Сегодня 26 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Периферия

Обзор VR-шлема HTC VIVE Pro 2: лидер, хотя не идеал

⇣ Содержание

Релиз нового шлема виртуальной реальности от одного из основных производителей железа в этой области — всегда яркое событие, поскольку по характеристикам представленное устройства часто выглядит крайне выигрышно по сравнению со старыми продуктами. Среди шлемов виртуальной реальности (head-mounted dispaly, HMD), рассчитанных на подключение к компьютеру (в отличие от автономных устройств), лучшим предложением HTC до недавнего времени был VIVE Cosmos. Тогда HTC отказалась от дизайна прошлых моделей в пользу совершенно новой модульной конструкции, допускающей замену лицевой панели, что в свою очередь позволяет использовать один и тот же шлем в системе как внешнего, так и внутреннего трекинга.

VIVE Cosmos остается флагманским игровым HMD этого производителя для геймеров, но в то же время компания продолжила развивать семейство VIVE Pro, рассчитанное не только и не столько на игры, сколько на профессиональную визуализацию. Шлем VIVE Pro 2 сохранил прежний дизайн, но теперь может похвастаться наиболее выдающимися паспортными характеристиками среди всех решений потребительской и полупрофессиональной категории.

#Технические характеристики и цены

Судите сами: каждая из двух экранных матриц имеет разрешение 2448 × 2448, а в совокупности — 4896 × 2448, то есть 5К с пропорциями 2:1. Налицо колоссальный рост четкости изображения по сравнению с показателями старых продуктов HTC и большинства соперников новинки. Так, оригинальный VIVE Pro, а также Valve Index комплектуются экранами 1440 × 1600 на глаз, разрешение VIVE Cosmos составляет 1440 × 1700. Ближайшим аналогом VIVE Pro 2 по этому параметру является HP Reverb G2 с индивидуальным разрешением 2160 × 2160. Непревзойденным чемпионом остается Pimax 8K X с двумя 4К-экранами, но Pimax использует запатентованную технологию производства матриц и продает свой HMD по значительно большей цене, чем HTC, Valve и HP — не в последнюю очередь из-за небольшого объема производства по сравнению с более популярными решениями.

Ради повышенного разрешения создатели шлемов VR отказались от OLED-панелей в пользу жидкокристаллических IPS, а вместе с OLED ушла в прошлое PenTile-раскладка субпикселей, которая подразумевает два светоизлучающих элемента на каждый логический пиксель вместо трех субпикселей базовых цветов. Если сравнивать VIVE Pro 2 с оригинальным VIVE Pro по числу логических пикселей, то разрешение выросло в 2,6 раза, а если по субпикселям, то уже в 3,9 раза.

Следующим направлением апгрейда шлемов HTC была частота обновления. Необходимый минимум для VR равен 90 Гц, но, например, Valve Index по умолчанию достигает 120, а в экспериментальном режиме — 144 Гц. HTC VIVE Pro 2 также рассчитан на 120 Гц. Изображение 5К с такой частотой обновления невозможно передать по интерфейсу DisplayPort как есть, поэтому VIVE Pro 2 использует сжатие DSC. Хотя DSC — стандарт компрессии с потерями, он не вызывает заметных невооруженным глазом артефактов. Главное, чтобы у видеокарты тоже была эта функция, что ограничивает перечень совместимых с VIVE Pro 2 ускорителей сериями GeForce 16/20/30 и Radeon RX 5000/6000. Видеокарты постарше не смогут выводить картинку в полном разрешении, но в любом случае пользователям необходимо весьма мощное железо, чтобы раскрыть потенциал современных HMD в играх и задачах профессиональной визуализации.

Наконец, обновленный VIVE Pro, по примеру Valve Index, оснащен двухкомпонентными линзами Френеля, которые позволили увеличить горизонтальный угол обзора со 110 до 120°. По паспорту у Index (130°) он все еще шире, однако HTC удалось перегнать HP Reverb G2 (114°).

Лидерство в характеристиках позволило HTC установить на VIVE Pro 2 максимальную цену среди ближайших соперников. Сам шлем в отдельности компания продает за сумму $799, а полный комплект с контроллерами и базовыми станциями — за $1 399. Соответствующие предложения Valve Index оценены в $499 и $999, а комплект HP Reverb G2 и вовсе стоит $599. Наконец, в более высокой ценовой категории ($1429) находится Pimax Vision 8K X, который не имеет собственного комплекта базовых станций и контроллеров.

