Фото и видео

Обзор камеры Pentax K-3 Mark III: против ветра

⇣ Содержание

#Камера в работе

Приступим к самому интересному – разбору того, как же все-таки снимает Pentax K-3 Mark III. Сможет ли кроп-зеркалка в 2021 году впечатлить качеством снимков и удобством работы? Ко мне на тест камера попала с тремя объективами: HD Pentax DA 21мм f/3.2 AL Limited black, Pentax D FA* 50mm f/1.4 SDM AW*, PENTAX D FA 70-210mm f/4 ED SDM WR.

Съемка в JPEG

Обилие опций при съемке в JPEG впечатляет с ходу. Производитель продумал разные возможности для модификации кадров, и мы кратко пройдемся по наиболее интересным пунктам. Но для начала посмотрим, как выглядят фото без всяких вмешательств – со стандартным цветовым профилем и автоматическим балансом белого.

Я прекрасно отдаю себе отчет в том, что цвет – субъективная категория и вопрос личных пристрастий, но вынуждена сказать, что мне в целом не слишком понравилось, как в этом плане работает Pentax K-3 Mark III. Многие сюжеты – особенно закатные кадры или фото, снятые в солнечную погоду, – смотрятся излишне «пластиково», перенасыщенно. Съемка в тени тоже создает проблемы – цвета слишком холодные, тусклые, и, в частности, страдают тона кожи. Наиболее комфортные по цветам фото получаются при достаточном, но мягком естественном освещении. Забегая вперед, скажу, что вывести удовлетворяющий меня цвет при обработке RAW тоже было непросто, хотя обычно я со скепсисом отношусь к жалобам фотолюбителей на цвета той или иной камеры.

 
 
 
 
 

Детализацию снимков я тоже не могу назвать особенно впечатляющей. Нормальный уровень для APS-C-камеры. Возможно, чуть лучше, чем у конкурентов – но без прямых сравнительных тестов судить сложно. Полнокадровые камеры с сенсорами высокого разрешения в этом смысле, безусловно, выигрывают. Оценить детализацию можно на примере тестовых снимков в разделе «съемка на высоких ISO». А вот пример из реальной практики: в разных погодных и световых условиях проработка мелких деталей может быть хуже или лучше.

 

Слева — оригинал снимка, справа — кроп. F/10, 1/400 сек, ISO 100

Зато в том, что касается возможностей модификации изображения, Pentax K-3 Mark III обходит большинство конкурентов. Творческих функций здесь очень много.

#Цифровые фильтры

В камере доступно 16 творческих фильтров, по-разному модифицирующих снимки. Есть как более классические решения – например, зернистый монохром, так и более радикальные. Экспериментировать с фильтрами интересно, хотя ситуаций, когда они действительно уместны и украшают фото, не так уж много. Мне понравился, к примеру, фильтр Hard, который красиво подчеркивает фактуру облаков (хотя и добавляет шумов).

 

Слева снимок без применения фильтра, справа – с фильтром «Hard».

Любопытна функция выделения одного цвета с обесцвечиванием остального изображения – фильтр «Высокий контраст + выборочный цвет» (пришлось, правда, поломать голову, как же выбрать тот самый цвет – опция реализована интуитивно не понятно; но в итоге попытки увенчались успехом). Подобный эффект доступен также во многих камерах Fujifilm. Но найти в реальной жизни сюжет, где цвет присутствует в чистом виде и только на одном объекте, очень сложно – то тут, то там будут появляться нежелательные вкрапления.

   

Примеры фото с выборочным выделением одного цвета

И конечно, классика – контрастные черно-белые кадры. Хорошее решение для сюжетов с жестким светом, когда не хочется заморачиваться с обработкой, а хочется сразу сделать стильно и выложить в соцсети.

