Фото и видео

Обзор беззеркальной камеры Panasonic Lumix GH5: на стыке двух миров

⇣ Содержание

#Управление, дисплей, видоискатель

Выше я уже перечислил все многочисленные органы управления Panasonic Lumix GH5 – уже по одному только этому списку можно сделать вывод, что система взаимодействия с камерой выстроена как минимум подробно. В принципе, Panasonic всегда славилась удобным управлением в своих старших моделях – в этот раз тему удалось даже развить. Все перемещения клавиш пошли камере на пользу, добавившийся джойстик позволяет не только двигать зону или точку фокусировки, но и скакать по меню, а кнопки спуска и видеозаписи всегда оказываются под рукой. Общее число настраиваемых клавиш – шесть, отдельно можно настраивать диски, равно как и довешивать на них дополнительные функции, быстро переключаясь между одним вариантом их использования и другим.

 
 

К этому изобилию добавляется сенсорный дисплей, с которым Panasonic тоже работать умеет. На экране Live View всегда отображается закладка с виртуальными клавишами (которые тоже, естественно, можно программировать самостоятельно), точку фокусировки можно выставлять просто пальцем на экране (и, честно говоря, я это делал значительно чаще, чем пользовался джойстиком), а вместо этого самого Live View можно вывести матрицу с основными параметрами, получив к ним, соответственно, доступ через одно касание дисплея, — это для тех, кто привык строить кадр через видоискатель. На Live View же можно вывести множество параметров съемки, виртуальный горизонт, гистограмму, сетку нескольких видов и «зебру» для лучшего понимания зон освещенности. Также доступен монохромный режим просмотра.

 
 

Одна из немногих претензий к Panasonic по управлению их камерами, которую прежде приходилось чуть ли не копировать из обзора в обзор, касалась организация основного и быстрого меню. Первое было слегка нелогичным, а второе требовало слишком много кликов для попадания к нужному параметру. Что же, хотя бы первую часть претензии теперь можно снять – схема основного меню изменилась, став подобием той, что применяется, например, в зеркальных камерах Nikon. Напоминает также и меню Fujifilm. Оригинальность тут ни к чему, удобство важнее какого-то особенного наполнения. Важные моменты – меню меняет содержимое в зависимости от режима: для видео оно выглядит одним образом, для фото – другим, меняется наполнение верхней вкладки. Но в обоих случаях доступна вкладка, наполнить которую предложено самому пользователю. Вам для быстрого доступа нужны какие-то настройки, до которых слишком далеко лезть по предусмотренному Panasonic маршруту? Не проблема — можно уложить их в специальной вкладке. Также поддается настройке и быстрое меню.

В целом вопросов по управлению Lumix GH5 почти не возникает – оно более чем гибкое и подробное, а кнопки, селекторы и джойстики находятся в удобных местах и выполнены качественно.

Дисплей изменился по сравнению с экраном GH4 серьезно изменился: вместо OLED используется ЖК-матрица – и в итоге при формально возросшей яркости картинка на солнце выглядит более блеклой. Но экран не слепнет, при желании можно обходиться вовсе без помощи видоискателя. Разрешение и размер дисплея выросли – 1 620 тыс. точек и 3,2 дюйма против 1 060 тыс. точек и 3 дюймов ранее.

Электронный видоискатель также обновлен, но тут все изменения только в лучшую сторону. Оставлена OLED-матрица, но возросло разрешение: 3 680 тыс. точек против 2 360 тыс. ранее. Коэффициент увеличения – 0,76х против 0,64х. Время отклика достаточно высокое, чтобы запаздывания относительно реально происходящего вокруг не бросались в глаза (хотя после оптического видоискателя это, к сожалению, все равно неизбежно), «лесенки» при использовании камеры при искусственном освещении нет, частота обновления тоже высокая. Если честно, видоискатель производит очень мощное впечатление – это как минимум один из лучших ЭВИ из ныне существующих, а по субъективным ощущениям — и вовсе лучший. Здесь Panasonic смогла догнать Sony, Fujifilm и Olympus, которые некоторое время назад пошли в отрыв. Видоискатель при этом неповоротный, в отличие от того, что используется в GX8, но эта функция, если честно, в любом случае кажется излишеством.

