Offсянка

Трекономика людей Полудня

В ленте текущих новостей промелькнули два неприметных, в общем-то, известия, практически никак не связанных с тревожными темами «главных событий дня». Более того, интересующие нас события и между собой-то, на первый взгляд, не соотносятся практически никак. Но это, впрочем, как посмотреть.

Известие первое – о совсем новой и уже фактически готовой к выходу книге под названием «Трекономика». Книга вполне серьезная, но целиком сосредоточенная на довольно странном занятии, суть которого – тщательный разбор и всесторонний анализ тех экономических механизмов, на основе которых функционирует мир культового и сугубо фантастического американского сериала Star Trek.

Новость вторая – о любопытной инициативе властей Финляндии, решивших оздоровить просевшую национальную экономику весьма неординарным способом. Выражаясь точнее, не столько оздоровить, сколько, скорее, поэкспериментировать с иными формами социального устройства. В основу же эксперимента положен так называемый базовый доход. То есть фиксированная сумма, которую государство регулярно выплачивает людям просто потому, что они граждане своей страны – с равными правами на долю в общих государственных доходах…

Понятно, что оба интересующих нас события имеют непосредственное отношение к экономике – в самом широком смысле этого слова. Но вот для понимания того, насколько тесно и существенно на самом деле связаны две данные новости, понадобятся еще два важных элемента: инфотехнологическая специфика жизни современных людей, погруженных в мир компьютерных сетей и цифровых гаджетов, плюс научно-фантастическая утопия братьев Стругацких «Полдень, XXII век».

Аккуратно сопоставив и собрав все эти четыре элемента, можно узнать нечто весьма важное и содержательное про наше наиболее вероятное будущее. (Для полноты и большей ясности открывающейся картины оказывается очень полезным и еще один, пятый элемент. Однако его пока лучше не затрагивать и раскрыть «секрет ясновидения» лишь непосредственно перед финалом.)

#(1) Мир без денег и дефицита

Если кто-то вдруг совсем уж не в курсе, что подразумевают люди, когда говорят «Стартрек», то для общего ввода в тему можно сформулировать суть понятия таким образом. В середине 1960-х годов некто Джин Родденберри, мало кому известный в ту пору сценарист и телепродюсер, после многократных неудачных попыток сумел-таки пробить к постановке свою идею о научно-фантастическом ТВ-сериале – про освоение дальнего космоса человеком будущего. Сериал получил название Star Trek («Звездный путь» или «Звездный поход» — в более адекватном переводе), достаточно быстро набрал популярность у зрителей США, а со временем стал гигантской франшизой с сотнями миллионов поклонников по всему миру.

За полвека своего существования эта франшиза породила не только полдюжины сериалов, содержащих сотни эпизодов каждый и охватывающих несколько веков истории человечества в третьем тысячелетии. Сюда же входят и свыше десятка полнометражных художественных фильмов, куча компьютерных и настольных игр, море всяческих пародий и перепевов, целая индустрия сувениров и товаров с соответствующей символикой. Ну и конечно же, неисчислимая армия фанатов, именующих себя «трекки» или «треккеры».

Оказавшись столь внушительным явлением массовой культуры, тщательно проработанный мир «Стартрека» породил и очень солидный комплекс исследовательской литературы. Анализу этого общества будущего, в изобилии дающего своеобразные проекции мира нашего, посвящены труды в области философии, социологии, перспектив науки и технологий, даже религиоведения…

Но чего в длинном списке тем подобных книг определенно не было вплоть до нынешнего года, так это экономики. Что, конечно же, не случайность. Причина в том, что люди вселенной «Стартрека» занимаются какими угодно вещами – кроме бизнеса. То есть у них там не только нет никакой купли-продажи вещей и услуг, но и нет даже денег. А значит, по сути дела, и никакой экономики в ее нынешнем традиционном понимании там не наблюдается.

Но на все, как известно, можно смотреть с существенно разных точек зрения. И раз общество там есть и оно реалистично функционирует, значит, какие-то процессы производства и распределения продуктов в нем гарантированно имеются. Новая книга «Трекономика» ("Trekonomics" by Manu Saadia, 2015, Inkshares), собственно, и занимается скрупулезным выявлением данных процессов и сопутствующих экономических механизмов.

