Наш недавний обзор новой системы жидкостного охлаждения ARCTIC вызвал немалый ажиотаж, поскольку охладитель получился весьма эффективным и недорогим, а самое главное, системе задали вектор развития в правильном направлении. То же самое мы можем сказать и о модели ID-Cooling DashFlow 360, которую нам наконец-то удалось получить для обзора и тестирования.
Её главное отличие от недавно протестированной «сестры» в лице ID-Cooling ZoomFlow 360 заключается в очень производительной помпе и разборных фитингах, что даёт этой системе возможности расширения и добавления в контур новых компонентов. Как проявит себя DashFlow 360 в сравнении с Liquid Freezer II 280 и суперкулером, мы с вами узнаем из сегодняшней статьи.
⇡#Технические характеристики и рекомендованная стоимость
Наименование характеристик |
ID-Cooling DashFlow 360 |
Радиатор |
Размеры (Д × Ш × В), мм |
396 × 120 × 27 |
Размеры оребрения радиатора (Д × Ш × В), мм |
396 × 120 × 16 |
Материал радиатора |
Алюминий |
Число каналов в радиаторе, шт. |
12 |
Расстояние между каналами, мм |
7,0 |
Плотность радиатора, FPI |
20 |
Термическое сопротивление, °C/W |
н/д |
Объём хладагента, мл |
н/д |
Вентиляторы |
Количество вентиляторов |
3 |
Модель вентилятора |
ID-Cooling DF-12025-ARGB TRIO |
Типоразмер |
120 × 120 × 22 |
Диаметр крыльчатки/статора, мм |
111 / 53 |
Количество и тип подшипника(ов) |
2, качения |
Скорость вращения, об/мин |
900–2000 (±10 %) |
Максимальный воздушный поток, CFM |
3 × 56,5 |
Уровень шума, дБА |
16,2–31,5 |
Максимальное статическое давление, мм H2O |
3 × 1,99 |
Номинальное/стартовое напряжение, В |
12 / 3,7 |
Энергопотребление: заявленное/измеренное, Вт |
3 × 3,0 / 3 × 1,9 |
Срок службы, часов/лет |
н/д |
Вес одного вентилятора, г |
152 |
Длина кабеля, мм |
445 |
Помпа |
Размеры, мм |
84 × 83 × 50 |
Производительность, л/ч |
450 |
Высота подъёма воды, м |
3 |
Скорость ротора помпы: заявленная/измеренная, об/мин |
2400 (±10%) |
Тип подшипника |
Керамический |
Срок службы подшипника, часов/лет |
50 000 / >5,7 |
Номинальное напряжение, В |
12,0 |
Максимальное энергопотребление: заявленное/измеренное, Вт |
5,4 / н/д |
Уровень шума, дБА |
25,0 |
Длина кабеля, мм |
460 |
Водоблок |
Материал и структура |
Никелированная медь, оптимизированная микроканальная структура с каналами шириной 0,1 мм |
Совместимость с платформами |
Intel LGA115(х)/2011(v3)/2066 AMD Socket TR4/AM4/AM3(+)/AM2(+)/FM2(+)/FM1 |
Дополнительно |
Длина шлангов, мм |
435 |
Внешний/внутренний диаметр шлангов, мм |
13,5 / 8,0 |
Хладагент |
Нетоксичный, антикоррозионный (пропиленгликоль) |
Максимальный уровень TDP, Вт |
400 |
Термопаста |
ID-Cooling ID-TG05, 1 г |
Подсветка |
Вентиляторов и крышки помпы, с пультом управления и синхронизируемая с материнской платой |
Общий вес системы, г |
1 808 |
Гарантийный срок, лет |
3 |
Розничная стоимость, ₽ |
8 750 |
⇡#Упаковка и комплектация
ID-Cooling DashFlow 360 поставляется в большой картонной коробке, дополнительно запечатанной в полиэтилен. На лицевой стороне упаковки изображена СЖО, а рядом кратко обозначены её особенности и поддерживаемые системы подсветки материнских плат.
Технические характеристики продукта и перечень совместимых платформ приведены на обратной стороне коробки, а размеры и краткое описание основных компонентов – на её боковых сторонах.
Порадовала надёжность упаковки. Внутрь картонной коробки вставлена мягкая оболочка из вспененного полиэтилена, где и зафиксирован радиатор со шлангами и помпой с водоблоком, а также две отдельные коробки под вентиляторы и наборы креплений.
