Сегодня 24 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор UFHD-монитора Dell U2917W: четыре года спустя

⇣ Содержание

#Тестирование

#Методика тестирования

Монитор Dell U2917W был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе Dell производитель использует семь предустановленных режимов и один дополнительный для ручных изменений. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим — стандарт;
  • яркость 75;
  • контрастность 75;
  • гамма – PC (2,2).

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:

  • режим пользовательский;
  • яркость 31;
  • контрастность 75;
  • темп. цвета (RGB) 98/96/95;
  • гамма PC (2,2).

Значение параметра «контрастность» не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все второстепенные параметры остались при настройках по умолчанию.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 293 0,395 742
90 265 0,358 740
80 235 0,317 741
70 207 0,279 742
60 183 0,247 741
50 158 0,214 738
40 134 0,18 744
30 109 0,147 741
20 84 0,114 737
10 59 0,08 738
0 34 0,046 739

Максимальная яркость оказалась на уровне 293 кд/м2, а нижнее значение составило 34 кд/м2. Коэффициент контрастности держится на уровне, близком к 740:1, что на 26 % меньше, чем заявлено производителем. Результат по глубине чёрного средний для IPS-type-мониторов, а вот рабочий диапазон яркости устроит всех без исключения. Его может быть недостаточно, только когда на экран падают прямые солнечные лучи.

#Результаты при стандартных настройках

Цветовой охват монитора Dell U2917W практически полностью перекрывает возможности стандарта sRGB и описывает его довольно точно — уж как минимум по меркам непрофессиональной модели.

Согласно нашим измерениям, при заводских настройках дисплей соответствует sRGB пространству на 94,4 %, что немного не укладывается голове при взгляде на 2D-диаграмму. Впрочем, более точным подсчётам при оценке охвата по 94 измеренным цветам в среде Argyll CMS мы доверяем больше. Отдельно напомним, что не стоит забывать о выходе некоторых участков за пределы sRGB — для более точной цветопередачи без профиля и ПО с поддержкой CMS не обойтись.

Монитор удивил высокой точностью установки точки белого и относительно высокой стабильностью ЦТ оттенков серого.

Если судить по гамма-кривой серого, то можно говорить об идеальной заводской настройке. Однако кривые RGB расставляют всё на свои места – настраивать и калибровать монитор стоит, хотя большинство пользователей U2917W смогут без этого обойтись.

По тесту Argyll cреднее значение DeltaE94 при использовании системного профиля sRGB составило 1,6 единицы, максимальное – 4,06 – очень хороший результат. За более высоким стоит обратиться к режиму sRGB, о котором и идёт речь в отчёте о заводской калибровке.

#Результаты после калибровки

Для проведения ручной настройки мы активировали режим Custom, настроили основные параметры в OSD Menu и «повесили» оставшиеся изменения на «плечи» колориметра Display Pro — они уже пришлись на LUT видеокарты.

Проведённые процедуры позволили слегка увеличить цветовой охват — до уровня 95,8 % sRGB и 69,6 % AdobeRGB, с минимальным сдвигом опорных точек на CIE-диаграмме.

Точка белого приблизилась к 6500 К без какого-либо паразитного оттенка. Стабильность цветовой температуры в целом увеличилась, но максимальное отклонение стало почти вдвое выше, чем при настройках по умолчанию.

Учитывая изначально хорошие гамма-кривые, мы думали обойтись без правок в LUT, однако проверка после ручных настроек в режиме Custom продемонстрировала их серьёзные изменения. А поэтому без полноценной калибровки обойтись не вышло.

После неё кривые удалось вновь поставить на место и привести передачу тоновых переходов к должному уровню.

Внесённые правки и созданный ICM-профиль позволили монитору Dell U2917W достичь высокого результата по точности цветопередачи. Среднее значение DeltaE94 составило 0,37 единицы, а максимальное – 1,6. Проблем с цветом нет.

#Результаты в режиме sRGB

Отдельно рассмотрим предустановленный режим эмуляции sRGB. При его активации можно менять яркость и контрастность, но отсутствует регулировка уровней RGB и возможность включить систему компенсации неравномерности подсветки.

При его активации электроника монитора действительно старается эмулировать пространство sRGB, и получается у неё это довольно точно. Правда, соответствие всё равно оказывается ниже, чем при заводских установках, – 93,1 % sRGB. Но зато нет проблем с выходом цветов за пределы изучаемого стандарта — и это большой плюс.

В этом режиме установка точки белого слегка отличается от того, что мы видели в Standard Mode, но в целом результат не хуже. А вот по стабильности ЦТ оттенков серого режим sRGB значительно обходит все предыдущие результаты, в том числе после ручной настройки и калибровки.

