Компания Sony, активно расширяющая свою линейку профессиональных камер, не забывает и о компактах: серия RX100, рассчитанная на фотографов-любителей, пошла на седьмой круг. Несмотря на внешнее сходство со своей предшественницей, новинка предлагает ряд существенных улучшений, касающихся в первую очередь видеосъемки и возможностей автофокуса
Концепцию серии RX100, первая камера в которой появилась на свет в 2012 году, можно описать следующим простейшим образом: предельная функциональность при минимальных габаритах. Существенные изменения мы видели в предыдущей модели RX100 VI: компания изменила концепцию встроенного объектива, сделав шаг в сторону увеличения диапазона фокусных расстояний при снижении светосилы. В новой модели используется тот же объектив, так что перед нами — настоящий ультразум с эквивалентным диапазоном фокусных расстояний 24–200 мм. По многим параметрам Sony RX100 VII дублирует свою предшественницу, однако сказать, что внесенные в нее изменения оказались чисто косметическими, нельзя: в частности, усовершенствована система фокусировки — во многом новинка взяла лучшее от профессиональных камер компании. Также существенный прогресс произошел и в видеосъемке — например, снято пятиминутное ограничение записи роликов и добавлен микрофонный порт. Камера, очевидно, должна заинтересовать блогеров, путешественников и в целом — любителей мобильной, легкой и качественной фото- и видеосъемки. Посмотрим, сможет ли она впечатлить на практике так же, как впечатляет в теории.
Как и предыдущая модель, Sony RX100 VII оснащена сенсором типоразмера 1 дюйм (13,2 × 8,8 мм) с разрешением 20,1 мегапикселя. Однако не спешите разочаровываться: это не та же самая матрица. В RX100 VII используется наибольшее в классе количество точек фазовой автофокусировки — всего их 357 с охватом 68% кадра. Помимо этого матрица имеет 425 точек контрастной автофокусировки. Камера впечатляет своими скоростными характеристиками: скорость срабатывания автофокуса —всего 0,02 секунды, что для данного класса камер является рекордом. В разы увеличена также скорость серийной съемки — новинка позволяет снимать 90 кадров в секунду (безусловно, с рядом ограничений, но все же это весьма прогрессивный показатель). Важнейшее новшество: как и в моделях старших линеек, мы видим здесь функцию отслеживания в реальном времени. Доступна фокусировка не только по глазам людей, но и по глазам животных (такая технология применена, к примеру, в топовых камерах компании — Sony α7R IV и Sony A9 II).
За обработку данных, как и прежде, отвечает процессор Bionz X. В камере традиционно присутствует фирменная система стабилизации изображения. По словам производителя, алгоритм обеспечивает стабилизацию изображения, которая дает фотографу выигрыш в 4 стопа экспозиции. Без изменения остались дисплей и видоискатель.
Камера поддерживает видеозапись в 4K (QFHD: 3840 × 2160) на карту памяти без биннинга пикселей. При записи видео теперь также доступно отслеживание в реальном времени и автофокусировка по глазам (правда, только людей, а не животных, как в случае с фото) в реальном времени. В камере теперь есть вход для микрофона, что существенно улучшает качество записи звука.
Sony не изобретает чего-то принципиально нового в том, что касается дизайна. Усилия здесь направлены на сохранение максимальной компактности при сохранении широкой функциональности — через компромисс и без резких движений. Поэтому, например, на камере нет выступа для хвата правой рукой, видоискатель убирается внутрь корпуса, а объектив в выключенном состоянии выпирает над поверхностью корпуса меньше чем на пару сантиметров — все способствует тому, чтобы фотограф мог носить ее в кармане. И безусловно, это очень удобно: можно выйти прогуляться с камерой, не беря с собой вообще никаких сумок, а во время более длительных прогулок убрать ее в поясную сумку или даже небольшой клатч. В численном эквиваленте это звучит так: габариты камеры — 101,6 × 58,1× 42,8 мм, вес с аккумулятором и картой памяти — 302 грамма. Корпус изготовлен из металла и, к сожалению, не имеет защиты от погодных условий — для данного класса камер это вполне обычное дело, но, учитывая немалую стоимость RX100 VII, рассчитываешь на избыток преимуществ перед конкурентами. Рассмотрим подробнее, как организована эргономика камеры.
