Сегодня 19 марта 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Ноутбуки и ПК

Какая оперативная память необходима игровому компьютеру в 2020 году (и в 2021-м — тоже)

⇣ Содержание

В 2017 году на нашем сайте вышла статья «Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт» — с тех пор прошло почти три года. За это время на рынке компьютерной техники многое изменилось. Платформа AM4 получила поддержку процессоров Ryzen 3000, основанных на микроархитектуре Zen 2, а Intel представила платформу LGA1151-v2 для чипов Coffee Lake (Refresh) и вот-вот выпустит LGA1200. NVIDIA выпустила видеокарты поколения Turing, а AMD, в свою очередь, — ускорители Navi. Однако еще с 2015 года самым ходовым стандартом оперативной памяти считается DDR4 — и такое положение дел, по всей видимости, сохранится вплоть до 2022 года. Со знакомства с современными игровыми платформами я, пожалуй, и начну свое повествование.

#Современные игровые платформы

Давайте определимся с термином «современная игровая платформа» — под этим словосочетанием подразумеваются актуальные в 2020 году системы AMD и Intel, которые спокойно можно приобрести в любом отечественном компьютерном магазине. Я насчитал таких аж пять штук, но в таблицу ниже добавил и LGA1200, хоть и не все параметры этой платформы были известны на момент написания статьи.

Современные игровые платформы
AMD
Процессорный разъём LGA1151-v2 LGA1200 LGA2066 AM4 TR4 sTRX4
Год поступления в продажу 2018 год 2020 год 2017 год 2017 год 2017 год 2019 год
Поддерживаемые процессоры Coffee Lake, Coffee Lake Refresh Comet Lake-S Skylake-X, Skylake-X Refres, Cascade Lake-X Ryzen 1000/2000/3000/4000 Threadripper 1000/2000 Threadripper 3000
Контроллер памяти DDR4-2400/2666 DDR4-2666 DDR4-2933 DDR4-2666/2933 DDR4-2933 DDR4-3200
Встроенный, двухканальный Встроенный, двухканальный Встроенный, четырехканальный Встроенный, двухканальный Встроенный, четырехканальный Встроенный, четырехканальный
Максимальный объем оперативной памяти 128 Гбайт 128 Гбайт 256 Гбайт 128 Гбайт 256 Гбайт 256 Гбайт

Очевидно, что 99,9 % геймеров, выбирающих новый компьютер в 2020 году, остановятся на платформе AM4 или LGA1151-v2 — мы в редакции называем их массовыми. В обоих случаях речь идет о системах, поддерживающих оперативную память стандарта DDR4 в двухканальном режиме — это значит, что на материнских платах используется либо два слота DIMM, либо четыре. А у плат с гнездом LGA2066, TR40 либо STRX4 — четыре или восемь разъемов для установки ОЗУ, потому что в процессорах Core X и Threadripper используются 4-канальные контроллеры памяти DDR4.

Двухканальный и четырехканальный режимы встроенного в центральный процессор контроллера памяти подразумевают использование четного количества модулей. Если мы говорим о массовых платформах, то для того, чтобы со временем спокойно нарастить объем ОЗУ, лучше использовать материнскую плату с четырьмя слотами DIMM. Так, мы можем приобрести комплект памяти объемом 16 Гбайт, состоящий из двух модулей по 8 Гбайт, а со временем докупить еще два модуля с аналогичными характеристиками. Некоторые платы располагают всего парой разъемов для установки оперативки — это либо совсем бюджетные платы (например, на базе чипсетов H310 и A320 для процессоров Coffee Lake и Ryzen), либо устройства форм-фактора mini-ITX, либо эксклюзивные оверклокерские решения, такие как ASUS ROG MAXIMUS XI GENE. Данные устройства поддерживают вдвое меньший объем ОЗУ — 32/64 вместо 64/128 Гбайт. Потеря не страшная, потому что даже без дополнительных тестов понятно, что 32 Гбайт будет достаточно для современных игр — этот момент мы обязательно детально проиллюстрируем ниже.

Важнее обратить внимание на другой момент. Рассматривая массовые платформы, нужно отметить одно заметное отличие AM4 от LGA1151-v2. Платы для чипов Ryzen всех поколений без исключения поддерживают комплекты высокочастотной оперативной памяти. Контроллер процессоров Ryzen официально совместим с ОЗУ стандарта DDR4-2666, но в то же время даже с платами на базе чипсета начального уровня вроде A320 вы можете использовать память, работающую на эффективной частоте 2933, 3000, 3200, 3466 и даже 3600 МГц. Естественно, не стоит забывать, что 100-процентная совместимость гарантируется только с комплектами оперативной памяти, с которыми была протестирована та или иная материнская плата. Проверить этот момент довольно легко — необходимо найти карточку товара на официальном сайте производителя и изучить список совместимого оборудования.

Что касается платформы LGA1151-v2, то здесь о поддержке высокочастотных модулей ОЗУ можно говорить только в случае с платами, базирующимися на чипсетах Z370 и Z390 Express, то есть с устройствами верхнего ценового диапазона. В остальных случаях придется довольствоваться эффективной частотой 2666 МГц, а в случае с чипами Core 3, Pentium Gold и Celeron — 2400 МГц. Очевидно, что мы имеем дело с искусственным ограничением, направленным, конечно же, на то, чтобы домашние пользователи более охотно брали дорогие матплаты. Вот мы и проверим сегодня, есть ли в этом такая необходимость.

Очень интересно узнать, какой в этом плане будет платформа LGA1200. Очевидно, что платы на базе старших наборов логики точно будут поддерживать высокочастотную оперативную память, но как поступит Intel с решениями на базе младших чипсетов? Если вы читаете эту статью уже после выхода процессоров Comet Lake-S в продажу, то ответ вы уже знаете.

Зато прямо сейчас известно, что платформа LGA1200 будет работать исключительно с памятью стандарта DDR4. В конце года AMD представит чипы серии Ryzen 4000, обновив микроархитектуру до Zen 3. Известно, что будущие процессоры «красных» будут совместимы с платформой AM4 — и, следовательно, они тоже будут работать только с памятью DDR4. Получается, данный материал актуален не только сейчас, но и как минимум весь 2021 год.

 ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA

ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA

Считаю, не будет лишним рассказать вам про материнские платы, которые я использовал при тестировании игровых конфигураций. Для платформы LGA1151-v2 применялась ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA — подробно о ней я рассказывал в статье «На что способен самый быстрый игровой ПК 2019 года. Тестируем систему с двумя GeForce RTX 2080 Ti в 8K-разрешении». ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA примечательна тем, что ее радиатор, охлаждающий конвертер питания, — гибридный, то есть он позволяет подключить шланги кастомной системы жидкостного охлаждения. Водоблок CrossChill EK III, установленный на VRM, разработан совместно со словенской компанией EKWB — пожалуй, одним из крупнейших производителей элементов СВО в мире. Использовать «водянку», впрочем, можно по желанию, ведь даже в пассивном состоянии радиаторы отлично справляются со своей задачей. Например, Core i9-9900K, разогнанный до 5 ГГц, даже под нагрузкой в LinX не сумел прогреть элементы VRM-зоны выше 90 градусов Цельсия. 10 полноценных фаз, в состав которых входят чипы Vishay SiC639, отлично выполняют свою работу.

Платы семейства ROG предназначены не только для геймеров, но и для профессионального разгона. Вот и ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA поддерживает комплекты оперативной памяти, работающие на эффективной частоте до 4400 МГц. Из дополнительных «фишек» устройства отмечу наличие пластикового кожуха, закрывающего большую часть печатной платы, а также присутствие металлического бекплейта — он пригодится, если использовать устройство на открытом тестовом стенде, устанавливая в PEG-слоты тяжелые видеокарты, а на процессор — стакан для охлаждения жидким азотом.

А еще у «Формулы» есть двухдюймовый OLED-дисплей. И ведь полезная штуковина оказалась! Так, на экране отображается процедура инициализации устройств при старте системы, а также температура и частота процессора, скорость вращения вентиляторов и помпы СВО.

Естественно, ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA поддерживает работу видеокарт в режимах SLI и CrossFire. Порты PCI Express x16 оснащены металлическим каркасом под названием SafeSlot. По данным ASUS, он увеличивает прочность разъема в 1,8 раза при нагрузке на излом и в 1,6 раза при нагрузке на выдергивание. Если вы планируете использовать в системе две видеокарты, то наличие дополнительного охлаждения для твердотельных накопителей окажется очень и очень кстати.

Наконец, ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA оснащена всем необходимым, чтобы считаться современной и функциональной платой. На I/O-панели и на самой плате есть разъемы USB 3.1 Gen2. Устройство оснащено встроенным беспроводным модулем связи и 5-гигабитным сетевым контроллером. Рядом с 24-контактным разъемом питания встроены внешние органы управления, да и вообще здесь присутствует куча разъемов для подключения вентиляторов, мониторинга температуры хладагента и скорости его циркуляции.

 SUS ROG Crosshair VIII Formula

ASUS ROG Crosshair VIII Formula

За платформу AM4 в сегодняшнем тесте «отдувалась» ASUS ROG Crosshair VIII Formula — подробнейший обзор этой платы выходил на нашем сайте. Перед вами устройство «из той же оперы», что и ROG MAXIMUS XI FORMULA. Так, плата тоже оснащена водоблоком CrossChill EK III, тоже имеет OLED-дисплей LiveDash и тоже поддерживает Wi-Fi 6 и проводную сеть с пропускной способностью до 5 Гбит/с. Ну а конвертер питания ROG Crosshair VIII Formula насчитывает восемь сдвоенных фаз, управляемых ШИМ-контроллером ASP 1405I (Infineon IR35201). Неудивительно, что даже 16-ядерный Ryzen 9 3950X не может привести VRM-зону платы к перегреву. Даже под нагрузкой в программе Prime95 температура подсистемы питания не поднимается выше 55 градусов Цельсия.

Ну вот, с платформами разобрались, переходим собственно к вопросу оперативной памяти.

#Сколько стоит ОЗУ

А давайте вспомним 2018 год. Ровно два года назад за 15 000 рублей вы могли купить двухканальный комплект памяти Corsair CMK16GX4M2D3200C16 общим объемом 16 Гбайт. Простенький модуль DDR4-2400 на 8 Гбайт стоил около 5 000 рублей. К счастью, в конце года цены на ОЗУ медленно, но верно поползли вниз. Сегодня тот же комплект Corsair CMK16GX4M2D3200C16 можно купить за 6 500 рублей — что называется, почувствуйте разницу.

Однако поводов для радости в скором времени станет меньше. Аналитики утверждают, что цены на DRAM начнут расти во второй половине этого года. Есть у нас такая рубрика — «Компьютер месяца». В ней на суд читателей предлагаются несколько актуальных конфигураций домашних системных блоков, и в основном речь, конечно же, идет об игровых сборках. Так вот, в «Компьютере месяца» я уже давно рекомендую 16-гигабайтные комплекты даже в стартовую (самую доступную) сборку — в частности, потому, что сейчас комплекты DDR4 стоят относительно недорого — наглядный пример приведен выше.

Правда, есть один очень интересный момент. Давайте сравним, сколько стоит оперативная память. Для этого воспользуемся сайтом магазина «Регард» — партнера рубрики «Компьютер месяца». На момент написания статьи в продаже находилось 535 позиций DDR4-памяти форм-фактора DIMM (для настольных ПК). Отбросим в сторону модули объемом 2 и 4 Гбайт — они нас не интересуют, так что в таблице ниже указаны цены на модули и комплекты суммарным объемом 8, 16 и 32 Гбайт. Вот что у нас получилось.

