Мониторы и проекторы

Обзор 31,5-дюймового монитора Dell UP3216Q

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор Dell UP3216Q был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Dell UP3216Q производитель использует десять предустановленных режимов (четыре из которых эмулируют различные цветовые стандарты), предоставляет возможность установить цветовую температуру в специальном режиме Color Temp и произвести аппаратную калибровку с записью изменений в один из двух дополнительных профилей. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и максимально раскрывающий все возможности модели.  

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения – Standard;
  • яркость – 75;
  • контраст – 75;
  • Uniformity Comp. – вкл.;
  • гамма – PC.

Ручная настройка монитора не производилась, поскольку у него имеется доступ к внутреннему LUT с помощью ПО, входящего в комплект поставки, и отдельно приобретаемого колориметра/спектрофотометра. Все основные параметры в ходе аппаратной калибровки выставлялись в самой программе. Мы выбрали цветовое пространство sRGB, температуру точки белого 6500 K, гамму 2,2, яркость 100 нит (как оказалось в дальнейшем, можно было выставлять любое значение — и оно всё равно бы не использовалось при настройке). Возможность активировать систему компенсации неравномерности подсветки в данном состоянии монитора отсутствует.

#Яркость белогояркость чёрногокоэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме Standard при выключенной системе компенсации неравномерности подсветки (UC). Последняя не только ограничивает максимальную яркость на отметке 230 кд/м2, но и дополнительно снижает глубину чёрного поля, что приводит к уменьшению коэффициента контрастности изображения.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 343 0,37 927
90 291 0,314 927
80 240 0,259 927
70 204 0,22 927
60 183 0,198 924
50 163 0,176 926
40 140 0,152 921
30 119 0,129 922
20 96 0,104 923
10 75 0,081 926
0 53 0,058 914

Без UC максимальная яркость оказалась на уровне 343 кд/м2, а нижнее значение составило 53 кд/м2. Коэффициент контрастности – 930:1 в среднем. Очень хороший результат, позволяющий работать за монитором практически при любом уровне внешнего освещения.

С включённой системой компенсации неравномерности подсветки рабочий диапазон яркости составил 36-230 нит, а коэффициент контрастности снизился до значения 630:1 в среднем. Вполне себе обычное явление для подобных технологий.

#Результаты при стандартных настройках (UC-Off и UC-On)

Цветовой охват монитора Dell UP3216Q практически полностью перекрывает возможности стандартов sRGB и AdobeRGB благодаря матрице с расширенным цветовым охватом. Средством избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольников, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).

При заводских настройках ЦО монитора соответствует sRGB на 99,4 % и AdobeRGB на 98,8 %. Отличный результат, если знать, как реализовать такие возможности монитора на практике.

Точка белого настроена на среднем уровне. Паразитные оттенки отсутствуют. Зато стабильность цветовой температуры такая, что лучше некуда.

 

А вот гамма-кривые настроены очень и очень плохо, что вообще удивительно после знакомства с несколькими последними профессиональными новинками Dell, у которых нет подобных проблем. Кривые сильно возвышаются над референсной линией, что в итоге приводит к малоконтрастному изображению на экране.

В связи с этим уровень отклонений DeltaE94 очень высокий, и говорить про качественную цветопередачу не приходится. Но вот что интересно…

При выключении системы компенсации неравномерности подсветки меняется не только сама равномерность на светлом фоне, но и настройки цветопередачи. Цветовой охват при этом не затрагивается и остаётся на изначальном уровне.

Это касается и точки белого вместе со стабильностью оттенков серого. Разница в сравнении с включенной технологией Uniformity Compensation – в пределах погрешности измерений.

 

А гамма-кривые в этом режиме пускай и не идеальны, но проходят значительно ближе к референсу, чем при заводских установках монитора.

Всё это помогло снизить уровень отклонений цветопередачи в 2-2,5 раза. До желаемого результата монитор не добрался, но так в любом случае значительно лучше.

#Результаты аппаратной калибровки

Производитель позаботился о возможности проведения аппаратной калибровки через встроенный LUT монитора. Для этого необходимо воспользоваться программой Dell UltraSharp Calibration Solution, построенной на базе X-Rite i1 Profiler с поддержкой довольно большого количества приборов.

При наличии одного из них открывается доступ к необходимым разделам ПО. Выбранные настройки для калибровки указаны в разделе «Рабочие параметры», поэтому сразу перейдём к полученным результатам.

Эмуляция sRGB оказалась относительно точной. Соответствие стандарту установилось на уровне в 98,2 %. Выходов за его пределы нет.

