Сегодня 18 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового WQHD-монитора AOC AGON AG241QX: для избранных

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор AOC AG241QX был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 8.1, во время тестирования частота обновления экрана составляла 144 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе AOC производитель использует шесть основных предустановленных режимов Eco Mode, которые, как это принято у компании, изменяют только яркость подсветки. Также есть шесть дополнительных игровых предустановок. При тестировании дисплея мы использовали интерфейс DisplayPort 1.2a как единственный из всех, который максимально раскрывает возможности модели.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим Eco Mode – стандарт;
  • яркость – 90;
  • контрастность – 50;
  • гамма – 1;
  • цвет. температура – тёплый;
  • overdrive – выкл.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 кельвин) они приняли следующий вид:

  • режим Eco Mode – стандарт;
  • яркость – 16;
  • контрастность – 50;
  • гамма – 1;
  • цвет. температура – пользователь (43/44/49);
  • overdrive – средний.

Значение параметра «контрастность», как и «гамма», не изменялось из-за отсутствия положительного влияния на гамма-кривые. Основные изменения произошли после снижения яркости подсветки и правок значений RGB в настройках цветовой температуры. Все второстепенные параметры остались при настройках по умолчанию, за исключением разгона матрицы Overdrive.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме «Стандарт» при настройках по умолчанию.

Яркость в меню (%)Яркость белого (кд/м2)Яркость чёрного (кд/м2)Статическая контрастность (x:1)
100 457 0,57 802
90 374 0,467 801
80 340 0,423 804
70 306 0,38 805
60 270 0,336 804
50 235 0,292 805
40 198 0,246 805
30 163 0,201 811
20 124 0,153 810
10 86 0,106 811
0 48 0,059 814

Максимальная яркость оказалась на уровне 457 кд/м2, а нижнее значение составило 48 кд/м2. Коэффициент контрастности держится на уровне 810:1 в среднем, что ниже заявленного производителем, но вполне нормально для игровых TN+Film-решений.

Полученный рабочий диапазон яркости, безусловно, очень широк — он устроит кого угодно и при каком угодно уровне внешней освещённости.

#Результаты при стандартных настройках

По цветовому охвату матрица в AG41QX сильно напоминает свои Full HD-аналоги, что, надо сказать, довольно странно. Треугольник на CIE-диаграмме, построенный по трём опорным точкам, сильно смещён относительно пространстваsRGB, что приводит к очевидным проблемам с точностью цветопередачи. Они наблюдаются по всем фронтам, но в областях с синими, бирюзовыми, зелёными и красными оттенками полностью их не решить. Впрочем, заниматься цветокоррекцией за монитором с матрицей TN+Film — и без этого не самое приятное и простое занятие.

Средством же избавления от оттенков, выходящих за пределы треугольника, является использование ICM/ICC-профилей и программных продуктов с поддержкой системы управления цветом (CMS).

Согласно проведённым измерениям, при заводских настройках дисплей соответствует sRGB на 89,8 % и AdobeRGB на65,9 %.

Точка белого настроена откровенно плохо, смещена в «тёплую» область со слабо выраженным паразитным оттенком. Стабильность цветовой температуры оттенков серого выше среднего, без резких скачков между участками.

Полученные гамма-кривые позволяют говорить о том, что заводская настройка произведена на достойном уровне — по меркам игрового монитора. Кривая серого демонстрирует слегка сниженную контрастность картинки, с более высветленными оттенками во всём рабочем диапазоне, чем должно быть на самом деле.

Тестирование точности цветопередаче в среде Argyll CMS доказало, что основные проблемы связаны с нестандартным цветовым охватом монитора. Максимальные отклонения были выявлены на цветных патчах, а вот на серых AG241QX показал себя молодцом. Среднее отклонение DeltaE94 составило 2,65 единицы, а максимальное — 7,22.

#Результаты после калибровки

После экспериментов со значениями гаммы, Shadow Control и прочими параметрами стало понятно, что ничего, кроме правок яркости и RGB Gain, монитору AOC AGON AG241QX не требуется.

Ручные правки и дальнейшая калибровка привели к незначительным сдвигам на CIE-диаграмме. Цветовое соответствие sRGB и AdobeRGB увеличилось до 91,1 и 67 % соответственно – на глаз незаметно, но прибавка приятная.