#Функциональность

В плане используемого сенсора Panasonic не стала мудрить, взяв уже проверенную 20,3-мегапиксельную матрицу, знакомую по модели GX8. Стандарт, естественно – Micro Four Thirds (17,3 × 13 мм, кроп-фактор – 2). Но есть одно важное отличие от «восьмерки» — отсутсвует никзочастотный фильтр, что автоматически повышает эффективное разрешение и одновременно увеличивает шансы получить муар на картинке. В теории. На практике с ним должны справляются специальные алгоритмы процессора Venus Engine 10. И действительно, справляются – характерные артефакты не проявляются ни на фото, ни, что в данном случае важнее, на видео. По фактической же детализации GH5 занимает верхнюю ступеньку среди камер Panasonic.

Достичь «зеркальной» скорости включения фотокамеры инженерам Panasonic не удалось, зазор все равно чувствуется – пусть это и доли секунды (примерно 0,4-0,5). Важно, что не тратится дополнительное время на подготовку файловой системы: просто включается дисплей — и аппарат готов к съемке. Лаг затвора отсутствует, между режимами камера переключается мгновенно.

Скорость съемки, казалось бы, не впечатляет по сравнению с GX8. Взгляните в табличку – те же 12 кадров в секунду с механическим затвором. Да, это все равно много, но этот уже знакомый уровень. Только есть несколько но. Во-первых, обновленная система автофокуса и процессора позволяют снимать со скоростью до 9 кадров в секунду с покадровой фокусировкой и определением экспозиции для каждого следующего кадра. Во-вторых, здесь появился режим съемки 6К-фото: как и в случае с хорошо знакомыми 4К-фото, активируется электронный затвор и фотоаппарат снимает ролик со скоростью до 30 кадров в секунду с разрешением 4992 × 3744. В режиме 4К-фото он снимает уже со скоростью до 60 кадров в секунду с разрешением 3328 × 2496. Прекрасный способ получить статичный кадр для оформления видеоролика.

   
   
   

Длина серии – до 76-80 кадров в формате RAW с максимальной скоростью, а при съемке в JPEG (функции 4К- и 6К-фото доступны только для съемки в этом формате) продолжительность съемки зависит только от скорости и вместимости карты памяти. Камера поддерживает карточки стандарта UHS-II (GH4 с ними не дружила), и, что очень важно, – наконец появились два слота. Причем с гибким управлением: можно не только выбрать, параллельно ли писать информацию на обе или последовательно, но и «повесить» на одну, к примеру, запись фото, а на другую – видео. Выбрать, куда будут записываться ролики 4К/6К-фото, тоже можно вручную.

Доступна на GH5 и функция «пост-фокус», при активации которой камера делает серию снимков в разрешении 4К – фокусируясь на всех участках кадра. В результате точку фокусировки можно выбирать уже после того как снимок сделан. RAW недоступен, как обычно, – по сути, записывается небольшой видеоролик в Motion JPEG, из которого нарезаются статичные JPEG-файлы.

Доступны два режима работы затвора – механический (предельная скорость срабатывания – 1/8000 секунды) и электронный (1/16000). Есть беззвучный режим, столь нужный при съемке в тихих помещениях или на мероприятиях, где лишние звуки ни к чему. Длительная выдержка (Bulb) доступна в диапазоне до 30 минут.

Автофокус значительно обновлен по сравнению и с GH4, и с GX8 (оба полагались на одну и ту же систему с 49 точками). Panasonic по-прежнему верна своей фирменной контрастной системе. В век, когда все, даже многие производители смартфонов, переходят на гибридный автофокус, это кажется излишним ретроградством. Но факт в том, что работает эта система превосходно. Во-первых, число точек увеличено до 225 – охватывается подавляющая часть кадра, доступна группировка по зонам и сверхточная фокусировка по одной точке (с увеличением зоны в этой точке). Во-вторых, и это самое важное, усовершенствована система Depth-from-Defocus (DFD), учитывающая не только направление объекта в плоскости, но и минимальные изменения в его «глубине» за счет сравнения значений глубины резкости с огромной (480 кадров в секунду) скоростью. В итоге следящая фокусировка не только эффективно держит объекты, движущиеся с непредсказуемой траекторией при серийной фотосъемке, но и отлично работает при записи видео – в том числе и замедленного (а здесь доступна съемка со скоростью до 180 кадров в секунду в Full HD-разрешении). Есть гибкая настройка следящего автофокуса – вручную можно выставить чувствительность системы DPD в целом, чувствительность при переключении между объектами и активность попыток предсказать направление объекта. Есть четыре предустановки – для подавляющего большинства случаев их хватит.

