Сегодня 23 ноября 2024
18+
MWC 2018 2018 Computex IFA 2018
реклама
Мониторы и проекторы

Обзор 37,5-дюймового игрового монитора MSI Optix MEG381CQR Plus: флагман для стримера

⇣ Содержание

#Методика тестирования

Монитор MSI Optix MEG381CQR Plus был протестирован при помощи колориметра X-Rite i1 Display Pro, а также программного комплекса Argyll CMS c графическим интерфейсом DisplayCAL и программой HCFR Colormeter. Все операции осуществлялись в Windows 11. Во время тестирования монитор был подключен по интерфейсу DisplayPort 1.4a к видеокарте AMD Radeon RX 6600 XT с актуальным на момент тестирования драйвером. Частота обновления экрана в ходе тестирования составляла максимально доступные 175 Гц.

В соответствии с методикой мы измерим следующие параметры монитора:

  • яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности при мощности подсветки от 0 до 100 % с шагом 10 %;
  • цветовой охват;
  • цветовую температуру;
  • гамма-кривые трёх основных цветов RGB;
  • гамма-кривую серого цвета;
  • отклонения цветопередачи DeltaE (по стандарту CIEDE1994);
  • равномерность подсветки при яркости в центральной точке 100 кд/м2.

Все описанные выше измерения проводились до и после калибровки. Во время тестов мы измеряем основные профили монитора: выставленный по умолчанию, sRGB (если доступен) и Adobe RGB (если доступен). Калибровка проводится в профиле, выставленном по умолчанию, за исключением особых случаев, о которых будет сказано дополнительно. Для мониторов с расширенным цветовым охватом мы выбираем режим аппаратной эмуляции sRGB, если он доступен. Перед началом всех тестов монитор прогревается в течение 3-4 часов, а все его настройки сбрасываются до заводских.

Также мы продолжим практику публикации профилей калибровки для протестированных нами мониторов в конце статьи. При этом тестовая лаборатория 3DNews предупреждает, что такой профиль не сможет на 100% исправить недостатки конкретно вашего монитора. Дело в том, что все мониторы (даже в рамках одной модели) обязательно будут отличаться друг от друга небольшими погрешностями цветопередачи. Изготовить две одинаковые матрицы невозможно физически, поэтому для любой серьёзной калибровки монитора необходим колориметр или спектрофотометр. Но и «универсальный» профиль, созданный для конкретного экземпляра, в целом может поправить ситуацию и у других устройств той же модели, особенно в случае дешёвых дисплеев с ярко выраженными дефектами цветопередачи.

#Рабочие параметры

По умолчанию настройки основных параметров выглядят следующим образом:

  • режим изображения — User («Пользовательская»);
  • яркость — 190 нит;
  • контраст — 50;
  • цветовая температура — Normal («Обычная»);
  • время отклика — Fast («Короткое»).

В ходе ручной настройки (100 кд/м2 и 6500 К) параметры приняли следующий вид:

  • режим изображения — User («Пользовательская»);
  • яркость — 125 нит;
  • контраст — 50;
  • цветовая температура — Custom («Настройка»), усиление RGB 50/50/41;
  • время отклика — Normal («Обычное»).

Правки свелись к уточнению цветовой температуры путем настройки усиления RGB и коррекции яркости. Кроме того, был выбран режим времени отклика, не сопровождающийся артефактами разгона матрицы.

#Яркость белого, яркость чёрного, коэффициент контрастности

Первоначальная проверка осуществлялась в установленном по умолчанию режиме с исходными настройками изображения.

Поскольку управление яркостью у данного монитора осуществляется непосредственным указанием яркости белого поля в диапазоне от 40 до 450 нит, мы выбрали шаг 41, соответствующий изменению яркости в меню на 10%.

Пик белого, нит Яркость белого (кд/м2) Яркость черного (кд/м2) Статическая контрастность (x:1)
450 439,4 0,6193 710
409 402,3 0,565 712
368 364,7 0,5143 709
327 322,5 0,4552 709
286 284,4 0,4019 708
245 245,1 0,3488 703
204 205,8 0,2911 707
163 166,6 0,2362 706
122 121,7 0,1731 703
81 81,5 0,1173 695
40 40,7 0,0609 668

Можно отметить весьма точное соответствие фактической яркости и яркости, заявленной в меню, — имеется лишь незначительный недобор при близкой к максимуму яркости экрана (нами зафиксирована максимальная яркость 439,4 вместо заявленных 450 кд/м2). Минимальная светимость белого поля практически совпала с заявленным в меню уровнем 40 кд/м2, что является хорошим результатом, который вполне удовлетворит любителей работы в темноте без внешнего освещения.

