Сегодня 26 апреля 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор игрового 4К-монитора ASUS ROG Swift PG27UQ с 144 Гц и G-Sync HDR: покоритель новых вершин

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор ASUS ROG Swift PG27UQ был протестирован по обновлённой методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro в сочетании с референсным спектрофотометром X-Rite i1 Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом dispcalGUI и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10 Pro x64 c последними – майскими обновлениями. Во время основного этапа тестирования частота обновления экрана составляла 120 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100% с шагом 10%;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки, равномерность цветовой температуры (в кельвинах и единицах отклонения DeltaE) при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

В ASUS ROG Swift PG27UQ производитель предлагает шесть предустановленных режимов GameVisual, и для некоторых из них предоставляет возможность выбрать рабочее цветовое пространство. При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 и видеокарту ASUS из серии ROG Strix GTX 1070 Ti.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • GameVisual – Racing;
  • Brightness – 80;
  • Contrast – 50;
  • Color Temp. – Normal;
  • Gamma – 2.2;
  • OD – Normal;
  • Dark boost – None;
  • Variable Backlight – Fast;
  • ECO Mode – On;
  • Auto Black Level – Off;
  • Auto SDR Brightness – Off;
  • Display SDR Input – sRGB.

В ходе ручных правок под яркость в центральной точке 100 нит и точку белого 6500 К изменениям подверглись только следующие пункты:

  • Brightness – 23;
  • Color Temp. – User (100/99/94);
  • ECO Mode – Off.

Желающие постоянно видеть перед собой яркие и насыщенные цвета могут дополнить вышеперечисленное активацией Wide Gamut в пункте Display HDR Input, а те, кто не собирается смотреть HDR-контент и не желает сталкиваться с так называемым эффектом HDR Bloom (о нём мы поговорим позже), могут дезактивировать адаптивную подсветку. В этом случае яркость всех зон (а их 384) будет меняться синхронно, а не по отдельности. Иначе говоря, как на простых моделях с торцевой подсветкой.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в режиме Racing при настройках по умолчанию, но с выключенной системой адаптивной подсветки для получения более стабильных результатов:

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2) Яркость чёрного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
100 363 0,354 1025
90 329 0,321 1025
80 295 0,288 1024
70 261 0,255 1024
60 227 0,222 1023
50 192 0,188 1021
40 158 0,154 1026
30 130 0,128 1016
20 95 0,093 1022
10 61 0,06 1017
0 26 0,026 1000

Максимальная яркость в центральной точке оказалась на уровне 363 кд/м2, а минимум всего — 26 кд/м2. Результат отличный. Коэффициент контрастности в этом случае вполне обычен для IPS-дисплея – около 1000:1. Получить же 600 нит можно только в режиме HDR на небольшом участке экрана, а пиковые 1000 нит — в зоне с ещё меньшими размерами.

Наши попытки добиться от монитора максимума привели к выходу его возможностей за пределы спецификаций. Измеренный максимум в небольшой области экрана при просмотре HDR-ролика достиг 1132 нит, а минимальный уровень чёрного при работе адаптивной подсветки составил почти 0,02 нит, что в итоге позволяет добиться коэффициента контрастности в 56600:1. Это вам, конечно, не OLED, но для LCD-дисплея это фантастика.

#Результаты при стандартных настройках

Монитор обладает матрицей со значительно расширенным цветовым охватом, что позволяет ему играть роль не только быстрого игрового дисплея, но и профессионального решения для работы с цветом. Правда, при настройках по умолчанию инженеры ASUS решили не выдавать все возможности PG27UQ за раз и приберегли их для демонстрации абсолютно иного уровня при активном HDR и просмотре подходящего контента.

Таким образом, в режиме Racing с настройками по умолчанию модель оказывается отлично настроенным монитором со стандартным цветовым охватом, близким к sRGB, эмуляция которого проведена очень точно (но всё же не идеально).

Настроенная на среднем уровне точности точка белого соседствует с идеальной стабильностью ЦТ оттенков серого.

По гамма-кривым можно судить о желании производителя показать больше деталей в тенях, а для сохранения контрастности изображения оттенки в центральной зоне сделали слегка затемнили.

В тесте Argyll CMS герой обзора показал себе практически идеально – как будто только после калибровки. В этом случае достаточно использовать стандартный системный профиль sRGB — и вы не будете знать особых проблем с цветом при работе в стандартном цветом пространстве.

Результаты после активации Wide Color Gamut

Если же вам нравятся более насыщенные цвета или у вас есть принципиальная необходимость работы в расширенном цветовом пространстве, либо же вы попросту связаны с полиграфией/печатью, то следует выставить Wide Gamut в настройках монитора.

