Фото и видео

Обзор зеркальной фотокамеры Nikon D850: объять необъятное

#Функциональность и автофокус

Главная гордость Nikon D850 – полнокадровый (FX в терминологии Nikon) сенсор разрешением 46,89 млн пикселей, из которых 45,7 млн – эффективные. Размер сенсора, естественно, 36 × 24 мм. Nikon традиционно использует матрицы авторства Sony, дорабатывая их под себя. Но это тот самый случай, когда у Sony в настоящий момент нет камеры с аналогичной матрицей, D850 в этом плане уникальна. Чтобы подчеркнуть преимущество в детализации, Nikon лишила камеру низкочастотного фильтра – за счет этого довольно сильно вырастает конечная резкость на снимках, но при съемке как фото, так и видео легко можно поймать муар. Судя по всему, от решения, используемого в D800/D800 E, компания намерена окончательно отказаться. Все это в теории. На практике, по-видимому, камера успешно с правляется с муаром программными методами – на фотоснимках я его не заметил.

В паре с матрицей работает старший процессор EXPEED 5 – такой же, как на D5 или D500. За счет процессора и постобработки частично муар выправляется в JPEG, но в RAW он почти неизбежен.

Серийная съемка для камеры с разрешением почти в 50 мегапикселей должна по определению быть слабым местом. Nikon вслед за Sony с моделью a99 II попыталась уйти от этого стереотипа. D850 по умолчанию может снимать со скоростью до 7 кадров в секунду. При использовании батарейной ручки скорость вырастает до девяти кадров в секунду, но проверить эту цифру я не мог – камера попала на тест без аксессуаров. Также не было возможности проверить и длину серии в таком режиме. При съемке со скоростью 7 кадров в секунду длина серии в формате RAW + JPEG составила 18-19 кадров (в зависимости от условий), в формате JPEG – 65-68 кадров. Съемка велась на карту памяти SanDisk Extreme Pro microSDXC UHS-II.

И по скорости, и по длине серии D850 не может соперничать с профессиональными «репортажниками» вроде того же D500, но реальное отставание совсем невелико. После D800 и D810 это действительно впечатляющий прогресс.

И этот прогресс подчеркивается качеством работы автофокуса. Здесь используется главный автофокусировочный модуль, который есть у Nikon на сегодняшний день, Multi-CAM 20K. Он устанавливается и в D500, и в D5. В нем 153 фазовых точки, из которых 99 – крестового типа, что обеспечивает покрытие примерно 75 % кадра (в D500 процент, конечно же, выше). Автофокус работает в следящем режиме, есть 3D-слежение, возможность группировки датчиков по 25 или 72 либо наведение по каждой из 153 точек. 15 датчиков работают со светосилой ƒ/8.

По точности и скорости наведения вопросов нет – конечно, если держать объект в зоне автофокуса, ведь покрытие все-таки неполное. Автофокус реагирует не только на объект в плоскости, но и на его удаление или приближение. Работу следящего режима можно настроить: есть выбор времени реакции на помеху в кадре, а также выбор типа движения объекта – равномерное или хаотичное.

К сожалению, сказанное не относятся к режиму Live View – работу в нем Nikon по-прежнему считает сугубо второстепенной. Здесь у D850 за фокусировку отвечает устаревшая контрастная система, причем сильно уступающая и по точности, и тем более по скорости – на фокусировку уходит по полсекунды, а то и по секунде. Автофокус ерзает и время от времени ошибается. Прогресс по сравнению с теми же D800/D810 есть, но не такой значительный, как хотелось бы.

Для замера экспозиции используется датчик RGB с разрешением 180 000 пикселей. Режимы замера традиционны: матричный, центрально-взвешенный (диаметр круга можно изменить на 8, 12, 15 или 20 мм в центре кадра) и точечный. Датчик опять же хорошо знаком по D500 и D5 – работает он здесь, естественно, на том же уровне. Отклонений в лабораторных условиях почти нет, в естественных условиях  от фотографав любом случае требуется тщательный контроль и понимание своих потребностей.

