Сегодня 25 апреля 2024

На планетах с адским климатом в терминаторе может существовать жизнь, показало моделирование

Во Вселенной множество планет, где климатические условия по земным меркам просто адские, даже если экзопланета находится в поясе обитаемости своей звезды. Это планеты наподобие нашей Венеры, которые всегда обращены к звезде одной стороной. На светлой стороне там пекло, а на тёмной — лютый холод. Но может ли возникнуть и развиться жизнь на таких планетах в зоне терминатора или светораздела? Моделирование показало, что это возможно.

Источник изображения: Science & Analysis Laboratory, NASA Johnson Space Center

Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне (UCI) провели работу и поделились её результатами в престижном астрономическом журнале The Astrophysical Journal, где рассказали о моделировании климатических условий в зоне терминатора на планете, постоянно обращённой к своей звезде одной стороной. Для этого учёные взяли одну из климатических моделей Земли и выставили условия, при которых она замедлила бы своё вращение до состояния синхронизации с Солнцем. Модель Земли стала делать один оборот вокруг своей оси за один орбитальный период прохода вокруг звезды.

Расчёты показали, что в зоне терминатора создаются стабильные климатические условия для зарождения и развития биологической жизни. Интересный момент — для этого на планете не должно быть избытка воды. Жизнь зарождалась на планете в зоне светораздела тем легче, чем меньше было на ней открытых источников воды. Океанов и морей для этого не нужно. Более того, они вредны, поскольку тогда возникают сильные испарения и парниковый эффект, повышающий и без того высокую температуру воздуха. Но если в зоне терминатора распространены озёра, то жизнь в таких местах была бы комфортнее с точки зрения земной биологии.

Исследование показывает, что множество ранее открытых экзопланет и будущих открытий может быть ошибочно отсеяно для детального обзора, куда могли бы попасть «синхронизированные» со своими звёздами планеты, до этого считающиеся неперспективными для поиска жизни. Жизнь следует искать также в зоне терминатора, если экзопланета попадает в зону обитаемости своей звезды. Признаки жизни на таких планетах могут быть в узкой полосе светораздела и не в нашем праве игнорировать такую возможность.