После этого PG27UQ перестаёт заниматься эмуляцией какого-либо пространства и демонстрирует свой возможный максимум, который оказался довольно близким тому, что обещал производитель.

Точка белого в этом случае сместилась в пределах погрешности измерений (которая присутствует в том числе из-за прогрева/продолжительной работы измерительных приборов), да и стабильность цветовой температуры оттенков серого осталась на изначально высоком уровне.

Не удалось нам уловить разницу и по гамма-кривым — они установлены точно также, как и при эмуляции sRGB.

На этот раз при проверке монитора в тесте Argyll CMS в качестве рабочего профиля мы выбрали системный AdobeRGB. Однако, по полученным результатам стало понятно, что он не очень подходит на роль помощника и лучшим вариантом стало бы профилирование монитора либо использование заводского профиля, который мы не обнаружили, но предполагаем, что в недалёком будущем он всё же появится на сайте производителя (на начало июля 2018 года для PG27UQ на нём не было даже инструкции).

#Результаты в режиме sRGB

Наша методика требует того, чтобы мы проверили специальный режим sRGB из общего списка GameVisual. При его активации в меню монитора блокируется большая часть настроек, связанных с цветопередачей (в том числе яркость подсветки, которая сохраняется почти на максимальном уровне – 297 нит), хотя переключить цветовое пространство в Wide Gamut можно — и это не поддаётся никакой здравой логике. Зачем режиму sRGB нужна такая возможность?

По уровням соответствия цветовым пространствам никаких отличий от режима Racing мы не увидели.

Точка белого и баланс серого сохранены на изначальном уровне.

То же самое мы можем сказать и про гамма-кривые. Картинка на экране никак не изменилась.

Не удивил нас и отчёт Argyll CMS, доказавший идентичность Racing и sRGB при настройках по умолчанию. Спрашивается: зачем тогда нужен этот дополнительный пресет?

Результаты после настройки и калибровки

Вид гамма-кривых при заводских установках PG27UQ навел нас на мысль, что хорошо бы провести полноценную калибровку монитора, хотя, честно говоря, можно было бы обойтись и небольшой корректировкой яркости, усиления RGB и обычным профилированием – без правок сигнала в LUT-видеокарты.

После настройки цветовое соответствие пространству sRGB немного выросло, но заметить такие изменения на глаз невозможно.

Точка белого вышла на необходимый уровень, но стабильность ЦТ оттенков серого, к сожалению, заметно снизилась.

Правки гамма-кривых позволили сделать глубокие тени не столь различимыми, как при настройках по умолчанию, а средние по светлоте оттенки пришли в норму. Впрочем, по общему восприятию картинка осталась точно такой же, как и была. Разница лишь в деталях, на которые обратят далеко не все пользователи.

Отчёт Argyll CMS демонстрирует ожидаемое снижение отклонений, выраженных в единицах DeltaE94. Среднее значение снизилось до 0,3 единицы, а максимум не превысил 1,15. Вопросов нет, идём дальше.

#Результаты после активации HDR

На данный момент понятие «HDR-изображение» не имеет ничего общего и даже пересекающегося с понятием «точная цветопередача». Пока что производители и создатели контента стараются выжать максимальную яркость и насыщенность для каждой картинки. Понять их легко, ведь большая часть потребителей любит именно такое изображение, и логично, что компании ориентируются именно на них.

К тому же, взглянем правде в глаза, для игр и многих фильмов (и уж тем более мультфильмов) контрастная, насыщенная и просто играющая всеми цветами радуги картинка с яркими вспышками и глубоким чёрным без деталей в тенях подходит – выглядит очень эффектно и захватывающе. Лишь энтузиасты, специалисты и профессионалы, когда у них появится такое желание, начнут по косточкам разбирать детали такой картинки на экране, но всем остальным это никогда не придёт в голову. Это развлекательный контент, и от него надо получать удовольствие, выбросив из головы лишние мысли про настройку.

Тем не менее мы решили провести стандартную проверку, которой подвергаются все остальные режимы. Правда, стоит отметить, что для настоящей проверки HDR нужны соответствующие программные продукты с его поддержкой, а используемые нами HCFR и Argyll CMS ею не обладают. Таким образом, объективно оценить работу монитора при активации HDR в настройках ОС Windows можно лишь наполовину, тогда как вторая половина — чистой воды субъективизм.

По первому скриншоту сразу видно, что в обычных программных продуктах при активированном HDR монитор не переходит к расширенному пространству. Это происходит лишь при появлении на экране подходящего видео (в плеере с поддержкой HDR) или запуске игры с возможностью активации расширенного динамического диапазона.

Точка белого из-за снижения опорной подсветки (актуально только для HDR) оказалась ближе к референсным 6500 кельвин, чем при настройках по умолчанию. Стабильность же ЦТ оттенков серого осталась максимально высокой.

