно сильно.

Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 5 500 K, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже.

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, флуоресцентное освещение 5500 K

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

Автоматический ББ, освещение лампами накаливания

На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах].

Следующая страница → ← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