Сегодня 27 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового WQHD-монитора ASUS ROG Swift PG27VQ: когда TN дороже IPS

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор ASUS ROG Swift PG27VQ был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10, во время тестирования частота обновления экрана составляла 165 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В мониторе ASUS PG27VQ производитель предлагает шесть предустановленных режимов GameVisual. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.2 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея среди доступных.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим GameVisual – Racing;
  • яркость – 80;
  • контрастность – 50;
  • темп. цвета – User (100/100/100);
  • гамма – 2,2;
  • OD – Normal.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К они приняли следующий вид:

  • режим GameVisual – Racing;
  • яркость – 0;
  • контрастность – 50;
  • темп. цвета – User (88/88/99);
  • гамма – 2,2;
  • OD – Normal.

Основные изменения произошли в ходе правок значений яркости и усиления RGB. Изменение контрастности не приводило к улучшению гамма-кривых. Все остальные настройки, отвечающие за цветопередачу, остались при заводских установках – они оптимальны.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 468 0,49 955
90 435 0,456 954
80 403 0,422 955
70 371 0,388 956
60 339 0,355 955
50 307 0,321 956
40 273 0,286 955
30 241 0,252 956
20 207 0,216 958
10 172 0,181 950
0 139 0,145 959

Максимальная яркость оказалась выше заявленной — целых 468 кд/м2, при этом нижнее значение составило 139 кд/м2 — это слишком много для работы в затемнённом помещении или при отсутствии внешнего освещения. Собственно, это первый серьёзный недостаток модели.

При этом коэффициент контрастности приблизился к 960:1, что несколько ниже, чем заявлено в технических характеристиках, но является хорошим результатом для TN+Film-решения.

Длина импульса ULMB (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 349 0,421 829
90 312 0,379 823
80 278 0,339 820
70 243 0,295 824
60 210 0,256 820
50 175 0,214 818
40 140 0,171 819
30 106 0,13 815
20 71 0,088 807
10 36 0,045 800
0 36 0,045 800

Активация режима работы подсветки ULMB резко меняет картину происходящего. Диапазон яркости 36-340 нит при коэффициенте контрастности 810:1 в среднем куда лучше подходит для большинства рабочих условий, однако нагрузка на глаза в таком режиме выше за счёт ШИ-модуляции с большой скважностью на частоте, равной частоте вертикальной развёртки. Причём 120 Гц – максимум, при котором можно активировать ULMB. На 144-165 Гц возможность включить данную технологию отсутствует. Да и одновременная работа с G-Sync не представляется возможной.

#Результаты при стандартных настройках

В мониторе ASUS PG27VQ используется TN+Film-матрица с обычной W-LED-подсветкой. При стандартных установках она смогла продемонстрировать выдающиеся возможности по цветовоспроизведению, но не по его точности.

Треугольник цветового охвата в целом значительно больше пространства sRGB, но заметно проигрывает ему на зелёных и бирюзовых оттенках, превосходя на красных и жёлтых стимулах. Это можно частично поправить ICM/ICC-профилем и ПО с поддержкой системы управления цветом, но подходит такой вариант не всем — по разным причинам.

По данным Argyll CMS, монитор на 95,2 % соответствует пространству sRGB и на 70,5 % AdobeRGB.

Точка белого настроена плохо и лежит далеко за пределами границы с максимально допустимыми отклонениями DeltaE<10, в области с выраженным паразитным оттенком. При этом стабильность ЦТ оттенков серого очень высокая – на уровне дорогих профессиональных решений по работе с цветом.

С гамма-кривыми у нашего образца наблюдались явные проблемы: некоторый дисбаланс между цветовыми каналами не так страшен, как то, что RGB-кривые проходят значительно ниже референсной линии. Это даёт чрезмерно контрастную картинку и низкую точность цветопередачи.

Эти особенности и нестандартный цветовой охват модели вместе привели её к низкому результату в тестах на цветовое соответствие. В Argyll CMS герой обзора показал среднее отклонение в 4,44 единицы DeltaE94 и почти 10 единиц в максимуме. К слову, его более доступный IPS-конкурент из модельного ряда ASUS выдаёт почти идеальную картинку прямо «из коробки». Почему для мониторов схожего позиционирования и ценового сегмента используется настолько разный подход к заводской настройке? Впрочем, это скорее риторический вопрос.

