Сегодня 23 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Фото и видео

Обзор фотокамеры Leica M10-R: та же Leica, только в цвете

⇣ Содержание

#Камера в работе

Перейдем к самому интересному – практической части обзора. В конце концов, что расскажет о камере лучше, чем снимки, сделанные на нее? Я была сильно ограничена во времени, поскольку камера попала ко мне совсем ненадолго, но постаралась проверить ее в разнообразных ситуациях и поснимать на нее различные сюжеты, чтобы можно было составить более полное впечатление. Тестировала камеру я с двумя объективами: Leica Summilux-M 35 мм, f/1.4, ASPH и Leica APO-Summicron-M 75 мм, f/2, ASPH.

После знакомства с Leica M10 Monochrom съемка на M10-R показалась уже привычной. Ручная фокусировка по-прежнему не доставляет мне удовольствия. С учетом того, что главным образом я снимаю портреты, и снимаю их на открытой диафрагме (и да, мне принципиальна малая глубина резкости), малейшая промашка может означать, что хороший по всем прочим параметрам кадр придется выбросить в корзину. Это болезненно, и болезненно вдвойне оттого, что любая другая современная камера с системой автофокуса по глазам позволила бы мне избежать этой промашки. Но… на другой камере не было бы оптики Leica без переходника и этой магически объемной картинки.

#Съемка в JPEG

Сразу скажу, что в плане творческих функций Leica M10-R так же минималистична, как и во всем остальном. Никаких фильтров, режимов моделирования пленки или чего-то подобного здесь нет. Единственное, что может настроить пользователь, – баланс белого, яркость, контраст и насыщенность. Еще — перевести фото в черно-белый формат (руки так и тянулись это сделать, воспоминания о Monochrom не дают покоя).

Общее впечатление от картинки – мягкая, объемная, сочная и контрастная (но без переборов). Работа с естественным светом дает изображение, практически не требующее корректировки.

При работе с искусственным светом автоматический баланс белого сильно уводит изображение в желтизну.

Также я заметила, что в рамках одной серии, снятой в идентичных условиях и с идентичными настройками, цвет может довольно сильно различаться.

Разрешение в 40 мегапикселей дает широкий простор для кадрирования изображений. Даже когда мы обрезаем большую часть снимка, мы получаем вполне хорошую по резкости и детализации картинку – в этом несомненный плюс матриц с большим разрешением. Минус — в том, что большие файлы требовательны к системе хранения и обработки информации.

Слева – оригинальный снимок, справа – 100%-кроп. Параметры съемки: ISO 100, F/5.6, 1/180 сек.

Разумеется, мне было очень любопытно поснимать в черно-белом формате и сравнить результаты с кадрами, сделанными на Leica M10 Monochrom. Вот пять фото, сделанных на M10-R.

А это пять снимков на Monochrom.

Как по мне, очевидной разницы нет. И мне все-таки приятнее, когда есть выбор — снимать в ч/б или в цвете.

#Съемка в темноте. Работа на высоких ISO

Leica M10 Monochrom впечатлила своей способностью делать приемлемые по качеству снимки на самом высоком значении ISO – 100000. У Leica M10-R верхний предел не такой большой – 50000 ISO. Интересно, чем удивит нас она. Для начала посмотрим несколько примеров из реальной жизни (шумоподавление на камере отсутствует):

ISO 2000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Качество снимка хорошее, очевидных шумов невооруженным глазом не видно

ISO 3200. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Все еще нет выраженного шума

ISO 4000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Небольшие шумы в зоне нерезкости заметны, но они не особенно портят картину. В подобном сюжете их легко убрать с помощью шумоподавления в редакторе

ISO 6400. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Здесь хорошо можно увидеть разницу между RAW и JPEG: в последнем шумов значительно больше. Выходит, что внутрикамерная обработка негативно сказалась на качестве снимка. Все настройки (насыщенность, яркость, контраст) были установлены на среднем значении

ISO 12500. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Здесь аналогичная ситуация: RAW неплохой по качеству, а в JPEG шумы более агрессивные

ISO 20000.Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Шумы уже очень ярко выражены и в JPEG, и в RAW. Качественным фото назвать нельзя

ISO 25000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. Цветной шум гораздо коварнее монохромного, он сильнее режет глаз

ISO 50000. Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию. На самом высоком значении ISO мы видим уже очень сильный шум и резкое падение качества цветопередачи

Скачать примеры в RAW (409 Мбайт)

Посмотрим теперь снимки тестовой сцены.

