Сегодня 21 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Краткий курс по оптике Nikon для зеркальных камер: телеобъективы

⇣ Содержание

Фотография – искусство, связанное в первую, да и, по сути, единственную, очередь с фиксацией света; светопись в переводе с латыни. И даже в век цифровых камер, наполненных технологиями, о которых мы непрерывно пишем, оптика остается ключевым средством получения картинки. И не менее сложным в исполнении инструментом. Пожалуй, даже более сложным – оптические схемы не меняются десятилетиями, а любые ноу-хау становятся огромными событиями в фотоиндустрии.

Совместно с Nikon мы запускаем цикл материалов, посвященных именно оптике – в данном случае, что совершенно логично, предназначенной именно для зеркальных камер этой компании. Без деления на полный кадр и кроп. Первая статья посвящена широкому спектру телеобъективов: от универсального и относительно недорогого зума 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR до топового 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II. Два других объектива, представленных в статье, – это портретный и репортажный 85mm f/1.4G AF-S Nikkor, а также «телевик» с фиксированным фокусным расстоянием 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor.

 Камера Nikon D500 с объективом 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Камера Nikon D500 с объективом 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Эти объективы мы протестировали с помощью фотокамеры Nikon D500 – топовой репортажной модели компании в ее кроп-линейке. Поэтому необходимо делать скидку на полуторный кроп-фактор камеры, сужающий угол зрения на соответствующую величину. Для телефото оптики это, скорее плюс, позволяющий получать визуально большее приближение.

Все четыре объектива относятся к FX-семейству и рассчитаны в равной степени на полный кадр и кроп – байонет, как известно, у Nikon единый, а оптических ограничений в эту сторону нет. Только в обратную – с использованием DX-оптики на полнокадровых камерах.

Три из четырех объективов относятся к G-серии, лишенной кольца регулировки диафрагмы – оно со временем отпало за ненадобностью с появлением камер, умеющих выставлять диафрагму автоматически. Единственный объектив из представленных, имеющий в конструкции диафрагменное кольцо – 300 мм f/4D. Как видим по литере D в названии, это объектив старой школы, умеющий сообщать камере расстояние до объекта; умеют это и все остальные из представленных объективов – но на момент анонсирования этого объектива такая деталь заслуживала отдельного упоминания в названии.

Ну что же, перейдем непосредственно к разбору возможностей каждого из объективов.

#Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR

Это универсальный зум, рассчитанный в первую очередь на фотографа-любителя, который ищет оптику для «покрытия» больших фокусных расстояний – без претензий на высокую светосилу. Взамен 70-300 может предложить компактность и легкость – 745 грамм. Корпус объектива выполнен из пластика (байонет – металлический, с резиновой прокладкой), страна производства – Таиланд. Несмотря на это, претензий по сборке к нему не возникает, исполнен он очень хорошо, с минимальными зазорами между элементами и надежно прилегающим резиновым покрытием кольца трансфокатора. Фокусировочное кольцо пластиковое, с легким и свободным ходом – на любителя, но сменить зону резкости можно очень быстро.

Пыле- и влагозащиты у 70-300 VR нет, это не всепогодная оптика, с ней надо быть аккуратным. Тем более что здесь используется телескопическая конструкция – часть объектива выдвигается во время зуммирования при передвижении задней линзы. Как итог – пыль неизбежно будет набиваться в объектив, это классическая проблема подобной конструкции.

Диаметр переднего стекла – 67 мм, есть резьба для светофильтра. Оптическая схема: 17 элементов в 12 группах, включающая два низкодисперсионных элемента (аббревиатура ED в имени указывает именно на них), позволяющих снизить проблемы с хроматическими аберрациями. Количество лепестков диафрагмы – 9.

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 300 мм

Скачать RAW-файлы

Диапазон фокусных расстояний: 70-300 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 105-450 мм. Диафрагма: от f/4.5 до f/32 в предельном широкоугольном положении и от f/5.6 до f/42 в предельном телеположении. Выпускается объектив с 2006 года.

Пример съемки со стабилизатором: слева – фокусное расстояние 70 мм и выдержка 1/20, справа – фокусное расстояние 300 мм и выдержка 1/30

Важное достоинство этого относительно бюджетного телеобъектива – встроенный стабилизатор (аббревиатура VR в названии – Vibration Reduction) второго поколения. По заявлению производителя, он позволяет компенсировать до 4 ступеней выдержки. По факту у меня получалось делать несмазанные снимки с включенным стабилизатором при выдержке 1/25 стабильно и 1/20 изредка в широкоугольном положении (70 мм) и при 1/40 стабильно и 1/30 изредка в телеположении (300 мм). Очень неплохие показатели для подобного класса оптики.