Гамма-кривые настроены очень точно. Если приглядеться, то заметен небольшой подъём в области с крайними тёмными оттенками, характерный для стандарта sRGB и позволяющий лучше различать тени при любом уровне внешнего освещения.

Результаты точности цветопередачи подтверждают данные из отчёта о заводской калибровке. Режим sRGB показал результат вдвое лучше, чем при стандартных установках, и это большой успех для модели, которая не является профессиональной. Хотите сразу идеальную цветопередачу – включайте sRGB Mode и работайте. Только помните, что увеличить равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости в нём у вас не выйдет. Но об этом ниже.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Обе картинки демонстрируют фотографии белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Первая – при выключенной системе Uniformity Compensation, вторая при её активации.

Стоит отметить, что используемая в Dell технология имеет ограничения. В первую очередь сокращается рабочий диапазон регулировки яркости, во вторую – немного снижается глубина чёрного, и в третью – её активация возможна во всех режимах, за исключением хорошо настроенного sRGB.

Без системы UC cреднее отклонение от центральной точки составило 8,5 %, а максимальное — 20 %. Результат для такой диагонали средний. Значительно улучшить его позволяет активации компенсации неравномерности, снижающая цифры до 2,7 и 7 % соответственно. В таком виде к монитору не возникает вообще никаких претензий по равномерности подсветки на белом поле.

А вот на равномерность цветовой температуры система UC практически не влияет. Безусловно, меняется характер распределения зон с более высокой или более низкой ЦТ по участкам экрана, но отклонения от центральной точки в обоих случаях низкие: 0,7 % и 1,9 % без UC и 0,7 % и 2,3 % с системой компенсации. Добавим сюда погрешность измерений — и получим максимально схожие результаты, до которых многим другим мониторам как до Луны.

Впрочем, данные отклонений ЦТ по уровню DeltaE продемонстрировали, что при включенной Uniformity Compensation результаты всё же выше. Среднее отклонение оказалось ровно в два раза ниже, чем без неё: одна единица DeltaE против двух. Просто превосходно!

На чёрном поле у героя обзора ситуация лучше, чем у первых подобных мониторов 2013-2014 годов выпуска, но до идеала всё ещё далеко. Ярко выраженный Glow-эффект, а также соотношение сторон 21:9 складываются в не лучшую картину для демонстрации равномерности подсветки на чёрном. Например, отчётливо видны засветки по углам с паразитными оттенками.

Первая фотография даёт возможность лучше рассмотреть их расположение и цвет, а вторая приближена к тому, что увидит пользователь при небольшой яркости экрана в реальных рабочих условиях.

Какого-то сильного дискомфорта при работе (особенно после снижения яркости подсветки до оптимального уровня) данная особенность дисплея не вызывает, и она уж точно выражена меньше, чем на гигантских, 34-дюймовых дисплеях. К тому же в Интернете можно встретить отзывы (не только на эту модель от Dell), что со временем видимость паразитных засветок снижается, а у некоторых и вовсе – практически пропадает.

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

При настройках по умолчанию и после ручных правок монитор Dell U2917W, к нашему удивлению, продемонстрировал очень равномерные, качественные градиенты. Однако в связи с использованием псевдо-8-битной матрицы (6 бит + FRC) даже небольшие правки в LUT видеокарты в ходе калибровки довольно сильно отразились на плавности их передачи. Появилось около 10 относительно резких переходов с преобладанием различных паразитных оттенков (в основном сине-фиолетового). Неприятно, но в реальной работе столкнуться с этим не так уж и просто. А тесты – они и в Африке тесты.

Для U2917W производитель заявляет матрицу со временем отклика 5 мс GtG. Как показали наши тесты, скорость панели вполне типична для современных IPS-type-решений со стандартной частотой вертикальной развёртки в 60 Гц, не ориентированных на игроков, хотя, конечно, есть более «бодрые» мониторы. Производитель по умолчанию произвёл вполне адекватный по качеству разгон OverDrive, при котором артефакты в реальной работе остаются слабо заметными (куда лучше они видны в специальных тестах).

Дополнительный режим Fast резко увеличивает количество и видимость артефактов, а длина шлейфов за движущимися объектами возрастает, поэтому никакого смысла в переключении пресетов OD нет — стоит оставить этот параметр на значении по умолчанию.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора и стабильность картинки при изменении угла просмотра у Dell U2917W несколько хуже, чем у 34-дюймовых UWQHD-решений, и, безусловно, это не уровень 27-дюймовых WQHD-моделей. А вот на фоне любых TN+Film- и *VA-дисплеев даже такой уровень окажется очень высоким.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится менее контрастным, снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени. Ничего необычного.

А вот при изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране меняется значительно быстрее и сильнее. Если привстать над монитором, то яркость изображения резко снижается (особенно заметно на серых полотнах), появляется жёлто-оранжевый паразитный оттенок в нижней части экрана, визуально сильно меняется цветовая температура, падает контрастность изображения.