На левом ребре мы видим кнопку подъема видоискателя и контактную площадку модуля NFC.
На правом ребре под тремя отдельными крышками скрыты разъем для подсоединения микрофона, порты microUSB и HDMI. Отмечу, что крышки маленькие и открывать их мне было весьма неудобно.
Спереди мы видим встроенный объектив ZEISS Vario-Sonnar T* с фокусным расстоянием 9,0–72 мм (в 35-мм эквиваленте — 24–200 мм, зум — восьмикратный) и светосилой f/2,8–4,5. На объективе находится регулировочное кольцо, с помощью которого происходит установка значения диафрагмы, а также, в режиме ручной фокусировки, наведение на резкость. Также спереди находится лампа подсветки автофокуса и рычажок зуммирования.
Снизу расположен отсек для аккумулятора и карты памяти, а также штативное гнездо. Находятся они вплотную друг к другу, так что при использовании штатива отсек оказывается заблокированным: не очень удобно, но ожидаемо с учетом столь компактного корпуса.
Сверху находится видоискатель и встроенная вспышка. Оба по умолчанию утоплены внутрь корпуса и поднимаются с помощью специальных рычагов (рычаг для вспышки расположен также сверху). Тут же мы видим кнопку включения/выключения камеры: она совсем небольшая, но расположена удобно и без проблем нащупывается пальцем. Рядом — кнопка спуска, совмещенная с рычагом зуммирования, и колесо выбора режимов съемки — оно не имеет предохранительной кнопки, но при этом достаточно тугое; не думаю, что возникнут проблемы из-за случайного переключения режимов.
Большую часть задней поверхности занимает ЖК-дисплей. Справа от него расположена кнопка записи видео, кнопка Fn, вызывающая быстрое меню, кнопка вызова основного меню, кнопки просмотра и удаления снимков и, по центру, — кнопка подтверждения выбора, окольцованная селекторным диском.
В области инструментов визирования изменений со времен предыдущей модели не произошло. В Sony RX 100 VII также используется ЖК-дисплей диагональю 3 дюйма с разрешением 1 228 млн точек. Он оснащен сенсорным покрытием, с помощью которого можно задавать точку фокусировки и при желании делать снимки. Есть и поворотный механизм: экран можно поднять вертикально вверх для удобной съемки селфи или ведения видеоблога, опустить вниз или наклонить под нужным углом. С учетом необходимости сохранять максимальную компактность, такой механизм видится разумным и удобным. Работать с ЖК-дисплеем мне было комфортно — картинка четкая, насыщенная, даже при съемке в солнечный день переключаться на видоискатель в большинстве случаев не требовалось.
В сложных ситуациях — например, при съемке на закате против солнца — выручает электронный OLED-видоискатель. Как я уже говорила, он «спрятан» в корпусе камеры и становится доступен при нажатии на специальную кнопку — еще один грамотный ход Sony в поисках компактности. Разрешение видоискателя 2,36 млн точек, увеличение — 0,59x, размер — 0,39 дюйма, охват поля зрения — 100%. Доступна диоптрийная регулировка от -5 до +3 и пятиступенчатая регулировка яркости. В ходе тестирования я обращалась к видоискателю не очень часто — мне удобнее производить визирование по экрану. Но в тех ситуациях, когда он был использован в работе, проблем я не заметила: картинка не «подтормаживала» и была четкой.
Меню камеры организовано традиционным для Sony способом: для выбора настроек используется горизонтальная навигация с вертикальными списками. Это не самое удобное меню в мире: во-первых, отсутствует опция сенсорного перемещения, во-вторых, некоторые функции запрятаны глубже, чем хотелось бы, и в целом оно довольно запутанное. Несмотря на то, что перед нами любительская камера, разделов и подразделов тут много, так что пользователю, который прежде не имел дела с камерами Sony, потребуется заметное время на освоение. Меню полностью русифицировано. Безусловно, выручает «быстрое меню», куда можно добавить наиболее востребованные съемочные функции. Оно организовано в виде небольшой матрицы, расположенной в нижней части экрана. Функции камеры, которые активируются кнопками Fn, теперь можно назначать отдельно для фото- и видеосъемки. Также есть возможность назначить необходимые опции на различные органы управления, чтобы доступ к ним осуществлялся моментально.