 300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 7200

300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 7200

Фокусировочный мотор встроен, оценить его бесшумность у меня не было возможности – на тест поступил не новый объектив со слегка разболтанным мотором, издающим посторонние звуки. Во время фокусировки линзы остаются неподвижными. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,5 метра. По скорости фокусировки к объективу не возникает никаких претензий, он отрабатывает почти все ситуации предельно быстро, причем как в широкоугольном, так и телеположении. Но в последнем случае он может время от времени терять объект фокусировки, приходится наводиться повторно.

 70 мм, f/9, 1/320, ISO 100

70 мм, f/9, 1/320, ISO 100

Несмотря на базовый статус, 70-300 f/4.5-5.6 может удивить и порадовать качеством картинки. В первую очередь обращает на себя резкость, вполне ровная по всему диапазону фокусных расстояний – падение к телеположению есть, но столь значительное, как можно было ожидать. Также резкость падает к краям кадра.

300 мм, f/5.6, 1/500, ISO 450

Боке приятное, мягкое, но не слишком яркое – впрочем, говоря о телеобъективах, рассчитанных на полный кадр или APS-C, упоминать размытие заднего плана как-то даже неловко. Оно здесь по умолчанию прилагается.

Дисторсия минимальная, проблем с этим нет никаких, это тоже ожидаемо для телеобъектива. А вот полное отсутствие хроматических аберраций, даже несмотря на знание об используемых низкодисперсионных линзах, впечатляет.

 100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 18000

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 18000

 200 мм, f/5.3, 1/320, ISO 1100

200 мм, f/5.3, 1/320, ISO 1100

Объектив подойдет в первую очередь для любительского репортажа и портретов – даже при невысокой светосиле он вполне уверенно размывает задний план при нормальном освещении. Для профессионального использования он не слишком пригоден, тут уже его ограниченность по диафрагме сказывается – в темноте приходится завышать ISO, отчего неизбежны шумы.

 100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 200

100 мм, f/4.5, 1/160, ISO 200

Стоит 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR в среднем по Москве 37 000 рублей.

Скачать RAW-файлы

#Nikon 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II

Это один из ключевых объективов Nikon, практически официально лучший представитель их телефотосемейства, представленный в 2009 году. Это здоровый, очень тяжелый (1540 грамм), металлический объектив, собранный, конечно же, в Японии. Его отличительные черты, помимо размеров и веса, – постоянная светосила f/2.8 и уникальная конструкция, включающая семь (!) низкодисперсионных элеметов и два элемента с нанокристаллическим просветлением.

Раз уж заговорили о конструкции, то продолжим: всего в состав оптической схемы входят 21 элемент в 16 группах, количество лепестков диафрагмы – 9. Диаметр переднего стекла – 77 мм, что логично для светосильного объектива с такими фокусными расстояниями. Кольцо фокусировки прикрыто резиной, движется свободно и легко.

Выдвижных элементов нет, при фокусировке и зуммировании внешние элементы остаются неподвижными, двигаются только линзы внутри корпуса. Официально объектив не защищен от пыли и влаги, но качество сборки, резиновое кольцо-уплотнитель в районе байонета и отсутствие зазоров между элементами позволяют свободно использовать объектив и в пустыне, и во время небольшого дождя (при ливне лучше все-таки прикрывать и объектив, и камеру непромокаемым чехлом). Занятно, что прорезинена также оправа резьбы для светофильтра, что слегка предохраняет объектив от повреждений при столкновении с чем-нибудь. Отсутствие подобной оправы, к слову, привело к некоторым повреждениям объектива Zeiss 24-70 f/2.8 – они не влияют на качество съемки, но выглядят пугающе.

На объективе есть штативная ножка, крепящаяся с помощью зажима-винта и рычажка-фиксатора в специальный паз, который даже при снятой ножке слегка выступает над корпусом.

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 135 мм

Примеры съемки с разной диафрагмой на фокусном расстоянии 200 мм

Скачать RAW-файлы

Диапазон фокусных расстояний: 70-200 мм, в эквиваленте для DX-камер это составляет 105-300 мм. Диафрагма: от f/2.8 до f/32 на всем диапазоне фокусных расстояний.

