Сегодня 26 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 27-дюймового 4K-монитора Dell UltraSharp U2720Q: когда калибровка не рекомендуется

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор Dell U2720Q был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 10. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4 к видеокарте GeForce GTX 1070 с актуальным на момент тестирования драйвером (активировано управление цветом при помощи стороннего ПО, прочие настройки — по умолчанию). Частота обновления экрана в ходе тестирования составляла 60 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим нашу старую практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

Рабочие параметры

При тестировании монитора мы использовали интерфейс Display Port 1.4 как наиболее беспроблемный и полностью раскрывающий возможности дисплея. Для настройки и калибровки мы использовали режим Custom Color («Обычный цвет») как единственный режим, предоставляющий доступ к настройке усиления RGB Gain.

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — Standard («Стандарт»);
  • яркость — 75;
  • контраст — 75;
  • цветовая температура — 100/100/100;
  • резкость — 50;
  • время отклика — Normal.

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — Custom Color («Обычный цвет»);
  • яркость — 24;
  • контраст — 75;
  • цветовая температура — 98/92/95;
  • резкость — 50;
  • время отклика — Normal.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме «Стандарт» с заводскими настройками основных параметров при отключенном режиме HDR в параметрах экрана Windows 10 и установке яркости от 0 до 100 с шагом 10.

Яркость в меню Яркость белого (кд/м2 ) Яркость черного (кд/м2 ) Статическая контрастность (x:1)
100 337,1 0,3187 1044
90 301,3 0,2892 1042
80 269,4 0,2581 1044
70 239,3 0,2293 1044
60 209,7 0,2013 1042
50 180,4 0,1732 1042
40 151 0,145 1041
30 121,1 0,1163 1041
20 90,6 0,0871 1040
10 60,4 0,0582 1038
0 30,2 0,0293 1030

Максимальная яркость экрана совсем немного не дотянула до заявленного уровня в 350 кд/м2, а минимальная составила всего 30,2 кд/м2, что можно назвать отличным результатом, который должен полностью устроить любителей работать в темноте при минимальном уровне светимости экрана.

Контрастность оказалась ниже заявленного производителем уровня 1300:1, но измеренный нами результат в районе 1040:1 является вполне достойным показателем для матриц IPS-типа.

#Результаты измерений

В ходе тестирования основное внимание мы уделили измерениям в стандартном режиме с полным цветовым охватом монитора и с эмуляцией цветового пространства sRGB. Прочие предустановки изображения явно не направлены на точность цветопередачи, хотя в определенных условиях их использование вполне может быть оправданно — но ради интереса мы провели замеры и в них.

#Режим «Стандарт»

Начнем с результатов, демонстрируемых при заводских установках монитора в режиме «Стандарт».

Полный цветовой охват матрицы на 99,8% покрывает цветовое пространство sRGB, на 84,8% — пространство Adobe RGB и на 95,6% — пространство DCI-P3, что вполне согласуется с обещаниями производителя. Общий объем цветового охвата матрицы составляет 139,1% пространства sRGB.

Цветовая температура чуть завышена относительно целевого уровня.

Точка белого и оттенки серого довольно серьезно отклоняются от целевых значений, но серые оттенки сгруппированы весьма плотно.

Гамма-кривые пролегают несколько выше эталонного уровня.

Тест Argyll пройден лишь в отношении точки белого: отклонения как среднего, так и максимального значения DeltaE выше даже минимальных требований теста. Впрочем, трудно было ожидать иного при использовании расширенного цветового охвата.

Настройка через усиление RGB Gain лишь немного улучшает положение точки белого и оттенков серого (с которыми дела обстоят достаточно неплохо и без нее), но практически не сказывается на прочих показателях, поэтому приводить измерения в этом режиме, на наш взгляд, излишне.

#Режим sRGB

Для установки режима эмуляции цветового пространства sRGB требуется выбрать режим Color Space («Цветовое пространство»), в котором доступны опции «sRGB» и «DCI-P3».

Единственное изменение прочих настроек в данном режиме коснулось яркости экрана — для целевого значения 100 нит ее потребовалось снизить до 23. Прочие параметры для цветового пространства sRGB оказались изначально настроены почти безупречно (добиться столь малых отклонений путем настройки RGB Gain вручную нам не удалось).

В режиме эмуляции цветового пространства sRGB треугольник цветового охвата практически идеально совпадает с целевым: совпадение на 98% при общей площади охвата в 98,9% sRGB.

Цветовая температура в целом чуть завышена, но отклонения от целевого уровня 6500К находятся в пределах 100К, что говорит о вполне достойной настройке.

Настройка точки белого и оттенков серого очень хороша. Отклонение от целевой точки минимально, а оттенки серого сгруппированы очень плотно с минимальными отклонениями DeltaE.