При блестящей работе следящего автофокуса обычная покадровая фокусировка грешит типичными недостатками контрастной системы – время от времени случаются залипания при переходе между планами и частые (относительно лучших фазовых систем) промахи при макросъемке и портретной фотографии. При желании можно, конечно же, активировать и ручную фокусировку. Помощников – полон двор: монохромный режим экрана, подсветка зон резкости (focus peaking) с градациями по цвету и силе подсветки, увеличение зоны резкости.

Ключевое, на мой вкус, преимущество GH5 перед GH4 в плане чисто фотографическом – встроенная в камеру 5-осевая система стабилизации, работающая по тому же принципу, что и на камерах Olympus – компенсируются не только продольные и поперечные вибрации, но и круговые, что позволяет снимать в особенно тяжелых условиях. Система сочетается со встроенной в оптику (производитель называет это Dual IS 2.0), работает вполне эффективно, но иногда сбоит в неожиданных моментах. В моем случае я списывал это на раннюю прошивку камеры – электроника работала в целом нестабильно, за две с половиной недели тестирования было несколько зависаний, которые можно было победить, только вынув и вставив назад аккумулятор. Получить несмазанный кадр с активным стабилизатором у меня получалось стабильно при выдержке в 1/5 секунды при съемке на широкоугольную оптику. Можно и на более длинных выдержках – зависит уже от погодных условий (отсутствия ветра) и крепости рук фотографа. Видеооператорам, конечно, не стоит выкидывать свой обвес – обеспечить ту же эффективность, что и профессиональные системы стабилизации, внутрикамерная компенсация колебаний не сможет – но для энтузиастов, снимающих как фото, так и видео, эта функция станет настоящим подарком.

Расширилось и число беспроводных модулей: к уже ставшими стандартом Wi-Fi и NFC добавлен Bluetooth Low Energy. За счет него можно обеспечить бесперебойную поставку снимков на смартфон или компьютер в фоновом режиме. Подобной вещью в прошлом году выстрелил Nikon (система SnapBridge), и ее, похоже, оценили даже конкуренты. В остальном возможности стандартны: использование мобильного устройства как удаленного видоискателя с помощью программы Image App, передача выбранных данных без проводов, с возможностью отправлять изображения прямо во время записи на другое устройство или в облако Lumix Club. В режиме дистанционного управления можно проставлять геометки снимкам, отправляя данные о местоположении со смартфона. Также в режиме беспроводных соединений доступно воспроизведение снимков на телевизоре. Само приложение достаточно функциональное, но, на мой взгляд, слегка громоздкое – как в плане интерфейса, так и по скорости работы (на подключение к смартфону каждый раз уходит не меньше 20-30 секунд).

#Видеосъемка

Альфа и омега серии Lumix GH – запись видео. В этот раз Panasonic превзошла сама себя, превратив пятую версию своей топовой модели из фотокамеры, которая очень круто снимает в видео, в аппарат, по функциональности приближающийся к профессиональной технике вроде камер ARRI или RED.