Пример съемки со стабилизатором: слева – фокусное расстояние 70 мм и выдержка 1/10, справа – фокусное расстояние 200 мм и выдержка 1/15

Конечно же, здесь есть и стабилизатор изображения (опять же, напоминаем про аббревиатуру VR) второго поколения, который способен, по заверениям производителя, дать выигрыш в 3,5 ступени выдержки по стандартам CIPA. Что ж, субъективные результаты таковы: у меня получалось делать несмазанные снимки с включенным стабилизатором при выдержке 1/13 стабильно и 1/10 изредка в широкоугольном положении (70 мм) и при 1/20 стабильно и 1/15 изредка в телеположении (200 мм). Весьма впечатляет. Естественно, для получения таких результатов положение фотографа должны быть статичным, не стоит пытаться снимать на 1/20 из автомобиля, например, или с корабля.

Примеры репортажной съемки, для файлов JPEG применен минимальный кроп. Оригиналы есть в папке с RAW

Фокусировочный мотор встроен и работает действительно бесшумно, заметить какие-то звуки при использовании 70-200 f/2.8 у меня не получилось. Во время фокусировки линзы остаются неподвижными. Минимальная дистанция фокусировки составляет 1,4 метра, есть встроенное окошко со шкалой расстояния фокусировки. Скорость фокусировки, как и ее точность не вызывают ни малейших нареканий, объектив предельно цепкий. Также стоит отметить, что наводка на резкость не сбивается при изменении фокусного расстояния – объектив либо парфокальный, либо близок к тому.

 200 мм, f/2.8, 1/320, ISO 2000

200 мм, f/2.8, 1/320, ISO 2000

Это элита – жаловаться на качество картинки тут не приходится. Из особенностей отмечу небольшую дисторсию по всему диапазону фокусных расстояний. В остальном все шикарно: боке очень красивое, резкость от широкого угла до телеположения одинакова хороша по всему полю кадра, цветопередача замечательная.

 70 мм, f/7.1, 1/125, ISO 140

70 мм, f/7.1, 1/125, ISO 140

Разрешающей способности более чем достаточно для современных зеркалок Nikon, в том числе и D500.

 116 мм, f/2.8, 1/200, ISO 1800

116 мм, f/2.8, 1/200, ISO 1800

 165 мм, f/2.8, 1/250, ISO 220

165 мм, f/2.8, 1/250, ISO 220

Постоянная и предельная для такого типа объективов светосила, конечно, превращает 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II в must have для любого фотографа-профессионала, работающего с техникой Nikon – причем как специалиста по репортажу, так и портретиста. Конечно, сразу все с его помощью охватить нельзя – тем же анималистам или спортивным фотографам понадобятся объективы с еще большим фокусным расстоянием. Но это специфические примеры – для большинства он подойдет превосходно.

 112 мм, f/2.8, 1/640, ISO 100

112 мм, f/2.8, 1/640, ISO 100

Средняя цена 70-200mm f/2.8G ED AF-S VR II на сегодняшний день по Москве – около 140 тысяч рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 85mm f/1.4G AF-S Nikkor

Фокусное расстояние 85 миллиметров – может быть и не самое классическое для портретов, но многими фотографами именно оно указывается как идеальное для подобных сюжетов. И несмотря на то, что физически его стоит отнести к телеобъективам – все-таки фокусное расстояние превышает 70 мм – но по своему назначению это почти исключительно портретник.

Это топовый 85-миллиметровый объектив в семействе Nikon, с постоянной светосилой 1.4. Также существует уступающий лишь четыре десятых диафрагменного числа, но в три раза более дешевый вариант. Выпускается 85mm f/1.4G с 2010 года.

Никаких вопросов по качеству сборки здесь нет и быть не может, это топ-уровень. Оптика собрана в Японии, но корпус – пластиковый в целях снижения веса. Как итог – лишь (ценители беззеркалок тут хмыкнут) 595 грамм массы. Диаметр передней линзы – 77 миллиметров, сказывается светосильность, для достижения которой необходимы большие линзы.

Корпус не защищен от влаги и пыли, только, как обычно, есть резиновая прокладка в районе байонета, препятствующая попаданию в зазор частичек грязи. Снимать с этим объективом в сильный дождь не рекомендуется. Кольцо фокусировки снабжено резиновым покрытием, вертится очень легко и свободно, без ограничений.

Конструкция: 10 элементов в 9 группах, некоторые имеют нанокристаллическое просветление (об этом свидетельствует литера N в названии), низкодисперсионных элементов нет. Впрочем, и проблем с хроматическими аберрациями, несмотря на это, тоже нет – скажу, забегая вперед. Количество лепестков диафрагмы – 9.