На российском рынке расстановка соперников в общих чертах повторяет долларовые цены. Рекомендованная розничная цена VIVE Pro 2 HMD составляет 79 990 руб. и за эту сумму шлем действительно можно приобрести во многих магазинах, хотя предложений дороже тоже немало. А полный комплект будет поставляться в РФ начиная с октября, его рекомендуемая розничная цена составит 141 990 руб. В настоящий момент некоторые продавцы собирают готовую систему из VIVE Pro 2 HMD и отдельных аксессуаров — это получается значительно дороже, чем планируемый к поставке заводской Full Kit, особенно в качестве контроллеров продавец выбрал Valve Knuckles (мы встретили цены до 169 тыс. рублей).

Valve Index наконец-то доступен у нас за более-менее приемлемые суммы в 70 и 125,5 тыс. соответственно. Комплект HP Reverb G2 стоит не меньше 67,5 тысяч, а отдельный шлем Pimax Vision 8К X — 120. В такой ситуации явным лидером по соотношению цены и характеристик выглядит продукт HP, однако нужно сделать акцент на том, Reverb G2 пользуется внутренним трекингом, который еще не дает настолько же высокой точности, как внешний трекинг при помощи ИК-станций. А вот по сравнению с Valve Index предложение HTC вполне оправдывает наценку за лучшие спецификации — по крайней мере на бумаге, ведь действительное качество изображения VIVE Pro 2 мы еще проверим специализированным ПО. Есть и другой момент: Index официально не поставляется в Россию и, как следствие, покупатель не получит гарантии производителя, в то время как шлемы HTC, купленные у авторизированных партнеров, гарантию производителя имеют, включая двухлетний план обслуживания и помощь в применении VR-систем корпоративным клиентам (а серия VIVE Pro, напомним, существует не только и не столько для игр, сколько для рабочих задач).

Пока наших краях не появился официальный комплект VIVE Pro 2, наиболее рациональным приобретением станет именно «голый» шлем — как для тех, кто уже пользуется оборудованием, совместимым со SteamVR, так и для тех, кто будет строить систему с нуля. Ведь качестве базовых станций можно взять дешевые базовые станции HTC для ранних моделей VIVE стандарта SteamVR 1.0 (14,5 тыс. рублей каждая). А главное, появится возможность найти лучшую замену контроллерам, которые, по сути, не обновлялись со времен оригинального VIVE. Да, у HTC до сих пор нет контроллеров нового образца, способных работать в системе внешнего трекинга! Манипуляторы Valve Knuckles в наших широтах стоят совершенно неадекватных денег (как минимум 42 тыс. рублей за пару), но самосборный комплект VIVE Pro 2 и в таком случае обойдется дешевле того, что сейчас предлагаю продавцы.

#Дизайн и эргономика

Внешне VIVE Pro 2 практически не изменился по сравнению с оригинальной версией HMD, что одновременно хорошо и плохо. Это по-прежнему отлично сбалансированный шлем с массой мягких прокладок. Однако HTC неспроста перешла к иной конструкции в шлемах VIVE Cosmos, и хотя прошел уже год с того момента, как я в последний раз надевал Cosmos, разница сразу чувствуется.

Очевидное преимущество Cosmos в том, что он фиксируется на голове неразрывным обручем, а блок с экранами и оптикой откидывается вверх на шарнире. Как следствие, обруч можно затянуть под размеры головы раз и навсегда, поднять забрало и снять шлем, а потом, чтобы использовать HMD снова, повторить действия обратном порядке — надеть шлем, опустить забрало. В случае с VIVE Pro 2, если после работы не ослабить прижим поворотным регулятором на затылке, придется буквально натягивать окуляр на лицо (что невозможно, если пользователь носит очки) или сперва приладить его к глазам, а потом опустить на затылок обруч. Наконец, вы не сможете быстро отвлечься от игры, подняв забрало. Впрочем, у старой конструкции есть свое немаловажное достоинство. Из-за того, что точки крепления обруча расположены на середине высоты окуляра, он плотнее прилегает к лицу, и в результате проще устранить засветку.