 

Монохромный фильтр

#Настройки изображения

Эта функция по умолчанию вызывается кнопкой справа от клавиши ОК и, в отличие от описанных выше фильтров, имитирует скорее разные типы пленки и способы ее проявки. Причем настроить каждый стиль пользователь может под себя – по яркости, контрасту, балансу цветов и т. д. В этом плане гибкость камеры продолжает удивлять. Помимо достаточно типичных для всех производителей стилей – яркого, блеклого, насыщенного, – здесь можно обнаружить несколько вариантов имитации кросс-процесса и стиль «удержание серебра». Он напомнил мне особенно полюбившийся пленочный профиль CLASSIC Neg от Fujifilm.

 

Стиль «удержание серебра»

 
 
 
Съемка с различными настройками изображения

Съемка с различными настройками изображения

#Улучшение тона кожи

В камере доступно два варианта улучшения: по ощущениям, один влияет только на цвет кожи, а второй также добавляет размытия. Последний вариант смотрится, на мой вкус, как «топорный фотошоп», изменение же только цвета тоже довольно спорно – вроде бы тон стал теплее, что в целом приятно, но при этом нет однородности и естественности. Возможно, для отдельных ситуаций, в определенных световых условиях и для определенных типов кожи функция сработает и неплохо, но, мне кажется, увлекаться ей не стоит.

   

Слева направо: съемка без улучшения тона кожи/с двумя вариантами улучшения

#Мультиэкспозиция

Эта опция присутствует в большинстве современных камер, но чуть различается реализация: количество кадров, которые можно объединить в один, алгоритмы их объединения. В Pentax K-3 Mark III доступны три алгоритма: «сложение», «усреднение», «яркий», при этом объединить можно аж до 20 кадров. По факту интересный результат можно получить, склеив 2-3 снимка, дальше уже начинается «каша», в которой ничего не разобрать.

 

Примеры использования функции мультиэкспозиции

HDR

Еще одна из наиболее распространенных функций, при которой камера объединяет три снимка с разной экспозицией, чтобы максимально проработать как светлые, так и темные области изображения. K-3 Mark III дает возможность выбрать степень воздействия эффекта: слабую, среднюю, сильную или «экстра». Последние два меняют кадр довольно радикально, эффект получается на любителя – фотографии смотрятся неестественно, появляются светящиеся ореолы вокруг объектов, заметно искажаются цвета. Но на каких-то сюжетах это может выглядеть более-менее уместно.

   

Слева направо: съемка без HDR/ в режиме HDR сильный / в режиме HDR экстра

#Компенсация засветок

Полезная в теории функция, которая должна сработать «мягче», чем HDR, влияя только на самые яркие участки изображения с целью помочь избежать пересветов. На практике разница между фото, сделанными с включенной и выключенной функцией, едва уловима. Если приглядеться, можно заметить, что пересветы действительно слегка приглушаются, но не за счет лучшей проработки фактур в них, а скорее за счет их заливки ровным сероватым оттенком. Надо очень сильно не любить формат RAW, чтобы прибегать к подобным ухищрениям, которые не приносят особой пользы.

 

#Pixel Shift

Технология Pixel Shift используется для съемки статичных сюжетов с повышенной детализацией, и в данном случае для получения хорошего качества необходим штатив — съемка с рук, как на камере K-1 Mark II, невозможна. Сам принцип съемки уже не новый – он используется не только компанией Ricoh, но и Panasonic, Olympus, Sony. Суть его – в  объединении четырёх (у некоторых камер – восьми) снимков, каждый со сдвигом на один пиксель, благодаря чему можно получить более детализированные снимки с несколько более богатой цветопередачей. Как правило, снимки получаются огромного разрешения, но в случае с камерами Pentax это не так – фото, снятые в режиме Pixel Shift, также как и обычные кадры, имеют разрешение 26 мегапикселей.

Режим может быть полезен в специфических ситуациях в репродукционной съемке, в макросюжетах, при съемке для крупноформатных плакатов и т. д. В иных случаях различия невооруженным глазом почти неуловимы.