Всё то же самое можно сказать про гамма-кривые. Гамма-коррекция HDR-контента происходит на внутреннем уровне, а гамма-кривые самого монитора ее лишь дополняют.

Однако тесту Argyll CMS всё это не помешало найти к чему придраться. По его отчёту можно оценить, насколько меняются многие цвета, причём не в лучшую сторону. Но еще раз вспомним то, что мы говорили в начале раздела: все эти цифры — не то, на что следует обращать внимание при разговоре об HDR. Так что приняли к сведению и идём дальше.

#Равномерность подсветки

Одна из основных особенностей модели ASUS ROG Swift PG27UQ — 384-зонная подсветка на базе квантовых точек. Это не первое подобное решение, ведь уже более полугода на рынке можно найти Dell UP2718Q c похожей матрицей, но его частота вертикальной развертки составляет 60 Гц. Там, как показала практика, эта особенность не приводит к улучшению равномерности подсветки по сравнению со стандартной – торцевой. Посмотрим, может быть у инженеров из ASUS получилось лучше.

В случае с героем обзора равномерность подсветки проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2, доведения точки белого до ~6500 K и при дезактивации адаптивной работы подсветки (Local Dimming).

Первая картинка демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки. По ней сразу становится ясно, что особых проблем с равномерностью у нашего экземпляра ASUS PG27UQ не наблюдается.

Среднее отклонение от центральной точки всего 6,5 %, а максимум находится на вполне типичном для мониторов без системы компенсации неравномерности подсветки уровне в 21 %. Но цифры цифрами, а рассредоточение уровней яркости по полю матрицы сильно отличается от того, что мы привыкли видеть. Большая часть поля практически не отличается от центра, а в некоторых точках даже чуть светлее него. Все портят углы и края матрицы. Складывается впечатление, что инженеры ASUS всё же занимались доработкой равномерности подсветки, и такой результат лежит не только на плечах AUO.

Монитор продемонстрировал результат выше среднего и в вопросе равномерности цветовой температуры. После настройки разница между минимумом и максимумом не превысила 537 кельвин при среднем отклонении в 1,6 % и максимуме в 4,7 %. На этот раз монитор снова подвели углы панели и ещё пара зон. Это не то, что вы ожидали увидеть у монитора за 200+ тысяч рублей? Скорее всего, да. Но, как говорил известный футболист, ваши ожидания – это ваши проблемы.

К слову, результаты равномерности цветовой температуры, выраженные в отклонениях DeltaE, полностью подтверждают наши впечатления – в основной рабочей зоне проблем у PG27UQ действительно нет. А полученное среднее отклонение в 1,7 единицы DeltaE лишь доказывает, что серьёзных претензий у пользователя возникнуть не должно.

Между тем хотим заметить, что у монитора ASUS, как и у многих решений с «квантовыми точками» в качестве системы подсветки, есть особенность в виде тонких (2-3 мм) полос справа и слева экрана с паразитным сине-зелёным оттенком (мы так и не смогли определиться, какой же он). Видно это только если сильно приглядываться и придираться, но не отметить это мы не могли. Знайте об этой особенности, но даже не подумайте менять из-за этого один экземпляр на другой – полосы никуда не исчезнут.

Теперь посмотрим на равномерность подсветки и различные цветовые эффекты в случае с чёрным полем. Оценивать их мы будем на этот раз по трём фотографиям. Первые две сняты на удалении от экрана порядка 70 см — при включённой адаптивной подсветке и при выключенной. Третья фотография дополняет вторую, но сделана на расстоянии 150 см от экрана.

Glow-эффект в классическом понимании, к нашему большему удивлению, у монитора ASUS оказался выражен на минимальном уровне, а если 384 зоны подсветки работают независимо друг от друга, его и вовсе невозможно увидеть, поскольку края панели остаются максимально затемнёнными. При увеличении рабочего расстояния угловой Glow пропадает вовсе, но остаются засветки с паразитными оттенками (backlight light leakage) на нескольких участках матрицы.

Скорее всего, это тоже не тот уровень равномерности чёрного, который ожидают увидеть покупатели, отдающие такие большие деньги за 27-дюймовый 4К-монитор. С другой стороны, надо понимать, что сделать сразу идеальный монитор с большим количеством зон просто невозможно, ведь ASUS PG27UQ – первая ласточка в ещё неизведанном мире.

Многозонная подсветка с большой долей вероятности сильно усложняет производство, и даже если бы у монитора была система компенсации неравномерности подсветки, то, как известно, она бы не смогла воздействовать на чёрное поле. Поэтому что есть, то есть.

