Мониторы и проекторы

Проектор Epson EH-DM2 — видеотройка HD-compatible

⇣ Содержание
Устройство, полное название которого Dreamio EH-DM2, является продолжателем серии гибридных аппаратов, которая открылась моделью EMP-DM1. Суть этой серии в том, что под одним корпусом скрываются проектор, DVD-плеер и даже система объемного звука. В отличие от старшей модели EMP-TWD10, продукты DM1/DM2 имеют куда более привлекательную цену, несмотря на одинаковый световой поток и равные возможности воспроизведения фильмов. Однако младшие модели оборудованы скромной матрицей (как по разрешающей способности, так и по глубине цвета) и не имеют цифрового видеовхода, так что единственный цифровой интерфейс находится внутри, между плеером и проектором, - в том и преимущество между раздельными устройствами бюджетной ниши. Что же касается отличий между EMP-DM1 и EH-DM2, то они по большей части косметические. Единственным техническим новшеством является увеличение заявленного светового потока с 1000 до 1200 лм благодаря применению 140-Вт лампы вместо 120-Вт; видимо, этим объясняется 100-долларовый рост цены. Единственным бросающимся в глаза изменением стал цвет верхней части корпуса: белый уступил место черному. А разница в наименовании моделей объясняется простым желанием производителя сегментировать свой ассортимент: вместо единой линейки EMP сейчас выпускается EH для дома и EB для бизнеса.

Заявленные характеристики

Epson EH DM2
Матрица 3xLCD (0,55"), разрешение 854x480 (16:9)
Световой поток 1200 лм, равномерность 85%, UHE-лампа 140 Вт
Контраст 300:1
Размер экрана 30-300" по диагонали (от 66x37 до 660x370 см)
Расстояние до экрана 0,85-9,1 м
Оптика и геометрия
Относительное отверстие н/д
Фокусное расстояние 16,6 мм (фиксированное), ручная регулировка
Фокусировка Ручная
Трапецеидальная коррекция ±15 градусов, ручная
Наклон 15 градусов вверх
Проигрыватель
Носители CD ROM/R/RW, DVD ROM/±R/±RW (вкл. двухслойные), USB-брелоки
Форматы видео Video CD, Super VCD, DVD, AVI, DivX (DMF), ASF
Декодеры видео MPEG-1/2, MPEG-4 ASP - DivX 3, 4, 5/6
Разрешение видео До 720x576
Форматы фотографий Picture CD, JPEG (вкл. прогрессивные); до 3072x2048
Форматы аудио Audio CD, MP3, WMA
Декодеры аудио PCM, MPEG-1, Dolby Digital (AC3), Dolby Pro Logic II, DTS
Электроника
Частота развертки 15-69 кГц строчная, 50-85 Гц кадровая
Полоса пропускания 14-110 МГц
Входное разрешение Компьютер - до 1280x1024, компонентный - до 1920x1200 (1080i, 720p), композитный - до 720x576
Декодер SECAM, PAL, NTSC
Входы VGA, YPbPr/YCbCr, CVBS, Audio (два тюльпана)
Выходы Audio (тюльпан, коакс. цифровой), наушники (гнездо)
Прочие интерфейсы USB-A
Звуковая система Стереофоническая, 8 Вт на канал
Прочее
Блок питания Внутренний; вход 200-240 В, 50/60 Гц
Потребляемая мощность 225 Вт в номинальном режиме, 5 Вт в режиме ожидания
Уровень шума 29 дБ
Надежность Лампа - 3000 ч в номинальном режиме, 4000 ч при пониженной яркости
Рабочие условия Tемпература +5…+35°C при работе, -10…+60°C при хранении; влажность - н/д
Размер (ШxГxВ), мм 320x230x135
Вес, кг 3,8 (3,794 - проектор без проводов + 0,126 - пульт ДУ с батарейками)
Нет данных
Приступим к детальному знакомству.