Примеры съемки с разной диафрагмой

Скачать RAW

Фокусное расстояние фиксированное, составляет 85 мм, в эквиваленте для DX-камер – 127,5 мм. Диапазон диафрагмы – от f/1.4 до f/16. Стабилизатора тут нет.

 85 мм, f/1.4 1/125, ISO 800

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 800

Фокусировочный мотор встроен в объектив, работает, может быть, и не с рекордной скоростью, но достаточно шустро, чтобы не вызывать никаких неудобств у фотографа. Особенно с учетом точности и небольшого количества брака – хотя он время от времени встречается даже при использовании столь элитной оптики вместе с камерой уровня Nikon D500.

 85 мм, f/1.6 1/125, ISO 1000

85 мм, f/1.6 1/125, ISO 1000

85 f/1.4G отличается очень мягкой, но при этом резкой картинкой. На него можно получить и кадры со столь любимой обитателями фотофорумов «звенящей» резкостью, и мягкие, словно бы с применением эффекта soft-focus кадры – достаточно поработать с резкостью и освещением.

 85 мм, f/1.4 1/125, ISO 3200

85 мм, f/1.4 1/125, ISO 3200

Объектив уверенно держит свет в кадре – и любой контровой (как солнечный, так и от искусственных источников), так и смешанный. Виньетирования при использовании с кроп-камерой я не заметил. Резкость хороша как по центру кадра, так и по краям – конечно, падение на минимальной диафрагме неизбежно, но оно не столь критичное, как порой бывает. Снимать на f/1.4 на него и можно, и нужно – результат будет радовать.

 85 мм, f/8 1/125, ISO 1250

85 мм, f/8 1/125, ISO 1250

С хроматическими аберрациями проблем как таковых нет. По цветопередаче или детализации также предъявить никаких претензий этому объективу нельзя. Боке очень мягкое и приятное. Дисторсии нет, снимать портреты на него – одного удовольствие.


85 мм, f/1.4 1/125, ISO 1800


85 мм, f/2.8 1/125, ISO 200

Как и 70-200 f/2.8G этот объектив хочется порекомендовать в обязательный «пул» фотографа-профессионала. Только уже специалиста по портретам. Да, с его помощью за счет высокой светосилы и уверенной работы с любым освещением очень удобно снимать в темноте – но для уличного репортажа его фокусное расстояние подходит условно. Хотя время от времени прогуляться с ним весьма приятно.


85 мм, f/1.6 1/800, ISO 100

Средняя цена на Nikon 85mm f/1.4G AF-S Nikkor в Москве – около 100 тысяч рублей.

Скачать
RAW-файлы

#Nikon 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor

300mm f/4D ED-IF был представлен еще в 2000 году, но выпускается до сих пор. Важно не перепутать этот объектив с его новейшей версией 300mm f/4 E PF ED VR SWM IF Nano Crystal Coat. Ключевые отличительные особенности последней: встроенный стабилизатор, наличие в конструкции линз с нанокристаллическим просветлением и линз Френеля, что позволило резко снизить его вес и габариты; также на нем отсутствует кольцо регулировки диафрагмы (о чем в нашем случае сигнализирует литера D). Также эта версия почти в два раза дешевле – эта отличительная черта распознается, конечно же, первой.

Объектив собран в Японии, его корпус сделан из металла. Как следствие, и габариты весьма впечатляют (длина – 222 мм), и масса – 1440 грамм. Как и подобает полноценному телевику, он внушает уважение; этим объективом можно вполне успешно прокладывать себе путь среди коллег или отбиваться от грабителей. В его корпус встроена бленда с бархатным внутренним покрытием, она перемещается вдоль по корпусу и плотно фиксируется в крайнем положении – очень удобно. Впрочем, объектив, который достался нам для теста, был уже в весьма потрепанном состоянии – в убранном состоянии бленда не закреплялась, что весьма раздражало.

У основания объектива находится несъемная штативная ножка, свободно перемещаемая тем не менее вокруг объектива. Фиксируется ее положение винтом.

Диаметр передней линзы – 77 миллиметров, найти светофильтры нужного размера не составит труда. Первая версия 300/1.4 имела диаметр 82 мм, что многим логичным образом не нравилось. Конструкция: 10 элементов в 6 группах, два низкодисперсионных элемента.

Примеры съемки с разной диафрагмой

Скачать RAW

Фокусное расстояние, разумеется, одно-единственное – 300 мм, эквивалент для DX-камер составляет 450 мм. Диафрагма – от f/4 до f/32.