Стоимость оперативной памяти (за модуль или комплект)
8 Гбайт 16 Гбайт 32 Гбайт
Тайминги (минимальные/ наиболее распространенные) Цена (минимальная/ средняя) Тайминги (минимальные/ наиболее распространенные) Цена (минимальная/ средняя) Тайминги (минимальные/ наиболее распространенные) Цена (минимальная/ средняя)
DDR4-2133 13-15-15-28/ 15-15-15-36 2 260/2 645 руб. (10 шт.) 13-15-15-28/ 15-15-15-36 4 490/4 992 руб. (5 шт.) 13-15-15-28/ 13-15-15-28 10 400 руб. (1 шт.)
DDR4-2400 14-16-16-31/ 17-17-17-39 2 260/3 020 руб. (40 шт.) 12-14-14-31/ 17-17-17-39 4 270/5 150 руб. (33 шт.) 12-14-14-31/ 16-16-16-31 9 230/10 580 руб. (9 шт.)
DDR4-2666 13-15-15-31/ 19-19-19-43 2 300/2 880 руб. (30 шт.) 13-15-15-31/ 16-18-18-36 4 080/5 315 руб. (39 шт.) 13-15-15-31/ 16-18-18-36 9 270/10 531 руб (17 шт.)
DDR4-3000 15-17-17-32/ 16-18-18-36 2 670/3 211 руб. (15 шт.) 15-17-17-32/ 16-18-18-36 4 790/5 747 руб. (33 шт.) 15-17-17-32/ 16-18-18-36 9 660/11 844 руб. (14 шт.)
DDR4-3200 16-18-18-36/ 16-18-18-36 2 890/3 374 руб. (10 шт.) 14-14-14-34/ 16-18-18-36 4 670/6 678 руб. (30 шт.) 16-18-18-32/ 16-18-18-36 10 100/12 160 руб. (19 шт.)
DDR4-3466 16-18-18-32/ 16-18-18-38 3 820/3 900 руб. (2 шт.) 16-18-18-32/ 16-18-18-38 7 150/7 500 руб. (4 шт.) 16-18-18-32/ 16-18-18-38 14 300/14 745 руб. (4 шт.)
DDR4-3600 16-18-18-38/ 17-19-19-39 3 230/5 231 руб. (6 шт.) 16-19-19-39/ 17-19-19-39 5 100/9 146 руб. (19 шт.) 16-18-18-38/ 17-19-19-39 10 640/19 704 руб. (12 шт.)
DDR4-4000 18-19-19-39/ 19-25-25-45 6 630/7 500 руб. (4 шт.) 18-19-19-39/ 19-21-21-41 10 060/14 458 (8 шт.) 18-19-19-39/ 18-19-19-39 30 710/31 356 руб. (2 шт.)
DDR4-4133+ Нет в продаже 18-19-19-39/ 19-21-21-41 10 940/21 413 руб. (10 шт.) Нет в продаже

На мой взгляд, таблица раскрывает довольно много полезной информации. Мы видим, что память DDR4-2133 из некогда популярного стандарта превратилась в практически вымерший подвид. При этом самыми популярными на данный момент являются комплекты DDR4-2666 и DDR4-3000/3200. Обратите внимание и на объем: в «Регарде» на десять наборов DDR4-3200 8 Гбайт продается тридцать комплектов (или модулей) общим объемом 16 Гбайт. В принципе, эти же данные подтверждает, например, статистика Steam — у пользователей игрового клиента Valve преимущественно установлено 16 Гбайт ОЗУ.

Интересно и другое. Если взять среднюю цену, то 16 Гбайт DDR4-3000 дороже аналогичного объема DDR4-2666 всего на 400 рублей с копейками. Согласитесь, разница небольшая, а потому уже сейчас напрашивается вывод: смысла брать низкочастотную память попросту нет. Главное, чтобы система поддерживала такие комплекты ОЗУ. Но вот дальше, с ростом частоты, цены меняются, и значительно: 16-гигабатный комплект DDR4-3600 в среднем стоит больше DDR4-3000 на 3 400 рублей с учетом округления. Одновременно с этим за плюс-минус 10 000 рублей можно взять уже 32-гигабайтный набор DDR4-2666.

Как видите, если исходить из реалий 2020 года, вырисовывается довольно много интересных противостояний. Есть ли смысл брать 32-гигабайтный комплект ОЗУ — или лучше вложиться в быструю память? Заплатить за набор, работающий на более высокой частоте, — или же обойтись комплектом попроще? Предпочесть высокой частоте низкие тайминги — или поступить с точностью до наоборот? Что ж, давайте ответим на эти и другие вопросы. Начнем же с изучения самой главной характеристики оперативной памяти — объема.

#Объем и число модулей

Для последующих экспериментов, связанных с объемом памяти и количеством модулей, установленных в игровом ПК, использовался комплект Corsair Dominator Platinum RGB CMT32GX4M4C3000C16.

Вот честно, мне всегда нравился дизайн этой серии ОЗУ от американской компании. Модули Dominator Platinum RGB выглядят очень брутально без подсветки, но при желании вы можете настроить свечение комплекта при помощи программы iCUE. Модули поддерживают 16,8 млн цветов, а приложение — десятки уже настроенных профилей работы подсветки.

Но важнее, конечно, другое: этот комплект, состоящий из четырех модулей общим объемом 32 Гбайт, работает на эффективной частоте 3000 МГц при основных задержках 15-17-17-35.

Во время всех испытаний, описанных в этом разделе, использовалась платформа LGA1151-v2 вместе с процессором Core i9-9900K. Полный список комплектующих приведен в разделе «Используемое оборудование и настройки в играх».

Определить, сколько оперативной памяти потребляют современные игры, не так сложно — существует большое количество диагностических утилит. Но важно понимать, что объем используемой оперативки зависит от нескольких параметров, а потому может заметно различаться на разных системах. Так, при запуске игр не перестает работать и различный софт. Например, достаточно открыть всего десять вкладок Chrome — и потребление оперативной памяти увеличится на 1,5 Гбайт. Аппетиты браузера Google уже никого не удивляют, но давайте не будем забывать про постоянно активные мессенджеры, антивирусы, драйверы и прочие утилиты, которые загружаются вместе с операционной системой.

Потребление оперативной памяти измерялось в пятнадцати приложениях. Настройки в играх указаны в разделе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 1») — мы задействовали максимальное или приближенное к этому качество графики. В системе использовалась видеокарта GeForce RTX 2080 Ti и 32 Гбайт оперативной памяти. На графиках отображен максимальный показатель загрузки, который был зафиксирован после 10 минут произвольного игрового процесса. Для большей наглядности результаты округлены до ближайшего значения, кратного 10. Показатели загрузки ОЗУ фиксировались при помощи программы MSI Afterburner с частотой опроса 100 мс. Среди прочих программ при запуске игр активными были только клиенты Steam, Origin, Epic Games Launcher и Uplay, а также HWiNFO64 и MSI Afterburner.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 1»).

