Сегодня 22 января 2018
18+
CES 2018
Цифровое фото и видео

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: телеобъективы

Фотография – искусство, связанное в первую, да и, по сути, единственную, очередь с фиксацией света; светопись в переводе с латыни. И даже в век цифровых камер, наполненных технологиями, о которых мы непрерывно пишем, оптика остается ключевым средством получения картинки. И не менее сложным в исполнении инструментом. Пожалуй, даже более сложным – оптические схемы не меняются десятилетиями, а любые ноу-хау становятся огромными событиями в фотоиндустрии.

Совместно с Nikon мы запускаем цикл материалов, посвященных именно оптике – в данном случае, что совершенно логично, предназначенной именно для зеркальных камер этой компании. Без деления на полный кадр и кроп. Первая статья посвящена широкому спектру телеобъективов: от универсального и относительно недорогого зума 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR до топового 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II. Два других объектива, представленных в статье, – это портретный и репортажный 85mm f/1.4G AF-S Nikkor, а также «телевик» с фиксированным фокусным расстоянием 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor.

Камера Nikon D500 с объективом 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Камера Nikon D500 с объективом 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Эти объективы мы протестировали с помощью фотокамеры Nikon D500 – топовой репортажной модели компании в ее кроп-линейке. Поэтому необходимо делать скидку на полуторный кроп-фактор камеры, сужающий угол зрения на соответствующую величину. Для телефото оптики это, скорее плюс, позволяющий получать визуально большее приближение.

Все четыре объектива относятся к FX-семейству и рассчитаны в равной степени на полный кадр и кроп – байонет, как известно, у Nikon единый, а оптических ограничений в эту сторону нет. Только в обратную – с использованием DX-оптики на полнокадровых камерах.

Три из четырех объективов относятся к G-серии, лишенной кольца регулировки диафрагмы – оно со временем отпало за ненадобностью с появлением камер, умеющих выставлять диафрагму автоматически. Единственный объектив из представленных, имеющий в конструкции диафрагменное кольцо – 300 мм f/4D. Как видим по литере D в названии, это объектив старой школы, умеющий сообщать камере расстояние до объекта; умеют это и все остальные из представленных объективов – но на момент анонсирования этого объектива такая деталь заслуживала отдельного упоминания в названии.

Ну что же, перейдем непосредственно к разбору возможностей каждого из объективов.

#Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR

 

Это универсальный зум, рассчитанный в первую очередь на фотографа-любителя, который ищет оптику для «покрытия» больших фокусных расстояний – без претензий на высокую светосилу. Взамен 70-300 может предложить компактность и легкость – 745 грамм. Корпус объектива выполнен из пластика (байонет – металлический, с резиновой прокладкой), страна производства – Таиланд. Несмотря на это, претензий по сборке к нему не возникает, исполнен он очень хорошо, с минимальными зазорами между элементами и надежно прилегающим резиновым покрытием кольца трансфокатора. Фокусировочное кольцо пластиковое, с легким и свободным ходом – на любителя, но сменить зону резкости можно очень быстро.

   

Пыле- и влагозащиты у 70-300 VR нет, это не всепогодная оптика, с ней надо быть аккуратным. Тем более что здесь используется телескопическая конструкция – часть объектива выдвигается во время зуммирования при передвижении задней линзы. Как итог – пыль неизбежно будет набиваться в объектив, это классическая проблема подобной конструкции.

   

Диаметр переднего стекла – 67 мм, есть резьба для светофильтра. Оптическая схема: 17 элементов в 12 группах, включающая два низкодисперсионных элемента (аббревиатура ED в имени указывает именно на них), позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями. Количество лепестков диафрагмы – 9.

   

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 300 мм

Скачать RAW-файлы

Диапазон фокусных расстояний: 70-300 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 105-450 мм. Диафрагма: от f/4.5 до f/32 в предельном широкоугольном положении и от f/5.6 до f/42 в предельном телеположении. Выпускается объектив с 2006 года.