300 мм, f/4 1/200, ISO 51200

Пожалуй, главный недостаток объектива – отсутствие стабилизатора. Снимать на выдержках ниже 1/100 с рук тяжело. Получить результат на 1/40-1/50 возможно, но о стабильности говорить затруднительно.

Примеры репортажной съемки

Фокусировочный мотор встроен, работает теоретически бесшумно, на практике же немолодой объектив изрядно свистел и скрипел при попытках навестись на резкость. Но, тем не менее, делал это вполне успешно. Скорость я бы назвал скорее средней, но для своего фокусного расстояния и класса вполне нормальной. С точностью больших проблем я не испытал, объект он держит стабильно и цепко.

 300 мм, f/4 1/1250, ISO 1100

300 мм, f/4 1/1250, ISO 1100

Объектив весьма резкий – даже на минимальной диафрагме нехватка резкости ощущается только по самым краям. Боке вполне приятное, хотя и без какого-то фирменного, характерного именно для этого объектива стиля.

 300 мм, f/4 1/500, ISO 1800

300 мм, f/4 1/500, ISO 1800

Цветопередача нормальная, детализации вполне хватает для фотокамеры класса D500. Дисторсия отсутствует полностью. Виньетирование на кроп-камере незаметно. А вот хроматические аберрации, к сожалению, есть, вполне заметные.

 300 мм, f/4 1/500, ISO 1000

300 мм, f/4 1/500, ISO 1000

300mm f/4D – весьма специфический объектив. За счет сочетания своего фокусного расстояния и светосилы он неизменно будет востребован фотографами, нуждающимися в съемке удаленных объектов: спорт, животные, репортаж. Но он не лишен недостатков, причем довольно критичных для своего класса – средняя скорость фокусировки, отсутствие стабилизатора, проблемы с хроматическими аберрациями. Для профи имеет смысл переплатить за новую версию «трехсотки», в которой уже проделана работа над ошибками.

 300 мм, f/4 1/500, ISO 500

300 мм, f/4 1/500, ISO 500

Средняя цена 300mm f/4D ED-IF AF-S Nikkor на сегодняшний день по Москве – около 90 тысяч рублей.

Скачать RAW-файлы

Следующая страница →
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Star Wars Outlaws вышла в Steam с крупным обновлением и дополнением про Лэндо Калриссиана 6 мин.
Рекордная скидка и PvP-режим Versus обернулись для Warhammer: Vermintide 2 полумиллионом новых игроков за неделю 2 ч.
Роскомнадзор с декабря начнёт блокировать сайты за публикацию научной информации о VPN для обхода блокировок 2 ч.
Новый трейлер раскрыл дату выхода Mandragora — метроидвании с элементами Dark Souls и нелинейной историей от соавтора Vampire: The Masquerade — Bloodlines 3 ч.
В Японии порекомендовали добавить в завещания свои логины и пароли 5 ч.
Обновления Windows 11 больше не будут перезагружать ПК, но обычных пользователей это не касается 5 ч.
VK похвасталась успехами «VK Видео» на фоне замедления YouTube 7 ч.
GTA наоборот: полицейская песочница The Precinct с «дозой нуара 80-х» не выйдет в 2024 году 8 ч.
D-Link предложила устранить уязвимость маршрутизаторов покупкой новых 9 ч.
Valve ужесточила правила продажи сезонных абонементов в Steam и начнёт следить за выполнением обещаний разработчиков 10 ч.
SpaceX рассказала, почему затопила ракету Super Heavy во время последнего запуска Starship 50 мин.
Астрономы впервые сфотографировали умирающую звезду за пределами нашей галактики — она выглядит не так, как ожидалось 3 ч.
Представлена технология охлаждения чипов светом — секретная и только по предварительной записи 4 ч.
Японская Hokkaido Electric Power намерена перезапустить ядерный реактор для удовлетворения потребности ЦОД в энергии 4 ч.
Грузовик «Прогресс МС-29» улетел к МКС с новогодними подарками и мандаринами для космонавтов 4 ч.
Meta планирует построить за $5 млрд кампус ЦОД в Луизиане 5 ч.
HPE готова ответить на любые вопросы Минюста США по расследованию покупки Juniper за $14 млрд 5 ч.
Thermaltake представила компактный, но вместительный корпус The Tower 250 для игровых систем на Mini-ITX 7 ч.
Флагманы Oppo Find X8 и X8 Pro на Dimensity 9400 стали доступны не только в Китае — старший оценили в €1149 7 ч.
«ВКонтакте» выросла до 88,1 млн пользователей — выручка VK взлетела на 21,4 % на рекламе 8 ч.