Внешний вид, эргономика

Корпус проектора по размеру - примерно как лист A4, а в высоту- как компакт-диск. Для удобства переноски имеется откидная ручка.
Epson EH DM2. Объектив с ручной регулировкой зума, оптический привод со щелевой загрузкой, выход на наушники, выкручивающиеся передние ножки, передний ИК-приемник
Объектив закрывается выдвижной дверцей. Трансфокатора здесь нет, если не считать цифрового 1,35-кратного растяжения картинки, что несколько ограничивает свободу размещения проектора относительно экрана. Зато ручка фокусировки имеет большой ход, облегчая тонкую регулировку. Также спереди расположен загрузочный отсек оптического привода вместе с кнопкой извлечения, компанию которым составляет гнездо для наушников. Кстати, щелевой дисковод не дает возможности извлечь диск при отсутствии питания. Если нажать кнопку извлечения, когда проектор находится в режиме ожидания, он отдаст диск без промедлений, но все равно включится на полную мощность. С другой стороны, эта же поведенческая особенность позволяет быстро включить проектор, просто засунув диск, - он сам начнет воспроизведение.
Epson EH DM2. Ручка для переноски, вентиляционные отверстия и отверстия динамиков
Посторонняя засветка идет с левой стороны, через отверстие для вентилятора. Создаваемый этим вентилятором шум зависит от текущего режима работы: при просмотре фильмов он умеренный (как и световой поток), во всех остальных случаях - выше ожидаемого.
Epson EH DM2. Нет отверстий для крепления; сервисный лючок справа
Несмотря на поддержку потолочного проецирования (с переворотом картинки вверх тормашками), донная сторона корпуса лишена отверстий для крепления к подставке. Из трех имеющихся ножек выкручиваются только передние, позволяя регулировать наклон до 4 градусов вверх; откуда в спецификации взялось 15 градусов - загадка.
Вертикальный засвет, вертикальный угол, высота экрана, ширина экрана, диагональ экрана
Геометрические параметры проекции с соотношением сторон 16:9.
Вертикальный полезный угол объектива ω составляет 45 градусов, из которых на изображение приходится чуть менее половины: k=49%. Таким образом, чтобы засветить экран с диагональю d=100 дюймов (220x125 см), необходимо расстояние r=3,1 м.
Epson EH DM2. Видеовходы CVBS, YPbPr, VGA, аудиотюльпаны, коаксиальный цифровой аудиовыход (тюльпан), порт USB A; задний ИК-приемник, разъем для замка Kensington, розетка питания
На задней панели находится компьютерный видеовход VGA, компонентный, композитный и пара "тюльпанов" для ввода звука. Причем компонентный вход помечен как "YPbPr/YCbCr", что, вроде бы, намекает на поддержку не только аналогового, но и цифрового сигнала, однако никаких тому подтверждений нащупать не удалось. Аналогично и с цифровым коаксиальным выходом для подключения внешней акустической системы с декодером объемного звука - в спецификации он почему-то упоминается как аналоговый выход на сабвуфер. Также поблизости примостился разъем USB-A, куда можно вставить брелок или кард-ридер - в качестве альтернативы компакт-дискам. Функциональные возможности этого интерфейса полностью аналогичны воспроизведению с CD/DVD и будут рассмотрены далее. Пока заметим лишь, что "флэшка" должна быть отформатирована в FAT16/FAT32. Звук при максимальной мощности начинает дребезжать, особенно в режиме Dolby Virtual Speaker, имитирующем объемное звучание на парочке динамиков.
Вид проектора сверху, кнопки панели управления и пульт ДУ
Панель управления на верхней стороне корпуса оснащена необходимым минимумом из дюжины кнопок для вызова основных функций и перемещения по экранному меню. Полноразмерный пульт дистанционного управления, напротив, изобилует всевозможными клавишами общим числом 42 штуки, плюс переключатель для ввода цифр. Из них 28 кнопок, помимо того что имеют черные надписи на белом фоне, то есть будут хорошо различимы в темноте, еще и снабжены фосфоресцирующими добавками, вызывающими свечение. Непонятно только, почему дизайнеры считают, что вы в потемках часто будете регулировать трапецеидальное искажение или менять цветовой режим, но не захотите выбрать параметры объемного звука, повторить фрагмент фильма, увеличить кадр или переключить формат (соотношение сторон). Хорошо хоть не придется точно прицеливаться пультом в ИК-приемник проектора - их здесь два, спереди и сзади, так что сигнал пульта ловится уверенно в любом положении. Продолжительность начального прогрева оценить сложно, потому что проектор при запуске всегда переключается в режим плеера. Если в дисководе есть диск, то он предварительно просматривается, прежде чем включать лампу. Ориентировочно, выход на готовность занимает порядка минуты, тогда как переход в режим ожидания - менее пяти секунд. Надо заметить, что вопреки привычке проекторов запрашивать подтверждение при нажатии кнопки выключения, этот сразу исполняет команду, так что если вы частенько в темноте промахиваетесь мимо кнопок, могут случаться нежелательные срабатывания. Иронично, что кнопка Power на пульте ДУ относится как раз к той группе клавиш, которые не фосфоресцируют. Согласно проведенным измерениям, потребление электричества в режиме высокой яркости составляет около 190 Вт, что даже ниже заявленного, а в театральном режиме - и того меньше, 160 Вт. Режим ожидания, напротив, потребляет явно больше указанных 5 Вт.

