⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Укол зонтиком: шпионские устройства XX века
⇡#Шпионский транспорт: на чем ездят настоящие разведчикиТранспортные средства при шпионаже нужны не так часто, как это показано в голливудских фильмах. В основном они используются при диверсионных операциях и иногда — для разведки. Поэтому автопарки секретных служб невелики, а сами сотрудники пользуются обычными, в лучшем случае бронированными машинами. Слишком уж накладно разрабатывать единичный экземпляр «суперавтомобиля» для одного агента и тем более ставить подобное производство на поток. Поэтому среди таких проектов спецслужбами всегда ценились простые и практичные изобретения. Летающая шпионская корзина Во время Первой мировой войны любой транспорт был редкостью. Техника только зарождалась — не было надежных самолетов и автомобилей, а те экземпляры, которые все-таки имелись, были непрактичными и требовали больших затрат на обслуживание. Но даже в такой непростой обстановке разведслужбы умудрялись придумывать оригинальные способы перемещения шпионов. Представьте себе дирижабль, который поднимается в небо, чтобы выполнить слежку за противником. Подлетая к месту дислокации неприятеля, он набирает высоту и прячется в густом покрове облаков. Но что это? Из облаков появляется крохотная точка. Это на длинном тросе спускают «шпионскую корзину». Это изобретение походило на рыбу или бомбу. Внутри такой «рыбы» сидел (а в некоторых конструкциях и лежал) разведчик. Через специальное окошко он перерисовывал карандашом планы местности и обозначал на них положение противника. Как только работа была завершена, разведчик подавал знак, и его лебедкой втягивали обратно в дирижабль, после чего воздушный транспорт отправлялся на военную базу. Такими «шпионскими корзинами» были вооружены, например, дирижабли Schütte-Lanz и Zeppelin. Такую корзину для «Цеппелина» немецкие умельцы капитан Эрнст Леманн А. и барон Геминген умудрились «прокачать» до такой степени, что в ней оказалось плетеное кресло, штурманский стол, электрическая лампа, компас, телефон (для связи с основной палубой) и громоотвод. Все это опускалось специально сделанным тросом длиной 1000 метров. Идея создать такую корзину пришла в головы немецких изобретателей после того, как они столкнулись с проблемой развертывания антенны. Длинный провод попросту болтался в воздухе. Чтобы сделать его положение стабильным, к концу проволочной антенны привязывали грузило. Впоследствии родилась идея спустить аналогичным образом человека. Те, кому посчастливилось побывать в такой шпионской будке (или, как ее еще называли, — шпионской гондоле), потом говорили, что было жутковато потерять из виду основной дирижабль. Несмотря на это, никто не отказывался спуститься вниз в «шпионской корзине», ведь это было единственное рабочее место на дирижабле, где разрешалось курить. Складной мопед Когда инженерные разработки спецслужб оказывались удачными, их производство ставилось на поток. Так случилось и со складным мопедом Welbike, созданным во время Второй мировой войны специалистами британской разведывательно-диверсионной службы (Special Operations Executive). Разработали это чудо два заядлых мотолюбителя-инженера: Гарри Лестер (Harry Lester) и Джон Долфин (John Robert Vernon Dolphin). Разработка транспортного средства производилась в засекреченном исследовательском центре городка Вэлвин (Welwyn), расположенного неподалеку от Лондона. Многие секретные изобретения, которые были созданы в Вэлвине, имели схожие названия. Начальные буквы «вэл» в выпускаемых устройствах совпадали и означали городок, где они и были придуманы. Название мопеду было дано по тому же принципу: Wel плюс bike (велосипед) — получился Welbike. Мопед был максимально простым в сборке, имел одноцилиндровый 98-кубовый двигатель с запасом топлива 3,7 л, разгонялся до скорости 50 км/ч и мог ехать без заправки 145 км. Всего было выпущено не менее четырех тысяч таких машин. Из-за маленького размера мопеда военные на таком транспортном средстве смотрятся, мягко говоря, не очень грозно. Зато его можно было упаковать в специальный футляр и сбросить с