 

Пример съемки со стабилизатором: слева – фокусное расстояние 70 мм и выдержка 1/20, справа – фокусное расстояние 300 мм и выдержка 1/30

Важное достоинство этого относительно бюджетного телеобъектива – встроенный стабилизатор (аббревиатура VR в названии – Vibration Reduction) второго поколения. По заявлению производителя, он позволяет компенсировать до 4 ступеней выдержки. По факту у меня получалось делать несмазанные снимки с включенным стабилизатором при выдержке 1/25 стабильно и 1/20 изредка в широкоугольном положении (70 мм) и при 1/40 стабильно и 1/30 изредка в телеположении (300 мм). Очень неплохие показатели для подобного класса оптики.

300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 7200

300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 7200

Фокусировочный мотор встроен, оценить его бесшумность у меня не было возможности – на тест поступил не новый объектив со слегка разболтанным мотором, издающим посторонние звуки. Во время фокусировки линзы остаются неподвижными. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,5 метра. По скорости фокусировки к объективу не возникает никаких претензий, он отрабатывает почти все ситуации предельно быстро, причем как в широкоугольном, так и телеположении. Но в последнем случае он может время от времени терять объект фокусировки, приходится наводиться повторно.

70 мм, f/9, 1/320, ISO 100

70 мм, f/9, 1/320, ISO 100

Несмотря на базовый статус, 70-300 f/4.5-5.6 может удивить и порадовать качеством картинки. В первую очередь обращает на себя резкость, вполне ровная по всему диапазону фокусных расстояний – падение к телеположению есть, но столь значительное, как можно было ожидать. Также резкость падает к краям кадра.

300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 450

Боке приятное, мягкое, но не слишком яркое – впрочем, говоря о телеобъективах, рассчитанных на полный кадр или APS-C, упоминать размытие заднего плана как-то даже неловко. Оно здесь по умолчанию прилагается.

Дисторсия минимальная, проблем с этим нет никаких, это тоже ожидаемо для телеобъектива. А вот полное отсутствие хроматических аберраций, даже несмотря на знание об используемых низкодисперсионных линзах, впечатляет.

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 18000

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 18000

200 мм, f/5.3, 1/320, ISO 1100

200 мм, f/5.3, 1/320, ISO 1100

Объектив подойдет в первую очередь для любительского репортажа и портретов – даже при невысокой светосиле он вполне уверенно размывает задний план при нормальном освещении. Для профессионального использования он не слишком пригоден, тут уже его ограниченность по диафрагме сказывается – в темноте приходится завышать ISO, отчего неизбежны шумы.

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 200

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 200

Стоит 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR в среднем по Москве 37 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

#Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II

 

Это один из ключевых объективов Nikon, практически официально лучший представитель их телефотосемейства, представленный в 2009 году. Это здоровый, очень тяжелый (1540 грамм), металлический объектив, собранный, конечно же, в Японии. Его отличительные черты, помимо размеров и веса, – постоянная светосила f/2.8 и уникальная конструкция, включающая семь (!) низкодисперсионных элеметов и два элемента с нанокристаллическим просветлением.

   

Раз уж заговорили о конструкции, то продолжим: всего в состав оптической схемы входят 21 элемент в 16 группах, количество лепестков диафрагмы – 9. Диаметр переднего стекла – 77 мм, что логично для светосильного объектива с такими фокусными расстояниями. Кольцо фокусировки прикрыто резиной, движется свободно и легко.

   

Выдвижных элементов нет, при фокусировке и зуммировании внешние элементы остаются неподвижными, двигаются только линзы внутри корпуса. Официально объектив не защищен от пыли и влаги, но качество сборки, резиновое кольцо-уплотнитель в районе байонета и отсутствие зазоров между элементами позволяют свободно использовать объектив и в пустыне, и во время небольшого дождя (при ливне лучше все-таки прикрывать и объектив, и камеру непромокаемым чехлом). Занятно, что прорезинена также оправа резьбы для светофильтра, что слегка предохраняет объектив от повреждений при столкновении с чем-нибудь. Отсутствие подобной оправы, к слову, привело к некоторым повреждениям объектива Zeiss 24-70 f/2.8 – они не влияют на качество съемки, но выглядят пугающе.