#Особенности модели и визуальная оценка изображения

Глубина и формат цвета при разной частоте вертикальной развёртки

ASUS PG27UQ – технически сложный продукт, да ещё и первый среди мониторов такого уровня. Без дополнительных разделов, в которых будет рассказано про его особенности, мы обойтись не смогли. И начнём мы, пожалуй, с одного из самых важных для покупателей параметров – частоты вертикальной развёртки.

Производитель, как вы помните по описанию продукта и даже по пиктограммам на коробке, обещает нам 144 Гц при нативном разрешении экрана. Сомневаемся, что у кого-то в голове могли возникнуть сомнения в сказанном компанией ASUS. Не было их и у нас, но реальность оказалось иной. Смотрите сами — вот все доступные режимы:

  1. 98 Гц + 10-bit + HDR + RGB444 + Limited Range + HDR-ST2084;
  2. 98 Гц + 8-10-bit + RGB444 + Full Range + SDR-sRGB;
  3. 120 Гц + 8-bit + RGB444 + Full Range + SDR-sRGB;
  4. 120 Гц + 8-bit + HDR + RGB444 + Limited Range + HDR-ST2048;
  5. 144 Гц + 8-bit + YCbCr422 + Limited Range + SDR-BT1886;
  6. 144 Гц + 10-bit + HDR + YCbCr422 + Limited Range + HDR-ST2048.

Это все доступные режимы работы ASUS PG27UQ c частотой около 100 Гц и выше (ниже вряд ли кого-то интересует). Оказалось, что при формате цвета RGB 10-битный сигнал можно получить только при частоте 98 Гц, а активация HDR в ОС приводит к снижению рабочего диапазона.

Попытка выставить 144 Гц моментально приводит к порче картинки из-за автоматически активируемой цветовой субдискретизации формата YCbCr422 и снижения рабочего диапазона. Пропадают глубокие тени — они сливаются в один сплошной чёрный цвет. Дополнительно к этому проседают гамма-кривые, шрифты приобретают неприятные цветные контуры.

Ситуация повторилась с тремя топовыми видеокартами NVIDIA на разных версиях драйверов, причём как с DP-кабелем из комплекта поставки, так и со сторонним. Оказалось, что ограничения действительно существуют, а попытка вновь получить 10-битный (на канал) сигнал и вовсе привела к тому, что мышка на экране монитора стала двигаться как при частоте кадров в 24-30 fps. Пришлось снова вернутся к 8 битам.

Впрочем, поскольку тестируемый монитор оснащён псевдо-десятибитной матрицей, а в подавляющей части приложений 10-битный цвет просто не увидеть, то никаких проблем с выбором 8 бит у нас не возникло – надо значит надо. Тем более что разницы мы действительно не увидели. Не огорчил нас и факт необходимости остановится на частоте 120 Гц — это последний рубеж, до которого можно работать в полноцветном RGB и даже активировать HDR. Лезть на территорию эфемерных 10-бит и получить из-за этого плохую картинку на экране или частоту развёртки в 98 Гц (этого достаточно, но вовсе не уровень, на который хотелось бы рассчитывать) не возникает никакого желания.

В общем, получается, что производитель не до конца раскрыл все подробности установки высокой частоты развёртки и не предоставил информацию по всем рабочим режимам. Вот, навёрстываем упущенное!

#Работа адаптивной системы подсветки

Как мы уже говорили, система адаптивной подсветки, состоящая из отдельно управляемых 384 зон – одна из главных отличительных черт дисплея в сравнении со всеми остальными моделями, представленными на рынке (за исключением профессионального Dell и прямого конкурента Acer). Именно благодаря её работе HDR у ASUS PG27UQ можно назвать близким к ожидаемому уровню. Безусловно, до OLED-телевизоров монитору далеко, но это абсолютно разные технологии, а поэтому начинать очередной «холивар» абсолютно нет никакого смысла.

Система хорошо отрабатывает при выводе HDR-контента, но на тёмных сценах со светлыми объектами (особенно если они мелкие и их много) виден так называемый HDR Bloom-эффект – это когда по краям объекта возникает контурное размытое свечение. Особенно это заметно, когда объект попадает на границы нескольких зон и каждой из них приходится повышать яркость подсветки, хотя вокруг должно быть всё максимально темно.

В определённых условиях это всё равно лучше, чем торцевая подсветка с её собственными особенностями, но некоторых пользователей многозонная подсветка всё равно может огорчить — особенно скоростью работы. По умолчанию выставлен режим Fast, и это тот случай, когда ничего лучше не трогать, поскольку станет только хуже – зоны будут реагировать на происходящее на экране ещё медленнее и это будет отчётливо заметно даже невооруженным глазом.

При дезактивированном HDR локальная подсветка обеспечивает исключительно снижение яркости в областях с чёрным цветом или максимально приближенных к нему. На светлые участки — как крупные, так и мелкие — адаптивные зоны никак не реагируют. Увидеть высокую яркость без HDR у вас не выйдет.