ISO 100

ISO 200

ISO 400

ISO 800

ISO 1600

ISO 3200

ISO 6400

ISO 12500

ISO 25000

ISO 50000

Скачать RAW-файлы (561 Мбайт)

Впечатления от работы Leica M10-R на больших значениях светочувствительности не такие радужные, как от работы Leica M10 Monochrom, — RGB-фильтры сильно влияют на количество света, попадающего непосредственно на светочувствительные элементы. Цветные шумы, которые отчетливо видны на снимках, сделанных на значениях ISO свыше 12500, довольно сильно портят картинку. В целом же шумы начинают давать о себе знать уже на значении ISO 6400. Сказать, что M10-R выигрывает по этому параметру у других современных камер с большим разрешением, я не могу. Но разумеется, надо проводить прямые сравнительные тесты, чтобы это не звучало голословно.

#Серийная съемка

Возможно, не самая востребованная функция для камеры без автофокуса, но производитель оставил ее в Leica M10-R. Скорость серийной съемки - около 4,5 кадра/с, камера способна сделать 30–40 последовательных снимков. При съемке в формате RAW+JPEG у меня вышла непрерывная серия длиной 8-9 кадров до заполнения буфера — не много, но едва ли в данном случае нужно больше, честно говоря. Также отмечу, что камера в целом работала не слишком стабильно, регулярно зависая в процессе записи снимков «намертво» — из этого состояния вывести ее можно было, только вынув и вставив назад аккумулятор. По словам представителя компании, это могло быть связано с использованием не самой быстрой карты памяти — в данном случае класса UHS-I. Даже если это так (предельный доступный класс скорости — UHS-II), очень странное и едва ли сколько-нибудь оправданное поведение устройства, ничего подобного ни одна из камер, которые мы когда-либо тестировали, не демонстрировала. Будем надеяться, что об этой проблеме уже известно, и она будет исправлена в следующих прошивках.

Съемка в RAW, динамический диапазон

Производитель заявляет о расширении динамического диапазона камеры в сравнении с более ранними моделями. Надо признать, что даже JPEG-файлы произвели уже хорошее впечатление богатством полутонов и способностью камеры захватывать самые темные и самые светлые области сцены с сохранением деталей. Но конечно, для сложных по свету сцен этого формата все же мало. Посмотрим, что нам удастся вытянуть из RAW-файлов (DNG). Для примера возьмем несколько сюжетов. Обработка проводилась в программе Adobe Camera RAW.

В первых двух случаях мы имеем дело с переэкспонированным ключевым элементом снимка. Особенно ощутим пересвет на портретном кадре. С помощью обработки удалось очень неплохо восстановить потерянные детали.

Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора

Для сравнения – кадр, на котором модель, напротив, намного темнее фона. Он хоть и задумывался как силуэтный, но на его примере наглядно можно увидеть, сколько информации можно вытянуть из теней, не «убив» света.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный на усмотрение автора

А вот в следующем кадре задумки снять силуэт не было – просто сложное смешанное освещение и попытка не потерять полностью вид за окном. Снимок в итоге сильно недоэкспонирован и с неверным балансом белого. Попробуем это исправить.

Слева — внутрикамерный JPEG, справа — RAW, сконвертированный на усмотрение автора. При осветлении теней на снимке появились хорошо заметные шумы. Восстановить больше информации в самых светлых участках не вышло, но в целом фото стало смотреться лучше

Ниже — еще несколько примеров обработки RAW-формата. Слева — внутрикамерные JPEG, справа — RAW, сконвертированные на усмотрение автора.

Скачать примеры в RAW (415 Мбайт)

В целом опыт работы с RAW-файлами можно оценить положительно – Leica M10-R дает пользователю простор для маневра.

#Автономность

В Leica M10-R используется литий-ионная аккумуляторная батарея BP-SCL5 номинальным напряжением 7,4 В и емкостью 1100 мА·ч. Зарядка аккумулятора возможна только с помощью зарядного устройства – опцию зарядки через USB производитель, к сожалению, не решился добавить, а это было бы куда удобнее, чем каждый раз снимать нижнюю крышку камеры.