 

На объективе есть штативная ножка, крепящаяся с помощью зажима-винта и рычажка-фиксатора в специальный паз, который даже при снятой ножке слегка выступает над корпусом.

   

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 135 мм

 
 

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 200 мм

Скачать RAW-файлы

Диапазон фокусных расстояний: 70-200 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 105-300 мм. Диафрагма: от f/2.8 до f/32 на всем диапазоне фокусных расстояний.

 

Пример съемки со стабилизатором: слева – фокусное расстояние 70 мм и выдержка 1/10, справа – фокусное расстояние 200 мм и выдержка 1/15

Конечно же, здесь есть и стабилизатор изображения (опять же, напоминаем про аббревиатуру VR) второго поколения, который способен, по заверениям производителя, дать выигрыш в 3,5 ступени выдержки по стандартам CIPA. Что ж, субъективные результаты таковы: у меня получалось делать несмазанные снимки с включенным стабилизатором при выдержке 1/13 стабильно и 1/10 изредка в широкоугольном положении (70 мм) и при 1/20 стабильно и 1/15 изредка в телеположении (200 мм). Весьма впечатляет. Естественно, для получения таких результатов  положение фотографа должны быть статичным, не стоит пытаться снимать на 1/20 из автомобиля, например, или с корабля.

 

Примеры репортажной съемки, для файлов JPEG применен минимальный кроп. Оригиналы есть в папке с RAW

Фокусировочный мотор встроен и работает действительно бесшумно, заметить какие-то звуки при использовании 70-200 f/2.8 у меня не получилось. Во время фокусировки линзы остаются неподвижными. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,4 метра, есть встроенное окошко со шкалой расстояния фокусировки. Скорость фокусировки, как и ее точность не вызывают ни малейших нареканий, объектив предельно цепкий. Также стоит отметить, что наводка на резкость не сбивается при изменении фокусного расстояния – объектив либо парфокальный, либо близок к тому.

200 мм, f/2.8, 1/320, ISO 2000

200 мм, f/2.8, 1/320, ISO 2000

Это элита – жаловаться на качество картинки тут не приходится. Из особенностей отмечу небольшую дисторсию по всему диапазону фокусных расстояний. В остальном все шикарно: боке очень красивое, резкость от широкого угла до телеположения одинакова хороша по всему полю кадра, цветопередача замечательная.

70 мм, f/7.1, 1/125, ISO 140

70 мм, f/7.1, 1/125, ISO 140

Разрешающей способности более чем достаточно для современных зеркалок Nikon, в том числе и D500.

116 мм, f/2.8, 1/200, ISO 1800

116 мм, f/2.8, 1/200, ISO 1800

165 мм, f/2.8, 1/250, ISO 220

165 мм, f/2.8, 1/250, ISO 220

Постоянная и предельная для такого типа объективов светосила, конечно, превращает 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II в must have для любого фотографа-профессионала, работающего с техникой Nikon – причем как специалиста по репортажу, так и портретиста. Конечно, сразу все с его помощью охватить нельзя – тем же анималистам или спортивным фотографам понадобятся объективы с еще большим фокусным расстоянием. Но это специфические примеры – для большинства он подойдет превосходно.

112 мм, f/2.8, 1/640, ISO 100

112 мм, f/2.8, 1/640, ISO 100

Средняя цена 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II на сегодняшний день по Москве – около 140 тысяч рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Фокусное расстояние 85 миллиметров – может быть и не самое классическое для портретов, но многими фотографами именно оно указывается как идеальное для подобных сюжетов. И несмотря на то, что физически его стоит отнести к телеобъективам – все-таки фокусное расстояние превышает 70 мм – но по своему назначению это почти исключительно портретник.