Как практически любая современная камера, Sony RX100 VII умеет подключаться к компьютеру или мобильному устройству посредством Wi-Fi и Bluetooth. С помощью бесплатного мобильного приложения удобно скидывать снимки на смартфон для дальнейшей публикации в соцсетях — это чуть дольше, чем сделать снимок непосредственно на телефон, но зато открывается больше возможностей в творческом плане за счет того, что на камере доступен широкий диапазон фокусных расстояний, более длинные выдержки и т. д. Можно настроить автоматическую передачу снятых кадров на компьютер. Мобильное устройство также можно использовать для удаленной съемки, что удобно, например, при съемке автопортретов.
В определенный момент я осознала, что люблю компактные камеры. Накладывая на пользователя ряд ограничений и как бы с порога «снижая градус серьезности», они каким-то образом стимулируют именно творческую активность. В наш век изобилия и огромных возможностей фототехники, когда кажется, что камера способна почти все сделать за фотографа и выдать прекрасный результат в любых условиях, возможность сделать хороший кадр на очевидно непрофессиональный аппарат в некотором роде добавляет азарта. Я постаралась испытать Sony RX100 VII на различных сюжетах, которые могут быть востребованы у фотографа-любителя, — портрете, пейзаже, городской съемке, съемке животных.
Безусловно порадовали возможности большого зума — в этом смысле съемка на компакт Sony выгодно отличается от съемки на смартфон. Дело не только в возможности приблизить труднодоступные объекты, но в первую очередь — в возможности влиять на передачу перспективы в кадре, на оптические искажения. Если вы прежде снимали только на смартфон, то удивитесь, насколько по-разному может выглядеть объект, снятый с малого расстояния на минимальном фокусном расстояния и с большого — на максимальном. Свобода творчества увеличивается в разы. Отмечу, что зуммирование на камере происходит очень неспешно и плавно, то есть у вас не получится одним быстрым движением перейти с минимального фокусного расстояния на максимальное, как это происходит при съемке со сменным зум-объективом. Меня это периодически раздражало. В целом же камера достаточно быстро включается в работу.
Полагаю, что формат JPEG будет востребован у большинства пользователей Sonу RX100 VII, и, надо признать, при условии достаточного освещения камера выдает очень достойный результат (про съемку в темноте мы поговорим в специальном разделе). Отмечу отличную цветопередачу при автоматическом балансе белого: камера не перевирает цвета, они выглядят именно так, как их видит глаз. Нет перекоса в слишком теплые или холодные оттенки — в частности, корректно передаются цвета человеческой кожи. Также нет ощущения чрезмерной насыщенности или, напротив, слишком бледных оттенков на фото, преувеличенного или преуменьшенного контраста — все очень сбалансированно и гармонично. В этом плане RX100 VII держит планку, заданную старшими камерами компании, и уж точно выгодно отличается даже от топовых смартфонов, которым свойственно «приукрашать» картинку. Для компакта с небольшой матрицей здесь также очень достойная детализация: при использования небольших значений ISO все фактуры и нюансы прорисованы четко. Снимая на достаточно больших фокусных расстояниях, можно получить в кадре неплохое боке — не такое эффектное, как на профессиональные светосильные объективы, но гораздо более естественное и красивое, чем при использовании эффекта размытия фона на смартфоне. Ниже можно посмотреть примеры JPEG напрямую из камеры.