Все компоненты находятся не менее чем в трёх сантиметрах от боковин коробки, поэтому, даже если её ненароком пробьют или ударят, вероятность повреждений комплектующих всё равно будет крайне мала.
Вентиляторы и их комплектующие мы изучим по ходу обзора, а вот в коробочке с креплениями находятся универсальная усилительная пластина, четыре прижимные пластины из 1,5-мм стали, винты для вентиляторов и креплений, кабель и термопаста.
К слову, термопаста в комплекте – модели ID-TG05, которой на сайте ID-Cooling уже нет. Зато появилась термопаста ID-TG15 с заявленной теплопроводностью более 8,5 Вт/(м·К), а это уже уровень Arctic MX-4. Будем надеяться, что в скором времени мы сможем протестировать эту новую термопасту ID-Cooling, сравнив с лидерами среди термоинтерфейсов.
Как и любой другой продукт ID-Cooling, система выпускается в Китае и обеспечивается двухлетней гарантией. Добавим, что стоимость DashFlow 360 в российских магазинах составляет 8 750 рублей, что примерно на 2 000 рублей дороже версии ZoomFlow 360.
⇡#Особенности конструкции
В основе системы по-прежнему лежит большой алюминиевый радиатор размерами 396 × 120 × 27 мм, рассчитанный на установку трёх 120-мм вентиляторов в штатном режиме или сразу шести вентиляторов в режиме расширенном.
Радиатор соединён с помпой и водоблоком двумя длинными гибкими шлангами. Их длина от фитинга до фитинга составляет 435 мм, внешний диаметр равен 13,5 мм, а внутренний – 8,0 мм (и это на 2 мм больше, чем у ZoomFlow 360 и большинства других систем данного класса).
Шланги не мягкие, чтобы не перегибались во время установки системы и её эксплуатации, но и не слишком жёсткие, а их длины хватит, чтобы разместить систему не только на верхней панели корпуса, но и на передней.
Радиатор в DashFlow 360 состоит из 12 плоских каналов, расположенных на расстоянии 7 мм друг от друга. Промежутки между ними заполнены алюминиевой гофролентой. Измеренная нами плотность радиатора составляет 20 FPI, что является средним показателем для радиаторов необслуживаемых СЖО.
Толщина оребрения составляет лишь 16 мм, то есть оно должно легко продуваться даже на невысоких скоростях вентиляторов.
Если один торец радиатора DashFlow 360 полностью глухой, то второй оснащён двумя фитингами с резьбой G1/4.
Точно такие же фитинги можно найти и на блоке помпы с водоблоком. Иначе говоря, систему легко разобрать для дозаправки, замены хладагента или добавления в контур дополнительных компонентов.
При этом в случае любой другой условно-необслуживаемой системы жидкостного охлаждения возник бы вопрос о производительности помпы, поскольку у них она редко превышает скромные 50 литров в час. Однако у DashFlow 360 такой проблемы точно не возникнет, поскольку система оснащена помпой производительностью 450 (!) литров в час с высотой подъёма воды 3 метра!
Это мощный насос даже по меркам кастомных СЖО, а для доступных необслуживаемых систем такая помпа вообще является исключительным решением, и это — главное преимущество DashFlow 360. Скорость вращения ротора помпы постоянна и должна составлять 2400 (±10 %) об/мин (мониторинг оборотов не предусмотрен). Заявленный уровень шума составляет 25,0 дБА, а энергопотребление – 5,4 Вт, поэтому помпа подключается к отдельному разъёму питания SATA-типа. Срок службы керамического подшипника – не менее 50 тысяч часов, или более пяти с половиной лет непрерывной работы.
В крышку помпы встроена подсветка, о которой мы ещё расскажем далее, а в её основание – медный никелированный водоблок с размерами контактной поверхности 56 × 56 мм.
О самом водоблоке производитель практически ничего не рассказывает, говоря лишь о его микроканальной структуре. А вот качество обработки контактной поверхности мы можем оценить визуально — и оно находится на довольно высоком уровне.
Нет претензий и к гладкости поверхности водоблока, которая вкупе с высоким и равномерным усилием прижима к процессору позволяет получить идеальные отпечатки на крышке чипа конструктивного исполнения LGA2066.
В комплект DashFlow 360 входят три вентилятора ID-Cooling модели DF-12025-ARGB TRIO, запечатанные в отдельную коробку, поскольку они поставляются и как самостоятельный продукт.