Гамма-кривые в этом режиме пролегают чуть выше эталонного уровня, причем ближе к эталонной кривой по сравнению со стандартным режимом. Расхождение между гамма-кривыми отдельных цветов значительно меньше, чем в стандартном режиме.

В результате тест Argyll пройден с отличием по всем показателям — что является весьма нехарактерным результатом для монитора «из коробки», пусть даже и с заводской калибровкой. Остается только аплодировать такому уровню настройки — дополнительная калибровка при работе с цветовым пространством sRGB для Dell UltraSharp U2720Q в принципе не требуется.

#Режим sRGB, результаты после калибровки

Тем не менее, мы провели калибровку и в этом режиме, что позволило добиться еще меньших отклонений.

Цветовой охват после калибровки практически не изменился.

Цветовая температура после калибровки сильнее отклоняется от целевого значения 6500К при невысоких уровнях светимости экрана, но меньше — при большей яркости.

Расположение точки белого практически не изменилось, но плотность группировки оттенков серого несколько снизилась.

Гамма-кривые значительно приблизились к эталонной кривой, а расхождение между кривыми отдельных цветов свелось к минимуму.

По результатам теста Argyll чуть ухудшилось расположение точки белого, но резко уменьшились отклонения DeltaE — до 0,18 единицы в среднем и 0,86 единиц в пике.

Тем не менее, забегая немного вперед, отметим, что на наш взгляд лучше все же пользоваться «заводским» режимом sRGB. Хотя он и обеспечивает несколько худшую точность цветопередачи, но не имеет проблем с качеством отображения градиентов, которое после калибровки на данном мониторе существенно ухудшается.

#Прочие режимы

Прочие режимы, которые не были упомянуты выше, представлены предустановками ComfortView, Game («Игра») и Movie («Кино»). Все они довольно близки к режиму Standard, отличаясь в первую очередь цветовой температурой. Для режима ComfortView (аналог Low Blue Light) она занижена до уровня 5600К, в режиме «Кино» — завышена до 9400К, а в режиме «Игра» повышена до 6800К. Понятно, что говорить о правильности цветопередачи для данных режимов не имеет смысла — только о субъективном «нравится/не нравится».

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры ~6500 кельвин.

Примерно так выглядит в темноте белый фон, выведенный на экран.

Картинка выше демонстрирует фотографию белого поля при определённой экспопоправке в ходе съёмки (в темноте) и дальнейшей программной обработки для более наглядного представления равномерности подсветки.

Наиболее заметны проблемы вдоль нижнего края экрана, а также в левом верхнем углу, что подтверждается и результатами измерений.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки при яркости 100 кд/м2 составило 8,93%, а максимальное (в правом нижнем углу) составило 27,93%. Средний уровень отклонений можно оценить как, извините за тавтологию, средний, — а вот максимальный весьма высок для монитора такой диагонали и разрешения.

Отклонения цветовой температуры в единицах DeltaE в среднем составляет 3,32, а максимальное (в левом нижнем углу) достигает 8,07 единицы, что весьма много для монитора такой диагонали.

Впрочем, есть немалые шансы на то, что другие экземпляры этой модели могут показать лучшие результаты. В протестированном нами образце в явно «проблемные» зоны попадают не только традиционные углы, но и практически весь низ экрана.

При взгляде на черный экран в темноте невооруженным глазом сильных засветок почти не заметно. Если небольшая засветка в левом верхнем углу и засветка с паразитными оттенками в левой части нижней части экрана.

После дополнительной экспоправки и обработки снимка можно увидеть небольшие засветки внизу справа (также с паразитным желтоватым оттенком), возле правой стороны экрана и в правом верхнем углу, но на практике они почти незаметны.

#Качество градиентов и скорость отклика

 Градиенты на неоткалиброванном мониторе

Градиенты на неоткалиброванном мониторе

 Градиенты на откалиброванном мониторе

Градиенты на откалиброванном мониторе

Качество отображения градиентов до калибровки не вызывает нареканий. Но после калибровки появляются хорошо заметные границы переходов практически на всех оттенках — именно поэтому при работе с цветовым пространством sRGB мы рекомендуем использовать соответствующий пресет настроек, а не калибровать монитор.

Скорость отклика матрицы заявлена на уровне 8 мс GtG для режима Normal и 5 мс для режима Fast. По умолчанию используется режим Normal, в котором практически незаметны артефакты разгона. Несмотря на высокое заявленное время отклика, быстродействие матрицы в целом находится на типичном для 60-герцовых IPS-панелей уровне. Такого быстродействия вполне достаточно для не слишком динамичных игр (да и в целом для пользователей, не метящих в кибератлеты).

Режим Fast трудно порекомендовать для использования, поскольку из-за явно видимых артефактов разгона шлейф за движущимися объектами получается даже длиннее, чем в режиме Normal, не говоря о падении качества изображения, страдающего от пересвеченных «хвостов».