В Sonу RX100 VII мы видим стандартный набор творческих приемов — это эффекты изображения и художественные режимы. Эффекты изображения доступны только при съемке в формате JPEG. Всего их тринадцать: игрушечная камера, взрывной цвет, постеризация, ретро, мягкий яркий тон, частичный цвет, высококонтрастный монохромный, мягкий фокус, рисование HDR, насыщенный монохромный, миниатюра, акварель, иллюстрация. На тестовом примере я показала работу данных эффектов:
Художественные режимы доступны также при съемке RAW. Они модифицируют изображение не так интенсивно, скорее придавая ему определенную атмосферу. Доступны следующие режимы: стандартный, яркий, нейтральный, чистый, глубокий, светлый, портрет, пейзаж, закат, ночная съемка, осенняя листва, ч/б, сепия, стильная рамка. При удачном применении можно сделать снимок более выразительным. Я опять же продемонстрирую различия на примере одного сюжета:
При съемке портретов можно воспользоваться эффектом «мягкая кожа», выбрав необходимую степень его воздействия. Это позволяет замаскировать мелкие дефекты на лице, однако, на мой вкус, при сильном воздействии эффекта портрет несколько теряет естественность:
Слева — обычный портрет, справа — с применением эффекта «мягкая кожа» (максимальная степень воздействия)
Обновленная система автофокусировки — одно из главных преимуществ Sonу RX100 VII по сравнению как с предшественниками, так и с современными конкурентами. Во-первых, увеличено количество точек автофокуса — использовано 357 фазовых датчиков и 425 контрастных точек. Во-вторых, производитель заявляет рекордную скорость автофокуса — 0,02 секунды. И самое интересное — добавлена функция отслеживания в реальном времени. Эту прогрессивную опцию новый компакт позаимствовал у старших моделей Sony.
В RX100 VII реализована функция распознавания не только людей, но и животных. Для ее работы нужно активировать съемку с широкой зоной автофокуса. Пользователь сам выбирает тип снимаемого объекта (человек/животное) — переключаться между ними автоматически камера пока не умеет. Также есть возможность задать приоритет левого или правого глаза при съемке портретов. Глаза камера успешно определяет не только на крупных планах, но и при значительном расстоянии до объекта съемки. На совсем мелких планах распознается лицо целиком.
При съемке портретов система автофокусировки показала себя прекрасно, и, по ощущениям, она действительно работает не хуже, чем аналогичный механизм на камерах компании со сменной оптикой. Sony RX100 VII мгновенно обнаруживает глаза как при ярком равномерном освещении, так и при более сложном (недостаточном, смешанном). Если доверить выбор приоритетного глаза автоматике, камера не всегда выбирает ближний к ней глаз, иногда «цепляясь» за более освещенный, но это можно изменить с помощью сенсорного экрана, прикоснувшись к изображению в нужном месте. Я обратила внимание, что при съемке животных крупным планом камера периодически выделяет в качестве зоны фокуса не глаза, а морду целиком, причем на мелких планах она может находить именно глаза. Возможно, механизм отлажен еще не до конца, но на практической съемке это особенно не сказывается — в большинстве случаев резкость оказывается на месте.
Sonу RX100 VII успешно фокусируется по глазам животных, причем животное не обязательно должно смотреть прямо в камеру
Теперь протестируем следящий автофокус: в камере установлен режим непрерывной фокусировки + фокус по глазам. Снимаем человека, бегущего на камеру. Мне удалось сделать непрерывную серию из 80 кадров при съемке RAW + JPEG в максимальном качестве, после чего камера начала немного «подвисать» (продолжала снимать, но с большими перерывами между кадрами). Откровенного брака нет ни на одном кадре в серии — под откровенным браком я понимаю снимки, на которых модель полностью выпала из зоны резкости и фокус ушел куда-нибудь на задний план. На протяжении всей серии RX100 VII удалось удержать фокус на модели, но на некоторых кадрах резкость чуть-чуть ушла непосредственно с глаз — это становится заметно при тщательном просмотре снимков. В целом результат очень порадовал.
Несколько кадров с разных стадий «пробежки». Камера справилась достойно: на некоторых снимках фокус немного «съехал» на плечо или шапку, но в целом резкость на модели сохранена на протяжении всей серии
Общее впечатление от работы автофокуса — исключительно хорошее. Похоже, слова производителя о том, что в Sonу RX100 VII использованы топовые технологии — не просто маркетинговый ход. Я не заметила сложностей с фокусировкой, в том числе при слабом освещении.