#HDR – фантастика или грамотный расчёт?

Стандарты HDR развиваются каждый год уже на протяжении достаточно долгого периода времени, но до настольных дисплеев, в отличие от ТВ, они дошли только в начале 2018 года. При этом в 99 % всех выпущенных настольных дисплеев с заявленной поддержкой HDR реализована только программная поддержка новинок со стороны компании Microsoft c её ОС Windows 10, ведь минимальным требованиям новых стандартов VESA DisplayHDR, как оказалось, соответствуют даже многие ранее выпущенные модели (в основном из сегмента профессиональных с расширенным ЦО), но до них поддержка HDR никогда не дойдёт, а вот для новинок – это пожалуйста.

Для начала же стоит определиться с тем, что нам предлагают под видом HDR-контента. Для простоты будем говорить о кино. Многим почему-то кажется, что для визуального увеличения рабочего диапазона монитор должен обладать какими-то техническими особенностями, но в действительности всё куда проще. В соответствии с некоторыми стандартами HDR изначальная картинка просто проходит через фильтр с дополнительной гамма-коррекцией (EOTF — HDR-ST2048 для расширенного охвата и BT.1886 для пространства REC.709/sRGB), значительно увеличивающей визуальный контраст. Средняя гамма приводится к значению 2,4-2,5, а того и выше. Часто исчезают глубокие тени и даже света. Показать такую обработанную картинку способен любой монитор. При создании HDR видеомонтажёрам предоставляется возможность определить конкретные цифры яркости для каждого объекта сцены в канделах на квадратный метр (но будут ли они это делать – большой вопрос), однако в дальнейшем увидеть это на практике возможно лишь на максимально технически совершенных моделях, таких как ASUS ROG Swift PG27UQ c многозонной системой подсветки.

Также отдаётся предпочтение решениям с расширенным цветовым охватом с высоким соответствием стандарту DCI-P3 (это как минимум, а лучше BT.2020), являющегося сейчас основным в цифровом кинопроизводстве – так проще добиться нужного эффекта. Инженеры же ASUS поступили мудро (с точки зрения маркетинга) и автоматически активируют расширенный ЦО у PG27UQ только после активации HDR в системе. Это можно сделать вручную и без HDR, но догадаются до этого не все.

Картинка в этом случае становится куда красочнее, чем была изначально, и на неразбирающегося пользователя это производит неизгладимое впечатление, хотя ничего особенного не происходит. Кажется, что вот он – новый мир. Но первое впечатление, как правило, оказывается обманчивым, ведь всему есть своё объяснение. Смотрите сами:

Один и тот же стоп кадр из HDR-демо-ролика. Первая фотография – активный HDR, вторая – без HDR, третья – без HDR, но с включённым Wide Gamut и гаммой 2,6 (увы, это возможный максимум в OSD-меню) в настройках монитора. Разница между первыми двумя, безусловно, очень большая. А вот между первой и третьей фотографией она сведена к минимуму. Фантастика? Нет. Мы просто провели коррекцию на аппаратном, а не на программном уровне. Тоже самое можете сделать и вы.

На некоторых сравнениях разницы между HDR- и SDR-режимами нет вовсе. И тут можно было бы воскликнуть, что фотографии неспособны передать разницу, да и просматриваете вы их на обычных мониторах, но нет – всё это не имеет ни малейшего отношения к реальности. Просто разницы на самом деле нет, или же она минимальная.

Лучше всего её можно увидеть на изначально ярких и насыщенных объектах — к примеру, как на картинке выше. Здесь у нас уже четыре фотографии. Из нового только стандартный SDR-режим с активированным Wide Gamut. Достичь уровня HDR при таких настройках не удалось, а вот дополнительный переход к гамме 2,6 позволил получить желаемое. Разница в нюансах, а видны они только при сравнении двух фотографий. К тому же на этом примере для адаптивной системы подсветки совсем нет работы – нет зон, где можно было бы снизить подсветку, как и нет никаких ярких зон, в которых её можно было бы усилить. И снова у нас никакой магии, а простая человеческая смекалка.

Выше представлены ещё два наглядных примера, доказывающих, что нет ничего невозможного и всё поддаётся объяснению и здравой логике.

Делаем вывод: если у вашего монитора нет многозонной подсветки, позволяющей реально увеличить динамический диапазон сцены (правда, далеко не любой) с помощью изменения яркости подсветки крайних светлых и тёмных участков, то HDR будет не более чем программной доработкой.