Экранное меню

Устройство имеет две системы меню: общее меню для настройки изображения и специальное меню для проигрывателя. Но поскольку этот род продуктов ориентирован на простоту использования, все меню максимально аскетичны - запутаться в них, мягко говоря, трудно. Тем не менее, навигация не всегда удобна, потому что в некоторых подменю курсор не перескакивает циклически из начала в конец и с конца в начало - абсурд в том, что это касается именно длинных списков (в том числе списка файлов на диске), тогда как небольшие меню лишены сего недостатка. Также следует отметить, что, несмотря на русскоязычные скриншоты в руководстве пользователя, тестовый экземпляр включал все возможные локализации, кроме русской. Даже в настройках предпочтений DVD-меню отсутствовал соответствующий пункт - предлагалось выбрать "Другие языки" и ввести 4-значный код по инструкции, где строка "Russian" почему-то затесалась между "Pushto" и "Quechua". Но и заочно, по самой документации, можно судить о необычно плохом для Epson качестве перевода. Например, в экранном меню субтитры называются "подзаголовками", а в руководстве пользователя встречаются какие-то диковинные рассказы о "проецировании на потолок с помощью дополнительного потолочного проектора", когда на самом деле речь идет всего лишь о функции переворота картинки при расположении проектора на потолке.
Основные параметры изображения, дополнительные настройки, сводка о текущем состоянии
Экранное меню "Настройка изображения".
Меню визуальной настройки состоит из трех разделов: основные параметры изображения, дополнительные настройки и сводка о текущем состоянии. В каждом разделе одновременно отображается только один настраиваемый параметр, что немного затрудняет поиск нужного, но ввиду малого количества этих параметров не представляет особой проблемы.
Регулируемый параметр (яркость) и его текущее значение
Настройка основных параметров изображения.
Когда источником сигнала является компьютер, настройка изображения включает в себя "Яркость", "Контрастность", "Резкость" и "Цветовую температуру", при подключении видеоаппаратуры - также "Насыщенность", "Оттенок" и "Режим прогрессивной развертки". Первые два параметра следует использовать только при крайней необходимости, ибо ничего кроме градационных искажений они не вносят (тем более что тут и своих искажений хватает - см. ниже).
Предустановка
Выбор температуры
Реальная температура, К
Динамический, Гостиная, Игра
Высокая
8200
Средняя
6600
Низкая
5700
Кинотеатр
Высокая
10 300
Средняя
8100
Низкая
6700
Раздел дополнительных настроек позволяет установить защиту от детей, увеличить частоту вращения вентилятора, а также включить цифровое масштабирование и перевернуть картинку на 180 градусов при установке проектора на потолке. Учтите, что картинка-то переворачивается вслед за проектором, а вот звук остается на тех же каналах и потому перестает соответствовать происходящему на экране (если только это не очередная особенность предпродажного экземпляра). Также обратите внимание, что в меню нет таких функций, как трапецеидальное искажение или регулировка громкости - для них предусмотрены специальные кнопки на пульте ДУ и на панели управления. То же касается выбора предустановок эквалайзера (боевик, фантастика, рок, джаз, классика) и режимов объемного звучания (Dolby Virtual Speaker, обычное стерео).
Страница настройки языка: меню диска, аудио, субтитры, экранное меню
Экранное меню "Настройка языка проигрывателя".
Меню плеера тоже состоит из трех компактных разделов: языковые настройки, параметры звука и общая конфигурация. Из интересного стоит отметить наличие "ночного" режима, в котором проектор пытается сократить разрыв в силе звука между громкими и тихими сценами. Помимо мелочей типа скринсейвера и установки пароля, полезной представляется функция блокировки конкретных CD/DVD-дисков: проектор хранит до 40 идентификаторов носителей, запрещенных к просмотру. И еще одной не совсем обычной функцией является отказ от меню со списком файлов при воспроизведении любительских дисков и карт памяти - тогда снимается ограничение на количество объектов, которое в противном случае составляет 650 файлов и 300 папок. Тем более что длинные имена файлов в этом списке усекаются до 14 знаков, затрудняя идентификацию; хотя по сравнению с DM1, у которого они усекались до шести знаков, и это - большой прогресс.

