⇣ Содержание
Опрос
|
реклама
Самое интересное в новостях
Fujifilm FinePix HS20EXR — классическая «псевдозеркалка»
Казалось бы, в связи с резким падением цен на базовые камеры зеркального типа, эра классических «псевдозеркалок» давно канула в Лету, а их место заняли гиперзумы — по сути компакты, выполненные в стиле зеркалок и оборудованные объективом с высокой кратностью трансфокатора, но лишенные поддержки RAW, «горячего башмака», а также управления трансфокацией и ручной фокусировкой при помощи колец на объективе. Однако один из ведущих игроков сегмента «псевдозеркалок», Fujifilm, всё ещё продолжает выпускать такие камеры. Одна из них и попала к нам на тестирование — Fujifilm FinePix HS20EXR. Эта камера играет в сегменте скорострельных гиперзумов, но всё же разительно отличается от последних. Да, основана она на быстром КМОП-сенсоре EXRCMOS, особенностей которого мы коснёмся чуть ниже, да, оборудована широкоугольным объективом с 30-кратной трансфокацией, но управление трансфокацией осуществляется не электрическим приводом, а вручную, как и псевдомеханическое управление фокусировкой. Есть у новинки и поддержка RAW и «горячий башмак», которые всё реже встречаются в классе гиперзумов. ⇡#Технические характеристики, заявленные производителем
⇡#Комплект поставкиНа тестирование был предоставлен образец для прессы, комплектация которого включала лишь пару тонких брошюр, бленду, USB- и видеокабели. Также в комплекте нашлись четыре одноразовых элемента питания Panasonic типа АА (LR6), но провести с ними тестирование не удалось, так как они явно были не первой свежести. ⇡#Внешний вид и удобство использованияВнешне камера мало отличается от большинства гиперзумов. В глаза бросается разве что механическое управление трансфокацией и псевдомеханическое (кольцо фокусировки связано с системой линз электрически, поэтому у кольца нет ограничения хода) — фокусировкой, а также обилие клавиш, которые позволяют изменять большинство основных настроек без необходимости входа в меню. Пожалуй, еще диск управления, который есть далеко не у всех гиперзумов, и диск выбора режимов, который традиционно для камер Fujifilm установлен под углом. Материал корпуса — толстый пластик с поверхностью типа «soft touch», что немного непривычно, ведь в сегменте гиперзумов зачастую используется грубый шероховатый пластик. Рукоятка камеры обрезиненная, также имеется небольшая резиновая накладка под большой палец правой руки, что позволяет более надёжно фиксировать камеру. А вот левая и правая боковые поверхности лишь визуально напоминают резину, но на самом деле это пластик. К качеству сборки замечаний нет, а при попытках скручивания и сдавливания корпус не поддаётся и не скрипит. Спереди находятся объектив, пара отверстий микрофонов, лампа подсветки автофокуса, которая также является индикатором автоматического спуска затвора, и встроенная подъёмная вспышка. Тыльной стороной Fujifilm FinePix HS20EXR напоминает скорее зеркальную камеру, чем гиперзум, в первую очередь благодаря обилию органов управления. В дополнение к стандартному набору, состоящему из видеоклавиши, кнопки блокировок AEL/AEF, клавиш выбора режима отображения, переключения между видоискателем и объективом, а также кнопки перехода в режим просмотра и круглого многофункционального переключателя с клавишей ввода по центру, здесь можно найти кнопки выбора уровня чувствительности, режима работы экспозамера и зоны фокусировки, отдельную клавишу для выбора режима работы фокусировки и еще одну — для настройки баланса белого. Разумеется, такое обилие кнопок положительно сказывается на скорости работы с камерой, ведь необходимости бродить по меню (быстрому или основному) нет, да и настроек, привязанных к указанным клавишам, в основном меню попросту не предусмотрено. Сверху находятся «горячий башмак», диск выбора режимов съёмки, диск управления, клавиши введения экспосдвига и выбора режима протяжки, а также клавиша спуска затвора с рычажком питания. Снизу заметны лишь отсек установки четырех источников питания и металлический штативный разъём, который непонятно зачем выкрашен в чёрный цвет, что затрудняет