Герой обзора – случай иной, тут можно рассчитывать на эффектные моменты при просмотре HDR, когда при каком-нибудь взрыве в фильме вам в глаза «попытаются попасть» 1000-1200 нит яркости, от которых вы тут же устанете, или же будет демонстрироваться яркий объект на глубоком чёрном поле. Именно в эти моменты вы одновременно полюбите и возненавидите FALD-подсветку за её эффектную работу и повышенную нагрузку на зрительный аппарат.

Кроме того, вы столкнётесь с эффектом HDR Bloom, возникающим из-за невозможности управлять яркостью каждого пикселя, как это сделано в OLED-телевизорах. 384 зоны – это прекрасно, но теперь мы будем ждать, когда их станет в несколько раз больше. Это позволит снизить паразитное свечение объектов, заходящих на границы других зон, которые должны затемняться, но им приходится выполнять обратное действие.

#Качество градиентов и скорость отклика

Производитель монитора не стал рассказывать сказки про 10-битную матрицу и чётко заявил о том, что возможность воспроизведения 1,07 миллиарда цветовых оттенков доступна благодаря применению дизеринга (FRC-метода), а сама матрица по умолчанию является 8-битной.

Решение, честно говоря, немного странное, учитывая стоимость монитора, однако все претензии должны быть адресованы не ASUS, а компании AUO, занимающейся разработкой этой панели не первый год. С другой же стороны, подавляющему большинству пользователей от этого не холодно и не жарко, поскольку окружить себя настоящими 10 битами на канал – задача не из простых. Нужно ПО с поддержкой такой цветности и сам контент. Просто открыв TFTTest и браузер c каким-нибудь видео, вы ничего никогда не увидите. Плюс следует помнить, что такая глубина цвета доступна для выбора в формате RGB только на частоте 98 Гц.

При настройках по умолчанию качество градиентных переходов в любом из проверенных нами режимов можно назвать высоким. Переходы плавные, без паразитных оттенков, с хорошей различимостью в тенях и светах. Монитор PG27UQ продемонстрировал уровень профессиональных и просто очень качественных моделей.

Ручные правки яркости и усиления RGB на качество не повлияли, чего нельзя сказать даже про минимальные изменения сигнала в LUT-видеокарты в ходе полноценной калибровки.

После неё в диапазоне 5-20 % появилось около 6-7 резких переходов с небольшими паразитными оттенками. Как правило, именно так реагируют на любые правки в LUT-видеокарты модели с дизерингом (FRC), и герой обзора тому прекрасный пример. Решение проблемы тут простое – настроить яркость, цветовую температуру и провести простое профилирование без правок в LUT. Разницу, как мы говорили ранее, будет сложно увидеть, зато градиенты останутся идеальными.

ASUS ROG Swift PG27UQ — первый 4К-дисплей с действительно высокой частотой вертикальной развёртки. Про 144 Гц, как вы уже поняли, мы разговаривать не будем и остановимся на качественных 120 Гц без потери качества картинки.

Уже привычный для некоторых уровень плавности теперь можно ощутить при высоком рабочем разрешении. Для многих, это будет актуально даже при простой работе за монитором, не говоря уже про игры – так действительно комфортнее, чем работать при обычных 60 Гц, хотя, не скроем – привыкание происходит очень быстро и через некоторое время кажется, что так было всегда.

Для того чтобы поспевать за высокой частотой развёртки, производителю пришлось поработать и со временем отклика. Удивительно, но заявленное время при переходе GtG осталось неизменным и составляет 4 мс, что, конечно, может слегка запутать простого потребителя. Но здесь стоит отметить, что производители уже давно ставят в колонку «время отклика» одинаковые цифры, несмотря на то, что реальная разница между моделями может быть просто огромной – она бросается в глаза и легко подтверждается любыми тестами.

Для разгона матрицы в PG27UQ производитель применяет стандартную технологию OverDrive с тремя режимами работы. По умолчанию выставлен режим Normal, оказавшийся самым комфортным и эффективным по сравнению с двумя оставшимися. Именно в нём шлейфы на движущихся объектах минимальные, а артефакты можно углядеть, только если сильно приглядываться, и исключительно на определённых цветовых переходах. Смысла отключать разгон, как и активировать пресет Extreme, мы не увидели. Причины представлены на сравнительном изображении выше.

Смело можем заявить, что по скорости в целом PG27UQ находится на уровне таких игровых новинок, как Acer Predator X34P и Dell Alienware AW3418DW, и немного уступает ещё более быстрым и популярным моделям ASUS PG279Q и Acer XB271HUb, ставшим за прошедшие два года одними из самых желанных игровых мониторов. Такая же участь может ждать и героя сегодняшнего обзора, но случится это очень не скоро и только после сильного падения цены.