В HDR-режиме нами была отмечена пиковая яркость 542 кд/м2 для белого фона по всему экрану и 741 кд/м2 для 5% площади экрана, что вполне соответствует показателям мониторов с поддержкой VESA DisplayHDR 600.

А вот контрастность очень сильно недотягивает до заявленного уровня 1000:1, составляя лишь около 700:1. В целом некоторый недобор контрастности вполне типичен для матриц Nano-IPS производства LG, но обычно коэффициент контрастности у них составляет около 850-900:1 — что также заметно выше показателей Optix MEG381CQR Plus. В играх, впрочем, этот недостаток вряд ли можно назвать значимым (популярная функция усиления черного, по сути, работает на том же принципе повышения светимости темных участков изображения, что ведет к снижению контрастности), в рабочих приложениях проблем от этого также не наблюдается, но вот кино выглядит не столь зрелищно, как могло бы.

#Режим «Пользовательская», установки по умолчанию

Начнем с результатов, демонстрируемых при заводских установках монитора в режиме «Пользовательская».

Нас сразу же удивил малый цветовой охват матрицы, сравнимый с sRGB (общий объем 97,8% при покрытии 96,9%), — ведь производителем для модели заявлен цветовой охват почти 130% пространства sRGB, а мы используем режим без ограничения цветового охвата.

Общение с представителями MSI позволило выяснить, что ограничение цветового охвата относится к любой работе с SDR-контентом (в т. ч. даже если в ОС активирована функция HDR), но при воспроизведении HDR-контента используется полный цветовой охват матрицы. Это подтверждают и наши наблюдения: при активации в Windows 11 функции Auto HDR в играх насыщенность зеленых и красных оттенков (именно по ним можно на глазок определить цветовой охват) была явно выше, чем у домашнего монитора автора с покрытием около 110% пространства sRGB, но явно ниже, чем у прошедших через его руки мониторов с цветовым охватом 140% sRGB и более, — т. е. порядка 120-130% sRGB, что вполне соотносится с заявлениями производителя.

Цветовая температура держится весьма стабильно, но традиционно для мониторов MSI несколько завышена и превышает уровень 7000 К. Отметим, что при выборе «тёплой» предустановки цветовая температура составляет около 5400 К, а при «холодной» — около 10800 К, т. е. оба других преднастроенных варианта еще более отклоняются от эталонного уровня.

Оттенки серого сгруппированы очень плотно, но точка белого смещена от целевой позиции в сторону холодных оттенков — как, впрочем, можно было догадаться по показателям цветовой температуры.

Настройка гамма-кривых практически идеальна: расхождения между отдельными цветами минимальны, а средний уровень очень близок к эталону 2,2 и составляет 2,18.

Тест Argyll при стандартных настройках не пройден лишь из-за непопадания в точку белого. Цветовые же отклонения укладываются не только в допустимые, но и в рекомендованные границы.

#Режим «Пользовательская» после настройки

Изменения параметров усиления RGB и яркости практически не сказались на цветовом охвате.

Цветовая температура максимально приблизилась к целевому значению 6500 K (незначительное превышение в пределах полусотни градусов).

Точка белого радикально улучшила свое расположение, хотя оттенки серого чуть потеряли в плотности своего размещения.

Показатели гамма-кривых почти не изменились — лишь чуть снизился средний уровень, составивший 2,17 (что все равно очень близко к идеалу).

В итоге тест Argyll пройден по всем параметрам с отличием: при таком качестве настройки калибровка попросту не нужна — и это в режиме «Пользовательская», а не специально настроенном sRGB! Впрочем, этот режим у монитора имеется, и сейчас мы посмотрим, на что он способен.

#Режим sRGB, настройки по умолчанию

Цветовой охват такой же, как в пользовательском.

Цветовая температура держится стабильно, но ее уровень еще выше, чем в режиме по умолчанию, — 7300 K с небольшим.

Точка белого, соответственно, все так же удалена от целевой позиции, а плотность размещения оттенков серого осталась практически идеальной (лишь одна точка сдвинулась от общей плотной группы).

Гамма-кривые столь же хороши, как и в режиме по умолчанию.

Результаты предустановленного режима sRGB в целом оказались даже немного слабее, чем у пользовательского режима: чуть более высокий уровень отклонений на цветовых патчах и еще более высокая цветовая температура, поэтому смысла в его использовании мы попросту не видим.

 Гамма-кривые в режиме sRGB при снижении яркости до 100 кд/м2

Гамма-кривые в режиме sRGB при снижении яркости до 100 кд/м2

Тем более что в данном режиме нами был обнаружен баг с искажением гамма-кривых при изменении яркости экрана, которого в режиме по умолчанию не наблюдалось.

#Прочие режимы

Вряд ли имеет смысл говорить об остальных режимах с точки зрения правильности цветопередачи: их задача соответствовать либо игровым жанровым представлениям, либо, как в случае режима «Анти-синий», удобству работы, так что в целом все сводится к личным предпочтениям.

Отметим, что режим «Анти-синий» отличается не только пониженной цветовой температурой (5700 К), как у большинства мониторов различных производителей, но и пониженной до уровня 1,62 гаммой, что снижает визуальную контрастность изображения — это неплохо с точки зрения нагрузки на глаза.

 Гамма-кривые в режимах «Гонки» и «Стратегии»

Гамма-кривые в режимах «Гонки» и «Стратегии»

Игровые же режимы в первую очередь различаются между собой установками гаммы — причем во всех она ощутимо занижена. Наиболее близок к стандартному режиму пресет «Ролевые игры» (в нем гамма такая же, как в режиме снижения синего цвета), в режиме «Шутеры» гамма занижена еще сильнее (до уровня 1,32), а максимально низкий уровень гаммы (в среднем 1,09) наблюдается с предустановками «Гонки» и «Стратегии».

#Равномерность подсветки

Равномерность подсветки дисплея проверялась после снижения яркости в центральной точке монитора до уровня 100 кд/м2 и установки цветовой температуры ~6500 кельвин.

Примерно так выглядит в темноте белый фон, выведенный на экран. Можно отметить традиционное снижение яркости вдоль границ экрана, но других явных недостатков не наблюдается.

При измерении яркости по 45 точкам среднее отклонение от центральной точки составило 5,27%, а максимальное (в левом верхнем углу) — 17,81%. Это можно назвать вполне хорошим результатом для монитора такой диагонали и разрешения. Однако стоит отметить, что по измерениям нижняя часть экрана заметно ярче верхней — там нередки точки, превышающие по яркости центральную.

Отклонение цветовой температуры в единицах DeltaE в среднем составляет 3,29, а максимальное (все в том же левом верхнем углу) — 6,66, что также можно назвать вполне хорошим результатом.

В целом можно отметить две наиболее проблемные зоны протестированного экземпляра: возле верхнего левого угла и в правой нижней части экрана на некотором удалении от угла.

При взгляде на черный экран невооруженным глазом можно отметить лишь не слишком явные засветки по углам и пару намеков на засветки вдоль верхней и нижней грани.

После дополнительной экспоправки и обработки снимка становятся очевидны паразитные оттенки у ряда засветок. Результат в целом достаточно типичный для игрового монитора: не выдающийся, но и без действительно серьезных проблем (впрочем, с другим экземпляром результат может быть как лучше, так и хуже).

#Качество градиентов и бандинг

Качество отображения градиентов до калибровки не вызывает нареканий, а уровень заводской настройки, как мы помним, вполне позволяет обойтись без нее (а значит, и без потенциальных проблем с градиентами).

Эффект бандинга выражен несколько сильнее, чем у большинства IPS-мониторов: можно достаточно четко увидеть границы между цветовыми переходами.

#Скорость отклика и пропуск кадров

Выставленный по умолчанию режим Fast («Короткое») демонстрирует легкие артефакты переразгона матрицы, наиболее явно заметные на светлом фоне. Можно назвать этот режим подходящим для динамичных игр, но во всех остальных случаях мы бы остановились на предустановке Normal («Обычное») — в этом режиме артефакты работы схемы компенсации времени отклика полностью отсутствуют. В режиме Fastest («Минимальное») артефакты работы схемы RTC очевидны при любых установках, поэтому вряд ли можно рекомендовать этот режим для использования.

В целом скорость матрицы находится на вполне достойном уровне для современного IPS-монитора с частотой обновления экрана 175 Гц.

При максимально доступной для монитора частоте обновления 175 Гц пропуска кадров не наблюдается.

#Углы обзора и Glow-эффект

При незначительных изменениях угла просмотра в горизонтальной плоскости картинка на экране совсем не меняется. Если увеличить угол до 30-45 градусов, то изображение становится чуть менее контрастным, немного снижается насыщенность некоторых цветов, слегка высветляются тени, появляются незначительные паразитные оттенки в той или иной части экрана — ничего необычного. При изменениях в вертикальной плоскости картинка на экране портится быстрее.

Glow-эффект у рассматриваемой модели выражен достаточно сильно — это часто бывает с IPS-матрицами. При обычном расположении пользователя перед монитором на темном фоне он по причине большой диагонали и не слишком крутого изгиба экрана оказывается все же заметен, а при взгляде под более острым углом становится выраженным еще более явно.

#Кристаллический эффект, Cross-hatching, ШИМ

В мониторе MSI Optix MEG381CQR Plus используется матрица с полуматовой защитной поверхностью, которая обеспечивает достаточно хорошую защиту от бликов, но при этом почти не приводит к проявлениям кристаллического эффекта. Эффекту Cross-Hatching монитор также не подвержен.

Проработка мелких деталей и шрифтов достаточно хорошая и не требует дополнительных настроек.

По заявлениям производителя, дисплей обладает Flicker-Free-подсветкой, что и было подтверждено в ходе наших тестов. При любом уровне яркости ШИ-модуляция не используется либо её частота составляет несколько килогерц или даже десятки килогерц.

#Выводы

MSI Optix MEG381CQR Plus в первую очередь удивил нас своей настройкой: пожалуй, мы впервые видим монитор, демонстрирующий ограничение цветового охвата на SDR-контенте и раскрывающий его полностью лишь при воспроизведении HDR-содержимого. Ход неожиданный, но вполне способный найти своих почитателей, поскольку как решает вопрос с качеством цветопередачи при работе с цветом (настройка «из коробки» требует лишь некоторого снижения уровня синего цвета для почти идеального отображения sRGB), так и обеспечивает яркую картинку в развлекательных приложениях — и все это без калибровки и ее побочных эффектов.

Какова же итоговая оценка модели? Сопоставим все факты: достойные (но в целом находящиеся на уровне одноклассников) игровые возможности, хорошее соответствие стандарту sRGB при воспроизведении SDR-контента, крайне эффектная внешность и широкая дополнительная функциональность.

На наш взгляд, это сочетание способно идеально подойти для игрового стримера или блогера: монитор смотрится со стороны просто сногсшибательно, позволяет закрепить на себе камеру куда серьезнее обычной «вебки», хорошо пригоден как для игр, так и для обработки контента — а некоторая переплата на фоне аналогов при таких вводных вряд ли критична.

Достоинства:

  • отличное качество материалов и сборки;
  • наличие VESA-крепления;
  • широкий диапазон регулировки яркости;
  • отличное (за исключением завышенной цветовой температуры) качество настройки монитора «из коробки»;
  • приятно оформленное и логичное меню с качественным переводом;
  • хорошие градиенты без калибровки монитора;
  • частота вертикальной развёртки 175 Гц без пропуска кадров и высокая скорость отклика пикселей;
  • поддержка NVIDIA G-Sync Ultimate, обеспечивающая картинку без разрывов при любой частоте обновления;
  • отличные углы обзора;
  • достаточно хорошая равномерность подсветки как на чёрном, так и на белом фоне;
  • подсветка без мерцания (Flicker-Free) во всем диапазоне изменения яркости;
  • отсутствие Cross-hatching, кристаллического эффекта и паразитных звуков электроники во время работы;
  • эргономичная подставка с полным набором регулировок.

Недостатки:

  • существенно заниженный уровень контрастности;
  • ухудшение гамма-кривых в режиме sRGB при изменении яркости (впрочем, с учетом отмеченных особенностей монитора, этот режим для работы в пространстве sRGB совершенно необязателен, и более того — не оптимален);
  • высокая цена.

Может не устроить:

  • ограничение цветового охвата на уровне sRGB при воспроизведении SDR-контента;
  • артефакты разгона матрицы отсутствуют только в самом медленном режиме времени отклика;
  • достаточно сильно выраженные бандинг и Glow-эффект;
  • фронтальная подсветка и OLED-экран системы HMI могут отвлекать внимание при использовании (причем экран, в отличие от подсветки, отключить нельзя);
  • отсутствие режима со вставкой «черного кадра».
 
← Предыдущая страница
⇣ Содержание
Если Вы заметили ошибку — выделите ее мышью и нажмите CTRL+ENTER.
Вечерний 3DNews
Каждый будний вечер мы рассылаем сводку новостей без белиберды и рекламы. Две минуты на чтение — и вы в курсе главных событий.

window-new
Soft
Hard
Тренды 🔥
Microsoft хочет, чтобы у каждого человека был ИИ-помощник, а у каждого бизнеса — ИИ-агент 29 мин.
«Атака на ближайшего соседа» сработала — хакеры удалённо взломали компьютер через Wi-Fi поблизости 2 ч.
Илон Маск представил концепцию DOGE: массовые сокращения госаппарата США и упрощение госрегулирования 2 ч.
Google Gemini сможет управлять приложениями без пользователя и даже не открывая их 5 ч.
Илон Маск отделался выплатой $2923 за неявку для дачи показаний по делу о покупке Twitter 7 ч.
Новая статья: Death of the Reprobate: что не так на картине? Рецензия 13 ч.
Главный конкурент OpanAI получил $4 млрд на развитие ИИ без следов Хуанга 14 ч.
Valve раскрыла часть игр, которые получат скидку на осенней распродаже Steam — официальный трейлер акции 15 ч.
Threads получила «давно назревавшие улучшения» в поиске и тренды 15 ч.
Ubisoft рассказала о возможностях и инновациях стелс-механик в Assassin's Creed Shadows — новый геймплей 16 ч.