Не подлежит сомнению, что у людей этого общества просто в достатке есть все, что им необходимо для работы и быта. Всякую нужную в данный момент вещь – от еды и одежды до инструментов и приборов – им воспроизводит репликатор. Аппарат, доводящий концепцию 3D-принтера до ее логического завершения: преобразующий энергию (или первичную материальную массу) в структурированную материю нужного объекта – на основе файла с его полным описанием. По истечении потребности в данном предмете он проходит полную утилизацию, возвращаясь опять в первичную массу или энергию.

Понятно, что вещи в таком мире естественным образом и полностью утратили свою статусную ценность. Кто угодно в любой момент может заказать репликатору и сделать для себя, по сути, что угодно – хоть то же самое, что понравилось у соседей, хоть еще круче. Поэтому никакой потребности в накоплении богатств и материальных ценностей люди этого общества не испытывают.

Вполне понятно и то, что за техника обеспечивает это общество изобилия: роботы, автоматизация производства, те же репликаторы. На языке специалистов эту модель обычно именуют «Общество постдефицитной экономики». Ну а внешним, наиболее заметным проявлением данного процесса оказывается отсутствие денег в мире будущего.

Поскольку действие эпоса Star Trek происходит на протяжении веков, поначалу можно заметить, что какие-то упоминания о деньгах (федеральных кредитках) порою там мелькают, а затем деньги исчезают полностью… В сериалах и фильмах никак не показано, каким образом, благодаря каким конкретным механизмам это происходило. Однако именно сейчас – уже в нашей, реальной жизни – мы имеем возможность наблюдать, как это делается.

#(2) Достоинство и справедливость

Объявленный ныне правительством Финляндии пилотный социальный проект как первый в этой стране эксперимент с «базовым доходом» (Basic Income) — дело не столько новое, сколько адекватное духу времени. Например, чуть ранее в голландском городе Утрехте местные власти также объявили об аналогичной инициативе и начале реальных экспериментов с осени 2015 года (причем немаловажно, что об интересе к проекту и желании «тоже попробовать» объявили еще около 30 местных администраций Нидерландов).

В Швейцарии, в соответствии с итогами недавнего референдума, уже готовятся собственные похожие инициативы с базовым доходом. Очень позитивные результаты продемонстрировал пробный переход на принципы «минимальных выплат для каждого» в одном из регионов Намибии. Планы по внедрению этой же формы социального обеспечения вместо пособия по безработице прописаны в программах политических партий, имеющих места в парламентах многих развитых стран, включая Великобританию, Германию, Канаду.

Короче говоря, из наблюдаемой динамики несложно понять, что там, где власти всерьез относятся к концепции «государство для людей, а не люди для государства», утопические и абстрактные прежде идеи о преимуществах базового дохода (БД) ныне уже перешли в область вполне конкретных проектов и реальных экспериментов.

В чем же видятся плюсы БД? Помимо того, естественно, что минимальные ежемесячные выплаты по самой природе своей задуманы для удовлетворения элементарных потребностей каждого человека в пище, одежде и крыше над головой. Или, говоря иначе, для избавления граждан от беспросветной нужды, ломающей психику и унижающей человеческое достоинство. Среди прочих важных плюсов БД один из самых очевидных – это автоматическая ликвидация всей той нескончаемой бюрократии, которая связана с пособиями по безработице. Регулярная добыча всяческих необходимых бумажек, доказывающих права людей на пособие, хождение по кабинетам, стояние в очередях… Вся эта возня с огромными затратами времени и усилий сама по себе превращается в своего рода бессмысленную «работу», суть которой – пародия на общественно полезный труд.

Другой важный плюс, также непосредственно связанный с отказом от пособий, – это безграничные возможности для людей заниматься любимым делом, не боясь потерять в деньгах. Реалии нынешней жизни таковы, что для многих безработных элементарно невыгодно работать там, где им хотелось бы, – пусть и с неполным трудоустройством и/или с небольшой зарплатой. Устройство на любую работу автоматически лишает права на пособие, и нередко может оказываться так, что ради финансовых выгод людям удобнее числиться в безработных. С введением БД и эта проблема снимается автоматически.