#Результаты после калибровки

Первое, что мы сделали, — попытались снизить яркость подсветки монитора и отрегулировать уровень цветовой температуры.

После достаточно сильных правок RGB цветовой охват почти не изменился.

Точка белого пришла в норму, стабильность ЦТ оттенков серого практически не пострадала и сохранилась на высоком уровне.

Измеренные гамма-кривые максимально приблизились к референсной линии, точность цветопередачи значительно улучшилась.

Созданный в ходе калибровки профиль монитора позволил операционной системе и ПО узнать о его реальных возможностях, что положительно сказалось на результатах теста Argyll. Они пускай и не идеальны, но для игрового TN+Film-монитора этого более чем достаточно. То есть ASUS ROG Swift PG27VQ вполне может выдавать точную картинку — матрица позволяет, просто её настраивали не для этого.

#Результаты в режиме sRGB

Отдельно рассмотрим специальный режим sRGB, который должен менять настройки монитора с целью добиться максимально возможного соответствия данному цветовому стандарту.

При его активации все настройки в меню PG27VQ, ответственные за точность и яркость картинки, блокируются, за исключением режимов гаммы, но смысла их менять нет. Яркость фиксируется на уровне 229 кд/м2, что очень далеко от номинальных значений для стандарта sRGB, предусматривающего яркость в диапазоне от 80 до 120 нит (в зависимости от условий внешнего освещения).

Треугольник на CIE-диаграмме с большой точностью повторяет результат монитора при стандартных установках.

Точка белого, стабильность ЦТ оттенков серого – никакой разницы относительно Racing Mode, выставленного по умолчанию.

Знакомую картину увидели мы и при оценке гамма-кривых.

Полученные результаты теста Argyll подтверждают всё вышесказанное и заставляют задать производителю вопрос: для чего создавался режим sRGB, если он ничем не отличается?

#Результаты в режиме ULMB

Теперь посмотрим, что происходит с монитором при включении режима работы подсветки ULMB для улучшения визуального восприятия движущихся объектов. Яркость в этом случае сразу устанавливается на отметке ~339 кд/м2, но её легко снизить как регулировкой яркости подсветки (пункт Brightness), так и изменением длины импульса (что предпочтительнее) в специальном подразделе ULMB.

Треугольник на CIE-диаграмме слегка смещается, но соответствие двум цветовым пространствам меняется в пределах погрешности измерений.

Как и предполагалось, на точку белого и стабильность серого клина включение ULMB не повлияло.

А вот гамма-кривые, к нашему удивлению, оказались ближе к референсной кривой, чем при настройках по умолчанию (среднее значение 2,48 против 2,56 в Racing Mode). Разница незначительна, но картинка всё же становится ближе к оригиналу.

Это подтверждают и полученные результаты теста Argyll. Среднее отклонение снизилось до 4,15 единицы DeltaE94, а максимальное — до 9,75. Впрочем, это всё равно очень и очень неточная настройка.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу можно понять, что с равномерностью подсветки на светлом поле у нашего PG27VQ есть очевидные проблемы.

Среднее отклонение от центральной точки составило 11,7 %, а максимальное — целых 31 %. Результат для такой диагонали очень низкий.

С равномерностью цветовой температуры у монитора дела обстоят значительно лучше. Единственная проблемная область находится в левой части матрицы. Среднее отклонение от центральной точки составило 1,2 %, а максимальное — 3,8 %. Разница между измеренным минимумом и максимумом всего 477 кельвин, а общий результат – выше среднего.

Следующая диаграмма поверхности с результатами отклонений DeltaE в дополнение к проблемному левому краю, о котором мы узнали ещё при измерении равномерности ЦТ, обращает внимание на нижний правый угол. Однако среднее отклонение в 1,5 единицы говорит нам о том, что волноваться не о чем.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Сделаем мы это по двум фотографиям, снятым на разном удалении от экрана (~70 и 150 см). В первую очередь видна торцевая засветка в нижней части, свойственная многим TN+Film-решениям.