С точностью установки точки белого проблем  у  Dell UP3216Q, в отличие от двух последних профессиональных Dell из протестированных в нашей лаборатории, не возникло. Стабильность оттенков серого максимально высокая.

 

Всё отлично и с установкой гамма-кривых. Они выстроились строго в соответствии с заданным референсным значением, что подтвердили все три используемые программы. Вот так и должно быть!  

На этот раз в настройках программы мы задали создание профиля v2 (вторая, старая версия, поддерживаемая большинством программ с CMS) и благодаря этому смогли воспользоваться им в среде Argyll CMS для проверки на точность цветопередачи. Результат оказался высоким. Подпортило его лишь максимальное значение, полученное на крайнем тёмном оттенке. Но это, с учётом особенностей работы спектрофотометра на тёмных участках, нас не удивило. Главное, что Dell UP3216Q легко поддаётся аппаратной настройке без каких-либо проблем.  

Единственное, что мы хотели бы отметить отдельно, – смысла в установке определённого значения яркости в фирменной программе, как оказалось, нет. Яркость фиксируется на уровне, установленном в других пресетах, и легко поддаётся изменению в дальнейшем с помощью перехода к Standard Mode (как пример), в котором нужно установить подходящее значение Brightness и вновь вернуться к CAL1|CAL2. Вот такой лёгкий трюк, доступный исключительно для UP3216Q. Это плохо, это неправильно и явная техническая/программная недоработка, однако для конечного пользователя куда удобнее поменять яркость за минуту, чем заново калибровать дисплей 30-40 минут. Точка белого при этом практически не меняется, что тоже очень важно.

#Результаты в режиме sRGB

Отдельно рассмотрим предустановленный режим эмуляции sRGB. При его активации можно менять яркость и контрастность, но в в нём не предусмотрена регулировка уровней RGB и возможность включения системы компенсации неравномерности подсветки.

К большому сожалению, точность описания изучаемого пространства в этом режиме – попросту никакая. Монитор UP3216Q не производит никаких существенных изменений при переходе в режим sRGB. Цветовой охват остаётся на уровне заводских значений. Ничего не меняется и после Factory Reset. Поэтому следует признать режим sRGB нерабочим.  

При этом точка белого настроена довольно хорошо, стабильность ЦТ максимально возможная.

 

Хорошо настроены гамма-кривые. Очевидно, что над этим режимом работали, но почему-то забыли о самом главном – цветовом охвате.    

Поэтому при установке системного профиля sRGB в качестве референса полученные в программе Argyll CMS отклонения очень высоки: среднее значение DeltaE94 — 3,64, максимальное — 11,21. Комментарии тут излишни.

#Результаты в режиме AdobeRGB

Похожим образом пройдёмся по пресету эмуляции второго по популярности цветового стандарта AdobeRGB. При его активации всё так же недоступна система Uniformity Compensation, но сохраняется возможность регулировки яркости и контрастности.

Описание пространства AdobeRGB выполнено достаточно точно. Соответствие находится на уровне 97,7 %. Выход за пределы стандарта наблюдается в области с фиолетовыми оттенками, но без профиля всё же лучше не работать.  

С точностью настройки точки белого и общей стабильностью серого клина дела обстоят так же, как в режиме sRGB, — никаких проблем.

 

Похожим образом обстоят дела и с гамма-кривыми. Минимальные отклонения есть, но ими можно пренебречь.   

Полученные отклонения DeltaE94 максимально близки к заявленным в отчёте о заводской калибровке. Результат высокий, а эмуляция действительно качественная.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2. Настройка цветовой температуры в случае с героем обзора для данных измерений не производилась.

 

Обе картинки демонстрируют фотографии белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Первая – при выключенной системе Uniformity Compensation, вторая — при её активации.

Стоит отметить, что используемая в Dell технология имеет ограничения. В первую очередь сокращается рабочий диапазон яркости подсветки (подробные сведения указаны в соответствующем разделе тестирования), но у UP3216Q яркость меняется во всём диапазоне регулировки уровня Brightness, без ограничения после 75 %, как у других моделей серии UP.

Дополнительно снижается глубина чёрного поля, а вместе с ней и коэффициент контрастности — в среднем на 30 % от изначального уровня. Регулировка цветовой температуры в режиме Custom приводит к выключению UC, а её включение немедленно активирует заводские настройки ЦТ. В большинстве режимов (в том числе эмуляции sRGB, AdobeRGB и аппаратной калибровки) её работа недоступна.

При выключенной системе компенсации неравномерности подсветки среднее отклонение от центральной точки по уровню яркости составило 12,9 %, максимальное не превысило 31 %. Это очень низкий результат. Сильнее всего затемнены два верхних угла и верхняя область панели.  