Вместе с вентиляторами в коробке находятся наборы кабелей, пульт управления подсветкой, винты крепления двух типов и краткая инструкция по настройке RGB-подсветки.
Каждый вентилятор размером 120 × 120 × 22 мм запечатан ещё в одну отдельную коробку, где также находится 3M-скотч с резиновыми накладками-уголками. Вентиляторы имеют тонкую чёрную рамку и белую девятилопастную крыльчатку диаметром 111 мм с серповидными лопастями.
Скорость вентиляторов регулируется методом широтно-импульсной модуляции в диапазоне от 900 до 2000 об/мин. Максимальный воздушный поток одного вентилятора должен достигать 56,5 CFM, уровень шума – 31,5 дБА, а статическое давление — 1,99 мм H2O.
На довольно большом статоре диаметром 53 мм имеется наклейка с указанием модели и электрических характеристик. Последние таковы: 12 В, 0,25 А и 3,0 Вт. По результатам измерений, каждый вентилятор потреблял не более 2 Вт.
В вентиляторах заявлен двойной подшипник качения, но срок его службы в характеристиках не приведён. Резиновые уголки немного утапливаются в рамку вентиляторов.
Вместе с установленными вентиляторами ID-Cooling DashFlow 360 весит 1,8 килограмма, но выглядит достаточно «воздушно» благодаря белым крыльчаткам и тонким рамкам.
Добавим, что длина кабелей вентиляторов составляет 445 мм.
⇡#Совместимость и установка
Водоблок ID-Cooling DashFlow 360 может быть установлен на любые современные процессоры, включая процессоры AMD в исполнении Socket TR4. Для закрепления на процессоре к основанию водоблока нужно привернуть стальную пластину соответствующего типа. На фото ниже показана пластина для любых актуальных платформ Intel, а перед ней для сравнения лежат пластины для AMD Socket AM4 и TR4.
В свою очередь, на материнской плате используется либо усилительная пластина с обратной стороны и длинные винты, либо опорные втулки с двусторонней резьбой. На нашей материнской плате с LGA2066 мы использовали последний вариант.
О приоритетной ориентации водоблока на процессоре в инструкции ничего не сказано, так что его можно установить как угодно, главное — нанести минимальный слой термоинтерфейса, а также обеспечить равномерный прижим.
Для размещения СЖО в корпусе системного блока должно быть посадочное место под три расположенных рядом 120-мм вентилятора с соответствующими зазорами от стенок под расширения торцов радиатора. В нашем тестовом Thermaltake Core X71 такие места нашлись на верхней и на передней стенках. Мы выбрали первый вариант, сориентировав вентиляторы на выдув из корпуса.
Кроме подключения помпы и вентиляторов к кабелям питания/мониторинга, в ID-Cooling DashFlow 360 нужно соединить дополнительные кабели подсветки с разветвителями и дальше либо с материнской платой, либо с отдельным переходником-приёмником для пульта дистанционного управления.
В системе жидкостного охлаждения подсвечиваются крышка помпы и вентиляторы, причём не только подсвечиваются, но и настраиваются как угодно. Подсветка действительно очень красивая и ненавязчивая.
С пульта управления доступны 22 режима работы подсветки, 20 различных цветов, регулировка скорости работы режимов и даже яркости подсветки.
Тестовая конфигурация, инструментарий и методика тестирования
Оценка эффективности ID-Cooling DashFlow 360 и её сегодняшних конкурентов была проведена в закрытом корпусе системного блока следующей конфигурации:
- системная плата: ASRock X299 OC Formula (Intel X299 Express, LGA2066, BIOS P1.60 от 01.11.2018);
- процессор: Intel Core i9-7900X 3,3-4,5 ГГц (Skylake-X, 14++ нм, U0, 10 × 1024 Kбайт L2, 13,75 Мбайт L3, TDP 140 Вт);
- термоинтерфейс: ARCTIC MX-4 (8,5 Вт/(м·К);
- оперативная память: DDR4 4 × 4 Гбайт Corsair Vengeance LPX 2800 МГц (CMK16GX4M4A2800C16) (XMP 2800 МГц/16-18-18-36_2T/1,2 В или 3000 МГц/16-18-18-36_2T/1,35 В);
- видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 2080 Founders Edition 8 Гбайт/256 бит, 1515-1800(1965)/14000 МГц;
- накопители:
- для системы и бенчмарков: Intel SSD 730 480 Гбайт (SATA III, BIOS vL2010400);
- для игр и бенчмарков: Western Digital VelociRaptor 300 Гбайт (SATA II, 10000 об/мин, 16 Мбайт, NCQ);
- архивный: Samsung Ecogreen F4 HD204UI 2 Тбайт (SATA II, 5400 об/мин, 32 Мбайт, NCQ);
- корпус: Thermaltake Core X71 (шесть 140-мм be quiet! Silent Wings 3 PWM [BL067], 990 об/мин, три – на вдув, три – на выдув);
- панель управления и мониторинга: Zalman ZM-MFC3;
- блок питания: Corsair AX1500i Digital ATX (1,5 кВт, 80 Plus Titanium), 140-мм вентилятор.