Обычно мы начинаем и заканчиваем раздел просто на описании того, в каком предельном разрешении и с какой кадровой частотой камера умеет снимать видео. Здесь это только начало: GH5 снимает видео в разрешении 4096 × 2160 со скоростью до 50 кадров в секунду при битрейте 150 Мбит/с; доступен режим «несжатой» съемки All-Intra с битрейтом 400 Мбит/с в формате 4:2:2 10 бит – с расширенным цветовым пространством и динамическим диапазоном. В Full HD (1920 × 1080) камера может снимать видео с частотой до 180 кадров в секунду – пусть слегка, но замедленное видео. Для Full HD также доступен режим All-Intra – битрейт 200 Мбит/с, 4:2:2 10-бит. Контейнеры: MOV, MP4, AVCHD. Конечно же, доступны полные ручные настройки, можно накладывать на видео те же фильтры, что и на фото.

В камере предусмотрены все необходимые порты – запись можно вести как на SD-карту, так и на внешний носитель, подключаемый по полноразмерному HDMI (вот вам и «компактная беззеркалка»); трансляция в 4К возможна даже без использования дополнительного блока. Есть выход на наушники и вход для микрофона – тоже традиционные, 3,5 мм.

Скачать ролик в оригинальном качестве

Panasonic Lumix GH5 – первая неспециализированная видеокамера, которая умеет снимать анаморфное видео. Летом для прошивки GH5 выйдет обновление, которое обеспечит поддержку более широкого ассортимента анаморфной оптики. Вообще на работу с программной начинкой Panasonic делает большую ставку, предоставляя в том числе и платные услуги. Например, за $99 можно получить обновление, которое добавит в камеру функцию съемки в Log Gamma – специальном цветовом пространстве, из которого при должной обработке можно выжать картинку с очень широким динамическим диапазоном. Используется свой стандарт V-LogL – у Sony в старших камерах есть функция съемки в S-Log, у Canon – в C-Log. Обе бесплатные, но сами камеры куда дороже.

Скачать ролик в оригинальном качестве

Также впервые на универсальных камерах на экран можно вывести не только обычные параметры и гистограмму, но при желании и монтажный график изменений громкости, и векторскоп – график с текущими изменениями цветовых градаций и насыщенности.

Отдельно стоит сказать про функцию Focus Transition – возможность при съемке задать три варианта глубины резкости для последующего плавного переключения между ними. Очень удобно.

Предъявить какие-то претензии к видео, получаемому с GH5, невозможно. Эффект «плавающего затвора» исключен, динамический диапазон достойный, автофокус прекрасно отрабатывает в большинстве ситуаций, все необходимые ручные настройки есть, пользоваться камерой очень удобно. Про функциональность уже сказано выше. Это самый мощный инструмент для съемки видео среди ныне существующих гибридных камер.

#Фотосъемка

Вместе с Lumix GH5 я взял в путешествие два объектива: свежий Leica DG VARIO Elmarit 12-60mm f/2.8-4.0 и уже хорошо знакомый сверхширокоугольный G VARIO 7-14mm f/4.0. В очередной раз дежурно отмечу компактность оптики для системы Micro Four Thirds – оба объектива в сумме весят меньше килограмма, это позволяло не раздумывать, какой именно из них брать на прогулку в следующий раз.

Главное, что нужно знать о G VARIO 7-14mm – это очень сильные бочкообразные искажения на самом для него широком угле. Де-юре это не «рыбий глаз»: эквивалентное фокусное расстояние составляет 14-28 мм. Конструктивно же это как раз-таки он – с выпуклым передним стеклом, несъемной блендой и все равно неизбежными бликами. Объектив на любителя, но картинку выдает очень характерную и эффектную. Важнейшее достоинство наряду с легкостью и компактностью – фиксированная и относительно высокая светосила. Нет встроенного стабилизатора, что при использовании с предыдущими камерами серии GH было некоторой проблемой. В GH5 это, конечно, уже не отнесешь к недостаткам.

Обратите внимание на резко упавшую детализацию

Обратите внимание на резко упавшую детализацию

Зато к ним можно отнести сильно падающую резкость на диафрагменных числах выше 11-12. При полностью закрытой диафрагме картинка получается совсем «мыльная».