#Антиалиасинговый фильтр

Как говорилось в начале статьи, матрица камеры лишена фильтра низких частот, что может привести к появлению муара при съемке некоторых сюжетов. Например, нередко такой эффект возникает на одеже или архитектурных элементах с мелкими повторяющимися паттернами.  Чтобы подавить появление нежелательного узора, производитель предлагает использовать имитацию антиалиасингового фильтра. Можно выбрать силу его воздействия – слабую или сильную, а также использовать брекетинг, при котором камера будет делать три снимка: без имитации фильтра и с двумя его вариациями. Очень удобно и продуманно: при просмотре на компьютере можно будет выбрать наиболее удачный вариант, так как бороться с муаром постфактум весьма тяжело. Разумеется, держать эту опцию включенной постоянно не стоит, так как реализована она на основе микродвижений матрицы (что может привести к смазу в динамике), но для съемки статичных сюжетов с мелкими текстурами она может стать подспорьем.

#Съемка в RAW, динамический диапазон

Pentax K-3 Mark III предоставляет пользователю два варианта «сырого» формата: PEF и DNG. Плюс последнего в том, что он универсален, открывается на любом устройстве, в частности, мне не было нужды ждать последней версии конвертера, чтобы начать обрабатывать файлы с камеры. Формат RAW, безусловно, дает более полное представление о потенциале камеры, и именно его предпочитают профессиональные фотографы, поэтому рассмотрим несколько примеров обработки кадров, снятых в этом формате. Опция корректировки RAW есть в меню камеры. Настроек для обработки достаточно, чтобы оперативно привести кадр в более презентабельный вид – настроить баланс белого, поправить экспозицию, добавить эффекты. Для более глубокой работы стоит пользоваться специализированными программами.

Снимки для обзора я редактировала в программе Adobe Camera Raw. В качестве примеров я выбрала несколько контрастных сцен. Цель обработки — привести фото в баланс, лучше проявить света и высветлить тени.

 
 
 
 
 
 
 

Слева внутрикамерные JPEG, справа RAW, сконвертированные с настройками по вкусу

Скачать RAW-файлы (238 Мбайт)

Результаты работы в целом весьма порадовали: у камеры хороший запас и в светах, и в тенях, большую часть информации, за исключением совсем сильных пересветов, можно восстановить. Шумы даже при сильном осветлении теней весьма умеренные.

#Автофокус, серийная съемка и буфер

Не секрет, что именно в возможностях автофокуса зачастую кроется ключевая разница между различными схожими по характеристикам камерами. Технологии здесь резко шагнули вперед, и мы уже привыкли к тому, что камера при динамичной съемке делает большую часть работы за фотографа: обнаруживает, распознает, отслеживает объект с высокой точностью. Огромное количество точек фокусировки и моментальная реакция стали нормой. Поэтому любое отставание в этой области чревато для камеры статусом профнепригодности. Конечно, критически важна идеальная работа автофокуса в определенных жанрах: например, для фотографов, которые снимают спорт, динамичные репортажи, детей, животных. В пейзажной, тревел-, постановочной портретной фотографии можно позволить себе помучиться с фокусировкой подольше… Но зачем мучиться, если можно не мучиться?

Что же предлагает нам Pentax K-3 Mark III? Новейший скоростной модуль фазового автофокуса SAFOX 13 с новым алгоритмом слежения за объектом на всем поле изображения, 101 датчиком, из которых 25 — крестовых. Звучит неплохо. Проверим, как поведет себя камера при съемке через видоискатель.

Наш традиционный тест с бегущим на камеру человеком.

 
 
 
 