Отдельно отметим использование в мониторе технологии NVIDIA G-Sync второй версии с поддержкой HDR, работающей в диапазоне 30-144 Гц (но при формате цвета RGB рассчитывайте только на 30-120 Гц) и позволяющей добиться отсутствия микролагов и разрывов картинки при сильно плавающем уровне FPS. Насколько это актуально для монитора стандарта 4К – большой вопрос. Ведь пока для достижения высокого фреймрейта требуются очень дорогие комплектующие, но даже они, иногда не помогут получить даже 60 кадров в секунду.

Отсутствие пропуска кадров при частоте 120 Гц подтвердил специальный тест из пакета UFOTest. В этом вопросе у монитора проблем не выявлено.

#Углы обзора и Glow-эффект

С углами обзора у монитора ASUS ROG Swift PG27UQ всё в порядке благодаря качественной AHVA-матрице.

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляется очень слабый паразитный оттенок в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Важным отличием новинки от всего того, что мы видели с вами раньше, следует признать значительно меньшее проявление Glow-эффекта. Чёрный высветляется не так сильно, практически не выражен угловой Glow при обычном положении пользователя перед экраном. Впрочем, изменяющиеся паразитные оттенки никуда не делись и не денутся, пока производители снова не начнут использовать A-TW-поляризаторы, производство которых было закончено около 10 лет назад.

Лучше всего монитор проявляет себя при проверке Glow на цветных изображениях. Здесь его практически невозможно увидеть, что нас поразило больше всего. Другими словами, если вас интересует максимально стабильная картинка, то PG27UQ – верный выбор.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ, резкость, шум при работе

В мониторе ASUS ROG Swift PG27UQ используется качественная полуматовая рабочая поверхность матрицы.

Кристаллический эффект на экране монитора незаметен, антибликовые свойства сохранены, картинка приятна глазу. При изменении угла просмотра различимость КЭ не меняется. Эффект Cross Hatching изучаемой модели монитора не свойственен.

Проблем с текстом у новинки ASUS не наблюдается. Проработка мелких деталей и шрифтов без нареканий. Дополнительная настройка не требуется, впрочем, никаких пунктов в OSD-меню, связанных с резкостью, у PG27UQ и нет.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц. За свои глаза потенциальные покупатели могут быть спокойны, но только при соблюдении других простых правил: надо следить за яркостью экрана, правильно подбирать расстояние до монитора и так далее.

В PG27UQ используется внешний блок питания. Паразитные звуки ни он, ни управляющая электроника не издают, но пользователю придётся мириться с постоянной работой системы охлаждения на базе небольшого вентилятора Sunon в корпусе монитора. Уровень шума, повторимся, ниже среднего — он может начать раздражать только в том случае, если ваш компьютер работает практически бесшумно, а в помещение не попадают звуки с оживлённой улицы.

#Выводы

Несколько лет назад появление игровых IPS-моделей мы воспринимали как планомерную эволюцию, которая просто должна была произойти. Предшествоваший этому выход 144-Гц TN-дисплеев запустил машину маркетинга, которая попыталась заставить всех думать, что высокая частота развёртки – это «must have». Прошло время, количество высокоскоростных мониторов самых разных типов и стандартов многократно возросло, и теперь они действительно воспринимаются как нечто комфортное не только для игр, но и для простой работы.

До выхода нового ASUS ROG Swift PG27UQ проблемой для поклонников высокого разрешения в формате 16:9 было отсутствие 4K-мониторов с частотой выше 60-75 Гц. Теперь её нет, но появится другая – отсутствие у большинства желающих денег на такую покупку, которая к тому же в большинстве случаев потребует и обновления комплектующих ПК. Тех же, кого не интересует финансовая сторона вопроса, мы можем просто поздравить – на рынке появился действительно очень качественный, современный и продвинутый монитор, являющийся универсальным решением для абсолютно любых задач, будь то игры или профессиональная работа с цветом.

Безусловно, монитор не идеален, а производитель немного перехвалил свое творение, не предоставив точных данных (по крайней мере на момент тестирования их не было) по рабочим режимам и их особенностям. Таким образом, PG27UQ из 144-Гц дисплея с 10-битным цветом превратился в 120-Гц модель с 8 битами на канал с качественной картинкой на постоянной основе, что, впрочем, совсем нас не расстроило. Да и в целом количество достоинств перекрывает все недостатки и не совсем приятные особенности. В общем, останавливать здесь может только цена.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки средствами Argyll CMS.