Leica DG VARIO Elmarit 12-60mm f/2.8-4.0 – более светосильная, идеально собранная и дорогая альтернатива хорошо знакомому G VARIO 12-60mm f/3.5-5.6. Прекрасный объектив как раз для travel-фотографа, перекрывающий большую часть нужных фокусных расстояний и отлично подходящий для съемки в любых условиях по свету. Хотя стоит отметить, что фиксированная светосила в данном случае принесена в жертву компактности – Panasonic, как и Olympus, трепетно относится к этому моменту. Но по качеству выдаваемой картинки вопросов к объективу никаких: отличная резкость на подавляющем диапазоне диафрагменных чисел, отсутствие краевых искажений, никаких проблем с хроматическими аберрациями.

Режимы съемки у Panasonic Lumix GH5 такие: P/A/S/M, полная автоматика, спецэффекты, видео и три пользовательских. Сюжетных режимов здесь не оказалось – впрочем, ничего неожиданного в этом нет: камера-то серьезная. Нет и выделенного на селекторе места для панорамы, хотя сама возможность автоматически их склеивать при помощи аппарата есть – надо выбрать нужный режим в основном меню.

   
   

Программные дополнения напрямую перешли из GX8 и GX80 — цветовые профили (с возможностью снимать черно-белые фото с повышенной контрастностью), фирменные спецэффекты.

Доступна программная обработка JPEG: расширение динамического диапазона (4 градации) и разрешения (4 градации), а также регулировки по свету/теням. Есть автоматическая склейка HDR (3 уровня) и мультиэкспозиция. Также доступна автоматическая интервальная съемка: максимальное число изображений – 9999, максимальный интервал – 99 минут; минимальный – 1 секунда. Выше можете посмотреть маленькое интервальное видео, снятое на Lumix GH5.

Автоматика работает очень хорошо, даже, пожалуй, неожиданно хорошо для Panasonic. Время от времени приходится чуть поправлять встроенный экспонометр, в основном вводя поправку в плюс – есть небольшая тенденция к выбору слишком темных тонов. Камера очень неплохо справляется с выставлением автоматического баланса белого – проблемы с холодными, синими тенями в солнечную погоду, которыми грешила та же GX80, тут не встречаются. При освещении лампами накаливания аппарат выдает излишне теплые изображения, но в пределах терпимого.

Галерея снимков с различным ISO:

    ISO 100
    ISO 200
    ISO 400
    ISO 800
    ISO 1600
    ISO 3200
    ISO 6400
    ISO 12800
    ISO 25600

Скачать RAW-файлы (202 Мбайт)

Вечная оборотная сторона компактности камер системы Micro Four Thirds – небольшие размеры матрицы, физически не позволяющие при высоком разрешении увеличить размер светочувствительных элементов. Так что в плане работы на высоких ISO GH5 будет проигрывать полнокадровым и APS-C-конкурентам. Тем не менее для Panasonic это лучшая по чувствительности матрица – на ISO 6400 можно получить достаточно «гладкую» картинку, ущерб детализации которой будет заметен только при крупноформатной печати и при внимательном разглядывании. А вот свободно переключаться на ISO 12800 для репортажной съемки, как это можно делать, например, при использовании Sony a7 II или, тем более, a7s II, здесь не стоит – чревато резким падением качества картинки. Минимальная естественная светочувствительность традиционно составляет ISO 200, есть возможность программного расширения до ISO 100.

 

Cлева – снимок на ISO 6400 без шумоподавления, справа – с шумоподавлением

Шумодав умеренно активен, отключать его нет большого смысла.

Отсутствие низкочастотного фильтра серьезно сказалось на детализации – того провала, который неожиданно случился на GX8, здесь нет. Для Panasonic этот уровень резкости – лучший в истории серии G. Но это в первую очередь касается RAW, и ему же адресованы теплые слова касательно динамического диапазона – для Micro Four Thirds очень неплохой уровень, картинка действительно пластичная. На JPEG же и то и другое не впечатляет – деталей ощутимо не хватает. Но и в сжатом формате есть свой прогресс – сильно улучшена работа с цветом, которая раньше была слабой стороной Panasonic; цветопередача натуральная, без сильного падения в холодные оттенки, артефактов немного.

Выше можно увидеть несколько примеров того, что можно получить из RAW (изображение справа) по сравнению с JPEG (изображение слева).