Проигрыватель

Благодаря встроенным DVD-приводу и USB-порту, устройство Epson EH DM2 может самостоятельно воспроизводить видеодиски, звуковые диски и специальные диски с фотографиями, а также файлы с брелоков и карт памяти - через кард-ридер, подключаемый к порту USB. Оптический привод умеет читать двухслойные диски, однако придирчив к многосеансовым записям: несмотря на длительное сканирование оглавления диска, проигрыватель "видит" не все файлы, что может выйти боком при просмотре семейных фото- и видеоархивов, записанных порциями. Вас не должны вводить в заблуждение первые две буквы модной нынче надписи "HD compatible": несмотря на заявленную поддержку входных сигналов 1920x1200 с чересстрочной разверткой и возможность установить режим до 1600x1200 при вводе изображения с компьютера, сам по себе проектор - точнее, его внутренний плеер - не в состоянии осилить видео крупнее 720x576. При попытке воспроизвести что-либо более качественное, вы просто получите голый звук. Увы, тут ровным счетом ничего не изменилось по сравнению с EMP-DM1. Впрочем, нет, изменилось: теперь проигрыватель не зависает на некоторых файлах (из того набора, что способен распознать). Список поддерживаемых видеоформатов лаконичен: помимо Video CD/DVD, плеер понимает AVI (исключительно с DivX-кодеком), а также ASF, но почему-то не WMV, хотя музыка WMA допустима - вместе с MP3 и обычными Audio CD. Говоря о формате аудиосопровождения фильмов, следует упомянуть наличие встроенных декодеров всех популярных форматов объемного звука: Dolby Digital (AC3), Dolby Pro Logic II и Digital Theater System (DTS). Однако этого не скажешь о прогрессивном сжатии MPEG-4 Audio (AAC). Отдельного слова требует наличие логотипа "DivX Ultra" рядом с прочими значками на корпусе. Эта эмблема свидетельствует о сертифицированной поддержке формата DMF (DivX Media Format), производного от AVI и добавляющего много новых возможностей, столь привычных для традиционных видеодисков: субтитры, меню, деление на главы. Другой отличительной особенностью DivX-плееров является функция "видео по заказу" (VOD): вы заказываете и оплачиваете фильм через интернет, скачиваете его в зашифрованном виде и затем смотрите на одном из своих зарегистрированных устройств, введя код активации. Надо сказать, впрочем, что признаки жизни эта отнюдь не вчера родившаяся система подает весьма слабые. Во-первых, контент-провайдеров по пальцам перечесть, и ассортимент у них небольшой, а во-вторых, возможность пользования услугой с территории Российской Федерации вызывает большие сомнения. Возвращаясь к проблеме низкой процессорной мощности, добавим, что проигрыватель не только не может справиться с видео высокой четкости, но также не проводит пост-обработку MPEG-кадров - так и показывает "квадратики" и дребезжащие контуры. При просмотре DVD-фильмов это не портит впечатление, но для старых роликов MPEG-1/2 и новых самостоятельно записанных точно не помешало бы. Кроме того, не совсем ясно, чем здесь занимается видеопроцессор Pixelworks DNX: разве что масштабированием картинки, ибо никаких специальных режимов "улучшения цвета", обычно встречающихся в подобного рода продуктах, тут не предусмотрено. Какого-либо особого механизма автономной презентации здесь тоже нет - есть только обычный режим слайд-шоу. Однако можно сначала запустить воспроизведение звукового файла, а потом начинать пролистывание изображений, и музыка продолжит играть на заднем плане.