Что касается серийной фотосъемки, нельзя не отметить еще одно новшество RX100 VII – возможность снимать с фантастической скоростью 90 кадров в секунду! Правда, актуальна она лишь при фиксированной экспозиции и фокусе, а на карту памяти записано будет всего 7 последних кадров.
Не буду томить и начну сразу с выводов: работа камеры на высоких ISO меня разочаровала. Впрочем, не столько даже разочаровала, сколько ничем не удивила. Что бы производитель ни говорил о профессиональных функциях своего компакта, чудес ждать не стоит: камера с дюймовым сенсором, как у Sonу RX100 VII, не может во всем тягаться со старшими моделями с матрицами куда больших габаритов. Если в плане автофокуса действительно удалось добиться сопоставимых показателей, то в съемке при недостаточном освещении компакт далеко позади. Насколько это актуальная проблема именно для вас — не берусь судить.
В реалиях московской пасмурной зимы, когда даже днем не всегда удается снимать без штатива на минимальных значениях ISO, а значительная часть съемок проходит в затененных помещениях, мое столкновение с шумами на фото оказалось весьма болезненным. Помним о том, что максимальная светосила объектива — 2,8, но доступна она только в широкоугольном положении. При использовании возможностей зума светосила падает до 4,5. Если мы снимаем динамичную сцену (например, животное или ребенка в движении) — рассчитывать на стабилизатор не приходится, выдержка нужна короткая, чтобы «заморозить» объект в кадре. При такой ситуации значение светочувствительности приходится повышать очень значительно, и мы оказываемся отброшены на много лет назад, когда огромные шумы на фотографиях были суровой реальностью. Диапазон значений ISO у Sony RX100 VII — 100-12800, и уже эти цифры намекают, что съемка в темноте — не конек камеры. Мы привыкли к тому, что практически на любом фотоаппарате верхнее значение ISO присутствует скорее «для галочки», чем для полноценной работы, соответственно, изначально приходится рассчитывать, что приличные по качеству снимки можно будет получать на значениях не выше 6400. В качестве примера покажу несколько кадров на разных значениях ISO, чтобы вы могли сами сделать выводы. Все снимки в формате JPEG сделаны со стандартным уровнем шумоподавления.
Первый кадр снят на ISO 800. На фото в формате RAW уже можно заметить шум — достаточно мелкий и монохромный. Нельзя сказать, что он сильно испортил снимок. А вот шумоподавление в JPEG привело к явно выраженной «мыльности» — детали и фактуры стерлись. На мой взгляд, этот вариант проигрывает.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Следующий сюжет снят на закате, и экспозиция настроена таким образом, чтобы передать богатство оттенков на небе — формально снимок слегка недоэкспонирован. Ситуация с шумами выглядит здесь весьма удручающе, хотя это всего 1250 ISO. На внутрикамерном JPEG побороть шумы до конца не удалось, небо выглядит «рыхло»:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Далее — сюжет на 2000 ISO. Помимо шумов (кстати, обратите внимание, они не так очевидны, как на прошлом сюжете, из-за более верной экспозиции) отмечу проблемы с передачей цвета — кадр выглядит «блекло» и скучно, хотя в реальности оттенки неба были очень выразительны.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Весьма «мыльно» выглядит в JPEG следующее фото, снятое на ISO 3200. Версия RAW получше — по крайней мере, считываются фактуры, хотя шума уже много для того, чтобы назвать снимок качественным.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
ISO 4000 и выраженный шум на фоне:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
ISO 5000. Кадр плох и по цвету, и по детализации. Шум мешает восприятию снимка.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
На ISO 6400 шум сразу бросается в глаза и в RAW, и в JPEG, хотя шумодав и изменил его характер:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Пытаться снимать на таком значении вечерние портреты и вовсе не стоит — игру оттенков камера не передает, резкость на снимках сильно хромает, а шумов на лице слишком много. Использовать такое значение можно разве что при необходимости зафиксировать какой-то момент, но не без художественной ценности.