Первая фотография доказывает наличие Glow-эффекта (к слову, меньше, чем у 24,5-дюймового PG258Q) и цветового сдвига даже при почти идеальной посадке перед экраном. Если же отойти от монитора подальше, то почти на всех участках паразитный оттенок полностью исчезает. Остаётся только одна высвеченная овальная область в верхней части экрана. Назвать результат откровенно плохим мы не можем, но и хорошим — тоже.

#Качество градиентов и скорость отклика

В ASUS ROG Swift PG27VQ используется 8-битная матрица, обеспечивающая неплохое качество градиентов при настройках по умолчанию, с одним резким переходом в зоне с крайними тёмными оттенками. Вот только наглядно отразить всё это на фотографии у нас не получилось — углы обзора не позволяют. Градиент на самом деле горизонтальный, а на фото выглядит как диагонально-круговой.

После ручной настройки в режиме Racing изначальная проблема никуда не делась, но появилось чуть больше переходов с паразитными оттенками, в основном в диапазоне 0-15 %.

Проведённая калибровка с серьёзными правками в LUT видеокарты негативно повлияла на градиентные переходы. После неё на экране монитора можно было насчитать около 5-6 резких переходов, несколько различных по ширине зон с паразитными оттенками. И, увы, из-за плохой заводской настройки по-другому в этом случае быть не может.

Рассматриваемая модель не претендует на лавры самого быстрого монитора, ведь уже как год существуют Full HD-модели с частотой 240 Гц и очень быстрыми в плане времени отклика пикселей TN+Film-матрицами. А это, напомним, две отличные друг от друга характеристики, без прямой связи.

Рабочие характеристики модели не помешали компании ASUS сделать PG27VQ самым дорогим игровым WQHD TN+Film-монитором на конец 2017 года. Заявленное время отклика в 1 мс и 165 Гц – это то, чем сейчас сложно удивить, тем не менее в компании всё равно попытались сделать на это ставку.

Монитор, безусловно, быстрый — он покажется большим шагом вперёд для всех обладателей 60-75-Гц моделей. Обычная работа, просмотр фильмов, игры, что угодно – всё происходит максимально плавно, приятно для глаз и без различимых артефактов, но только при стандартных установках. При отключении разгона OD шлейфы увеличиваются, а при выставлении Extreme появляются хорошо различимые артефакты. Активация режима ULMB на частоте 120 Гц значительно меняет визуальные впечатления от движущихся объектов на экране — они воспринимаются как нечто целое, резкое, однако без артефактов не обошлось. Их легко можно увидеть даже при выполнении обычных действий в среде операционной системы и это, конечно, расстраивает.

Что же касается напрашивающегося сравнения с более доступным 165-Гц IPS-вариантом в лице PG279Q, то, безусловно, PG27VQ быстрее, но эта разница уже совсем не такая разительная, как между любым из этих двух мониторов и 60-Гц моделью.

Отдельно отметим, что использование технологии G-Sync, работающей в диапазоне 30-165 Гц и позволяющей добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS, подразумевает необходимость отключения ULMB. Можно включить только что-то одно.

Отсутствие пропуска кадров при частоте 165 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest.

#Углы обзора и Glow-эффект

Углы обзора портят общее впечатление от игрового ASUS ROG Swift PG27VQ, который по этому параметру фактически не отличается от ранее выпущенных 27-дюймовых игровых WQHD TN+Film-мониторов. Впрочем, если вы привыкли работать за дисплеями с TN+Film-матрицами, то ничего не заметите. Просто изначально перед покупкой надо отдавать себе отчёт в том, для чего приобретается данный монитор и какими явными минусами (из-за технологии самой матрицы) он обладает.

Стабильность картинки при изменении положения пользователя низкая, хорошо заметен цветовой сдвиг (появление и/или изменение того или иного оттенка в определённой части экрана). В некоторых случаях, например при работе с таблицами и документами, хорошо видны различия между нижней и верхней частями экрана, и сказывается тут вовсе не равномерность подсветки, а именно малые углы обзора.