установку камеры на штатив в темноте. Слева расположены клавиша замка объектива, системный динамик и резиновая заглушка, скрывающая разъёмы подключения AV-, USB- и HDMI-кабелей. Правая сторона тоже не пустует — тут находится слот установки карт памяти, скрытый за пластиковой подпружиненной дверцей, что весьма непривычно для гиперзума, да и не во всех бюджетных зеркалках для карт памяти предусмотрен отдельный отсек. ⇡#Дисплей и интерфейсВ камере используется поворотный 3-дюймовый дисплей с разрешением 460 тыс. точек, что по современным меркам совсем немного, но всё же изображение смотрится неплохо и зерно практически незаметно. Углы обзора дисплея огромны в обеих плоскостях, запас яркости приличный, да и на солнце экран читается легко, кроме того, он весьма реалистично передаёт цвета. Интерфейс камеры почти такой же как у большинства компактов Fujifilm, однако привычного для дорогих серий быстрого F-меню у нее нет, но тестируемому аппарату оно и не нужно, ведь все функции данного меню заменяют дополнительные клавиши, которые упоминались выше. Для возможности ознакомления с интерфейсом камеры ниже приведено несколько примеров снимков экрана. ⇡#Особенности камерыЧто необычного в КМОП-матрице? Её скорость. Но это у всех, а у Fujifilm есть и другие плюсы. Для начала матрица FinePix HS20EXR больше, чем у конкурентов — 1/2 дюйма против 1/2,3. Конечно, и максимальное разрешение велико, но, например, у тех же ультракомпактов Sony с КМОП-матрицы размером 1/2,3 дюйма снимаются те же 16 Мп. Однако размер тут не главное, и матрица кардинально отличается от конкурентов. Как утверждает компания, пиксельные и цветовые массивы EXR являются ключом для обеспечения высокого качества изображения. При повороте на 45 градусов пиксельный массив EXR увеличивает как горизонтальное, так и вертикальное разрешение. Использование двойных диагональных пикселей одного цвета позволяет переключать сенсор между режимами HR (высокое разрешение), DR (широкий динамический диапазон) и SN (высокая чувствительность и понижение шумов) в зависимости от съемочного плана для получения высококачественной фотографии в любых условиях. Уникальным свойством сенсора EXR является его способность адаптировать свои настройки в соответствии с выбранным кадром. Три доступных режима отличают его от любых других сенсоров и используются только в фотоаппаратах Fujifilm. В режиме EXR AUTO оптимальные настройки сенсора выставляются автоматически. Камера способна самостоятельно определять 10 типов сюжетных программ, что умеет далеко не каждый аппарат. Стоит отметить и скоростные режимы съёмки. Камера способна снимать видео со скоростью 80 кадров/с при разрешении VGA, 160 кадров/с при разрешении qVGA и 320 кадров/с при разрешении 320x112 точек. Кроме того, FinePix HS20EXR умеет снимать серии со скоростью 8 кадров/с при полном разрешении и 11 кадров/с при разрешении 8 Мп, разумеется, длительность серии ограничена одной секундой. Также камера умеет автоматически склеивать панорамные снимки. Перед началом съёмки можно, не заходя в основное меню, быстро выбрать направление движения камеры, а также угол панорамы (120, 180 и 360 градусов). Во время съёмки на экране отображается строка прогресса и линия горизонта, что позволяет при повороте камеры более точно контролировать ее смещение. FinePix HS20EXR не особо требовательна к скорости поворота, возможна даже остановка движения, и ограничение фактически лишь одно — при движении назад, даже на градус, камера автоматически прекращает съёмку панорамы. Конечно, в плане съёмки автоматических панорам герой обзора проигрывает в корректности склейки и разрешении одному из главных конкурентов — Sony Cyber-shot DSC-HX100V, но всё же функция есть и она работает, хотя при работе с камерой с рук (без штатива) корректная склейка панорам выходит далеко не всегда с первого раза. ⇡#Съёмка и впечатления от работыПервое впечатление о камере, а точнее о её быстродействии, складывается зачастую уже при первом включении, и тут ничего не сделаешь. Если на старте провал, то впоследствии это будет раздражать постоянно. К сожалению, HS20 — именно такая