Следящая фокусировка

Следящая фокусировка

В целом камера справилась вполне неплохо. Сильных промашек по фокусу на снимках нет, однако видно, что на части снимков лицо все же вышло недостаточно резким. Спустя один-два кадра снова идет серия правильно сфокусированных фото, затем фокус вновь сбивается – но опять же максимум на пару снимков. Для съемки каких-то высокодинамичных сцен, например спортивных соревнований, камера приспособлена все же не лучшим образом – здесь упущенный момент может стоить дорого. Для более бытовых ситуаций, например съемки играющих детей, несколько бракованных снимков (брак к тому же условный, в уменьшенном виде для соцсетей фото вполне подойдет и без идеальной резкости на глазах) будут не так критичны – все равно останется из чего выбрать. Тем более что у камеры высокая скорость серийной съемки – 11 кадров в секунду со следящим автофокусом (или 12 без него). Буфер заявлен вроде бы неплохой: 32 кадра в формате RAW со скоростью 12 кадров в секунду (или 90 снимков в формате JPEG при максимальном разрешении со скоростью 2,5 кадра в секунду). На практике у меня получилось даже чуть больше заявленного: 33 кадра RAW + JPEG до того, как камера «подвисла». Это означает, что буфер заполняется меньше чем за три секунды, и дальше придется подождать какое-то время, прежде чем снимать новую серию. И здесь стоит напомнить, что только один из слотов для карт памяти в Pentax K-3 Mark III поддерживает самые быстрые карты UHS-II.

И несколько слов о фокусировке в режиме Live View. Не скрою, рука нередко тянулась переключиться в этот режим, когда хотелось снять сюжет с низкой точки или из другого неудобного положения. Правда, отсутствие поворотного экрана здесь было препятствием. Но все же я быстро убедилась, что увлекаться не стоит: видоискатель однозначно надежнее в плане фокуса. В Pentax K-3 Mark III используется контрастная система автофокуса, и, увы, многие кадры, снятые в Live View в сложных по свету условиях, оказались сфокусированы неверно.

Съемка в режиме Live View с распознаванием лиц

Съемка в режиме Live View с недостаточным освещением

При этом хочу отметить, что функция распознавания лиц работает очень достойно: камера обнаруживает и распознает лицо быстро и надежно, даже в динамике процент качественных кадров оказался не мал.


Съемка в режиме Live View с распознаванием лиц

#Стабилизатор

В Pentax K-3 Mark III используется пятиосевая оптическая стабилизация на основе сдвига матрицы Shake Reduction II (IBIS). Механизм компенсирует не только типичные при съемке с рук сотрясения корпуса фотоаппарата, но и горизонтальные и вертикальные сдвиги, часто случающиеся при макросъемке, а также эффекты покачивания. Заявленная эффективность стабилизации – 5,5 EV, стабилизация работает со всеми когда-либо выпускавшимися объективами PENTAX, в том числе с мануальными объективами через переходник.

Лучший результат, который получила я, снимая с рук, – этот кадр, сделанный на выдержке 1/15 при фокусном расстоянии 170 мм. Но, безусловно, при таких параметрах резкой получается все-таки меньшая часть снимков.

Стабилизатор здорово выручил меня во время спонтанной ночной прогулки без штатива. Он позволил сделать вполне качественные кадры, не повышая сильно ISO. Но, чтобы не рисковать, я все-таки снимала «с запасом»: на выдержках 1/15–1/20 при фокусном расстоянии 70 мм. Тогда кадры надежно получались резкими.

Выдержка 1/15, фокусное расстояние 70 мм, съемка с рук

Выдержка 1/15, фокусное расстояние 70 мм, съемка с рук

Съемка на высоких ISO

Диапазон светочувствительности у Pentax K-3 Mark III, безусловно, впечатляющий: ISO 100–ISO 1 600 000. Разумеется, производитель позиционирует камеру как отлично подходящую для ночной съемки. Проверим, как обстоят дела на практике. Для начала – несколько вечерних сюжетов с прогулки. При съемке в JPEG применялся стандартный уровень шумоподавления.

Первый снимок сделан на значении ISO 1 600. И в JPEG, и в RAW качество отличное, минимальные шумы можно заметить только при сильном приближении, но они не критичны.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На значении ISO 2500 в RAW есть легкая «шероховатость» на небе, но, опять же, она не мешает общему восприятию снимка. В JPEG картина похуже – там шумодав добавил более выраженную фактуру на ровном синем фоне.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Следующее фото сделано на ISO 6400. На данном сюжете шумы уже заметны невооруженным глазом и в RAW-формате, и в JPEG. В JPEG также становится заметна «замыленность» мелких деталей. Качество в целом еще неплохое, но встает вопрос, чего же тогда ожидать от снимков на ISO 1 600 000, если на ISO 6 400 фото уже шумят.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На ISO 8 000 картина примерно такая же – качество вполне приемлемое, но не феноменальное, на обычном уровне для современных камер.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