Конечно же, у концепции «базового дохода для всех» имеется и немало противников. Помимо самого очевидного аргумента типа «это просто очень дорого» (на самом деле нет, просто иной принцип распределения совокупного дохода), одно из наиболее частых возражений сводится к тому, что безответственные люди вообще перестанут работать и, по сути, превратятся в бездельников, паразитирующих на тех, кто действительно по-честному вкалывает. Все деньги, которые дадут алкашам, торчкам и лентяям, те наверняка спустят на выпивку и прочие наркотики, а у ответственной части общества добавится еще больше головной боли от растущей армии своих паразитов…

Для подобной позиции, нельзя не признать, сейчас в достатке находятся реальные примеры из жизни – коль скоро некоторая (пусть и небольшая) часть населения действительно склонна к безделью и саморазрушению, причем вне зависимости от того, есть у них доход или нет. Но даже самые первые эксперименты с БД убедительно показывают, что в целом социальная ситуация в обществе становится существенно здоровее.

Люди из беднейших слоев населения, когда им помогают выйти из унизительного животного существования, сами ищут для себя работу и полезные занятия, с интересом осваивают новые навыки и профессии. В природе каждого человека есть понятие о достойной жизни и стремление к социальным связям, уважение к специалистам своего дела и внутренняя потребность к уважению со стороны окружающих.

#(3) Утопия и реальность

Именно эти, упомянутые выше, механизмы и мотивы – работа не ради денег и карьеры, а ради удовольствия и репутации в обществе – в книге «Трекономика» исследуются на всех фазах своего развития: зарождения, становления, зрелого состояния.

Линус Торвальдс: Если не для удовольствия, то зачем этим заниматься?

Линус Торвальдс: «Если это не приносит удовольствия, то зачем этим заниматься?»

Ведь несложно постичь, что общество, перешедшее на безусловный – пусть и минимальный поначалу – базовый доход для всех, по мере своего успешного развития будет стабильно увеличивать эту самую «финансовую базу». Все больше и больше регулярных услуг или потребностей будет оплачиваться автоматически, без привлечения денег в явном виде. То есть по мере роста базового дохода люди в своей повседневной жизни не только перестанут думать о добывании средств к существованию, но постепенно и вообще перестанут думать о деньгах. Это, собственно, и есть постдефицитная, постденежная экономика.

В исследованиях же конкретно рассматриваемой здесь модели, трекономики, никак нельзя пройти мимо одного очень важного факта. Суть которого в том, что большое количество черт будущего можно вполне реально, воочию наблюдать уже сегодня – в мире инфотехнологий. В том самом мире, который по большому счету и является основным направлением для достижения общества изобилия (автоматизация, роботы и вообще фундамент для развития любых других наиболее передовых научно-технических достижений).

Но при этом обязательно надо подчеркнуть, что в развитии современных инфотехнологий имеются два принципиально разных пути, ведущих в существенно разные версии нашего будущего.

Устранить DRM – систему, дефективную в самой конструкции

Устранить DRM – систему, дефективную в самой конструкции

На одном из этих путей главным приоритетом делают прежде всего «охрану авторских прав», технически сводящуюся к всевозможным DRM-замкам и юридическим барьерам, препятствующим свободному копированию файлов. Ну а в целом система выстраивается на том, что абсолютно за любой байт информации – в идеале – человек должен непременно заплатить вечно алчущим «правообладателям». Куда ведет этот путь, в какие дебри порабощения и самоуничтожения, даже обсуждать неинтересно. (Достаточно просто понимать, что в данной модели контроль за распространением-копированием любой информации придется возложить на роботов. Которые по необходимости будут наделяться все большими и большими полномочиями – за счет урезания прав граждан, естественно. Сценарий знакомый, не так ли?)

А вот другой маршрут – куда более привлекательный – ведет нас прямиком в мир «Стартрека». В этом мире, что прекрасно знают все поклонники жанра, в принципе нет никаких копирайтов и правообладателей, а любая информация, услуги и вещи доступны людям совершенно свободно. Просто потому, что это им нужно. Ну а те, кто реально владеет чем-то ценным – идеями, эффективными программами, новыми приборами или просто бутылками винтажного вина, сделанного по старинке на винограднике, – раздают свои достижения людям просто так, в виде подарков. Укрепляя тем самым свою репутацию и уважение в обществе.

Особенно приятно, что уже сейчас мы в изобилии можем наблюдать, что это такое — постденежная экономика, на просторах Интернета. И как это вообще может выглядеть – экономика, основанная на репутации. Для начала достаточно взглянуть с особой точки зрения на такие сетевые феномены, как Instagram или Vine. Как на места, где люди вкладывают огромное количество работы «просто так» – по сути дела в то, чтобы просто определенным образом повысить свою репутацию в сообществе.