Мы видим, что 16 Гбайт оперативной памяти оказывается достаточно для всех игр, используемых в статье. При этом только Battlefield V перевалил за отметку в 12 Гбайт. Получается, комплект ОЗУ объемом 16 Гбайт — это идеальный набор для игрового ПК в 2020 году. С учетом того, что тестирование проводилось в «стерильных» условиях (без включенного браузера, без активных мессенджеров, без антивируса и прочих программ, работающих в фоновом режиме), можно сказать, что 16 Гбайт — это минимально необходимый объем в 2020 году. В то же время результаты Battlefield V наглядно показывают, что совсем не зазорно иметь в системе и больше ОЗУ. С учетом того, что массовые платформы поддерживают двухканальный режим работы DDR4, правильнее (и пока выгоднее) брать комплект памяти удвоенного объема, на 32 Гбайт.

Игр, потребляющих больше 8 Гбайт оперативной памяти, оказалось довольно много — 9 штук из 15. Многопользовательским проектам, таким как Dota 2, World of Tanks и CS: GO, оказывается вполне достаточно и 8 Гбайт.

Уверен, вы обратили внимание и на то, что при изменении разрешения потребление оперативной памяти увеличивается незначительно, но очень часто — не увеличивается вовсе.

Как видите, снижение качества графики с максимального до параметра «Высокое качество» несильно сказывается на аппетитах современных игр. В лучшем случае удается высвободить полгигабайта ОЗУ, но здесь необходимо учитывать и другой факт: современные игровые движки очень любят размещать все необходимые данные в памяти компьютера, будь то DRAM или VRAM. То, что Battlefield V потребляет больше 12 Гбайт ОЗУ, совершенно не означает, что вся эта память нужна игре в данный момент времени.

Напомню, в стенде использовалась видеокарта GeForce RTX 2080 Ti — самый быстрый и продвинутый игровой адаптер современности. Этот ускоритель снабжен 11 Гбайт VRAM, которых на данный момент времени оказывается достаточно как в разрешении Full HD, так и в Ultra HD. Однако на рынке присутствует большое число других видеокарт, оснащенных 8, 6, 4, 3 и 2 Гбайт видеопамяти. В статье «Сколько видеопамяти необходимо современным играм» мы убедились в том, что многим играм при использовании высоких настроек качества графики требуется больше четырех гигабайт VRAM. И когда памяти видеокарты оказывается недостаточно, то данные помещаются в ОЗУ компьютера — именно такую картину мы наблюдаем при смене в стенде GeForce RTX 2080 Ti 11 Гбайт на GeForce GTX 1650 SUPER 4 Гбайт. В ряде случаев потребление «оперативки» увеличилось на 2 гигабайта и более. Особенно «впечатляют» результаты в Far Cry New Dawn: максимальное потребление ОЗУ взлетело с 8000 до 14000 Мбайт — почти вдвое! Именно в DRAM игра складирует HD-текстуры, которые не поместились в памяти GeForce GTX 1650 SUPER.

В случае с видеокартами с малым объемом VRAM (6 Гбайт и менее) важно указать, что на потреблении видеоОЗУ и системной памяти сказываются такие параметры, как сглаживание, текстуры и тени.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 1»).

Естественно, нехватка оперативной памяти сказывается на производительности игровой системы. В случае с GeForce GTX 1650 SUPER во всех четырех играх наблюдаются заметные просадки FPS — просадки катастрофического характера, играть в таких условиях нереально. Нехватка видеопамяти приводит к тому, что все данные, которые не поместились, отправляются в оперативную память. А уже при нехватке ОЗУ задействуется файл подкачки — именно он используется для хранения страниц виртуальной памяти. Windows автоматически устанавливает его объем, но для тестирования я увеличил емкость swap-файла до 8 Гбайт.

В случае с GeForce RTX 2080 Ti ситуация оказывается не такой плачевной, ведь запущенным приложениям хватает VRAM. Только swap-файл все равно подключается. Мы не видим просадок ниже 30 FPS, но здесь скорее надо сказать спасибо используемому в стенде твердотельному накопителю Samsung — установи мы в систему SSD с интерфейсом SATA или и вовсе жесткий диск, падение фреймрейта было бы более заметным. Впрочем, данный момент я еще затрону в рамках этой статьи.

У нас сложилась довольно комичная ситуация. Я не могу представить пользователя, который купит видеокарту уровня GeForce RTX 2070 SUPER и выше, но при этом сэкономит на оперативной памяти, довольствуясь комплектом объемом 8 Гбайт. А вот людей, собравших ПК с 8 Гбайт ОЗУ и недорогой игровой видеокартой, повстречать определенно получится. Вот только при этом нехватка оперативной памяти на слабой системе проявляется сильнее, чем на мощной.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 2»).

Представим следующую ситуацию. Человек приобрел новенький ПК, он сэкономил на матплате и взял устройство с двумя слотами DIMM. Денег хватило только на 8 Гбайт оперативной памяти и на покупку Radeon RX 570 8 Гбайт. ОЗУ — это компонент ПК, который проще всего модернизировать, а потому 8 Гбайт было куплено в виде одного модуля. Получается, память в системе работает в одноканальном режиме, хотя контроллер процессора поддерживает двухканальный режим. Влияет ли это на производительность?

Ранее мы выяснили, что большинству игр уже оказывается недостаточно 8 Гбайт ОЗУ. Поэтому таблица выше наглядно показывает, что при использовании Radeon RX 570 разницы между одноканальным и двухканальным режимами работы ОЗУ либо нет, либо ее можно назвать несущественной в большинстве случаев. Отсутствие второго модуля в стенде заметно, пожалуй, только в Shadow of the Tomb Raider. Конечно, используй мы в стенде более быструю (и процессорозависимую) видеокарту, разница во фреймрейте оказалась бы более существенной, но опять же речь идет о реальных сборках игровых ПК, а не о виртуальных.

Так что если вы по каким-либо причинам экономите на ОЗУ и материнской плате, то можете смело брать 8 Гбайт в виде одного модуля. И все же тянуть с покупкой второго модуля я не рекомендую.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 1»).

По причине, описанной выше, я не стал сравнивать работу двухканального и четырехканального режимов работы ОЗУ на платформах LGA2066 и STRX4. Во-первых, перед вами HEDT-платформы, которые нет особого смысла использовать в качестве игровых — подробно об этом вы можете прочитать в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: на что способны самые быстрые игровые системы 2019 года». Во-вторых, купить Threadripper 3960X, взять к нему плату за 35-50 тысяч рублей и не приобрести 4-канальный комплект DDR4-памяти — тут какие-либо комментарии, пожалуй, излишни.

