Мониторы и проекторы

Обзор 27-дюймового WQHD-монитора Samsung C27JG50QQI: игровой, изогнутый, доступный

⇣ Содержание

Методика тестирования

Монитор Samsung C27JG50QQI был протестирован по несколько измененной методике при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в ОС Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.2 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию), частота обновления экрана составляла максимально поддерживаемые 144 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трех основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100 % исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьезной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешевых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

При тестировании монитора мы использовали интерфейс DisplayPort как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки мы использовали профиль «Польз.».

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — "Польз.";
  • яркость — 100;
  • контраст — 75;
  • четкость — 60;
  • цветовая температура — "Норм." (50/50/50);
  • гамма — "Режим-1";
  • время отклика — Faster.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — "Польз.";
  • яркость — 17;
  • контраст — 75;
  • четкость — 56;
  • цветовая температура — "Польз." (43/52/37);
  • гамма — "Режим-2";
  • время отклика — Fastest.

Для достижения необходимой цветовой температуры пришлось изменить усиление цветовых каналов. Значение параметра «контрастность» мы не трогали из-за отсутствия положительных изменений на гамма-кривых. Последующая настройка была выполнена исключительно ползунком яркости.

#Яркость белого, яркость черного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Польз.» с заводскими настройками основных параметров.

Яркость в меню (%) Яркость белого (кд/м2 ) Яркость черного (кд/м2 ) Статическая контрастность (x:1)
100% 316,2 0,1151 2748
90% 296,2 0,1078 2746
80% 277,1 0,1011 2742
70% 257,8 0,0941 2742
60% 238,1 0,0869 2740
50% 218,2 0,0797 2738
40% 196,5 0,0719 2735
30% 174,5 0,0638 2736
20% 119,9 0,044 2726
10% 65,3 0,024 2715
0% 10,9 0,0043 2543

При установках по умолчанию результаты монитора по яркости несколько превзошли заявленный производителем уровень — мы намерили 316,2 кд/м2, но по контрастности не дотянули около 10 % до обещанных 3000:1.

Минимальная яркость белого поля в режиме по умолчанию составила около 11 кд/м2 — показатель просто великолепный. Однако можно отметить, что при низких уровнях яркости шаг между соседними значениями оказывается большим, что затрудняет точную настройку.

Количество предустановленных режимов монитора не слишком велико, и можно было бы рассмотреть все варианты. Однако игровые режимы заведомо не предназначены для работы с цветом, поэтому проведение измерений качества цветопередачи для них совершенно лишено смысла — в игре имеет значение исключительно субъективное восприятие картинки. И надо сказать, что на субъективный взгляд автора этого материала подобраны они достаточно неплохо.

Режим «Кино» также традиционно не блещет своими показателями: при помощи S-образных гамма-кривых искусственно задрана контрастность, вывернута до состояния вырвиглазности четкость, выставлены на максимум яркость и контрастность — и все эти настройки в принципе не поддаются какой-либо регулировке. Результаты в этом режиме с точки зрения правильной цветопередачи в целом оказываются еще хуже, чем у недавно рассмотренного нами монитора Samsung C49J890DKI.

Поэтому нам остается ограничиться режимом «Польз.» при установках по умолчанию после приведения яркости к значению 100 кд/м2 и настройки RGB Gain, а также с калибровкой посредством Argyll CMS.

#Результаты при стандартных настройках

Для начала мы протестировали монитор в режиме по умолчанию, лишь после приведения яркости к значению 100 кд/м2, выбора настройки гаммы «Гамма2» и активации системного профиля sRGB.

Треугольник цветового охвата несколько не дотягивает до всех трех вершин рабочей области sRGB, покрывая около 94 % этого цветового пространства, — в целом очень близко к результатам тестировавшегося ранее монитора Samsung C49J890DKI. Впрочем, производитель полного охвата sRGB изначально и не обещал, так что поводов для претензий нет.

Настройка точки белого не отличается высокой точностью, зато расположение группы точек оттенков серого достаточно плотное.

Цветовая температура по умолчанию существенно завышена относительно стандартного уровня 6500 К и превосходит значение 7000 К. Более светлые оттенки выглядят более теплыми.

Настройка гаммы во втором режиме весьма близка к референсной кривой. Гамма-кривые цветовых каналов несколько различаются между собой, зато гамма-кривая серого практически идеальна.