Затвор работает в стандартном диапазоне выдержек — от 1/8000 до 30 секунд. Важный момент – возможность использования электронной шторки затвора при съемке в режиме Live View, за счет чего доступна бесшумная съемка. Сразу в голове рисуется сценарий использования D850 на какой-нибудь корпоративной вечеринке или пресс-конференции без привлечения к себе лишнего внимания, но, повторюсь, доступна эта функция только в режиме Live View с его медлительным автофокусом и быстрым расходом батарейки.

Встроенной вспышки нет – это настолько логично, что даже удивительно делать поправку на то, что у D800 и D810 эта вспышка была.

Съемка ведется на карты памяти XQD и SD (SDHC/SDXC, класс вплоть до UHS II). Nikon продолжает верить в свой формат и считать его перспективным. Когда-то и мне он таким казался, но с каждым годом эта вера все больше напоминает отношения Sony и Memory Stick. Однако Sony хотя бы использует совмещенные слоты – здесь же, если у вас нет карточки XQD, второй слот будет простаивать.

   
   

Еще одно направление, в котором именно Nikon задала тон, – это встроенный в камеру модуль Bluetooth Low Energy, который используется для непрерывной передачи снимков на мобильное устройство. Работает система действительно неплохо: один раз «подружил» смартфон и фотоаппарат — и получаешь ужатые до 2 Мбайт кадры для публикации в соцсетях по мере съемки (потихоньку, со скоростью 40 Кбайт/с). Именно в таком формате Snapbridge правда хорош. Но как приложение Snapbridge уже год как отстает: не слишком удобная система первого контакта с камерой (хотя за счет NFC D850 пробивает этот барьер), неудачная схема выбора полноразмерных фото для передачи на смартфон по Wi-Fi, ограниченные возможности для удаленного управления фотоаппаратом, нестабильная работа приложения. Примерно те же претензии был и год назад, когда я впервые познакомился со Snapbridge, – и очень жаль, что все пока не меняется.

#Видеосъемка

Ни один современный фотоаппарат серьезного уровня не может проигнорировать тему видео. Эксперимент с Nikon Df был неудачным, и даже такие ретрограды, как Fujifilm, стали уделять видео в своих камерах какое-то внимание.

Nikon D850, в отличие от своих прямых предшественников, умеет писать 4К-видео (3840 × 2160) с частотой до 30 кадров в секунду, а Full HD (1920 × 1080) — c частотой до 120 кадров в секунду. И если 4К сейчас уже никого толком не удивишь, то Full HD на 120 кадрах – это для Nikon (да и не только) отличный шаг вперед. Битрейт для 4К составляет 144 Мбит/с. Это далеко не рекорд, Panasonic Lumix GH5 может снимать в несжатом формате видео с битрейтом до 400 Мбит/с, к примеру. Здесь функция съемки видео остается вторичной по отношению к фото, но серьезных ограничений для использования камеры в этом плане нет.

Пример видеосъемки на Nikon D850

Скачать ролик в оригинальном разрешении (MOV, 717 Мбайт)  

Есть все необходимые разъемы – и выход для наушников, и микрофонный вход, и HDMI-разъем, через который можно вести прямую трансляцию на рекордер. Есть неплохие возможности работы со звуком, в том числе и со встроенным микрофоном (регулировка чувствительности, подавление шума ветра). Доступны ручные настройки, возможность использовать как полный кадр, так и формат DX, профиль изображения «Равномерный», входящий в пакет Picture Control, – он позволяет снимать с расширенным динамическим диапазоном, пусть и уступающим профилю Log, который используется в камерах Sony и Panasonic. Ну и управление: переназначать клавиши можно раздельно для режимов фото и видео.

Качество картинки не вызывает вопросов – многие видеооператоры используют фотокамеры именно из-за крупной матрицы и более широких возможностей по выбору оптики. Nikon D850, само собой, предоставляет здесь пространство для маневра, но также вынуждает и мириться с муаром, который возникает на поверхностях с повторяющимися узорами.

#Фотосъемка

В Nikon D850 использован классический байонет Nikon  F, для которого подходит весь парк оптики Nikon – причем использовать можно даже DX-объективы. Камеры последних поколений научились автоматически менять охват кадра с полного (FX) на кроп (DX), избегая тем самым крупной виньетки. D850 в этом плане не исключение.