Куда более глубокий пример общественно полезного труда, имеющего гигантскую ценность и при этом осуществляемого людьми совершенно бесплатно, предоставляет народная энциклопедия Wikipedia. Или взять знаменитую ныне ОС Linux – как ярчайшее порождение общенародного движения за открытые исходные коды. На сегодняшний день эта операционная система применяется уже практически повсюду – от персональных гаджетов до космических кораблей и систем управления сложным производством.

(Подпись) Тим Бернерс-Ли – отец http и World Wide Web

Тим Бернерс-Ли – отец http и World Wide Web

Принципиально важно, что все это не какие-то случайные причуды прогресса, а результаты осознанного и массового воплощения людьми совершенно определенных идей об устройстве общества. И отец Linux Линус Торвальдс, и Тим Бернерс-Ли, подаривший миру свой сетевой гипертекстовый протокол для WWW на рубеже 1980-1990-х, и запустивший в 1980-е движение за свободное ПО Ричард Столлмен, и, наконец, мастер программирования Дональд Кнут, в 1970-е подаривший научному миру свой революционный редактор текстов и формул TeX – все это, в некотором смысле, «люди будущего».

Иначе говоря, оперируя концепцией «Трекономики», люди будущего из мира Star Trek – это, по сути дела, наиболее интересные, креативные и достойнейшие из тех людей, что живут среди нас всегда. Они были вчера, определенно есть сегодня и непременно будут завтра. Самое же главное, что по мере эволюции нашего общества таких людей будет становиться все больше и больше…

#(4) Будущее, в котором уютно и интересно жить

Все, кто близко знаком с творчеством братьев Стругацких, наверняка знают, что именно эта идея – о людях будущего среди нас сегодняшних – лежит в основе их знаменитого фантастического произведения, утопии «Полдень, XXII век». Книги, положившей начало большущему, растянувшемуся на 30 лет циклу произведений о людях «Мира Полудня».

В мемуарах Бориса Стругацкого «Комментарии к пройденному» можно найти немало занятных сведений об истории рождения этого произведения. О том, в частности, как начинающих советских писателей, абсолютно убежденных в грядущей «победе коммунизма во всемирном масштабе», довольно сильно смущало, что вожди и программные документы не дают народу никаких содержательных описаний для общества будущего: «Не будет бедности, не будет неравенства, не будет того, не будет сего » Ну а что будет-то в нашем светлом будущем?

В итоге у братьев и родилась идея описать такой мир, в котором живет много хороших людей, похожих на лучших из нынешних, и в котором им самим очень хотелось бы жить – уютно и интересно. Ну а самое, наверное, любопытное, что в предварительной заявке, которую в конце 1959 года Стругацкие подали в московское издательство «Детгиз», в описаниях ключевых моментов будущей книги отчетливо фигурируют базовые идеи сериала «Стартрек» (появившегося примерно на 6 лет позже в США).

Оба фантастических произведения посвящены картинам жизни из будущего человечества на протяжении нескольких веков третьего тысячелетия. Поскольку на родной планете фактически все проблемы землян уже давно решены, за новыми задачами и приключениями люди устремляются в дальний космос. Так что, по сути дела, в основе обеих историй лежат наборы сюжетов из экспедиций нескольких поколений звездолетов. А точнее – колоритных людей, с энтузиазмом исследующих неисчерпаемые глубины Вселенной…

Это явное соответствие особенно замечательно по той причине, что собственно книга Стругацких, вышедшая из печати пару лет спустя, в 1961-м, оказалась чрезвычайно далека от своего первоначального плана и уже совершенно не похожа на Star Trek Джина Родденберри. Кроме, разве что, отчетливой «структуры ТВ-сериала» – когда книгу образуют небольшие самостоятельные рассказы-эпизоды, практически никак не связанные друг с другом по сюжету, но объединяемые в целое появлением одних и тех же героев в разные моменты их жизни.

Ну а еще – и это невозможно не заметить – все ключевые черты будущего общества землян в Мире Полудня и в мире «Стартрек» совпадают до такой степени, что оба произведения можно абсолютно без проблем сложить в единое и естественное целое. Без всяких натяжек, обстругиваний и подгонов.