Горизонтальные углы обзора лучше вертикальных, но значительно хуже, чем у современных *VA- и IPS-решений. Цветовой сдвиг проявляет себя при изменении угла просмотра на 10-15 градусов и более, быстро падают контрастность и насыщенность картинки. При изменении угла просмотра в вертикальной плоскости (то есть при просмотре сверху или снизу) картинка меняется ещё сильнее и быстрее, вплоть до инвертирования цветов. Цветопередача, даже если пользователь сидит прямо перед монитором, различна в разных частях экрана, и особенно это заметно в углах матрицы.

Однако всё это — не такая уж и проблема, если для покупателя важна исключительно скорость матрицы или если до сих пор он не работал за мониторами с другими типами матриц. Но, единожды познакомившись с IPS-матрицами, на это начинаешь обращать внимание.

Glow-эффект ярко выражен как на цветных изображениях, так и на чёрном поле. Многие почему-то думают, что он присущ исключительно IPS-матрицам, но это не так. Кроме того, на сложных цветовых переходах при нестандартных углах просмотра TN+Film-матрица демонстрирует постеризацию картинки, что видно на одной из фотографий выше.

В зависимости от положения пользователя перед экраном с чёрной заливкой паразитный оттенок и степень его проявления сильно варьируются, как и зона его возникновения. Дополнительно становится заметна и неоднородность поля (на тёмных графических интерфейсах иногда заметны различные пятна, слабо различимые полосы).

Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе ASUS ROG Swift PG27VQ используется матовая пленка поверх защитного пластикового слоя.

Благодаря ей монитор отличается хорошими антибликовыми свойствами, препятствующими появлению отражений от ярких объектов и источников света, однако кристаллический эффект даёт о себе знать в первые же секунды знакомства с героем обзора. Его заметность дополнительно усиливается при изменении угла просмотра, да и в целом картинка не столь приятна глазу, как на современных моделях с полуматовой поверхностью.

От эффекта Cross Hatching монитор ASUS PG27VQ избавлен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.

Активация ULMB переводит подсветку в иной режим работы. Частота ШИ-модуляции в этом случае составляет 100-120 Гц (в зависимости от установленной частоты вертикальной развёртки), что заметно влияет на усталость глаз. С одной стороны, данный режим значительно улучшает рабочий диапазон яркости экрана, с другой же – несмотря на более чёткие контуры движущихся объектов и практически идеальную плавность картинки в целом, на ней появляются хорошо различимые артефакты, которые легко можно заметить даже за быстро движущимся курсором мышки на тёмном или среднем по яркости фоне. Что же лучше использовать – каждый решает для себя сам.

#Выводы

Новый монитор ASUS ROG Swift PG27VQ – очень нишевой продукт, с довольно чётко выделенной целевой аудиторией. Он подойдет обеспеченным геймерам, для которых скорость отклика важнее качества изображения и которые бы при этом хотели получить максимально качественно выполненный монитор — так, чтобы он украшал собой стол даже в выключенном виде. Рассмотренный дисплей сделан из качественных материалов, идеально собран, имеет сразу две системы подсветки, да и со скоростью и набором возможностей у него всё хорошо. Но есть у него и немало проблем, обусловленных в основном типом выбранной матрицы — TN+Flim-технология является практически синонимом узких углов обзора и низкой стабильности картинки.

Впрочем, у ASUS есть схожий продукт, который подойдет намного более широкой аудитории, — это первоклассный PG279Q, полностью соответствующий запросам продвинутых геймеров, которые устали от TN+Film-моделей. Он оснащён качественной и действительно быстрой IPS-матрицей с приятной для глаз рабочей поверхностью, поддерживает режим работы подсветки ULMB, отличается хорошей заводской настройкой и оснащён модулем G-Sync. Его цена в среднем на 8-9 тысяч рублей ниже, чем просят за героя обзора, и тем людям, которые не абсолютно точно уверены, что хотят монитор на TN-матрице со всеми её особенностями, мы бы скорее советовали его.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после ручной настройки и калибровки.