Разброс значений цветовой температуры составил 6365-6954 кельвин. Среднее отклонение от центральной точки — 2,1 %, максимальное — 6,2 %. Результат средний. Основная проблемная зона у тестируемого экземпляра – верхняя левая область.  

Диаграмма поверхности с отклонениями цветовой температуры, выраженными в единицах DeltaE, отличается от предыдущей картинки, поскольку в качестве референса выбрано значение 6500 К. Так что для оценки результатов следует исходить из рабочего диапазона. Тут он на среднем уровне. Поэтому при ручной настройке точки белого особых проблем с равномерностью цветовой температуры у UP3216Q не будет, а конечный пользователь останется доволен.  

Активация системы Uniformity c дальнейшим снижением яркости до необходимого уровня привела к резкому снижению отклонений от центральной точки. Среднее значение отклонения яркости подсветки опустилось до 2,1 %, а максимальное — до 7 %. Изменения заметны как в цифрах (ещё бы — при такой разнице), так и при визуальной оценке.

Равномерность цветовой температуры после активации системы Uniformity Compensation тоже улучшилась. Среднее отклонение снизилось до 1,2 %, а максимальное до 3,9 %. Рабочий диапазон сузился, результат выше среднего. Однако в этом случае точка белого зафиксирована, и повлиять на неё без правок в LUT видеокарты невозможно.

Разница между минимумом и максимумом DeltaE94 сократилась почти вдвое. Это лишь дополнительно подтверждает работоспособность используемой в Dell UP3216Q системы компенсации неравномерности подсветки.  

На чёрном поле дела обстоят значительно хуже, система компенсации неравномерности подсветки на него никак не действует. Проблемы видны как при плохом внешнем освещении, так и днём. Паразитные засветки выявлены во всех углах: сверху поменьше, снизу побольше.

Они достаточно хорошо заметны при работе в графических редакторах типа Adobe Lightroom и Photoshop CC, да и в любых других приложениях, в которых преобладает тёмная цветовая гамма (к счастью, её часто можно поменять на светлую). Дополнительно картину портит Glow-эффект, который усиливает своим присутствием неравномерность на чёрном.

В реальной работе после снижения яркости подсветки до оптимального уровня (80-120 кд/м2) проблемы с равномерностью чёрного заметно снижаются. Куда сильнее остаётся заметен Glow-эффект, от которого никак не избавиться. В остальном же монитор по уровню равномерности подсветки на чёрном слабо отличается от 24-32-дюймовых IPS-type-дисплеев самых разных ценовых сегментов. Увы и ах…

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

Благодаря 10-битной IPS-матрице монитор Dell UP3216Q продемонстрировал высокие по качеству градиентные заливки.

После ручных правок основных рабочих параметров качество тоновых переходов не ухудшается. Проведённая аппаратная калибровка на уровне встроенного LUT монитора с помощью спектрофотометра i1 Pro лишь немного подпортила плавность градиентов в области с крайними тёмными оттенками. Но это напрямую связано с особенностями самого прибора. В остальном же всё идеально.

Скорость отклика используемой в мониторе матрицы вполне типична для современных IPS-type-решений со стандартной частотой вертикальной развёртки в 60 Гц. Однако сказать, что производитель произвёл адекватный по качеству заводской разгон панели, мы не можем.

При установке Overdrive в положение Normal на тестовых изображениях можно было увидеть пускай и слабые, но артефакты. Их заметность, как и длина шлейфа от движущихся объектов, увеличивается при переходе в режим Fast, для которого производитель декларирует время отклика GtG на уровне 6 мс. Прямо скажем – могли бы поработать над OD получше (как в других своих моделях), а настройки данного параметра следует оставить в положении по умолчанию.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора практически такие же, как и у других 31,5-32-дюймовых 4К-моделей. Единственное, что можно отметить в сравнении с W-LED-дисплеями, так это красноватый паразитный оттенок, различимый при взгляде сбоку. Его заметность зависит от изображения на экране (в основном виден на тёмных участках) и условий внешнего освещения на рабочем месте. Виной тому является GB-r-LED-подсветка, а наиболее отчётливо данная особенность проявляется при сравнении с обычным монитором со стандартным цветовым охватом.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее и сильнее. Особенно сильно меняют свой внешний вид крайние области экрана, в частности — углы.

 
 

Про Glow мы уже говорили — он есть. Поскольку тестируемый монитор построен на базе матрицы типа IPS и имеет весьма внушительную диагональ, этот эффект проявляется сильнее, чем у моделей поменьше. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются. Снизить его заметность (конечно, не до конца) можно с помощью уменьшения яркости подсветки.