Отмечу только, что использование на массовых платформах (AM4 и LGA1151-v2) четырех модулей памяти дает более высокие результаты в играх, чем установка двух планок ОЗУ. Впрочем, разница оказывается незначительной и затрагивает в основном средний FPS, а потому при покупке комплекта объемом 16 Гбайт и материнской платы с четырьмя слотами DIMM я бы оставлял половину портов свободными, чтобы в любой момент дооснастить систему оперативной памятью.

#Тайминги и частота

С объемом, необходимым современному игровому компьютеру, мы разобрались. Пожалуй, именно эту характеристику можно считать главной, и именно нехватка оперативной памяти в определенных (но не во всех) ситуациях критично сказывается на быстродействии системы в играх. Теперь же, определившись с главным параметром ОЗУ, давайте изучим влияние частоты и таймингов на быстродействие системы.

Для этих испытаний я использовал два стенда с чипами Core i9-9900K и Ryzen 9 3900X. В обоих случаях применялась видеокарта GeForce RTX 2080 Ti и комплект Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 (использовались два модуля из четырех). Этот набор, согласно XMP-профилю, работает на эффективной частоте 4400 МГц при основных задержках — 18-26-26-46. Как и Corsair Dominator Platinum RGB CMT32GX4M4C3000C16, устройство оснащено RGB-подсветкой, которую можно настроить в программе iCUE.

 Тайминги согласно XMP-профилю

Тайминги согласно XMP-профилю

 Настройка всех таймингов

Настройка всех таймингов

Тестирование проводилось в четырех режимах:

  • При использовании стандартного XMP-профиля комплекта Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18.
  • При настройке только первичных таймингов. При эффективной частоте 4400 МГц комплект памяти Corsair стабильно работает с набором задержек 16-16-16-28.
  • При настройке только вторичных и третичных таймингов. Основные задержки были выставлены согласно XMP-профилю (18-26-26-46).
  • При настройке всех таймингов.

Во всех случаях частота комплекта менялась от 2666 до 4400 МГц. Тестирование режимов DDR4-2400 и DDR4-2133 не проводилось по причинам, описанным в разделе «Сколько стоит ОЗУ».

На мой взгляд, важно внести определенную ясность в некоторые аспекты тестирования. Во-первых, разгон — это всегда индивидуальный подход. Даже если вы купите комплект памяти Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, то нет никаких гарантий, что у вас получится точно так же настроить задержки. В то же время вам может попасться схожий набор, который продемонстрирует более интересные результаты. Память Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18 собрана на чипах Samsung, а потому хорошо поддается разгону и настройке таймингов. Однако различные производители — тот же Corsair, например, — выпускают свою продукцию и на других чипах. Причем один и тот же набор может комплектоваться микросхемами DRAM разных производителей. В продаже можно встретить изделия таких чипмейкеров, как Micron, Hynix и другие, — и они не покажут подобных результатов при разгоне и настройке таймингов.

Во-вторых, оверклокингом занимается абсолютное меньшинство пользователей. И все же, думаю, приведенные результаты наглядно покажут, насколько тайминги важны в игровом компьютере. Если вы хотите увидеть на нашем сайте статью по разгону памяти и настройке таймингов, то напишите об этом в комментарии.

Интересно, что один и тот же комплект ОЗУ на различных матплатах может работать по-разному. Например, ROG MAXIMUS XI FORMULA (и другие платы ASUS) в настройках BIOS позволяют включить две настройки XMP. Включение режима XMP I активирует тайминги CL, TRCD, TRP и TRAS согласно вшитому в память XMP-профилю, но вот другие задержки плата настраивает согласно своим интеллектуальным алгоритмам. Режим XMP II загружает только параметры XMP-профиля ОЗУ. Матплата ASUS ROG Crosshair VIII Formula поддерживает функцию D.O.C.P. Standard — она работает по тому же принципу, что и XMP I, подстраивая вторичные и третичные тайминги самостоятельно. Для чистоты эксперимента все задержки для платформ AM4 и LGA1151 настраивались вручную.

А теперь рассмотрим графики. Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 3»).

Настройка всех таймингов:

Загрузка XMP-профиля памяти:

Настройка только первичных таймингов:

Настройка только вторичных и третичных таймингов:

Можно смело констатировать тот факт, что изменение частоты серьезно влияет на производительность системы в играх при заданных нами условиях. Так, при включении XMP-профиля система с Ryzen 9 3900X в Battlefield V оказывается быстрее на 40 % при переходе с DDR4-2666 на DDR4-3600. Как видите, медленная память способствует серьезным просадкам FPS для платформы AM4.

Также перед вами ситуация, когда система AMD затормаживается за счет высоких задержек. Так, настройка всех таймингов позволяет добыть более высокий FPS даже при использовании памяти DDR4-2666. При этом мы видим, что вторичные тайминги влияют на быстродействие в играх не меньше, чем первичные.

Проблема заключается в том, что при покупке того или иного комплекта оперативной памяти мы, по сути, знаем только четыре его параметра: количество модулей, объем, эффективную частоту и первичные тайминги. О том, какие у чипов вторичные и третичные тайминги и насколько хорошо они настраиваются, можно узнать только на форумах, в некоторых обзорах, ну или самостоятельно, но уже после покупки.

Сравнивая режим DDR4-2666 с DDR4-3600, конечно же, нетрудно увидеть разницу. Однако, как мы уже выяснили, различие в цене между такими комплектами стремится к двукратному значению. А вот разница в FPS между DDR4-2666 и DDR4-3000, если опять рассматривать платформу AMD, составляет максимум 9 %. С учетом того, что второй тип памяти стоит больше всего на 400-700 рублей, даже за такое преимущество есть смысл доплатить — для сборок AMD так точно.

Уверен, вы заметили, что в случае с платформой AM4 и процессором Ryzen 9 3900X использование памяти с эффективной частотой больше 3600 МГц не приводит к увеличению FPS и даже оказывает негативное влияние в большинстве случаев. Дело в том, что использовать вместе с Ryzen 3000 более быструю оперативную память нет никакого смысла, хотя ROG Crosshair VIII Formula спокойно поддерживает комплекты стандарта DDR4-4400. Создание новых процессоров при помощи чиплетов привело к тому, что ядра процессора и контроллер памяти теперь разделены. При этом связь чиплетов друг с другом обеспечивает хорошо знакомая нам шина Infinity Fabric — ее частота для Ryzen 3000 по умолчанию составляет 1800 МГц. Теперь частоты Infinity Fabric и ОЗУ не привязаны друг к другу, однако частота шины должна быть либо равна реальной частоте оперативной памяти, либо меньше нее. Вот и получается, что при использовании комплектов ОЗУ, работающих на эффективной частоте выше 3600 МГц, тактовый генератор контроллера памяти начинает работать в режиме 2:1, то есть его частота уменьшается вдвое. Как итог, более быстрая (по частоте) оперативная память работает неэффективно — и это хорошо видно на графиках.