Точка белого пришла в норму, а вот стабильность ЦТ оттенков серого стала немного ниже, чем при заводских установках.

Гамма-кривые после внесённых в LUT видеокарты правок стали ближе к референсу, но добиться их идеального расположения нам не удалось даже после повторной, более долгой и точной калибровки. А это значит, что цветопередача у монитора слегка плавает, что для игрового TN+Film-монитора не такое уж и редкое явление. Неприятно – это да, но ничего тут не поделаешь. Игрокам высокая точность цветопередачи обычно не нужна.

Не самые высокие результаты подтверждает и отчёт Argyll CMS: среднее отклонение составило 0,89 единицы DeltaE94, максимальное — 1,69. Как правило, в большинстве случаев первая цифра оказывается вдвое ниже. Но AG241QX у нас особенный!

#Результаты в режиме sRGB

Режим эмуляции sRGB находится в настройках цветовой температуры. После его активации значения яркости и контрастности блокируются на заводских уровнях – 90 и 50 % соответственно.

Площадь треугольника на CIE-диаграмме резко сокращается. Опорные точки устанавливаются в пределах треугольника sRGB, то есть проблем с цветом должно быть меньше. Соответствие цветовым пространствам снижается до 87,1 % sRGB и 61,3 % AdobeRGB.

Точка белого приходит в норму, однако стабильность ЦТ оттенков серого довольно заметно падает.

А вот гамма-кривые изрядно портят общую картину. Они сильно просели, в результате картинка получается очень контрастной и не соответствует стандарту sRGB даже близко. Такого развития событий мы не ожидали.

В таких условиях неудивительно, что, несмотря на куда более точное описание цветового пространства sRGB с точки зрения цветового охвата, монитор AG241QX продемонстрировал низкую точность цветопередачи: среднее отклонение составило 3,31 единицы DeltaE94, максимальное – 5,25. Не самый худший результат, но в любом случае ниже, чем при заводских установках. Смысла использовать данный режим нет.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин. Системы компенсации неравномерности подсветки в изучаемой модели нет.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и после дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. Явных проблем по ней не видно.

Среднее отклонение от центральной точки составило всего 6,8 %, максимальное не превысило 15 %. Результат для TN+Film-матрицы с диагональю 23,8 дюйма достаточно высокий. Углы затемнены примерно одинаково, и лишь крайняя правая часть экрана визуально немного отличается от левой.

С равномерностью цветовой температуры дела обстоят ещё лучше. Среднее отклонение составило чуть больше одного процента (1,1 %), а максимальное — 2,5 %, разница между минимумом и максимумом после настройки всего 282 кельвина. При таких результатах грех на что-то жаловаться, особенно если вспомнить, какой перед нами монитор и на какой матрице он основан.

Диаграмма отклонений, выраженных в единицах DeltaE, подтверждает отсутствие видимых проблем, связанных с равномерностью ЦТ. Среднее отклонение составляет всего 1,6, максимум не превышает 2,9 единицы, что вписывается в теоретические 3, при превышении которых можно начинать говорить о визуальных различиях частей экрана по уровню ЦТ.

Равномерность подсветки на чёрном поле, как оказалось в ходе тестирования, — одна из самых больших проблем монитора. С ней дела у AG241QX обстоят очень плохо. Кроме высветленных углов с различными паразитными оттенками и синих полос по контуру панели (что свойственно многим TN-матрицам), герой обзора «обрадовал» нас неравномерным полем в центральной области. По фотографиям выше легко заметить пятно, оформившееся в виде прямоугольника с нечёткими контурами, которое заметно в силу невысокой глубины чёрного. Причём ощущаться это начинает как на полностью чёрном поле, так и на тёмно-серых равномерных интерфейсах — например, в Photoshop CS.

Дополнительно усиливают проблемы сильный Glow-эффект, плохие углы обзора и нестабильная цветопередача. А что ещё печальнее – подобная проблема не только у нашего экземпляра. Во время тестирования автору этого обзора пришло письмо от читателя нашего сайта, который пожаловался на то, что он перебрал уже четыре экземпляра AG241QX — и все они были с похожим неравномерным чёрным полем. Так что будьте осторожны при покупке!