Сколько кадров вы сможете сделать на одном заряде батареи, предсказать в точности невозможно, так как это зависит от множества факторов, начиная с температуры окружающей среды и заканчивая способом визирования – через видоискатель или ЖК-дисплей.

В ходе работы я не разу не доходила до полной разрядки камеры, так как была ограничена во времени тестирования, и каждый день мне необходимо было начинать, имея полный заряд. Точно могу сказать, что, визируясь в основном по дисплею, я смогла сделать 370 кадров в течение дня, и заряд при этом еще оставался, так что как минимум на 400 снимков рассчитывать можно. При съемке через видоискатель это значение, вероятно, будет ощутимо больше.

#Заключение

Несмотря на всю специфичность и нишевость продукта, не могу не признать, что работа с Leica M10-R доставляет немало удовольствия. Во-первых, эстетического, потому что держать в руках красивый, легкий и качественно сделанный аппарат всегда приятно. Во-вторых, ее минимализм по-настоящему притягателен. Знаете, когда у вас в руках аппарат с огромным количеством органов управления и многоступенчатым меню – это так или иначе несколько фрустрирует. Невольно начинаешь раздумывать: а все ли ты настроил оптимальным образом? А не забыл ли вовремя сменить вот ту настройку в десятом пункте шестой страницы меню? А не попробовать ли вот этот сценарий работы автофокуса? А может быть, лучше этот? Заодно уж и все остальные, потом будет возможность сравнить (потом, конечно, не сравниваешь, потому что забываешь об этом – ну если это не кадры для обзора камеры, разумеется). Если что-то есть и за что-то заплачено – грех этим не пользоваться, правда же? Так вот в случае с Leica M10-R мы платим, в частности, за то, чтобы нас избавили от всей этой суеты и оставили нам чистый творческий процесс. Пишу это немного с иронией, но ключевое слово – «немного», потому что на этом ощущении я действительно ловила себя не раз. Ну нечего тут крутить и настраивать, правда, – нечего! Бери и снимай уже!

Как я уже говорила в обзоре Leica M10 Monochrom, – подобные аппараты имеют свою аудиторию, и здесь бесполезно советовать или не советовать купить эту камеру. Если вы знаете, зачем она вам нужна и у вас есть бюджет, чтобы ее приобрести, – скорее всего, вы и так это сделаете. У большинства наших сограждан, даже очень ценящих высокое искусство фотографии, возможности купить Leica M10-R просто нет. Она так и останется мечтой, а в руках будет что-то не столь теплое и ламповое, но обеспечивающее плюс-минус крепкий результат.

Если отбросить лирику и пройтись по фактам, Leica M10-R не представляет собой чего-то фантастического в плане качества изображения: резкость и детализация хорошие (при условии, конечно, что вы не промахнулись с фокусом), динамический диапазон – тоже. Но сказать, что по этим характеристикам камера выдает что-то особенное, выделяющее ее на фоне других полнокадровых камер, нельзя. Она держится на уровне – хотелось по привычке сказать «с конкурентами», но какие конкуренты у нее могут быть? Хотя производитель обещает нам отличные результаты при съемке в темноте, своими глазами я вижу, что изображение довольно сильно и неприятно шумит на ISO выше 6400, а по нынешним меркам это уже не очень хороший показатель. Но что точно завораживает – это объем и глубина картинки, которую обеспечивает оптика Leica. Это слишком красиво, чтобы не захотеть эту камеру в связке с оригинальной оптикой даже вопреки здравому смыслу.

Скачать RAW-файлы (первая часть) (1,22 Гбайт)

Скачать RAW-файлы (вторая часть) (1,27 Гбайт)

Достоинства:

  • качество исполнения и сборки;
  • большое разрешение дает большие возможности для печати и кадрирования снимков;
  • есть Wi-Fi;
  • простое и не громоздкое меню;
  • хороший динамический диапазон;
  • сенсорный экран;
  • приличное время автономной работы;
  • очень красивая, уникальная по своему объему и пластичности картинка;
  • такая камера дает ощущение элитарности;
  • малый набор функций стимулирует большую творческую свободу.

Недостатки:

  • нет автофокуса;
  • нет возможности зарядки через USB, и в целом – нет ни одного разъема;
  • сильно шумит на высоких ISO;
  • камера заметно «глючит»;
  • низкая скорость серийной съемки и малый буфер;
  • нет функции видеозаписи;
  • цена.
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