Результаты теста Argyll оказываются достаточно предсказуемыми. Можно отметить серьезное отклонение точки белого от целевого значения и довольно высокий уровень отклонений DeltaE94. Но стоит сказать, что заведомо выходящие за пределы допусков теста отклонения отмечены лишь на двух цветовых стимулах, соответствующих зеленой и красной вершинам треугольника sRGB, точки которых не попадают в цветовой охват монитора. Так что в целом, за исключением завышенной цветовой температуры, цветопередача монитора настроена достаточно неплохо (а для игровой модели — так и вообще хорошо).

#Результаты при подстройке RGB Gain

Как можно было увидеть в предыдущем разделе, на итоговую оценку не в лучшую сторону существенно повлияла завышенная цветовая температура, но подстройка RGB Gain в режиме «Польз.» даже без калибровки способна заметно улучшить цветопередачу монитора.

Цветовой охват практически не изменился.

Точка белого и оттенки серого (размещенные по-прежнему достаточно плотно) сместились намного ближе к целевым значениям.

Цветовая температура значительно приблизилась к целевому уровню 6500 К.

Гамма-кривые ожидаемо практически не изменились.

Тест Argyll показывает, что попадание в точку белого — весьма точное, но уровень отклонений DeltaE94, как средний, так и максимальный, почти не изменился. Предельные отклонения по-прежнему находятся в зеленой и красной вершинах треугольника sRGB.

#Результаты после калибровки Argyll

Максимальные результаты в настройке цветопередачи, разумеется, достижимы только при калибровке дисплея.

После калибровки посредством утилиты DisplayCAL получен цветовой охват в 93,2% пространства sRGB.

Цветовой охват полностью аналогичен полученному после настройки RGB Gain.

Расположение точки белого близко к идеальному, а оттенки серого сгруппировались заметно плотнее и ближе к целевым значениям.

Цветовая температура близка к целевому уровню 6500 К, причем теперь она почти не зависит от светлоты оттенков.

Гамма-кривые после калибровки приблизились к эталону.

В конечном итоге калибровка позволила устранить существенные отклонения DeltaE94 (максимальный уровень менее 1,5 единиц). Теперь монитор по всем параметрам с впечатляющим запасом укладывается в рекомендованные требования теста Argyll, что можно назвать отличным результатом.

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры в ~6500 кельвин.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определенной экспопоправке в ходе съемки (в темноте) и дальнейшей программной обработке для более наглядного представления равномерности подсветки.

Существенных недостатков чисто визуально не выявлено, за исключением традиционного падения освещенности вдоль краев экрана — монитор лишен системы компенсации равномерности подсветки, и потому трудно ожидать иного.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 кд/м2 составило почти 9 %, максимальное — чуть больше 22 %. Результат средний, но у других экземпляров данной модели он может быть лучше: рассмотренный нами образец в левой части экрана явно имеет отклонения выше «средних по больнице», тогда как в правой, напротив, весьма хорош.

Отклонение цветовой температуры в единицах DeltaE составляет в среднем 2,7, а максимальное достигает 5,92 единицы. Результат средний, но, как и в плане подсветки, наиболее проблемной является левая сторона экрана — другой экземпляр монитора может оказаться более удачным.

На темном фоне при взгляде по центру экрана серьезных проблем с равномерностью не заметно. Можно отметить лишь легкие засветки вдоль верхнего и нижнего края и в левом нижнем углу, но они не бросаются в глаза.

#Качество градиентов и скорость отклика

Градиенты после калибровки

Градиенты после калибровки

Традиционно для матриц *VA-типа градиенты при стандартных настройках монитора близки к идеальным, но правки LUT видеокарты в ходе калибровки приводят к появлению нескольких явно заметных ступенек с различимыми паразитными оттенками.

Быстродействие матрицы, увы, заметно не дотягивает до показателей уже знакомого нам монитора Samsung C49J890DKI: шлейфы значительно длиннее. Впрочем, в целом по меркам *VA-решений нельзя назвать матрицу медленной — скорость отклика несколько лучше среднего уровня.