В том, что касается «зашумленности» изображения, многое зависит от сюжета. Более светлые кадры, как правило, выглядят лучше, чем фото с обилием теней либо недоэкспонированные. Следующий сюжет снят на ISO 12 800.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

На значении ISO 25 600 качество изображения уже очень невысокое: в RAW слишком много шумов, в JPEG – очень «замыленная» картинка. Использовать такое значение для художественной или профессиональной съемки уже не стоит. Соответственно, все более высокие значения тоже хоть и присутствуют в камере, но на деле едва ли будут использоваться – разве что в утилитарных целях или когда надо любой ценой запечатлеть момент, неважно, в каком качестве.

 

Слева внутрикамерный JPEG, справа RAW, сконвертированный с настройками по умолчанию

Скачать RAW-файлы (196 Мбайт)

Перейдем к снимкам тестовой сцены.

 

ISO 100

 

ISO 200

 

ISO 400

 

ISO 800

 

ISO 1600

 

ISO 3200

 

ISO 6400

 

ISO 12800

 

ISO 25600

 

ISO 51200

 

ISO 102400

 

ISO 204800

 

ISO 409600

 

ISO 819200

 

ISO 1600000

Скачать RAW-файлы (598 Мбайт)

Как можно заключить, ISO 1 600 000 – все-таки скорее маркетинговый ход для вау-эффекта. Pentax K-3 Mark III опережает конкурентов в цифрах, но не в реальной практике – потому что я не представляю, кто и зачем будет использовать верхние значения ISO на своих снимках. Однако то, что камеры в принципе способны получать какую-то картинку в кромешной темноте, – уже интересно.

#Съемка видео

Pentax K-3 Mark III – это именно фотокамера, так ее позиционирует производитель. Возможность снимать видео здесь, конечно, присутствует как дань современным тенденциям, но тем, кто ищет универсальную гибридную камеру, возможностей будет явно недостаточно. Однако улучшения в плане съемки видео здесь тоже есть, и они весьма значительны.

K-3 Mark III – первая камера с байонетом K, способная снимать видео в формате 4K (3840 × 2160 пикселей) с разрешением до 30p. Напомним, что кропнутные беззеркалки, например Fujifilm X-T3, могут снимать 4K с разрешением 60p, но только с кропом, без использования всей поверхности сенсора. В Full HD камера снимает со скоростью до 60 кадров в секунду.

Скачать пример видео (441 Мбайт)

В камере есть разъемы для подключения внешнего микрофона и наушников. Максимальная длительность видеоролика – 25 минут, но есть ограничение по «весу» ролика — не более 4 Гбайт.

Скачать пример видео (326 Мбайт)

При съемке видео можно использовать функцию стабилизации изображения: по заверению производителя, система достаточно тихая, чтобы не помешать записи ролика.

Главное ограничение для профессиональной съемки – контрастная система фокусировки, которая не позволяет отслеживать объект. В теории снять красивое видео на Pentax K-3 Mark III можно в определенных жанрах и обходя множество препятствий. Так что это скорее развлечение для энтузиастов, чем профессиональная функция.

Автономность

В Pentax K-3 Mark III установлена та же батарейка D-LI90P, что и в полнокадровой K-1 Mark II. По данным CIPA, на одном заряде камера способна сделать до 800 снимков – это тот параметр, по которому зеркальные камеры уверенно обходят беззеркальные.

 

Для тех, кому недостаточно этого количества, производитель предлагает батарейный блок-рукоятку, специально разработанный для PENTAX K-3 Mark III. Он увеличит количество снятых кадров на 1 800. Корпус рукоятки, как и сама камера, пыле- и погодозащищен. Батарейный блок совместим с аккумулятором D-LI90 и дополнен возможностью зарядки по кабелю USB-C. Дополнительно можно выбрать последовательность зарядки между основной батареей и батарейным блоком. На рукоятке также есть свои органы управления.