камера, ведь подготовка к съёмке занимает 4,09 секунды — ужасно долго, поэтому, дабы минимизировать время подготовки, во время тестирования камеру пришлось держать всё время включенной. В FinePix HS20EXR предусмотрен режим сна, из которого она выходит значительно быстрее, но постоянно держать камеру в режиме сна как-то неудобно. Замер скорости фокусировки проводился при хорошем освещении, в качестве объекта наведения использовался тестовый натюрморт, применяемый при оценке уровня шумов, фокусировка производилась по центральной зоне, перед каждым замером камера наводилась на бесконечность. На широком угле съёмка велась с 30 см, а в телеположении с 2 метров. В пресс-релизе заявлено, что камера способна фокусироваться за 0,16 секунды, что выглядит весьма впечатляюще, но всё же доверяй, но проверяй. В тестовых условиях камера смогла сфокусироваться на широком угле за 0,29 секунды. Результат неплохой, но не лучший, а главное, далек от заявленного. В телеположении ситуация осложняется тем, что автофокус периодически срабатывает некорректно и беспомощно наводится на бесконечность. Минимальное время фокусировки составило 0,49 секунды, а максимальное достигает почти двух секунд. В режимах выбора зоны фокусировки доступно четыре пункта: центральная зона, мультизонный, ручной выбор зоны фокусировки и ведение объекта съёмки. К первым трём режимам только одно замечание — при переводе объектива в телеположение автофокус периодически промахивается, причём при съёмке не только близко расположенных объектов, но и удалённых. Ошибки не столь частые, чтобы мешать работе, но всё же конкуренты в подобных условиях ошибаются реже. Наиболее интересен, конечно же, режим ведения объекта, реализация которого в большинстве камер всё ещё оставляет желать лучшего. Не стала исключением и тестируемая камера, которая быстро и точно подхватывает объекты съёмки только при наличии контрастного фона, а если же цель не слишком заметна на фоне, то вероятность ее захватывания мизерна. При быстром хаотическом движении камера легко держит крупные объекты, а вот небольшие юркие птицы или животные режиму ведения не по зубам. При выходе объекта за зону кадра режим ведения не отключается и камера автоматически перескакивает на любой другой произвольно выбранный объект. Автофокус работает в трёх стандартных режимах — AF-C, AF-S и ручном. Учитывая довольно высокую скорость автофокусировки, необходимости в непрерывной работе автофокуса в принципе нет, поэтому вполне можно обойтись покадровым режимом срабатывания (всё же это здорово экономит заряд источников питания). Ручной режим — отдельный повод для гордости. Как уже упоминалось, объектив оборудован кольцом фокусировки, но связь с системой линз не механическая, а электрическая и ход колеса довольно большой, что облегчает процесс настройки для новичков, а вот опытных пользователей это может расстроить, ведь из-за большого хода страдает скорость. Кроме того, кольцо фокусировки находится не в привычном месте, на краю объектива, а в противоположной стороне объектива, вплотную к корпусу, поэтому вращать его не слишком удобно, хотя всё же удобнее, чем при помощи клавиш джойстика. Режимов установки экспозиции в камере масса: ручной, приоритет выдержки, приоритет диафрагмы, программный, автоматический, кроме того, возможно введение экспосдвига в стандартном диапазоне от -2 до +2 с шагом в треть ступени (стоит напомнить, что для данной функции выделена специальная клавиша) и съёмка с автоматическим брекетингом с шагом в 1/3, 2/3 и одну ступень. Экспозамер работает в трёх стандартных режимах — мульти, точечном, средневзвешенном. В отличие от большинства компактов, камера осветляет тени чрезвычайно аккуратно, дабы не выбить светлые тона, причём не только в режиме EXR D-Range, расширяющем динамический диапазон, но и в обычном программном. Активностью функции, программно расширяющей динамический диапазон, можно управлять в ручном режиме — 100%, 200% и 400%, но только значение 200% можно установить при чувствительности 200 единиц в ISO-эквиваленте и выше, а 400% при значениях чувствительности 400 и выше. Как показала практика, особой