 

На цветных изображениях Glow тоже присутствует, но проявляется в значительно меньшей степени.

#Кристаллический эффектCross-hatchingШИМ

В мониторе Dell UP3216Q используется качественная полуматовая поверхность матрицы.

Благодаря ей при стандартных рабочих условиях кристаллический эффект (КЭ) остаётся еле различимым, хотя по макроснимку может показаться совсем наоборот. По визуальным впечатлениям картинку нельзя сравнить с изображением с глянцевого экрана, но зато у монитора остаются прекрасные антибликовые свойства. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) КЭ не усиливается. Эффект Cross Hatching у героя обзора не выявлен.

 

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

В последнее время новые продукты компании Dell вызывают всё больше противоречивых чувств. С одной стороны, производитель продолжает радовать потребителей широким ассортиментом современных и одних из самых адекватных по соотношению цены, качества и возможностей мониторов. А с другой – количество вопросов, касающихся качества некоторых продуктов, а также аппаратных и программных проблем, только возрастает.

Не удалось Dell сделать идеальным и одно из своих топовых решений – новый UP3216Q. Безусловно, модель от этого не станет менее интересной профессионалам по работе с графикой, фото и видео. Да и с точки зрения цены она остается одной из наиболее доступных в своём сегменте. Вот только некоторые из найденных проблем неприемлемы для профессионального устройства. Мы сейчас говорим о плохой заводской настройке в Standard Mode и режиме эмуляции sRGB, который эмулирует совсем иное пространство – AdobeRGB. Прочие минусы на их фоне кажутся не такими уж и страшными. Другими словами – следовало бы получше поработать над устройством, прежде чем запускать его в продажу. Остаётся надеяться, что главные недостатки UP3216Q будут исправлены в новой версии монитора – A01. Ведь проблемы-то, по сути, программные.   

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после проведения аппаратной калибровки.

Достоинства:

  • строгий дизайн;
  • качественные материалы и сборка;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-крепления;
  • широкий выбор интерфейсов для подключения;
  • USB-хаб с четырьмя портами версии 3.0 и встроенный кардридер "6 в 1";
  • достоверность заявленной калибровки, но только для режима AdobeRGB;
  • свободный доступ ко встроенному LUT монитора с помощью ПО (с широкими возможностями настройки) из комплекта поставки;
  • адекватно работающее ПО для аппаратной калибровки, результаты при работе с которым полностью повторяются в других программных продуктах (что нынче бывает не всегда);
  • возможность менять яркость для режимов аппаратной калибровки (на самом деле это аппаратная/программная ошибка инженеров Dell, но для конечного пользователя это плюс);
  • реально работающая система компенсации неравномерности подсветки (со своими особенностями и ограничениями);
  • отличное качество воспроизведения градиентов, в том числе после аппаратной калибровки (особенно если использовать колориметр);
  • высокое соответствие цветового охвата стандартам sRGB и AdobeRGB в большинстве режимов;
  • широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком уровне контрастности (диапазон и КК снижаются при включении Uniformity Compensation);
  • W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free);
  • отличные углы обзора;
  • незаметный кристаллический эффект (при взгляде перпендикулярно плоскости экрана) и отсутствие Cross-hatching;
  • высокая доступность на рынке и адекватная цена в сравнении с конкурентами.

Недостатки:

  • плохая заводская настройка (особенно гамма-кривых);
  • режим sRGB не эмулирует соответствующее цветовое пространство (в том числе после Factory Reset);
  • низкая равномерность подсветки на чёрном поле, заметная в том числе при хорошем освещении (помогает снизить видимость уменьшение яркости экрана);
  • невозможность активировать систему компенсации неравномерности подсветки во многих предустановленных режимах (в том числе в режимах аппаратной калибровки CAL1 и CAL2);
  • очень сильная неравномерность подсветки по уровню яркости без Uniformity Compensation;
  • плохо выполненный заводской разгон OverDrive (заметны небольшие артефакты даже в стандартном режиме Normal).

Особенности:

  • довольно широкие внешние рамки — совсем не современно, зато «профессионально»;
  • особенности, связанные с использованием матрицы с GB-r-LED-подсветкой (красный «налёт» при сравнении с дисплеем с обычной W-LED) и расширенным цветовым охватом (если вы не знаете, зачем он вам нужен, то лучше приобрести другой монитор);
  • при включении Uniformity Compensation цветовая температура блокируется на установленном производителем уровне;
  • отсутствие Pivot;
  • профессиональный монитор лишили DP-out и USB KVM-свитча.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