ISO 6400. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию
Итого, заметный невооруженным глазом шум появляется уже при чувствительности выше ISO 1600. Он может быть более или менее выражен в зависимости от сюжета, но на значении около ISO 3200 в любом случае обращает на себя внимание. Цветопередача также совсем не так хороша как на малых значениях светочувствительности. На ISO 6400 шум уже откровенно крупный и частый, а качество снимков на ISO 12800 никак не получается назвать приемлемым. По современным меркам это очень скромные характеристики. Возможно, если вы рассматриваете RX100 VII исключительно в качестве компаньона для путешествий в солнечные страны, вас эта проблема коснется в меньшей степени.
Фирменная система стабилизации Sony давно зарекомендовала себя как надежная и эффективная. Раз с хорошей работой на высоких ISO как-то не задалось, есть надежда, что стабилизатор выручит нас (пусть и хотя бы при съемке статичных сцен), позволяя использовать более длинные выдержки и за счет этого — меньшие значения светочувствительности. Производитель обещает возможность увеличивать выдержку в 4 раза благодаря оптической SteadyShot.
И надо признать, здесь камера показывает себя с лучшей стороны. Кадр ниже сделан с рук на выдержке 1 секунда, эквивалентное фокусное расстояние — примерно 40 мм. Согласитесь, результат впечатляющий. Резкость не такая идеальная, как при съемке со штативом, но и браком кадр назвать нельзя.
На более длинных выдержках мне уже не удалось добиться хорошего результата, зато на более коротких (1/3—1/4 сек) резкие кадры получались стабильно. Разумеется, важно делать снимки не на ходу, надежно держать камеру, следить за дыханием и помнить о неподвижности объектов съемки — но в целом стабилизатор действительно показал себя как очень полезный инструмент.
Компания Sony не стала оснащать свой компакт возможностями внутрикамерной обработки RAW, видимо, считая, что для целевой аудитории камеры эта опция не актуальна. Не берусь судить, насколько это соответствует действительности, но мне кажется, что такая возможность была бы не лишней: не все готовы «заморачиваться» со специальными программами для обработки, но улучшить кадр в пару-тройку движений перед тем, как опубликовать его, например, в соцсетях, — вполне по силам даже новичку. Я же производила обработку снимков в программе Adobe Camera Raw. Рассмотрим пару примеров кадров, на которых требовалось расширить динамический диапазон.
Первый снимок — закатный пейзаж. Экспозиция настроена по светлым участкам неба. Целью обработки было проявление деталей в тенях. Мы видим, что это привело к появлению очень сильного шума (фото сделано на значении ISO 100).
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный на усмотрение автор
В следующем примере, напротив, требовалось восстановить детали на месте пересвета. До определенной степени это сделать удалось:
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный на усмотрение автора
На этом примере требовалось восстановить детали и в светах, и в тенях. С проработкой неба удалось справиться — пересвет на снимке был не очень сильный. Но при осветлении (кадр сделан на ISO 800) опять же заметны слишком выраженные шумы. Можно дополнительно подавить шумы, но это неизбежно приведет к «замыливанию» картинки. Для инстаграма качество сгодится, но для серьезной работы его недостаточно. Ситуация усложняется тем, что мы не можем выручить себя в момент съемки, используя фильтры нейтральной плотности, как это бывает при работе со сменной оптикой. Для хорошего результата придется «заморачиваться» с ручной склейкой HDR.
Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный на усмотрение автора
Ниже приведу еще несколько примеровконвертации. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.
Итого, формат RAW, конечно, «подстраховывает» до определенной степени, но лучше не допускать ошибок при экспонировании. Попытка осветлить тени приводит к появлению очень сильного шума, светлые участки «тянутся», но без чудес. Сильно контрастные сцены — трудная задачка для RX100 VII, и рассчитывать только на конвертацию точно не стоит.