#Визуальная оценка изображения и особенности модели

#Качество градиентов и скорость отклика

В мониторе используется простая 8-битная матрица с применением дизеринга (FRC) для увеличения динамического диапазона. Из-за особенностей TN+Film-матрицы продемонстрировать правильные градиенты на фотографиях – непосильная задача. Тем не менее при стандартных установках и после ручной настройки качество градиентов довольно высокое, в частности сказывается небольшая диагональ монитора.

После применения профиля с правками в LUT качество тоновых переходов изменяется незначительно: появляется два более резких перехода в области 0-10 % и небольшая зона с фиолетово-синим паразитным оттенком. Для игрового монитора с TN+Film-панелью результат более чем достойный.

Какой настоящий игровой монитор может обойтись без быстрой матрицы? Ни один! Поэтому в AG241QX используется современная TN+Fillm-матрица с частотой развёртки 144 Гц. Повышенное до стандарта WQHD разрешение никак не сказалось на скоростных показателях самого монитора, а вот предъявляемые требования к «железу» ПК, по сравнению с тем, что нужно для Full HD-моделей, заметно выросли. Теперь добиться высокого уровня FPS будет не так просто при сохранении высоких настроек графики, а это значит, что вместе с увеличением качества картинки за счёт высокого разрешения монитора вам, возможно, нередко придётся жертвовать высококачественной графикой в играх.

Удивительно, но по умолчанию разгон панели (Overdrive) выключен, а при прокрутке интернет-страниц, документов и чего угодно ещё с чёрным текстом на светлом фоне видны зелёные шлейфы и артефакты — хотя об этом даже и не подумаешь при взгляде на сравнительную картинку выше. Включение разгона практически ничего не меняет, разница становится видна лишь при активации режимов Medium и Strong. Именно в последнем обычная прокрутка текста становится куда более комфортной для глаз — и это несмотря на появившиеся слабые артефакты на тестовом движущемся объекте (теперь они проявляются и на цветных участках).

Основную же роль в ощущениях от работы за AG241QX играют те самые 144 Гц против привычных 60. Эффект от увеличения частоты вертикальной развёртки заметен сразу и ощущается при выполнении любых действий.

При максимальной частоте развёртки монитор не пропускает кадры, что было подтверждено с помощью специального теста. Улучшает визуальный опыт в играх и поддержка технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync — она доступна в широком диапазоне, но воспользоваться её преимуществами смогут исключительно обладатели GPU от «красных» и лишь при использовании интерфейса DisplayPort 1.2a.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора – одна из основных проблем TN+Film-дисплеев, и модель AG241QX страдает ей в полной мере, несмотря на увеличенное разрешение и небольшую по современным меркам диагональ.

Если пользователь сдвигается относительно своего первоначального положения перед монитором, он наверняка отметит низкую стабильность картинки и хорошо заметный цветовой сдвиг. В некоторых случаях (при работе с таблицами и документами) хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана.

Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но сильно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падает контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. В качестве примера: взгляд на монитор сверху при выведенном на экране Word-документе (или любой веб-странице, выполненной в серых тонах) делает серые оттенки фиолетово-синими – зрелище не из приятных.

Glow-эффект выражен очень сильно. При смене положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются в зависимости от зоны матрицы. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (различные полосы, пятна), с которой у AG241QX и так всё не очень хорошо.

Демонстрирует себя Glow-эффект и на цветных изображениях, но в меньшей степени, хотя и с довольно частой и резкой постеризацией на сложных цветовых переходах, что является абсолютной нормой для TN+Film-моделей.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе AOC AG241QX используется матовая защитная поверхность матрицы.

Картинка на экране не такая приятная, как на моделях с полуматовой плёнкой — кристаллический эффект хорошо различим. Заметят его, наверное, все, но через несколько дней работы о нём начинаешь забывать. При изменении угла просмотра (исключительно при взгляде сверху или снизу) степень его заметности немного усиливается. От эффекта Cross Hatching монитор AOC не страдает.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза пользователи могут быть спокойны. Осталось не забывать о необходимости делать перерывы в работе и не выставлять слишком высокую яркость при низкой или средней внешней освещённости.