Все мягкие накладки шлема — задняя, лицевая и боковые — сделаны из пенистого материала. Альтернативный вариант — прокладки из искусственной кожи, продающиеся отдельно. HMD комплектуется широкой лицевой прокладкой, которая подойдет большинству пользователей, а при необходимости, опять-таки, вместо нее можно купить и другую, поменьше в размерах. В районе затылка на обруче VIVE Pro 2 есть треугольная подушка, но некоторые покупатели HMD могут столкнуться с тем, что по краям она неплотно прилегает к голове. Как следствие, посадка шлема будет не так устойчива к резким поворотам головы.

Оптика VIVE Pro 2 позволяет отрегулировать оба ключевых индивидуальных параметра — расстояние между зрачками (IPD) в пределах от 57 до 72 мм и дистанцию между глазами и линзами (последнее невозможно в VIVE Cosmos). Причем гадать, какое у вас IPD, не обязательно: его можно выяснить при помощи зеркала и теста с бумажной линейкой, который входит в комплект поставки.

«Родные» динамики VIVE Pro 2 прилегают к ушам — это не так комфортно, как динамики ближнего поля Valve Index, висящие рядом с ушными раковинами, зато лучше изоляция от внешнего шума. К звуку динамиков нет никаких претензий — это отличная аудиосистема для VR-игр. Теоретически поверх HMD можно водрузить отдельные наушники, демонтировав встроенные, но толщина оголовья вряд ли позволит использовать что-либо, помимо вкладышей.

Наконец, у VIVE Pro 2 есть микрофон и пара фронтальных стереокамер, обеспечивающих разрешение 480p при частоте обновления 90 Гц. Последние установлены скорее в целях безопасности, нежели для AR-приложений. А вот качество микрофона, полезного и для совместных игр, и для рабочих задач, здесь, откровенно говоря, могло быть и лучше.

#Установка, настройка, игра

Независимо от того, купите ли вы полный комплект VIVE Pro 2 с контроллерами и базовыми станциями или отдельный шлем, к HMD всегда прилагается адаптер Link BOX 2.0. Старые адаптеры первой версии от прошлых шлемов HTC к VIVE Pro 2 не подходят в связи с повышенным разрешением и требованием поддержки DSC. На одной стороне адаптера расположены порты DisplayPort, USB и розетка для питания, а к шлему идет общий кабель с кастомными разъемами. Избавиться от проводов можно, ведь шлемы VIVE, работающие в связке с ПК, — единственные HMD, у которых есть готовое беспроводное решение от производителя. Это VIVE Wireless Adapter, комплект из ресивера, батареи и платы PCI Express. Жаль только, что беспроводной режим пока ограничивает разрешение числами 1224 × 1224 на каждый глаз при частоте обновления 90 Гц. Будущая прошивка сулит апгрейд вплоть до 1632× 1632. Сами понимаете, это по-прежнему далеко от нативных параметров 2448 × 2448 с частотой 120 Гц, но лучших вариантов все равно нет.

Если у пользователя уже есть система, совместимая с API SteamVR, базовые станции менять не придется: новинка дружит и с базовыми станциями SteamVR 1.0. Впрочем, полный комплект VIVE Pro 2 содержит базовые станции второй версии, и это преимущество для тех, кто покупает HMD впервые: SteamVR 2.0 обеспечивает станциям больший рабочий угол по горизонтали и не требует, чтобы они находились в прямой видимости друг от друга.

Шлемы HTC работают в экосистеме SteamVR, так что всю процедуру подготовки к запуску — разметку игровой площадки и установку нейтральной высоты шлема — берет на себя Steam. Однако VIVE Pro 2, как и VIVE Cosmos, необходимо собственное дополнительное ПО. Вместе с драйвером для шлема устанавливается программа VIVE Console, без которой невозможно изменить ряд ключевых параметров, включая разрешение и частоту обновления. Может смутить лишь то, каким образом настройка разрешения VIVE Console взаимодействует с настройкой разрешения в SteamVR.

Как мы поняли, VIVE Console управляет характеристиками сигнала между видеокартой и HMD, и нет никаких причин отказываться от максимальных. А SteamVR уже определяет разрешение рендеринга (которое, между прочим, и не должно совпадать с нативным разрешением экранов HMD) в процентах от базового уровня. В прошлом, когда мы имели дело с HMD сравнительно низкого разрешения, SteamVR брал за 100 % изображение, которое превосходит нативные параметры матриц в 1,4 раза по каждой стороне. Таким образом система закладывает резерв четкости по краям для предстоящей коррекции геометрии. Теперь базовый уровень зависит от производительности компьютера и к тому же может изменяться при каждом запуске SteamVR. Чтобы система предложила масштабирование хотя бы с коээффициентом 1,3, необходимо топовое железо уровня GeForce RTX 3080 Ti или RTX 3090, хотя ничто не препятствует тому, чтобы вручную установить в SteamVR значение выше рекомендуемых 100 %. Однако может получиться и так, что, если компьютер не потянул игру с приемлемым фреймрейтом, она уже самостоятельно понизит разрешение (именно так, например, поступает Half-Life: Alyx). Так что если вы недовольны четкостью HTC Vive Pro 2 или любого другого HMD, проверьте, в каком действительном разрешении выводится картинка — это покажут размеры скриншота игры.