В плане видеовозможностей Sonу RX100 VII сделала хороший шаг вперед по сравнению с предыдущей моделью. Если прежде видео можно было назвать скорее дополнительной опцией камеры, то новая модель вполне может заинтересовать тех, для кого видеоконтент стоит на первом месте. Речь, конечно, идет в первую очередь о любителях вести блоги без претензий на «кинематографичное» качество съемки, трансляции, делать небольшие видеосюжеты и т. п. В помощь им производитель добавил новую функцию сенсорного отслеживания — достаточно прикоснуться к дисплею в нужном месте, чтобы установить фокус на объекте, который будет «вести» камера. В режиме видео также присутствует автофокусировка по глазам человека. Возможности стабилизатора обещают более плавное изображение при съемке на ходу. Поворотный селфи-дисплей — также находка для видеоблогеров. И, к радости любителей видео, на камере наконец появился вход для микрофона. Доступна даже съемка видео в вертикальной ориентации (актуально для любителей stories в соцсетях). Помимо этого, для тех, кто занимается серьезной постобработкой видео, присутствует поддержка профилей S-Log3 и S-Log2.
RX100 VII поддерживает видеозапись c 4K-разрешением (QFHD: 3840 × 2160) с максимальной частотой 30 кадров в секунду. При съемке с любым разрешением доступна оптическая стабилизация.
Автономность
В камере используется аккумулятор NP-BX1 емкостью 4,5 Вт·ч (1240 мА·ч, 3,6 В). Время автономной работы немного увеличилось по сравнению с предыдущей моделью камеры: по стандарту CIPA RX100 VII способна делать 260 кадров на одном заряде — показатель по-прежнему не великий, но обычный для данного класса камер. На практике ресурса батареи мне обычно хватало на день размеренной съемки.
К счастью, доступна зарядка через USB, в том числе в режиме съемки и воспроизведения снимков. Причем это единственно возможный способ зарядки — отдельного зарядного устройства для параллельной съемки и зарядки дополнительного аккумулятора Sony не предоставляет.
Каковы очевидные плюсы Sonу RX100 VII? Сочетание очень небольшого размера и большого диапазона фокусных расстояний при неплохих возможностях съемки видео. Соответственно, камера может привлечь категорию пользователей, которым важны эти качества в совокупности. Я бы, к примеру, с радостью взяла такую камеру в поход, где каждый грамм на счету и важно иметь возможность положить фотоаппарат в карман. Либо на open-air-фестиваль, чтобы опять же освободить себе руки, но исполнить желание снять несколько фото/видео для блога, пользуясь возможностями большого зума. Камера могла бы стать хорошим подарком родителям, которые уже привыкли к мыльницам, но будут рады более высокому качеству фото и возможностям искусственного интеллекта. Все это хорошо. Одно но — цена. На момент написания обзора Sonу RX100 VII на официальном сайте производителя стоила почти 95 000 рублей — за эти деньги можно подобрать очень серьезную зеркальную или беззеркальную систему со сменной оптикой и получить снимки профессионального уровня: с шикарным боке, с гораздо меньшими шумами на высоких значениях ISO, лучшим динамическим диапазоном, с впечатляющей резкостью и детализацией.
Я могла бы с чистой душой рекомендовать к покупке Sonу RX100 VII, если бы она стоила в три раза меньше, но, говоря объективно, мне трудно представить себе пользователя, для которого достоинства младшей модели Sony затмят ее стоимость. Да, мы видим здесь передовые технологии: прекрасный автофокус, хорошие скоростные качества — но среднестатистическому пользователю не нужны цифры, ему нужна красивая картинка. А с учетом того, что мы уже избалованы качеством съемки на топовые смартфоны, никакого «вау-эффекта» фото с Sonу RX100 VII не производят. Да, можно сидеть и сравнивать попиксельно, можно делать многочисленные тесты, доказывая, что смартфоны еще не умеют того, что умеют камеры. Только никто не занимается этим на практике. Неоспоримое преимущество этой камеры — зум, а значит, гораздо больший диапазон сюжетов и возможность влиять на оптические свойства объектов в кадре, «сжимать» перспективу, приближать далекое. И, разумеется, гораздо более серьезные возможности в плане видеосъемки. Насколько это важно? Выбор за вами.