Частоту Infinity Fabric можно увеличить самостоятельно, но наши тесты показывают, что прирост составляет максимум 100 МГц. Получается, с увеличением частоты шины до 1900 МГц можно уже использовать комплект оперативной памяти DDR4-3800. Здесь важно отметить, что, во-первых, разгонять Infinity Fabric будут единицы пользователей. Во-вторых, далеко не каждая материнская плата способна на такие свершения — мы имеем дело в какой-то степени с лотереей.

Платформа LGA1151-v2 в игровом контексте менее процессорозависима — этот факт мы отмечали весь 2019 год. И все же графики показывают, что различия в FPS в зависимости от режима работы памяти оказываются в некоторых случаях очень даже существенными. Так, при включении XMP-профиля (без настройки таймингов) система с Core i9-9900K в Battlefield V стала быстрее на 34 % при переходе с DDR4-2666 на DDR4-3600, а при переходе с DDR4-2666 на DDR4-3000 — на 14 %. Высокие тайминги и здесь «душат» систему.

Наконец, использование ОЗУ, работающей на эффективной частоте 4000 МГц и выше, тоже имеет мало практической пользы. Прибавка в несколько кадров, когда средний и минимальный FPS и так выглядят довольно внушительными, дается слишком большой ценой. Такие наборы, как Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, в моем понимании, необходимы больше энтузиастам, чтобы вдоволь поэкспериментировать со своим железом. Вы сами видите, что комплект отлично поддается настройке. Или же он понадобится обеспеченным максималистам, не желающим терять хоть сколько-нибудь FPS в любимых играх.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 3»)

Тестирование игровых систем проводилось в Full HD, но мы неоднократно упоминали, что GeForce RTX 2080 Ti рациональнее всего использовать в других разрешениях. Перед вами один из немногих 3D-ускорителей, обеспечивающих комфортный FPS в Ultra HD. В таком разрешении разница между используемой памятью вообще сводится к минимуму, потому что к минимуму сводится и процессорозависимость.

И тут начинается самое интересное. С одной стороны, можно показать результаты GeForce RTX 2080 Ti в Full HD и заявить: смотрите, быстрая память реально дает прирост, скорее покупайте ее. А можно показать результаты в 4K-разрешении и предупредить: смотрите, быстрая память вам ничего не дает, не покупайте ее. А ведь вместо Core i9-9900K и Ryzen 9 3900X можно было использовать, например, Ryzen 5 1600 — и получить еще более шокирующие результаты. А можно было тестировать все не на максимальных настройках. А можно было бы использовать вместо GeForce RTX 2080 Ti карточку попроще — да хоть ту же GeForce GTX 1650 SUPER. Все тестирования оказались бы правильными, а сделанные на их основе выводы — верными. Но как поступить в такой ситуации? На мой взгляд, нужно каждый конкретный случай рассматривать отдельно. Чем мы и займемся во второй части статьи.

#Используемое оборудование и настройки в играх

Для проведения всевозможных экспериментов использовались следующие комплектующие:

Тестовые стенды
AMD Intel
Центральный процессор AMD Ryzen 9 3900X
AMD Ryzen 7 3700X
AMD Ryzen 5 3600
AMD Ryzen 5 1600
Intel Core i7-9700F
Intel Core i9-9900K
Intel Core i5-9400F
Охлаждение Noctua NH-D15S
Материнская плата ASUS ROG MAXIMUS XI FORMULA ASUS ROG Crosshair VIII Formula
Оперативная память Corsair Dominator Platinum RGB CMT32GX4M4C3000C16, DDR4-3000, 4 × 8 Гбайт
Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18, DDR4-4400, 4 × 16 Гбайт
Видеокарта ASUS ROG STRIX GeForce RTX 2080 Ti
ASRock Challenger D 8G OC (RX5700 CLD 8GO)
Colorful GTX 1650 SUPER NB 4G-V
Gigabyte GV-N166SIXOC-6GD
Zotac GeForce RTX 2070 Super Mini ZT-T20710E-10B
PowerColor 8GBD5-3DHD/OC
Накопитель Samsung 970 EVO PLUS, 1 Тбайт
Блок питания Corsair AX1000, 1000 Вт
Корпус Открытый стенд
Монитор NEC EA244UHD
Операционная система Windows 10 Pro x64
ПО для видеокарт
AMD 20.2.1
NVIDIA 441.87
Дополнительное ПО
Удаление драйверов Display Driver Uninstaller 18.0.2.2
Измерение FPS Fraps 3.5.99
FRAFS Bench Viewer
Action! 2.8.2
Разгон и мониторинг GPU-Z 2.29.0
MSI Afterburner 4.6.2
Дополнительное оборудование
Тепловизор Fluke Ti400
Шумомер Mastech MS6708
Ваттметр watts up? PRO

Тестирование проводилось в пятнадцати различных проектах. Использовались различные настройки, о чем было сказано в тексте и на самих графиках. Испытания различных конфигураций проводились в трех популярных разрешениях. Полный перечень игр и настроек графики приведен ниже.

Настройки 1:

  • World of Tanks. DirectX 11. Бенчмарк EnCore. Установка качества «Ультра» + сглаживание TSSAHQ.
  • Dota 2. Vulkan. Запись матча. Максимальное качество.
  • Counter Strike: Global Offensive. DirectX 9. Игра с ботами на карте Mirage. Максимальное качество, FXAA + 8x MSAA, 16x AF.
  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • Battlefield V. DirectX 12. Миссия «Последний Тигр». Установка качества «Ультра», TAA, DXR — выкл.
  • GTA V. DirectX 11. Город. Максимальное качество, FXAA + 8x MSAA, дополнительные настройки качества — вкл. (кроме масштаба разрешения изображения).
  • Watch Dogs 2. DirectX 11. Город и окрестности. Максимальное качество, Временная фильтрация 2x MSAA, SMAA.
  • World War Z. DirectX 11. Сетевой режим. Установка качества «Ультра» + сглаживание TAA.
  • Read Ded Redemption 2. Vulkan. Valentine и окрестности. Максимальное качество (дополнительные настройки — вкл.), TAA (высоко).
  • Total War Three Kingdoms. DirectX 11. Максимальное качество (размер отрядов — «экстрим»), TAA.
  • HITMAN 2. DirectX 12. Миссия «Финишная черта» Максимальное качество, 1x SSAA.
  • Assassin’s Creed Odyssey. DirectX 11. Остров Кефалиния. Установка качества «Самое высокое» + сглаживание «Высокое».
  • Far Cry New Dawn. DirectX 11. Лагерь и округа. Максимальное качество, HD-текстуры — вкл., TAA.
  • Metro: Exodus. DirectX 12. Тайга. Установка качества «Экстрим», HairWorks — вкл., DXR — выкл., тесселяция — вкл., 16x AF.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, 4x SMAA.