Я тестировал Nikon D850 по большей части с классическим зумом AF-S Nikkor 24-70mm f/2.8G. Крупным, ладно скроенным, с телескопической конструкцией. Он выделяется хорошей резкостью с закрытой диафрагмой (на ƒ/2,8 резкость недостаточна), отсутствием серьезных оптических искажений и тем, что избегает хроматических аберраций. Это один из главных объективов Nikkor, и он отлично подходит для того, чтобы с его помощью оценить работу D850, – разрешающей способности ему хватает. Часть кадров также была сделана на довольно простенький бюджетный фикс 35mm ƒ/1,8.

   
   

Режимы Picture Control 2.0

Режимы угадываются заранее: P/A/S/M, никаких сюжетных сценариев или полной автоматики. За программную обработку картинки отвечают только профили Picture Control 2.0, дело обходится без спецэффектов.

   

Слева – снимок с оригинальным динамическим диапазоном, по центру – с максимальным уровнем Active D-Lighting, справа – с HDR (3 ступени экспозиции)

Естественно, есть программное расширение динамического диапазона Active D-Lighting, внутрикамерная склейка HDR [три варианта шага экспозиции (1, 2 и 3 ступени), а также три варианта смягчения при сведении – доступен только для JPEG и TIFF], мультиэкспозиция, интервальная съемка с гибкими настройками, программное управление пространственными искажениями и виньетированием. Внутрикамерная склейка панорамы не предусмотрена.

 

Слева — снимок в оригинальном разрешении, справа – с DX-кропом

Доступна съемка как в оригинальном разрешении, так и с различными вариантами кропа: 1,2x (30 × 20 мм), DX (24 × 16 мм), 5:4 (30 × 24 мм), 1:1 (24 × 24).

То, что камера уверенно работает с экспозицией, я уже отмечал выше. Здесь скажу, что у D850 неплохо обстоят дела и с балансом белого. Камера умудряется не провалиться в «желтизну» даже на сценах с освещением лампами накаливания. Вечерние и ночные снимки в JPEG с автоматическим балансом белого смотрятся очень хорошо. Нет проблем и с ярким солнечным светом – в синеву камера не скатывается. Для придирчивых есть множество настроек: помимо обязательных предустановок, это ручная регулировка с возможностью записать ее в один из шести контейнеров. Автоматических режимов, к слову, тоже три.

 

ISO 32

 

ISO 64

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 25600

 

ISO 51200

 

ISO 102400

Скачать RAW-файлы (964 Мбайт)

Камера с разрешением сенсора в 45,7 мегапикселя автоматически попадает в «зону риска» по светочувствительности. Позволить себе такое число пикселей на полном кадре и совсем не заметить «отдачу» на ISO невозможно. Тем не менее Nikon D850 умудряется держаться здесь достойно. Рабочим можно смело назвать диапазон вплоть до ISO 6400. Встроенная система шумоподавления позволяет при съемке в JPEG на ISO 12800 получать относительно приличную картинку с нормальной детализацией. Выше – уже ничего хорошего не получится. Тем не менее для полнокадровой камеры с почти «среднеформатным» разрешением результат просто замечательный. Ну и конечно, стоит отметить низкую границу минимальной светочувствительности – ISO 64 с возможностью расширения до ISO 50 или даже ISO 32.

 
 

Слева направо, сверху вниз: от выключенного шумодава до максимального на ISO 6400

Само собой, у Nikon D850 все просто превосходно с детализацией – возможности для кропа огромны, кадры размера 8256 × 5504 «весят» очень много (20-40 Мбайт – JPEG, 90-100 Мбайт – RAW), но и режутся отлично. Резкость впечатляет, однако тут очень многое зависит, конечно, от объектива. Это стандартное замечание для разговора о подобных камерах, но парк оптики, которая сможет раскрыть такое разрешение, не так велик. Преимущество систем Canon и Nikon по сравнению с той же Sony с ее свежим байонетом Е здесь сводится уже практически к нулю. Стоит внимательно отнестись к подбору оптики для D850.