Качество работы

Похоже, не претерпела изменений и ЖК-матрица: она все такая же 6-битная, то есть из 64 градаций создает положенные 256 путем хаотичных микроколебаний отдельных пикселей. Обычно это дает о себе знать только в темноте, когда на экране такая же темная сцена, но в некоторых случаях проявляется и на тонких светлых контурах объектов или иных группах тонких линий, образующих узор-зебру. Одним из таких неудачных изображений является экранный интерфейс проигрывателя: мало того, что его элементы представляют собой заранее отрисованную графику в формате JPEG с низким качеством сжатия, так ее еще и не удосужились оптимизировать с учетом мельтешения матрицы - в результате, отдельные области походят на взбудораженный муравейник. При просмотре темных изображений даже при дневном свете бросается в глаза хроматическая неравномерность ЖК-матрицы: левый верхний угол черного экрана имеет ярко выраженный зеленый оттенок, тогда как правый нижний угол окрашен в сине-сиреневые тона. Эффект полностью исчезает на умеренно светлых изображениях и предположительно оказал минимальное влияние на нижеприведенные результаты цветовых измерений, поскольку датчик направлен в центр экрана, где данный эффект сведен к нулю. Тестирование качества изображения проводилось при подключении по аналоговому интерфейсу VGA. Поскольку родное разрешение ЖК-матрицы 854x480 имеет ширину, не кратную 8 пикселям, при проведении тестов использовался режим 848x480. При этом проектор не пытался растягивать изображение, а просто добавлял черную рамку по краям - это, конечно, означает потерю части светового потока, но всего лишь на 0,7 %.
Величина/Режим
Динамический
Кинотеатр
Средний световой поток, лм
1090
670
Неравномерность, %
–36…+14 (±12 в среднем)
Статический контраст
83:1 (1,9 D)
71:1 (1,9 D)
Динамический контраст
364:1 (2,6 D)
245:1 (2,4 D)
Световой поток очень близок к заявленному: как и у DM1, измеренное значение составляет 91% от номинала. А в режиме "Кино" их показатели совпадают по абсолютной шкале, но использование такого режима - лишь рекомендация по умолчанию, вы же вольны переключиться на любую другую предустановку. Динамический ("полный") контраст даже превысил заявленную норму, и это несмотря на отсутствие какой-либо технологии автоматического понижения яркости темных сцен. Однако если учесть также результат в режиме "Кино", то среднее арифметическое как раз будет соответствовать номиналу. Поскольку проектор не имеет специального режима стандартной цветопередачи и одинаково нацелен на разные применения - компьютер, игры, фильмы, - изучение цветовых характеристик проводилось сразу в трех режимах: "Динамический", "Кинотеатр" и "Игра".
Во всех режимах светлые градации сливаются воедино
Передаточные характеристики и фактическая гамма.
С сожалением приходится констатировать, что даже без коррекции яркости и контрастности имеет место отсечение всех светлых деталей, начиная с градации 230-250 - в каждом цветовом канале по-разному, и в зависимости от текущего режима (та же ситуация в режиме "Гостиная"). В обычных приложениях это не сразу бросается в глаза, но если вывести на экран фотографию заснеженных гор или снимок невесты в подвенечном платье, то вместо тщательно проработанных "светов" получается одна сплошная заливка. Частично это верно и в отношении темных участков изображения: они сливаются сильнее, чем следовало бы, хотя и не так драматично, как светлые тона. Недостаток неудивительный, учитывая ориентацию на воспроизведение видеофильмов, где принято использовать зауженный диапазон градаций. Но для компьютерного входа все-таки можно было бы сделать исключение или реализовать такую особенность настраиваемой по желанию пользователя, как, например, в ранее рассмотренном проекторе EH-TW420.
Режим 'Динамический' демонстрирует лучший баланс и наименьшее отклонение, почти не выходя за пределы 5 dE76
Баланс RGB-каналов и общее цветовое отклонение по серому.
Напротив, график цветового баланса говорит о достаточно точной подгонке цветовых каналов в режиме "Динамический": серые тона не приобретают паразитного оттенка почти на всей градационной шкале, за исключением темных областей, где разница воспринимается гораздо слабее. А вот режим "Кинотеатр" отличается некоторой "теплотой" из-за избытка красной компоненты - не исключено, что преднамеренно, дабы сделать просмотр фильмов более приятным для глаза (по замыслу разработчиков).
Тест/Отклонение
Среднее, dE76
Макс.
90 % лучших
общее
10 % худших
Соответствие гамме 2,2
5,6
6,1
10,6
12,4
Профилируемость
9,3
9,9
15,2
16,9
Сравнение 96 типовых цветов умеренной насыщенности в режиме "Динамический" с тем, как бы они отображались при калибровке под гамму 2,2, выявляет умеренное несоответствие. Качество цветового профиля матричного типа трудно признать удовлетворительным, однако для техники подобного рода даже такая точность - намного лучше, чем ничего.