При «родной» частоте обновления 60 Гц пропуска кадров не наблюдается.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляются незначительные паразитные оттенки в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен сильнее, чем у большинства моделей на основе IPS-матриц. Хотя при типичном положении пользователя перед монитором даже на темном фоне он почти не беспокоит, «свечение» наиболее отдаленных от глаз пользователя участков экрана начинается при отклонении на меньший угол, чем у большинства подобных моделей.

Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе Dell U2720Q используется матрица с полуматовой защитной поверхностью, практически не вызывающей проявлений кристаллического эффекта, но достаточно эффективно борющейся с бликами.

Эффекту Cross-Hatching монитор также не подвержен.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц.

С файлового сервера 3DNews.ru можно скачать цветовой профиль для этого монитора, который мы получили после калибровки в режиме эмуляции sRGB с отсечением выходящих за пределы этого цветового пространства областей .

Выводы

Монитор Dell U2720Q имеет приятный и узнаваемый фирменный дизайн, хорошее качество изготовления и достойный комплект поставки. Матрица обладает расширенным цветовым охватом, соответствующим обещаниям производителя (95% пространства DCI-P3), а качество эмуляции цветового пространства sRGB «из коробки» — едва ли не лучшее среди всех знакомых нам моделей. Подставка обеспечивает полный набор регулировок, а при необходимости дисплей может быть установлен на VESA-крепление. Цена на фоне прямых аналогов (27-дюймовый IPS-монитор с разрешением 4К и поддержкой USB Type-C) также выглядит вполне адекватно.

Из недостатков можно отметить не самое удобное управление (как сами кнопки, так и ряд нюансов меню), ухудшение отображения градиентов после калибровки (что не так уж и страшно при наличии качественного заводского режима sRGB), а также выраженный сильнее, чем на большинстве мониторов с IPS-матрицами, glow-эффект. Также протестированный монитор продемонстрировал неожиданно высокую для достаточно скромной диагонали неравномерность подсветки и цветовой температуры по полю экрана, но здесь мы склоняемся к мысли о недостатках конкретного экземпляра.

Тем не менее, личные впечатления автора от знакомства с монитором остались весьма приятными благодаря великолепной четкости изображения, хорошей цветопередаче и безупречному отображению шрифтов. И даже в играх (если вы, конечно, не киберспортсмен) монитор показывает себя вполне адекватно — хотя, конечно, это не его стихия.

Достоинства:

  • хорошее качество материалов и сборки;
  • достойный комплект поставки;
  • функциональная подставка с полным набором регулировок;
  • наличие VESA-крепления;
  • расширенный цветовой охват и возможности, который он дарит;
  • великолепно настроенный режим эмуляции пространства sRGB (позволяет при необходимости получить стандартный цветовой охват);
  • хорошие градиенты на неоткалиброванном мониторе;
  • наличие разветвителя USB 3.0 и поддержка USB Type-C (в т.ч. и в качестве источника видеосигнала с одновременной зарядкой мощностью до 90 Вт);
  • отсутствие Cross-hatching и различимого кристаллического эффекта при обычных условиях просмотра;
  • разумная на фоне прямых конкурентов цена.

Недостатки:

  • высокий уровень неравномерности подсветки и цветовой температуры по полю экрана (возможно, проблема конкретного экземпляра);
  • значительное падение качества отображения градиентов после калибровки.

Может не устроить:

  • отсутствие режима с полным доступом ко всем настраиваемым параметрам;
  • отсутствие технологий адаптивной кадровой синхронизации и частота обновления 60 Гц;
  • ряд мелких недостатков меню и управления;
  • относительно сильно выраженный Glow-эффект.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
В работе ChatGPT произошёл глобальный сбой 27 мин.
Разработчики Assetto Corsa Evo подтвердили, с каким контентом игра выйдет на старт раннего доступа и чего ждать от полноценного релиза 32 мин.
Российский аниме-хоррор MiSide внезапно оказался хитом Steam — восторженные отзывы игроков, сотни тысяч проданных копий 3 ч.
Киберпанковый слешер Ghostrunner 2 стал новой бесплатной игрой в Epic Games Store — раздача доступна в России и продлится всего 24 часа 4 ч.
Activision сыграет в кальмара: новый трейлер раскрыл, когда в Call of Duty: Black Ops 6 стартует кроссовер со Squid Game 2 5 ч.
«К чёрту Embracer Group»: неизвестный устроил утечку исходного кода Saints Row IV 6 ч.
Отечественная платформа Tantor повысит производительность и удобство работы с СУБД на базе PostgreSQL 9 ч.
В Steam вышла новая демоверсия голливудской стратегии Hollywood Animal от авторов This is the Police 10 ч.
IT-холдинг Т1 подал иск к «Марвел-Дистрибуции» в связи с уходом Fortinet из России 10 ч.
Рождественское чудо: в открытый доступ выложили документы Rockstar начала 2000-х, включая планы на GTA Online от 2001 года 11 ч.