Еще одна программа, помимо VIVE Console, которую придется установить, но уже не обязательно использовать, это Viveport — магазин игр HTC и в то же время VR-интерфейс для их запуска. Большинству геймеров будет достаточно того, что предлагает Steam, однако если есть такая возможность, почему бы не изучить каталог Viveport. Там есть как платные игры, так и масса бесплатных, а еще подписка Viveport Infinity, действующая по принципу Microsoft Game Pass.

После короткой настройки VR-система полностью готова к игре или работе. Внешний трекинг SteamVR, как всегда, обеспечивает непревзойденную точность позиционирования, а вот «жезлы» HTC уже не отвечают современным стандартам, ведь это практически такие же контроллеры, которые прилагались к самой первой модели VIVE в 2016 году. Со временем манипуляторы для систем VR стали меньше, а на месте круглого тачпада, как у HTC, вырос аналоговый стик. Кроме того, кнопки по бокам «родного» контроллера VIVE Pro 2 слишком узкие, чтобы сжатие устройства в руке было естественным движением. Наконец, у него нет функции отслеживания пальцев и возможности выпустить контроллеры из рук, как это позволяет Valve Knuckles. Для задач профессиональной визуализации, на которые VIVE Pro 2 ориентирован не меньше, чем на гейминг, «жезлы» вполне подходят, а вот таких в сложных играх, как Half-Life: Alyx, много функций выполняет не слишком приспособленный для этого тачпад. У HTC есть другие, современные контроллеры, но они подходят только к автономному шлему VIVE Focus 3 либо к VIVE Cosmos с внутренним трекингом (у каждого — свои). Благо использовать VIVE Pro 2 вместе с «родными» контроллерами совсем не обязательно, но, надо заметить, они дают возможность сэкономить: если речь идет о контроллерах первой версии (чуть меньше 15 тыс. руб. за штуку), пара обойдется дешевле Valve Knuckles.

#Качество изображения

Что и говорить, повышенное разрешение VIVE Pro 2 хорошо заметно при сравнении с VIVE Cosmos, не говоря уже об оригинальном Pro (и, соответственно, Valve Index). Если приглядеться, отдельные пиксели по-прежнему заметны, но в динамике уже сливаются, а главное, пропали неосвещенные промежутки между ними. Что особенно приятно, так это то, что последнее достоинство остается в силе даже в том случае, если компьютеру не хватает производительности для рендеринга в нативном или более высоком разрешении. Что касается скорости реакции, то преимущество частоты 120 Гц перед 90 Гц оценить уже довольно трудно, а вот со временем переключения пикселей нет никаких проблем, если судить по отсутствию шлейфов у движущихся объектов. Также практически отсутствует муар в однотонной цветной заливке.

Горизонтальный угол обзор у VIVE Pro 2 почти совпадает с заявленными 120°, однако этот параметр зависит от того, какое определение угла обзора взято за основу и каковы настройки оптики HMD. Мы использовали тестовую сцену пакета TestHMD, в которой индикатором угла обзора является видимость расходящихся из центра вертикальных линий. Так вот, при IPD 64 мм (в центре диапазона регулировки) и минимальной дистанции между глазами и окулярами периферийное зрение различает линии с углом 114°. Если смотреть влево или вправо, соответствующая линия (левая или правая) видима лишь на отметке 92°. Производитель, по всей видимости, ориентируется на первый метод оценки и, таким образом, можно сказать, что с определенной долей погрешности и поправкой на влияние IPD спецификации не врут.

Вертикальный угол обзора, который составляет лишь 86° (или 76°) в таких же условиях измерения. Да и без всяких линеек заметно, что виртуальный экран VIVE Pro 2 поджат снизу и сверху.