Цветопередача в JPEG мне очень понравилась – картинка смотрится сочно, насыщенно, но при этом без переборов, классическую претензию к Nikon с уклоном картинки в желтый цвет оставлю на этот раз при себе. Динамический диапазон остался примерно на уровне D810 – и это, в принципе, хорошие новости. Со средним форматом даже при съемке с ISO 64 потягаться камера еще не может, но приблизиться в какой-то степени – почему бы и нет.

Скачать первую часть RAW-файлов (1,55 Гбайт)

Скачать вторую часть RAW-файлов (1,18 Гбайт)

#Автономная работа

В Nikon D850 используется заслуженная батарея EN-EL15a емкостью 14 Вт·ч (1900 мА·ч, 7,4 В). Ее хватает, чтобы камера спокойно выдерживала съемочный день: 1200-1300 снимков с размеренным ритмом и просмотром материала и более 2000 снимков в режиме серий.

Естественно, увеличить это число можно с помощью батарейной ручки, которая включает в себя более емкий аккумулятор Nikon EN-EL18b. Впрочем, это дает не только прирост в плане времени автономной работы, но и, как я уже отмечал выше, возможность снимать с более высокой скоростью. Интервальная съемка и съемка со сдвигом фокусировки (еще одна фишка D850, своеобразный брекетинг по фокусировке) тоже доступны только с использованием опционального аккумулятора. Зарядка возможна исключительно при помощи комплектного зарядного устройства, питание по USB не поддерживается.

#Заключение

Nikon с моделью D850 попыталась убить двух зайцев, усидеть на двух стульях… ну, понятно. Полнокадровая камера с огромным разрешением, которая получила автофокус от старшей модели D5 и возможность снимать со скоростью до семи кадров в секунду,  а с батарейной ручкой – и до девяти. Ведь возможность сделать качественный кроп в репортаже может оказаться бесценной – почему бы и не сыграть в эту игру? Звучит утопично – где-то тут должен был быть подвох. Например, со светочувствительностью, которая могла зарубить возможность использования D850 в условиях, не идеальных по свету. Подобное ведь уже было с D800.

Но у Nikon все получилось. Да, D850 не поспорит с D5 по светочувствительности: всерьез рабочим можно называть диапазон до ISO 6400. Также она, конечно же, отстает и по реальной скорости съемки – стрелять бесконечные серии RAW здесь невозможно, буфер даже с карточкой SD категории UHS-II начинает переполняться уже на 20 кадрах в секунду – заявленной теоретической скорости можно достичь, вероятно, только с быстрейшей карточкой XQD.

Тем не менее Nikon D850 – действительно универсальный аппарат. Эта камера вполне применима и в свадебной фотосъемке, и на вечерних фотосетах. И, с определенными допущениями, на съемках мероприятий в помещении – хотя здесь уже чувствительности может не хватить. При этом аппарат только усилил те достоинства, что были у серии раньше, – разрешение выросло, динамический диапазон остался на том же уровне, а управление стало еще более комфортным.

Вдобавок D850 научилась снимать 4К-видео – но по общей функциональности камера уступает здесь в первую очередь конкурентам Sony: a99 II и a7R II. Хотя серьезных ограничений для использования ее в качестве видеокамеры нет: разъемы на месте, качество картинки высокое; недостает Log-гаммы и мешает муар.

Достоинства:

  • огромное разрешение, отличный динамический диапазон и в целом прекрасный JPEG;
  • нормальная для камеры подобного формата работа на высоких ISO;
  • влагозащищенный корпус;
  • удобная система управления и улучшенный по сравнению с D810 хват;
  • высокая скорость серийной съемки (от 7  кадров в секунду до 9 с батарейной ручкой);
  • превосходный автофокус;
  • запись видео в разрешении 4К и полный набор необходимых интерфейсов;
  • поворотный сенсорный дисплей;
  • Wi-Fi + Bluetooth + NFC, удачная технология SnapBridge;
  • длительная работа от аккумулятора.

Недостатки:

  • нет встроенного стабилизатора;
  • не очень удачное приложение Nikon SnapBridge;
  • медленный автофокус в режиме Live View.
 
← Предыдущая страница
Выбор редактора
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
комментарии загружаются...