Также отметим, что разницы в быстродействии между тремя режимами настройки времени отклика почти нет. Во всех них практически отсутствуют артефакты работы схемы компенсации времени отклика (что хорошо). Если очень пристально вглядываться, можно различить чуть большую длину шлейфов за изображением в режиме «Стандарт» — а между двумя прочими разницы и вовсе не видно.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной и вертикальной плоскости картинка на экране практически не меняется. Если увеличить угол, то изображение заметно теряет в яркости, становится несколько менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов.

При дальнейшем увеличении угла обзора можно наблюдать эффект Black Crush — резкое выцветание изображения с ощутимыми цветовыми сдвигами. Но выражен он не столь ярко, как на более старых VA-матрицах.

Glow-эффект на темном фоне (с паразитным цветовым сдвигом в наиболее отдаленных частях экрана) также присутствует, но ощутимо проявляет себя лишь при таких углах обзора, под которыми на монитор вряд ли будет смотреть пользователь при нормальной работе за компьютером.

При типичном использовании с умеренными углами отклонения взгляда пользователя от экрана он практически незаметен.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Samsung C27JG50QQI используется матрица с полуматовой защитной поверхностью — кристаллический эффект и эффект Cross-Hatching на ней не проявляются.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, и наши тесты подтвердили, что в этой модели используется подсветка без ШИМ (либо ее частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц) на всем диапазоне значений яркости экрана. Это радует, особенно на фоне привычной по многим моделям Samsung «гибридной» системы подсветки, в случае применения которой на низких значениях яркости ШИ-модуляция все же используется.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовые профили для этого монитора, которые мы получили после аппаратной калибровки под цветовой стандарт sRGB.

#Выводы

Своим появлением Samsung C27JG50QQU производит настоящую ценовую революцию среди игровых мониторов, которые при схожих основных параметрах до сих пор стоили заметно более 30 тыс. рублей. Да, для снижения стоимости в этой модели упрощено очень многое — от подставки до дополнительной функциональности и типа подсветки. Но «базовый набор» из 27-дюймового экрана с разрешением WQHD и изгибом 1800R, частоты обновления 144 Гц и матрицы с хорошими углами обзора, неплохой цветопередачей и достаточным (хотя и не рекордным) быстродействием теперь стартует с ценовой отметки, которая совсем недавно была нормой для плоских 60-герцевых моделей с тем же разрешением и типом матрицы.

Единственное, о чем реально хочется пожалеть, — отсутствие поддержки технологии AMD FreeSync первого поколения, наличие которой не сказывается на конечной стоимости изделия, а ее реализация для разрешения 2560 × 1440 точек при частоте обновления 144 Гц не вызывает сложностей (чему свидетельством немалое число моделей с такими возможностями). Если остальные упрощения вполне укладываются в концепцию снижения себестоимости при сохранении наиболее важной для игр функциональности, то отсутствие поддержки практически бесплатной технологии адаптивной кадровой синхронизации в явно нацеленном на игры мониторе выглядит чисто маркетинговым решением. Это, конечно, может волновать только пользователей графических карт AMD, то есть где-то каждого третьего, но все же.

В итоге, даже если возможности рассмотренной модели кому-то кажутся чрезмерно урезанными, остальные производители наверняка не смогут игнорировать изменение ситуации на рынке. Так что появление других относительно доступных по цене игровых решений явно не за горами.

Достоинства:

  • крайне привлекательная для предоставляемого базового набора параметров (27″, матрица SVA, изогнутый экран, высокая частота обновления) цена;
  • не вызывающее вопросов качество материалов и сборки;
  • «честная» Flicker-free-подсветка с отсутствием ШИ-модуляции при любом уровне яркости;
  • широкий диапазон изменения яркости с минимальной светимостью экрана на малых значениях яркости;
  • удобная система управления при помощи пятипозиционного мини-джойстика;
  • отсутствие Cross-hatching и явно различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра.

Недостатки:

  • отсутствие поддержки технологий адаптивной кадровой синхронизации;
  • минимальная функциональность подставки (есть только наклон).

Может не устроить:

  • подверженность эффекту Black Crush (хоть и не столь выраженному, как у многих других моделей на VA-матрицах);
  • цветовой охват, близкий к sRGB (для многих это, наоборот, плюс);
  • не самая лучшая заводская настройка;
  • отсутствие дополнительной функциональности (USB-хаба, картридера, динамиков и тому подобного).
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