Еще один важный параметр любого HMD — качество оптики. Лучи вокруг объектов на контрастном фоне типичны для линз Френеля, но появились и новые проблемы (судя по всему, из-за двухкомпонентной конструкции линз). В темных сценах хорошо заметна отраженная концентрическая засветка по краям окуляров, а главное, при движении взгляда от центра к периферии изображение стремительно мутнеет. Поле высокой четкости, подобающей разрешению матриц, у VIVE Pro 2, прямо скажем, неожиданно узкое для столь дорогого HMD, тем более со словом Pro в названии.

#Выводы

Жаль, что полностью реализовать потенциал новых экранных матриц VIVE Pro 2 не удалось в силу недостатков оптики. Если заявленный угол обзора 120° по горизонтали VR-гарнитура отрабатывает, то узкий вертикальный угол обзора и, главное, весьма ограниченная зона высокой четкости все-таки мешают оценить разрешение 5К по достоинству. Кроме этого приходится отметить низкое качество встроенного микрофона.

В остальном же HTC выпустила чемпионский HMD среди всех игровых и полупрофессиональных моделей средней ценовой категории, предназначенных для подключения к ПК. Действительно, VIVE Pro 2 превосходит своих главных соперников либо только по разрешению экранов, либо и по разрешению, и по частоте обновления. Особенно заметно, насколько выросла плотность пикселей по сравнению с показателями прошлых моделей VIVE или современного решения HTC классом ниже (VIVE Cosmos). Скачок разрешения с 1440 × 1600/1700 до 2448 × 2448 на каждый глаз — это важная веха в истории массовых HMD, после которой вернуться к прежним стандартам можно разве что под дулом пистолета.

Отдельный шлем VIVE Pro 2 доступен по цене 79 990 руб., а фирменный комплект с базовыми станциями и контроллерами (практически не изменившимися со времен первого VIVE), который дойдет до России в следующем месяце, обойдется в сумму не меньше 141 990 руб. Впрочем, говоря о ценах, нужно учесть гибкость экосистемы SteamVR, которая позволяет комбинировать VIVE Pro 2 с любыми совместимыми устройствами в соответствии с требованиями и бюджетом пользователя. HMD — это часть конструктора, которую можно дополнить базовыми станциями SteamVR версии 1.0 или 2.0, а контроллеры взять либо «родные» от HTC (которые тоже доступны в двух версиях), либо от другого производителя. Не будем забывать и фирменное беспроводное решение VIVE Wireless Adapter.

У российского рынка есть свои особенности, которые также играют на руку HTC. Если система из базовых станций и контроллеров у покупателя уже есть, то можно смело вычеркнуть из уравнения HMD с внутренним трекингом, а по сравнению с переоцененным в наших краях Valve Index покупка VIVE Pro 2 выйдет ненамного дороже. Остается испытать оба самостоятельно, чтобы понять, какой шлем обеспечивает подходящую картинку лично для вас и лучше сидит на голове. Добавим только, что корпоративным клиентам, для которых в первую очередь и создана линейка VIVE Pro, будет интересен расширенный гарантийный план обслуживания и дополнительные услуги по внедрению и применению VR-систем, в то время как Index и вовсе не поставляется в Россию официально.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Телевизоры в ремейке Silent Hill 2 скрывают зашифрованные сообщения — они написаны с помощью азбуки Морзе 10 ч.
«Крупнейшая Call of Duty в истории»: Activision похвасталась успехами Black Ops 6 за первый месяц с релиза 12 ч.
Игры ещё нет, а Трой Бейкер уже есть: звезда The Last of Us и Uncharted 4 подтвердил участие в новой игре Naughty Dog 13 ч.
Второй трейлер «Соника 3 в кино» привёл зрителей в восторг 14 ч.
Telegram снова оштрафован в России за неудаление запрещённого контента — теперь на ₽7 млн 15 ч.
Nvidia представила ИИ-модель Fugatto, которая «понимает и генерирует звук, как это делают люди» 16 ч.
Ирландская газета рассекретила, сколько Larian заработала благодаря Baldur’s Gate 3 в 2023 году 16 ч.
Хакеры нашли способ отключать антивирус Avast с помощью его же драйвера 17 ч.
В России задумались ввести прокатные удостоверения для видеоигр, но это чревато серьёзными последствиями 20 ч.
Всё серьёзно: Александр Невский подтвердил работу над фильмом Serious Nevsky по мотивам Serious Sam 21 ч.