Проблема, с которой я столкнулась, – камера не заряжается по USB, если выключатель установлен в положении On. Если случайно забыть ее выключить вечером, можно наутро перед съемочным днем обнаружить разряженный аппарат – что со мной однажды и случилось.

#Заключение

Pentax K-3 Mark III была бы хорошей камерой. Лет пять назад? Года четыре? Не знаю. Но кажется, что сегодня выбрать ее своим инструментом могут только верные поклонники марки либо ретрограды, которые отказываются смотреть, что вообще происходит в мире современных фототехнологий (встречала лично таких людей: «Зеркалки ни на что не променяю, хотя беззеркалки даже не пытался пробовать»). И такое ощущение, что отказывается смотреть на это и сам производитель. Я уважаю «свою особую историю» и «свой путь», но не когда это просто плутание по закоулкам прошлого. Нельзя не видеть очевидного – при всех своих безусловных достоинствах K-3 Mark III отстает от современных стандартов.

Это неплохая APS-C-камера, если сравнивать ее с другими зеркалками. Качество картинки в целом достойное, особенно если снимать в RAW: динамический диапазон довольно широкий. В камере есть хороший стабилизатор, она надежная, относительно компактная, имеет защиту от погодных условий. Но очень плохой контрастный фокус, который не дает возможности использовать автофокусировку при съемке видео и делает режим Live View практически бессмысленным, статичный экран, который не позволяет делать интересные кадры из нестандартных положений… ISO 1 600 000? Какая разница, если на ISO 6400 шумы видны невооруженным глазом, а на ISO 25 600 качество откровенно низкое? Из плюсов, которые понравятся педантам и «технарям»: возможность тончайшей настройки буквально всего – каждой кнопки, каждой опции. Такого я не встречала ни у одного производителя фототехники. Количество интересных творческих функций поражает воображение, но при ближайшем рассмотрении значительная их часть либо бесполезна, либо настолько специфична, что среднестатистическому фотографу не понадобится. Покупать камеру ради нескольких красивых фильтров – опять же что-то из области фантастики. Боюсь, что рекомендовать Pentax K-3 Mark III я могу только тем, кто давно и безусловно влюблен в продукцию компании, уже собрал хороший парк оптики, не гонится за современными тенденциями и очень любит копаться в настройках техники. По сравнению с предыдущей моделью — Pentax K-3 Mark II — прогресс, безусловно, очень значительный, и тем, кто в целом доволен прошлой (или позапрошлой) моделью, но не прочь получить что-то большее, K-3 Mark III придется по душе.

Скачать RAW-файлы (1,61 Гбайт)

Достоинства:

  • надежность, качество сборки, защита от погодных условий;
  • относительно небольшой размер;
  • продуманная эргономика;
  • два слота для карт памяти;
  • потрясающие возможности кастомизации, тонкая настройка всех параметров;
  • хорошая и недорогая оптика;
  • отличный видоискатель;
  • широкий динамический диапазон;
  • хорошая детализация для своего класса;
  • достойная скорость серийной съемки (при рядовом буфере);
  • эффективный стабилизатор;
  • огромное количество творческих возможностей;
  • возможность съемки 4К-видео;
  • съемка в формате DNG;
  • долгое время автономной работы;
  • зарядка по USB.

Недостатки:

  • фиксированный экран без сенсорного покрытия;
  • плохой контрастный автофокус в режиме Live View, из-за чего — сложности при съемке видео;
  • только один слот для карт памяти поддерживает карты стандарта UHS-II;
  • сомнительный цвет в JPEG;
  • стандартный уровень шумов, несмотря на очень широкий диапазон ISO;
  • нельзя заряжать по USB, когда камера включена. 
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Материалы по теме
⇣ Комментарии
Прежде чем оставить комментарий, пожалуйста, ознакомьтесь с правилами комментирования. Оставляя комментарий, вы подтверждаете ваше согласие с данными правилами и осознаете возможную ответственность за их нарушение.
Все комментарии премодерируются.
Комментарии загружаются...
window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