Скачать RAW-файлы (1,08 Гбайт)

#Автономная работа

Вечная проблема камер Panasonic – время автономной работы. В GH5 используется обновленная версия той же батареи, что и в GH4: DMW-BLF19E емкостью 13,39 Вт·ч (1860 мА·ч, 7,2 В). «На бумаге» такая емкость смотрится неплохо, но по факту аккумулятора не хватает даже на один полный съемочный день в обычном путешествии, что уж там говорить о серьезной работе. По методике CIPA Panasonic насчитала 410 кадров – но это непрерывная съемка, без записи видео время от времени, без периодов бездействия с включенным дисплеем… Если не думать особо об энергосбережении, одного заряда в реальной жизни хватает примерно на 230-250 снимков (плюс пять-десять минут видео). Если снимать беспрерывно, сериями, не отсматривать каждый кадр и поменьше пользоваться видоискателем (он потребляет энергию активнее, чем основной дисплей), можно и до тысячи кадров на одном заряде добраться.

Но по факту для серьезных целей вам понадобится батарейный блок, вмещающий в себя еще два аккумулятора DMW-BLF19E. Это позволит рассчитывать как на нормальные показатели при фотосъемке, так и на несколько часов видео в день.

#Заключение

Lumix DMC-GH5 – одна из самых любопытных камер этого года. Казалось бы, все просто и стандартно: уже знакомый по GX8 сенсор, множество логичных улучшений в видеосъемке, опять увеличенные габариты. Но множество мелких улучшений по всем фронтам (от исчезнувшего антимуарного фильтра до переработанного меню) создают нетипичную для Panasonic картину – мы имеем дело не просто с прекрасной видеокамерой в теле фотоаппарата, а с полноценным гибридным устройством.

Как аппарат для съемки видео GH5 укрепляет свои позиции, по-прежнему оставаясь самым недорогим средством получить 4К-видео с минимумом компромиссов по качеству. Да, повторюсь, самым недорогим – за версию body просят порядка 160 тысяч, тогда как полнокадровые конкуренты в лице Canon EOS 5D Mark IV и Sony a7s II еще дороже и при этом менее функциональны: нет анаморфного видео, нет той степени контроля над съемкой (LUT-дисплей, векторскоп, монтажный график громкости), нет полноразмерного HDMI и так далее.

Но GH5 вместе с тем приобретает очень симпатичные черты удачного travel-фотоаппарата или камеры для попеременной съемки фото и видео. Значительно улучшено качество как RAW, так и JPEG, причем по многим параметрам: цветопередача, динамический диапазон, детализация. Нет прогресса разве что в светочувствительности. Резко похорошел автофокус, появился отлично работающий следящий режим, эффективный и при видеосъемке. Наконец-то добавлен второй слот для SD-карты (в будущем будет поддержка карточек стандарта V60, к слову). Есть Bluetooth LE для беспрерывной передачи изображений на мобильное устройство. Ну и вишенкой на торте — встроенный и при этом эффективный стабилизатор изображения.

Panasonic Lumix GH5 не станет сверхпопулярной камерой из-за своей цены и сочетания крупных габаритов с небольшой матрицей, но как аппарат для совмещения видео и фотосъемки это, вероятно, лучший выбор из того, что доступно сегодня.

Достоинства:

  • встроенный стабилизатор;
  • сенсор без низкочастотного фильтра, выдающий очень пластичный RAW;
  • высокая скорость серийной съемки (12 кадров в секунду c механическим затвором);
  • отличный следящий автофокус;
  • съемка видео в 4К с частотой до 60 кадров в секунду и с битрейтом до 400 Мбит/с (задействуется вся поверхность сенсора);
  • съемка видео в стандарте 4:2:2 10-бит, съемка анаморфного видео;
  • электронный видоискатель с очень высоким разрешением;
  • очень гибкая система управления;
  • влаго- и пылезащищенный корпус.

Недостатки:

  • очень маленькое время автономной работы с комплектной батареей;
  • крупные габариты;
  • посредственная светочувствительность на фото в сравнении с конкурентами;
  • средняя детализация JPEG.
 
← Предыдущая страница
Выбор редактора
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