Конечно же, комплекс столь примечательных соответствий можно расценивать как просто забавную случайность. Но вот если не игнорировать действительно интересное совпадение, а наоборот, сильно удивиться (ведь произведения рождались одновременно, но в абсолютно разных по идеологии средах) и попытаться выявить прочие – более глубокие и менее очевидные – связи, то можно обнаружить нечто удивительное. Мистический «пятый элемент», если угодно.

#(5) Какими вы будете

В финал книги Стругацких помещена довольно загадочная глава-шарада. Суть ее в том, что один из постоянных персонажей Мира Полудня, Леонид «можно я лягу» Горбовский, рассказывает друзьям о своей встрече с человеком из совсем уж отдаленного будущего.

Контакт произошел после серьезнейшей аварии корабля в пустынном межзвездном пространстве. Появившийся из ниоткуда пришелец-спаситель все исправил, продемонстрировав абсолютно волшебные способности в лечении людей и ремонте техники без всяких инструментов, рассказал опешившим звездолетчикам немного о жизни потомков, а затем исчез так же, как появился… Короче, невероятный рассказ Горбовского прозвучал словно сказка даже для героев научно-фантастического романа.

Остается как бы неясным, что тут правда, а что не совсем. А самое, пожалуй, интересное – это то, какими фразами прокомментировал историю один из слушателей:

«Для будущего мы встаем ото сна, – медленно процитировал Славин. – Для будущего обновляем покровы. Для будущего устремляемся мыслью. Для будущего собираем силы… Мы услышим шаги стихии огня, но будем уже готовы управлять волнами пламени».

Среди поклонников творчества Стругацких и вообще научно-фантастической литературы в целом, похоже, мало кто имеет представление, что за текст здесь цитируется. Даже в комментариях «знатоков жанра» можно найти такие перлы об источнике: «Агни-йога, древнеиндийский философский трактат».

То, что перед нами фрагмент из Агни-йоги, естественно, не подлежит никакому сомнению. Однако текст этот вовсе не индийский и отнюдь не древний, он записан в 1920-е годы Еленой Рерих, женою художника и мыслителя Николая Рериха. Сейчас подобного рода материалы принято именовать на английский манер «ченнелингом», поскольку диктующие или записывающие их люди абсолютно уверены, что выступают в качестве «каналов» (channels) для передачи информации из потустороннего мира.

Здесь и сейчас для нас абсолютно неважно, правда это или нет – про то, кто и откуда все это передает. Потому что куда важнее собственно информация ченнелингов, где можно найти много чего любопытного и содержательного. С точки зрения инфотехнологий, в частности, особый интерес представляет материал «Письма живого усопшего», также записанный женщиной, Эльзой Баркер, и опубликованный чуть раньше текстов Рерихов, в 1914 году.

Инфотехнологические аспекты в этом подробном описании «жизни загробного мира» замечательны вот по какой причине. По сути дела, это масса предсказаний для великого множества изобретений не только нынешней цифровой компьютерно-сетевой эпохи, но и для эпохи обозримого будущего, описанного в Star Trek.

Мобильная связь и компьютерные игры, виртуальные миры и голографические коммуникации – все это знакомые черты нашего сегодняшнего дня, весьма реалистично описанные еще 100 лет назад в посланиях «оттуда». Но с одним очень важным отличием – «там» все эти вещи происходят как бы сами собой, без участия каких-либо технологий, просто в соответствии с мысленными желаниями обитателей потустороннего мира.

Аналогично реализованы там и будущие технологии из мира «Стартрек» – типа мгновенной телепортации из одной точки пространства в другую или создания любых нужных вещей по заказу. Разница лишь в том, что в Star Trek для всех подобных трюков нужны особые аппараты, а в потустороннем мире просто достаточно внятно пожелать, где ты хочешь оказаться или что за вещь хотел бы получить.

То есть логика соответствий, наверное, уже понятна. На каких-то особых уровнях сознания мы все – люди Земли – давно и отчетливо себе представляем, в каком мире и как нам хотелось бы жить. В разные эпохи мы можем описывать этот мир очень по-разному, в соответствии с уровнем своих представлений о возможном. Однако суть того будущего, к которому мы стремимся, остается неизменной. Мир, где нужного в достатке для всех. Мир, где уютно и интересно жить. Мир, черты которого проступают уже сегодня…

* * *

#Дополнительное чтение

 
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии