Сегодня 26 декабря 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Периферия

Обзор VR-шлема HTC VIVE Pro 2: лидер, хотя не идеал

⇣ Содержание

Релиз нового шлема виртуальной реальности от одного из основных производителей железа в этой области — всегда яркое событие, поскольку по характеристикам представленное устройства часто выглядит крайне выигрышно по сравнению со старыми продуктами. Среди шлемов виртуальной реальности (head-mounted dispaly, HMD), рассчитанных на подключение к компьютеру (в отличие от автономных устройств), лучшим предложением HTC до недавнего времени был VIVE Cosmos. Тогда HTC отказалась от дизайна прошлых моделей в пользу совершенно новой модульной конструкции, допускающей замену лицевой панели, что в свою очередь позволяет использовать один и тот же шлем в системе как внешнего, так и внутреннего трекинга.

VIVE Cosmos остается флагманским игровым HMD этого производителя для геймеров, но в то же время компания продолжила развивать семейство VIVE Pro, рассчитанное не только и не столько на игры, сколько на профессиональную визуализацию. Шлем VIVE Pro 2 сохранил прежний дизайн, но теперь может похвастаться наиболее выдающимися паспортными характеристиками среди всех решений потребительской и полупрофессиональной категории.

#Технические характеристики и цены

Судите сами: каждая из двух экранных матриц имеет разрешение 2448 × 2448, а в совокупности — 4896 × 2448, то есть 5К с пропорциями 2:1. Налицо колоссальный рост четкости изображения по сравнению с показателями старых продуктов HTC и большинства соперников новинки. Так, оригинальный VIVE Pro, а также Valve Index комплектуются экранами 1440 × 1600 на глаз, разрешение VIVE Cosmos составляет 1440 × 1700. Ближайшим аналогом VIVE Pro 2 по этому параметру является HP Reverb G2 с индивидуальным разрешением 2160 × 2160. Непревзойденным чемпионом остается Pimax 8K X с двумя 4К-экранами, но Pimax использует запатентованную технологию производства матриц и продает свой HMD по значительно большей цене, чем HTC, Valve и HP — не в последнюю очередь из-за небольшого объема производства по сравнению с более популярными решениями.

Ради повышенного разрешения создатели шлемов VR отказались от OLED-панелей в пользу жидкокристаллических IPS, а вместе с OLED ушла в прошлое PenTile-раскладка субпикселей, которая подразумевает два светоизлучающих элемента на каждый логический пиксель вместо трех субпикселей базовых цветов. Если сравнивать VIVE Pro 2 с оригинальным VIVE Pro по числу логических пикселей, то разрешение выросло в 2,6 раза, а если по субпикселям, то уже в 3,9 раза.

Следующим направлением апгрейда шлемов HTC была частота обновления. Необходимый минимум для VR равен 90 Гц, но, например, Valve Index по умолчанию достигает 120, а в экспериментальном режиме — 144 Гц. HTC VIVE Pro 2 также рассчитан на 120 Гц. Изображение 5К с такой частотой обновления невозможно передать по интерфейсу DisplayPort как есть, поэтому VIVE Pro 2 использует сжатие DSC. Хотя DSC — стандарт компрессии с потерями, он не вызывает заметных невооруженным глазом артефактов. Главное, чтобы у видеокарты тоже была эта функция, что ограничивает перечень совместимых с VIVE Pro 2 ускорителей сериями GeForce 16/20/30 и Radeon RX 5000/6000. Видеокарты постарше не смогут выводить картинку в полном разрешении, но в любом случае пользователям необходимо весьма мощное железо, чтобы раскрыть потенциал современных HMD в играх и задачах профессиональной визуализации.

Наконец, обновленный VIVE Pro, по примеру Valve Index, оснащен двухкомпонентными линзами Френеля, которые позволили увеличить горизонтальный угол обзора со 110 до 120°. По паспорту у Index (130°) он все еще шире, однако HTC удалось перегнать HP Reverb G2 (114°).

Лидерство в характеристиках позволило HTC установить на VIVE Pro 2 максимальную цену среди ближайших соперников. Сам шлем в отдельности компания продает за сумму $799, а полный комплект с контроллерами и базовыми станциями — за $1 399. Соответствующие предложения Valve Index оценены в $499 и $999, а комплект HP Reverb G2 и вовсе стоит $599. Наконец, в более высокой ценовой категории ($1429) находится Pimax Vision 8K X, который не имеет собственного комплекта базовых станций и контроллеров.

На российском рынке расстановка соперников в общих чертах повторяет долларовые цены. Рекомендованная розничная цена VIVE Pro 2 HMD составляет 79 990 руб. и за эту сумму шлем действительно можно приобрести во многих магазинах, хотя предложений дороже тоже немало. А полный комплект будет поставляться в РФ начиная с октября, его рекомендуемая розничная цена составит 141 990 руб. В настоящий момент некоторые продавцы собирают готовую систему из VIVE Pro 2 HMD и отдельных аксессуаров — это получается значительно дороже, чем планируемый к поставке заводской Full Kit, особенно в качестве контроллеров продавец выбрал Valve Knuckles (мы встретили цены до 169 тыс. рублей).

Valve Index наконец-то доступен у нас за более-менее приемлемые суммы в 70 и 125,5 тыс. соответственно. Комплект HP Reverb G2 стоит не меньше 67,5 тысяч, а отдельный шлем Pimax Vision 8К X — 120. В такой ситуации явным лидером по соотношению цены и характеристик выглядит продукт HP, однако нужно сделать акцент на том, Reverb G2 пользуется внутренним трекингом, который еще не дает настолько же высокой точности, как внешний трекинг при помощи ИК-станций. А вот по сравнению с Valve Index предложение HTC вполне оправдывает наценку за лучшие спецификации — по крайней мере на бумаге, ведь действительное качество изображения VIVE Pro 2 мы еще проверим специализированным ПО. Есть и другой момент: Index официально не поставляется в Россию и, как следствие, покупатель не получит гарантии производителя, в то время как шлемы HTC, купленные у авторизированных партнеров, гарантию производителя имеют, включая двухлетний план обслуживания и помощь в применении VR-систем корпоративным клиентам (а серия VIVE Pro, напомним, существует не только и не столько для игр, сколько для рабочих задач).

Пока наших краях не появился официальный комплект VIVE Pro 2, наиболее рациональным приобретением станет именно «голый» шлем — как для тех, кто уже пользуется оборудованием, совместимым со SteamVR, так и для тех, кто будет строить систему с нуля. Ведь качестве базовых станций можно взять дешевые базовые станции HTC для ранних моделей VIVE стандарта SteamVR 1.0 (14,5 тыс. рублей каждая). А главное, появится возможность найти лучшую замену контроллерам, которые, по сути, не обновлялись со времен оригинального VIVE. Да, у HTC до сих пор нет контроллеров нового образца, способных работать в системе внешнего трекинга! Манипуляторы Valve Knuckles в наших широтах стоят совершенно неадекватных денег (как минимум 42 тыс. рублей за пару), но самосборный комплект VIVE Pro 2 и в таком случае обойдется дешевле того, что сейчас предлагаю продавцы.

#Дизайн и эргономика

Внешне VIVE Pro 2 практически не изменился по сравнению с оригинальной версией HMD, что одновременно хорошо и плохо. Это по-прежнему отлично сбалансированный шлем с массой мягких прокладок. Однако HTC неспроста перешла к иной конструкции в шлемах VIVE Cosmos, и хотя прошел уже год с того момента, как я в последний раз надевал Cosmos, разница сразу чувствуется.

Очевидное преимущество Cosmos в том, что он фиксируется на голове неразрывным обручем, а блок с экранами и оптикой откидывается вверх на шарнире. Как следствие, обруч можно затянуть под размеры головы раз и навсегда, поднять забрало и снять шлем, а потом, чтобы использовать HMD снова, повторить действия обратном порядке — надеть шлем, опустить забрало. В случае с VIVE Pro 2, если после работы не ослабить прижим поворотным регулятором на затылке, придется буквально натягивать окуляр на лицо (что невозможно, если пользователь носит очки) или сперва приладить его к глазам, а потом опустить на затылок обруч. Наконец, вы не сможете быстро отвлечься от игры, подняв забрало. Впрочем, у старой конструкции есть свое немаловажное достоинство. Из-за того, что точки крепления обруча расположены на середине высоты окуляра, он плотнее прилегает к лицу, и в результате проще устранить засветку.

Все мягкие накладки шлема — задняя, лицевая и боковые — сделаны из пенистого материала. Альтернативный вариант — прокладки из искусственной кожи, продающиеся отдельно. HMD комплектуется широкой лицевой прокладкой, которая подойдет большинству пользователей, а при необходимости, опять-таки, вместо нее можно купить и другую, поменьше в размерах. В районе затылка на обруче VIVE Pro 2 есть треугольная подушка, но некоторые покупатели HMD могут столкнуться с тем, что по краям она неплотно прилегает к голове. Как следствие, посадка шлема будет не так устойчива к резким поворотам головы.

Оптика VIVE Pro 2 позволяет отрегулировать оба ключевых индивидуальных параметра — расстояние между зрачками (IPD) в пределах от 57 до 72 мм и дистанцию между глазами и линзами (последнее невозможно в VIVE Cosmos). Причем гадать, какое у вас IPD, не обязательно: его можно выяснить при помощи зеркала и теста с бумажной линейкой, который входит в комплект поставки.

«Родные» динамики VIVE Pro 2 прилегают к ушам — это не так комфортно, как динамики ближнего поля Valve Index, висящие рядом с ушными раковинами, зато лучше изоляция от внешнего шума. К звуку динамиков нет никаких претензий — это отличная аудиосистема для VR-игр. Теоретически поверх HMD можно водрузить отдельные наушники, демонтировав встроенные, но толщина оголовья вряд ли позволит использовать что-либо, помимо вкладышей.

Наконец, у VIVE Pro 2 есть микрофон и пара фронтальных стереокамер, обеспечивающих разрешение 480p при частоте обновления 90 Гц. Последние установлены скорее в целях безопасности, нежели для AR-приложений. А вот качество микрофона, полезного и для совместных игр, и для рабочих задач, здесь, откровенно говоря, могло быть и лучше.

#Установка, настройка, игра

Независимо от того, купите ли вы полный комплект VIVE Pro 2 с контроллерами и базовыми станциями или отдельный шлем, к HMD всегда прилагается адаптер Link BOX 2.0. Старые адаптеры первой версии от прошлых шлемов HTC к VIVE Pro 2 не подходят в связи с повышенным разрешением и требованием поддержки DSC. На одной стороне адаптера расположены порты DisplayPort, USB и розетка для питания, а к шлему идет общий кабель с кастомными разъемами. Избавиться от проводов можно, ведь шлемы VIVE, работающие в связке с ПК, — единственные HMD, у которых есть готовое беспроводное решение от производителя. Это VIVE Wireless Adapter, комплект из ресивера, батареи и платы PCI Express. Жаль только, что беспроводной режим пока ограничивает разрешение числами 1224 × 1224 на каждый глаз при частоте обновления 90 Гц. Будущая прошивка сулит апгрейд вплоть до 1632× 1632. Сами понимаете, это по-прежнему далеко от нативных параметров 2448 × 2448 с частотой 120 Гц, но лучших вариантов все равно нет.

Если у пользователя уже есть система, совместимая с API SteamVR, базовые станции менять не придется: новинка дружит и с базовыми станциями SteamVR 1.0. Впрочем, полный комплект VIVE Pro 2 содержит базовые станции второй версии, и это преимущество для тех, кто покупает HMD впервые: SteamVR 2.0 обеспечивает станциям больший рабочий угол по горизонтали и не требует, чтобы они находились в прямой видимости друг от друга.

Шлемы HTC работают в экосистеме SteamVR, так что всю процедуру подготовки к запуску — разметку игровой площадки и установку нейтральной высоты шлема — берет на себя Steam. Однако VIVE Pro 2, как и VIVE Cosmos, необходимо собственное дополнительное ПО. Вместе с драйвером для шлема устанавливается программа VIVE Console, без которой невозможно изменить ряд ключевых параметров, включая разрешение и частоту обновления. Может смутить лишь то, каким образом настройка разрешения VIVE Console взаимодействует с настройкой разрешения в SteamVR.

Как мы поняли, VIVE Console управляет характеристиками сигнала между видеокартой и HMD, и нет никаких причин отказываться от максимальных. А SteamVR уже определяет разрешение рендеринга (которое, между прочим, и не должно совпадать с нативным разрешением экранов HMD) в процентах от базового уровня. В прошлом, когда мы имели дело с HMD сравнительно низкого разрешения, SteamVR брал за 100 % изображение, которое превосходит нативные параметры матриц в 1,4 раза по каждой стороне. Таким образом система закладывает резерв четкости по краям для предстоящей коррекции геометрии. Теперь базовый уровень зависит от производительности компьютера и к тому же может изменяться при каждом запуске SteamVR. Чтобы система предложила масштабирование хотя бы с коээффициентом 1,3, необходимо топовое железо уровня GeForce RTX 3080 Ti или RTX 3090, хотя ничто не препятствует тому, чтобы вручную установить в SteamVR значение выше рекомендуемых 100 %. Однако может получиться и так, что, если компьютер не потянул игру с приемлемым фреймрейтом, она уже самостоятельно понизит разрешение (именно так, например, поступает Half-Life: Alyx). Так что если вы недовольны четкостью HTC Vive Pro 2 или любого другого HMD, проверьте, в каком действительном разрешении выводится картинка — это покажут размеры скриншота игры.

Еще одна программа, помимо VIVE Console, которую придется установить, но уже не обязательно использовать, это Viveport — магазин игр HTC и в то же время VR-интерфейс для их запуска. Большинству геймеров будет достаточно того, что предлагает Steam, однако если есть такая возможность, почему бы не изучить каталог Viveport. Там есть как платные игры, так и масса бесплатных, а еще подписка Viveport Infinity, действующая по принципу Microsoft Game Pass.

После короткой настройки VR-система полностью готова к игре или работе. Внешний трекинг SteamVR, как всегда, обеспечивает непревзойденную точность позиционирования, а вот «жезлы» HTC уже не отвечают современным стандартам, ведь это практически такие же контроллеры, которые прилагались к самой первой модели VIVE в 2016 году. Со временем манипуляторы для систем VR стали меньше, а на месте круглого тачпада, как у HTC, вырос аналоговый стик. Кроме того, кнопки по бокам «родного» контроллера VIVE Pro 2 слишком узкие, чтобы сжатие устройства в руке было естественным движением. Наконец, у него нет функции отслеживания пальцев и возможности выпустить контроллеры из рук, как это позволяет Valve Knuckles. Для задач профессиональной визуализации, на которые VIVE Pro 2 ориентирован не меньше, чем на гейминг, «жезлы» вполне подходят, а вот таких в сложных играх, как Half-Life: Alyx, много функций выполняет не слишком приспособленный для этого тачпад. У HTC есть другие, современные контроллеры, но они подходят только к автономному шлему VIVE Focus 3 либо к VIVE Cosmos с внутренним трекингом (у каждого — свои). Благо использовать VIVE Pro 2 вместе с «родными» контроллерами совсем не обязательно, но, надо заметить, они дают возможность сэкономить: если речь идет о контроллерах первой версии (чуть меньше 15 тыс. руб. за штуку), пара обойдется дешевле Valve Knuckles.

#Качество изображения

Что и говорить, повышенное разрешение VIVE Pro 2 хорошо заметно при сравнении с VIVE Cosmos, не говоря уже об оригинальном Pro (и, соответственно, Valve Index). Если приглядеться, отдельные пиксели по-прежнему заметны, но в динамике уже сливаются, а главное, пропали неосвещенные промежутки между ними. Что особенно приятно, так это то, что последнее достоинство остается в силе даже в том случае, если компьютеру не хватает производительности для рендеринга в нативном или более высоком разрешении. Что касается скорости реакции, то преимущество частоты 120 Гц перед 90 Гц оценить уже довольно трудно, а вот со временем переключения пикселей нет никаких проблем, если судить по отсутствию шлейфов у движущихся объектов. Также практически отсутствует муар в однотонной цветной заливке.

Горизонтальный угол обзор у VIVE Pro 2 почти совпадает с заявленными 120°, однако этот параметр зависит от того, какое определение угла обзора взято за основу и каковы настройки оптики HMD. Мы использовали тестовую сцену пакета TestHMD, в которой индикатором угла обзора является видимость расходящихся из центра вертикальных линий. Так вот, при IPD 64 мм (в центре диапазона регулировки) и минимальной дистанции между глазами и окулярами периферийное зрение различает линии с углом 114°. Если смотреть влево или вправо, соответствующая линия (левая или правая) видима лишь на отметке 92°. Производитель, по всей видимости, ориентируется на первый метод оценки и, таким образом, можно сказать, что с определенной долей погрешности и поправкой на влияние IPD спецификации не врут.

Вертикальный угол обзора, который составляет лишь 86° (или 76°) в таких же условиях измерения. Да и без всяких линеек заметно, что виртуальный экран VIVE Pro 2 поджат снизу и сверху.

Еще один важный параметр любого HMD — качество оптики. Лучи вокруг объектов на контрастном фоне типичны для линз Френеля, но появились и новые проблемы (судя по всему, из-за двухкомпонентной конструкции линз). В темных сценах хорошо заметна отраженная концентрическая засветка по краям окуляров, а главное, при движении взгляда от центра к периферии изображение стремительно мутнеет. Поле высокой четкости, подобающей разрешению матриц, у VIVE Pro 2, прямо скажем, неожиданно узкое для столь дорогого HMD, тем более со словом Pro в названии.

#Выводы

Жаль, что полностью реализовать потенциал новых экранных матриц VIVE Pro 2 не удалось в силу недостатков оптики. Если заявленный угол обзора 120° по горизонтали VR-гарнитура отрабатывает, то узкий вертикальный угол обзора и, главное, весьма ограниченная зона высокой четкости все-таки мешают оценить разрешение 5К по достоинству. Кроме этого приходится отметить низкое качество встроенного микрофона.

В остальном же HTC выпустила чемпионский HMD среди всех игровых и полупрофессиональных моделей средней ценовой категории, предназначенных для подключения к ПК. Действительно, VIVE Pro 2 превосходит своих главных соперников либо только по разрешению экранов, либо и по разрешению, и по частоте обновления. Особенно заметно, насколько выросла плотность пикселей по сравнению с показателями прошлых моделей VIVE или современного решения HTC классом ниже (VIVE Cosmos). Скачок разрешения с 1440 × 1600/1700 до 2448 × 2448 на каждый глаз — это важная веха в истории массовых HMD, после которой вернуться к прежним стандартам можно разве что под дулом пистолета.

Отдельный шлем VIVE Pro 2 доступен по цене 79 990 руб., а фирменный комплект с базовыми станциями и контроллерами (практически не изменившимися со времен первого VIVE), который дойдет до России в следующем месяце, обойдется в сумму не меньше 141 990 руб. Впрочем, говоря о ценах, нужно учесть гибкость экосистемы SteamVR, которая позволяет комбинировать VIVE Pro 2 с любыми совместимыми устройствами в соответствии с требованиями и бюджетом пользователя. HMD — это часть конструктора, которую можно дополнить базовыми станциями SteamVR версии 1.0 или 2.0, а контроллеры взять либо «родные» от HTC (которые тоже доступны в двух версиях), либо от другого производителя. Не будем забывать и фирменное беспроводное решение VIVE Wireless Adapter.

У российского рынка есть свои особенности, которые также играют на руку HTC. Если система из базовых станций и контроллеров у покупателя уже есть, то можно смело вычеркнуть из уравнения HMD с внутренним трекингом, а по сравнению с переоцененным в наших краях Valve Index покупка VIVE Pro 2 выйдет ненамного дороже. Остается испытать оба самостоятельно, чтобы понять, какой шлем обеспечивает подходящую картинку лично для вас и лучше сидит на голове. Добавим только, что корпоративным клиентам, для которых в первую очередь и создана линейка VIVE Pro, будет интересен расширенный гарантийный план обслуживания и дополнительные услуги по внедрению и применению VR-систем, в то время как Index и вовсе не поставляется в Россию официально.

 
 
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
«Не думаю, что Nintendo это стерпит, но я очень рад»: разработчик Star Fox 64 одобрил фанатский порт культовой игры на ПК 11 ч.
Корейцы натравят ИИ на пиратские кинотеатры по всему миру 12 ч.
В Epic Games Store стартовала новая раздача Control — для тех, кто дважды не успел забрать в 2021 году 14 ч.
За 2024 год в Steam вышло на 30 % больше игр, чем за прошлый — это новый рекорд 15 ч.
«Яндекс» закрыл почти все международные стартапы в сфере ИИ 16 ч.
Создатели Escape from Tarkov приступили к тестированию временного решения проблем с подключением у игроков из России — некоторым уже помогло 17 ч.
Веб-поиск ChatGPT оказался беззащитен перед манипуляциями и обманом 18 ч.
Инвесторы готовы потратить $60 млрд на развитие ИИ в Юго-Восточной Азии, но местным стартапам достанутся крохи от общего пирога 18 ч.
Selectel объявил о спецпредложении на бесплатный перенос IT-инфраструктуры в облачные сервисы 19 ч.
Мошенники придумали, как обманывать нечистых на руку пользователей YouTube 20 ч.
Во флагманских смартфонах Huawei Mate 70 нашли память SK hynix, которой там быть не должно 13 мин.
Чтобы решить проблемы с выпуском HBM, компания Samsung занялась перестройкой цепочек поставок материалов и оборудования 3 ч.
Новая статья: Обзор и тест материнской платы Colorful iGame Z790D5 Ultra V20 9 ч.
Новая статья: NGFW по-русски: знакомство с межсетевым экраном UserGate C150 10 ч.
Криптоиндустрия замерла в ожидании от Трампа выполнения предвыборных обещаний 11 ч.
Открыт метастабильный материал для будущих систем хранения данных — он меняет магнитные свойства под действием света 12 ч.
Новый год россияне встретят под «чёрной» Луной — эзотерика ни при чём 15 ч.
ASRock выпустит 14 моделей Socket AM5-материнских плат на чипсете AMD B850 16 ч.
Опубликованы снимки печатной платы Nvidia GeForce RTX 5090 с большим чипом GB202 17 ч.
От дна океана до космоса: проект НАТО HEIST занялся созданием резервного космического интернета 18 ч.