выгоды от использования программного режима нет. При использовании галогенных ламп ошибка экспозамера оказалась довольно большой и достигала -0,52 EV. При освещении лампами накаливания ошибка зачастую находилась в пределах -0,03…-0,18 EV. Пусть данный результат и не рекордный, но всё же весьма неплохой, особенно если вспомнить, что автоматика неплохо справляется со сложным освещением и съёмкой сильно затенённых объектов. В настройках баланса белого предусмотрено три варианта пресетов для флуоресцентного освещения, а также пресеты для освещения лампами накаливания, солнечного света и совмещённый пресет тень/облака. Разумеется, есть автоматический и ручной режимы. Для оценки корректности автоматического определения баланса белого использовалась таблица Colorchecker 24. Выбранные источники постоянного света — флуоресцентные лампы с цветовой температурой 6400 К, а также осветители с лампами накаливания. Результаты тестирования приведены ниже. На изображениях в каждом поле малый внутренний прямоугольник является эталонным цветом, а внутренний квадрат — полученным камерой, но приведённым по яркости и контрасту, внешний квадрат — необработанная область, полученная с камеры. Красные числа обозначают отклонения цвета по шкале S в цветовом пространстве HSV, а синие — в градусах Кельвина [Мередах]. ⇡#ТестированиеШумы Для оценки шумности использовался следующий метод: фотографировалась группа разноцветных объектов со всеми значениями чувствительности в формате JPEG с минимальным сжатием, баланс белого был выставлен автоматически. Кроп-фрагменты создавались в программе Photoshop CS5 с последующим сохранением в формате JPEG с минимальным коэффициентом сжатия. На снимке, приведенном ниже, зелеными квадратами обозначены области кроп-фрагментов. Тестовые кадры были отсняты с чувствительностью от 100 до 3200 единиц в ISO-эквиваленте.
Шумоподавление в режиме «низко» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,47619 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,3125 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200 Шумоподавление в режиме «стандарт» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,434783 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/4 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200 Шумоподавление в режиме «высоко» По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0 0,47619 c, ISO 100 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 0,232558 c, ISO 200 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/8 c, ISO 400 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/15 c, ISO 800 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/30 c, ISO 1600 По ссылке — полноформатный файл с полными метаданными. ЭФР=24 мм, ƒ/8, 1/60 c, ISO 3200 ⇡#ВспышкаВ камере предусмотрены следующие режимы работы вспышки: авто, авто с уменьшением эффекта «красных глаз», принудительное срабатывание, принудительное отключение, медленная синхронизация, медленная синхронизация с уменьшением эффекта красных глаз. Функция подавления эффекта «красных глаз» традиционно для Fujifilm спрятана в системных настройках. Абсурд, конечно, но так повелось уже давно. Предусмотрена возможность настройки вспышки от -2/3 до +2/3 EV с шагом в треть ступени. Ниже приведены миниатюры-ссылки на полноформатные файлы, отснятые со значениями компенсации от -2/3 до +2/3 с шагом в треть ступени. ⇡#Съёмка при недостаточной освещённостиДля оценки возможностей камеры при недостаточной освещённости была проведена съёмка тестового натюрморта при освещении двумя лампами накаливания, подключенными к сети через реостат, при помощи которого устанавливалось освещение 10, 20, 50, 100 и 200 люкс. Установка баланса белого производилась в автоматическом режиме. ⇡#Примеры снимковСъёмка с высоким значением чувствительности ⇡#Работа в режиме камкордераСовременный гиперзум, оборудованный КМОП-матрицей, обязан снимать Full HD-видео, это является нормой. Урезать данный функционал производителям приходится лишь для предотвращения конкуренции внутри собственной линейки, как, например, в модельном ряду системных камер Sony, где