Заключение

Если закрыть глаза на многочисленные, но не катастрофичные для большинства реальных ситуаций недостатки, устройство Epson Dreamio EH-DM2 успешно справляется с ролью компактного домашнего кинотеатра, включающего в себя DVD/USB-плеер, широкоформатный видеопроектор и стереосистему с имитацией объемного звука. Цена сопоставима с суммарной стоимостью отдельных компонентов аналогичного уровня, однако трудно не признать преимущества объединения всех элементов в одном корпусе. В том числе, наличие цифровых интерфейсов между внутренними блоками поднимает это готовое решение на уровень выше самодельных комплектов, ибо последние пока что могут рассчитывать только на аналоговое соединение. Матрица, способная воспроизводить сигнал 480p в натуральную величину в формате 16:9, сама по себе может удовлетворить нетребовательного пользователя, которого вполне устраивает и обычный телевизор стандартной четкости. Поддержка HD-сигналов на видеовходах тоже повышает уверенность в завтрашнем дне. Но идиллию нарушает маломощный проигрыватель, который в принципе не позволяет воспроизвести более качественные фильмы, нежели Video CD/DVD; да и технология "DivX-видео на заказ" тоже рекламируется как "DVD-качество на CD-носителе". Наконец, даже при просмотре менее прогрессивного содержимого, впечатление может быть испорчено из-за отсутствия постобработки сжатого видеоряда - на обычном телевизоре столь мелкие детали остаются незаметными, но большой экран не прощает огрех. Увы, никаких подвижек по сравнению с первой версией, EMP-DM1, в этом плане не произошло. Одним словом, обратить внимание на новинку следует прежде всего тем, кто ищет что-то незамысловатое и недорогое. Энтузиастам же рекомендуется продолжать следовать классической схеме обустройства домашнего кинозала из отдельных тщательно подобранных конкретно под свои нужды компонентов.
- Обсудить материал в конференции


 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