Настройки 2:

  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Режим качества «Высокое», постобработка — «Высокое».
  • HITMAN 2. DirectX 12. Миссия «Финишная черта» Максимальное качество, 1x SSAA.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Режим качества «Высокое», TAA.
  • Assassin’s Creed Odyssey. DirectX 11. Остров Кефалиния. Установка качества «Высокое» + сглаживание «Высокое».
  • Read Ded Redemption 2. Vulkan. Valentine и окрестности. Настройки качества «Скорость», дополнительные настройки — выкл.
  • GTA V. DirectX 11. Город. Максимальное качество, FXAA, дополнительные настройки качества — выкл.
  • Metro: Exodus. DirectX 12. Тайга. Установка качества «Среднее», HairWorks — выкл., DXR — выкл., тесселяция — выкл., 16x AF.

Настройки 3:

  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, TAA.
  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • Battlefield V. DirectX 12. Миссия «Последний Тигр». Установка качества «Ультра», TAA, DXR — выкл.
  • World of Tanks. DirectX 11. Бенчмарк EnCore. Установка качества «Ультра» + сглаживание TSSAHQ.

Настройки 4:

  • Battlefield V. DirectX 12. Миссия «Последний Тигр». Установка качества «Ультра», TAA, DXR — выкл.
  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, TAA.
  • Assassin’s Creed Odyssey. DirectX 11. Остров Кефалиния. Установка качества «Самое высокое» + сглаживание «Высокое».
  • Read Ded Redemption 2. Vulkan. Valentine и окрестности. Настройки качества «Качество», дополнительные настройки — выкл.
  • Watch Dogs 2. DirectX 11. Город и окрестности. Режим качества «Ультра», SMAA.
  • Metro: Exodus. DirectX 12. Тайга. Установка качества «Ультра», HairWorks — вкл., DXR — выкл., тесселяция — вкл., 16x AF.

Настройки 5:

  • Battlefield V. DirectX 12. Миссия «Последний Тигр». Установка качества «Ультра», TAA, DXR — выкл.
  • The Witcher III: Wild Hunt. DirectX 11. Новиград и окрестности. Максимальное качество.
  • Shadow of the Tomb Raider. DirectX 12. Тайный город. Максимальное качество, TAA.
  • Assassin’s Creed Odyssey. DirectX 11. Остров Кефалиния. Установка качества «Самое высокое» + сглаживание «Высокое».
  • Read Ded Redemption 2. Vulkan. Valentine и окрестности. Настройки качества «Сбалансированный», дополнительные настройки — выкл.
  • Watch Dogs 2. DirectX 11. Город и окрестности. Режим качества «Очень высокое».
  • Metro: Exodus. DirectX 12. Тайга. Установка качества «Высокое», HairWorks — вкл., DXR — выкл., тесселяция — вкл., 16x AF.

Производительность систем в играх определялась при помощи хорошо известной программы MSI Afterburner. С ее помощью рассчитывается не только средний FPS, но и 99-й процентиль. Использование 99-го процентиля вместо показателей минимального количества кадров в секунду обусловлено стремлением очистить результаты от случайных всплесков производительности, которые были спровоцированы не связанными напрямую с работой основных компонентов платформы причинами.

#Тестирование реальных игровых сборок

Как я уже упоминал, есть у нас такая рубрика — «Компьютер месяца» называется. В ней каждый месяц на суд читателей мы предлагаем несколько актуальных конфигураций домашних системных блоков. В основном речь, конечно же, идет об игровых сборках. Перед прочтением настоятельно рекомендую ознакомиться с февральским выпуском. Из него вы узнаете о пяти категориях сборок: стартовой, базовой, оптимальной, продвинутой и максимальной. Сейчас же я предлагаю посмотреть, как будет меняться производительность некоторых систем, о которых рассказывается в «Компьютере месяца», при использовании различной памяти.

В тестировании использовался комплект Corsair Vengeance RGB PRO CMW32GX4M4K4400C18. Для платформы LGA1151-v2 использовался режим XMP I, а для AM4 — D.O.C.P Standard. Первичные тайминги составили схему 16-18-18-36. В некоторых случаях производилась настройка всех таймингов, как это делалось в разделе «Тайминги и частота».

Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 4»).

Производительность максимальной сборки (системы с Core i9-9900K, Ryzen 9 3900X и GeForce RTX 2080 Ti) мы уже рассмотрели, когда изучали влияние частоты и таймингов на производительность в играх. Давайте изучим уровень быстродействия продвинутой сборки. В феврале 2020 года для нее рекомендовались видеокарта GeForce RTX 2070 SUPER, а также процессоры AMD Ryzen 7 3700X и Core i7-9700F.

Еще в статье «Компьютер месяца. Спецвыпуск: собираем игровой ПК за 100 тысяч рублей» было отмечено, что Ryzen 7 3700 (да и другие чипы AMD, в общем-то) не раскрывают потенциал GeForce RTX 2070 SUPER в разрешении Full HD. Поэтому если компьютер используется исключительно для игр, то лучше брать систему на базе платформы LGA1151-v2 и чипа Core i7-9700F. В случае со сборкой AMD быстрая память (3600 МГц, настройка всех таймингов) дает вполне ощутимый прирост — в Battlefield V он составляет 11 FPS, или 14 %. При этом также видно, что важнее повозиться с настройкой задержек комплекта ОЗУ, потому что прирост в 400 МГц тактовой частоты дает значительно меньший эффект.