   

Это топовый 85-миллиметровый объектив в семействе Nikon, с постоянной светосилой 1.4. Также существует уступающий лишь четыре десятых диафрагменного числа, но в три раза более дешевый вариант. Выпускается 85mm f/1.4G с 2010 года.

   

Никаких вопросов по качеству сборки здесь нет и быть не может, это топ-уровень. Оптика собрана в Японии, но корпус – пластиковый в целях снижения веса. Как итог – лишь (ценители беззеркалок тут хмыкнут) 595 грамм массы. Диаметр передней линзы – 77 миллиметров, сказывается светосильность, для достижения которой необходимы большие линзы.

Корпус не защищен от влаги и пыли, только, как обычно, есть резиновая прокладка в районе байонета, препятствующая попаданию в зазор частичек грязи. Снимать с этим объективом в сильный дождь не рекомендуется. Кольцо фокусировки снабжено резиновым покрытием, вертится очень легко и свободно, без ограничений.

Конструкция: 10 элементов в 9 группах, некоторые имеют нанокристаллическое просветление (об этом свидетельствует литера N в названии), низкодисперсионных элементов нет. Впрочем, и проблем с хроматическими аберрациями, несмотря на это, тоже нет – скажу, забегая вперед. Количество лепестков диафрагмы – 9.

 
 

Примеры съемки с разной диафрагмой

Скачать RAW

Фокусное расстояние фиксированное, составляет 85 мм, в эквиваленте для DX-камер – 127,5 мм. Диапазон диафрагмы – от f/1.4 до f/16. Стабилизатора тут нет.

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 800

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 800

Фокусировочный мотор встроен в объектив, работает, может быть, и не с рекордной скоростью, но достаточно шустро, чтобы не вызывать никаких неудобств у фотографа. Особенно с учетом точности и небольшого количества брака – хотя он время от времени встречается даже при использовании столь элитной оптики вместе с камерой уровня Nikon D500.

85 мм, f/1.6 1/125, ISO 1000

85 мм, f/1.6 1/125, ISO 1000

85 f/1.4G отличается очень мягкой, но при этом резкой картинкой. На него можно получить и кадры со столь любимой обитателями фотофорумов «звенящей» резкостью, и мягкие, словно бы с применением эффекта soft-focus кадры – достаточно поработать с резкостью и освещением.

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 3200

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 3200

Объектив уверенно держит свет в кадре – и любой контровой (как солнечный, так и от искусственных источников), так и смешанный. Виньетирования при использовании с кроп-камерой я не заметил. Резкость хороша как по центру кадра, так и по краям – конечно, падение на минимальной диафрагме неизбежно, но оно не столь критичное, как порой бывает. Снимать на f/1.4 на него и можно, и нужно – результат будет радовать.

85 мм, f/8 1/125, ISO 1250

85 мм, f/8 1/125, ISO 1250

С хроматическими аберрациями проблем как таковых нет. По цветопередаче или детализации также предъявить никаких претензий этому объективу нельзя. Боке очень мягкое и приятное. Дисторсии нет, снимать портреты на него – одного удовольствие.


85 мм, f/1.4 1/125, ISO 1800


85 мм, f/2.8 1/125, ISO 200

Как и 70-200 f/2.8G этот объектив хочется порекомендовать в обязательный «пул» фотографа-профессионала. Только уже специалиста по портретам. Да, с его помощью за счет высокой светосилы и уверенной работы с любым освещением очень удобно снимать в темноте – но для уличного репортажа его фокусное расстояние подходит условно. Хотя время от времени прогуляться с ним весьма приятно.