Для оценки эффективности систем охлаждения десятиядерный процессор на BCLK, равной 100 МГц, при фиксированном в значении 43 множителе и установленной на первый уровень стабилизации функции Load-Line Calibration был разогнан до частоты 4,3 ГГц с повышением напряжения в BIOS материнской платы до 1,071-1,072 В.
Напряжение VCCIO было выставлено на 1,1 В, а VCCSA – на 1,075 В. В свою очередь, напряжение модулей оперативной памяти фиксировалось на отметке 1,33 В, а её частота составляла 3,2 ГГц с таймингами 16-18-18-39 CR2. Кроме перечисленного, в BIOS материнской платы были внесены ещё несколько изменений, относящихся к разгону процессора и оперативной памяти.
Тестирование было проведено в операционной системе Microsoft Windows 10 Pro версии 1903 (18362.388). Программное обеспечение, использованное для теста:
- Prime95 29.4 build 8 – для создания нагрузки на процессор (режим Small FFTs, два последовательных цикла по 14-15 минут);
- HWiNFO64 6.13-3945 – для мониторинга температур и визуального контроля всех параметров системы.
Полный снимок дисплея во время проведения одного из циклов тестирования выглядит следующим образом.
Нагрузка на процессор создавалась двумя последовательными циклами Prime95. На стабилизацию температуры процессора между циклами отводилось по 14-15 минут. За окончательный результат, который вы увидите на диаграмме, принята максимальная температура наиболее горячего из десяти ядер центрального процессора в пике нагрузки и в режиме простоя. Кроме этого, в отдельной таблице будут приведены температуры всех ядер процессора, их усреднённые значения и дельта температур между ядрами. Температура в помещении контролировалась установленным рядом с системным блоком электронным термометром с точностью измерений 0,1 °C и с возможностью почасового мониторинга изменения температуры в помещении за последние 6 часов. Во время данного тестирования температура колебалась в диапазоне 24,7–25,2 °C.
Измерение уровня шума систем охлаждения проводилось электронным шумомером «ОКТАВА-110А» в период от ноля до трёх часов ночи в полностью закрытой комнате площадью около 20 м2 со стеклопакетами. Уровень шума измерялся вне корпуса системного блока, когда источником шума в комнате являлся только сам кулер/СЖО и его вентилятор(ы). Шумомер, зафиксированный на штативе, всегда располагался строго в одной точке на расстоянии ровно 150 мм от ротора вентилятора. Системы охлаждения размещались на самом углу стола на подложке из вспененного полиэтилена. Нижняя граница измерений шумомера составляет 22,0 дБА, а субъективно комфортный (просьба не путать с низким!) уровень шума систем охлаждения при измерениях с такого расстояния находится около отметки 36 дБА. За условно низкий уровень шума мы принимаем значение 33 дБА.
В первую очередь эффективность и уровень шума ID-Cooling DashFlow 360 мы сравним с показателями недавно протестированной системы ARCTIC Liquid Freezer II 280, которая заслуженно получила нашу высокую оценку, а стоит даже меньше, чем DashFlow 360.
Кроме того, в тестирование включён лучший представитель воздушных систем охлаждения для процессоров – суперкулер Phanteks PH-TC14PЕ, на который были установлены два 140-мм вентилятора Corsair AF140.
Добавим, что регулировка скорости вращения всех вентиляторов систем охлаждения производилась с помощью специального контроллера с точностью ±10 об/мин в диапазоне от 800 об/мин до их максимума с шагом 100 или 200 об/мин.
⇡#Эффективность охлаждения
Сначала посмотрим на результаты тестирования эффективности систем охлаждения при разгоне процессора до 4,3 ГГц, представленные на диаграмме и в таблице.