От Glow-эффекта тестируемый монитор не избавлен, поскольку построен на базе матрицы IPS-типа, а довольно большая диагональ дополнительно усиливает его заметность. В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются.

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в значительно меньшей степени и в основном в центральной части дисплея.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Dell используется качественная матовая плёнка поверх защитной пластиковой поверхности матрицы.

Несмотря на хорошие антибликовые свойства и слабый эффект «зеркала», различимость кристаллического эффекта (КЭ) оказалась небольшой. Поверхность показала себя в этом вопросе как полуматовая во многих современных мониторах, хотя наверняка никто бы не отказался от ещё большей чистоты картинки. При изменении угла просмотра КЭ дополнительно себя не проявляет. От эффекта Cross Hatching изучаемая модель монитора не страдает.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

Знакомство с новым Dell U2917W из серии UltraSharp доказало, что 4 года, прошедшие с момента запуска в продажу его предшественника U2913W, прошли не даром. Монитор, как и полагается, похорошел внешне, да и внутри были произведены некоторые значимые доработки. 29-дюймовые IPS-type-матрицы LG Display за это время также сменили не одну версию, что как минимум положительно сказалось на равномерности подсветки — как на светлом, так и на тёмном фонах. А доработанная система Uniformity Compensation дополнительно улучшает рабочие характеристики таких матриц.

Герой обзора – один из немногих протестированных нами мониторов у которых мы не смогли найти значимых недостатков. Возможно, некоторым он покажется дорогим по сравнению с «глянцевым» продуктом от LG, однако в таком случае можно будет сделать вывод, что человек хочет приобрести только матрицу, а не максимально качественный и функциональный дисплей на её основе. В итоге, если вы собирались купить 29-дюймовый монитор с разрешением 2560 x 1080 пикселей, а игры для вас давно стоят не на первом месте – вы знаете, что выбрать. Удачи!

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.

Достоинства:

  • качественная сборка и хорошие материалы;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • широкий выбор интерфейсов для подключения, в том числе USB-хаб с четырьмя портами USB 3.0 и возможность подключения второго дисплея через DP-out (функция MST);
  • удобная система управления и быстрая навигация по меню;
  • поддержка функций PiP и PbP;
  • отличные градиенты в стандартных режимах и после ручных правок;
  • широкий диапазон изменения яркости при стабильном коэффициенте контрастности;
  • высокое соответствие цветового охвата стандарту sRGB;
  • высокое качество заводской настройки/калибровки и прекрасно настроенный режим эмуляции sRGB;
  • доведённая до ума система компенсации неравномерности подсветки, работающая практически в любом режиме (кроме sRGB) и при любых настройках;
  • слабый кристаллический эффект и отсутствие Cross-hatching, несмотря на использование матовой защитной поверхности;
  • улучшенная равномерность подсветки на чёрном в сравнении со старыми моделями (теперь не всё так страшно);
  • отличная равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • хорошие углы обзора;
  • отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы;
  • адекватная ценовая политика (учитывая возможности и качество продукта).

Недостатки:

  • коэффициент контрастности на 26 % ниже заявленного производителем значения – должны же у монитора быть хоть какие-то недостатки.

Может не устроить:

  • отсутствие возможности переворота в портретный режим (Pivot);
  • нет DVI-D-интерфейса;
  • не самая быстрая панель среди IPS-type-представителей с частотой развёртки 60 Гц + слабые, но видимые артефакты при заводском разгоне;
  • Glow-эффект никуда не делся;
  • достаточно сильно портятся градиенты после калибровки – норма для псевдо-8-битных матриц.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Критики вынесли вердикт Stellar Blade — формы есть, а содержание? 48 мин.
Вышла новая версия системы резервного копирования «Кибер Бэкап Облачный» с расширенной поддержкой Linux-платформ 52 мин.
Минюст США порекомендовал посадить основателя Binance Чанпэна Чжао в тюрьму на три года 2 ч.
Художественная нейросеть YandexART с латентной диффузией обновилась до версии 1.3 2 ч.
Senua's Saga: Hellblade II получит поддержку русского и ещё 26 языков — игру переведут даже на исландский 2 ч.
Создатели Gloomhaven анонсировали Ironmarked — пошаговую кооперативную RPG, которая может никогда не выйти 3 ч.
Apple выпустит «Калькулятор» для iPad — пользователи планшета 14 лет считали в столбик 3 ч.
SSE4.2-инструкции стали обязательны для Windows 11 24H2 — в LGA775- и AM2/AM3-системах ОС не загружается 4 ч.
В 2023 году ГК «Солар» росла вдвое быстрее рынка 4 ч.
Реклама в меню «Пуск» Windows 11 появилась у всех (после обновления ОС) 6 ч.