85 мм, f/1.6 1/800, ISO 100

Средняя цена на Nikon 85mm f/1.4G AF-S Nikkor в Москве – около 100 тысяч рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor

 

300mm f/4D ED-IF был представлен еще в 2000 году, но выпускается до сих пор. Важно не перепутать этот объектив с его новейшей версией 300mm f/4 E PF ED VR SWM IF Nano Crystal Coat. Ключевые отличительные особенности последней: встроенный стабилизатор, наличие в конструкции линз с нанокристаллическим просветлением и линз Френеля, что позволило резко снизить его вес и габариты; также на нем отсутствует кольцо регулировки диафрагмы (о чем в нашем случае сигнализирует литера D). Также эта версия почти в два раза дешевле – эта отличительная черта распознается, конечно же, первой.

   

Объектив собран в Японии, его корпус сделан из металла. Как следствие, и габариты весьма впечатляют (длина – 222 мм), и масса – 1440 грамм. Как и подобает полноценному телевику, он внушает уважение; этим объективом можно вполне успешно прокладывать себе путь среди коллег или отбиваться от грабителей. В его корпус встроена бленда с бархатным внутренним покрытием, она перемещается вдоль по корпусу и плотно фиксируется в крайнем положении – очень удобно. Впрочем, объектив, который достался нам для теста, был уже в весьма потрепанном состоянии – в убранном состоянии бленда не закреплялась, что весьма раздражало.

У основания объектива находится несъемная штативная ножка, свободно перемещаемая тем не менее вокруг объектива. Фиксируется ее положение винтом.

 
 

Диаметр передней линзы – 77 миллиметров, найти светофильтры нужного размера не составит труда. Первая версия 300/1.4 имела диаметр 82 мм, что многим логичным образом не нравилось. Конструкция: 10 элементов в 6 группах, два низкодисперсионных элемента. 

   

Примеры съемки с разной диафрагмой

Скачать RAW

Фокусное расстояние, разумеется, одно-единственное – 300 мм, эквивалент для DX-камер составляет 450 мм. Диафрагма – от f/4 до f/32.


300 мм, f/4 1/200, ISO 51200

Пожалуй, главный недостаток объектива – отсутствие стабилизатора. Снимать на выдержках ниже 1/100 с рук тяжело. Получить результат на 1/40-1/50 возможно, но о стабильности говорить затруднительно.

 

Примеры репортажной съемки

Фокусировочный мотор встроен, работает теоретически бесшумно, на практике же немолодой объектив изрядно свистел и скрипел при попытках навестись на резкость. Но, тем не менее, делал это вполне успешно. Скорость я бы назвал скорее средней, но для своего фокусного расстояния и класса вполне нормальной. С точностью больших проблем я не испытал, объект он держит стабильно и цепко.

300 мм, f/4 1/1250, ISO 1100

300 мм, f/4 1/1250, ISO 1100

Объектив весьма резкий – даже на минимальной диафрагме нехватка резкости ощущается только по самым краям. Боке вполне приятное, хотя и без какого-то фирменного, характерного именно для этого объектива стиля.

300 мм, f/4 1/500, ISO 1800

300 мм, f/4 1/500, ISO 1800

Цветопередача нормальная, детализации вполне хватает для фотокамеры класса D500. Дисторсия отсутствует полностью. Виньетирование на кроп-камере незаметно. А вот хроматические аберрации, к сожалению, есть, вполне заметные.

300 мм, f/4 1/500, ISO 1000

300 мм, f/4 1/500, ISO 1000

300mm f/4D – весьма специфический объектив. За счет сочетания своего фокусного расстояния и светосилы он неизменно будет востребован фотографами, нуждающимися в съемке удаленных объектов: спорт, животные, репортаж. Но он не лишен недостатков, причем довольно критичных для своего класса – средняя скорость фокусировки, отсутствие стабилизатора, проблемы с хроматическими аберрациями. Для профи имеет смысл переплатить за новую версию «трехсотки», в которой уже проделана работа над ошибками.

300 мм, f/4 1/500, ISO 500

300 мм, f/4 1/500, ISO 500

Средняя цена 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor на сегодняшний день по Москве – около 90 тысяч рублей.

Скачать RAW-файлы

Следующая страница →
 
Если вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...