парашютом с самолета в место дислокации группы. Складные мопеды Welbike использовались, в частности, в Арнеме (Нидерланды) во время операции Marketgarden. Подводные катера С начала пятидесятых годов в разных странах обсуждалась целесообразность разработки радикально нового класса судов — полупогружных катеров. В СССР этим вопросом занималось ЦКБ-19 с Ленинградским морским заводом. Работа велась над «Проектом 1231», или «Дельфином». Его целью было создание ракетного корабля с малой высотой надводной части. Однако подробное изучение проблемы показало, что производство такого судна оказывается слишком затратным делом, а по параметрам оно будет уступать надводным судам. В США тоже проявляли интерес к такому классу судов, но в конечном итоге в ЦРУ эту идею тоже отвергли. Правда, в отличие от СССР, там все же создали модель полупогружной лодки, которую несколько раз успешно использовали для спецопераций. Для увеличения маневренности и снижения стоимости лодку сделали с ограниченным внутренним пространством. Она рассчитана всего на двух взрослых людей. К тому же такое судно нуждается в «материнском корабле» — самостоятельно перемещаться на очень большие расстояния оно не способно. Эта небольшая лодка (длина — чуть меньше шести метров) обладала тихим ходом и могла пройти в те места, где большие суда были бы сразу обнаружены. Лодки были сделаны из дерева и алюминия, с фанерной обшивкой дна, стенок и палубы. Такой материал затруднял обнаружение лодки гидролокаторами и радарными установками. Судно могло полностью погружаться на глубину до десяти метров. Без всплытия лодка могла находиться под водой до четырех недель. На борту можно было провезти до 54 килограммов груза, а запаса хода хватало на 170 км. Единственный недостаток — скорость. Крейсерская скорость полупогружной лодки составляла 7,5 км в час. ⇡#От шипов до счетчика слонов: шпионские штучки на каждый деньИнструменты, которые могут понадобиться современному Джеймсу Бонду, не найти в швейцарском ноже и не купить ни в каком магазине, — порой они бывают очень и очень специфичными. Чтобы секретный агент не провалил задание из-за нехватки какой-нибудь нужной вещи, специалисты технических отделов спецслужб днями и ночами ломают головы над вопросом, как упростить работу шпиона. И очень часто их решения заставляют изумляться обывателя, неискушенного в этом ремесле. Шипы против самолетов Для проведения разведывательных и диверсионных операций сотрудникам управления стратегических служб США была постоянно нужна та или иная техническая помощь. Для этого генерал Донован пригласил специалистов и после Второй мировой войны с их помощью организовал лабораторию, на основе которой был позднее создан исследовательский отдел. Первым главой этого отдела стал химик из Бостона Стэнли Ловелл, который получил от Донована шутливое прозвище Мориарти. Исследовательский отдел вооружал агентов по последнему слову техники, а также разрабатывал всевозможные шпионские устройства. Простейшее оружие, которое когда-либо делал исследовательский отдел под управлением Стэнли Ловелла, вы можете наблюдать ниже. По виду оно напоминает смесь противотанкового ежа и иглы для шприца. Помните, в остросюжетных фильмах убегающие от преследователей агенты часто выбрасывают на дорогу металлические «шипы»? Эти маленькие «ёжики» предназначены как раз для такого случая. Полые внутри, они гарантированно спустят колесо преследователю, если он наедет на такую штуку. А наехать на него шансов много, ведь, благодаря особой форме, как бы ни был брошен «ёж», он обязательно будет иметь торчащий вверх острый шип. Предполагалось, что такие шипы могут использоваться в диверсионных операциях, когда, например, нужно помешать вылету самолета или отправлению автотранспорта. Отмычки для бумаги При взгляде на этот походный набор может показаться, что перед вами коллекция отмычек. В каком-то смысле так и есть. Только предназначены эти инструменты не для дверных замков, а для аккуратного вскрытия конвертов и бумажных пакетов. Такая осторожность нужна в том случае, если их придется заново запечатывать — никаких следов, ясное дело, оставаться при этом