Сегодня 15 июня 2024

Американцы первыми в мире передали собранную в космосе солнечную энергию на Землю

Учёные из Калтеха сообщили о первой в мире успешной передаче солнечной энергии из космоса на Землю. Опытная орбитальная платформа передала микроволновое излучение на приёмник на крыше инженерной лаборатории в кампусе Калтеха в Пасадене, что доказало возможность получения чистой энергии из космоса.

Источник изображения: Caltech

Модуль MAPLE изнутри. Разнесённые пустым пространством приёмник и передатчик энергии и светодиод, подтверждающий передачу энерегии. Источник изображения: Caltech

Созданный в Калифорнийском технологическом институте демонстратор SSPD-1 (Space Solar Power Demonstrator) отправлен в космос в январе этого года в пакете запуска полезной нагрузки Transporter-6 компанией SpaceX. Это аппарат весом 50 кг на спутниковом шасси Momentus Vigoride компании бывшего владельца «Техносилы» российского бизнесмена Михаила Кокорича.

Демонстратор SSPD-1 содержит три ключевых узла, каждый из которых призван испытать ту или иную технологию, связанную со сбором и передачей солнечной энергии из космоса на Землю. В настоящий момент Калтех сообщил об успешном испытании модуля MAPLE, который собирает солнечную энергию, преобразует её в микроволновое излучение и с помощью фазированной антенны направляет на приёмник на Земле.

Также беспроводные приёмник и передатчик энергии установлены в самом модуле MAPLE. Это доказало возможность работы технологии в условиях открытого космоса. Собранная солнечными элементами на борту демонстратора энергия передавалась от одной стенки модуля до другой, и это можно было наблюдать по загорающимся внутри модуля светодиодам. Переданный и зафиксированный на Земле сигнал, очевидно, был очень и очень слабым даже для включения светодиода. Но в данном случае это было неважно. Главное, что принцип работы проверен практикой.

Момент установки модуля DOLCE на платформу

Два других модуля демонстратора SSPD-1 не менее важны в дальнейшем изучении технологий передачи солнечной энергии на Землю. Модуль ALBA содержит 22 различных типа фотоэлементов для оценки их работы в открытом космосе, а модуль DOLCE представляет собой конструкцию-оригами для развёртывания огромных массивов солнечных панелей в космосе. Носовая часть ракет-носителей ограничена по пространству для полезной нагрузки, и солнечные массивы до начала их сборки на орбите как-то надо будет очень и очень компактно укладывать. Надеемся, нам также покажут работу такого массива в составе демонстратора SSPD-1.

Возможность передачи солнечной энергии на Землю позволит использовать чистую энергию в отдалённых местах и в зонах бедствий, куда обычная энергетическая инфраструктура либо не дотянется вовсе, либо будет разрушена. Этим направлением заняты все ведущие страны мира — опытных платформ на земле и в космосе будет всё больше и больше, включая российские.