Достоинства:

  • уникальный для рынка дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • хороший комплект поставки;
  • очень удобная система управления;
  • высокоскоростная 165-Гц TN+Film-панель с отлично настроенным разгоном (OverDrive) и поддержкой режима ULMB;
  • поддержка технологии адаптивной синхронизации NVIDIA G-Sync, работающей в широком диапазоне (30-165 Гц);
  • наличие двух систем подсветки внешнего рабочего пространства;
  • широкий диапазон изменения яркости подсветки при неизменно высоком коэффициенте контрастности – но оптимальных значений удаётся достичь только при включении режима ULMB;
  • высокое соответствие цветового пространства стандарту sRGB;
  • высокая стабильность ЦТ оттенков серого;
  • хорошая равномерность подсветки по уровню цветовой температуры;
  • W-LED-подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всём диапазоне изменения яркости (за исключением режима ULMB, что является нормой);
  • отсутствие Cross-hatching, пропуска кадров и паразитных звуков во время работы.

Недостатки:

  • плохая заводская настройка почти по всем рабочим параметрам;
  • недостатки, свойственные матрице TN+Film-типа (плохие углы обзора, низкая стабильность картинки, сильный Glow-эффект);
  • хорошо различимый кристаллический эффект при любых условиях просмотра;
  • низкая равномерность подсветки по уровню яркости как на светлом, так и чёрном поле (впрочем, бывало и сильно хуже);
  • очень высокая цена для продукта данного класса.

Может не устроить:

  • отсутствие встроенной акустической системы;
  • небольшой выбор интерфейсов для подключения – частое ограничение для мониторов с G-Sync;
  • в режиме ULMB чётко видны артефакты на движущихся объектах;
  • высокая минимальная яркость подсветки в обычном режиме её работы (не ULMB);
  • средние по качеству градиенты (особенно на крайних тёмных участках);
  • отсутствие преимуществ от изогнутой панели перед схожими по размеру и формату плоскими моделями;
  • отсутствие смысла от режима sRGB – слишком высокая яркость (заблокирована) и результаты, сравнимые с теми, которые получаются при заводских установках.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Анонсирован VR-хоррор Alien: Rogue Incursion, который полностью погрузит игроков в ужасы вселенной «Чужого» 7 ч.
Российская пошаговая тактика «Спарта 2035» про элитных наёмников в Африке получила первый геймплей — демоверсия не выйдет 30 апреля 8 ч.
Власти США позвали Сэма Альтмана, Дженсена Хуанга и Сатью Наделлу помочь им с защитой от ИИ 10 ч.
«В команде явно продали души дьяволу»: игроков впечатлила работа Biomutant на Nintendo Switch, но производительность требует жертв 10 ч.
Microsoft открыла исходный код MS-DOS 4.00 и разместила его на GitHub 11 ч.
Большинство россиян не видит угрозы в ИИ 11 ч.
Китайские клавиатурные приложения Honor, Oppo, Samsung, Vivo и Xiaomi оказались уязвимы перед слежкой 11 ч.
Alphabet удалось развеять опасения по поводу отставания в области ИИ 13 ч.
Рекламные доходы YouTube в первом квартале выросли на 21 % до $8,1 млрд 14 ч.
Инсайдер: Capcom отложила релиз Resident Evil 9, но в 2025 году может выйти другая игра серии 17 ч.
Apple возобновила переговоры с OpenAI по поводу внедрения ИИ в iPhone нового поколения 57 мин.
Регулятор в США проверит декабрьское обновление автопилота Tesla, которое должно было улучшить безопасность 5 ч.
Новая статья: Обзор QD-OLED DQHD-монитора Samsung Odyssey OLED G9 G95SC: игровой универсал 7 ч.
Видеокарты MSI семейства Radeon RX пропадают с прилавков — компания «сместила фокус» на GeForce RTX 8 ч.
TSMC научилась создавать монструозные двухэтажные процессоры размером с пластину 9 ч.
Федеральное расследование аварий с автопилотом Tesla нашло их причину — «неправильное использование» 10 ч.
Oppo представила смартфон A60 с Snapdragon 680 и 50-Мп камерой 10 ч.
Япония ужесточит контроль экспорта полупроводников и квантовых технологий куда бы то ни было 10 ч.
Intel пожаловалась на производственные проблемы при сборке Core Ultra — из-за этого процессоров не хватает 12 ч.
Великобритания и Новая Зеландия задействуют подводные оптические кабели для распознавания землетрясений и цунами 12 ч.