не должно. Часть отмычек выполнена из слоновой кости, часть — из стали. А это хитроумное приспособление придумано сотрудниками Объединенной разведывательной организации (OSS) и использовалось во времена Второй мировой войны. Оно также предназначено для любителей чужих писем. Наиболее важные депеши посылались в военное время в конвертах с печатью. Открыть конверт без повреждения этой печати было невозможно. Зато такой палочкой можно было сделать ма-а-аленькую дырочку, накрутить лист бумаги и извлечь документ, не оставляя следов вскрытия. Счетчик слонов — курьезный гаджет ЦРУ Специфичность заданий требовала необычной техники. И в итоге рождались курьезные устройства, такие как счетчик слонов. Специалисты ЦРУ делали устройства на все случаи жизни. Иногда специальный гаджет мог появиться только для однократного использования, для одной-единственной операции спецслужб. В шестидесятых годах прошлого века инженеры разведывательного управления сделали электронно-механический аппарат, предназначенный для агентов, которые вполняли слежку за врагом в странах Юго-Восточной Азии. Миссия сотрудников разведки, заброшенных в эти районы, сводилась к тому, чтобы точно определять количество людей и оценивать их оснащенность. Также следовало наблюдать за грузами, движущимися к тропе Хо Ши Мина от Северного Вьетнама к Южному Вьетнаму вдоль границ Лаоса и Камбоджи. Многие агенты из числа завербованных ЦРУ лаосских жителей вообще не умели читать или писать, не говоря уже про знание английского языка. Вот для них и был сделан этот гаджет. Он представлял собой визуальный счетчик с набором небольших пиктограмм — танков, пушек, грузовиков, мотоциклов, велосипедов, отрядов и т.д. Нужно было просто посчитать машины, ракеты и так далее, после чего ввести напротив нужного рисунка текущее количество посчитанных предметов. Среди позиций, которые можно было ввести в таком устройстве, были ослы и слоны — часто встречаемые в Лаосе животные. После того как данные были указаны, агенту оставалось одним нажатием кнопки передать информацию радиограммой на борт самолета, который пролетал неподалеку. Штази: мы знаем, как вы пахнете Девизом инистерства государственной безопасности ГДР, Штази, был слоган «Неважной информации не существует». Их база данных касалась практически каждого жителя страны. Слежка велась за всеми, и делалось все с немецкой щепетильностью. Фиксировались любые подробности жизни человека, любые мелочи. Судите сами: в музее Штази, который находится в бывшей штаб-квартире в Берлине, можно увидеть удивительный экспонат — герметично закрытую банку с фрагментом ткани. Человека вызывали на допрос или задерживали, он сидел на стуле. Затем стул протирали этим кусочком и помещали ткань в банку. Так сохранялся запах для собак, который мог пригодиться в случае розыска подозреваемого. Шпионаж на страже здоровья Многие из секретных разработок, которые велись под началом спецслужб, со временем становились достоянием общественности. Так, в шестидесятых годах прошлого века ЦРУ спонсировало разработку, которая привела к появлению нового класса элементов питания — литий-йодных батарей. Оценив важность открытия, ЦРУ рассекретило его. Благодаря этому стало возможным создание слуховых аппаратов и кардиостимуляторов с большим сроком службы. Литий-йодный элемент стал хорошей альтернативой ртутно-цинковой батарее, которая ранее использовалась в медицинских имплантируемых аппаратах. Уже в 1972 году был имплантирован первый кардиостимулятор с такой батарейкой. ⇡#ЗаключениеРабота шпиона — это не стрельба и погоня, а тихое и незаметное наблюдение. В реальной жизни там, где начинается пальба и работа кулаками, шпионаж заканчивается. Жизнь секретного агента скучна для окружающих, но очень сложна и необычна для того, кто выбрал эту профессию. В ней есть место всему: интригам, предательству, вымышленной жизни и, конечно, необычным секретным устройствам, сделанным по последнему слову техники. Жаль только, что о многих из них мы узнаем лишь тогда, когда они устаревают. В любом случае тайное рано или поздно все равно станет явным.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|