Что же до системы Intel, то здесь быстрая память проявляет себя не так ярко, потому что у сборки процессорозависимость выражена не так сильно. В том же Battlefield V разница в 10 FPS достигается только между частотой 4000 и 2666 МГц, но и 92 FPS, на мой взгляд, выглядят вполне комфортным показателем для одиночной игры.

Начиная с оптимальной сборки нам не приходится говорить о заметном преимуществе быстрой памяти перед медленной — потому что FPS в играх упирается в видеокарту.

Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 5»).

И здесь в игру вступает такой параметр, как экономия. Мы уже выяснили, что разница в цене между комплектами DDR4-2666 и DDR4-3000/3200 составляет небольшую сумму, поэтому для системы AMD нет смысла брать медленную память. Здесь вполне будет достаточно среднестатистического комплекта DDR4-3200 объемом 16 Гбайт. Но для платформы Intel под быструю память необходимо вложиться в покупку платы на базе чипсетов Z370 и Z390 Express, а это 2-3 тысячи рублей переплаты. В таком случае вполне можно сэкономить, взяв плату попроще и набор DDR4-2666.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 2»)

Схожим образом показывает себя и стартовая сборка. Radeon RX 570 — это видеокарта, которая даже при использовании высокого и среднего качества графики загружена в играх на 100 %. Следовательно, частота и тайминги оперативной памяти мало влияют на FPS.

* Настройки в играх указаны в параграфе «Используемое оборудование и настройки в играх» («Настройки 2»).

Даже использование 8 Гбайт DDR4-3200, работающих в одноканальном режиме, не портит ситуацию. Просадки FPS есть, но они связаны, в частности, с нехваткой ОЗУ в играх. Это хорошо видно, если убрать быстрый SSD и запускать игры на медленном HDD.

#Выводы

Прошло почти три года с момента выхода статьи «Сколько оперативной памяти нужно для игр: 8 или 16 Гбайт». Мы видим, что за это время системные требования компьютерных игр изменились несильно, и 16 Гбайт ОЗУ все еще достаточно для игр на максимальных настройках в любом разрешении вплоть до Ultra HD. Уверен, что кардинально ситуация в ближайшие год-два не изменится, хотя уже есть игры, которые подбираются к этому психологическому порогу.

В 2018 году я бы ни за что не советовал читателям взять просто так и купить, что называется, про запас набор памяти объемом 32 Гбайт — уж слишком дорого обходилась ОЗУ в то время. Сейчас же я не вижу ничего криминального в покупке такого комплекта, если речь идет о сборке нового ПК с нуля. Допустим, взяли вы сейчас игровую систему с видеокартой уровня GeForce RTX 2070 SUPER или выше. Очень может быть, что она будет радовать вас ближайшие 5-7 лет. Сначала на максимальных настройках, затем на высоких, а после — на средних. Мы видим, что существующие массовые платформы — AM4 и LGA1151-v2 (да и LGA1200 можно сюда отнести) — работают только с DDR4-памятью, а потому покупка сразу 32 Гбайт избавит вас от необходимости через три-четыре года (когда на рынке будет главенствовать память стандарта DDR5) выискивать комплект со схожими характеристиками.

И не забывайте, что уже в этом году ОЗУ начнет дорожать.

Надеюсь, сегодняшнее тестирование наглядно показало, что при выборе оперативной памяти нет особого смысла гнаться за сверхвысокой частотой комплектов DDR4. Рыночная стоимость DDR4-2666 и DDR4-3000 находится на сопоставимом уровне, поэтому целесообразнее взять более быстрый набор. Начиная со стандарта DDR4-3466, стоимость оперативной памяти резко увеличивается. Вот только высокие частоты оперативной памяти, как правило, влекут за собой и высокие задержки. Частота — не панацея, и очень часто настройка таймингов позволяет достичь схожего и даже лучшего результата. Если не видно разницы, то зачем платить больше? Пока такую память можно посоветовать разве что энтузиастам, рассматривающим свой ПК как плацдарм для всевозможных экспериментов.

Выражаем благодарность за предоставленное оборудование компаниям ASUS, Corsair и компьютерному магазину «Регард».

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Дата выхода в раннем доступе, Kickstarter и обновлённое демо: красочная фэнтезийная стратегия Songs of Silence получила новый трейлер 5 мин.
Бывшие сотрудники Blizzard рассказали, что происходит с сюжетными миссиями Overwatch 2 — их могут окончательно отменить 2 ч.
Более половины игровых студий применяют ИИ в разработке, показало исследование Unity 2 ч.
На смену Family Sharing в Steam придут «Семейные группы» с общей библиотекой, контролем за детьми и привязкой к региону 3 ч.
Nvidia запустила Quantum Cloud — облачный симулятор квантового компьютера для исследований 3 ч.
Telegram выгодно для себя привлёк $330 млн через продажу облигаций 3 ч.
Более 500 российских программистов приняли участие в совместном хакатоне Хоум Банка и «Сколково» 4 ч.
Всё своё ношу с собой: Nvidia представила контейнеры NIM для быстрого развёртывания оптимизированных ИИ-моделей 11 ч.
Nvidia AI Enterprise 5.0 предложит ИИ-микросервисы, которые ускорят развёртывание ИИ 12 ч.
NVIDIA запустила облачную платформу Quantum Cloud для квантово-классического моделирования 12 ч.
В Китае создали «саморазмножающиеся» дроны — они распадаются на независимые аппараты в форме кленового семени 52 мин.
Samsung основала лабораторию по разработке полупроводников для ИИ 2 ч.
«Мерлион» выпустит SSD, блоки питания и другие комплектующие под собственным брендом 3 ч.
Смарт-часы Xiaomi Watch S3 и Redmi Watch 4 для любителей активного образа жизни и ТВ-приставка Mi Box S 2 Gen для развлечений 4 ч.
SK hynix запустила массовое производство стеков памяти HBM3E — первой её получит Nvidia 4 ч.
Смартфоны Redmi Note 13 и 13 Pro+ 5G, планшет Xiaomi Pad 6 расширят возможности для работы и развлечений 5 ч.
Зарубежные поставщики Intel и TSMC не спешат строить свои предприятия в Аризоне 6 ч.
Nvidia и Synopsys внедрили искусственный интеллект в сфере литографической подготовки производства чипов 6 ч.
NVIDIA представила облачную платформу для исследований в сфере 6G 13 ч.
Ускорители NVIDIA H100 лягут в основу японского суперкомпьютера ABCI-Q для квантовых вычислений 13 ч.