Достоинства:

  • первый IPS 4К-дисплей с высокой частотой вертикальной развёртки;
  • уникальный для рынка дизайн, выполненный в соответствии с концепцией премиальных продуктов серии ROG;
  • отличное качество материалов и сборки;
  • эргономичная подставка и VESA-крепление стандарта 100 × 100 мм;
  • достойный комплект поставки;
  • последние версии интерфейсов DP 1.4 и HDMI 2.0, а также наличие USB-хаба;
  • удобная система управления на базе физических клавиш и 5-позиционного джойстика;
  • правильно размещённый и хорошо работающий датчик внешней освещённости;
  • целых три системы подсветки внешнего пространства (ROG Light Signal, Signature и Aura RGB);
  • 384-зонная адаптивная система подсветки на базе квантовых точек, предоставляющая возможность увеличить динамический диапазон сцены и коэффициент контрастности до 50000-60000:1;
  • наиболее полная поддержка различных стандартов HDR (но это всё же не уровень OLED-телевизоров);
  • очень широкий диапазон изменения яркости подсветки в стандартном режиме (SDR) при неизменно высоком коэффициенте контрастности;
  • высокое соответствие цветового пространства трём основным стандартам (sRGB, AdobeRGB, DCI-P3);
  • качественная эмуляция стандарта sRGB при соответствующих настройках;
  • близкая к идеалу заводская настройка;
  • идеальная стабильность ЦТ оттенков серого;
  • высокое качество градиентов в предустановленных режимах и после ручных правок;
  • высокая частота вертикальной развёртки и качественно проведённый заводской разгон панели;
  • установленный модуль NVIDIA G-Sync второго поколения с нативной поддержкой HDR;
  • отличные углы обзора и практически отсутствующий Glow-эффект на цветных изображениях;
  • значительно сниженный Glow-эффект на чёрном поле и фактически полное отсутствие Glow по углам при небольшом отдалении от экрана;
  • хорошая равномерность подсветки на светлом поле по уровню яркости и цветовой температуре (хотя за эти деньги хотелось бы ещё более высокого результата);
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие видимого кристаллического эффекта, Cross-hatching и паразитных звуков электроники во время работы;
  • отличная проработка текста и мелких элементов на экране.

Недостатки:

  • 144 Гц можно получить только в формате YCbCr422 с соответствующим падением качества картинки и чёткости шрифтов (появляются неприятные контуры), а 10-битный сигнал — только при снижении частоты развёртки до 98 Гц;
  • проблемы с масштабированием в ОС Windows из-за высокой плотности пикселей – для стандарта 4К пока что значительно лучше подходят модели от 31,5 дюйма;
  • очень высокая цена (конкурент от Acer будет предлагаться на 30-35 тысяч рублей дешевле).

Может не устроить:

  • широкие и достаточно толстые внешние рамки экрана, хотя на дворе уже середина 2018 года и в моде массовая безрамочность. Скорее всего, причиной наличия рамок является технически сложная подсветка матрицы;
  • шум от выдувающего нагретый воздух вентилятора, работающего на постоянной скорости сразу после подключения питания – может смутить только любителей поработать в полной тишине, рядом с очень тихим ПК;
  • заметное падение качества градиентов даже при минимальных правках LUT-видеокарты в ходе полноценной калибровки – в целом можно обойтись и без неё;
  • эффект HDR Bloom из-за особенностей работы многозонной системы подсветки – решается многократным увеличением количества зон (но вряд ли мы этого дождёмся), переходом на OLED c попиксельным управлением яркостью либо простым отключением адаптивной подсветки в меню монитора;
  • работа адаптивной подсветки не такая быстрая, как хотелось бы, а режим Fast, выставленный по умолчанию, лучше не трогать;
  • попытка создать вау-эффект с помощью заводской настройки монитора на работу в пространстве sRGB с дальнейшим переходом к расширенному охвату только при активации HDR в ОС Windows – маркетинговая уловка, которую можно легко обойти ручными правками;
  • несколько точечных засветок на чёрном поле (зависит от экземпляра).
 
← Предыдущая страница
Hardcore
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft получает всё больше выгоды от ИИ — компания показала сильный квартальный отчёт 2 ч.
Газировка с Copilot: Microsoft получила миллиардный контракт на обеспечение Coca-Cola облачными и ИИ-сервисами 2 ч.
Продюсер «Смуты» раскрыл, что добавят в игру с обновлениями, и подтвердил работу над продолжением 2 ч.
ИИ-приложение Google Gemini стало совместимо с Android 10 и Android 11 2 ч.
В США вернули сетевой нейтралитет 3 ч.
Alphabet объявила о первых в своей истории дивидендах, акции выросли в цене на 11,4 % 3 ч.
Младенец-экстрасенс против секретной корпорации: соавторы Before Your Eyes анонсировали сюжетное приключение Goodnight Universe 3 ч.
AMD выпустила драйвер с поддержкой игры Manor Lords и исправлением множества ошибок 9 ч.
Telegram обновился: рекомендованные каналы, дни рождения, трансляция геопозиции и аватарки при пересылке 14 ч.
В Steam и на консолях вышел боевик Another Crab's Treasure в духе Dark Souls, но про краба-отшельника — игроки в восторге 14 ч.