функция съёмки Full HD урезана программно. К сожалению, FinePix HS20EXR не поддерживает формат AVCHD. Во время съёмки возможна работа автофокуса, но он довольно медлительный, поэтому при последующем просмотре очень хорошо заметен процесс подстройки при быстром изменении фокусного расстояния либо дистанции до объекта съёмки, хотя справедливости ради стоит отметить, что автофокус довольно точен. Трансфокация, разумеется, осуществляется вручную, поэтому удержать камеру ровно при этом практически невозможно, в отличие от обычных гиперзумов с электронным управлением трансфокацией. Например, в камере Nikon Coolpix P500 кроме стандартного рычажка управления зумом к спусковой клавише добавлен боковой рычажок, позволяющий минимизировать амплитуду колебаний камеры, что весьма важно, так как при ЭФР более 300 мм минимальная дрожь в руках превращается в настоящую болтанку на картинке, а ведь тестируемому гиперзуму подвластно 720 мм. Достоинство у ручного привода одно — скорость, ведь фокусное расстояние можно изменить гораздо быстрее, чем в случае использования электроники. Настроек режима видеосъёмки немного, фактически можно изменять только настройки баланса белого. Пример записи в формате Full HD. ⇡#Автономная работаВ качестве автономного источника питания используется четыре элемента питания типоразмера АА (LR6). В настройках камеры предусмотрен выбор типа источника питания, а именно литиевые, щелочные, а также никель-металлгидридные перезаряжаемые аккумуляторы, причём для последнего предусмотрен режим полной разрядки (фирменная фишка камер Fujifilm, которая позволяет минимизировать негативные последствия эффекта памяти, свойственного данному типу аккумуляторов). У обычных щелочных и литиевых одноразовых источников питания большая ёмкость, что позволяет надолго забыть о необходимости их замены, аккумуляторы подобного типа довольно доступны и, как и батарейки, всегда имеются в продаже в любом ларьке или подземном переходе, да и стоимость их невелика, поэтому при себе можно держать сразу несколько комплектов. Минусы не менее весомые — это необходимость приобретения зарядного устройства (хотя, справедливости ради, стоит отметить, что «зарядка» для аккумуляторов типоразмера AA стоит сущие копейки), а также габариты, что, впрочем, для SLR-Like-камер не столь критично, ведь сами по себе они не малютки. Тестирование с комплектными батарейками Panasonic провести не удалось, поэтому для тестирования традиционно были выбраны щелочные элементы питания Duracell NM1500. Результат оказался весьма и весьма неплохим — 980 кадров, из которых 80 было отснято со вспышкой. ⇡#ЗаключениеУдалось ли триумфальное возрождение классических «псевдозеркалок»? Скорее нет, чем да. Тем не менее камера весьма интересна и обходит прямых конкурентов по нескольким параметрам. Для начала стоит отметить органы управления, ведь их очень много, поэтому большинство часто используемых параметров изменяется мгновенно, без необходимости хождения по меню, кроме того, благодаря ручному приводу быстро изменяется и фокусное расстояние (хотя в режиме видеосъёмки из-за ручного привода болтанка при изменении фокусного расстояния слишком велика). Также не стоит забывать и псевдомеханический привод ручной фокусировки, который в работе куда более приятен, чем кнопочное управление, свойственное гиперзумам. Нельзя не отметить хорошую работу автоматики при установке экспозиции, в особенности при съёмке в тяжёлых условиях, где большинство камер слишком активно осветляют тени, тестируемая камера отрабатывает более корректно. Довольно точной оказалась автоматика при определении баланса белого при естественном и флуоресцентном освещении. К недостаткам камеры стоит отнести медленное включение, периодические ошибки автофокуса в телеположении объектива, промахи экспозамера при освещении лампами накаливания, а также указанную выше болтанку при изменении фокусного расстояния при записи видео и отсутствие поддержки формата AVCHD. Благодарим украинское представительство компании Fujifilm за предоставленный на тестирование фотоаппарат.
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
|