#Выводы

Протестированный сегодня монитор AOC AGON AG241QX – модель для желающих за минимальные деньгиполучить игровой дисплей с повышенной плотностью пикселей, не переходя в 4K-сегмент, где до сих пор нет реально продающихся вариантов с частотой 144 Гц и выше (ждём к концу лета по цене от $2 000). Однако стоит отдавать себе отчёт в том, что используемая TN+Film-матрица – далеко не предел мечтаний. У неё есть некоторые проблемы со скоростью отклика (к нашему большому удивлению), она отличается очень низкой равномерностью подсветки на чёрном с неоднородным полем, и, конечно, никуда не делись плохие углы обзора и низкая стабильность цветопередачи в целом.

Сама же модель AG241QX выполнена куда качественнее, чем предыдущие игровые решения производителя, и интереснее их во многих аспектах. Линейка AGON уже начинает завоёвывать своих поклонников благодаря хорошему сочетанию характеристик, возможностей, качества и цены на фоне конкурентов. Правда, сказать всё это про героя обзора мы не можем: AG241QX — довольно спорное решение. Небольшое количество конкурентов только подтверждает, что такие дисплеи – они для избранных.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после процедуры аппаратной калибровки.

Достоинства:

  • новый дизайн и отличное качество сборки и материалов;
  • эргономичная подставка и наличие VESA-совместимого крепления;
  • первоклассный комплект поставки;
  • максимально широкий выбор интерфейсов для подключения, в том числе четыре USB 3.0 и по паре аудиовходов и выходов;
  • встроенная акустическая система (правда, очень простая);
  • высокая плотность пикселей благодаря WQHD-разрешению и небольшой диагонали экрана;
  • относительно качественная заводская настройка (за исключением точки белого);
  • довольно быстрая матрица с частотой развёртки 144 Гц (со своими но) и поддержка технологии AMD FreeSync;
  • хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости и отличная по цветовой температуре;
  • очень широкий диапазон изменения яркости при стабильном коэффициенте контрастности;
  • отсутствие ШИ-модуляции во всём рабочем диапазоне подсветки матрицы;
  • самый доступный монитор в своём классе.

Недостатки:

  • минусы, свойственные применённому типу матрицы (низкая стабильность картинки, сильный цветовой сдвиг и плохие углы обзора);
  • очень плохая равномерность подсветки на чёрном поле и его неоднородность (по всей вероятности, не сильно зависит от экземпляра);
  • ярко выраженный Glow-эффект.

Может не устроить:

  • отсутствие быстросъёмного соединения;
  • видимый кристаллический эффект из-за использования матовой поверхности матрицы;
  • бесполезный режим sRGB со странной настройкой, далёкой от заявленного стандарта;
  • увеличенное разрешение привело к повышенным требованиям к ПК для достижения стабильного высокого уровня FPS;
  • небольшая нестабильность цветопередачи – результаты слегка плавают;
  • отсутствие поддержки G-Sync (при её наличии цена бы была сразу другой) и технологии ULMB;
  • скорость матрицы на некоторых переходах оставляет желать лучшего – при прокрутке текста со стандартными настройками Overdrive видны зелёные шлейфы.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
TSMC будет брать больше денег за производство чипов вне Тайваня 14 мин.
TeamGroup представила SSD MP44Q на чипах QLC — до 4 Тбайт и до 7400 Мбайт/с 22 мин.
Huawei распродала все смартфоны Pura 70 Pro и Pura 70 Ultra всего за минуту 25 мин.
У Samsung Galaxy S21 стали появляться зелёные линии через весь экран 31 мин.
Samsung переведёт руководство на шестидневную рабочую неделю, чтобы справиться с кризисом 42 мин.
«Яндекс» выпустила первые устройства для умного дома с поддержкой Matter 60 мин.
Google запустила вторую волну увольнений, но сотрудникам предложат попробоваться на другие вакансии 2 ч.
Nothing наделит все свои наушники поддержкой ИИ-бота ChatGPT 3 ч.
Сбой Microsoft Azure в Южной Африке был вызван массовым повреждением подводных кабелей сразу на двух побережьях континента 3 ч.
Nothing представила беспроводные наушники Ear и Ear (a) с автономностью более 40 часов, шумоподавлением и ChatGPT 3 ч.