Если бы ID-Cooling DashFlow 360, как и её сестра ZoomFlow 360, сражалась сегодня только с суперкулером, то её выступление можно было бы охарактеризовать как вполне уверенное: СЖО легко обошла Phanteks PH-TC14PЕ на высоких скоростях вентиляторов, равна ему на средних и проиграла только в самом тихом режиме. Однако в этом тесте у нас есть ещё одна СЖО, которая спокойно и размеренно обошла конкурента в каждом скоростном режиме работы вентиляторов (пока без учёта уровня шума). Поэтому, если учитывать сопоставимую стоимость ARCTIC Liquid Freezer II 280 и ID-Cooling DashFlow 360, последняя уже не выглядит так убедительно в этом тесте.
Теперь поднимаем планку тепловыделения десятиядерного процессора ещё выше, разгоняя его до 4,4 ГГц при напряжении 1,118 В.
Из теста, не справившись с охлаждением горячего процессора, вылетел суперкулер Phanteks PH-TC14PЕ в трёх режимах работы вентиляторов и ID-Cooling DashFlow 360 на 1000 и 800 об/мин.
В остальном расстановка сил не изменилась: даже при максимальных 1970 об/мин DashFlow 360 уступает Liquid Freezer II 280 два градуса Цельсия в пике нагрузки, а при снижении оборотов её вентиляторов отставание сохраняется и даже немного возрастает. Тем не менее критичным его назвать нельзя.
Завершающим сравнительным тестом двух СЖО стала проверка их эффективности на десятиядерном процессоре, разогнанном до 4,5 ГГц при напряжении 1,142 В.
Обе системы тестировались на максимальных скоростях своих вентиляторов, и ARCTIC вновь удалось опередить конкурента, на сей раз – на 4 градуса Цельсия в пике нагрузки.
ID-Cooling DashFlow 360 (3 × 1970 об/мин)
|
|
ARCTIC Liquid Freezer II 280 (2 × 1660 об/мин)
|
Однако тот факт, что ID-Cooling DashFlow 360 вообще справилась с охлаждением столь горячего процессора, нельзя сбрасывать со счетов при конечной оценке данной системы, пусть и достигнут этот результат был ценой высокого уровня шума. К слову, давайте поговорим об уровне шума протестированных систем.
⇡#Уровень шума
К сожалению, и в этом аспекте ID-Cooling DashFlow 360 не смогла обойти своего свежеиспечённого конкурента в лице ARCTIC Liquid Freezer II 280, хотя до скорости 820 об/мин оказалась тише, чем суперкулер с двумя разными парами 140-мм вентиляторов. Комфортной система остаётся до скорости 880 об/мин, а тихой её можно назвать только при 650 об/мин и ниже, но помпу всё равно будет слышно. Причина столь неубедительного выступления DashFlow 360 по уровню шума кроется в её вентиляторах. Дело в том, что их электродвигатели не громко, но отчётливо слышны вплоть до 1200-1250 об/мин, а выше их звук уже тонет в шуме воздушного потока. А вот двойные подшипники качения не гремят, и будем надеяться, что со временем ситуация не ухудшится.
⇡#Заключение
ID-Cooling DashFlow 360 можно назвать эффективной системой охлаждения на высоких и средних скоростях трёх её 120-мм вентиляторов. В комфортных по уровню шума режимах она выглядит уже не столь убедительно, а в тихих оставляет желать лучшего. Несмотря на то, что она оснащена рекордно производительной по меркам AiO-систем помпой, эффекта от этого мы сегодня не увидели. Но причина, скорее всего, не в насосе, а в том, что его замена в СЖО, где остаются тонкий алюминиевый радиатор и не самые лучшие вентиляторы, и не должна была как-либо сказаться. В итоге потенциал мощнейшей помпы оказывается не раскрыт.
На наш взгляд, очень интересным вариантом могла бы стать версия DashFlow 360 в комплекте без вентиляторов, когда пользователь смог бы сам подобрать для СЖО «вертушки», не переплачивая за подсветку с пультом и не возясь с кучей кабелей. Разборные фитинги позволяют добавить в контур дополнительные компоненты, и мы уверены, что производительности помпы хватило бы для обеспечения эффективной циркуляции хладагента в контуре. Ну а если кому-то нужна красивая подсветка с возможностью настройки «как угодно» и низкий уровень шума системы охлаждения не является приоритетом, то ID-Cooling DashFlow 360 вполне подойдёт. Также не будем забывать, что данная система совместима с процессорами AMD в конструктивном исполнении Socket TR4, а это — очевидное преимущество перед остальными СЖО данного класса.
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.